Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Вадим Мелешко запись закреплена

КРИВАЯ ГАРТНЕРА описывает цикл зрелости технологий.
Она состоит из пяти фаз:

1. «Запуск технологии» — первая фаза цикла: технологический прорыв, запуск проекта внедрения, который обещает желанные цели и решение многих проблем (хорошо если не всех)
2. «Пик завышенных ожиданий» — общественный ажиотаж приводит к чрезмерному энтузиазму и нереалистичным ожиданиям. Успешное применение технологии возможно, но обычно неудач больше, чем успехов.
3. «Нижняя точка разочарования» — технология не в состоянии соответствовать ожиданиям и быстро гасит энтузиазм. Начинают появляться разные «уважительные» причины, которые препятствуют ходу проекта.
4. «Склон просвещения» — тут начинаются встречи, пересмотры некоторых идей или задач, корректировки хода проекта, иногда многие задачи, которые казались важными и нужными в начале, тут отметаются, но появляются смежные задачи, которые обнаруживаются в ходе проекта и решение которых дает больше преимущества для организации.
5. «Плато производительности» — преимущества технологии становятся очевидными и признаются всеми. Технология стабильна и эволюционирует во второе и третье поколение. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко технология применяется.

Эта кривая может также и погубить проект. Если в самом начале проекта, людям дали слишком высокую планку ожиданий, то после п.2, падение может быть такой силы, что становится не совместимым с жизнью для этого проекта.

Источник

Цикл зрелости технологии (Hype cycle) Gartner — при внедрении новой системы на предприятии

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа
В 1995 году исследовательская компания Gartner предложила hype cycle — кривую зрелости технологии, графически представляющую стадии, через которые проходит технологическое новшество в ходе своего становления.

Данный феномен наблюдается при появлении любой новой техники, будь то появление планшетов на рынке или внедрение новой CRM системы на предприятии.

Про то как эта кривая работает в части электроники, написано много статей.

А вот как она работает в ходе внедрение новой системы в организации?

Давайте посмотрим…

Как можно видеть, кривая состоит из пяти фаз:

Также в районе п.4 существует еще одна засада, которая называется «Проверка на прочность» (описание этой стадии см в книге Монстр перемен), ее суть в том что ситуация может выглядеть как «все проблемы позади и у нас все получилось», но это самая опасная ситуация, если мы смотрим только глазами и слушаем ушами. Тут важно подключить статистику. Взять какой то ключевой показатель для новой технологии и мониторить его. В начале там будет полная аритмия и он будет скакать как кардиограмма больного сердца, затем он либо упадет и это будет сигналом падения проекта, либо стабилизируется и пойдет на улучшение.

Если мы внедряем CRM систему, то это может быть количество открытых сделок с разрезом по маркетинговым каналам или воронка продаж. Если мы внедряем системы управления производством или услугами, то это может быть объем произведенных операций и/или доля операций выполненных в срок. Если мы создаем базы знаний, то это может быть посещаемость базы знаний (читаемость) и/или количество новых материалов (наполняемость). Важно не оставлять новую технологию без мониторинга, т.к. очень велика вероятность остановки сердца и вроде бы успешно закрытый проект, в реальности не дает результатов в организации.

Источник

Кривая Гартнера: как продвигать технологии на самом деле

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Ярослав Федосеев, пресс-секретарь НП «Глонасс», рассказывает, можно ли избежать репутационных рисков в момент пика завышенных ожиданий от технологии, как не попасть в «долину разочарования» и есть ли из нее выход без ущерба доверию.

Теории в пиаре нет, а все, что изучают студенты в вузах, давно устарело. Тем не менее современные пиарщики все же предпочитают заимствовать теоретические инструменты из других сфер.

График Гартнера — редкий инструмент позиционирования в арсенале IT-коммуникаторов. Он субъективен, имеет недостатки, как и SWOT-анализ. Однако позволяет увидеть местоположение технологии с точки зрения долгосрочной стратегии (Helicopter View).

Кривая Гартнера — это фаза зрелости технологического проекта. Она включает в себя пять этапов, которые переживает любая разработка, бизнес-модель, технология:

PR-инструменты на каждом этапе

Запуск технологии

Это простой в исполнении, но ключевой этап работы технологического пиарщика. Все начинающие специалисты вкладывают весь свой ресурс именно в эту фазу, совершая максимальное количество стратегических ошибок.

Заказчик ставит нетривиальную задачу — раскрутить проект или, скажем, привлечь инвестиции. Пиарщик же пишет банальную коммуникационную стратегию.

Как заниматься пиаром во время запуска:

Такая работа позволит избежать создания преждевременного информационного пузыря, а пиар-стратегия будет соответствовать реальным результатам проекта.

Ярким примером качественного позиционирования может стать беспилотный автомобиль компании НПО «СтарЛайн», который появился в информационном поле только в тот момент, когда технология была готова оправдать доверие аудитории.

Так, разработчики НПО «СтарЛайн» первыми в России проехали в беспилотном режиме расстояние из Санкт-Петербурга до Казани в ноябре 2018 года. Это случилось ровно за четыре дня, когда беспилотным автомобилям официально разрешили выезжать на дороги общего пользования, да и то только в Москве и Татарстане.

Параллельно с этим шла активная работа по созданию информационного интереса вокруг самой технологии беспилотных перевозок, ее реальных результатов, анализа потенциального мирового рынка и областей применения.

Пик завышенных ожиданий

Хороший пиарщик не допустит позиционирование бренда в этой фазе, ибо риск испортить репутацию очень высок. Однако если разработчики все же не успели за ожиданиями аудитории, а проект пару раз дал серьезную публичную осечку, то спасет ситуацию антикризисная стратегия. Суть ее проста:

Именно такой стратегии следует небезызвестный всем Илон Маск, который фактически создавал шоу из каждого пробного запуска ракеты Falcon. Интерес в том, что каждый запуск сопровождается медийной интригой: долетит или не долетит? Последние результаты SpaceX доказали выход Илона Маска на плато продуктивности.

Нижняя точка разочарования

Каждое неудачное технологическое проявление автоматически отправляет разработку в долину разочарования. Она влечет за собой негативную информационную повестку, шквал критических замечаний, а затем постепенное снижение внимания аудитории к проекту.

Многие разработки гибнут именно здесь. К таким технологиям можно отнести биткоиновый распределенный реестр, который дополнительно привязал свою зависимость к финансово-экономическим институтам.

В пике завышенных ожиданий технологию биткоина стали всерьез рассматривать как возможную замену реальных денег, вплоть до того, что популяризировали для них отдельную категорию — фиатные деньги.

Были созданы сообщество криптоанархистов, и сформирована целая религия. Однако, как финансовые компании обнаружили ряд существенных недостатков в технологии распределенного реестра биткоина, интерес к нему стал угасать.

Положительным примером могут стать те же беспилотные автомобили. К примеру, на графике Гартнера 2019 года высокоавтоматизированные транспортные средства находятся на самом дне долины разочарования.

Многие компании воспринимают эту ситуацию по-разному. В частности, ряд технологических разработчиков беспилотных автомобилей пытались хоть как-то привлечь внимание к своему проекту.

Однако самый мудрый метод внешних коммуникаций в кризис технологического хайпа проявила компания «Яндекс». Разработчик беспилотных машин избежал негативной повестки, не совершив публичных фейлов.

Создатели российского беспилотника вовремя выделили отдельную компанию Yandex Self-Driving Group и проводят постоянные уличные тестирования с водителем на дорогах Москвы, а во время публичных появлений в информационном поле представители разработчика говорят о том, что реальному внедрению беспилотных автомобилей в России мешают законодательные барьеры.

На деле же известно, что ни в одной стране мира беспилотные автомобили так и не получили массовое коммерческое внедрение, что пока говорит о неготовности рынка к принятию данной технологии.

Что делать, если ваш пиарщик приступил к работе в «долине разочарования»:

Склон просвещения

На этом этапе разработчик создает «Новый Завет» своей технологии. Проект пережил глобальную работу над ошибками, прошел все тестирования и проверки, однако последней задачей перед выходом на рынок осталось убедить представителей рынка в том, что он к нему уже готов.

Пиарщик выстраивает работу с B2B-сегментом, анонсирует сделки, проводит ту работу, которую он делал в фазу первого запуска, приведшей к пику завышенных ожиданий, только более осознанно.

Стратегия «трансляции из каждого утюга» здесь также не принесет никаких результатов, так как на фоне предыдущего негативного опыта лишний хайп может погубить репутацию и не формирует новое доверие к технологии.

Примером такой работы может стать технология облачных вычислений. Облачные вычисления — модель предоставления хранилищ данных, вычислительных, сетевых и других IT-ресурсов с помощью интернета.

Фактически — это собственное рабочее пространство в интернете, которое хранится на сервере. С ее помощью возможно хранить, обрабатывать, передавать или транслировать данные.

Компании активно рассказывают о рынке применения облачных вычислений, рапортуют о цифрах, однако дают оценки сегодняшнего дня, а не завтрашнего. Широкого применения технология все еще не получила, однако выход на плато продуктивности у нее не за горами.

Единственное, что может повлиять на доверие к ней — это некачественная отработка негативной повестки, которую может повлечь возможное киберпреступление.

Плато продуктивности

После того как технология или бизнес-модель доказала свою эффективность, она выходит на плато продуктивности. В этой фазе работа пиарщика заключается исключительно в защите репутации компании, а не технологии.

Вся стратегия направлена на повышение продаж. Этим активно занимаются пиарщики новых сервисов: Delivery Club, Yandex.Taxi, Okko и др.

Те информационные поводы, которые выпускают компании в обычное время — это и есть PR-стратегия на плато продуктивности — пожалуй, единственная фаза для использования хайповых технологий без риска и непоправимого ущерба репутации.

Актуальным примером такого применения можно считать кейс Delivery Club, который закупит для курьеров вязаные вещи у бабушек.

К сожалению, на коммуникации в PR давно перестали смотреть с точки зрения современной научной обоснованности. Забытые теории, которым обучают в вузах, устарели, их актуальностью никто не занимается.

В большинстве случаев пиарщики не умеют применять в своей работе ни математическую теорию Шеннона, ни теорию диффузии инноваций, ни даже простейшие когнитивные искажения, тем самым ограничивая себе функционал и Helicopter view.

Работая по стандартным шаблонам и трендам, специалисты в области коммуникаций не способны ответить своим клиентам на вопрос «Почему так и никак иначе?», слепо выполняют заказ на вещание «из каждого утюга».

Источник

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Как оценить возможности технологических инноваций для бизнеса


Определение. Кривая Гартнера (англ. Gartner Hype Cycle) – графическое отображение цикла зрелости технологий, представляющего собой поэтапный процесс, через который проходит любая инновационная бизнес-модель или технология от стадии хайпа до продуктивного использования. Такая S-образная кривая имеет пять участков, отражающих каждую из пяти фаз цикла.
Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Инновационный триггер – фаза запуска, когда потенциальная технология «прорывается в свет». На этом этапе обсуждаются ее перспективы, и с ростом популярности увеличивается рекламная шумиха и ажиотаж, хотя инновация еще не подтвердила свою коммерческую ценность.

Пик завышенных ожиданий – фаза ажиотажа, когда новизна делает технологию предметом широкого обсуждения в обществе. Повышенный интерес и чрезмерное внимание провоцируют появление иллюзий и ничем не мотивированных ожиданий. Зачастую технология не успевает за пиаром, за что в результате приходится расплачиваться.

Пропасть разочарования – фаза ослабевания интереса по мере того, как реализация не приносит результатов. Обнаруживаются главные недостатки, слабые места и ограничения, и новой технологии выносится «смертный приговор» как со стороны потребителей, так и со стороны СМИ. Команда проекта теряет надежду найти выход, а вместе с ней энтузиазм и желание работать. На этом этапе многие технологии, так и не достигнув зрелости, преждевременно завершают свой жизненный цикл.

Склон просветления – фаза реабилитации, в рамках которой действительно актуальные технологии после некоторой адаптации находят применение. Исправляются ошибки, проводятся встречи с инвесторами, корректируется ход проекта, возникают новые задачи и решения, реализация которых дает больше преимуществ для организации.

Плато продуктивности – фаза поэтапного применения технологии на рынке, после того как она доказала свою состоятельность и экономическую выгоду. Общество воспринимает зрелую технологию как данность, объективно оценивая ее возможности, достоинства и ограничения. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко она применяется.

История. Основанная в 1979 году американская исследовательская компания Gartner, занимаясь развитием концепции планирования производственных ресурсов (MRP II, manufacturing resource planning), ввела в широкое употребление понятие «планирование общеорганизационных ресурсов» (ERP, enterprise resource planning). Аналитик Gartner Ли Уайли предсказал, что в будущем управление всеми ресурсами организации будет обеспечиваться с помощью тиражируемых многопользовательских EPR-систем. Наиболее известные поставщики таких систем сегодня – SAP, Oracle и Microsoft.

В 1995 году Gartner предложила для планирования термин hype cycle, отражающий кривую зрелости технологий. С тех пор кривую Гартнера активно используют как инструмент оценки и анализа рынков. Материалы исследований Gartner представляет в ежегодных аналитических отчетах, где отражены порядка 30 новых технологий, способных оказать значительное влияние на бизнес, общество и людей в течение следующих 5-10 лет.

В рамках отчета The Hype Cycle for Emerging Technologies за 2020 год Gartner выделяет 5 сквозных трендов, которые, по прогнозам, будут стимулировать технологические инновации в течение следующего десятилетия.

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Цикл зрелости прорывных технологий (Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2020)

Композитная архитектура предприятия, которая придает бизнес-модели гибкость за счет эффективности, постоянного развития и адаптивных инноваций. Модульная конструкция делает бизнес более устойчивым, позволяя организациям перестраиваться в критические периоды, а композиционное корпоративное мышление создает больше инноваций, снижает затраты и улучшает партнерские отношения.

Доверие алгоритмам – модель доверия, при которой не люди (со всеми параметрами человеческого фактора), а технологии обеспечивают конфиденциальность и безопасность данных, идентификацию личности человека и вещей, прозрачность событий и происхождение активов.

Созидательный искусственный интеллект (ИИ), умеющий оперативно подстраиваться под новую ситуацию для быстрого реагирования и генерировать уникальные формулы для решения поставленных задач. Например, инструменты Machine Learning, сочиняющие музыку, стихи, статьи и т. д.

Цифровой двойник – цифровая модель, способная дублировать или частично заменять человека как в реальном, так и в виртуальном мире. Это и трехмерные модели для примерки одежды и аксессуаров, и электронные идентификаторы личности вроде биометрических данных.

Чипы без кремния – новые передовые материалы с расширенными возможностями, предназначенные для поддержки компактных и более быстрых технологий. Наиболее перспективными считаются синтетические нити ДНК, ими не так давно заинтересовалась Microsoft, а Startup Catalog даже продемонстрировал нить ДНК, на которую записан текст англоязычной версии Википедии.

Применение. Прежде всего, методология Hype Cycle находит свое применение при определении и ведении так называемого профиля инноваций, то есть помогает лидерам провести оценку потенциальных возможностей новых технологий для бизнеса. В частности, она:

Преимущества и недостатки. Основная полезность кривой Гартнера заключается в создании оптики для объективного рассмотрения инновационных инструментов и технологий. Но, несмотря на большие преимущества в возможностях анализа и прогнозирования, как и любой аналитический инструмент, она не является безупречной и содержит некоторые ограничения и недостатки.

Источник

Эффект кривой зрелости Гартнера

Что отображает модель кривая гартнера ажиотажа

Самый главный вопрос, который задают наши читатели и слушатели – уровень развития техники и технологий находится на высоком и мощном уровне, а мы до сих пор пользуемся бумажным документооборотом. Почему это происходит?

Самый главный вопрос, который задают наши читатели и слушатели – уровень развития техники и технологий находится на высоком и мощном уровне, а мы до сих пор пользуемся бумажным документооборотом. Почему это происходит?

Уважаемые мною эксперты считают наоборот: мы слишком быстро переходим на электронный документооборот и зачастую безосновательно отказываемся от бумаги. И я в большей степени с ними соглашаюсь в этом. Развитие и распространение технологий происходит неравномерно, особенно на начальном этапе. Как это не прискорбно звучит, но многие технологии и идеи следуют кривой зрелости Гартнера (Gartner hype cycle). Напомню: сначала идет неоправданный рост ожиданий, потом пузырь лопается, и только после того, как страсти улягутся, происходит эволюционное развитие технологии, разбавляемое время от времени большими и малыми революциями.

Очень не хотелось бы, чтобы рост распространенности электронных документов не стал очередным пузырем. Тем более, что есть определенные риски. Например, трудовой кодекс позволяет заключать с дистанционным работником трудовой договор в электронной форме. При этом трудовой кодекс говорит о необходимости использования квалифицированной усиленной электронной подписи. Как известно, кадровые документы имеют длительные сроки хранения – до 75 лет. Вопрос: смогут ли наши потомки через 60-70 лет прочитать создаваемые нами электронные документы, и смогут ли проверить валидность электронной подписи? Для того, чтобы это все получилось, необходимо предпринять ряд организационно-технических мер. Кто должен, а главное, сможет этим заняться – вопрос пока открытый.

Также стремительная «электронизация» происходит в сфере межведомственного взаимодействия и электронного правительства. Государственные органы испытывают жесткий прессинг со стороны высшей власти, над ними висит дамоклов меч установленных сроков. Есть риск, что при такой бурной электронизации некоторые проблемы уйдут в тень, или их решение будет оставлено «на потом».

Есть еще один момент, о котором стоит упомянуть. Передать обращение в государственные органы в электронном виде быстрее, да и зачастую проще, чем в виде бумажного документа. По крайней мере, удастся сэкономить на визите в госорган или почтовых расходах. Это провоцирует обвальный рост количества обращений. Учитывая, что для обращений и жалоб установлены определенные сроки (к слову, эти сроки могут быть различны для разных категорий обращений), растет нагрузка на госорган. Усугубляет ситуацию то, что одновременно пытаются проводить сокращение численности сотрудников. Как налогоплательщика, меня радует факт, что количество чиновников становится меньше. Но как человек, имеющий определенное отношение к электронному документообороту, я понимаю, что может страдать качество госуслуг.

Надеюсь, что мне еще далеко до возраста, когда человек становится упрямым ретроградом и начинает напирать на свою «олдскульность», но, пор моему мнению, глубинное знание и понимание проблем, умение прогнозировать и минимизировать риски, стратегическое планирование являются признаком зрелости проекта и проектной команды.

С другой стороны, для ряда задач и проблем решение начинают появляться и придумываться только сейчас. Я бы сказал, что происходит коллективное накопление знаний и опыта в части использования электронных документов. Причем зачастую и традиционным путем – методом проб и ошибок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *