Государственные структуры и предприятия, их требования к работникам
Государственные предприятия – это функционирующие предприятия, которые находятся в государственной собственности, основные средства которых принадлежат государству, а руководящий состав назначается государственными органами, трудовые отношения с которыми регулируются соответственным контрактом. Такие предприятия относятся к разряду бюджетных, они модернизируются и находятся на полном содержании государства, именно органы отвечают за качественное и эффективное выполнение основных задач и функций данного предприятия.
Государственная структура – это соответственная организация, которая создана с целью реализации государством своих основных задач и функций.
На данный момент различают следующие виды государственных структур: 1. Военная структура. 2. Структура по научно-исследовательской деятельности. 3. Правоохранительные структуры. 4. Образовательные структурные подразделения. 5. Структуры в сфере здравоохранения. 6. Другие структурные объекты.
Данные структурные единицы созданы с целью выполнения жизненно-важных задач в обществе, которые относятся в обязанности государства. Каждая структура выполняет ряд определенных функций и действует от лица государство. Они полностью финансируются с государственного бюджета, а их сотрудники принимаются на должности определенным образом.
В государственные структуры и предприятия могут попасть на работу только те кандидаты, которые своевременно сдали перечень нужных документов и прошли конкурсный отбор. Конкурс проводится соответствующей комиссией, которая экзаменует кандидатов и принимает решение о выборе соответствующего установленным квалификационным требованиям кандидата.
Органы государственной власти Российской Федерации
теория по обществознанию 👨👩👧👦 политика
Государственный суверенитет (9 класс)
Внутренние и внешние функции государства ( 9 класс)
Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.
К основным внутренним функциям государства относятся:
установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);
социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.
К главным внешним функциям государства относятся:
защита границ и оборона страны при нападении извне;
внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;
организация экономических связей с другими странами.
Формы государства ( 9 класс)
Понятие и признаки органов государственной власти
Система органов государственной власти в РФ
Структура органов власти в РФ
Законодательная власть в РФ
Функции палат Федерального собрания
Исполнительная власть в РФ
Полномочия правительства РФ
Судебная власть в РФ
Институт президентства в РФ
Под буквой «А» ставим государство – ведь президент является главой государства, другие слова сюда не подходят. Следующее пропущенное слово – «голосование», что нетрудно определить по словам-подсказкам «избирают» и «всенародным». На месте буквы В ставим «власть» — достаточно устойчивое сочетание «источник власти». В следующем предложении описывается право отлагательного вето – это слово и будет находиться под буквой Г. Буква Д – «законопроект»; это следует из контекста как этого, так и следующего предложения, да и другие слова тут не подходят. В последнем пропуске должно быть сочетание «юридическая сила», которую закон приобретает путем обхода парламентом президентского отлагательного вето.
Органы внутренних дел – это полиция; она является органом исполнительной власти и занимается защитой прав, жизни и здоровья граждан, противодействием преступности и обеспечением общественной безопасности. Прокуратуру иногда называют «четвертой ветвью власти»; она занимается надзором за соблюдением законов, рассмотрением связанных с этим обращений граждан, проверками деятельности предприятий, координацией работы правоохранительных органов. Зная это, можно с легкостью выполнить задание; к функциям прокуратуры относятся примеры А и Г, а все остальные – функции органов внутренних дел.
Первое неверно, поскольку это относится к полномочиям Правительства (114 статья Конституции). А вот второе, согласно 83 статье Конституции, находится в ведении Президента. Третье, по 103 статье Конституции, относится к деятельности Государственной Думы. Четвертое, согласно 84 статье основного закона – полномочие Президента. Пятое относится к полномочиям Совета Федерации (102 статья Конституции), а шестое, согласно 83 статье – к полномочиям Президента.
Первое неверно, поскольку это говорит о федеративном устройстве государства, но не о типе республики. А вот второе верно – правительство было бы ответственно перед парламентом в случае парламентской республики, а так оно ответственно перед президентом. Третье также верно, потому что при парламентской республике президент избирался бы членами парламента. Четвертое неверно, поскольку правительство формируется президентом, что сказано в 5 утверждении.
Согласно 81 статье Конституции, стать Президентом РФ может гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 10 лет. При этом для кандидатов не устанавливается образовательный ценз – то есть наличие высшего образования не обязательно. Пунктов о вероисповедании и семейном положении в списке обязательных требований к кандидатам тоже нет. Значит, верны 1 и 3 положения – гражданин моложе нужного возраста и проживает в стране меньше, чем того требует закон.
Согласно 114 статье Конституции, Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета и обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Все остальные полномочия, в соответствии с 84 и 86 статьями Конституции РФ, находятся в ведении Президента РФ.
Выполнить такое задание сложно, если не выучить полномочия палат. Согласно 102 статье Конституции РФ, к ведению Совета Федерации из данного списка относится утверждение изменения границ между субъектами РФ и назначение выборов Президента РФ. Все остальные пункты, в соответствии со 103 статьей Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.
Задание EO1401s Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они выполняют: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ФУНКЦИИ
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) Осуществление помилования Б) Изменение границ между субъектами РФ В) Разработка федерального бюджета Г) Управление федеральной собственностью Д) Назначение на должность Председателя ЦБ РФ
1) Совет Федерации 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Президент РФ
А
Б
В
Г
Д
Как видим, выполнить такое задание, не имея четкого представления о полномочиях субъектов власти, очень сложно, поэтому все это нужно хорошо выучить. Осуществление помилования относится к полномочиям Президента – это указано в 89 статье Конституции. Изменение границ между субъектами РФ – одно из полномочий Совета Федерации (102 статья Конституции). Разработкой федерального бюджета занимается Правительство, что указано в 114 статье Конституции. Управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства (та же 114 статья). А вот назначение на должность Председателя ЦБ РФ относится к ведению Государственной Думы (103 статья Конституции).
Назначение выборов входит в ведение Совета Федерации, поэтому первое неверно. А вот второе верно – согласно 114 статье Конституции, это относится к полномочиям Правительства. Третье также находится в ведении Правительства, а вот четвертое и пятое, согласно 103 статье Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.
Федеральное Собрание – парламент РФ; первое утверждение верно, поскольку это – представительный и законодательный орган нашей страны. Второе ошибочно; нижняя палата парламента – Государственная Дума. Третье тоже неверно: по пропорциональной системе избирается лишь состав Государственной Думы, а в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта страны. Четвертое верно согласно 99 статье Конституции. А вот пятое неправильно: 450 депутатов входит только в Государственную Думу.
При пропорциональной избирательной системе голосование проходит по партийным спискам; исходя из процента набранных голосов партии получают соответствующее количество мест в парламенте. Однако для того, чтобы пройти в парламент, необходимо преодолеть определенный процентный барьер, то есть получить минимальное для прохождения в парламент число голосов – например, на выборах Государственной Думы он составляет 7%. Исходя из всего этого, видно, что верны первое и второе утверждения. Остальные утверждения характеризуют мажоритарную систему, при которой побеждает единственный кандидат, набравший большинство голосов – причем большинство может быть как абсолютным, так и относительным.
Это задание на первый взгляд кажется несложным, однако важно помнить, что по российскому законодательству мировым судьей можно стать только с 25 лет, а губернатором – с 30. Вступать в брак граждане могут с 16 лет, на военную службу призываются с 18 лет, избирателем можно также стать по наступлении 18. Следовательно, верны второе, третье и четвертое положения.
В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся:
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.
2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.
3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.
4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.
Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:
1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
Принципы организации и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
-Приоритет прав и свобод человека и гражданина
-Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов.
-Разделение властей ( на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов
-Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов.
-Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников.
-Федерализма, учета интересов регионов
-Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др.
Некоторые принципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность госорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру механизма государства также входят госучреждения и госпредприятия.
Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства. Поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями в механизм государства входят и др. государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: госучреждения (школы, больницы), а также государственные предприятия. Таким образом, механизм государства составляют три вида государственных организаций:
1) органы государства
3) государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства, то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма.