Что относится к коммуникативным барьерам
Особенности общения
Коммуникация при речевом взаимодействии адресована собеседнику, состоит в обмене мнениями и переживаниями, выражении желаний или призвана вызвать у партнера по диалогу изменения в представлениях о каком-либо предмете. Иначе говоря, общение всегда подразумевает процесс обмена информацией. При этом озвученные сведения не только передаются, но и формируются, уточняются, развиваются.
Коммуникации отличаются некоторыми особенностями:
Тем не менее в жизни нередки ситуации, когда общение затрудняется пониманием людьми друг друга. Коммуникативными барьерами в психологии называются преграды различного происхождения, которые могут возникать между партнерами по диалогу во время обмена адекватной информацией.
Они проявляют себя как психологическое противодействие со стороны того человека, который как бы защищается от активного преподнесения информации и препятствует этим обмену сведениями между собеседниками, вступившими в диалог. При получении информации из внешней среды могут появляться коммуникативные барьеры (КБ), связанные со множеством сведений, которы ежедневно получает каждый человек.
В процессе внешней коммуникации возможно возникновение информационной перегрузки, чувства дезориентации при выборе источника (пресса, телевидение, интернет), что приводит к обесцениванию полученных сведений. С другой стороны, умение правильно использовать информацию, например, эксклюзивную или известную ограниченному кругу лиц, позволяет оказывать воздействие на других людей и расширить свое влияние.
Причины возникновения
Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:
Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:
Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.
Формы и виды
Коммуникативные барьеры устанавливаются, когда реципиент (получатель сообщения) хочет защититься от неважной, нежелательной или даже опасной информации. В зависимости от межличностного уровня общения, от умения партнеров, участвующих в диалоге, выразить свои мысли словами, сконцентрировать внимание на собеседнике и выслушать его различают три формы прозрачности КБ. К ним относятся:
Избегание — наиболее непрозрачная форма КБ. Не воспринимать нежелательную информацию можно, избрав физический путь и избегая любых контактов с ее носителем, или психологическим способом — не вслушиваться в слова участников беседы, углубившись в собственные мысли. Самый прозрачный барьер — непонимание, при его возникновении сведения искажаются до неузнаваемости и низводятся до нейтрального смысла. Барьер авторитетного типа направлен на обесценивание информации путем субъективного снижения значимости и надежности ее источника.
Существует классификация психологических преград по формальным характеристикам содержания самого сообщения, приводящим к непониманию. По этому признаку КБ разделяют на фонетические, стилистические, семантические и логические.
Фонетические и семантические различия
Разбор причин появления таких барьеров показывает, что они обусловлены различием в акустических средствах передачи информации и непониманием значений слов. Фонетический барьер возникает в связи с физиологическими особенностями разговорной речи, которые присущи разным людям. К ним относятся:
При этом диапазон непонимания довольно широк — незначительное относится к произношению отдельных слов, совершенное отражает полное незнание языка (иностранного или незнакомого). Частичный барьер возникает при быстром, невнятном выговоре, шепелявости, акценте. Но и замедленная речь, перемежающаяся ненужными звуками и словами-паразитами (э-э, м-м, ну, вот), вызывает у реципиента только раздражение.
Фонетическое непонимание проявляется и при неожиданном повышении голоса как следствие того, что повышенные тона блокируют восприятие речи. В таких случаях человек концентрирует внимание на отношении к нему собеседника вместо осмысления сообщения. Высокий или пониженный тембр голоса вызывают у реципиента защитную реакцию отключения внимания от слов говорящего.
Семантический барьер образуется при коммуникации между представителями разных субкультур и проявляется в непонимании лингвистического состава языка, относящегося к обычаям, нормам и ценностям, жаргонизмам, употребляемым в уличной или молодежной среде. Кроме того, имеет значение и многозначность избирательных слов, смысл которых зависит от предложенного контекста.
Стилистические препятствия
Возникают в случаях, когда стиль речи говорящего не соответствует ситуации или стилю речи реципиента, т. е. при неправильной организации сообщения. Например, критическое замечание не воспринимается таковым, если высказано в дружественной форме, так как выбранный стиль неуместный, не соответствует цели коммуникации и намерениям участника разговора.
Подсознательное или явное сопротивление у реципиента вызывают фразы, содержащие слова принуждения: должен, обязан, необходимо и т. п. В деловой сфере не всегда уместна и парадигма возможного и желательного без конкретики. Психологи советуют использовать такие приемы структурирования информации:
Стилистический барьер появляется и в условиях, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Например, человек, пригласивший собеседника к диалогу, ведет односторонний монолог. Такой способ общения приводит не только к недовольству собеседника, но и вызывает непонимание и даже неприятие самой информации, вызванное негативными эмоциями, не позволяющими слушателю сосредоточиться и эффективно воспринять услышанное. Непонимание между партнерами возникает и при использовании стилей, уместных в письменной речи, но затрудненных для восприятия на слух.
Логические барьеры
Проявляют себя в ситуациях, когда партнеры не могут найти общий язык при коммуникации. Люди могут видеть суть обсуждаемой проблемы с разных точек зрения, которые не всегда совпадают с позицией другого участника разговора. Кроме того, собеседники могут придавать одним и тем же словам в различных ситуациях совершенно разный смысл, зависящий от индивидуально-личностных особенностей. Зародившись в сознании одного человека, он необязательно станет понятным слушателю, тем более что и сами мысли — это следствие различных потребностей индивида.
За каждой из них скрывается свой мотив как первичная составляющая в формировании словесных конструкций. Это выражается в том, что собеседник сначала формулирует свою внутреннюю речь и только после этого вербализует ее, слушателю же приходится сначала расшифровать послание, чтобы постигнуть смысл адресованного ему сообщения. Если реципиенту свойственны другие особенности мышления, то понимание информации будет неадекватным и непременно вызовет затруднения в коммуникации.
Зачастую такой барьер возникает, если у одного из партнеров абстрактно-логический вид мышления, а у второго — наглядно-образный: при этом логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других будут иметь разную направленность и глубину. Например, пока один человек пытается как можно глубже проанализировать проблему, другой останавливается на сборе поверхностной информации и быстро формулирует ответ. Логические барьеры наиболее заметны, когда партнеры с различиями в мыслительной деятельности не стремятся учитывать специфические черты друг друга.
Средства преодоления
Коммуникативные барьеры общения убираются с помощью психологических приемов, направленных на определение условий, ослабляющих их влияние на реципиента. Совокупность средств, помогающих процессу разблокировки коммуникационных каналов, называется фасцинацией. Термин произошел от английского слова fascination, что означает «очарование».
Средства фасцинации сопровождают подачу информации, увеличивают долю ее восприятия слушателем и повышают доверие к полученным знаниям. Обычно они выступают дополнительным фоном, например, для конструктивного диалога можно рекомендовать спокойную, доверительную обстановку, при общении через электронные носители — акцентированное музыкальное сопровождение.
Для преодоления фонетического барьера используются технические приемы по улучшению качества речи и соблюдению темпа диалога, наиболее подходящего для понимания смысла сообщения. Немаловажное значение имеет установка на верное произношение слов и правильные ударения. Фонетическое непонимание смягчают паузами, которые усиливают внимание и дают собеседнику передышку. Защититься от повышенного тона партнера можно только находясь в эмоциональном равновесии и обратившись к нему с просьбой соблюдать спокойствие во время беседы.
Оптимальная тональность и правильно расставленные акценты в сообщении также способствуют эффективной коммуникации. Для преодоления семантического барьера необходимы знания о культурных и религиозных обычаях разных народов, которые помогают понять особенности других людей и подобрать для разговора понятную им лексику. Оправдывает ожидание языковая вариабельность, когда меняется специфика сообщения в зависимости от того, кому оно предназначено.
Стилистические барьеры преодолеваются правильным построением разговора. Чтобы сообщение воспринималось лучше, его начинают с привлечения внимания и вызова заинтересованности у реципиента, далее переходят к основным положениям и вступают в дискуссию с возражениями и вопросами. Общение заканчивается выводами и подведением итогов диалога. Избежать логического барьера можно, если попытаться понять, каким образом собеседник строит умозаключения, выявить и постараться компенсировать различия.
Коммуникативные барьеры
Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации
Коммуникативные барьеры бывают трех типов:
1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.
Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.
Такое препятствие также может быть разной степени прозрачности, в одном случае оно вообще не допустит информацию в сознание слушателя, в другом – исказит или обесценит ее, сделав безопасной. Б.Ф. Поршнев выделяет три различные формы коммуникативных барьеров, различающиеся, по степенью прозрачности.
Самый плотный, практически не прозрачный, барьер – избегание. Убежать от информации и ее пагубного воздействия можно как физически, так и психологически. Физическое избегание исключает контакт с самим носителем информации. Каждый взрослый человек в ходе жизни нарабатывает целый арсенал различных способов избегания контактов с нежелательными лицами. Многие из них банальны: перейти на другую сторону улицы, отвернуться к витринам, согнуться, чтобы завязать якобы развязавщийся шнурок и т.д. Известный способ «телефонного» бегства: «Извини, у меня что-то на плите горит». В кино в самый неприятный момент можно закрыть глаза, заткнуть уши. Способы старые, проверенные и во многих случаях не только по-человечески понятные, но и оправданные.
Хороший пример психологического избегания – забывание информации. Или, скажем, «уход в себя» во время слушания. Вроде бы слушал, кивал, а в итоге… ничего не услышал.
Другой барьер – авторитет. Информация попадает в сознание, но по пути существенно обесценивается за счет субъективного снижения авторитетности ее источника. Она становится ненадежной, а значит, малозначимой. «Яйца курицу не учат» – одна из культурно закрепленных формул снижения авторитета и ухода от воздействия информации. Это во многом объясняет ту тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, могущие служить подтверждением их личной частной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная формула «есть мнение», цитирование классиков и так далее).
Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Г.М. Андреева выделяет коммуникативные барьеры социального и психологического характера.
С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание а) ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но б) различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или в) вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или г) в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.
В случае возникновения коммуникативных барьеров в ходе общения врача и пациента, можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. Так, М.Р. Битянова выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный барьер и барьеры отношений.
Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции. Можно привести примеры искусственного создания такого рода барьеров, например детьми, создающими на базе общего языка свой, мало понятный взрослым (вспомните Тослу и Вислу из сказок про Мумми-тролля). Ни какие фонетические помехи не являются непреодолимым препятствием. Если реципиент заинтересован в информации, он извлечет ее из непростой беседы с сильно заикающимся человеком, и из шипящего и свистящего радиоприемника. Но в случае, если он не уверен в значимости информации или, напротив, убежден в ее опасности, фонетические искажения и несоответствия легко помогут ему создать необходимый барьер.
Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера – актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем. Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи.
Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д. В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни. С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.
Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например, при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет «бабуля» и «дедуля», не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).
Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.
Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.
В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек (причем, причину этого часто трудно осознать), о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию («Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?»).
Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них – это, прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику. Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: «У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает».
Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь – искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: «Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно – это было временное явление» или: «В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом». Второй путь – снижение авторитетности источника информации: «Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!». Наконец, третья возможность – защита через непонимание; «Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит».
Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E. Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.
В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.
Коммуникативные барьеры
Исследование понятия и причин возникновения коммуникативных барьеров в процессе общения. Обзор условий и форм их проявления. Изучение типологии коммуникативных барьеров и способов их преодоления в межличностном общении. Коммуникативная компетентность.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.12.2016 |
Размер файла | 21,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие и причины возникновения коммуникативных барьеров в процессе общения
2. Виды коммуникативных барьеров
3. Преодоление коммуникативных барьеров
Список использованной литературы
Общение есть значимый процесс в жизни каждого человека. Оно играет огромную роль, как в деловой сфере, так и в сфере межличностных отношений. В процессе общения происходит обмен информацией. Но информация не всегда доходит до получателя в своем полноценном виде. На пути ее прохождения возникают разнообразные препятствия. Они носят название коммуникативных барьеров. В основе коммуникативных барьеров лежат социально-психологические установки, разнообразные причины и явления, мешающие людям понять друг друга.
Существует довольно большое число коммуникативных барьеров, но каждый из них мешает людям понимать друг друга и делает общение неэффективным. Коммуникативные барьеры имеют негативные последствия. Они способны вызвать стрессы, отклонения в поведении, непонимание между людьми в процессе общения, которое может привести к возникновению конфликтов. Коммуникативные барьеры широко распространены в различных сферах общения, поэтому их изучение в настоящее время представляет особую актуальность для практики делового и межличностного общения. Всестороннее изучение коммуникативных барьеров, выявление причин их возникновения, условий и форм проявления позволит выявить стратегию их преодоления в самых разных сферах отношений между людьми. От того, насколько конкретная личность сможет справиться с коммуникативными барьерами в общении, зависит ее успех в профессиональной и личной жизни, авторитет в обществе и достижение поставленных целей. В связи со всем вышеизложенным проблема коммуникативных барьеров в общении и путей их преодоления представляет, прежде всего, практическую актуальность и ценность.
1. Рассмотреть понятие и причины возникновения коммуникативных барьеров в процессе общения,
2. Рассмотреть виды коммуникативных барьеров,
3. Выявить особенности преодоления коммуникативных барьеров.
1. Понятие и причины возникновения коммуникативных барьеров в процессе общения
Определенную роль в возникновении коммуникативных барьеров играет репутация собеседника. В том случае если она оставляет желать лучшего, а также авторитет конкретной личности довольно низок у лиц, с кем приходится общаться данному человеку, существует большая вероятность того, что коммуникативные барьеры непонимания и неприятия обязательно возникнут. Важную роль в процессе общения играют эмоции. В связи с ними возникают эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова несут в себе большой эмоциональный заряд, который способен вызвать у слушающих негативную реакцию.
Непонимание людьми друг друга может быть связано также с культурными, техническими или звуковыми помехами, например, в процессе общения по телефону. Существует также явление, называемое фонетическим непониманием. Оно возникает, если участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют ярко выраженные речевые дефекты, искажающие грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания способны породить быстрая и невнятная речь, наличие большого количества звуков-паразитов и т.д. Таким образом, коммуникативные барьеры представляют собой многочисленные затруднения, возникающие в процессе общения. Их причины могут носить как психологический, так и технический (фонетический) характер.
2. Виды коммуникативных барьеров
Коммуникативных барьеров и их классификаций довольно много. В своей общей группе одни подразделяются на барьеры, обусловленные факторами среды, психологические и технические барьеры. Согласно классификации М.А. Василика, коммуникативные барьеры подразделяются на:
а) барьеры, связанные со средой,
б) самим человеком как главным действующим лицом любого коммуникативного акта.
Коммуникативные барьеры подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся различные факторы среды: акустические условия, шумы, отвлекающая окружающая обстановка, технические барьеры, связанные с помехами в функционировании различных средств связи.
Внутренние барьеры связаны с личностными установками, воспитанием, эстетическими критериями, религиозными принципами и т.д. Преодолеть внутренние барьеры зачастую намного сложнее, чем внешние.
Коммуникативные барьеры тесно связаны с человеческим фактором.
Психологические барьеры общения могут основываться на стереотипах восприятия партнера по общению. К наиболее распространенным видам коммуникативных барьеров относится нервное напряжение. Оно может привести к скованности в разговоре, эмоциональному срыву, неадекватности восприятия и реагирования на сообщения других людей. В роли психологических барьеров выступают некоторые психические состояния (например, апатия, депрессия), а также психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, впечатлительность и т.д.).
Исходя из такого положения дел, в процессе общения, особенно делового, важно следить за своей речью и ее качеством.
Таким образом, коммуникативные барьеры в общении отличаются большим видовым разнообразием. Важно вовремя осознать их и по возможности минимизировать их последствия.
3. Преодоление коммуникативных барьеров
Коммуникативные барьеры могут и должны быть преодолены. Важным средством их преодоления является развитие коммуникативной компетентности.
Иными словами, речь идет о гибкости в общении, умении настраиваться на волну собеседника, понять его стиль жизни, особенности мышления, принципы оценки окружающих явлений и событий.
Для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние коммуникативных барьеров, важно стремиться говорить «на языке собеседника», то есть, учитывать его особенности личности, уровень культуры и образования, ценности и интересы.
В процессе коммуникации всегда важно допускать, что личная точка зрения может быть ошибочной. Поэтому важно вовремя признать свою возможную ошибку во избежание развития конфликта.
Важно помнить о месте и времени. Эффективность любого общения, а в особенности, делового, возрастает в случае выбора наиболее адекватной ситуации, обстановки, в которой это общение реализуется.
В общении важно быть открытым. Открытость означает искренность, готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
В общении важно уметь слушать и слышать. От того, что люди не слышат и не желают слышать друга, возникает непонимание и проблемы в общении. Умение слушать зависит от многих факторов, но прежде всего, от желания понять собеседника и узнать его мнение по различным вопросам.
Большое значение в процессе преодоления межкультурных коммуникативных барьеров играет толерантность, то есть попытка понять и оценить иные точки зрения на какие-либо предметы, традиции, обычаи вопреки собственным принципам и воспитанию. Вместе с этим важно отметить, что преодолеть коммуникативные барьеры в процессе общения может помочь знание основ этикета, в том числе, международного.
Можно дать следующие рекомендации, позволяющие преодолеть коммуникативные барьеры в общении:
— необходимо уважать партнера по общению,
— необходимо овладеть навыками коммуникативной компетенции,
— важно обладать психологической гибкостью и умением «настраиваться» на необходимую волну,
Важно отметить, что преодолеть отдельные коммуникативные барьеры бывает весьма сложно, в особенности, если они возникли между людьми, считающими себя идейными противниками. Но стремиться к преодолению всех негативных сторон в процессе общения необходимо.
Таким образом, преодолеть различные коммуникативные барьеры поможет правильный настрой и учет различных закономерностей общения, без которых его процесс может быть неэффективным.
коммуникативный барьер межличностный общение
В заключение работы важно отметить, что коммуникативные барьеры возникают довольно часто. Они во многом связаны с препятствиями, возникающими на пути понимания собеседника. К такого рода препятствиям относятся особенности культурной среды, психологический настрой, принципы и стереотипы, имидж общающихся между собой людей. Определенную, а иногда и ключевую, роль играют фонетические искажения, шумовые помехи, препятствующие правильному пониманию речи говорящего. Барьеры в общении могут быть внешними и внутренними. При этом в процессе общения могут возникать барьеры, мешающие объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и субъективная неприязнь к человеку.
Важно в процессе общения сфокусировать свое внимание на той информации, которую хочет передать собеседник, оценить его чувства, реакцию на сообщения, особенности менталитета, воспитания и т.д.
Следует быть снисходительными к неумению другого человека выстраивать процесс коммуникации. Для этого необходимо уважать собеседника, стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно, иметь чувство собственного достоинства, уметь контролировать себя в общении и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер. Деловая коммуникация тогда только и конструктивна, когда есть ожидаемый результат. Таким образом, преодоление коммуникативных барьеров в общении позволит выработать эффективную стратегию общения и добиться его позитивных результатов.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров в общении. Основные подходы психологии в изучении общения. Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения. Психологическое исследование коммуникативных навыков.
курсовая работа [64,5 K], добавлен 15.11.2005
Общие, перцептивные и коммуникативные барьеры в общении, их источники и предпосылки возникновения. Обратная связь как метод преодоления барьеров в деловом общении, ее использование и построение соответствующей системы. Способы совладающего поведения.
контрольная работа [40,7 K], добавлен 19.08.2015
Исследование вопросов психологических барьеров и активности личности в психологии. Определение трудностей в общении преподавателей и студентов. Обзор структуры и механизмов активности личности. Анализ особенностей возникновения психологических барьеров.
дипломная работа [729,6 K], добавлен 15.02.2013
курсовая работа [219,5 K], добавлен 22.04.2015
Коммуникативная функция общения. Основные каналы поступления информации при общении. Информационно-дефицитный, замещающе-искажающий, логический, эмоциональный, фонетический, семантический и стилистический барьеры. Основные приемы эффективного общения.
презентация [381,2 K], добавлен 07.02.2015