Что относится к государственным функциям
Что относится к государственным функциям
Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике.
Функции государства обладают следующими признаками:
1) основные, главные направления государственной деятельности
2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами
3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.
Функции государства можно разделить на следующие виды:
· внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:
— охрану прав и свобод граждан;
— обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;
-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;
-функцию налогообложения и взимания налогов и др.
-обеспечение обороны и безопасности;
-интеграции в мировую экономику;
-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;
-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;
-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);
-участие в охране окружающей природной среды и др.
· постоянные и временные.
· основные и неосновные.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:
ü законодательные (правотворческие),
ü правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.
ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ», «УСЛУГА» И «ПУБЛИЧНАЯ УСЛУГА»
ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ», «УСЛУГА» И «ПУБЛИЧНАЯ УСЛУГА»
В деятельности органов государственной власти и местного самоуправления предоставление различных услуг гражданам и организациям занимает значительное место – тем большее, чем ближе к населению находится уровень и конкретные органы власти или их учреждения и предприятия. Это вытекает уже из самого понимания публичной власти, избираемой и нанимаемой многонациональным народом Российской Федерации.
Количество функций государства, его властных и управленческих органов чрезвычайно велик, но в контексте настоящего изложения важно соотнести само понятие публичной, т.е. государственной либо муниципальной, функции с понятием публичной же услуги.
При выработке методологии и методики разработки административных регламентов в Российской Федерации с самого начала сложилось противопоставление понятий «государственная функция» и «государственная услуга» (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»).
Публичная услуга – это лишь один из видов функций органов власти либо уполномоченных ими учреждений, предприятий, организаций. Это деятельность какого-либо лица или организации в ответ на обращение к ним гражданина либо юридического лица, имеющая целью и результатом удовлетворение определенного круга потребностей или нужд, обусловленных их законными правами, интересами и возлагаемыми на них властью обязанностями. В этом смысле говорят об адресном характере услуг в отличие от таких функций, которые услугами не являются.
Огромное число как государственных, так и муниципальных функций исполняются без какого бы то ни было обращения граждан и юридических лиц в органы исполнительной власти и их учреждения (то есть имеют безадресный характер). Они направлены не на удовлетворение конкретных, непосредственных потребностей, запросов физических и юридических лиц, а на долговременные интересы граждан, организаций и общества в целом, которые составляют существенные условия общественной и личной жизни. Это может быть, например, деятельность по созданию материальной, финансовой, организационной, информационной, кадровой инфраструктур, необходимых для оказания определенных видов услуг, но сама по себе услугой не являющаяся, скажем: строительство дорог, автозаправок и сервисов, производство транспортных средств, проведение логистических и иных научно-практических исследований, инженерно-конструкторских разработок или строительство школ, подготовка учителей для них, разработка учебных программ, развитие педагогической науки и т.п.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные;
Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.;
Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.».
Такое понятие услуги достаточно содержательно, однако имеет слишком широкий характер для целей стандартизации и регламентации публичных, то есть государственных либо муниципальных, услуг в отличие от частных. Уточнение этого понятия проведено в апреле 2007 г. внесенными в Бюджетный кодекс РФ изменениями, часть которых касаются управления муниципальными финансами.
Таким образом, неотъемлемым признаком публичных, т.е. государственных либо муниципальных, услуг является наличие задания исполнителю со стороны соответствующего органа исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти на их предоставление (оказание) гражданам и организациям.
Причем такими исполнителями могут быть не только государственные (муниципальные) учреждения, которые оказывают большинство услуг населению безвозмездно, хотя часть из них по решению властных органов может предоставляться и за определенную, не обязательно полную, плату. Иными юридическими лицами, оказывающими такого рода услуги, могут быть: некоммерческие, коммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия,
Публичные услуги оказываются, как правило (хотя и не всегда, тем более в условиях перехода к предоставлению все большего числа массовых социальных услуг на рыночной конкурентной основе), с использованием бюджетных средств, но обязательно с властным контролем за результатами, а в необходимых случаях и за процессом, оказания услуги. Причем, если эти услуги платные, то они предоставляются по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном соответствующими органами власти.
Контроль со стороны органов власти за результатами и процессом оказания публичной услуги предполагает наличие показателей, по которым оценивается их соответствие или несоответствие нормативно установленным требованиям. Совокупность такого рода требований составляет стандарт предоставления публичной услуги, который может быть оформлен как самостоятельный документ либо быть составной частью другого нормативного правового акта, получившего название административный регламент оказания публичной услуги. Именно стандарт оказания публичной услуги является основой как соответствующего административного регламента, так и государственного или муниципального задания исполнителю услуги.
В соответствии со статьей 69.2. Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:
1) выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
2) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
3) показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;
4) порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
5) предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;
6) порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
7) требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ», «УСЛУГА» И «ПУБЛИЧНАЯ УСЛУГА»
В деятельности органов государственной власти и местного самоуправления предоставление различных услуг гражданам и организациям занимает значительное место – тем большее, чем ближе к населению находится уровень и конкретные органы власти или их учреждения и предприятия. Это вытекает уже из самого понимания публичной власти, избираемой и нанимаемой многонациональным народом Российской Федерации.
Количество функций государства, его властных и управленческих органов чрезвычайно велик, но в контексте настоящего изложения важно соотнести само понятие публичной, т.е. государственной либо муниципальной, функции с понятием публичной же услуги.
При выработке методологии и методики разработки административных регламентов в Российской Федерации с самого начала сложилось противопоставление понятий «государственная функция» и «государственная услуга» (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»).
Публичная услуга – это лишь один из видов функций органов власти либо уполномоченных ими учреждений, предприятий, организаций. Это деятельность какого-либо лица или организации в ответ на обращение к ним гражданина либо юридического лица, имеющая целью и результатом удовлетворение определенного круга потребностей или нужд, обусловленных их законными правами, интересами и возлагаемыми на них властью обязанностями. В этом смысле говорят об адресном характере услуг в отличие от таких функций, которые услугами не являются.
Огромное число как государственных, так и муниципальных функций исполняются без какого бы то ни было обращения граждан и юридических лиц в органы исполнительной власти и их учреждения (то есть имеют безадресный характер). Они направлены не на удовлетворение конкретных, непосредственных потребностей, запросов физических и юридических лиц, а на долговременные интересы граждан, организаций и общества в целом, которые составляют существенные условия общественной и личной жизни. Это может быть, например, деятельность по созданию материальной, финансовой, организационной, информационной, кадровой инфраструктур, необходимых для оказания определенных видов услуг, но сама по себе услугой не являющаяся, скажем: строительство дорог, автозаправок и сервисов, производство транспортных средств, проведение логистических и иных научно-практических исследований, инженерно-конструкторских разработок или строительство школ, подготовка учителей для них, разработка учебных программ, развитие педагогической науки и т.п.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные;
Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.;
Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.».
Такое понятие услуги достаточно содержательно, однако имеет слишком широкий характер для целей стандартизации и регламентации публичных, то есть государственных либо муниципальных, услуг в отличие от частных. Уточнение этого понятия проведено в апреле 2007 г. внесенными в Бюджетный кодекс РФ изменениями, часть которых касаются управления муниципальными финансами.
Таким образом, неотъемлемым признаком публичных, т.е. государственных либо муниципальных, услуг является наличие задания исполнителю со стороны соответствующего органа исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти на их предоставление (оказание) гражданам и организациям.
Причем такими исполнителями могут быть не только государственные (муниципальные) учреждения, которые оказывают большинство услуг населению безвозмездно, хотя часть из них по решению властных органов может предоставляться и за определенную, не обязательно полную, плату. Иными юридическими лицами, оказывающими такого рода услуги, могут быть: некоммерческие, коммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия,
Публичные услуги оказываются, как правило (хотя и не всегда, тем более в условиях перехода к предоставлению все большего числа массовых социальных услуг на рыночной конкурентной основе), с использованием бюджетных средств, но обязательно с властным контролем за результатами, а в необходимых случаях и за процессом, оказания услуги. Причем, если эти услуги платные, то они предоставляются по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном соответствующими органами власти.
Контроль со стороны органов власти за результатами и процессом оказания публичной услуги предполагает наличие показателей, по которым оценивается их соответствие или несоответствие нормативно установленным требованиям. Совокупность такого рода требований составляет стандарт предоставления публичной услуги, который может быть оформлен как самостоятельный документ либо быть составной частью другого нормативного правового акта, получившего название административный регламент оказания публичной услуги. Именно стандарт оказания публичной услуги является основой как соответствующего административного регламента, так и государственного или муниципального задания исполнителю услуги.
В соответствии со статьей 69.2. Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:
1) выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
2) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
3) показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;
4) порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
5) предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;
6) порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
7) требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Функции государства и функции государственных органов
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов
Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.
Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.
Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.
Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).
Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.
В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.
Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.
Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.
Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.
Функции государства
Понятие функций государства
Функции государства — это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность.
Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Существенными признаками функций государства являются:
Сущность государства и его социальное назначение являются ключевыми факторами в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества. Вместе с тем, появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это наглядно проявляется в функциях современного российского государства, многие из которых претерпели значителъную модификацию по сравнению с предыдущими периодами его развития.
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.
В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических функций государственной власти.
Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении государством «общих дел». Например, считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем это общество представляет собой единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся, например, национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.
Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.
Свою приверженность гуманистическим и демократическим принципам Россия подтвердила в 1993 г. в Конституции, закрепив общепризнанные мировым сообществом права и свободы человека, в том числе, право на жизнь, на личную неприкосновенность, на уважение и защиту своей чести и достоинства, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу мысли, слова, беспрепятственное выражение своих убеждений и т.д.
На содержание функций государства оказывают влияние национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональыых государств. В мононациональных государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и т.д.
И хотя в современном мире практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает цементирующей базой общества.
Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, традиции, национальное сознание и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, за возможность свободного этнокультурного развития, за размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.
Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народами. Так, в развитии российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет свое значение и в нынешних условиях.
Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.
Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двоякое воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, в области репродуктивной деятельности, генной инженерии и т.д. выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно установить ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, наконец, за злоупотребление доверием пациентов.
Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает по существу планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.
На функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.
Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и равную ее доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, коммерческой тайны.
На характер и содержание функций государства серьезное влияние оказывает международная обстановка. В последние десятилетия наблюдается увеличение влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, а другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на содержании деятельности государств как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.
Классификации функций государства
Выполняемые государством функции весьма разнообразны по содержанию и сфере проявления. В юридической науке предложено немало оснований их классификации. Нередко основаниями для классификации избираются объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб деятельности; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; продолжительность (сроки) их осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.
К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые — обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение.
Функции государства можно также различать по значимости и соответственно этому выделять главные и производные (вспомогательные). К главным следует отнести функции, имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая функции). Производными можно считать функции сопутствующего, вспомогательного или обслуживающего характера. Такой можно считать функцию налогообложения и финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.
Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.
Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.
Современному государству присущи следующие внутренние функции: политическая; экономическая; социальная; экологическая; функции налогообложения и финансового контроля; охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям можно отнести: обеспечение интеграции в мировую экономику; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.
Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание государства на современном этапе развития.
Внутренние функции государства
Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.
Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:
Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества.
Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народного правления, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем, существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.
Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться другим основным направлениям деятельности государства.
Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.
При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.
Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:
Следует иметь в виду, что в периоды экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.
Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующихся и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Опыт зарубежных стран показывает, что рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рыночных отношений имеет свою специфику. Планирование при рыночной экономике: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.
При характеристике экономической функции государства следует иметь в виду, что рынок — динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет свою эффективность.
Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных.
Главным назначением рассматриваемой функции является обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.
Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.
В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.
Во Всеобщей декларации прав человека (1948)1 провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.
С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.
Другим важным компонентом социальной функции является обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой — формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости — идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, и по возможности смягчать социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры. Что касается управления, организации их работы, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.
В условиях рыночных отношений государство должно освободить указанные сферы общественной жизни от рыночных механизмов, взяв их на свое полное обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны стать общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.
Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.
Экологическая функция тесно примыкает к социальной функции, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.
В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное и весьма важное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного род катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду составляет одно из естественных фундаментальных прав человека. В ст. 42 Конституции РФ, например, зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении экологических требований.
Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль/ Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; для обеспечения перспективного экономического, культурного, иного развития страны.
Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому функция налогообложения рассматривается как реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиками налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.
Другой частью рассматриваемой функции является финансовый контроль. Он выступает как один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.
Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за. правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.
Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В российском государстве в этом качестве выступают Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В этом контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.
В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую природу данной функции. Однако напереходных этапах развития общества, в период его реформирования, которое сопровождается становлением новых рыночных структур и механизмов, функция налогообложения и финансового контроля приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только своеобразием сферы применения, но и формами и методами осуществления: проведение проверок, ревизий, установление нормативов деятельности субъектов мерами воздействия и др.
Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно проводить строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.
Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка.
Обеспечение прав человека — главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере.
Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой.
Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых важная роль принадлежит органам правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и др.
Внешние функции государства
Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств существенно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственным законом.
Реализация функции интеграции в мировую экономику- стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, транспортные и др.
Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главными из которых являются: 1) принцип суверенитета государств над их природными ресурсами, каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свободы выбора форм интеграционных связей; 3) равенства и взаимовыгодного сотрудничества, исключение дискриминационных мер.
Эти принципы предполагают систему государственно-правовой Защиты права собственности и иностранных инвестиций. В частности, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика исходит из того, что национализация допустима лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Это означает, что национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляться только на основе закона; собственнику должна быть компенсирована потеря имущества и возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.
Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.
Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии и др.
Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.
К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:
Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.
Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.
Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.
Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:
Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.
Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества между государствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.
Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:
Формы и методы реализации функций государства
Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы же осуществления функций государства представляют собой способы и средства, используемые при функционировании государства.
В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. При этом под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную) и иные виды государственной деятельности. Данная классификация форм осуществления функций государства не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права. Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы. Среди правовых форм обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную.
Правовые формы связаны с изданием юридических актов, организационные реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие реализации принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор соответствующих кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство и т.д.
Что касается методов осуществления функций государства, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.
Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:
1) Метод нормативного правового регулирования.
2) Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.
3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.
4) Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.
5) Методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество, и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (Россия, Австрия, Венгрия, Германия, Франция и др.) или аналогичные органы иного наименования (Счетный трибунал в Бразилии, Испании; Счетный суд в Италии; Верховная палата контроля в Польше; Генеральное счетное управление в США). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности — уполномоченный по правам человека (Россия), омбудсмен (Скандинавские государства), народный защитник (Испания, Колумбия), адвокат народа (Румыния) и др.
6) Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние представляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, институтов. Посредством информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и локализировать, смягчить их.
Возможно выделить и иные методы осуществления функций государства, но названные являются ключевыми, основополагающими для функционирования государства.