Что относится к графике в искусстве
ГРАФИКА.
Оригинальные рисунки выполняются художниками разнообразными графическими материалами на бумаге или картоне: мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел), твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки), жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).
Печатная графика (гравюра, эстамп) бывает 3 видов:
* глубокая печать (офорт, меццо-тинто, сухая игла);
* высокая печать (ксилография, линогравюра, гравюра на пластике);
* плоская печать (монотипия, шелкография, литография);
встречаются и смешанные авторские техники. Иногда чёрно-белую гравюру подкрашивают акварелью.
Изначально термин употреблялся применительно к каллиграфии и письменности, но получил собственное распространение. Вплоть до конца XIX века графика использовалась в прикладных целях (как подготовительный этап работы над живописным произведением, строением или скульптурой. Лишь в начале XX века графика стала считаться полноценным самостоятельным видом искусства.
Основой графики чаще всего является бумага. В большинстве случаев, художники-графики используют белую бумагу, реже тонированную или цветную. Искусство графики не исключает цвет, но в отличие от живописи, цвет в графике лаконичен, условен, не имеет полутонов и множества оттенков.
Важную роль в графике играют отношения предмета и пространства в листе, при этом фон вокруг предмета может быть как цвета бумаги (пустым, не проработанным), так и лёгкого цветового тона, сквозь который просвечивает цвет листа (заполненным). Предмет в графической трактовке выглядит условным, степень пространственности и плоскостности может изменяться в зависимости от идеи художника.
Соответственно задаче, графическое изображение может носить характер:
* пространственного построения;
* тщательной моделировки тоном (штудия);
* выявления структурного объёма предмета;
* стилизованно-плоскостного изображения;
* передачи фактуры предметов;
* впечатления от предмета;
* описательно-повествовательного описания;
* авторской интерпретации.
По назначению графика делится на:
2) книжную;
3) газетно-журнальную (иллюстрации);
4) прикладную (книжный знак, экслибрис);
5) плакат и афиша.
Скупые и максимально-выразительные художественные средства графики придают рисункам и гравюрам особую ёмкость и точность образа, создают визуальные графические метафоры, развивая воображение зрителя. Именно поэтому особую ценность имеют не только законченные графические произведения, но и подготовительные рисунки (наброски, зарисовки, эскизы) художников к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (Микеланджело, Рембрандт, Баженов и т. д.).
Графика
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX веков. Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.
Классификация
Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:
и некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).
В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.
Графика. История. Возникновение. Развитие.
Первые графические работы появились на самых ранных стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костянных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.
Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили разве что украшением дома, либо предметов.Но постепенно человеческая речь стала развиваться, появлялся язык, и теперь рисунки стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их менялось, пока полностью не трансформировалось в вид знакомых нам букв ставших в последствие основой алфавита.
С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство.
Особенности графического искусства сводятся к следующему: Графика (от греч. «grafo» — «пишу») — изобразительное искусство, включающие в себя рисунок и произведения искусства, базирующиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами и изобразительными возможностями.Таковы определения приведенные в ряде учебников.
Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся также на искусстве рисунка.
В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России).
Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует границы пространственности и плоскостности. Для графических произведений могут быть свойственны тщательность построения пространства и объема, «ювелирность» разработки мельчайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.
Графические изображения нарисованные от руки
Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт.
Станковая графика (станковый рисунок, эстамп, лубок)
— самостоятельны по назначению и форме;
— не включены в ансамбли книги или альбома;
— не входят в контекст улицы или общественного интерьера;
— не имеют прикладного назначения.
Основными видами станковой графики являются: станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп).
Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)
Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.
Журнальная и газетная графика
Журнал (от фр. journal) — печатное периодическое издание. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Печатные издания» «периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения»
Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноцветной печати в России конца XX — начала XXI века, журналы стали основным рекламным носителем для товаров класса «премиум» и «лакшери». Как правило, адресованы строго определённым группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами.
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471—1528), Франсиско Гойя (1746—1828), Гюстав Доре (1832—1883), японских художников Китагава Утамаро (1753—1806), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX вв.
В дальнейшем, если Вам дорогие читатели, будет интересна данная тематика, мы будем рады продолжить освещать ее в наших статьях, поэтому коментируем, голосуем, задаем интересующие Вас вопросы.
ГРАФИКА
ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте). Существует станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), журнальная и газетная графика, миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика, экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра.
Графика связана с изображением на плоскости. Белая или цветная бумага, являющаяся основой графики, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают линия, штрих, пятно.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику делят на уникальную и печатную.
Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж.
С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.
К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.
Выделяется современный графический дизайн.
Самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты и др.).
Гравюра
(фр. gravure, от graver – вырезать) – вид графики, включающий произведения (гравюры), напечатанные с доски, на которую нанесен рисунок (зеркальный по отношению к оттиску), обработанные различными способами гравирования.
Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге. Число оттисков варьируется в зависимости от техники гравирования и материала. Основные материалы гравюры – металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша, вишня и др.), линолеум, картон, в 20 в. пластик, оргстекло. Обработка гравюрной доски производится механическими средствами, стальными инструментами или же травлением кислотой.
Особенностью гравюры является возможность получать значительное число оттисков, ее стилистика, связанная с работой в твердых материалах.
В Европе гравюра появилась в 15 в., как искусство для народа. Дешевые гравированные листки продавались на ярмарках, становились украшением жилищ, нередко заменяли собой книги, являлись пропагандой нравоучительных историй.
К произведениям станковой графики, самостоятельным по назначению и по форме, относятся станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Станковая графика предназначена для музейных, выставочных коллекций, для украшения общественных и жилых интерьеров.
Рисунок
– самостоятельный вид искусства, занимающий важнейшее место в изобразительном искусстве, а также основа живописи, скульптуры, архитектуры. Рисунком называют произведения, выполненные карандашом (графитным, серебряным, свинцовым, итальянским, цветными), пером, соусом, сангиной, углем, пастелью и другими материалами.
Эстамп
(фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными.
К произведениям народной графики относится лубок («луб» – внутренняя часть коры), отличающийся простотой и доходчивостью. Он сопровождался пояснительными надписями, выполнялся безымянными художниками-самоучками и печатался огромными тиражами. Лубок – дешевая, широко доступная, занимательная гравюра, заменял неграмотным иллюстрированную книгу, являясь вместе с тем отраслью народного искусства, фольклора. Ему присуща оригинальная декоративная выразительность, некоторая наивность. Лубок получил широкое распространение в Китае (с 8 в. – гравюры на дереве), в Европе (с 15 в. – гравюры на дереве, с 17 – гравюры на меди, с 19 – литографии). Лубок служил средством массовой информации и нередко – общественной пропаганды («летучие листки» времен Реформации и крестьянской войны 16 в. в Германии, лубки Великой французской революции 18 в.). В России в 17 в. лубок печатали на ручных станках с деревянных досок и раскрашивали от руки (в 18 в. появляется гравюра на меди, в 19 – литография). Популярностью пользовался лубок, иллюстрирующий былины, сказки, библейские легенды, притчи, а в 19 в. – художественные произведения.
Книжная графика
– составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.), шрифты. Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.
История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 – нач. 20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.
Промышленная графика
– вид прикладной художественной графики, появившийся как вид искусства на рубеже 19–20 вв. Промышленная графика занимается созданием товарных ярлыков, фирменных знаков, издательских марок, упаковок, рекламных изданий, бланков и конвертов. Она соприкасается с рекламой, включается в систему дизайна.
Одним из видов графики является экслибрис (лат. ex libris, букв. – из книг) – знак, указывающий на владельца книги. Экслибрис прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, цинкографическим или литографским способами. Экслибрисы делятся на несколько типов. Гербовый – был распространен в 16–17 вв. и воспроизводил герб владельца книги. Вензелевый – представлял собой орнамент, включающий инициалы владельца книги. Сюжетный – состоит из фигур, атрибутов, эмблем, архитектурных мотивов. Среди мастеров экслибриса были А.Дюрер, Л.Кранах, Г.Гольбейн-мл., Ф.Буше, У.Хогарт, А.Матисс, А.Н.Бенуа, В.А.Фаворский, Е.Е.Лансере.
Плакат
(нем. Plakat, фр. placard – объявление, афиша) – вид изобразительного искусства, изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, созданное в агитационных или учебных целях. Плакат является произведением печатной графики и полиграфии, часто создается в единственном экземпляре.
Шелкография
(англ. silk screen, фр. serigraphie) – вид художественной трафаретной печати. Участки шелковой сетки, натянутой на раму, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для краски составом. Масляные или водяные краски продавливаются через сетку на поверхность, воспринимающую изображение. Шелкография отличается яркостью и декоративностью колорита, позволяет получать рельефные изображения. С ее помощью можно печатать качественные репродукции картин. В 20 в. техника шелкографии появилась в Европе из Китая и Японии, получила развитие с 1930-х в творчестве Дж. Поллока, Ф.Леже.
Линогравюра
(англ. linocut) – гравюра на линолеуме, близкая к торцовой ксилографии. Один из видов выпуклой гравюры, она появилась и получила распространение в 20 в. Особенностью линогравюры являются контрасты черного и белого цвета, лаконизм, возможность использования листа большого размера, цветной печати, высокая тиражность. Пятно и штрих в линогравюры отличаются, как правило, сочностью и живописностью, однако ей не свойственна передача мелких деталей.
Акварелью
(от лат. aqua – вода, фр. aquarelle) называются водяные краски и живопись этими красками. Краски состоят из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества. В акварельные краски, которые разводят водой, кроме гуммиарабика добавляют мед или глицерин, для того чтобы краски не пересыхали. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Важную роль играет бумага (ватман, плотный и шероховатый торшон), белизна которой является источником света изнутри. Просвечивая через слоя краски, она придает особую звонкость акварельным работам. Для работы акварельными красками используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти.
Акварелью называют и произведения, исполненные в этой технике. Различают собственно акварель – прозрачную, основанную на лессировках, без применения белил, и корпусную технику – кроющие водяные краски с применением белил. Главное отличительное свойство акварели – прозрачность краски. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект легкости и воздушности изображения. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или пером («акварелированный рисунок»); работа акварелью по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней («итальянская акварель»); живопись акварелью по сырой бумаге («английская акварель»), создающая глубину и ощущение солнечного света и воздушной перспективы.
Акварель существует с древних времен: в Древнем Египте ею раскрашивали папирусы, была знакома этрускам, использовалась в Китае. В средние века акварельные краски использовались для иллюстрации и украшения рукописных книг (миниатюры, орнаменты). С 15 в., с появлением гравюры на дереве, акварелью раскрашивают оттиски, чертежи, рисунки. В эпоху Возрождения появляются акварельные пейзажи, но лишь в 18 в. она становится самостоятельной живописью. Распространение получает городской пейзаж, выполненный акварелью (Дж. А.Каналетто, Ф.Гварди). Классической страной акварельной живописи является Англия (Дж. Козенс (1717–1786), Дж. М.У.Тёрнер, Дж.Констебл). Влияние английской акварельной школы ощущалось в искусстве Франции (Т.Жерико, Э.Делакруа), Германии (К.Фридрих, А.Менцель). В России акварельная живопись начинает активно развиваться с 18 в. (Брюллов К.П., А.А.Иванов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.П.Остроумова-Лебедева, художники группы «Мир искусства».
Гуашью
(фр. gouache, от итал. guazzo – водяная краска) называют и плотные матовые краски для живописи из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и живописные произведения, выполненные в этой технике. Краски гуаши непрозрачны, являются кроющими. При высыхании гуашь светлеет. Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости возникла как разновидность акварели, когда для достижения большей плотности и звучности красок к водяным краскам стали примешивать белила. Гуашь широко использовались в средние века в книжной миниатюре, а позже для эскизов, картонов, раскрашивания рисунка. В середине 19 в. началось производство гуашевых красок. В 20 в. гуашь наиболее часто находит применение в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.
Монотипия
(от греч. monos – один, typos – отпечаток) – вид печатной графики, в которой жидкие масляные краски наносятся на гладкую поверхность металлической или стеклянной доски. Единственный уникальный отпечаток получается под давлением на станке. Монотипия отличается тонкостью цветовых отношений и напоминает живопись или акварель. Часто применяется в соединении с офортом.
Коллаж
(фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Браком в 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.
Фотомонтаж
– композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в 20 в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.
Самой древней и наиболее распространенной гравюрной техникой является ксилография (от греч. xylon – дерево и grapho – пишу, рисую) – гравюра на дереве. Печатная форма (клише) оттискивается способом высокой печати – с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, не проникающей в углубления, вырезанные между элементами изображения. Существуют два вида ксилографии: обрезная и торцовая.
Обрезная ксилография выполняется на досках продольного распила из мягких пород дерева (груша, на Дальнем Востоке – вишня). Линии и пятна рисунка обрезаются ножами и стамесками, а в промежутках дерево выбирается долотом. Обрезной ксилографии присущи обобщенность рисунка, контрасты белого и черного, отсутствие светотени, тоновых переходов. Обрезная ксилография упоминается в Китае с 6 в.: иллюстрации, альбомы, лубки. В Европе появилась на рубеже 14–15 вв. в Германии, Чехии, Австрии, служила для иллюстрирования печатных книг, гравирования лубков, игральных карт, эстампов. Многие художники работали в этой техники: Г.Гольбейн, А.Альтдорфер, А.Дюрер. В 1516 в Италии художником Уго да Карпи была изобретена техника цветной ксилографии, которая называлась кьяроскуро (ит. chiaroscuro – светотень). Кьяроскуро печатается с 3 (или более) досок, соответствующих теневым, полутеневым и светлым частям изображения. В оттиске кьяроскуро напоминает рисунок кистью, выполненный в обобщенной манере, с мягкими переходами тона.
Торцовая ксилография выполняется на досках, срезанных поперек волокон из твердых пород дерева (пальма, самшит, бук): штихелями прорезаются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми. Работают на доске резцом, добиваясь не просто контрастов черного и белого, а постепенных переходов от темного к светлому. Рисунок получается четкий и тонкий. Мелкие штрихи лепят объем, сетка белых штрихов хорошо передает воздушную перспективу. Комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности (тоновая гравюра), репродуцировать живопись и тональный рисунок.
В начале 17 в. в странах Дальнего Востока появляется цветная гравюра. Расцвет японской цветной ксилографии относится к 18–19 вв. Харунобу (1725–1770), Утамаро, Хокусай создают иллюстрированные книги, календари, поздравительные карточки, светские эстампы. В России, Белоруссии и на Украине появление книжной ксилографии, связано с деятельностью Франциска Скорины (род. ок. 1490), Ивана Федорова. На рубеже 19–20 вв. возрастает интерес к традициям ксилографии: в рамках стиля модерн сложился изящный декоративный стиль эстампа, иллюстрации, виньетки. В 20 в. для многих мастеров ксилографии характерны публицистичность, экспрессия, контрастность пятен, обращение к традициям народной ксилографии.
Цинкография
(от цинк и греч. grapho – пишу, рисую) – изготовление рельефных форм для высокой печати из цинка с помощью химических и фотомеханических процессов. Для гравюры на цинке рисунок наносится на доску кислотоупорными красками, затем неокрашенные части цинка глубоко травятся кислотами. Постепенно рисунок выявляется на пластинке, образуя клише для печати. Термин цинкография относят и к клише из меди, латуни, магниевых и алюминиевых сплавов, пластмасс.
Литография
(от греч. lithos – камень и grapho – пишу, рисую) – вид тиражной графики, способ плоской печати. Рисунок наносят на камень (плотный известняк) литографским карандашом или тушью, жирное вещество которого, проникнув в поры камня, остается на его поверхности. Краска, накатанная на камень, остается в местах, где было изображение. Печатают литографии на специальном станке. Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, простота техники, многотиражность и дешевизна. Она живописна, мягка и пластична, рыхлый штрих карандаша, заливки и растушевки хорошо передают объем, тонкую игру полутеней и рефлексов. Изобретенная в 1796–1798. в Германии А.Зенефельдером, литография стала популярной художественной техникой: иллюстрации, плакат, прикладная графика. Эту технику использовали: Э.Делакруа, О.Домье, А.Тулуз-Лотрек, П.Пикассо, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова и др.
Гравюра резцом
– способ углубленной гравюры, позволяющий имитировать рисунок. Вырезанные на металле линии давали при печати рисунок из тонких штрихов. Бороздки, полученные в результате работы резцом, заполняются краской, рисунок печатается под прессом на влажной бумаге. Изобретенная в Италии в 15 в. гравюра резцом первоначально использовалась в ювелирном деле. Позже с металлических, медных, досок печатались листы с изображением игральных карт, сценок светского и духовного содержания, жанровые сценки, репродукции произведений живописи.
Офорт
(фр. eau forte, букв. – крепкая водка, т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт – способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. Полированную и нагретую доску из цинка или меди покрывают грунтом – растопленным лаком, состоящим из воска, смолы, асфальта и мастики. Затвердевший при остывании лак процарапывают стальной гравировальной иглой до металла, медь в этих местах обнажается. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту (т.н. «крепкую водку», по-французски «о-форт»), медную – в раствор хлорного железа. Лак не поддается действию кислоты, а открытые части металла углубляются, их заливают краской, покрывают доску бумагой и получают оттиск на металлографическом станке. Варьируя продолжительность травления разных участков доски, получают штрихи различной силы и сочности. Офорт ближе всего к рисунку пером.
Наряду с игловым (штриховым) офортом в понятие офорт часто включают и другие виды гравюры с травлением – акватинту, лавис, мягкий лак, часто офорт сочетают с сухой иглой и резцовой гравюрой.
Офорт дает большие возможности художнику, склонному к живописному видению мира, благодаря богатой тональной шкале, свободе, тонкости и изяществу штриха. Соединение травленой линии и акватинты создает эффекты мягкости светотени, применение сухой иглы сообщает штрихам особую бархатистость, многократное травление создает богатую фактуру. Первые офорты выполнили в начале 16 в. Д.Хопфер (1470–1536) и А.Дюрер, использовав для этого железные доски. Расцвет офорта относится к 17 в., в 18 в. распространение получил цветной офорт. В 17–18 вв. офортисты работали с медными, а с 19 в. – с цинковыми пластинами. В этой технике творили: Ж.Калло, Рембрандт, А.ван Дейк, Дж. Б.Пиранези, Дж. Б.Тьеполо, О.Фрагонар, Ф.Гойя, Ф.Милле, К.Коро, К.Писсарро, А.Менцель, К.Кольвиц, А.Цорн, П.Пикассо, А.Матисс, М.З. Шагал, Симон Ушаков, И.И. Шишкин, В.А.Серов.
Лавис
(фр. lavis, букв. – размывка) – вид углубленной гравюры на металле, при которой кислота воздействует на металл при помощи специальной кисти. Различия в силе травления соответствует градациям тона в оттиске. Лавис позволяет получить небольшое количество оттисков. Отпечатанные листы напоминают рисунок кистью. Лавис, изобретенной французским гравером Ж.Б.Лепренсом (1734–1781), был распространен в 18 в., позже употреблялся как средство тонирования в других разновидностях углубленной гравюры с травлением.
Мягкий лак
– вид углубленной гравюры на металле, напоминающей в оттиске карандашный рисунок. Художник рисует карандашом на шероховатой бумаге, которую накладывают на доску, покрытую мягким жирным, легко отстающим грунтом. Частицы грунта, прилипая к бумаге, снимаются вместе с ней, после чего доска подвергается травлению. Техника мягкого лака известна с 17 в.
Сухая игла
– вид техники гравирования, разновидность офорта. Рисунок процарапывается офортной иглой на металлической (медной) доске. При работе иглой образуются т.н. барбы (заусенцы). Краска набивается в них и дает при печатании глубокую, сочную линию, особую бархатистость штрихов. Но заусенцы очень хрупки, быстро стираются при повторной печати, поэтому можно напечатать 10–15 хороших оттисков. Сухая игла известна с конца 15 в. как дополнение к офорту, но как самостоятельная техника распространена с 19 в. В этой технике работали А.Дюрер, Рембрандт, А.Цорн, В.А.Серов.
Меццо-тинто
(ит. mezzo-tinto – букв. – полуокрашенный) – вид углубленной гравюры на металле. Техника сложна и трудоемка, тиражность невелика – 15–20 оттисков. Медную доску обрабатывают т.н. «качалкой», инструментом в виде лопаточки с зазубренным краем, и дающей в оттиске сплошной черный тон. Далее гравер стальной гладилкой постепенно выглаживает рисунок, переходя от темного к светлому. Чем больше сглажена поверхность доски, тем меньше краски задержится на ней, и при печати эта часть будет более светлой. Самые светлые места полируют. Отсутствие линий, нежность, бархатистость фактуры позволяют передавать мягкость градации тонов, тонкие нюансы. Способ меццо-тинто был изобретен в Германии Л. фон Зигеном (1609–1676) в середине 17 в., а в 18 – нач. 19 в. им часто пользовались для воспроизведения живописи.
В 1768 французский художник Ж.-Б.Лепренс изобрел новую гравюрную технику, получившую название акватинта (от aqua – вода и tinta – окрашенная), являющуюся разновидностью гравюры на металле. Металлическую (медную) пластинку покрывают смолистым порошком асфальта, канифоли (или смесью обоих). Грунт растворяющей жидкостью смывается кистью, наносится рисунок. Опуская доску в кислоту, ее подвергают легкому травлению. Смолистые частицы не поддаются действию кислоты, она выедает небольшие промежутки между ними. Далее кислотоупорным лаком закрывают те места, которые должны остаться светлыми, и снова опускает доску в кислоту. На открытых местах кислота разъест медь сильнее, и сюда забьется больше краски. На оттиске получатся мелкозернистые пятна разной интенсивности, напоминающие рисунок кистью – тушью или акварелью. Сначала акватинта существовала в качестве репродукционной техники, теперь является самостоятельной.
Компьютерная графика
– электронная графическая техника, получившее распространение в последней четверти 20 в.: изображения составляются на компьютере, показываются в динамике или в статике. Преимущество компьютерной графики – возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.
Кристеллер П. История европейской гравюры. М., «Искусство», 1939
Кристеллер П. История европейской гравюры 15–17 вв. Л., «Искусство», 1939
Кальнинг А. Акварельная живопись. М., «Искусство», 1968
Турова В. Что такое гравюра. М., «Изобразительное искусство», 1977
Советы мастеров. Живопись и графика. Л., «Художник РСФСР», 1979
Материалы и техника рисунка. М., «Изобразительное искусство», 1984
Материалы и техника рисунка. М., «Изобразительное искусство», 1984
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М., «ЭЛЛИС ЛАК», 1997