Что относится к кинесическим средствам общения
Невербальные средства общения: кинесика
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | |||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость | |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | ||
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | ||
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | ||
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.
Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.
Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.
Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.
Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
Мимика динамична и, как правило, отражает:
По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.
Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.
Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.
Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица :
Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх | Подожди минуту, подумаю | Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повтори | Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.
Кинесика как средство невербального общения
Основным способом передачи информации между людьми является речь. Однако этот способ не единственный. Немаловажную роль играет и невербальное общение. К основным средствам невербальной передачи информации относятся жесты, мимика, взгляд и поза. Они могут многое рассказать о характере человека и его отношению к собеседнику.
Что такое кинесика?
Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения. Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию. Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.
Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.
Мимика
Произвольные и непроизвольные движения мышц лица называются мимикой. Мимика является важным элементом невербальной коммуникации. Движения лицевых мышц помогают человеку более полно доносить информацию до собеседника, демонстрировать свое настроение и отношение к теме разговора. С помощью мимики люди выражают основной набор эмоций – радость, грусть, гнев, страх, удивление, разочарование. Одна только улыбка может иметь множество смыслов. Она бывает радостная, натянутая, презрительная, вежливая, печальная и т. д.
Поскольку человек способен произвольно двигать лицевыми мышцами, он может сознательно усиливать или, наоборот, сдерживать проявление эмоций. Поэтому для более полного усвоения информации, необходимо учитывать слова, которые говорит собеседник и его мимику.
Взгляд
Взгляд тесно связан с мимикой. Визуальный контакт очень важен в процессе беседы. По взгляду собеседника можно понять, говорит ли он правду или лжет, заинтересован ли он в беседе, чувствует себя уверенно или смущается.
Чем более раскованно чувствуют себя участники беседы, тем чаще их взгляды пересекаются. Собеседник, который прячет глаза, не вызывает доверия. Зрачки тоже о многом могут рассказать. Расширение зрачков указывает на то, что человек находится в хорошем расположении духа, возбужден или заинтересован в беседе. Сужение зрачков, наоборот, свидетельствует о плохом настроении.
Жесты
Жестами называются различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несет в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция ее участников.
Выделяют несколько основных видов жестов:
У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Например, приветствие у разных народов выражается по-разному: кивком, поклоном, поднятием руки, поцелуем, рукопожатием и даже столкновением головами. У некоторых национальностей принято обнюхивать друг друга, ударять приятеля кулаком по голове или плечу, изгибать руки в определенном жесте и многое другое.
Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Иностранцам многие жесты кажутся странными и необычными. Например, во многих странах основным жестом приветствия является рукопожатие. Но представители некоторых наций считают физический контакт между малознакомыми людьми неприемлемым.
Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.
Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат. Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства. В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться. Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации.
Психологи выделяют три основные группы поз:
Походка
Походка – это стиль передвижения человека. Сюда относятся ширина и ритм шага, движения во время ходьбы, положение туловища и головы. Походка включает в себя компоненты, которые могут рассказать о физическом и психическом самочувствии человека, особенностях его характера и темперамента.
Тяжелая походка присуща людям, находящимся в плохом, подавленном настроении, легкая, наоборот, свойственна оптимистам. Неуверенный в себе человек ходит с опущенной головой и сгорбленной спиной. Уверенный – держится прямо с высоко поднятой головой и расправленными плечами.
Активные и инициативные люди ходят быстро и уверенно, часто размахивают руками при ходьбе. Скрытные люди держат руки в карманах или прячут за спиной. Человек, занятый мыслительной деятельностью, ходит медленно, с задумчивым видом. Люди демонстративного склада характера высоко задирают подбородок, ходят на прямых ногах, стараясь подчеркнуть свое превосходство.
Наиболее распространенные жесты
Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.
Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.
Кинесические средства
Этика делового общения
Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека,
выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся
выразительные движения, проявляющиеся в позе, жестах, мимике, взгляде, походке.
Одним из признанных знатоков психологии человеческого общения является Аллан Пиз,
автор методики обучения основам коммуникации. Понимать человека по его движениям, взглядам
чрезвычайно важно, поскольку слова могут быть лживы, а движения, положения тела, выражения
лица, зрительный контакт, если их сознательно не контролировать, никогда не солгут и выдадут
всю информацию, которую человек не захочет передать посредством слов.
Язык тела является наиболее древней формой обмена информацией между людьми.
Доисторический человек, не имевший словесного языка, общался с окружавшими его людьми с
помощью невербального языка. До сих пор люди продолжают использовать язык тела, хотя не
всегда понимают это на уровне сознания, а потому не всегда придают значения этому языку.
Информацию несут такие движения, положения человеческого тела, как поза, жест,
походка, а также мимика, визуальный контакт.
Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная
единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых
положений, которые способно принять человеческое тело, около тысячи. Поза наглядно
показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других
присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы,
чем их подчиненные.
Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств
общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В.Шюбцем, было
выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела
по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о
расположенности к общению.
При закрытой позе человек старается не показывать переднюю часть тела и занять, как
можно меньше места в пространстве. При этом он выражает недоверие, несогласие,
Поднятые плечи и опущенная голова говорят о том, что собеседник замкнут
При открытой позе руки раскинуты, направлены ладонями вверх, ноги выпрямлены.
Отмечается проявление доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Человек, заинтересованный в общении, будет расслаблен, спокоен, наклоняться в сторону
собеседника, смотреть ему прямо в глаза. И, наоборот, человек, подчеркивающий свой статус,
будет находиться в напряженном состоянии, развернув плечи, опершись руками в бедра, стоять
прямо и т.д. Например, человек, стоящий в позе «Руки в боки», показывает свое превосходство,
Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для
общающихся сторон, телесное проявление эмоций и мыслей. Их называют духовными
инструментами общения. Они несут в себе огромное количество разнокачественной информации,
чаще наиболее искренней, чем произносимые слова. Благодаря жесту мысли говорящее образно
Жесты исторически предшествовали появлению речи, поэтому они менее контролируемы
интеллектом. Жесты являются своеобразной аранжировкой манер поведения людей.
Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время кругосветного
путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции 1,
итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз.
Жесты классифицируются на
коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения, внимания, запреты,
утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и
недоверия, растерянности и т.д.);
описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны дополнять друг друга,
совпадать. На не конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов указывают ложные
Коммуникативные жесты и их значение:
руки расслаблены, ладони поворачивает
сидит, положив ногу на ногу и слегка
рука, сжатая в кулак за спиной,
Жестикуляция помогает оратору удерживать внимание аудитории и доносить до нее свои
мысли. Она бывает непроизвольной и целенаправленной. Жесты усиливают эмоциональную
сторону выступления, подчеркивают значение произносимых слов.
Некоторые люди проявляют неискренность, ложь прикрытием рта рукой, подрагиванием
ямочки (желобка) под носом, потиранием пальцем века, оттягиванием воротничка.
Почесывание шеи и носа показывает сомнение, неуверенность, потирание же затылка –
огорчение по поводу забывчивости.
Непонимание жестов может послужить причиной возникновения подозрений, страха,
неприязни и даже агрессии со стороны человека, неправильно понявшего культурные смыслы
Походка – это устойчивая фиксация телодвижения, своеобразная картограмма личности.
Воспитанный человек имеет ровную, твердую и негромкую поступь.
Походка должна быть легка и естественна, без всякой принужденности и аффектации*.
Избегая при ходьбе всяких излишних движений, всему туловищу дают такое положение, которое
составляло бы одно гармоническое целое. Всякая дама и девушка должна следить, чтобы походка
у нее была грациозная, плавная.
Прямая осанка, гибкие и размеренные движения – главные составляющие красивой
походки. Бальзак называл походку физиономией его тела, с ее составляющими ритмом,
динамикой шага, амплитудой переноса тела при движении, массой тела.
По походке судят о настроении, здоровье человека, его возрасте, характере. По словам
А.К. Тарасовой: «Не все могут находить физическое спокойствие даже при внутренней
собранности. Надо уметь управлять своим телодвижением».
Отсутствие культуры телодвижения затрудняет язык общения.
Походка женщины должна быть легкой. При этом должны двигаться только ноги, а не
голова, бедра, руки. Наступать надо на полную ступню. Колени должны полностью
распрямляться. Независимо от высоты каблука, женщина не должна семенить на «цыпочках» или топать пятками. Конечно, походка более грациозна у женщины, которая носит обувь на высоких каблуках и узкую юбку.
Обувь существенно влияет на походку. Утяжеляют шаг туфли с жесткой, не сгибающейся
подошвой или на очень высоком каблуке. Должны быть согласованы движения верхних и нижних
конечностей. При ходьбе руки, вытянутые в локтевом суставе и кисти со свободно согнутыми
пальцами (а не сжатыми в кулак) приближаются к корпусу, чуть касаясь его.
Естественная и легкая походка, правильная осанка помогают женщине выглядеть стройной
и привлекательной. Всегда следят за тем, чтобы при ходьбе спина была прямая, живот слегка
втянут, ноги в коленях прямые, но без напряжения, руки чуть согнуты в локтях.
Мужчин привлекает походка женщин с легким покачиванием бедрами.
Высокий каблук делает ноги красивыми, зрительно удлиняя их. При этом мышцы икр и
ягодиц подтягиваются, делая щиколотку более тонкой, силуэт гармоничным.
Каблук шпильку называют одним из самых распространенных и сильных эротических
О походке дочери княгини Лиговской М.Ю. Лермонтов в произведении «Герой нашего
времени» пишет: «Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное,
ускользающее от определения, но понятное взору».
А о походке Печорина говорит: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что
он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера».
Человек, уверенный в себе, идет быстро, руки висят свободно, подбородок поднят. И
наоборот, подавленный, упавший духом человек идет, волоча ноги, руки в карманах, голова
опущена низко. Озабоченный человек нервничает, расхаживает взад, вперед.
Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – выразительные движения
мышц лица, являющиеся одной из форм проявления чувств, настроений человека. Через
выражение глаз лица передается различное душевное состояние человека: радость, робость,
печаль, злоба, скепсис и т.д.
Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. По данным
В.А Лабунской, в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева,
радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица
Все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с
достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как
выражение соответствующих эмоций. При этом основную информативную нагрузку несут брови и губы. Проще всего можно опознать эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее – печали и страха.
Своеобразным мимическим знаком расположения к себе людей является улыбка. Она
повышает настроение и работоспособность. Выражение лица способствует созданию
соответствующего настроения. Мимические мышцы тесно связаны со структурами мозга.
Доказано, что при изображении на лице веселья, радости у человека включаются механизмы, обеспечивающие естественную улыбку. Настроение человека улучшается.
Покраснение лица происходит из-за ослабления мышечных мелких артерий, наполняющих капиллярные сосуды кровью. Данное ослабление зависит от возбуждения сосудодвигательных центров. Мелкие сосуды наполняются кровью под влиянием эмоции стыда почти у всех человеческих рас. На лицах чернокожих мало заметно.
Пристыженный человек не может встретиться взглядом с присутствующими, поэтому он
почти всегда опускает глаза и смотрит искоса. Резкое покраснение иногда сопровождается
незначительным выделением слез, беспокойным движением глаз.
Эти эмоциональные сигналы бывают едва заметными. Высоко поднятые брови говорят о
смущении, растерянности, удивлении.
С мимикой очень тесно связан взгляд или визуальный контакт.
Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом показано, что взгляд связан с
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов
человеческой коммуникации, потому что глаза занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются и, наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет их сокращаться. Расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.
Взгляд служит средством установления контакта, синхронизации взаимодействия,
Длительный, неподвижный взгляд в глаза собеседнику – стремление подчинить его,
отведенный в сторону взгляд может означать скрытность или несогласие.
Различают взгляды: деловой, неформальный или социальный и интимный.
Деловой взгляд охватывает «символический» треугольник на лице собеседника: лоб –
зрачок правого глаза – зрачок левого глаза – лоб. Начальник должен смотреть на подчиненного
Если глаза движутся на лице собеседника по линии глаза – рот, то это неформальный
(социальный) взгляд. Мы пользуемся им на приемах, вечеринках и т.д.
Интимный взгляд проходит через линию глаз собеседника и опускается ниже рта. Чем
По мнению К. Станиславского, взгляд – это непосредственное общение в чистом виде, из
души – в душу. Немало образных выражений имеется в поэзии, художественной литературе о
женских чарах, против которых не могли устоять ни былинные, ни смертные люди
Объясняется это тем, что посредством взгляда осуществляется психическое давление, то
есть мощный по своей концентрации флюидный выброс. Психический эффект взгляда
усиливается еще тем, что он, как правило, несет в себе информацию. Собственно говоря,
благодаря информативности взгляда мир поддается прочтению. В повседневном общении всегда можно наблюдать, насколько разнообразна и оперативна информация, передаваемая этим языком.
Современные этнографы считают, что все цивилизации подразделяются на две группы в
зависимости от направленности их взгляда при общении с другими.
Одни направляют взгляд при разговоре в глаза собеседника (арабы, европейцы,
латиноамериканцы). Но длительность взгляда различная. Русские, шведы смотрят больше и дальше, чем англичане.
У других народов во время разговора взгляд направлен в сторону (японцы, корейцы).
Представители этих двух цивилизаций взгляд понимают по-своему. Они считают дерзким
невежливым смотреть прямо в глаза.
Взгляд в сторону японского оратора американец сочтет за лицемерие, за утаивание чего-
то. Русские воспринимают такой взгляд как стеснительный, неискренний.
Для африканцев контакт глаз при общении не обязателен. Разговаривая, негр смотрит
прямо в глаза европейцу, американцу. Это говорит об уважении. Азиатские женщины не смотрят в
глаза мужчинам, а мужчины – в глаза женщинам. Но муж жене может смотреть в глаза, а она ему – нет.
Исследования показывают, что человек чаще смотрит на того собеседника, который ему не нравится или которому он не доверяет. Но есть случаи, когда человек смотрит гневно, с
неприятием на того, кто является объектом его раздражения.
Чем ближе друг к другу стоят собеседники, тем более благожелательно и дружелюбно они
Если человек не смотрит прямо в глаза, значит он обманывает. Но бывают случаи, когда
человек будет опускать глаза и отводить их в сторону и говорить неправду, и наоборот, робкий человек, говоря правду, будет опускать глаза. Поэтому нужно быть внимательным, по возможности осведомленным.
Взгляд, устремленный в пространство, подглядывание на часы, говорит о скуке.
Взгляд поверх очков действует на собеседника негативно. Он чувствует себя виноватым,
скрещивает руки на груди, кладет ногу на ногу.
Прикрытые глаза свидетельствуют о неуверенности человека. У замкнутого человека губы плотно сжаты, у расстроенного – уголки рта опущены.
Если во время разговора собеседник опускает веки, значит он не хочет продолжать
разговор. Он чувствует свое превосходство. Его голова откинута назад, взгляд свысока.
Людям, носящим очки, следует снимать их, когда они говорят, и надевать, когда они
слушают. Это действует успокаивающе на собеседника и позволяет тому, кто в очках, контролировать течение разговора. Очки сняты – не прерывают собеседника, надеты – нужно говорить.
Имеются случаи, когда языку тела специально учат для достижения благоприятного
впечатления, например, конкурсанток «Мисс Америка», «Мисс Вселенная». Чем с большим мастерством участницы конкурса смогут передавать эти сигналы, тем больше очков они получат от судей. Но имитировать нужные движения можно только в течение короткого времени. Вскоре организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям.
Некоторые политики, чтобы завоевать расположение избирателей, копируют язык тела.. О таких говорят, что у них есть «божий дар».