Что относится к историческим типам мировоззрения

Философия. Краткий курс

Что относится к историческим типам мировоззрения

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Источник

Научная электронная библиотека

Что относится к историческим типам мировоззрения

1.1. Мировоззрение, его исторические типы

Мировоззрение – система повседневных взглядов, представлений, оценок, норм, верований, и научных знаний, определяющих отношение к миру и выступающих в качестве ценностных ориентиров и регуляторов поведения человека. Чаще всего мировоззрение человека складывается из его основных видов: мифологического, религиозного, обыденного, художественно-образного, научного и философского.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения, имеет синкретически-образное, эмоциональное отражение мира, основанное на преданиях, легендах, сказаниях, иллюзорном представлении о мире. Миф – (от греч. mythos – предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (расовые, классовые, социальные мифы, ритуалы массовых сборищ и т.п.).

Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, учение), совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение). В мифологии доминирует традиция, традиционный тип мышления. Все новые мысли, если они там вообще появляются, подаются и воспринимаются как переоткрытие старых.
Конструирование настоящего, а по существу и будущего оказывается на деле лишь той или иной перелицовкой прошлого. Прошлое берется и переживается как настоящее. Некоторые исследователи говорят в данной связи о вневременности и самодостаточности мифического прошлого. Согласно К. Леви-Стросу, миф есть «машина для уничтожения времени». Когда-то, в прошлом был создан этот мир; теперь, в настоящем, он просто продолжается, разворачивается. Прошлое, таким образом, служит образцом, парадигмой. Особенности мифологического мировоззрения: антропоморфность (все как у человека), дескриптивность (описательность), синкретизм (слитность), связь с магией, апелляционность (обжалование), антиисторичность. Если мифология строит свою картину мира из символов, то философия – из понятий.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного бога или богов. Религия – (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) есть историческая форма мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения: вера в сверхъестественное, сверхприродное. Наиболее ранняя монотеистическая религия – иудаизм, возник в 1-м тыс. до н.э. в Палестине. Распространен в основном среди евреев. Число последователей оценивается в 18 млн. (ок. 1/3 из них в США). Приверженцы иудаизма верят в Яхве – единого Бога, (творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. К мировым религиям относятся: буддизм (6–5 в. до н.э.), в буддизме нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ, нет бога; христианство (1 в.), делится на три конфессии: католицизм, православие и протестантизм, число христиан свыше 1 млрд. человек, ислам (7 в.), имеет два направления: суннизм и шиизм, последователей ислама около 880 млн. человек.

Обыденное мировоззрение – мировоззрение формируется под воздействием традиций, обычаев и стереотипов поведения, передающихся из поколения в поколение. Особенности обыденного мировоззрения:

1) ориентация на здравый смысл и стереотипы поведения;

2) смешение научных, философских и религиозно-мифологических представлений;

3) соединение культурно-исторических несовместимых идей;

4) отсутствие стремления к рациональной рефлексии.

Философское мировоззрение – ядро мировоззрения, основанного на обобщенном духовном и научном представлении о мире, обладает логической доказательностью. Особенности философского мировоззрения:

1) опирается на обобщенные данные наук и обыденного опыта человека;

2) отличается всеобщими понятиями (категориями) и многоканальной связью с действительностью;

3) ее содержание пронизано любовью к мудрости.

Основные стадии эволюции философского мировоззрения – космоцентризм, теоцентоизм и антропоцентризм. В отличие от мифологии, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований. Зарождение философии – это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, т.е. логического и аргументированного рассуждения, вдохновляемого верой человека в самого себя.

Источник

Мировоззрение и его исторические типы.

Что относится к историческим типам мировоззрения Что относится к историческим типам мировоззрения Что относится к историческим типам мировоззрения Что относится к историческим типам мировоззрения

Что относится к историческим типам мировоззрения

Что относится к историческим типам мировоззрения

Мировоззрение появляется в глубокой древности, его показатель – членораздельная речь. Мировоззрение – сложное образование в духовном мире человека, опираясь на принципы которого, человек ориентируется в мире, формирует свое поведение, определяет цели своей деятельности.

Мировоззрение имеет структуру. В его основе – представление о смысле человеческого существования.

-мироощущение (самый примитивный)

-мировосприятие (ясные, логические представления)

-миропонимание (умозаключения о системе мира)

Мировоззрение всегда связано с уровнем самосознания, самопознания и самовоспитания.

Исторические типы мировоззрения:

1) обыденное (житейское)

− Положения передаются через воспитание и образование и строятся на здравом смысле и житейской логике.

2) мифологическое (эпоха палеолита)

− Человек не выделяет себя из природного мира, что приводит к антропоморфизации природного мира.

− Время не делится на прошлое, настоящее и будущее. Существует только сакральное (священное) и профанное (вечное настоящее)

− Все воззрения человека на мир определяют общественное устройство, индивидуальное бытие и выражаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

− В современном мире мифология сохраняет свое значение, проявляясь на бытовом уровне, в идеологических системах и в искусстве.

3) религиозное (эпоха верхнего палеолита)

− Наличие священного писания, в котором четко зафиксирована истина

− Сосредоточение внимания на бытии человека (мир и человек не одно целое)

− Человек осознает, что он может познавать и преобразовывать, он осознает, что он слабее физически

4) научное (возникает в эпоху верхнего палеолита)

− Утверждает, что можно дать объективную картину мира, которая будет истинной

− Стремление доказывать свои положения наглядно

− В основе любой науки – абстрактная конструкция

− Научные истины объявляются истинами в последней инстанции, или абсолютной истиной

− Связано с социальной системой и часто является основой идеологии

5) философское (эпоха верхнего палеолита)

− Эпоха расцвета – сер. I тыс. до н.э., когда в древних цивилизациях формируются первые философские направления и создаются первые философские тексты (Др. Китай – «Лунь Юй» Конфуция, «Веды» в Др. Индии, трактаты «О Природе» в Др. Грецииитд)

− Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру

− Философия всегда социально детерминирована и одновременно с тем определяет социальную действительность

− Философское мировоззрение всегда отличается свободой в интерпретации основных понятий и логики их развития, в основе философского мировоззрения всегда лежит понятие о свободе личности

− Свобода в интерпретации основных понятий вела к тому, что даже предмет философии исторически менялся. Предметом философии выступали отдельные фрагменты или первоначала мира, либо абстрактные понятия. Со временем предметом становится человек, его духовный мир и смысложизненная проблематика. (предмет – эпохальная проблематика)

− Основной метод философскогого мировоззрения – теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех наук и культуры в целом.

2. Предмет и функции философии.

Философия – наука о человеке, обществе, системе мироздания и о познании.

Предмет философии – это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром.

Что относится к историческим типам мировоззрения

Предмет философии – эпохальная проблематика.

Основной вопрос философии – «Что первично, бытие или сознание?»

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

− Мировоззренческая (формирование целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром)

− Методологическая (философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)

− Мыслительно-теоретическая (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы окружающего мира)

− Критическая (подвергать сомнению окружающий мир. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение окостенелости знания, его модернизация, увеличение его достоверности)

− Аксиологическая (оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.)

− Воспитательно-гуманитарная (культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу)

− Прогностическая (на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества)

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.

3. Диалогичность философии.

Диалогичность философии подразумевает:

· Диалог человека с самим собой (человек мыслит с помощью внутреннего диалога)

· Диалог философа с другим человеком

· Диалог во времени и пространстве (через произведения), т.е. вступление с эпохой и предшествениками

Определяющую роль в социальном познании играет диалог, который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письменном виде. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления — стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым.

1) Демонстрируя в основном информативный характер, диалог выступает как теория языковых коммуникаций (Сократ).
2) Если же развивается личностный аспект диалога, то объектом анализа является встреча партнеров по диалогу, а сам диалог и событие встречи становятся основой для философствования. (Л.Фейербах)

-критическое отношение к метафизике как к философии субъективизма
-оппозиция по отношению к философии рационализма от Декарта (16-17 вв.) до Гегеля (18-19 вв.).
-ее последствием стало новое мышление или новая философия, именуемая философией диалога.

Согласно диалогической философии человек исходным образом не знает сам себя в качестве субъекта. Этот субъект первично вовсе не соотносится с объектом, т.е. с миром, и не переносит на другие «Я» свойства этого объекта. Напротив, человек в диалогической философии воспринимает себя в первую очередь в отношениях с «Ты». Соответственно, мир человека – это общий мир человеческого совместного бытия. Диалогическая философия видит полноту осуществления такого совместного бытия в совместном между собой говорении, т.е. в диалоге.

Источник

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения

Что относится к историческим типам мировоззрения Что относится к историческим типам мировоззрения Что относится к историческим типам мировоззрения Что относится к историческим типам мировоззрения

Что относится к историческим типам мировоззрения

Что относится к историческим типам мировоззрения

Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

ПОНЯТИЕ «МИРОВОЗЗРЕНИЕ». ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Житейское (обыденное); мифологическое, религиозное; научное, философское.

МИФОЛОГИЯ. Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества. Появление мифов связано с особенностями жизнедеятельности первобытного человека. В первобытном обществе жили родами и племенами. Человек как личность была растворена. Родоплеменная форма организации жизни нашла отражение в идеях представлениях. Первобытный человек смотрел на окружающий мир через призму кровнородственных отношений. Они были более понятны для него, поэтому все явления рассматривались как полноценные члены родовой общины, поэтому они одушевлялись. Сущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием: возрастала сила аналитического мышления, зарождались науки и философия, происходил процесс перехода от мифа к Логосу (корневая основа логики).

Что относится к историческим типам мировоззрения

Мифология и религия как исторические типы мировоззрения.Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган

Источник

Исторические типы мировоззрения

В истории человечества выделяются три основных типа мировоззрения:

Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ:

1. Происхождение Вселенной, Земли и человека;

2. Объяснение природных явлений;

4. Вопросы этики и нравственности.

1. Очеловечивание природы.

2. Наличие фантастических богов, и их взаимодействие с человеком.

3. Однообразие, поверхность мифологических сюжетов.

4. Практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач.

5. Отсутствие абстрактных размышлений, рефлексии.

Религия исследует те же вопросы, что и мифология. Однако в отличие от мифа религия «не смешивает» земное и сакральное, божественное. Бог стоит над природой. Бытие бога переживается человеком как откровение. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Все религии объединяют то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит:

а) поиск высших ценностей, истинного пути жизни:

в) религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, она основана на иррациональной вере. Истины веры религия считает выше истин разума.

Философское мировоззрение пытается ответить на те же вопросы, которые ставят мифология и религия, но оно существенным образом отличается от них:

1. Философское мировоззрение основано на знании, а не на вымысле.

2. Философское мировоззрение рефлексивно (обращенность мысли на саму себя).

3. Философское мировоззрение логично, имеет внутреннее единство, оно опирается на четкие понятия и категории.

Каждый из трех основных исторический типов мировоззрения (мифологическое, религиозное и философское) включает в себя три уровня: логико-рассудочный, эмоционально- образный и практический.

Основная функция мировоззрения, вытекающая из его сущности: мировоззрение выполняет прежде всего функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *