Что относится к историческому сознанию народа примеры
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Историческое сознание — совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его сегментам в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
И. с. находится в близкой связи с историческим познанием. Каждая социальная и экономическая общность обладает известным комплексом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях и деятелях собственного прошлого, их соотношении с историей других общностей и всего человечества. Это те «исторические предания», какие составляют неотъемлемую принадлежность духовной жизни каждого народа, способ его самовыражения, и это придает И. с. сильную эмоциональную окраску. История органически присутствует в сознании общества. Историчны все составляющие его элементы — взгляды, идеи, политические и иные теории и т. п.
В философской литературе сознание означает человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психической активности человека как социального существа. В отличие от этого И. с. всегда конкретно. Оно существует как конкретная историческая закономерность, изучающая мир ментальных и духовных реальностей. И. с. не является неизменным. В IX в. оно было иным, чем в XVI или ХХ-м. Но оно не одинаково также в горизонтальном измерении, различаясь на разных ступенях социальной пирамиды. Представления о настоящем и прошлом обитателей ее нижних этажей существенно отличаются от воззрений тех, кто населяет верхние этажи. Присущее им в различной степени протестное настроение, захватывающее их историческую память, порождает собственный образ истории, выражающий конфронтационное И. с. В нем выражается значение истории как важнейшего аргумента в идейно-политической борьбе различных классов и сословий, религиозных, этнических, профессиональных и иных социальных общностей. Поэтому во все времена изучение и, в особенности, преподавание истории государство стремилось поставить под свой контроль. Формирование массового И. с. являлось целью его политики в области образования. Однако его вмешательство в эту сферу ведет к ее деформации. Еще великий «трагический гуманист» Йохан Хейзинга, отмечая, что потребность в историческом знании является абсолютной потребностью человека, способом радостного приобщения к миру, с тревогой писал, что XX в., как никогда прежде, сделал историю орудием лжи на уровне государственной политики: никакая восточная деспотия в своих фантастических «свидетельствах» не обращалась с историей так, как это делает современное государство. Поэтому он предупреждал, что И. с. должно быть бдительным, «дабы не были воздвигнуты от имени истории кровожадные идолы, которые поглотят культуру». В кризисное время, писал он, история может стать средством достижения необходимого согласия людей.
И. с. присуще активное деятельное начало, направленное на преобразование исторической действительности. В этом его отличие от исторического познания, акцентирующего относительность исторической истины. Оно базируется на непреложных идейно-нравственных основаниях.
И. с. есть моральная категория, требующая в качестве обязательного условия профессионализма историка соблюдение им некоторых моральных стандартов, предполагающих следование идейным и нравственным нормам. Они охватывают всю сферу жизнедеятельности человека от его личностных и корпоративных связей до профессиональной деятельности в области высшего и среднего образования и — опосредованно — суждений о высокой политике.
Лит.: Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989; Его же. Историческое сознание и историческая наука // Исторические воззрения как форма общественного сознания. Ч. 1. Саратов, 1995; Тавризян Г. М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга Й. Homo ludens. В. тени. завтрашнего. дня. М., 1992. Car. E. Н. What is History? Cambridge, 1962.
Функции исторического сознания.
Лекция 1
Сущность, формы и функции исторического сознания
(Предмет и методология исторической науки)
Основная проблема:история как искусство (следствие проявления мифического исторического сознания), история как наука (следствие проявления научного исторического сознания: потребности общества в самопознании).
Цель: раскрыть основные вопросы, связанные с теоретическими проблемами исторической науки.
Основные дидактические единицы лекции по программе:
Сущность исторического сознания. Формы исторического сознания: мифическое, хронистическое, научное. Функции исторического сознания.
Предмет истории как деятельность и действия людей, совокупность отношений в обществе на протяжении всего исторического процесса.
Методология исторической науки как система принципов и методов исторического познания: принципы историзма, объективизма, дополнительности, преемственности. Субъективно-идеалистическая, объективно-идеалистическая и материалистическая методологииисторической науки.
Понятие и классификация исторических источников.
Основные понятия: предмет истории, история, глобальная история; сознание, мифическое, хронистическое и научное историческое сознание; методология, принципы историзма и объективности, идеалистическая и материалистическая методологии; формационный подход, общественно-экономическая формация; цивилизационный подход, цивилизация; исторический источник.
План:
1. Сущность, формы и функции исторического сознания.
2. Предмет исторической науки.
3. Методология исторической науки.
Сущность, формы и функции исторического сознания.
Сущность исторического сознания.
Сознание — это совокупность чувственных и умственных образов, для которой характерно в той или иной мере отчётливое знание (осознание) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы.
Формы исторического сознания.
Историческое сознание может выступать в социальной, массовой и в индивидуальной, личностной форме. Массовое историческое сознание многомерно, оно включает в себя универсальные представления и оценки прошлого, а также различные, в том числе альтернативные мнения, которые разделяют представители разных социальных групп. Индивидуальное историческое сознание уникально и представляет собой личные представления и оценки прошлого в контексте индивидуальной биографии.
Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники, науки.
Мифическое историческое сознание.Его отличительной чертой является синкретизм: слитность исторических представлений и образов, когда мышление сливается с аффективностью: сильным эмоциональным переживанием.
Хронистическое историческое сознание в основном направлено на фиксацию реальных событий прошлого. В этом сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи замещены изложением исторических событий в хронологической последовательности.
Научное историческое сознание возникает благодаря развитию потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса. Оно начинает обращаться прежде всего к реальным фактам истории, «земным» корням тех или иных событий и процессов, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Благодаря этому история перестаёт быть «формой искусства» и становится наукой. Достижением научного сознания становится историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, увязывая их с другими историческими событиями и учитывая конкретные условия определённого этапа общественного развития.
Историческое сознание играет большую роль в жизни общества, удлиняя историческую память, связывая времена и поколения, делая полезным знание прошлого для практики современности. Оно всегда стремится к целостности, выступая в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания ими общности своей исторической судьбы. Этим предопределяется связь исторического сознания с государственной идеологией, формулирующей, как правило, официальную точку зрения на прошлое, которая становится доминирующей в обществе. Используя исторические знания, государство формирует определённые нормы социального поведения, обосновывает существующие способы разрешения социальных противоречий.
История как наука, очевидно, присутствует там, где развита и обеспечена потребность общества и человека в самопознании и познании, где превалирует научное историческое сознание. История как искусство, вероятно, присутствует там, где потребность человека и общества в самопознании и познании либо не развита, либо утеряна, либо подавлена, где доминирует мифическое и хронистическое историческое сознание.
Функции исторического сознания.
Как и любая наука, история имеет свои социальные функции. Роль истории в обществе определяется тем, насколько полезна она может быть как в плане понимания, так и в плане разрешения стоящих перед обществом проблем и задач. Общественную ценность исторической науке придаёт тот факт, что она изучает многообразие форм исторического опыта, позволяя тем самым использовать свои достижения в решении актуальных проблем современности. Общество обращается к истории, извлекая из знания прошлого всё то, что может быть полезным для настоящего. В связи с этим можно выделить ряд социальных функций исторической науки.
Функция социальной памяти. Она заключается в том, что историческая наука воссоздаёт картину мира во всём её многообразии, является предпосылкой развития и самого существования общества. Она связывает прошлое и настоящее, передаёт обществу знания, составляющие в итоге его важнейший и необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно её поступательное развитие.
Прогностическая функция истории. Она призвана не только объяснить прошлое, но и выявить тенденции развития общества, не только описать события и явления, но поставить диагноз и сделать прогноз на будущее, внести вклад в разрешение тех глобальных проблем современности, которые могут стать необратимыми.
Воспитательная функция истории. История позволяет сделать опыт далёкого прошлого достоянием современников, играя тем самым важную роль в их социальном воспитании. Воспитательная функция истории должна заключаться не только в интерпретации исторических фактов. Воспитывать должны сами факты, их драматизм.
Сущность, формы и функции исторического сознания
В современной отечественной литературе под историческим сознанием подразумевают свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое.
Историческое сознание может быть массовым (групповым) и индивидуальным.
Можно выделить два вида исторического сознания: целерациональное (ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий) и ценностно-рациональное (ориентируется не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность).
Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.
Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий действительность в сознании. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и призванное формировать желаемые образцы социального поведения.
Хронистическое сознание ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. В таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях, которые замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности, скрепленной определенными идеями и моральными сентенциями.
Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать явления в развитии, в связях с другими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития.
Трансформация исторического сознания происходит обычно в условиях кризиса общественной системы, при смене политических режимов, при резком изменении курса развития, когда в ситуации «переоценки социально значимых ценностей» начинается «переписывание истории».
Общество в целом заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.
Функция исторического сознания предопределяет его связь с господствующей в обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную, точку зрения на прошлое, санкционируется, как правило, государственной пропагандой и выступает составной частью господствующей в обществе идеологии.
Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения возрастает в переломные моменты общественного развития. В кризисной ситуации, стремясь постичь смысл происходящих событий, люди обращаются к своему прошлому.
Национально-историческое сознание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без исторических корней, но и без будущего.
Важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.
Познавательная функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства.
Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.
Воспитательная функция играет важнейшую роль в формировании личности (история – наставница жизни). Эта функция позволяет применять комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеологические, нравственные моменты.
ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ЛЕКЦИЯ 1.
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ,
1. Предмет истории как науки.
2. Историческое сознание: сущность, формы и функции.
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное
5. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы.
1. Предмет истории как науки.
Объектом изучения истории является человеческое общество. Термин «история» греческого происхождения, в дословном переводе означает «повествование», «рассказ». Музой-покровительницей истории называют Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота ( V в. До н.э.). Предметом истории как науки является совокупность деятельности и действий людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи. История – наука о развитии человеческого общества, о всей совокупности отношений в обществе.
Отрасли исторического знания:
1. гражданская история
2. политическая история
3. история государства и права
6. история музыки, культуры, языка, литературы.
Цели и задачи изучения истории.
Историк Н.М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущему».
История – это огромный массив духовного, нравственного, культурного и социального опыта человечества. Историческая наука открывает доступ к этому историческому опыту. Научное познание социального мира – это важный элемент взаимодействия человека с миром. В России всегда историческое знание служило опорой при формировании социальных отношений и культуры.
2. Историческое сознание: сущность, формы и функции.
С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.
Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.
Формы исторического сознания.
1. Обыденное историческое сознание складывается на основе жизненного опыта людей. Оно субъективно, эмоционально, бессистемно.
2. Теоретическое историческое сознание формируется на основе теоретического осмысления прошлого, обобщенного исторического опыта, научного мировоззрения. Строится на исторических категориях, осмысливает исторический процесс в динамике, во взаимосвязи времен.
Функции исторического сознания.
Заключаются в обеспечении осознания общностью людей своего единства, общности исторической судьбы, традиций, культуры, языка, психологии.
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
Исторические источники – это все свидетельства о прошлом. Источники содержат первичные сведения о событиях, близких к ним по времени.
По своему внешнему виду, характеру и содержанию исторические источники распадаются на три основных вида: вещественные, устные и письменные. Кроме основных выделяют еще этнографические, лингвистические, фото- и кинодокументы, фонодокументы.
Вещественные источники делятся в свою очередь на три основные категории: 1. Памятники жилья – стоянки, городища. 2. Погребальные памятники – курганы, могильники. 3. Клады.
Устные исторические источники включают в себя народные предания, бытовые пережитки, народный эпос.
Письменные источники появляются на стадии цивилизации. К ним относятся летописи, памятники права – сборники законов, уставов, переписи населения, отдельные литературные и политические произведения, мемуарная литература, письма, записки, дневники, сказания иностранцев.
Русское летописание началось в 11 веке и дало богатый материал по истории Киевской Руси. К началу 12 века сложилась «Повесть временных лет» – один из самых известных письменных источников. Огромное значение для истории Киевской Руси имеют такие литературные произведения как «Слово о полку Игореве». Самым ценным юридическим памятником древней Руси является дошедшая до нас более чем в сотне рукописных списков – «Русская Правда» (11век). Источником для изучения не только правовых, но и социально-экономических отношений русских земель являются «Судебники» 1497, 1550, 1589 г, «Стоглав» 1551 г. Соборное уложение 1649 г. является источником для изучения истории Московского государства 17 века.
К политическим источникам относят Моление Даниила Заточника (12 в.), «Сказание о князьях Владимирских» (15 в.), переписка Курбского с Иваном Грозным, «История о великом князе Московском» князя Курбского.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное
Отцом исторической науки в России считается В.Н. Татищев (1686-1750), автор первой «Истории российской». Являясь политическим деятелем эпохи Петра 1, он положил в основу своего труда политическое начало – историю русского государства. Татищев начал разработку исторического метода, вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, исторической географии. Заслугой историографии 18 века становится разработка источниковедческой проблемы. Г.Ф. Миллер (1705-1782 ) ввел новую категорию источников – актовый материал, в то время как Татищев опирался только на летописи. Миллер заложил основы историко-архивного дела в России. Он создал первый русский исторический журнал в 1732 году «Sammlung russischer Geschichte». А.Л.Шлецер (1735-1809) в своем труде «Нестор» разработал научный метод критического изучения источников. «История российская с древнейших времен» князя М.М. Щербатова (1735-1790) построена на обширном новом документальном материале: акты, договорные и духовные грамоты. Историограф Александра 1 Н.М. Карамзин (1766-1826) по признанию современников, открыл широкой массе читателей русскую историю как Колумб Америку. Его 12-томная «История государства Российского» носит во многом литературно-художественный характер.
Буржуазная историография 19 века в основе имела теорию единства исторического процесса, идею исторической закономерности, принцип научной критики источников. Фундаментальный труд С.М. Соловьева (1820-1879) 29-томная «История России с древнейших времен» сыграл значительную роль в историографии 19 века. Для Соловьева, главы школы историков-государственников, русская история является историей русского государства, историческое развитие состоит в переходе от родовых отношений к семье и государственности. Идеал русской государственности он видит в реформах Петра 1. Ученик Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911), являясь государственником, в то же время впервые в русской историографии отразил социальную и экономическую тематику в своем «Курсе русской истории».
В советский период в историографии господствовала марксистско-ленинская концепция исторического процесса, которая определяющую роль в жизни людей отводила производительным силам общества, а исторический прогресс рассматривала как смену социально-экономических формаций. Историография советского периода находилась под давлением идеологии. Определяющее значение для историков имел Краткий курс «Истории ВКП(б)», составленный при непосредственном участии И.В. Сталина. Примером отступления от господствующей теории можно рассматривать «историческая школа Покровского», который выдвинул учение о крестьянской природе «национальных корней русской революции».
С 90-х годов ХХ века в современной историографии утверждаются новые подходы к трактовке исторического процесса. Новые подходы заключаются в следующем:
1. Преодоление односторонности в оценке явлений, фактов, роли личностей в истории.
2. Преодоление недооценки значения факторов субъективного характера, духовной сферы жизни общества, национальных особенностей.
3. Признание принципа альтернативности, т. е. Отрицание предопределенности исторического развития, допущение возможности различных путей развития.
4. Человек не рассматривается только как социальная категория, учитывается значение личностного фактора.
5. Отказ от трактовки государства только как орудия «классового господства», государство представляет собой самостоятельную силу, защищающую общенациональные интересы.
6. Отказ от признания классовой борьбы движущей силой исторического процесса, признание значительной роли эволюционного, реформистского пути. Шире трактуется тема освободительного движения, не только как революционное движение, но и как либерально-оппозиционное.
Критический подход к прежним принципам оценки не означает их отрицания. Не отрицается полностью «классовый подход», а лишь пересматривается его гипертрофированный характер, формационный принцип периодизации исторического процесса, методологические требования «историзма» – учета конкретных исторических условий, рассмотрение исторического события или явления в связи с другими, применение сравнительно-исторического анализа.
Для исследования исторического процесса исключительно важную роль играет выбор методологии.
5. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы.
Методология познания – это общие принципы, позволяющие упорядочить накопленный исследователями материал.
1. Формационный подход был разработан К. Марксом. Главную роль в определении движущих сил исторического процесса и его периодизации играет общественно- экономическая формация. Ее основу составляет определенный способ производства, т. е. определенный уровень и характер развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Совокупность производственных отношений образует базис, над которым существует надстройка – политические, правовые отношения. В своем историческом развитии человечество прошло 5 стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Недостатки формационного подхода: предполагает однолинейный характер исторического развития, не отражает многовариантности исторического развития, уменьшает роль человеческого фактора в истории и преувеличивает роль социального конфликта.
В последнее время в противовес формационному подходу наибольшее распространение в исследовательской литературе получает цивилизационный подход к изучению истории человечества.
2. Цивилизационный подход разработан М. Вебером, А. Тойнби, О. Шпенглером, Н. Данилевским, П. Сорокиным.
Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация. Цивилизация – целостная общественная система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (религия, культура, экономика, политика, социальная организация). Цивилизация очень устойчива, несмотря на определенные изменения под воздействием внутренних и внешних факторов, ядро цивилизации остается неизменным. Такой подход зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера. Культурно-исторические типы – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные особенности культурного и социального развития.
К достоинствам цивилизационного подхода относится его универсальность, ориентация на многовариантность развития, целостность истории. Недостаток заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизаций.