Что называется прямым направлением грузопотока
Дайте определение грузопотоку. Структура грузопотока. Правила построения и назначения эпюры и картограммы грузопотоков
Эпюра имеет прямое и обратное направление движения грузов. Прямым направлением считается то, по которому следует наибольшее количество грузов. Отношение размера грузопотока в прямом направлении к размеру грузопотока в обратном направлении называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.
Объем грузов, перевозимых в прямом направлении, откладывают вверх от нулевой отметки, а в обратном – вниз от неё. Для условий, приведенных в табл. 1, прямое направление: DA = ВА + СА + DA + СВ + DC =500 +500 + 100 + 400 = 1500 т, обратное: AD = АВ + АС + AD + ВС т BD + CD = 200 + 500 + 100 +200 + 300 =1300 т.
Отсюда коэффициент неравномерности грузопотоков: η= Qnp/ Qоб =1500 /1300 =1,15.
Построение эпюры начинают с грузопотока, идущего от пункта D, т.е. самого дальнего, к пункту А. При масштабе 1 см = 200 т на графике откладывают от нулевой отметки 2,5 см и проводят линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с ординатой точки А.
Полученное пространство между осевой и проведенной линией заштриховывают (различно по участкам).
Затем откладывают грузопоток объемом 500 т, следующий из С в А, и проводят линию от ранее отложенной и параллельную ей до пересечения с ординатой точки А. Полученное пространство также заштриховывают. Аналогично откладывают и следующие грузопотоки. Нижняя часть строится таким же способом, как и верхняя. Полученная эпюра (см. рис. 2) предоставляет собой графическое изображение грузопотоков на данном участке трассы.
Рис. 2. Эпюра грузопотоков
Эпюры грузопотоков дают возможность определить:
— количество груза, отправляемого из каждого пункта, прибывающего и проходящего через него;
— объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии;
— среднее расстояние перевозки грузов.
Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.
Грузопотоки могут быть изображены в виде схемы. Для этого используется карта района перевозок, на которую нанесены пункты или микрорайоны отправления и назначение груза, т.е. грузообразующие и грузопоглощающие пункты. Карту района перевозок делят на квадраты последовательным нанесением на равном расстоянии взаимно перпендикулярных линий. Полученные таким образом квадраты кодируют в буквенно-цифровой системе (по типу шахматной доски): по горизонтали – буквы, по вертикали – цифры. Зная количество тонн груза, подлежащего перевозке из пунктов отправления в пункты назначения, выбирают масштаб и в соответствии с ним наносят грузопотоки линиями определенной ширины.
Грузопотоки могут также иметь вид картограммы. Картограмма – это графическое изображение грузопотоков на карте по действительным путям перемещения грузов.
При помощи схем и эпюр создается наглядная схема перевозок между пунктами отправления и назначения грузов, определяется транспортная работа, устанавливается наиболее выгодное расположение стоянки автотранспорта, чтобы непроизводительные пробеги из гаража к месту работы и обратно были минимальные.
Построение Эпюр грузопотоков
построение эпюр грузопотоков на транспортной сети.
конспект лекций, данное учебно-методическое пособие, тетрадь для практических занятий, калькулятор.
Объём перевозок Q – это количество тонн груза, которое планируется перевезти или уже перевезено.
где Q – объём перевозок, т;
Q пр – объём перевозок в прямом направлении, т;
Q обр – объём перевозок в обратном направлении, т.
Грузооборот P – это планируемая транспортная работа, измеряемая в тонно-километрах или выполненная работа за определенный промежуток времени. Величина грузооборота (Р) рассчитывается путем произведения количества перемещаемого груза на расстояние перевозки.
Грузопотоки – количество тонн груза, перевозимого в одном направлении (прямом и обратном) через сечение дороги в единицу времени. Прямым направлением условно называется направление грузопотоков, имеющих большую величину. Объём перевозок, грузооборот и грузовые потоки относятся к определённому периоду времени. Взаимосвязь их величин может быть представлена выражением
где Р – грузооборот, т·км;
lг – расстояние перевозки грузов, км.
Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной, структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности.
Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки показывают в таблице-«шахматке» или изображают графически в виде эпюры грузопотоков. Эпюра грузопотоков строится исходя из условий перевозок и вида грузов, а также схемы транспортной сети и расстояний.
Коэффициент неравномерности объёма перевозок ήн и
коэффициент неравномерности грузооборота ή’н определяют по формулам:
где Q max – максимальная величина объёма перевозок;
Q ср – средняя величина объёма перевозок;
P max – максимальная величина грузооборота;
P ср – средняя величина грузооборота.
Задачи:
1) сформировать «шахматку» грузопотоков;
2) определить прямое и обратное направление;
3) построить эпюру грузопотоков;
4) рассчитать объём перевозок и грузооборот в прямом и обратном направлениях;
5) устранить встречные грузопотоки;
6) рассчитать объём перевозок и грузооборот после устранения встречных грузопотоков;
7) определить коэффициент неравномерности объёма перевозок и грузооборота до и после устранения встречных грузопотоков (формулы 1.3 и 1.4.);
8) сформулировать выводы;
9) ответить на вопросы (с. 12).
Один из примеров исходных данных для выполнения работы представлен в табл. 1.1, на рис. 1.1.
Исходные данные по вариантам представлены в приложении А.
Порядок выполнения работы:
1. Формирование «шахматки» (табл. 1.2).
На основании исходных данных в табл. 1.2 заносятся наименования грузов и объемы перевозок.
В столбце «Всего» указывается суммарный объем груза, который планируется вывезти или уже вывезен из каждого пункта. В строке «Всего» – суммарный
объем груза, который планируется завезти или уже завезен в каждый пункт.
2. Определение прямого и обратного направления.
Для этого по «шахматке» (см. табл. 1.2) необходимо рассчитать объём перевозок в каждом направлении как сумму значений объёма перевозок:
Q2 – слева снизу от заштрихованных ячеек.
Рис.1.1. Схема транспортной сети
Q1 = 30(кирпич) + 30(гвозди) + 40(песок) + 30(сахар) + 50(бревна) + 30(доски) = 210 т;
Q2 = 20(доски) + 30(бревна) + 30(кирпич) + 10(ЖБИ) + 30(уголь)+ 30(мука)= 150 т.
В данном случае прямым будет направление А→Г, так как здесь объём перевозок больше.
Тогда Г→А – обратное направление.
Qпр (прямое направление) = Q1 = 210 т;
Qобр (обратное направление) = Q2 = 150 т.
3. Построение эпюры грузопотоков.
Для этого выбирается вертикальный и горизонтальный масштабы. Необходимо построить горизонтальную и вертикальную оси.
По горизонтальной оси откладывается расстояние, по вертикальной – объёмы перевозок.
Для нашего примера выбираем вертикальный масштаб: 1 см – 20 т, горизонтальный масштаб: 1 см – 6 км.
Эпюра грузопотоков (рис. 1.2) строится исходя из правила правостороннего движения, то есть перевозки из пункта отправления
А в пункт назначения Г изображаются снизу от горизонтальной оси.
Далее следует по горизонтальной оси откладывать расстояние перевозок, а по вертикальной оси – объём перевозок, последовательно, начиная с самых дальних перевозок (из А в Г и из Г в А).
4. Расчёт грузооборота в прямом и обратном направлениях:
Pпр = 40 · (15 + 15 + 20) + 30 · (15 + 15) + 30 · 15 + 50 · (15 + 20) + 30 · 15 + 30 · 20 = 6150 т·км;
Робр = 10·(15 + 15 + 20)+30·(20+15)+30·20+ 30·(15 + 15) + 30 · 15 + 20 · 15 = 3800 т·км.
5. Устранение встречных грузопотоков.
Устранение встречных грузопотоков производится на эпюре грузопотоков для одинаковых грузов, перевозимых во встречных направлениях на одном общем участке.
На рис. 1.2 показано, что имеются грузопотоки бревен в прямом и обратном направлении на общем участке Б–В. Устранение встречных грузопотоков в прямом и обратном направлениях производится на одинаковую величину (в рассматриваемом случае – на 30 т) на участке транспортной сети от пункта Б до пункта В.
На схеме (см. рис. 1.2) устраняемые грузопотоки показаны штриховкой.
6. Расчёт объёма перевозок и грузов после устранения встречных грузопотоков производится по эпюре (рис. 1.3).
Qпр = 40(песок) + 30(гвозди) + 30(бревна) + 30(кирпич)+ 20(бревна) + 30(сахар) + 30(доски) = 210 т;
Qобр = 10(ЖБИ) + 30(уголь) + 30(бревна) + 30(мука) + 30(кирпич) + 20(доски) = 150 т.
Рпр = 40·(15 + 15 + 20) + 30·(15 + 15) + 30 · 15 + 20 · (15 + 20) + 30 · 20 + 30 · 15 + 30·20 = 5700т·км;
Робр = 10·(15 + 15 + 20) + 30 · (20 + 15) + 30 · 20 + 30 · 15 + 30 · 15 + 20 · 15 = 3350 т·км.
После устранения встречных грузопотоков может измениться направление. В данном случае необходимо это учитывать при определении коэффициента неравномерности.
7. Определение коэффициента неравномерности объёма перевозок и грузооборота.
До устранения встречных грузопотоков:
Рmax = Pпр =6150 т·км;
Рср = (6150 + 3800)/2 = 9950/2 = 4975 т·км;
Qср = (210 + 150)/2 = 180 т;
После устранения встречных грузопотоков:
Рmax = Pпр = 5700 т·км;
Рср = (5700 + 3350)/2 = 9050/2 = 4525 т·км;
Qср = (210 + 150)/2 = 180 т;
8. По результатам работы формулируется вывод о возможности устранения грузопотоков и неравномерности грузопотоков.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Дайте определения и укажите отличия объема перевозок,
грузооборота и грузопотока.
2. Какое направление называется прямым?
3. Чем характеризуется объем перевозок?
4. Как рассчитывается коэффициент неравномерности?
5. Что такое неравномерность объема перевозок и грузооборота?
6. Что такое эпюра грузопотоков, в чем заключается ее
Грузопотоки.
В каждом конкретном случае перевозок грузов АТ обслуживает отдельные корреспонденции клиентуры между двумя определенными пунктами. Движение грузов между двумя пунктами называется грузовым потоком. Эти потоки в прямом и обратном направлении обычно неравны. Неравномерность оценивается коэффициентом неравномерности, т.е. отношением величины потока в прямом направлении к величине потока в обратном направлении:
Грузовые потоки могут быть местными и транзитными. Местным грузопотоком называется движение грузов между двумя смежными пунктами. Грузовой поток, следуемый из одного пункта в другой через промежуточный пункт или ряд пунктов, называется транзитным по отношению к промежуточным пунктам. Грузовой поток, образованный в результате корреспонденции пунктов, лежащих за пределами начальной и конечной точек автолинии, является транзитным для всей автолинии.
Наглядное представление о характере движения грузов по автолинии дают схемы (эпюры) грузовых потоков. Эпюры грузовых потоков строятся следующим образом: на горизонтальной линии, схематически отражающей направление трассы автомобильной дороги, по карте в линейном масштабе откладываются расстояния между пунктами, через которые проходит трасса дороги. По вертикали также в масштабе откладывается количество грузов, перевозимых между определенными пунктами. Количество грузов (грузовые потоки) каждого направления откладывается с правой стороны от оси горизонтальной линии по ходу движения. Эпюры строятся по видам грузов и направлениям (или общие — только по направлениям, без разделения по видам грузов).
Отрезки автолинии между двумя смежными пунктами называются перегонами.
Количество грузов, проходящих через определенное сечение автолинии в
единицу времени (сутки, месяц, год), называется мощностью грузового потока.
Грузопотоки автолинии могут быть выражены в виде таблицы, показывающей движение грузов по перегонам в прямом и обратном направлениях (см. таблицу 2.5)
Для определения потребного количества подвижного состава, размещения автотранспортных предприятий, грузовых автомобильных станций и агентств необходимо иметь данные о движении грузов не только по перегонам, но и по отдельным пунктам автолинии. Такие данные могут быть получены из эпюры грузопотоков.
При таком распределении объема перевозок количество груза, отправляемого из пункта и прибывающего в пункт, является местным объемом перевозок, а количество груза, проходящее из одного пункта в другой, минуя третий, является по отношению к нему транзитом.
Общие эпюры грузопотоков и составленные на их основании таблицы дают представление лишь о суммарных объемах перевозок между отдельными пунктами. Для определения типа подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и других расчетов при организации движения на автолинии этого недостаточно, необходимо знать структуру (состав) грузопотоков.
Аналогично грузообороту структура грузопотоков разделяется на два основных вида: отраслевой и по способам перевозки. Отраслевой вид грузопотоков характеризуется принадлежностью грузов к отдельным отраслям народного хозяйства: грузы сельского хозяйства, промышленности, торговли и т. д. Этот вид, необходимый для перспективного планирования размеров грузопотоков, не является достаточным критерием для выбора типа подвижного состава. Вид структуры грузопотоков по способам перевозки наиболее полно отражает условия, необходимые для выбора типа подвижного состава и рациональной организации его работы. Принципы построения эпюры грузопотоков по отраслям народного хозяйства или способам перевозки аналогичны принципам построения общей эпюры грузопотоков
Эпюры дают наглядное представление о движении грузов по автолинии и размерах грузопотоков как по всей автолинии, так и по отдельным ее участкам. На основании эпюры представляется возможным наметить пункты размещения автотранспортных предприятий на автолинии, установить необходимую пропускную способность перегонов, произвести расчеты по организации движения. В результате соединения в одном пункте нескольких направлений грузопотоков образуется транспортный узел (рис. 2.5).
Для определения интенсивности движения грузов по отдельным перегонам автолинии применяют эпюру
Грузонапряженностью называется количество груза, приходящегося на 1 км пути за какой-либо период. Эпюры грузонапряженности применяются при проектировании автодорог, когда необходимо определить интенсивность движения грузов по отдельным участкам дороги, и организации перевозок на отдельных перегонах. Эпюры грузонапряженности строятся обычно по видам грузов (отраслевой тип).
Рис. 2.5 Транспортный узел
В соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог общей сети технические параметры и категория автомобильных дорог определяются размерами перспективной среднесуточной интенсивности движения. Интенсивностью движения называется количество автомобилей, проходящее по дороге в обоих направлениях за определенный отрезок времени. Среднесуточная интенсивность движения грузовых автомобилей определяется по формуле:
Др — число дней работы грузовых автомобилей в течение года;
Qг — грузонапряженность перегона в обоих направлениях в год, т;
qср — средняя грузоподъемность автомобилей, движущихся по дороге, т;
Количество грузов, перевозимых за год по автомобильной дороге в целом и отдельным ее перегонам, на перспективу рассчитывается по группам грузов и способам перевозки.
Вес грузов, перевозимых одним автомобилем (произведениеqсрβγср ), определяется расчетным путем.
Среднюю грузоподъемность qср расчетного автомобиля определяют числом автомобилей различных типов и их грузоподъемностью:
qm, qc, qб — грузоподъемность автомобилей различных типов (малая, средняя, большая); PmcPc,Рб — количество автомобилей разной грузоподъемности по отношению ко всему составу грузового парка.
Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается исходя из среднего класса перевозимых грузов. Среднее значение коэффициента использования грузоподъемности γср может быть получено из выражения
Q1, Q2, Q3, Q4 — количество груза соответственно I, II, III, IV классов, т; γ1, γ2, γ3, γ4 — среднее значение коэффициента использования грузоподъемности соответственно для грузов I, II, III, IV классов; ∑ Q —общее количество груза, т.
Коэффициент использования пробега β, определяемый как отношение пробега автомобиля с грузом к общему его пробегу в километрах, наряду со средней грузоподъемностью автомобиля и коэффициентом использования грузоподъемности значительно влияет на размеры интенсивности движения по автомобильным дорогам. При движении подвижного состава по отдельным перегонам величина его может колебаться от 0,5 до 1. Определяется он путем расчета на отдельных маршрутах следования подвижного состава по отдельным перегонам и дороге в целом.
При организации перевозок грузов в условиях города необходимо учитывать, что грузовые потоки формируются в результате взаимной грузовой корреспонденции промышленных, строительных и торговых предприятий и организаций, они весьма разнообразны по составу и условиям обслуживания. При перевозке грузов строительных организаций транспортный процесс зачастую связан с технологическим процессом строительства, продовольственные грузы в торговую сеть должны доставляться небольшими партиями и в определенные часы дня, перевозка почты требует работы автомобильного транспорта по графику.
В целях облегчения изучения и определения направлений и мощности грузовых потоков территория города разбивается на отдельные, небольшие по площади участки (квадраты), называемые микрорайонами. В каждом микрорайоне устанавливается его центр, являющийся условной собирательной грузовой точкой. Грузовая корреспонденция и грузовые потоки определяются между центрами микрорайонов, которые можно считать начальными и конечными точками движения грузов. Эпюра грузопотоков, наложенная на карту, называется картограммой грузопотоков.
При наличии в отдельных микрорайонах крупных грузообразующих или грузопоглощающих центров — товарной железнодорожной станции, крупных предприятий, торгово-складских баз и т. п. — необходимо установить их влияние на формирование грузовых потоков. В городских условиях грузовые потоки направляются по определенным улицам, рассчитанным на массовое грузовое движение, поскольку не все улицы города открыты для проезда грузовых автомобилей. Это в известной мере облегчает задачу определения мощности грузовых потоков. Определение расстояний перевозки грузов для расчета размеров грузооборота производится между центрами установленных микрорайонов.
Контрольные вопросы:
Лабораторная работа «Построение эпюры»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Порядок выполнения лабораторной работы:
1. Оформить вводную часть лабораторной работы:
Лабораторная работа № 1
Основы грузоведения. Грузы и грузопотоки
Цель лабораторной работы:
Формулы для расчета, условные обозначения и единицы измерения:
2. Заполнить таблицу распределения грузопотоков. Пример приведен в табл.1.1.
3. Построить схему транспортной сети согласно варианту (см. «Задания для выполнения лабораторной работы»).
4. Построить эпюру грузопотоков и рассчитать объем перевозок, грузооборот и коэффициенты неравномерности.
5. Построить картограмму грузопотоков в средней системе перевозки грузов и эпюру грузопотоков в развозочно-сборной автотранспортной системе (Исх. данные приведены в «Задании для выполнения лабораторной работы»).
6. Подготовить отчет о лабораторной работе, ответить на контрольные вопросы и защитить отчет.
Объем перевозок Q – количество тонн груза, которое планируется перевезти или уже перевезено.
Грузооборот Р – транспортная работа, планируемая или затраченная на выполнение перевозок, измеряемая в тонно-километрах.
Грузопотоки – количество тонн груза, перевозимого в одном направлении через сечение дороги в единицу времени (час, сутки).
Прямым направлением условно называется направление грузопотока, имеющего большую величину.
Объем перевозок, грузооборот и грузовые потоки относятся к определенному периоду времени.
, (1.1)
где – объем перевозок, т; – объем перевозок в прямом направлении, т; – объем перевозок в обратном направлении, т.
Объем перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной, структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности. По величине перевозки разделяются на массовые и мелкопартионные. Перевозки могут быть постоянными, временными и сезонными.
Коэффициенты неравномерности объема перевозок и грузооборота определяются по формулам:
; , (1.2)
где – максимальная величина объема перевозок, т; – средняя величина объема перевозок, т; – максимальная величина грузооборота, т·км; – средняя величина грузооборота, т·км.
Объем перевозок, грузооборот и грузопотоки показывают в таблице или изображают графически в виде эпюры грузопотоков или картограммы.
Эпюра грузопотоков строится исходя из условий перевозок и вида грузов (табл. 1.1), а также схемы транспортной сети и расстояний (рис. 1.1).