Что относится к конструктивным функциям конфликта по отношению к группе
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА
Под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) принято понимать противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты).
Возникла и развивается данная отрасль знания на стыке ряда научных дисциплин: социальной психологии, педагогики, социологии, политологии, экономики, менеджмента, философии, медицины.
Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.
Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1999).
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
Поскольку конфликт представляет собой предельный случай обострения противоречий, широко распространено мнение об отрицательной роли конфликтов в нашей жизни, что приводит к стремлению людей избегать вступления в них, а руководители либо стремятся подавлять все конфликты без разбора, либо предпочитают вообще не вмешиваться в них.
Но стоит иметь в виду, что конфликты часто играют положительную роль, поскольку противоречие является также и движущей силой всякого развития.
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Говоря о функциях конфликтов, стоит отметить, что конфликты бывают как деструктивные, так и конструктивные. Как правило, конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.
К конструктивным функциям конфликтов можно отнести:
— устранение полностью или частично противоречия, возникающего из-за несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт выявляет нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности;
— позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;
— может улучшить качество индивидуальной деятельности;
— при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
— средство самоутверждения личности, формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими. Может быть определен как конфликт становления, самоутверждения, социализации.
Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем:
— выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития;
— выявляет нерешенные проблемы в деятельности группы, может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. С помощью конфликта руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц;
— зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности;
— может способствовать созданию новых, более благоприятных, условий, к которым легче адаптируются члены коллектива;
— способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность;
— оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте.
Деструктивное влияние конфликта:
— выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
— стресс, резкий рост вероятности заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
— нарушение системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь и враждебность к другой стороне нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи;
Негативное воздействие конфликта на группу (организацию):
— разрушение традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации;
— отрицательное влияние на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат;
— ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижение групповой сплоченности;
— ухудшение качества совместной деятельности коллектива происходит, когда конфликт медленно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным и др.
— возможность возникновения деструктивного лидерства в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.
Таким образом, обобщая изложенное выше, можно заключить, что конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Его разрешение приводит к улучшению отношений между людьми и к развитию группы, к повышению эффективности деятельности. Конструктивный конфликт возникает тогда, когда человек конечной целью ставит задачу преодолеть разногласия, улучшить ситуацию, сделать ее приемлемой для обеих сторон, что выведет взаимоотношения на новый уровень.
Деструктивный конфликт возникает в тех случаях:
— когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;
— когда один из оппонентов прибегает к осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности деятельности.
Конструктивные и деструктивные функции конфликтов
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
· Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
· Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
· Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.
· Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
· Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!
· При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.
· Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.
Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.
Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.
· Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
· Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.
· Конфликт проявляет общественное мнение.
· Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
· Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).
· В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).
· Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.
· Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
· Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
· Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.
· Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.
Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу[5]
9. Влияние конфликтов на жизнедеятельность оппонентов и социальной группы, организации и общества.
10. Конфликты и здоровье человека.
Существует четыре вида социального взаимодействия: а) приспособление; б) соревнование; в) ассимиляция; г) конфликт.
Различают следующие виды конфликтов: кратковременные и затяжные; явные и скрытые; внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные, межгрупповые).
Внутренние (внутриличностные) конфликты. Столкновение равных по силе, но противоположных по направлению потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека:
1) проявляется внешне: в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п.;
2) если затягивается, то может принять форму отклонений в поведении, снижения результатов деятельности, невроза.
Учителю нужно быть очень наблюдательным (внимательным) к отклонениям в поведении. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь: 1) осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; 2) восстановить пошатнувшуюся самооценку; 3) привести уровень притязаний в соответствие с возможностями.
Внешние (межличностные, межгрупповые) конфликты. Ситуация, возникающая при взаимодействии людей, которые либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо в конкурентной борьбе стремятся к Достижению одной и той же цели.
Этапы конфликта: 1) возникновение; 2) становление; 3) зрелость; 4) преобразование.
Варианты коррекции конфликта:
1) компромиссы (взаимные уступки), дружеское согласие;
2) привлечение объективных судей (третейский судья), привлечение социальных институтов;
3) переключение внимания;
5) разделение деловой и эмоциональной сторон конфликта;
6) отсрочка (перенос решения конфликта на более благоприятное время).
Разрешение социальных конфликтов:
— в закрытых обществах (ригидных), как правило, сопровождается подрывом основ социального согласия; разрушением социальных связей, революционным насилием;
— в открытых обществах (плюралистических) дается выход конфликту, но вместе с тем оберегается социальное спокойствие общества.
Следует знать, что конфликты, как и психосоматические заболевания, могут выполнять защитную функцию. Они защищают нас от более деструктивных поступков и действий.
Первым изучил бессознательно использующиеся человеком защитные механизмы и классифицировал их австрийский врач и психолог-аналитик 3. Фрейд.
Вытеснение. Этот механизм позволяет «забыть» и не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано, и чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, тем самым снять эмоциональное напряжение, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз.
Компенсация – поиск компенсации, замены своей социальной роли для сохранения своего «Я», своей самооценки. Любой человек, попавший в положение отверженного в группе, не получающий удовлетворения от общения с другими людьми, ищет поле деятельности, где он может добиться успеха, завоевать уважение.
Около 30% молодых людей воспринимают свои индивидуальные особенности неадекватно, порой имеют о себе противоположное по сравнению с окружающими людьми мнение. Такое неадекватное самовосприятие создает предпосылки для возникновения проблем в общении и во взаимоотношениях.
Методы урегулирования конфликтов
Можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Вторая — на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Третья — на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план..
Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.
Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы. Основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. В рамках этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.
11. Психофизиологические аспекты стресса в конфликтных ситуациях.
[1] Цой Л.Н. «Практическая конфликтология»
[2] Конспект лекций военной кафедры. Военная конфликтология,
[4] Дмитриев А.В.. Конфликтология: Учебное пособие.
[5] Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss,
Позитивные и негативные функции конфликта: примеры
Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.
Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
Деструктивные функции конфликта связаны с:
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные, которые представлены в таблице 4.
Позитивные функции | Негативные функции |
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 2. Получение новой информации об оппоненте 3. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом 4. Стимулирование к изменениям и развитию 5. Снятие синдрома покорности у подчиненных 6. Диагностика возможностей 7. оппонентов 8. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. | 1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте 2. Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе 3. Представление о побежденных группах как о врагах 4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе 5. После завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива 6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Конструктивные функции конфликта
Среди них выделяют:
Введение
Конфликт, являясь одним из типов социального взаимодействия, которому присущи противоположность ценностей, интересов и целей социальных субъектов, присутствует в любом обществе.
В научной литературе освещаются проблемы управления конфликтами в организациях, приводится большое количество классификаций, разделов, описаний типов и видов конфликтов с определенными экономическими, психологическими, социальными и другими признаками. Изучая конфликты, основной проблемой выступает использование информации об их разновидности с целью управления ими, а также то, что основной вклад в исследование конфликтов в организациях сделала не управленческая наука, а психология и социология. Этим обусловлены доминирующие психологический и социальный взгляды на конфликты и на управление ими, что встречается в литературе по исследованию управления.
В соответствии с этим, крайне важное значение приобретают функциональные особенности конфликтов, не владея информацией, касательно которых разрешить конфликт крайне сложно. Однако, специфику данного вопроса так же составляет и то, что в научной литературе на сегодняшний день до сих пор отсутствует единый перечень функций конфликтов, что делает данную тему для исследования весьма актуальной.
Цель работы заключается в теоретическом исследовании различных подходов к определению функций конфликтов.
Для достижения данной цели в ходе работы необходимо выполнить такие задачи, как:
— рассмотреть понятие и сущность категорий кадрового управления «функция» и «конфликт»;
— исследовать функции конфликтов, определяемые современными исследователями теории управления персонала.
Причины и последствия конфликтов
Одним из важных показател ей социально-психологического климата в коллективе являются конфликт ные ситуации.
Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители.
Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы:
Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов.
Не останавливаясь детально на каждой из существующих сегодня многочи сленных классификациях конфликтов, отметим лишь те из них, которые касаются прежде всего конфликтов в организациях. Так, в зависимост и от количества и уровня участников конфликты делятся на:
В классификациях по ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт), например, между двумя рядовыми сотрудниками или двумя начальниками отделов ; между ниже стоящими и выше стоящими на социальной лестнице субъектами ( вертикальный конфликт), например, конфликт между руководителем и подчиненным.
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина, и многофакторные, возник ающие в силу двух и более причин, а также кумулятивные конфлик ты, когда несколько причин накладываются одна на другой, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
В рамках типологии, составленных, исходя из временных параметров, конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различаются открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.
Негативные последствия конфликта
В общем, можно выделить следующие негативные последствия конфликта:
Позитивные последствия конфликта
При определенных условиях конфликты имеют позитивные результаты:
Методы и типология конфликтного поведения
К структурным методам относятся:
Понятие и сущность категорий кадрового управления «функция» и «конфликт»
Анализ современных исследований позволяет рассматривать конфликт как движущую силу развития личности, как результат взаимодействия субъективных и объективных детерминант и свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения собственно проблемы конфликта, конфликтных форм поведения, их психологической сущности и условий детерминации [3, с. 165].
Там, где есть человек, всегда есть конфликты, потому что они — постоянные спутники жизни и развития человечества. Общественная жизнь не может существовать без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мнений и различного рода противоречия, которые нередко перерастают в конфликты.
Следует отметить, что термин «конфликт» происходит от латинского слова «Conflictus», что в точном переводе означает «столкновение», а в произвольном — «противодействие», «противоборство» [1, с.81]. Сегодня выделяют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Рассмотрим значение термина «конфликт». Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок) [4, с. 85].
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновение) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями [5, с. 8].
С философской точки зрения конфликт можно рассматривать как предельное обострение противоречий. По нашему мнению, наиболее приемлемым является определение, сформулированное М. Х. Месконом, М. Альбертом, Ф.Хедоури — «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновения) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями».
Что же касается определения термина «функция» с точки зрения взаимосвязи с категорией теории управления «конфликт», следует отметить, что функция – это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.
Кроме того, функции объектов, элементов, процессов и т. д. определяют назначение таковых и основные задачи, которые та или иная категория, на которую направлено раскрытие особенностей функционального назначения, выполняют.
Таким образом, функция конфликта – определённое назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Типология конфликта
С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:
В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.
Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.
Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.
Его базой могут стать различные причины:
Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.
Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:
Специфика деструктивных функций
Отрицательные функции социального конфликта в том, что противоречия мешают достигать поставленных целей. Деструкция приводит к следующим последствиям:
Вывод
Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
В современной теории управления персоналом, и теории управления организацией в целом, представление о функциях конфликта весьма неоднозначное. Некоторые учёные насчитывают около 30 функций конфликта, некоторые ограничиваются пятью, однако существует определённый набор функций, которые безоговорочно признают все современные исследователи рассмотренного вопроса.
В соответствии с этим, в ходе работы было рассмотрено 3 основных подхода к определению и градации функций конфликта, а именно, функциональная классификация Л. Козера, функции конфликтов, определённые М.А. Юлюм и Н.В. Молоткова на основе работ классиков, а так же функциональная классификация по позитивному и негативному влиянию соответствующих функций на коллектив и деятельность организации в целом.
В процессе данного исследования было выяснено, что наиболее эффективным и оптимальным подходом к определению функций конфликтов, применительно к управлению персоналом, является подход конструктивно-диструктивного определения функций, в котором объективно представлены как позитивные, так и негативные функции конфликта.