Что относится к группе общепедагогических методов профессионально прикладной физической культуры
Что относится к группе общепедагогических методов профессионально прикладной физической культуры
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
Словесные методы
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.
В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.
Что делает преподаватель
Что делают учащиеся
Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы
Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы
5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
7. Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
9. Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.
Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.
В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.
Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3) методы направленного прочувствования двигательного действия;
4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки (рис. 6).
Рис. 6. Автоматизированный тредбан с компьютерным программированием режима тренировки
Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
Вфизическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по
рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле
ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель
ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве
личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха
рактере протекания явлений, событий. При помощи описания
занимающимся сообщается главным образом фактический мате
риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо
так делать. Оно применяется в основном при создании первона
чального представления или при изучении относительно простых
действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и
двигательный опыт.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро
гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных
вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес
ки объяснение характеризуется доказательством утверждений,
аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес
кой последовательностью изложения фактов и обобщений.
В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор
мацией между преподавателем и учащимися.
Что делает преподаватель | Что делают учащиеся |
Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы | Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы |
5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результа-
та и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после
довательное освещение определенной темы (проблемы).
7. Инструктирование — точное, конкретное изложение препо
давателем предлагаемого занимающимся задания.
8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения
задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество
его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замеча
ния могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп
или к одному ученику.
9. Распоряжения, команды, указания — основные средства опе
ративного управления деятельностью занимающихся на занятиях.
Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах* и т.п.). Указания чаше всего применяют в начальной школе.
В зависимости оттого, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.
Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений
преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных
видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем
3) методы направленного прочувствования двигательного дей
ствия;
4) методы срочной информации.
Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении
двигательного действия (например, проведение преподавателем
руки занимающихся при обучении финальному усилию в мета
нии малого мяча на дальность);
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные момен
ты двигательного действия (например, фиксация положения зве
ньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4) использование специальных тренажерных устройств, позво
ляющих прочувствовать положение тела в различные моменты
выполнения движения.
Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, эдектромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки (рис. 6).
Рис. 6. Автоматизированный тредбан с компьютерным программированием режима тренировки
Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структур;!. чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Глава 5. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ
И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания
К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.
В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания. Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, трудового, физического); обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности; отражают основную функции’ физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, в том
1 Словарь русского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 1987.
Общие социальные
Методы физического воспитания
Результативность средств физического воспитания зависит от метода его применения. Поскольку использование одного метода не дает стопроцентного результата, то для этого используются их комбинации в зависимости от поставленной задачи и сроков её выполнения.
Классификация методов осуществляется в зависимости от:
Методы физического воспитания
Под методами физического воспитания понимаются потенциальные способы применения физических упражнений, которые делятся на две группы:
Ни один из методов по отдельности не может решить весь комплекс поставленных задач по физическому воспитанию, поэтому для достижения результата необходимо их грамотное комбинирование с соблюдением методических принципов.
Специфические методы физического воспитания
Благодаря специфическим методам достигаются поставленные цели и решаются задачи, напрямую связанные с донесением информации об особенностях и правилах техники выполнения упражнений с параллельным воспитанием физических качеств (выносливость, гибкость).
Методы строго регламентированного упражнения
Строго заданная форма выполнения упражнения, во время которого занимающийся ребенок получает точно обусловленную нагрузку, лежит в основе методов строго регламентированного упражнения. Вместе с этим они таят в себе обширные педагогические возможности, поскольку они позволяют:
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя две подгруппы эффективных способов:
Методы обучения двигательным действиям
Обучение двигательным действиям может проводиться с помощью одного или нескольких методов:
Методы воспитания и развития физических качеств и способностей
Строгая регламентация в процессе воспитания физических качеств включает вариации комбинаций, в которых нагрузки с отдыхом чередуются между собой. Основной целью в данном случае выступает приобретение новых навыков с их последующим закреплением.
Различают следующие типы методов воспитания и развития физических способностей и качеств.
Методы со стандартными нагрузками:
Методы с переменными нагрузками:
Игровой метод
Решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач является основными для игрового метода, суть которого заключается в организации двигательной деятельности детей в игровой форме. Поэтому он чаще других используется в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста.
Отличительные черты игрового метода:
Слабой стороной игрового метода выступает ограниченная область возможностей в процессе разучивания новых движений.
Соревновательный метод
Суть соревновательного метода заключается в выполнении единичного или комплекса упражнений в соревновательной форме, поэтому повышается уровень подготовленности детей. Он может использоваться только в случае полной подготовленности занимающихся и владении техникой выполнения необходимого набора упражнений.
На практике соревновательный метод используется:
Отличительными особенностями соревновательного метода выступают:
Общепедагогические методы физического воспитания
В зависимости от утвержденной программы и поставленных дидактических целей, в комплексе с специфическими могут быть применены некоторые нетрадиционные методы физического воспитания (общепедагогические), выбор которых зависит от возраста детей, уровня их физической подготовки, наполненности материально-технической базы, а также уровня подготовки педагога.
Методы словесного воздействия
Словесное воздействие для донесения необходимой информации до учеников является ещё одним способом достижения поставленных целей. С его помощью педагог сообщает знания, проводит оценку результатов усвоения материалов, влияя на детей в воспитательных целях.
На практике во время физического воспитания используются следующие разновидности словесных методов:
Методы наглядного воздействия или обеспечения наглядности
В данную группу входят методы:
Методика воспитания физических качеств
С целью воспитания личности используются комбинации методов в зависимости от качеств, которые необходимо воспитать:
Достижения положительного результата возможно только в условиях максимального силового напряжения и выполнение силовых упражнений с внешним сопротивлением или отягощенных весом своего же тела.