Что относится к художественному произведению
Художественное произведение
Смотреть что такое «Художественное произведение» в других словарях:
Художественное произведение — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Чтобы определить художественное произведение, необходимо разобраться во всех основных его признаках. Попробуем это сделать, имея в виду произведения наших великих писателей, например, «Братья Карамазовы» Достоевского … Литературная энциклопедия
Художественное произведение — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Чтобы определить художественное произведение, необходимо разобраться во всех основных его признаках. Попробуем это сделать, имея в виду произведения наших великих писателей, например, «Братья Карамазовы»… … Словарь литературных терминов
художественное произведение — ▲ произведение искусства ↑ в виде, литературное произведение действие (# романа происходит где). сюжет ход событий в литературном произведении. сюжетный ход. интрига (закручена #). | эпизод. эксод. ремарка. | ретардация. завязка. запев. зачин. |… … Идеографический словарь русского языка
смешанное художественное произведение — Сложное художественное произведение, которое может включать в себя текст, полутоновые изображения, текстуры и др. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN composite artwork … Справочник технического переводчика
литературно-художественное произведение — Произведение, относящееся к художественной литературе. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины литературное произведение EN belles lettres work DE literarischkünstlerische Werk FR belles lettres oeuvre … Справочник технического переводчика
литературно-художественное произведение — 3.1.2.2 литературно художественное произведение: Произведение, относящееся к художественной литературе. Источник: ГОСТ Р 7.0.3 2006 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического. Понятие «Х.п.», играющее центральную роль в современной эстетике, сложилось только … Философская энциклопедия
Произведение искусства — У этого термина существуют и другие значения, см. Произведение … Википедия
Произведение искусства — духовно материальная реальность, отвечающая художественно эстетическим критериям, возникшая как результат творческих усилий художника, скульптора, поэта, композитора и т. д. и представляющая собой ценность в глазах тех или иных сообществ.… … Эстетика. Энциклопедический словарь
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости — «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit) эссе, написание в 1936 году, автор которого Вальтер Беньямин. В своей работе Беньямин анализирует трансформация… … Википедия
Художественная литература
Что такое художественная литература
Понятие «литература» произошло от латинского слова «littera» — буква, письменность.
Представление о художественной литературе как особом виде искусства сложилось в эпоху романтизма — в конце XVIII-начале XIX века. Первые художественные произведения появились гораздо раньше. Одним из наиболее ярких образцов древней литературы является поэма «Одиссея», созданная Гомером в XI-VIII веках до нашей эры.
Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что включает в себя понятие
К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.
В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.
При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.
Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:
Особенности, какую роль играет в жизни человека
Для художественной литературы характерны следующие особенности:
Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:
Значение художественной литературы в развитии детей
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:
Она развивает различные познавательные процессы:
Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.
Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:
При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:
Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.
По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.
Деление на жанры
Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.
Выделяют 3 ее основных рода:
Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.
Эпические жанры:
Примеры эпических произведений:
Лирика
Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.
Лирические жанры:
По содержанию лирика бывает:
Драма
Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.
Характерные особенности:
Драматические жанры:
Примеры драматических произведений:
По структурному типу текста литература делится на:
Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.
В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.
В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.
Художественное произведение. Теоретический аспект
Что такое художественное произведение
Прежде чем перейти собственно к практике анализа, необходимо уяснить несколько теоретических моментов.
Первое. С одной стороны, любое художественное произведение — это сложно построенное высказывание, материально выраженное (закрепленное) в некоем тексте. Это высказывание направлено от автора к читателю; соответственно, оно имеет две стороны: сторону автора и сторону читателя. Термин «читатель» мы используем в самом широком смысле слова, то есть здесь подразумевается и зритель в театре или на художественной выставке, и слушатель музыкального произведения, и собственно читатель литературного текста.
С другой стороны, любое художественное произведение — это текст, который построен в определенной знаковой системе, которую удобнее называть «языком искусства).
Здесь есть одна тонкость для понимания. Мы легко воспринимаем фигуральный, метафорический смысл выражений «язык музыки» или «язык живописи», но когда речь заходит о «языке литературы», то нередко впадаем в словарную путаницу, потому что литератра создается, по видимости, на обычном человеческом, «разговорном» языке. На самом деле здесь необходимо строго дифференцировать значения. Обычный человеческий язык выступает лишь одним из многих элементов «языка литературы» как знаковой системы, притом еще и преображенным элементом, «пересозданным» творческими усилиями писателя или поэта.
Даже на самом «нижнем этаже» литературного произведения, то есть в речи героев, персонажи часто говорят так, как никогда не говорят реальные люди. Язык вроде тот же самый, но на самом деле он другой. При анализе мы ни на минуту не должны забывать о том, что слова героев художественного произведения — это всего лишь «зеркальное» отражение реальных речей неких реальных людей, условно говоря — прототипов.
Общее правило таково: любое слово в художественном произведении всего лишь «похоже» на такое же слово человеческого (нехудожественного) языка. Оно является «преобразованным» словом — постольку, поскольку попало в ткань художественного произведения.
Что я хочу сказать таким настойчивым подчеркиванием этой мысли? Я хочу заострить внимание на том факте, что знаковая система словесного (то есть литературного) произведения не ограничивается только его языком. Язык, на самом деле, — всего лишь один из элементов таковой системы. Притом элемент вполне «искусственный», ибо он «сделан» автором (художником), а не возник сам по себе.
В искусстве все искусственно, ибо сделано, именно поэтому оно искусство.
Что есть знак? Знак есть внешнее (видимое, чувственно воспринимаемое) прявление некоей сущности, которую я предпочитаю называть смыслом.
Фигурально выражаясь, знак сам по себе мертв, если он не соединен со смыслом.
Как пример. Возьмите книгу на незнакомом вам языке. Она может быть талантливой или бездарной — вы не сможете ее оценить, потому что она вам недоступна. Не как материальное тело, а как текст, то есть произведение, созданное в определенной знаковой системе.
Расширив аналогию, мы придем к заключению, что многие тексты остаются в той или иной степени недоступными, так как данная знаковая система совсем не знакома читателю или освоена им недостаточно полно.
Когда мы, далее, говорим о, скажем, поэзии, понятной широкому кругу читателей (общедоступной, или «народной», поэзии), то с теоретической точки зрения это означает лишь то, что данные поэтические тексты созданы в знаковых системах, которые по какой-либо причине доступны большинству или огромному числу читателей поэзии. Прежде всего, конечно, благодаря школьному образованию.
К слову, доступность текста никак не характеризует его художественных достоинств. То есть степень доступности ничего не говорит нам о степени талантливости или неталантливости его автора.
Таким образом, как промежуточный итог, литературное образование в школе или за ее пределами подразумевает ознакомление потенциальных читателей с уже существующими знаковыми системами, а также с теми системами, которые находятся в процессе возникновения и становления, а на этой основе — выработку способности интуитивно воспринимать знаковые системы будущего, которых на данный момент еще не существует (или находятся в стадии становления).
Условно (но довольно-таки точно) говоря, литературно-художественное образование есть максимальное расширение художественного кругозора будущих читателей. Понятно, что таковое расширение может происходить не только в рамках какого-либо учебного заведения, но и — даже чаще — какими-то иными путями и способами, в том числе — путем самообразования.
Попутно замечу, что такой подход позволяет достаточно строго решать вопрос о включении или невключении того или иного писателя в школьную программу по литературе. Включать в программу, стало быть, в первую очередь следует, разумеется, тех писателей и поэтов, которые расширяют наш кругозор в области литературно-художественных знаковых систем.
Почему важно понятие текста
Итак, любое художественное произведение есть текст, созданный в определенной знаковой системе. В качестве такового оно может быть отделено от автора и «присвоено» читателем.
Здесь, вероятно, уместна аналогия с таинством рождения. Вы родили ребенка — то есть «отделили» его от себя. Он ваше чадо, ваш плод, но вместе с тем, он — и отдельная от вас сущность, и ваши права на него ограничиваются рядом правил и установлениий.
Так же и с произведением: отделив его от себя (в виде акта публикации, обнародования), автор теряет на него некоторые права, а именно: право на его объяснение. С этого момента произведение попадает в область прав читателя, главным из которых является право на понимание, на трактовку данного произведения. Этого права на трактовку никто не может лишить читателя, пока существует искусство, то есть творчество для публики, творчество, адресованное «другому», а не самому себе.
Хочу здесь уточнить, что автор, конечно же, также имеет право на трактовку своего произведения, но уже не в качестве автора, а в качестве рядового (пусть и квалифицированного) читателя. В редких случаях автор может даже выступать критиком своих произведений, но, во-первых, и в этом случае у него нет каких-то особых прерогатив по отношению к другим читателям, а во-вторых, такие случаи довольно-таки редки, если не исключительны.
Соответственно, заявления автора типа «на самом деле я хотел сказать то-то и то-то», конечно, не следует игнорировать, но и придавать им избыточное значение также не стоит. В конце концов, читатель не подписывался понимать автора досконально. Если текст, а вместе с ним — автор, остался непонятым, то это тоже особый случай, с которым стоит разобраться специально.
Вкратце скажу, что текст может быть не понят в результате следующих причин: 1) новизна знаковой системы автора; 2) недостатчная квалификация читателя; 3) недостаточная талантливость автора.
Поскольку текст есть сложно построенное высказывание, то в нем обязательно присутствуют следующие элементы: тема, идея, форма.
Тема — то, о чем говорится в произведении.
Идея — то, что сообщает автор читателю.
Форма — то, как построено данное высказывание.
Тему и идею обычно относят к содержательной стороне произведения. О диалектике формы и содержания в художественном произведении я планирую высказаться в другой статье. Здесь же будет достаточно заметить следующее. Мы привыкли к постулату, что форма содержательна, а содержание оформлено, однако редко принимаем данное утверждение достаточно серьезно. Между тем, надо всегда помнить, что в произведении никакое содержание не существует помимо формы, и анализ произведения есть по существу анализ его формы.
Еще одно принципиальное замечание, касающееся содержания и формы текста. Понятно, что художественное произведение создается ради его идеи, поскольку текст является высказыванием. Для автора важно что-то сказать, сообщить своим произведением, а для читателя важно это что-то «прочитать», то есть воспринять. Реже — ради формы. Это когда форма сама становится содержанием. Вероятно, чаще такие случаи встречаются в экспериментальном искусстве, а также в детском и взрослом фольклоре или его имитации. И, вероятно, крайне редко — ради темы. Думаю, что такие случаи хотя и относятся к явлениям культуры (например, когда с какой-то темы надо снять общественное табу), вряд ли их с полным правом можно отнести собственно к искусству.
Сообщение или высказывание?
Учитывая вышесказанное, можно сформулировать дело таким образом: художественный текст есть сложно построенное высказывание, которое несет в себе вполне определенное сообщение. Задачей анализа, стало быть, является максимально адекватное прочтение (восприятие) данного сообщения (или идеи текста). Анализ производится как анализ формы, или знаковой системы, которую принял автор для данного произведения.
Что такое род, вид и жанр художественного произведения
История развития жанров и видов литературы начинается, как, по сути, и любые зачатки культурных явлений, еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» и, частично, в «Риторике», заложил основы современной литературоведческой терминологии, разработал основные понятия. В том числе это и понятие рода литературы.
Древнегреческая традиция вообще хорошо разграничивала искусства. Это отразилось даже на мифологии – у трагедии и комедии не может быть одной музы.
Аристотель, по различным критериям, выделял драму, эпос и лирику. Откровенно говоря, со времен античности классификация мало изменилась, к ней разве что добавилась лиро-эпика (которая, по сути, просто гибрид эпоса и лирики).
Но род – это понятие очень широкое. Чуть более узкая классификация – это вид, а затем жанр литературы.
Жанров литературы очень много. Некоторые из них ведут историю со времен античности и актуальны до наших дней (например, социальная драма), какие-то жанры были определяющими для своего времени, но забыты в наши дни («твердые» формы стихотворений, например рондо, очень популярные в 15 веке), какие-то жанры появляются стихийно и непредсказуемо (стихотворение Горация «Памятник» породило столько подражаний, что стало твердой стихотворной формой и определяется как отдельный жанр).
Но эти классификации литературы более или менее последовательны и логичны — мы коротко разберем, что такое род, видовые отношения и жанр, и вряд ли у кого-то возникнут дополнительные вопросы. Все-таки теорию рода литературы или теорию жанра разрабатывали многие литературоведы многие столетия. Куда сложнее разобраться, как работает во многом стихийное, иногда противоречащее себе разделение художественной литературы на два типа – на литературу интеллектуальную и литературу развлекательного характера.
Начнем с самого простого.
Что такое род художественной литературы?
Как мы уже упомянули выше, родовые виды художественной литературы определил еще Аристотель – это эпический род, лирический род и драматический род литературы.
Эпическая литература – это литература, в которой события произведения, его наполнение, намного важнее чувств автора и читателя. «Во главе стола» – сюжет, событийное наполнение. Очевидно, что для того, чтобы рассказать о событиях, а не о чувствах, выбирают прозу. Проза более емка, позволяет автору быть более содержательным, меньше зависеть в изложении своих мыслей от формы.
Лирическая литература – это литература, в которой главенствуют чувства и образы. Сюжет играет или вспомогательную роль, или вовсе отсутствует. Часто лирическая литература пишется в рамках стихотворной формы, поскольку, имея основной задачей максимальное эмоциональное воздействие на читателя, поэт выбирает наиболее подходящую для этого форму.
То есть, основное различие можно сформулировать так. Эпос – это когда событие важнее созданного им впечатления, а лирика – это когда впечатление от события важнее его самого.
Драма – это сюжет или чувство в действии. Драму отличить от других родов литературы проще всего – это произведение, предназначенное для постановки. Оно состоит из реплик действующих лиц и небольших авторских ремарок.
Лиро-эпический род литературы – это более позднее нововведение в систему рода. Без выделения его в отдельную ветвь в этой системе было очень сложно классифицировать по родам некоторые жанры, сочетающие в себе черты эпического и лирического. Так, поэма имеет лирическую форму (стихотворную) и эпическое содержание (преобладание сюжета над авторским восприятием).
Это, пожалуй, все, что нужно знать о родах художественной литературы, чтобы без труда определить, к которому из них относится то или иное произведение.
Есть еще одно понятие, стоящее между родом литературы и ее жанром – это вид литературы. Это понятие более узкое, чем род, но более широкое, чем жанр. Рассмотрим более подробно, как разновидности литературы определяются.
Что такое виды художественной литературы?
Каждый из родов литературы включает в себя виды художественных произведений, обладающее общими характеристиками. Процесс выделения общих формальных характеристик очень сложен, учеными-литературоведами предлагается масса вариантов типологизации литературы. Однако чтобы не углубляться в частности, мы просто примем как данное, что художественные произведения одного вида – это произведения, объединенные общей структурной закономерностью, то есть скорее формой, а не идеей.
Самые распространенные виды эпического рода литературы – это рассказ, повесть, роман. Также к этой группе причисляют былины, басни и прочие группы художественных произведений, в основе которых лежит сюжет.
Почему рассказ и роман, например, типологически разные виды эпической литературы? В том, что они относятся к эпосу, мы не сомневаемся, ведь и рассказ и роман построены на сюжете. А почему их разграничивают в разные виды, где эта разница в структуре? Ну, основной критерий здесь – это, конечно, размер. Однако учитывается еще и количество сюжетных линий, героев, охват времени, задействованного в сюжете (один день или десять лет?), количество локаций (мест). В романе всего будет больше, даже если по количеству страниц он не намного больше среднего рассказа.
Таким же образом и былину можно отличить от сказки. В былине будут указаны реальные места (Новгород, Киев), а в сказке традиционные формулы «в некотором царстве…», в былине есть установка на правдивость, хоть сюжет и по-сказочному фантастический, а сказка на правдивость не претендует «сказка ложь, да в ней намек…».
В основе видового определения лирического произведения лежит, напротив, основная тематика произведения. Так выделяется гражданская, философская, любовная и т.п. лирика.
Драма в плане распределения произведений на виды проще и последовательнее всего. Есть только три вида: комедия (счастливый конец), драма (противоречия есть, но финал относительно счастливый для героя или хотя бы есть возможность все исправить) и трагедия (все умерли, а кто не умер, тот несчастен до скончания дней).
Жанр произведения – это тематические частности, отделяющие одну группу определенного вида литературы от другой, однако эти частности достаточно частотны и значительны, чтобы можно было выделить их в отдельную группу. Почти все виды литературы делятся на жанры.
Что такое жанр художественного произведения?
Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.
Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.
Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.
Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.
Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.
Литература интеллектуальная и развлекательная
Говоря о типах художественной литературы, часто используют именно это разделение, своеобразная типизация «по назначению». Интеллектуальная литература в этой системе призвана, естественно, обучать, развивать и духовно обогащать. Развлекательной литературе отводится роль более прозаическая, развлекательная литература существует, чтобы занять время в поезде, расслабить уставший на работе мозг или развлечь себя хмурым осенним днем.
Но, прежде чем Вы начали делить все, что когда-либо читали на две эти категории, давайте разберемся с терминологией. Очевидно, что, даже говоря об интеллектуальной литературе, авторы классификации имеют в виду только художественную литературу, поскольку у всех других видов литературы (научной, публицистической) цель существования произведения всегда заранее обозначена. Только художественная книга заставляет читателя или критика думать о том, зачем он ее, собственно говоря, читает.
Так вот, художественная литература – это вид искусства. Научный труд может быть очень интеллектуальным, но к искусству он относиться не будет. Публицистическая заметка о росте зерновых на Кубани может быть намного более познавательной, чем любовный лубочный роман, но художественная ценность ее будет как у того же романа, если не меньше. Так что относится к художественной литературе? Примером послужит и апология стоицизма Хемингуэя «Старик и море», и цикл Дарьи Донцовой о незабвенной Виоле Таракановой.
А что такое развлекательная литература? Если с интеллектуальной художественной литературой все более или менее понятно (скорее всего, классика имеется в виду, причем классика девятнадцатого «размышляющего» века), то развлекательная литература – это, видимо, то, что до классики жанра не дотягивает, а читать все равно интересно.
Однако, виды литературной деятельности разнообразны, двумя категориями тут сложно ограничиться. Разве просвещенный читатель 18 века, проповедник рационализма, поверил бы, что классикой 20 века будет сказка, построенная на каком-то фольклоре? Он поверил бы, что такое можно почитать, чтобы посмеяться и расслабиться, но никак чтение сказки размером в несколько томов не было бы критерием образованности. А в наши дни признается ли любитель интеллектуальной художественной литературы, что не читал «Хоббита» или «Властелина колец» профессора Толкина? Так что, любое такое разделение всегда будет носить условный характер.