Что относится к икт технологиям
Использование ИКТ в образовательном процессе: виды, характеристика, применение
Стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и внедрение их на территории Российской Федерации за последние пять лет наложило неизгладимый отпечаток на изменение в лучшую сторону личности современного ребенка. Сильнейший поток информации, рекламы, использование новых технологий на телевидении, достаточное распространение компьютеров, электронных игрушек и игровых приставок – все это оказывает существенное влияние на восприятие ребенком окружающего мира, а также на его воспитание. Значительные изменения претерпели и особенности практической деятельности детей: меняются игры, увлечения и любимые герои. В нашей статье пойдет речь об основных моделях использования ИКТ в образовательном процессе. Помимо разновидностей, рассмотрим их характеристику и направления в применении.
Современные методики обучения
Вам будет интересно: Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?
Сегодня школа является частью общества. Именно она позволяет получить отражение проблем, существующих во всей стране. Поэтому нужно научить каждого школьника за относительно небольшой период времени усваивать, преобразовывать, а также применять на практике внушительные массивы информации. Очень важна такая организация процесса обучения, в соответствии с которой он активно, увлеченно и с интересом будет работать на уроке, лицезреть плоды собственного труда, а главное – оценивать их.
Вам будет интересно: Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку
Помочь педагогу в решении столь непростой задачи помогает сочетание традиционных методик и использование ИКТ в образовательном процессе. Применение компьютера на уроке делает процесс обучения строго дифференцированным, мобильным и индивидуальным. Инструмент сочетает в себе возможности видеомагнитофона, телевизора, калькулятора, а также книги. Компьютер представляет собой универсальную игрушку, способную имитировать иные всевозможные игры. Современный информационный механизм является равноправным партнером для ребенка, способным весьма тонко реагировать на его запросы и действия, чего школьнику временами так не хватает. Важно учитывать, что использование ИКТ в образовательном процессе в школе является привлекательным решением и для преподавателей. Компьютеры позволяют лучше оценить знания и способности ребенка, понять его. Они побуждают находить нетрадиционные, новые методы и формы обучения.
Вам будет интересно: Украшение рекреации в школе к Новому году
В этой статье мы постараемся осветить ключевые возможности использования ИКТ в образовательном процессе. Начнем, разумеется, с понятия информационных технологий.
Определение ИКТ
На практике информационные методы обучения принято трактовать как технологии, в соответствии с которыми применяются специальные информационные технические средства (например, ЭВМ, видео-, аудио- или кино-). Когда использование ИКТ в образовательном процессе стало обычной и в то же время популярной практикой, появилось понятие новых информационных технологий. В общем говоря, любой педагогический инструмент – это в первую очередь информационная технология, потому что база процесса обучения формируется посредством информации и ее преобразования. Самый удачный термин для технологий обучения с использованием компьютера – компьютерная технология. Под ним следует понимать процесс подготовки и последующей передачи сведений обучаемому, средством реализации чего служит компьютер.
Такая технология может быть исполнена в соответствии с одним из трех вариантов:
В комплекс образовательных инструментов ИКТ входят различные программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных задач педагогического плана. Они наделены предметным содержанием и ориентированы на непрерывное взаимодействие с обучающимися.
Классификация образовательных средств ИКТ
Основные модели использования ИКТ в образовательном процессе можно классифицировать в соответствии с рядом параметров. Так, критерий решаемых педагогических задач предполагает существование:
Вам будет интересно: Крестьянский быт XVIII века в России
Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе подразумевает существование следующих категорий в зависимости от функционала:
Классификация по типу информации
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает классификацию по типу сведений на информационные и электронные ресурсы. Причем информация может быть:
Рекомендации по использованию средств ИКТ в образовательном процессе
Подготовка урока с применением ИКТ предполагает, что преподаватель должен формировать план мероприятия в зависимости от его целей. Так, в процессе отбора учебного материала должны соблюдаться ключевые дидактические принципы: последовательности и систематичности, дифференцированного подхода, доступности, научности и так далее. При этом стоит помнить, что компьютер не может заменить педагога – он лишь дополняет его функционал.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ и в школьных учреждениях определяет следующие характеристики такого урока:
Особенности метода
В процессе использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ и школ весьма актуальным является вопрос касательно соотношения компьютера и элементов иных технологий. Важно отметить, что компьютер может применяться на всех стадиях процесса обучения: при введении (объяснении) нового материала, повторении, закреплении, а также при контроле знаний. Компьютерные инструменты обучения определяются как интерактивные. У них есть способность откликаться на действия преподавателя и учащегося, вступать с ними в диалог. Именно в этом и заключается основная особенность метода компьютерного обучения. Современный компьютер реализует следующие функции:
Преимущества
Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ и других образовательных учреждениях имеет ряд плюсов, в числе которых:
Дополнительные плюсы применения ИКТ
Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы или средних, а также высших учебных заведений предполагает наличие следующих преимуществ дополнительного характера:
Проблемы и недостатки использования ИКТ
Как и любая другая категория, применение ИКТ имеет свои минусы. Среди них важно отметить следующие:
Заключение. Варианты использования средств ИКТ
Итак, мы полноценным образом разобрали категорию применения ИКТ в процессе образования. В заключение следует отметить, что на сегодняшний день используются различные варианты информационно-коммуникационных технологий. Среди них важно обратить внимание на урок с мультимедийной поддержкой. В данном случае в классе устанавливается один компьютер. Преподаватель использует его как электронную доску, а ученики, например, при защите проектов. Помимо этого, урок может протекать с использованием нескольких компьютеров (как правило, в специально оборудованном классе). За ними работают все учащиеся одновременно или по очереди. Урок, интегрированный с информатикой, в любом случае проходит в компьютерном классе. Существует также самостоятельное изучение (иногда – дистанционное) посредством соответствующих обучающих систем. Сегодня в учреждениях образования, расположенных на территории Российской Федерации, оно становится все более популярным. Это говорит о том, что учебно-воспитательные структуры активно используют средства ИКТ в своей деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Наталья Ворначева
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
1 слайд – титульный
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, которым уделяет большое внимание ФГОС. Для реализации информационно-коммуникационных технологийвыделяются следующие цели:
— повышение качества образования;
— совершенствование научно-методической литературы;
— совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;
— информационная интеграция с вышестоящими органами управления, педагогами, воспитанниками и их родителями.
При этом решается ряд задач:
— реализация направлений развития детей в соответствии с ФГОС
— использование ИКТ для изменения развивающей среды в группе детского сада.
— активное использование ИКТ в работе с детьми и родителями.
Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня любой педагог должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев);
– это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько);
– это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков);
– комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
Образовательная технология – система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В. В. Гузеев).
Образовательная технология включает обучение, развитие и воспитание обучающихся.
ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
Проектор –радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.
Экран для проецирования изображения с компьютера.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным.
Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.
Изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование представлений ребенка об окружающем мире.
Это такие функции как:
Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.
Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять.
Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии.
Работа под руководством воспитателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам.
Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т. е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.
Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления.
Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие самоуважения, оказывается фактором престижа.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К. Д.Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.
Как сделать скриншот
Опыт использования информационных технологий в педагогической практике,позволяет выделить ряд преимуществ:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
-обладает стимулом познавательной активности детей;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, а также правильной организации образовательного процесса компьютерные технологии могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Мои наблюдения подтверждают, что использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
1. Способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника.
2. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, обогащают культурно-значимый опыт дошкольников.
3. Компьютерные технологии являются новым способом овладения знаниями, которые позволяют ребенку с интересом накапливать опыт, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении нового опыта.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса:
• педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
• повышается познавательная мотивация воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей;
• повышается интерес родителей к деятельности ДОУ, уважительное отношение к воспитателям, они чаще прислушиваются советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах.
Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.
1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.
2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
4. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).
5. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.
Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Диапазон использования этой технологиив учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности, до способов предъявления учебной информации.
Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании
Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании
Система образования играет большую роль в разработке и практике применения информационных технологий. Большая роль принадлежит именно высшей школе как мощному источнику квалифицированных кадров и серьезной базе исследований в области фундаментальных и прикладных наук. Особое место в системе образования занимают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Опыт использования ИКТ в образовании показывает значительный выигрыш во времени по обмену знаниями и имеющимся практическим, и социальным опытом. Современные технологии являются эффективным инструментом для улучшения качества обучения и адаптации к современным требованиям.
Информационно-коммуникативные технологии внедряются во всех сферах образования: высшем, среднем профессиональном, начальном профессиональном, школьном образовании. С помощью ИКТ достигается доступность образования, большое количество различных форм представления учебного материала. Все это способствует успешному решению многих задач, дает широкую возможность применения новых методов обучения и технологий.
Поэтому концептуализация использования информационно-коммуникативных технологий стала в настоящее время значимым аспектом для исследования в педагогическом образовании и предполагает разработку новых технологий, форм и методов организации обучения, которые обеспечивают эффективный переход от объяс-нительно-иллюстративного метода к формированию навыка самостоятельного приобретения нового знания, с использованием современных приемов представления и получения учебного материала и коммуникативных технологий.
На теоретико-методологическом уровне наиболее известными работами, посвященными использования информационно-коммуникативных технологий в педагогическом образовании,являются: исследования М. Е. Бершадского,
В. В. Гузеева, Л. И. Долинера, В. В. Краевского, В. А. Красильниковой.
Одной из наиболее важных современных проблем является информатизация образования. Эта задача выделена как одна из приоритетных проблем современного общества, которая требует решения. Развитие информатизации обеспечивает широкий доступ к достоверной и актуальной информации, средствам ее обработки, хранения и передачи. Результатом должно стать повышение интеллектуальных возможностей граждан путем оптимального применения возможностей информационных технологий во всех областях деятельности. Научно-технический прогресс и информационное общество развиваются благодаря информационным технологиям и созданию совершенно новой информационной среды в обществе, обеспечивающей развитие креативности личности.
Информатизация образования – это одно из наиболее важных направлений формирования информационного общества. Сфера образования должна быть обеспечена современными разработками по применению современных информационных технологий нацеленных на исполнение целей развития, обучения и воспитания.
Система образования играет большую роль в разработке и практике применения информационных технологий. Большая роль принадлежит именно высшей школе как мощному источнику квалифицированных кадров и серьезной базе исследований в области фундаментальных и прикладных наук. Особое место в системе образования занимают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Опыт использования ИКТ в образовании показывает значительный выигрыш во времени по обмену знаниями и имеющимся практическим, и социальным опытом. Современные технологии являются эффективным инструментом для улучшения качества обучения и адаптации к современным требованиям.
Информационно-коммуникативные технологии внедряются во всех сферах образования: высшем, среднем профессиональном, начальном профессиональном, школьном образовании. С помощью ИКТ достигается доступность образования, большое количество различных форм представления учебного материала. Все это способствует успешному решению многих задач, дает широкую возможность применения новых методов обучения и технологий [8].
Вопросы применения ИКТ в сфере образовании начали изучаться достаточно давно, начиная с 70 гг. XX века. Во многих научных работах описан богатый опыт использования ИКТ в учебном процессе.
ИКТ описывает средства и методы обработки информации и является чрезвычайно эффективным инструментом результативной педагогической деятельности. Основными современнымисредствами ИКТ являются: персональный компьютер, имеющий актуальные технические характеристики и программное обеспечение, проектор, колонки, наушники, интерактивная доска, доступ в Интернет.
Категория технологии имеет в настоящее время особый важный смысл и значение. Информационно-коммуникативные технологии включают способы получения, хранения, обработки и передачи информации, соответствующие цели.
Регулярное применение ИКТ в процессе образования дает возможность не только по-новому представлять информациюв различных ее формах: текст, звук, графика и видео, но и обновлять методический опыт преподавателя. ИКТ позволяет подавать лекционный материал в наглядном виде, с использованием интерактивных элементов, использовать визуальную, звуковую информацию для активизации внимания студентов и повышения интереса к предмету. Технологическая культура педагога предполагает развитие профессиональной готовности преподавателя к разработке педагогического процесса, соответствующего поставленным целям и дающего эффективный результат.
ИКТ помогает реализовать главную идею современного образования, заключающуюся в переходе от пассивного получения знаний к деятельностному методу самостоятельной их добычи. Требуется разрабатывать специальные методы и формы организации обучения, которые обеспечивают эффективный переход от объяснительно-иллюстративного метода к формированию навыка самостоятельного приобретения нового знания, с использованием современных приемов представления и получения учебного материала и коммуникативных технологий.
Отдельное внимание необходимо уделить влиянию новых средств обучения на развитие отдельных личностных качеств обучаемого. В условиях информационного общества студент не просто потребляет учебную информацию, а генерирует для себя новые знания.
В настоящее время учеными в своих исследованиях, посвященных новым информационно-коммуникативным технологиям в сфере образования [10,12] описываются классификации программных средств обучения. Ниже описаны классификации по отдельным признакам.
По функциональному назначению:
автоматизированные обучающие системы (АОС);
экспертные обучающие системы (ЭОС);
программные средства для контроля и тестирования;
базы данных учебного назначения.
В целом, подобные программные решения облегчают обучение, формирование умений и навыков практической направленности, закрепления материала, проверки знаний, а также организации информации для хранения и поиска.
По различным способам представления информации:
программные средства с применением технологии «виртуальная реальность».
К данному типу средств можно отнести средства, представляющие демонстрационные имитационные материалы, где реализуется моделирование, а также лабораторные средства, которые позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном или виртуальном оборудовании.
По методическому назначению:
программные средства, ориентированные на конкретную проблему;
программные средства, ориентированные на конкретный объект;
программные средства, ориентиованные на конкретный предмет;
многофункциональные решения, учитывающие модальность восприятия (имеющие визуальную, аудиальную и кинестетическую составляющие, с модулями самоконтроля и тестовой проверки, имеющие справочники и тренировочные средства для закрепления знаний и умений, также, возможно, интерактивный диалог и проблемное изложение материала.
К данному типу относятся средства ИКТ, имеющие функции моделирования процессов или объектов для исследования и изучения, а также развивающие средства, предназначенные для создания игровых учебных ситуаций.
Анализируя опыт работы и исследования ученых, можно говорить о целесообразностииспользования ИКТ на следующих этапах и типах учебного занятия:
на этапе изложения нового материала большой эффект имеют средства визулизации: (видео и анимационные ролики, демонстрационные программы; презентации);
на этапе закрепления учебного материала (обучающие программы, тренинги);
на этапе контроля и проверки (программы тестирования с интерактивной выдачей результатов);
при самостоятельной работе (развивающие программы, энциклопедии, обучающие программы);
на интегрированных занятиях по методу проектов;
для формирования и развития творческих способностей и исследовательских навыков [32].
В настоящее время особенно актуальным становится развитие дистанционного обучения. Основным его преимуществом является удобство и гибкость данной формы обучения. Дистанционное обучение позволяет обучаться людям с ограниченными возможностями, проживающим в удаленной местности, имеющим определенные сложности, не имеющим возможности присутствовать на очных занятиях [30].При этом можно выделить следующие преимущества:
экономится время (нет необходимости тратить время на дорогу в учебное заведение);
гибкий график доступа к учебным материалам;
уменьшение затрат (отсутствуют затраты на аренду помещений и оплата проезда);
возможность подключения большего количества учащихся к обучению;
улучшение качества обучения благодаря использованию современных средств и технологий;
быстрый доступ к электронным библиотекам;
стандартизация образовательных сред и методик.
Необходимо отметить важный компонент ИКТ – мультимедиа. Сейчас уже трудно представить обучение без мультимедийных технологий, с использованием текста, изображений, анимации, видеороликов и мультипликации в режиме интерактивного взаимодействия. Мультимедийные средства обучения позволяют реализовать представление информации различных типов. Мультимедиа объединяют возможности информационных технологий, применяющих разного вида технические и программные средства для максимального воздействия на пользователя. В настоящее время подробно изучаются различные варианты применения мультимедиа в образовательном процессе, отмечаются психолого-педагогические и технические особенности технологии мультимедиа, необходимость их целенаправленного и плодотворного использования.
Применение программных средств информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе содействует развитию образовательной мотивации студентов при соблюдении определенных педагогических условий [17, 18, 24].
Для эффективности использования ИКТ необходимо учитывать уровень актуального развития и информационной компетентности студентов для оптимального выбора программных средств с целью решения образовательных задач, адаптации программных средств применительно к поставленным задачам, возможности выбора темпа обучения, последовательности изучения материала и уровня его сложности. Можно выбрать способ текущего контроля преподавателем процесса работы, устроить коллективное и групповое взаимодействие студентов, создать благоприятную психологическую обстановку на уроке.
Средства ИКТ получили хорошее развитие благодаря программированному обучению.
Автоматизированные обучающие системы (АОС) по разным учебным дисциплинам очень популярны. Во многих образовательных учреждениях они разрабатываются и применяются как самостоятельные программные продукты. Некоторые разновидности АОС включают в себя комплекс учебно-методических матер-иалов и тестирующие программы, которые позволяют контролировать результаты процесса обучения.
АОС обычно имеют в своей основе инструментальную среду – комплекс компьютерных программ, имеющих следующие возможности для пользователей,не умеющих программировать:
педагог формирует базу данных и выбирает сценарии для проведения занятия;
студент по сценарию работат с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;
автоматизированная форма контроля усвоения знаний дает требуемую обратную связь, давая возможность выбирать самому студенту или назначить автоматически темп и последовательность изучения предмета;
результаты работы студентов заносятся в журналы, базы данных;
педагогу и студенту доступна информация о результатах работы как отдельных лиц или групп, и в динамических графиках.
Большое количество современных авторов исследуют ИКТ с различных точек зрения, отмечают наиболее эффективные технические и педагогические особенности технологий, отмечают возможность их производительного применения в образовательном процессе.
Значительная часть педагогов и психологов считают, что современные ИТ и мультимедиа, открывают доступ к нестандартным источникам информации, оказывают помощь в реализации совершенно новых форм и методов обучения с использованием программных продуктов информацинного моделирования явлений и процессов, которые дают возможность повысить эффективность обучения.
Опишем требования современных образовательных стандартов к профессиональной деятельности педагога.
Современныйпедагог для эффективных результатов своей работы должен обладать умениями:
в своей деятельности выбирать виды информационных технологий для оптимального применения;
проектировать необходимые базы данных для решения профессиональных задач;
заниматься самообразованием с использованием информационных технологий;
применять имеющиеся знания для решения профессиональных задач;
уметь общаться в профессиональной сфере;
проводить подборку материалов для профессионального общения;
проектировать индивидуальный образовательный маршрут;
выбирать средства и методы использования ИТ для требуемой задачи;
оценивать эффективность использования ИТ в профессиональной сфере.
Эвристический метод обучения оказывает помощь в формировании высокого уровня имеющихся знаний, умений, но не дает возможности определить уровень умений использования поставленных задач в разных нестандартных ситуациях.
Проблемный метод обучения формирует умение находить решения нестандартных задач с помощью известных методов или искать новые методы решений на основе актуальных знаний.
С помощью ИКТ достигается доступность образования, большое количество различных форм представления учебного материала. Все это способствует успешному решению многих задач, дает широкую возможность применения новых методов обучения и технологий.
ИКТ позволяет подавать лекционный материал в наглядном виде, с использованием интерактивных элементов, использовать визуальную, звуковую информацию для активизации внимания студентов и повышения интереса к предмету.
Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.
Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.
Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.
Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту «Безопасность в современном мире». Но каждой группе нужно было взять.
Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.