Что относится к хозяйствующим субъектам
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ
Смотреть что такое «ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ» в других словарях:
Хозяйствующие субъекты — (англ transactor units) в антимонопольном законодательстве РФ российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся … Энциклопедия права
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ — в соответствии со ст. 1 Закона от 10 декабря 1992 г. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции (в редакции Закона от 10 января 2000 г.) хозяйствующими субъектами являются физические и юридические лица, иные субъекты… … Юридический словарь современного гражданского права
Хозяйствующие субъекты — физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять (Ст. 1 Закона Республики Беларусь О противодействии монополистической деятельности и развитии… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения
Хозяйствующие субъекты — (англ transactor units) в антимонопольном законодательстве РФ российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью … Большой юридический словарь
Хозяйствующие субъекты — Российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Хозяйствующие субъекты — российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов … Словарь юридических понятий
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ — российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства
субъекты теплоснабжения — 3.5 субъекты теплоснабжения: Энергоснабжающие организации, теплогенерирующие организации, теплосетевые организации, сбытовые организации, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с обеспечением потребителей тепловой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Субъекты хозяйствующие — занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров частные, государственные, муниципальные или иные предприятия, акционерные общества и товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 5 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 14 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 17 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ в пункт 19 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 20 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 22, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 23, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Термины: хозяйствующий субъект, предприятие, организация, компания, фирма и бизнес
Автор: Л. Д. Ревуцкий, к.т.н., с.н.с.
Области и уместность употребления этих терминов в документах и печатных изданиях
Прежде чем рассматривать вопрос об областях и уместности употребления перечисленных терминов в проектной, научно-технической, социально-экономической и прочей документации и в печатных изданиях, в частности, в периодике, а также в учебной и научной литературе по оценочной деятельности, целесообразно остановиться на типовых понятиях, которые отражают эти термины.
В современных толковых, энциклопедических и экономических словарях рассматриваемым терминам соответствуют следующие понятия:
Таким образом, предприятие, организация, компания и фирма являются основными разновидностями хозяйствующих субъектов.
Интересной отличительной особенностью этих видов хозяйствующих субъектов представляется возможность при необходимости, если они имеют собственный производственный, сервисный, торговый либо офисный имущественно-земельный комплекс, так или иначе оценить их рыночную стоимость, например, при ожидаемой смене собственника или учредителя таких субъектов.
К физическим лицам свободных профессий прежде всего относятся писатели, художники, композиторы, архитекторы, изобретатели, адвокаты и многие другие. В отдельных сравнительно редких случаях способность работников творческого труда производить эксклюзивную продукцию может быть на какое-то время «сдана в аренду» или своеобразно «отдана в рабство» по соответствующей каждому рыночной стоимости. Например, с писателем, художником или композитором на тот или иной срок, а иногда и до конца жизни, может быть заключен персональный договор, согласно которому «арендатор» или «рабовладелец» (представитель автора, коммерческий агент-директор, импрессарио, продъюсер, промоутер) получает исключительные права на отчуждение от создателя и продажу всех тех произведений, которые будут созданы этими лицами в договорный период календарного времени за соответствующее их реноме материальное и моральное вознаграждение без утраты или же с утратой имеющихся авторских прав. Размеры такого вознаграждения определяются достаточно произвольно, спонтанно, по согласованию сторон. Сегодня эту работу вынуждены выполнять сами авторы, которым сподручней заниматься творчеством, а не тратить время на рыночный торг с людьми, которые хотят иметь и распоряжаться их произведениями.
Есть все основания полагать, что со временем появятся независимые профессиональные оценщики, которые будут специализироваться на определении размеров повременного рыночного вознаграждения авторам творческих произведений продавцами производимой этими авторами продукции.
Термин «хозяйствующий субъект» в публикациях по оценочной деятельности следует употреблять как юридическое понятие в юридическом смысле, когда рассматриваются правовые вопросы этой деятельности.
В остальных случаях употребления этого термина следует избегать в пользу его конкретизации для каждого оцениваемого экономического объекта.
Понятие «предприятие» по приведенным выше определениям формально подпадает под понятие «организация». Некоторые весьма немногие специалисты, в основном преподаватели, говоря об организациях имеют в виду и предприятия, но никому не придет в голову именовать организации предприятиями. Исторически предприятиями называют производственные, торговые и сервисные экономические объекты, основополагающей целью которых является получение нормального дохода и нормальной прибыли, а также всемерное неуклонное повышение текущей рыночной стоимости каждого из них. Нормальными доходами и прибылью считаются такие размеры этих показателей, которые достигаются при полном использовании всех имеющихся у предприятия производственных, торговых и сервисных ресурсов.
Организации могут иметь собственные имущественно-земельные комплексы либо располагаться в арендуемых офисных помещениях. Наиболее распространенные разновидности организаций: международные, межгосударственные, правительственные и неправительственные, коммерциализированные и некоммерческие, общественные и политические, религиозные и благотворительные, союзы, центры, клубы по интересам, фонды, общества, ассоциации, партнерства и многие другие.
Принципиальное отличие организаций от предприятий состоит в том, что извлечение дохода и прибыли никогда не является основной целью их существования. Однако, те или иные денежные средства они могут зарабатывать для решения задачи частичного либо полного самофинансиро- вания своей деятельности. Обычно организации без цели перепрофилирования не продают, но они могут передаваться с баланса на баланс другой организации, и в таких случаях может возникать потребность в определении их рыночной стоимости. Для решения подобных задач услуги профессиональных оценщиков не требуются. Эти задачи успешно решают бухгалтерские или экономические службы организаций простейшим затратным методом. Другие методы оценивания стоимости организаций, как правило, применения не находят.
Массовой разновидностью организаций являются учреждения, создаваемые преимущественно государством, его представителями в федеральных округах и регионах, а также представителями крупного бизнеса.
Указанные выше отличительные особенности организаций в части отношения к доходам и прибыли, а также подходов к возможному оцениванию их рыночной стоимости характерны и для учреждений.
Формально организациями можно называть группы объединенных общей задачей людей, насчитывающие два человека и более.
Организации всегда следует называть организациями, учитывая их разновидности и официальные наименования, но вместе с тем это понятие и отражающий его термин не должны трактоваться расширительно путем неоправданного, недопустимого вторжения в другие понятийно-терминологические пространства.
Компаниями обычно называют:
объединения предпринимателей и частных лиц, принимающих участие в бизнесе
объединения предприятий, в том числе и государственных
объединения предпринимателей, частных лиц, участвующих в бизнесе, и предприятий.
Компании являются разновидностью предприятий. Как и для предприятий основная цель работы компании: получение дохода и прибыли, расширенное воспроизводство капитала и результатов его использования (наращивание объемов производства продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг), неуклонное повышение их текущей рыночной стоимости, стоимости их акций, котирующихся на фондовых биржах.
Компаниями, как правило, называют только акционерные общества разной степени открытости и ответственности, а также коммерческие товарищества и партнерства. В зарубежных рыночных экономиках хозяйствуют в основном компании.
Традиционно оценивание их рыночной стоимости производят по количеству и текущему курсу выпущенных ими ценных бумаг. Получаемая таким образом оценка стоимости компаний не всегда оказывается объективной. Если структурные звенья компании имеют собственные имущественно-земельные комплексы, то более достоверные оценки их рыночной стоимости получают доходным методом или же методами восстановительной стоимости либо стоимости замещения с учетом накопленного интегрального износа имеющихся у них производственных фондов с учетом стоимости земельного участка, который они занимают.
Оценивать рыночную стоимость компаний могут только специализированные оценочные фирмы и независимые высокопрофессиональные оценщики.
Представляется очевидным, что «бумажная» рыночная стоимость компаний не может считаться их действительной стоимостью, если она оказывается ниже оценок их стоимости, полученных доходным или другими указанными выше, а также затратным методами. Получаемая оценка капитализации компании во всех случаях не должна быть ниже оценки рыночной стоимости ее имущественно-земельного комплекса.
Так же как и для предприятий, сравнительный подход к получению научно обоснованной оценки рыночной стоимости компании не пригоден.
Рыночную стоимость фирм определяют такими же методами как стоимость предприятий и компаний, пользуясь услугами оценочных фирм или же независимых профессиональных оценщиков.
В рыночной стоимости фирм и их продукции значительную долю составляет та ее часть, которая напрямую зависит от не учитываемых в действующих системах бухгалтерского учета и отчетности латентных (скрытых) нематериальных активов.
При указанной в словарях формулировке рассматриваемых понятий по своему устройству, иерархической структуре предприятия, компании и фирмы формально принадлежат к классу организаций, но по остальным важным признакам они существенно отличаются друг от друга и называться организациями не могут.
Задача определения рыночной стоимости крупного или среднего бизнеса в собирательном понимании весьма неопределенная, не конкретная и поэтому, как правило, ни перед кем не ставится.
Для определения рыночной стоимости отдельных объектов крупного, среднего или малого бизнеса, располагающих собственными имущественно-земельными комплексами, уникальными коллективами специалистов-сотрудников обычно прибегают к услугам оценочных фирм либо независимых профессиональных оценщиков.
Сам по себе, обособленно употребляемый термин «бизнес» мало информативен. Для повышения информативности этого термина указывают область производственной или иной деятельности, в которой он осуществляется: строительный, гостиничный, ресторанный, фармацевтический, книжный, туристический и т.д.
В периодике и литературе по оценочной деятельности употребление термина «бизнес» на поверку часто оказывается неуместным и пользоваться им следует крайне осторожно.
В заключение этой статьи хотелось бы привести примеры встречающихся в разных публикациях терминологически весьма сомнительных, некорректных словосочетаний.
Выпускаются так называемые «Справочники цен» на произведения искусства. На самом деле это справочники оценок (оценок стоимости) произведений искусства, которые часто указываются в виде диапазонов, где крайние значения оценок могут отличаться в несколько раз.
В последние годы могучий русский язык достаточно легко поддается засорению особенно иностранными словами, имеющими полноценные аналоги в родном словарном запасе. Путь его очищения от терминологического мусора скорее всего будет долгим и трудным.
Аннотация
Рассмотрены области и уместность употребления терминов «хозяйствующий субъект», «предприятие», «организация», «компания», «фирма» и «бизнес» в документах и печатных изданиях, например, по оценочной деятельности с учетом тех общепринятых, типовых понятий, которые эти термины отражают. Для каждого типа хозяйствующих субъектов и для бизнес-объектов указаны наиболее подходящие методы определения их рыночной стоимости. Приведены некоторые образцы не корректных словосочетаний, встречающихся в публикациях по оценочной деятельности, в той или иной степени засоряющих великий русский язык.
Что относится к хозяйствующим субъектам
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года
(В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 30.06.2008 № 108-ФЗ, от 08.11.2008 № 195-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 17.07.2009 № 173-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 27.12.2009 № 379-ФЗ, от 05.04.2010 № 40-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 01.03.2011 № 22-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 02.07.2013 № 144-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 21.12.2013 № 375-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 423-ФЗ, от 04.06.2014 № 143-ФЗ, от 21.07.2014 № 265-ФЗ, от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 250-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, от 03.07.2016 № 264-ФЗ, от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 19.02.2018 № 17-ФЗ, от 23.04.2018 № 91-ФЗ, от 04.06.2018 № 135-ФЗ, от 29.07.2018 № 259-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 27.12.2018 № 572-ФЗ, от 18.07.2019 № 187-ФЗ, от 02.12.2019 № 403-ФЗ, от 27.12.2019 № 485-ФЗ, от 27.12.2019 № 509-ФЗ, от 01.03.2020 № 33-ФЗ, от 01.04.2020 № 97-ФЗ, от 24.04.2020 № 140-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 435-ФЗ, от 17.02.2021 № 11-ФЗ, от 11.06.2021 № 166-ФЗ, от 01.07.2021 № 275-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
2. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. (В редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 164-ФЗ)
2. Положения настоящего Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ)
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Статья 5. Доминирующее положение
1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев. (В редакции федеральных законов от 17.07.2009 № 164-ФЗ; от 05.10.2015 № 275-ФЗ)
1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;
2) финансовой организации;
3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно
Тема 1. Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие, метод, принципы, источники хозяйственного права
Предпринимательство является одной из форм профессиональной деятельности человека. В процессе затрат физического и духовного потенциала работника воспроизводятся материальные духовные блага.
Современные рыночные реформы в России предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, укрепление и расширение сферы хозяйственной деятельности. Главными участниками в экономике страны становятся предприниматели, хозяйствующие субъекты.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст.2 определяет предпринимательскую деятельность как: самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Основой рыночной экономики является свобода предпринимательства, частная ответственность, конкуренция.
Хозяйственные отношения – это общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Они делятся на две группы (табл. 1):
Горизонтальные хозяйственные отношения
Вертикальные хозяйственные отношения
Имущественные отношения, собственно предпринимательские между:
Некоммерческие отношения между:
Основа отношений – юридическое равенство сторон
Основа отношений – обязательность исполнения управленческих актов
Права и обязанности сторон возникают из договоров
Отношения возникают из государственного регулирования экономики, поддержки конкуренции, ограничения монопольной деятельности, лицензирования
Вывод: обе группы составляют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот
Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности (ч. 2 ст. 34) Конституции РФ. Любой субъект, владея определенным имуществом, может быть участником хозяйственной деятельности, отношения которой регулируются нормами хозяйственного права. К ним относятся: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Основным участником хозяйственных отношений является «хозяйствующий субъект», то есть лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что понятие «предприниматель» более узкое, так как последний не всегда обладает полномочиями хозяйствующего субъекта.
Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.
Предмет правового регулирования – это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует, то есть это совокупность юридических приемов.
Методом правового регулирования хозяйственной деятельности является совокупность способов и приемов регулирования отношений между участниками, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. К ним относятся (табл. 2):
Наименование метода
Содержание метода
Метод автономных решений и согласований
Каждый участник данного правоотношения самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение он согласовывает их с другими сторонами
Метод обязательных предписаний
Одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, обязательное для выполнения
Одна сторона правоотношения дает другой стороне рекомендации о порядке ведения хозяйственной деятельности
Устанавливается запрет на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами
Указанные методы позволяют обеспечивать:
Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях.
Принципы хозяйственного права – основополагающие начала, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Принципы хозяйственного права и их содержание
Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.
Свобода в выборе направлений и методов деятельности самостоятельности в применении решений
Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрение предприимчивости
Налоговых льгот и другие системы налогов и налоговых мер
Государственное воздействие на отношения в хозяйственной сфере
Государственные органы вправе пресекать нарушения закона в предпринимательской деятельности, давать обязательные предписания и привлекать нарушителей к различным видам ответственности
Конкуренция и защита от монополизма и недобросовестной конкуренции
Принятие нормативных актов по антимонопольной деятельности, осуществление контроля со стороны государства, установление тарифов, ставок
Каждый участник хозяйственной деятельности должен опираться на действующее законодательство, соблюдать права, интересы других лиц
Источники хозяйственного права. Источником права является государственная воля, которая выражена в акте компетентного государственного органа. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, каким органом он был принят.
Законодательство в сфере хозяйственного права включает:
Следует обратить внимание на то, что в правовой системе действует принцип непротиворечивости, то есть правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.
Источниками хозяйственного права наряду с внутренними законами являются нормы международного права, международные договоры России, которые применяются в случае, если международный договор РФ установил иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добровольного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества в области экономики.
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов. Например, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.10.03 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия дает разъяснение по различным вопросам, связанным с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.
Нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, разделяются на группы, указанные в табл. 4.
Наименование нормативных актов