Что относится к искусственным дорожным сооружениям
Что относится к искусственным дорожным сооружениям
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ» и закрытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры».
2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящая Классификация распространяется на эксплуатируемые искусственные дорожные сооружения и устанавливает виды сооружений, типы конструкций сооружений и виды их элементов по применяемым конструктивным решениям, материалам и принадлежности к тем или иным конструкциям сооружений.
Классификация предназначается для фиксации дефектов при диагностике искусственных сооружений, для разделения видов ремонтных работ (содержание, ремонт, капитальный ремонт).
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящей Классификации использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог ВСН 6-90*. Минавтодор РСФСР
Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4-81(90). Минавтодор РСФСР
Указание по оценке прочности и расчету усиления дорожных одежд ВСН 52-89*. Минавтодор РСФСР
Технические правила ремонта ВСН 24-88*. Минавтодор РСФСР
ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание
ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ 21.501-93 Правила оформления архитектурно-строительных рабочих чертежей
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 21778-81 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Основные положения
ГОСТ 23615-79 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Статистический анализ точности
ГОСТ 23616-79 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Контроль точности
ГОСТ 24846-81 Методы измерений деформаций оснований зданий и сооружений
ГОСТ 26433.0-85 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений
ГОСТ 26433.2-94 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений параметров зданий и сооружений
ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 мостовое сооружение: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над препятствием.
3.2 мост: Мостовое сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над водным препятствием, имеющим естественное дно в пределах мостового сооружения.
3.3 путепровод: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над автомобильной или железной дорогой.
3.4 виадук: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над понижением рельефа.
3.5 эстакада: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над поверхностью земли.
3.6 скотопрогон: Искусственное дорожное сооружение, предназначенное для пересечения автомобильной дороги стадами скота.
3.7 скотопрогон мостового типа: Искусственное дорожное сооружение, пересекающее дорогу выше уровня автомобильного движения.
3.8 скотопрогон тоннельного типа: Искусственное дорожное сооружение, пересекающее дорогу ниже уровня автомобильного движения.
3.9 полумост: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств по крутым горным склонам.
3.10 балкон: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств по обрывистым горным склонам.
3.11 тоннельное сооружение: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов под препятствием.
3.12 автодорожный тоннель: Тоннельное сооружение, служащее для пропуска автомобильного движения.
3.13 пешеходный тоннель: Тоннельное сооружение, служащее для пропуска пешеходного движения.
3.14 горный тоннель: Тоннельное сооружение глубокого заложения, сооружаемое горным способом.
3.15 городской тоннель: Автодорожный тоннель мелкого заложения, сооружаемый открытым способом и служащий для пропуска автомобильного движения в разных уровнях.
3.16 подводный тоннель: Тоннельное сооружение, служащее для пропуска автомобильного движения под водным препятствием.
3.17 водопропускная труба: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска малых расходов воды под насыпью автомобильной дороги, имеющее грунтовую засыпку над сооружением и лоток в уровне дна водотока.
3.18 дюкер: Водопропускная труба, имеющая лоток ниже уровня дна водотока и работающая в напорном режиме.
3.19 подпорная стена: Искусственное дорожное сооружение, служащее для удержания грунтового откоса от осыпания.
3.20 одевающая стена: Искусственное дорожное сооружение, служащее для защиты придорожного горного склона от выветривания, разрушения, вывалов и осыпания.
3.21 противолавинное сооружение: Искусственное дорожное сооружение, служащее для защиты дороги от горных лавин.
3.22 снегозадерживающая стена: Противолавинное сооружение в виде каменной или бетонной стены, служащее для задерживания снега на склоне.
3.23 отбойная дамба: Противолавинное сооружение в виде насыпи, устраиваемое на склоне выше дороги и служащее для отклонения траектории схода лавины.
3.24 противолавинная галерея: Противолавинное сооружение, имеющее перекрытие и служащее для пропуска лавины над полотном горной дороги.
3.25 селепроводное сооружение (селедук): Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска селевого потока над полотном горной дороги.
3.26 противокамнепадное сооружение: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска камнепада над полотном горной дороги.
3.27 биопереход: Искусственное дорожное сооружение, обеспечивающее безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны.
3.28 биопереход мостового типа: Искусственное дорожное сооружение, обеспечивающее пропуск всех представителей фауны над полотном дороги.
3.29 биопереход тоннельного типа: Искусственное дорожное сооружение, обеспечивающее пропуск всех представителей фауны под полотном дороги.
3.30 биопереход трубного типа: Искусственное дорожное сооружение, обеспечивающее пропуск мелких животных, пресмыкающихся и земноводных под полотном дороги.
3.31 мостовой переход: Комплекс сооружений, предназначенный для преодоления дорогой водного препятствия и включающий мостовое сооружение, подходы, регуляционные сооружения, берегозащитные сооружения.
3.32 регуляционное сооружение: Гидротехническое сооружение, предназначенное для регулирования водного потока в границах мостового перехода.
3.33 берегозащитное сооружение: Гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты комплекса сооружений мостового перехода от размыва (подмыва).
3.34 ездовое полотно: Элемент конструкции искусственного дорожного сооружения, служащий для обеспечения комфортного и безопасного проезда транспорта, прохода пешеходов и пропуска других временных нагрузок.
3.35 мостовое полотно: Комплекс элементов ездового полотна мостового сооружения, включающий дорожную одежду, ограждения безопасности, перила, деформационные швы, систему водоотвода.
4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 Данная Классификация устанавливает подразделение по уровням в соответствии с их функциональным назначением и характером возможных дефектов, фиксируемых при диагностике искусственных сооружений, для разделения видов ремонтных работ (содержание, ремонт, капитальный ремонт).
4.2 Классификация предусматривает подразделение элементов искусственного сооружения до уровня, позволяющего идентифицировать дефект на элементе. Каждой позиции Классификации присваивается 8-значный цифровой код.
На первой-второй позициях кода осуществляется разделение искусственных дорожных сооружений по видам
Искусственные сооружения на автомобильных дорогах
Искусственные сооружения на автомобильных дорогах необходимы для преодоления водоемов, ущелий, гор, городских территорий, а также создания безопасных условий для движения транспорта и людей. В эту группу входят тоннели, мосты, эстакады, путепроводы, трубы и другие конструкции. Ниже подробно рассмотрим их назначение, поговорим об устройстве, а также современных новациях в этой сфере.
Назначение искусственных сооружений на дорогах
Главное назначение искусственных сооружениях на автодорогах состоит в обеспечении безопасного движения транспортных средств и людей. При этом каждая конструкция имеет индивидуальные особенности в вопросе целей применения:
К категории искусственных сооружений относятся и галереи, которые строятся на горных автомобильных дорогах. К их главному назначению относится защита от падения камней, спускания лавин, обвалов и т. д. В таких конструкциях особое внимание уделяется прочности.
Устройство различных искусственных сооружений
При строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах проводится большая работа по подготовке, выбору подходящего места и оптимальных материалов.
В задачу инженеров входит создание надежной конструкции, способной выполнять возложенные на нее функции и выдерживать разные виды воздействий в течение продолжительного времени. Ниже кратко рассмотрим особенности устройства разных сооружений.
Мосты
Конструктивно мосты автомобильных и других сорог состоят из опор и пролетных конструкций. Первые бывают береговыми и промежуточными. Вне зависимости от типа опоры берут на себя всю нагрузку от транспорта, дорожного покрытия, атмосферных осадков и т. д. Для лучшей фиксации опоры крепятся на фундамент, который опирается в грунт или специально созданное основание. В качестве материала для опор применятся бетон, камень, металл или железобетон.
Пролетные элементы состоят из несущих конструкций (балок), на которых размещается автомобильная дорога. Ключевые элементы соединяются между собой для обеспечения устойчивости и жесткости цельной конструкции. Наиболее распространенными считаются балочные мостовые системы. В них пролеты изготавливаются с применением балок.По конструкции мосты могут быть Т-образными, арочными, висячими и вантовыми.
При строительстве и ремонте мостов на автомобильных дорогах учитываются требования действующих ГОСТ и СНиПов. При необходимости предусматривается возможность возведения рядом других искусственных сооружений, что обязательно закладывается в проекте.
Путепроводы и виадуки
Путепровод — сооружение, которое возводится на другой автомобильной или железной дорогой. По устройству он проще моста, поэтому имеет другое название. Главным отличием является упрощенный тип опор, ведь при строительстве не учитывается ток воды, ход льда, риск размыва опорной части и т. д.
Путепровод на автомобильных дорогах представляет собой мост, который проложен над обычной ж/д или автомобильной дорогой, городскими улицами, пешеходными дорожками. Его устройство подразумевает применение наклонных / вертикальных диафрагм. Опорные стойки находятся над каждым ребром пролетного строения. Они упираются в поперечные диафрагмы, и тогда их количество может быть меньше.
Виадук — еще один вид моста, который применяется для преодоления разных препятствий. Как правило, такое искусственное сооружение необходимо для прокладки дороги через лощину, ущелье или овраг.
Строительство таких конструкций актуально при отсутствии возможности и дороговизне насыпи. При этом проектировщики ориентируются на глубину оврага. Конструктивно виадуки также состоят из опор разной длины и верхнего дорожного покрытия.
Тоннели
Последнее время развивается строительство не только мостов, но и туннелей автомобильных дорог, позволяющих пересекать сложные участки. В зависимости от назначения тоннель может использоваться для машин, велосипедистов, пешеходов, ж/д составов, кораблей и другого транспорта.
Тоннели строятся в местах, где нецелесообразно или невозможно обойтись мостами или другими искусственными сооружениями. Наиболее распространенный метод строительства — закрытый, когда дорожное полотно прокладывается внутри какого-то природного объекта.
При возведении может применяться горный способ прокладки с применением бурения и взрывных работ с последующим вывозом лишнего материала на поверхность. Второй вариант состоит в применении комбайнового метода. Его суть в применении специальной техники (комбайнов).
Существуют также открытые методы строительства. Как правило, применяется котлованный вариант, когда создается углубление нужной ширины с последующим укреплением боковых частей.
Также используется траншейный (чаще применяется для пешеходных конструкций) и щитовой. Вне зависимости от способа возведения тоннели всегда укрепляются путем создания основы и бетонной конструкции для защиты от осыпания.
Эстакады
К категории эстакад относятся колейные мосты, которые находятся выше уровня земли и имеют участки для съезда / заезда. Конструктивно они бывают стационарные и разборные. При изготовлении может использоваться:
Как правило, эстакады строятся для подъезда к пролету моста, а иногда для разделения магистрали от городской черты.
Сама конструкция находится над поверхностью земли, а вот основная опорная часть базируется в грунте. В качестве опор применяются ж/б колонны. Для их возведения в землю вдавливаются обсадные трубы, внутрь которых устанавливается металлическая арматура с последующей заливкой бетоном. Далее трубы извлекаются, а ж/б колонна остается внутри в качестве опоры. Группа таких конструкций и играет опорную функцию.
В дальнейшем на основание ставится ж/б опора, а после него делается пролет эстакады в виде арматурной решетки с дальнейшей заливкой бетона. Опора может быть металлической или бетонной. Последнее время все чаще применяется сталь. Параллельно земле монтируются ригели, обеспечивающие распределение нагрузки по поверхности.
При строительстве эстакад предъявляются особые требования. К примеру, угол наклона не должен быть больше 40, а высота пролета от пяти метров и более. Асфальт на поверхности должен обеспечивать качественное сцепление колес авто с дорогой, а по краям дороги устанавливаются ограждения.
Трубы
Водопропускные трубы также входят в категорию искусственных сооружений. При их укладке и изготовлении предъявляются особые требования к надежности из-за риска деформации. При этом устранение дефектов вызывает ряд трудностей и влечет за собой немалые расходы. В процессе создания и укладки учитывается регион эксплуатации.
Так, в условиях сурового климата требуется пучение грунта. Что касается материала, искусственные сооружения могут делаться из металла, бетона, камня и ж/б. Наиболее популярными являются ж/б трубы, которые собираются из нескольких частей длиной от 1 до 6 метров. С учетом типа насыпи они могут быть 1-но, 2-х или 3-очковыми, а по форме — в виде круга, прямоугольника или овала.
Для фиксации конструкции применяются специальные ж/б детали, отличающиеся высокой долговечностью, надежностью и стойкостью к коррозии. В некоторых случаях необходима укладка фундамента, но при использовании гофрированных труб можно обойтись без него.
Подпорные стены
Такие сооружения незаменимы для защиты от обрушений на берегах разных водоемов. Могут изготавливаться из разных материалов:
Для создания основания применяется щебень, песок и естественные грунты. Стена в нижней части может иметь Т-образную форму для лучшей фиксации.
В зависимости от конструкции под уровнем земли может прокладываться дренажная труба. Как вариант, может использоваться коробчатая система, подразумевающая сборку конструкции из нескольких секций. В качестве основного материала все чаще выступает сталь.
Последние новации при строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах
При создании искусственных сооружений проектировщики стараются применять прогрессивные конструкции и использовать передовые методики выполнения таких работ. Главной целью является повышение надежности конструкции, снижение расхода материала и уменьшения времени возведения. В создаваемых объекта должны применятся типовые решения и сборные конструкции, отвечающие действующим стандартам и техусловиям.
В последнее время набирает популярности 3D-печать разных конструкций. В качестве исходных материалов может применяться пластик, сталь, алюминий, хром-кобальт, никель и другие. Возможна специальная подготовка порошка. Пока такие технологии применяются только за границей для строительства небольших объектов. К примеру, 15 июля 2021 года в Амстердаме был открыт стальной мост, сделанный полностью на 3D принтере. Он объединил две набережные, имеет вес 6 т и длину 12 м.
В России ведется работа по решению проблем искусственных сооружений, многие из которых (свыше 5500) находятся в аварийном состоянии. С учетом этого до 2024 года планируется направить более 200 млрд рублей для приведения в нормальное состояние имеющихся объектов. Особое внимание уделяется регулированию и стандартизации в этой сфере.
Заключение
Искусственные сооружения несут ключевую функцию и обеспечивают удобство применения и безопасность автомобильных дорог.
Задача разработчиков в том, чтобы создать надежную конструкцию, удовлетворяющую требованиям и обеспечивающую выполнение возложенных на нее функций. Что касается развития этой сферы, из-за небольших вливаний средств хватает только на реконструкцию, а основные инновации в этом вопросе пока впереди.
Искусственные сооружения для преодоления естественных препятствий
Что относится к искусственным дорожным сооружениям
Главное меню
Строительные работы
Искусственные сооружения на дорогах
Искусственные сооружения весьма разнотипны и многообразны. Наряду с простейшими искусственными сооружениями встречаются сооружения, требующие сложных инженерных расчетов при проектировании, больших затрат труда и денежных средств при их постройке.
Кроме приведенных обозначений, на профиле обычно указываются род материала, из которого выполнено данное искусственное сооружение например, железобетонное, каменное, и т. п., а также величина отверстия в свету, если это искусственное сооружение служит для пропуска водотока.
Отверстия искусственных сооружений подбираются с таким расчетом, чтобы они не были слишком узкими, иначе большой подпор воды перед искусственным сооружением приведет к размыву земляного полотна, или чрезмерно широкими, поскольку это очень удорожит искусственное сооружение без действительной необходимости.
Габаритом моста, предназначенного для автомобильной дороги, называется его предельное очертание в поперечном разрезе, полностью свободное изнутри от каких-либо частей или деталей моста. Габарит мостов с ездою по низу показан на рис. 35. Габарит
* При необходимости добавляется разделительная полоса.
** В исключительных случаях, например в горной местности, Г-4,5.
Рис. 36. Схема подвижной автомобильной нагрузки Н-30
Искусственные сооружения
Смотреть что такое «Искусственные сооружения» в других словарях:
Искусственные сооружения — сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные… … Строительный словарь
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — условное название сложных транспортных сооружений: мостов, эстакад, туннелей, водопропускных труб и т. д. Устанавливаются на пересечении дороги с реками, горными хребтами и другими дорогами … Большой Энциклопедический словарь
искусственные сооружения — 3.52 искусственные сооружения : Сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
искусственные сооружения — условное название сложных транспортных сооружений: мостов, эстакад, туннелей, водопропускных труб и т. д. Устанавливаются на пересечении дороги с реками, горными хребтами и другими дорогами. * * * ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ … Энциклопедический словарь
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — собирательное назв. сооружений, возводимых на пересечениях дорог с разл. препятствиями реками (водотоками), ущельями, другими дорогами, обвало опасными или лавиноопасными участками и т. п. И. с. мосты (виадуки, эстакады), туннели, водопропускные… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Искусственные дорожные сооружения — 3) искусственные дорожные сооружения сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые… … Официальная терминология
искусственные водоёмы — создаются человеком. Существуют два осн. способа их сооружения: заполнение водой искусственно созданных ёмкостей вне природных водоёмов (большая часть спортивных бас., копани, некоторые вдхр.); устройство плотин на реках (большая часть вдхр. и… … Географическая энциклопедия
Дорожные сооружения — Сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Дорожные сооружения — сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные устройства,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
подземные сооружения — объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного и коммунального назначения, создаваемые в глубине грунтового массива. Первые искусственные сооружения в недрах Земли были связаны с разработкой полезных ископаемых подземным… … Энциклопедия техники
Искусственные дорожные сооружения
Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Источник
Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»
Удобные решения для инфраструктуры
Информация
Экспертиза
Сервисы
Личный кабинет
Авторизация на сайте
Напомнить пароль
Введите E-mail, указанный при регистрации
Поиск по сайту
Для сохранения черновиков нужно авторизоваться
Закрыть сайт?
Возможно внесенные изменения не сохранятся.
Задать вопрос
Предложить компанию
Обсудить проект
Обсудить проект
Раздел находится в разработке.
Вы можете направить свои вопросы и предложения
по адресу ppp@pppadvisor.ru
или воспользоваться формой обратной связи.
Раздел находится на реконструкции.
Вы можете направить свои вопросы и предложения
по адресу ppp@pppadvisor.ru
или воспользоваться формой обратной связи.
Конструктор концессий работает в тестовом режиме. Для получения проекта концессионного соглашения в автоматизированном режиме вам необходимо ввести промокод. Если у вас нет промокода, вы можете его запросить по адресу ppp@pppadvisor.ru.
Тестовый проект концессионного соглашения предоставляется в формате PDF. Версия в Word будет направлена пользователям, прошедшим небольшой опрос по итогам изучения функционала сервиса и проекта документа. Благодарим за содействие.