Что значит слово поморский крестьянин

Поморы: что нам известно о легендарных жителях северных берегов

В Архангельск из Москвы ходит фирменный поезд «Поморье». Если вы приедете на нем, то, еще не догуляв до Поморской улицы, окончательно убедитесь по вывескам и афишам, что прибыли в поморский край. «Поморочка» — это и хор ветеранов, и детский сад, и салон красоты, и незаметная подвальная парикмахерская. «Поморский» — звездный отель и скромный хостел, а в ресторане «Трескоед» вам объяснят, что трескоедами издавна зовут поморов.

Остается понять, кто же это такие — поморы?

Загадка поморов

Так кто же такие поморы? С 90-х годов прошлого века возникли две противоположные точки зрения, постоянно рождающие жаркие споры. Согласно первой, поморы — древний народ, потомки свободных новгородцев, издавна живущий на берегах Белого моря. Свое государство этот народ создать не успел, потому что Москва сначала покорила Великий Новгород, а затем и Поморье. Несмотря на это, поморы все равно сохранили свой свободолюбивый характер и бытовые обычаи, делающие их непохожими на жителей других регионов России. Поморье, в отличие от остальной страны, не знало монголо-татарского ига и крепостного права, поэтому менталитет его жителей всегда отличался гордостью и независимостью.

Что значит слово поморский крестьянин

По мнению сторонников теории «поморы — отдельный народ», обитатели беломорского побережья были грамотны поголовно. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри», правда, не дошедшая из глубины веков, а появившаяся за последние двадцать лет. Кроме своего языка, поморы всегда отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, их ладьи-кочи, по мнению сторонников теории, предназначены для плавания среди полярных льдов лучше, чем современные ледоколы. Поморы ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты.

Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа.

Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези. Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично.

Сколько всего поморов?

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год.

Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав.

Что значит слово поморский крестьянин

Также критике подвергаются и, к примеру, сведения о всеобщей грамотности: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Преувеличены, по мнению сторонников критической теории, и уникальные свойства поморских кораблей. Кочи и шняки, согласно их доводам, были тяжелы, неуклюжи, под парусом могли ходить только при попутном ветре. Нельзя и утверждать, будто поморы были замечательными рыбаками: они не могли обеспечить выловленной рыбой свое побережье и выменивали треску у норвежцев за ржаную муку.

Понятно, что и к этим аргументам следует отнестись с осторожностью. Ведь каждый заостренный полемический взгляд — заведомо неполон и несправедлив. Действительно, никакого «поморского государства» или «покорения поморов» летописи не упоминают. Но и сказать, будто жители берегов Белого моря в своей повседневной жизни ничем не отличались от остальной России, невозможно.

Поморские промыслы

Главной особенностью поморов был не диалект или семейные обычаи, а их хозяйственные занятия. Разнообразие поморских промыслов поражает. От солеварения, рыболовства, охоты на морского зверя — до добычи жемчуга!

Куда плавали поморы

История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей. Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.

Переход на Грумант по открытому морю требовал от поморов немало мужества. В остальном, подобно другим мореплавателям древности, они предпочитали ходить вблизи берегов. Огибали Кольский полуостров по пути в норвежские города. Ходили за мыс Воронов, в Карское море, достигали Новой Земли.

В эпоху паруса и весел морской путь не всегда был оптимален. Например, в город Мангазею на реке Таз — центр меховой торговли Западной Сибири вели два пути, или, как их называли «хода». Один огибал полуостров Ямал и был известен европейским мореплавателям. Второй, тайных ход — волок через основание полуострова, основанный на системе рек и озер, отличался надежностью и безопасностью. Рациональные поморы предпочитали несколько дней тащить корабли и товары по суше, чем играть в опасную игру с плавучими льдами.

Как поморы говорят?

Энтузиасты поморского возрождения считают, что поморы использовали особый язык — поморскую говóрю. Это утверждение трудно и подтвердить, и опровергнуть. Не существует ни летописей, ни литературных текстов, созданных на говóре.

Сейчас написаны несколько поморских словарей. Частично они содержат слова, встречающиеся и в других регионах России, но вышедшие из употребления в современном русском языке. В основном же это термины, связанные с морскими промыслами.

Вот несколько интересных поморских слов:

Поморы не у моря

В дореволюционной России поморцами называли не только жителей беломорских берегов, но и одно из основных направлений у староверов. «Раскольники поморцы, толку беспоповщины, или выговцы и выгорецкие, даниловцы. Поморщина ж. собират. раскольничий толк поморцев», — пишет Даль в «Толковом словаре».

Поморцы-староверы, в отличие от других отрицателей реформ Патриарха Никона, не принимали беглых священников. Церковные обряды — крещение, венчание, отпевание проводили грамотные миряне. Старообрядцы поморского толка могли жить и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в Риге или Вильно, но безопасней всего чувствовали себя на Русском Севере.

Из этого не следует, что жители Поморья поголовно были староверами. На Русском Севере существовали священнические династии, на берегах Пинеги родился будущий святой Иоанн Кронштадтский. Писатель Борис Шергин вспоминает, как долго выбирал между древней верой и современным Православием и в итоге предпочел Русскую Православную Церковь.

Сейчас в России и остальном мире церковное общество христиан-поморцев насчитывает около 500 приходов и 400 тысяч прихожан.

Как поморы воевали

Найти в истории какие-то доказательства завоевания поморов, в отличие от покорения Московским княжеством Великого Новгорода или Вятки, невозможно. Зато архивы сохранили немало свидетельств, как крестьяне Русского Севера при нападении врагов не только защищали свои селения, но и проявляли дипломатическую смекалку.

В знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» шведы безуспешно домогались Кемской волости. В реальной истории они тоже не смогли ее завоевать, поэтому периодически грабили.

Что значит слово поморский крестьянин

В 1590 году крупный шведский отряд разорил Кемскую волость: были сожжены посадские дома, промысловые суда, питейный и гостиный двор. Чтобы отстоять острог, староста Вешняк Кузьмин одолжил восемь пушек у датчан, чьи корабли стояли возле Колы. Как писал в своей «грамате» к жителям Колы царь Федор Иоаннович, «А для осаднаго времени взяли они у Дацких Немец у торговых в долг четыре пушки, две пушки полковыя, ядра у них по три фунта, да две пушки скоростельныя, да четыре пищали больших и с зельем». Битва была удачной, шведы бежали, а их воевода Кавпий был взят в плен и отослан в Москву.

Вместе со знатным пленником было послано не победное донесение, а челобитная с просьбой о льготах. Царь Федор Иоаннович освободил кольских крестьян на три года от всех оброков и податей, на будущее же велел брать с них торговых пошлин только по три деньги с рубля (то есть 1,5%).

Куда ушел поморский быт

Среди определений, кто такие поморы, есть очень точная формулировка из Малой советской энциклопедии (1931 год): «Поморы, поморцы (от “поморье” — страна на берегу моря). Особый бытовой тип великороссов, живущих на берегах Северного, Полярного и Белого морей (большей частью потомки новгородских колонизаторов). Смелые мореходы, рыбаки, охотники».

Обратим внимание на слова «особый бытовой тип». Что это значит и что с этим бытовым типом случилось в прошлом веке?

Что значит слово поморский крестьянин

1917 год стал бедой для зажиточного крестьянства и городского среднего класса во всей России. Новый формат государственного устройства оказался несовместим с привычным укладом жизни поморов. Первой драмой стал итог Гражданской войны на Русском Севере, когда многие жители Архангельска и губернии, не желавшие жить под властью большевиков, эвакуировались вслед за интервентами.

На первый взгляд с победой большевиков социальные отношения стали справедливыми: вместо «покрута» — работы на хозяина, добыча рыбы и зверя велась по принципу артели. Но уже скоро выяснилось, что монополия на торговлю в руках государства, а рыболовецкий колхоз сдает добычу по госцене. Альтернативы не существовало.

Одновременно граница оказалась на замке. В начале XX века поморы, как при императорах и царях, ходили по морю куда хотели, в том числе, и за рубежи Российского государства, посещали Норвегию, общались на руссенорске (торговый язык) или изучали норвежский.

Теперь не просто частная торговля с заграницей, но и визиты с любой целью по вековым маршрутам оказались преступлением. По наблюдениям современников, последний раз суда поморов пришли в Северную Норвегию в 1929 году, и это было символично. Началась коллективизация и уничтожение частного предпринимательства в городах. Совместить поморский быт с новой тоталитарной экономикой оказалось невозможным. Жители прибрежных деревень по-прежнему ходили в море, ловили рыбу, добывали морского зверя — будучи уже государственными работниками, а не вольными мореходами.

Сейчас земля поморов изменилась, но некоторые традиции остались. Архангельская область добывает около 20% рыбы Северного бассейна. Вместо кочей и шняк в новом городе — Северодвинске строят подводные атомные крейсера. Речной жемчуг ушел в историю, но в области находится единственная разработка алмазов в Европейской части России. Символично то, что первые мелкие алмазы были найдены у поселка Поморье. Регион перестал быть основными воротами в Европу, но стал воротами в космос после открытия космодрома Плесецк.

Столица Поморья изменилась до неузнаваемости. Вместо бесконечных пристаней, амбаров, открытого рыбного торга на берегу Северной Двины протянулась бетонная набережная с пляжем, современными сидениями и арт-объектами, напоминающими о старине. Гуляющая по ней молодежь гордится поморскими корнями, но скорее будет защищать тюленей и особенно бельков, чем выйдет в море охотиться на них.

Источник

Что значит поморский крестьянин и построение родной речи?

Что значит поморский крестьянин и построение родной речи.

Что значит слово поморский крестьянин

крестьянами» потому что они не знали что такое крепостное право.

Русском Севере, работали на земле, которую считали своей.

Могли ее продавать,

хотя настоящим собственником земли было государство.

В религиозном смысле были

Их культура опиралась на старославянскую грамотность и на

Самым известным помором был М.

Структура, принципы организации родной речи.

Что значит слово поморский крестьянин

Выделите корень следующих слов : поморского, основателем, владеть, построения,?

Выделите корень следующих слов : поморского, основателем, владеть, построения,.

Что значит слово поморский крестьянин

Однокоренные слова к слову поморского?

Однокоренные слова к слову поморского.

Что значит слово поморский крестьянин

Выпишите слова( поморского, основателем, владеть, построения)обозначая корни и объясняя значения?

Выпишите слова( поморского, основателем, владеть, построения)обозначая корни и объясняя значения.

Что значит слово поморский крестьянин

Какой корень у слова поморского?

Какой корень у слова поморского.

Что значит слово поморский крестьянин

Помогите?

Что значит образные обороты речи объясните!

Что значит слово поморский крестьянин

Списать слова обозначая корни и их значение?

Списать слова обозначая корни и их значение.

Поморского основателем владеть построения.

Что значит слово поморский крестьянин

Какой корень у слова поморского?

Какой корень у слова поморского?

Что значит слово поморский крестьянин

Какое значение слов построение родной речи?

Какое значение слов построение родной речи.

Что значит слово поморский крестьянин

Обозначение слово поморский?

Обозначение слово поморский.

Что значит слово поморский крестьянин

Чтобы правильно и грамотно изложить мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речичто значит владеть правилами?

Чтобы правильно и грамотно изложить мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи

что значит владеть правилами?

Помогите пожалуйста очень прошу.

Источник

Значение слова поморский

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

поморская, поморское. Прил. к поморы, к поморец и к поморье. Поморский берег (юго-западное побережье Онежского залива Белого моря). Поморские славяне (западно-славянские племена по берегам Балтийского моря: полабы, кашубы и др.; истор.). Поморское согласие (старообрядческая секта среди северно-русских поморов).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Соотносящийся по знач. с сущ.: поморье, помор, поморец, связанный с ними.

Свойственный поморью, помору, поморцу, характерный для них.

Расположенный в поморье.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «поморский»:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «поморский»:

Википедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «поморский»:

Примеры употребления слова поморский в литературе.

Выберет вахню покрупнее, а мама ее сварит на поморский лад: с лучком да с постным маслом.

А если вы, господа, к нам на совет вскоре не пришлете, от вора не отстанете и со всею землею не соединитесь и общим советом с нами государя не станете выбирать, то мы, с сердечными слезами расставшись с вами, всемирным советом с поморскими, понизовыми и замосковными городами будем выбирать государя.

Эти суда были килевые, а не поморские плоскодонные и совсем не годились для волока по суше.

И на Терьском берегу ладилось, куда, к счастью, москвичи не доходили, и на Летнем, и на Поморском, и на Выге, Суме, Нюхче, и в Обонежье.

Перемешали в нем свои холодные от тающих в Судетах снегов воды не только обе Нейсе, Быстшица и Бубр, не только Мала-Панев, которая берет свое начало южнее Ченстохова, и Барыч, стекающий с Тшебницких высот, но и Варта с Нотецом, вобравшие в себя воды южной части Поморского приозерья, Куяв, Земли Любушской и широкой Велькопольской низменности, вплоть до самых истоков на Краковско-Ченстоховском плоскогорье.

И рассказал мне, что тогда осенью, когда я уехал из Рыбинска, они с Костыгой устроили-таки побег Репке за большие деньги из острога, а потом все втроем убежали в пошехонские леса, в поморские скиты, где Костыга остался доживать свой век, а Улан и Репка поехали на Черемшан Репкину поклажу искать.

Деревянное поморское суденышко, ставшее в строй военных кораблей, патрулировало в Югорском Шаре.

Ломоносов, продолжая любоваться на барельеф, вырезанный на рукоятке ножа, изображающий поморскую лайку, оскалившую крохотные зубки на рысь, укрывшуюся в ветвях пихты.

Плескалась холодная беломорская волна, носились над водой огромные белокрылые чайки, белел на горизонте парус одинокой поморской шнявы.

Между тем из Ярославля дали знать в Нижний, что Заруцкий прислал много козаков в Ярославль, а Просовецкий уже идет с войском, хотят захватить Ярославль и все поморские города, чтоб не дать соединиться нижегородской рати с ярославцами.

Родом он был купец из северного русского городка Каргополя, и в речи его чувствовался северный поморский говорок.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: pomorskiy
Задом наперед читается как: йиксромоп
Поморский состоит из 9 букв

Источник

Поморы

Содержание

Происхождение, деятельность

Поморы, являясь потомками древних русских переселенцев, издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI—XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, побережье Белого и Баренцева морей) [3] :

Кроме указанных крупных этнографических групп и подгрупп, выделяются более мелкие своеобразные группы населения, имеющие особые названия или самоназвания. Крайний Север — побережье Белого моря — населяют поморы. Поморы скорее географический, чем этнографический термин и означает: 1) население берега Белого моря от р. Онеги до Кеми и 2) жителей северного морского побережья. Поморы, являющиеся потомками древних новгородских поселенцев, сходны по своей материальной и духовной культуре с остальным населением русского Севера и отличаются главным образом особенностями хозяйственного быта; издавна они слыли смелыми мореходами, охотниками на морского зверя и опытными рыболовами.

Религия

Язык поморов — поморский диалект русского языка. Характерными признаками поморского говора являются:

Также для торговых связей с Норвегией поморы использовали руссенорск — смесь русского и норвежского языка.

Территориальные группы поморов

Что значит слово поморский крестьянин

Что значит слово поморский крестьянин

История изучения

Численность согласно переписям 2002 и 2010 годов

Современное состояние

Культура

Что значит слово поморский крестьянин

Что значит слово поморский крестьянин

Что значит слово поморский крестьянин

Что значит слово поморский крестьянин

Поморские сказки

Поморская культура отразилась в произведениях Кривополеновой, Абрамова, Писахова и Шергина. По мотивам произведений Писахова и Шергина в 80-х на «Союзмультфильме» была снята знаменитая серия мультфильмов — Смех и горе у Бела моря.

Поморы, внёсшие вклад в развитие науки, культуры и искусства

Примечания

Литература

Ссылки

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Поморы» в других словарях:

ПОМОРЫ — ПОМОРЫ, поморов, ед. помор, помора, муж. Коренное русское население побережья Белого моря и Ледовитого океана. Поморы занимаются рыболовством и охотой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОМОРЫ — этнографическая группа русских на побережье Белого и Баренцева морей. Предки поморов в основном выходцы из древнего Новгорода … Большой Энциклопедический словарь

поморы — сущ., кол во синонимов: 1 • поморяне (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

поморы — ов; мн. Коренное русское население побережья Белого и Баренцева морей; жители этой местности. Архангельские поморы. Родом из поморов. ◁ Помор, а; м. Поморка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Поморский (см.). * * * поморы этнографическая группа… … Энциклопедический словарь

поморы — ов; мн. см. тж. помор, поморка, поморский Коренное русское население побережья Белого и Баренцева морей; жители этой местности. Архангельские поморы. Родом из поморов … Словарь многих выражений

поморы — ПОМОРЫ, ов, мн (ед помор, а, м). Коренное русское население побережья Белого и Баренцева морей, Кольского п ова, чьи предки были в основном выходцами из древнего Новгорода (в научной литературе XIX в. в содержание термина Поморье включались также … Толковый словарь русских существительных

Поморы — название и самоназвание потомков древних русских поселенцев (преимущественно из Новгородской земли), заселявших с 12 по начало 18 вв. юго западного и юго восточного побережья Белого моря (Поморский и Летний берега). П. иногда называется и … Большая советская энциклопедия

Поморы — местный термин, ныне ставший всеобщим для промышленников Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губ., занимающихся рыбным (преимущественно тресковым), палтусиным, отчасти акульим и нерпичьим промыслами на … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поморы — мн. 1. Коренное русское население побережья Белого моря и Ледовитого океана. 2. Представители этого населения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

поморы — пом оры, ов, ед. ч. пом ор, а (жители севернорусского Поморья) … Русский орфографический словарь

Источник

Что значит слово поморский крестьянин

После биографии В.И.Ламанского в «ломоносоведении» общим местом стало повторение «истин» об особом общественном и культурном укладе Русского Севера, как факторе становления личности М.В.Ломоносова. Пишут об этом в «ломоносоведении» и сейчас, правда, при этом не задумываются о том, что если все так было замечательно в этом периферийном крае, то почему тогда его «выдающаяся» общественная (а, на самом деле, чрезвычайно косная) среда дала России одного только М.В.Ломоносова.

Итак, М.В.Ломоносов в биографической литературе стал «помором» спустя 100 лет после своей смерти. В качестве источника для своей концепции «поморства» М.В.Ломоносова В.И.Ламанский использовал две работы: упоминавшееся уже сочинение И.И.Лепехина (1805 г.) и книгу писателя Сергея Васильевича Максимова (1839-1901), в 1856-1857 гг. совершившего путешествие по Русскому Северу.[26] И.И.Лепехин описывал промысловый труд поморов в конце ХVIII в. С.В.Максимов писал о том же самом, но его тексты интересны другим. Они свидетельствуют о том, что в это время прежнее понятие «поморец», как житель «поморских волостей» Белого Моря, начинает пониматься по-новому, шире, как вообще промышленник, занимающийся в Белом и Баренцевом морях рыбным и зверобойным промыслами.

В связи с этим обратим внимание на деятельность Ломоносовского центра Северного Арктического Федерального университета в утверждении на новом этапе «ломоносоведения» представлений о «поморстве» как иной этнической самоидентификации М.В.Ломоносова. В Архангельске уже без малого скоро четверть века фальсификацией начального этапа биографии великого русского ученого занимается директор этого центра профессор Татьяна Сергеевна Буторина.[38] По совместительству она еще является и вице-президентом Ломоносовского фонда. Проф. Т.С.Буторина исходит из положения, что в прошлые времена Русский Север населяли «поморы» и современное население Архангельской области является потомками этих самых «поморов». Проф. Т.С.Буторина утверждает: «Михайло Ломоносов стал ярким и характерным представителем русского субэтноса, населявшего Поморье, которое исторически являлось посредником между Западом и центром Руси. Положение крестьян на Севере в значительной мере было аналогично положению крестьян в Норвегии. Норвежский крестьянин, как и поморский, никогда не был крепостным. Именно это обстоятельство объясняет наличие специфических образовательных традиций и своеобразного характера у скандинавов и поморов. Отец Ломоносова по характеру был типичным помором: настойчивым, трудолюбивым, смелым, предприимчивым, справедливым, отважным, человеком широкой натуры».[39]

Отметим несколько моментов в этом тексте проф. Т.С.Буториной. Во-первых, мы обратились лично к Татьяне Сергеевне, чтобы она назвала нам хотя бы один исторический источник, в котором М.В.Ломоносов назвал бы себя «помором» или его назвали бы таковым. Разумеется, проф. Т.С.Буторина не смогла этого сделать. Поэтому совсем неуместными и фантастическими являются подобные утверждения «ломоносоведа», а фактически фальсификатора истории Русского Севера Т.С.Буториной: «М.В.Ломоносов гордился своим поморским происхождением»; «Михаил Васильевич Ломоносов по-мужски, по-поморски оберегал покой своей семьи»; «Михаил Васильевич, следуя поморским традициям, никогда не показывал открыто своих чувств к Елизавете Андреевне». Последний факт в «научном труде» Т.С.Буториной вообще из области беллетристики и женского романа.

И, в-третьих, совсем неуместным выглядит утверждение проф. Т.С.Буториной об общности социально-экономической жизни Русского Севера с Норвегией. Здесь на творчество ведущего «ломоносоведа» в Архангельске несомненно повлияла норвежская культурная политика Баренц-региона. Это прямой реверанс норвежцам с их грантовой политикой подкупа местных провинциалов. И, действительно, проф. Т.С.Буторина помимо «ломоносоведения» без знания норвежского языка смогла отличиться на ниве скандинавистики.[41]

Итак, мы рассмотрели проблему «поморства» М.В.Ломоносова на историческую глубину биографического жанра и убедились, что само понятие «помор» изменялось в общественном восприятии на протяжении трех последних столетий. В связи с этим М.В.Ломоносов за время, прошедшее с его смерти, побывал «рыбаком», потом он стал «помором» и даже «Великим Помором». А сейчас из него в Архангельске деморализованная десятилетиями Смуты потерявшая честь и совесть кучка местной интеллигенции пытается сделать «этнического» помора. Историческим курьезом происходящего является попытка сотворить из «рыбаков», по одному изначальному определению, новый «коренной» народ Арктики.
* * *

[1] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 10. М., Л. 1957. Т. 10. № 473. С. 322-323.

[2] Крестинин В.В. Труды. Творческая биография. Библиография. Архангельск, 2007. С. 26-27, 121, 127.

[3] Сибирцев И.М. К биографическим сведениям о М.В.Ломоносове (Его жизнь на родине) // Ломоносовский сборник, 1711-1911. СПб., 1911. С. 29-65; Морозов А.А. Родина Ломоносова. Архангельск, 1975. С. 231, 234-235.

[4] Свиньин П. Потомки и современники Ломоносова // Библиотека для чтения. 1834. Т. 2. Отд. 1. С. 213.

[6] Новиков Н. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб., 1772. С. 119.

[7] Муравьев М.Н. Сочинения Т. 2. СПб., 1847. С. 325-329.

[8] Путешествия академика Ивана Лепехина. Ч. IV. В 1772 г. СПб.,1805. С. 298.

[9] Штелин Я. Анекдоты. // Москвитянин. 1850. Ч. 1. Отд. III. С. 1-14.

[10] Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная. Пер. В.Кеневича // Сборник Отделения русусского языка и словестности Императорской Академии Наук. СПб., 1875. Т. 13. С. 198.

[11] Веревкин М.И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова // Полное собрание сочинений Михайла Васильевича Ломоносова с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде еще не напечатанных творений. СПб., 1786. Ч. 1. С. III-XVIII.

[12] Крестинин.В.В. Труды. С. 98.

[13] Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1976. С. 215.

[14] Челищев П.И. Путешествие по северу России в 1791 году. М., 2008. С. 145.

[16] Вестник Европы. 1804. № 10. Ч. 15. С. 312.

[17] Грибоедов А.С. Сочичения в 2-х томах. Т. 1. М., 1971. С. 357.

[18] Карамзин Н. Пантеон российских авторов. Ч. 1. Тетрадь 4. М., 1803.

[19] Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. Сост. А. С. Курилов. М., 1981. С. 125.

[20] Погодин М.П. Воспоминание о Ломоносове, сочиненное академиком М.П.Погодиным, для произнесения в торжественном столетнем собрании Московского университета 12 января 1855 г. // ИОРЯС. 1855. Т. 4. Стб. 70-71.

[21] См. Отпись дьяков Казарина Дубровского и Леонтия Ананьинао приеме дани и оброков с Каргопольского и Турчасовского уездов (1 марта 1559 г.) // Акты социально-экономической истории севера России кон. XV- нач. XVI в. Акты Соловецкого монастыря 1479-1571 гг. Сост. И.З.Либерзон. М., 1988. № 242. С. 155.

[23] Бернштам Т.А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978. С. 69-72.

[24] Ламанский В.И. Михаил Васильевич Ломоносов. Биографический очерк. Первые четыре главы. СПб., 1863.

[26] Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984.

[28] Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. 24а. СПб., 1898. Стб. 506.

[30] Плеханов Г.В. Сочинения. Т. ХХI. М., Л., 1925. С. 141.

[31] Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. 17а. СПб., 1896. Стб. 940.

[32] Новый энциклопедичекий словарь. Брокгауз-Эфрон. Т. 24. Пг., 1915. Стб. 854.

[33] Энциклопедический словарь Граната. Изд. 7. Т. 27. М., 1915. Стб. 354.

[34] Круглов А.В. Гениальный Помор. Очерк жизни М.В.Ломоносова. М., 1903 (Библиотека маленького читателя); Добрынин К.И. Великий Помор. Очерк жизни и деятельности М.В.Ломоносова. М., 1910. (Для школьного и семейного чтения).

[35] Меншуткин Б.Н. Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание. СПб., 1911; Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. 3-е изд. М., Л., 1947.

[36] БСЭ. Т. 37. М., 1938. Стб. 373; БСЭ. 2-е изд. Т. 25. М., 1954. С. 375; БСЭ. 3-е изд. Т. 15. М., 1974. С. 8.

[37] БРЭ. Т. 18. М., 2011. С. 5.

[38] 9 октября 1990 г. проф. Т.С.Буторина защитила докторскую диссертацию «Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли ХVIII в.». Она является автором следующих часто сомнительных, с точки зрения науки, «трудов», как: Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 111-116. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. Архангельск, 2001. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. Архангельск, Москва, 2005. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. Архангельск, 2004.

[39] Буторина Т.С. Личная судьба М.В. Ломоносова // К пользе и славе Отечества. Ред. Т.С.Буторина. Архангельск, 2003. С. 174-175.

[40] Морозов А.А. Родина Ломоносова. Архангельск, 1975.

[41] Буторина Т.С. Женское воспитание в норвежской семье XIX века. М., Воронеж, 2006 (в соавторстве с М.А.Калининой).

[42] Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. Архангельск, 2003. С. 34.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *