Что мы знаем о дробях шестой класс

Конспект урока: «Что мы знаем о дробях».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

6 класс «Б» учитель ГорячкинаТ.А.

Цель: вспомнить с учащимися что мы знаем о дробях, где и когда появились дроби, что такое числитель и знаменатель, основное свойство дроби.

— вспомнить понятие дополнительного множителя;

— отрабатывать умение приводить дроби к новому знаменателю и находить дополнительный множитель;

— закрепить знание основного свойства дроби и умение сокращать дроби.

— расширение кругозора учащихся;

— развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

— повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;

— развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету;

— развитие потребности к самообразованию.

— воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

— проявление интереса к изучению темы;

— желание применить на практике свои знания

— адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

— умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область;

— продолжить формирование умения находить наименьшее общее кратное.

— выполнять учебные задания в соответствии с целью;

— соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

— формулировать высказывание, мнение;

— умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

— согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

— грамотно использовать речевые средства для представления результата.

— приводить дроби к новому знаменателю и сокращать их;

— выводить понятие дополнительного множителя;

— выводить алгоритм приведения дроби к наименьшему общему знаменателю.

Учитель приветствует и проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы вспомните много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми.

Эпиграф к сегодняшнему уроку

как это делает сосед!

Приветствуют учителя стоя.

Настраиваются на работу.

1.Давайте свами вспомни некоторые понятия. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое наименьшее общее кратное, и как его найти?

2. Найдите НОК для чисел 2 и 4

3. Вспомните основное свойство дроби

4. Вопрос, а можно ли привести дробь знаменателю 35, что для этого нужно сделать?

5.О чём мы с вами сейчас говорили?

6. Следовательно какая тема сегодняшнего урока?

7. Давайте поставим цели и задачи на урок.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают нахождение НОК

Вспоминают основное свойство дроби,

Приводят дробь 5/7 к знаменателю 35

Выдвигают предположения о теме и целях урока.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Строят понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов учащихся

Дополняют, уточняют высказывания, мнения по существу полученного задания

Этап 3- физкультминутка

Этап 4 – восприятие и осмысление нового материала

Ребята, очень часто нам приходится применять знания для нахождения общего знаменателя двух и более дробей.

Что для этого нам нужно знать?

Какое число называют дополнительным множителем?

Как привести дробь к новому знаменателю?

Что нужно сделать, чтобы привести дробь к общему знаменателю?

Отвечают на вопросы учителя

Доказывают, аргументировать свою точку зрения.

Осознано приводят дробь к новому знаменателю, находят наименьший общий знаменатель у двух и более дробей, объясняют алгоритм приведения дробей к наименьшему общему знаменателю

рефлексия своих действий

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют выступления.

Адекватно воспринимают оценку учителя

Организует устную фронтальную работу по учебнику

Открываем учебник на странице 6, и попробуем, используя наши с вами знания выполнить устно №1,

Учащиеся отвечают устно, фронтально решают №1

Осуществляют анализ выполненных заданий.

Читают и выполняют задания, делают выводы.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Самоконтроль выполнения задания

А сейчас мы с вами поработаем в парах и выполним задания №2(в)

Если нужна моя помощь поднимаем руку (осуществляет коррекцию и помощь нуждающимся, контролирует ход выполнения заданий)

работают в парах по 2 человека при решении, 281, 283.

Применяют правило приведения дробей к новому и общему знаменателю

Обсуждают и анализируют полученные результаты.

Озвучивают результат выполненных расчетов

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Планируют свои действия.

Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Этап 7- подведения итогов учебного занятия

Учитель дает качественную характеристику класса. Оценивает работу каждого ученика.

Отвечают на поставленные вопросы

Взаимодействие с учителем во время работы

Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 4-5 выучить правила

№ 2(а, б); №3 (ж,з,и,к); №6 (а,б); №7(а) стр.6

Взаимодействие с учителем во время работы

Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок.

Взаимодействие с учителем во время анализа

Оценивают результаты работы

Что мы знаем о дробях шестой класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что мы знаем о дробях шестой класс

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

Что мы знаем о дробях шестой класс

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что мы знаем о дробях шестой класс

Номер материала: ДБ-1028232

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что мы знаем о дробях шестой класс

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о дробях шестой класс

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что мы знаем о дробях шестой класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о дробях шестой класс

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что мы знаем о дробях шестой класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о дробях шестой класс

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План-конспект урока математики в 6 классе «Что мы знаем о дробях»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Школа: МОУ Семёновская СОШ

Тема : Что мы знаем о дробях

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме.

Задача урока: Развитие логического мышления учащихся.

Организационный момент(2 мин.)

Изучение теоретического материала(15 мин.)

Повторим обыкновенные дроби: как записывать дроби, что такое числитель, знаменатель.

Основное свойство дроби.

Приведение дробей к общему знаменателю.

4/9=8/18; 5/6=15/18; 7/2=63/18 и 4/3=24/18

5(а,в,д) ( самостоятельно с взаимопроверкой)

Основное свойство дроби.

Что мы знаем о дробях шестой класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что мы знаем о дробях шестой класс

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

Что мы знаем о дробях шестой класс

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что мы знаем о дробях шестой класс

Номер материала: ДБ-1262249

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что мы знаем о дробях шестой класс

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о дробях шестой класс

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что мы знаем о дробях шестой класс

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что мы знаем о дробях шестой класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о дробях шестой класс

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о дробях шестой класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Дроби

Дроби это тема об которую спотыкается половина жителей нашей планеты. Если спросить у людей с какой темы у них начались проблемы с математикой, то большинство из них ответят — с дробей.

Этих людей нельзя упрекнуть. Дроби действительно тема не из простых. Тема дробей требует много терпения и внимания, особенно если человек изучает её впервые.

Но есть и хорошие новости. Если вы наберётесь терпения и освоите дроби, то уверяем, что дальнейшее изучение математики станет для вас простым и интересным.

А если вы ещё хорошо изучили предыдущий урок, который назывался деление, то можете быть уверены, что дроби вы освоили уже наполовину.

Что такое дробь?

Если говорить простым языком, то дробь это часть чего-либо. Это «чего-либо» может быть чем угодно — едой, деньгами, числом. В народе дробь называют долей. Само слово «дробь» тоже говорит за себя — дробь означает дробление, деление, разделение.

Рассмотрим пример из жизни. Мы купили себе пиццу, чтобы съесть её в течении дня. Допустим мы решили разделить её на четыре части, чтобы съедать постепенно по одному кусочку.

Что мы знаем о дробях шестой класс

Посмотрите на этот рисунок. Представьте, что это наша пицца, разделённая на четыре куска. Каждый кусок пиццы это и есть дробь, потому что каждый кусок по отдельности это часть пиццы.

Допустим мы съели один кусок. Как его записать? Очень просто. Сначала рисуется маленькая линия:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Внизу этой линии записывается на сколько кусков пицца была разделена. Пицца была разделена на четыре куска. Значит внизу линии записывается четвёрка:

Что мы знаем о дробях шестой класс

А сверху этой линии записывается сколько кусков пиццы было съедено. Съеден был один кусок, значит сверху записываем единицу:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Такие записи называют дробями. Дробь состоит из числителя и знаменателя.

Число, которое записывается сверху, называется числителем дроби.

Число, которое записывается снизу, называется знаменателем дроби.

В нашем примере числитель дроби это единица, а знаменатель дроби — четвёрка. Эту дробь можно прочитать так: «одна четвёртая» либо «один кусок из четырёх» либо «одна четвёртая доля» либо «четверть» — в сё это синонимы.

Теперь представьте, что мы съели ещё один кусок той же самой пиццы, которая была разделена на четыре куска. Как записать такую дробь?

Очень просто. Сверху записываем 2 (поскольку уже съедено два куска), а внизу записываем 4 (поскольку всего кусков было 4):

Что мы знаем о дробях шестой класс

Теперь представьте, что пиццу мы разделили не на четыре части, а на три.

Что мы знаем о дробях шестой класс

Допустим мы съели один кусок этой пиццы. Как записать такую дробь?

Очень просто. Опять же рисуется маленькая линия. Внизу этой линии записывается число 3, поскольку пицца разделена на три части, а сверху этой линии записывается число 1, поскольку съеден один кусок:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Если мы съедим два куска пиццы, то такая дробь будет называться «две третьих» и записываться следующим образом:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Теперь представьте, что пиццу мы разделили на две части, или как говорят в народе: «Пополам» :

Что мы знаем о дробях шестой класс

Допустим, из этих двух кусков мы съели один кусок. Как записать такую дробь?

Опять же рисуем линию. Внизу этой линии записываем число 2, поскольку пицца разделена на две части, а вверху записываем число 1, поскольку съеден один кусок:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Эта дробь читается так: «одна вторая» либо «один кусок из двух» либо «одна вторая доля» либо «половина».

Дроби, которые мы сейчас рассмотрели, называют обыкновенными.

Вообще, дроби бывают двух видов: обыкновенные и десятичные. На данный момент мы рассматриваем обыкновенные дроби. Обыкновенная дробь это дробь, которая состоит из числителя и знаменателя. Десятичные дроби рассмотрим немного позже.

Знаменатель дроби — это число, которое показывает на сколько равных частей можно что-либо разделить. Вернёмся к нашей пицце. Поровну эта пицца может быть разделена и на 2 части и на 3, и на 4, и на 5, и на 6. В зависимости от того, на сколько частей мы будем делить пиццу, знаменатель будет меняться.

На следующем рисунке представлены три пиццы, которые разделены по разному. У первой пиццы знаменателем будет 2. У второй пиццы знаменателем будет 3. У третьей пиццы знаменателем будет 4.

Что мы знаем о дробях шестой класс

Числитель же показывает сколько частей взято от чего-либо. К примеру, если разделить пиццу на две части, как на первом рисунке, и взять одну часть для трапезы, то получится что мы взяли Что мы знаем о дробях шестой класс( одну часть из двух ), или как говорят в народе «половину» пиццы.

С помощью переменных дробь можно записать так:

Что мы знаем о дробях шестой классгде a — это числитель, b — знаменатель.

Следующая вещь, которую важно знать это то, что обыкновенные дроби бывают правильными и неправильными.

Правильная дробь — это дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Например, следующие дроби являются правильными:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Почему такие дроби называют правильными? Вспомним, что дробь это часть чего-либо. Ведь будет логичнее, если эта часть будет меньше того, откуда эта часть была взята. Например, если пицца разделена на четыре части, и мы возьмём Что мы знаем о дробях шестой класс( одну четвёртую ), то наш кусок будет меньше, чем все четыре куска вместе взятые ( чем одна целая пицца ). Поэтому такие дроби называют правильными.

С неправильной дробью всё с точностью наоборот. Неправильная дробь — это дробь, у которой числитель больше знаменателя. Например, следующие дроби являются неправильными:

Что мы знаем о дробях шестой классВидно, что у этих дробей числитель больше знаменателя. Почему же такие дроби называют неправильными? Вспомним, что дробь это часть чего-либо. Знаменатель показывает на сколько частей это чего-либо разделено. А числитель показывает сколько этого чего-либо взяли.

Теперь возьмём к примеру неправильную дробь Что мы знаем о дробях шестой класси применим её к нашей пицце. В знаменателе стоит 2, значит пицца разделена на две части, а в числителе стоит 9. Получается, что взято девять кусков из двух. Но как можно взять девять кусков, если их всего два? Ответ — никак. Поэтому такие дроби называют неправильными.

Дробь, у которой числитель и знаменатель одинаковые, тоже называют неправильной. Например:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Вообще, такие дроби даже не должны называться дробями. И вот почему. Рассмотрим к примеру дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Применим её к нашей пицце.

Допустим, мы хотим съестьЧто мы знаем о дробях шестой класспиццы. В знаменателе стоит число 2, значит пицца разделена на две части. И в числителе стоит 2, значит взято две части. По сути, взята вся целая пицца, и если мы съедим этуЧто мы знаем о дробях шестой класспиццы, то съедим не часть пиццы, а всю пиццу целиком. Иными словами, съедим не дробь, а целую часть пиццы. Поэтому дробь, у которой числитель и знаменатель одинаковые, называют неправильной.

Дробь означает деление

Черта в дроби, которая отделяет числитель от знаменателя, означает деление. Она говорит, что числитель можно разделить на знаменатель.

Например, рассмотрим дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Дробная черта говорит, что четвёрку можно разделить на двойку. Мы знаем, что четыре разделить на два будет два. Ставим знак равенства (=) и записываем ответ:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Можно сделать вывод, что любое деление чисел можно записать с помощью дробей. Например:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Это простейшие примеры. Видно, что у них отсутствует остаток. С остатком немного сложнее, зато интереснее. Поговорим об этом в следующей теме, которая называется «выделение целой части дроби».

Выделение целой части дроби

Вычислим дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Пять разделить на два будет два и один в остатке:

5 : 2 = 2 (1 в остатке)

Проверка: (2 × 2) + 1 = 4 + 1 = 5

Но сейчас мы имеем дело с дробями, значит и отвечать надо в дробном виде. Чтобы хорошо понять, как это делается, рассмотрим пример из жизни.

Представьте, что у вас есть 5 яблок и вы решили поделиться ими со своим другом. Причём поделиться по-честному, чтобы каждому досталось поровну. Как разделить эти 5 яблок?

Очевидно, что каждому из вас достанется по два яблока, а оставшееся одно яблоко вы разрежете ножом пополам и тоже разделите между собой:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Посмотрите внимательно на этот рисунок. На нём показано, как пять яблок разделены между вами и вашим другом. Очевидно, что каждому досталось по два целых яблока и по половинке яблока.

Теперь возвращаемся к дроби Что мы знаем о дробях шестой класси отвечаем на её вопрос. Сколько будет пять разделить на два? Смотрим на наш рисунок и отвечаем: если пять яблок разделить на двоих, то каждому достанется два целых яблока и половинка яблока. Так и записываем:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Схематически это выглядит так:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Процедуру, которую мы сейчас провели, называют выделением целой части дроби.

В нашем примере мы выделили целую часть дроби Что мы знаем о дробях шестой класси получили новую дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Такую дробь называют смешанной. Смешанная дробь — это дробь, у которой есть целая часть и дробная.

В нашем примере целая часть это 2, а дробная часть это Что мы знаем о дробях шестой класс

Что мы знаем о дробях шестой класс

Обязательно запомните эти понятия! А лучше запишите в свою рабочую тетрадь.

Выделить целую часть можно только у неправильных дробей. Напомним, что неправильная дробь это дробь, у которой числитель больше знаменателя. Например, следующие дроби являются неправильными, и у них выделена целая часть:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Чтобы выделить целую часть, достаточно знать, как делить числа уголком. Например, выделим целую часть у дроби Что мы знаем о дробях шестой класс. Записываем уголком данное выражение и решаем:

Что мы знаем о дробях шестой класс

После того, как решение примера завершается, новую дробь собирают подобно детскому конструктору. Важно понимать, что куда относить. Частное относят к целой части, остаток относят в числитель дробной части, делитель относят в знаменатель дробной части.

В принципе, если вы хорошо знаете таблицу умножения, и можете быстро в уме выполнять элементарные вычисления, то можно обойтись без записей уголком. В школах кстати, именно этого и требуют — чтобы учащиеся не тратили время на простые операции, а сразу записывали ответы.

Но если вы только начинаете изучать математику, советуем записывать каждую мелочь.

Рассмотрим ещё один пример на выделение целой части. Пусть требуется выделить целую часть дроби Что мы знаем о дробях шестой класс

Записываем уголком данное выражение и решаем. Потом собираем смешанную дробь:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Получили: Что мы знаем о дробях шестой класс

Перевод смешанного числа в неправильную дробь

Любое смешанное число получается в результате выделения целой части в неправильной дроби. Например, рассмотрим неправильную дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Если выделить в ней целую часть, то получается Что мы знаем о дробях шестой класс

Что мы знаем о дробях шестой класс

Но возможен и обратный процесс — любое смешанное число можно перевести в неправильную дробь. Для этого целую часть надо умножить на знаменатель дробной части и полученный результат прибавить к числителю дробной части. Полученный результат будет числителем новой дроби, а знаменатель останется без изменений.

Например, переведём смешанное число Что мы знаем о дробях шестой классв неправильную дробь. Умножаем целую часть 2 на знаменатель дробной части:

Затем к 6 прибавляем числитель дробной части:

Полученная семёрка будет числителем новой дроби, а знаменатель 3 останется без изменений:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Подробное решение выглядит так:

Что мы знаем о дробях шестой класс

А с помощью переменных перевод смешанного числа в неправильную дробь можно записать так:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Пример 2. Перевести смешанное число Что мы знаем о дробях шестой классв неправильную дробь.

Умножаем целую часть смешанного числа на знаменатель дробной части и прибавляем к числителю дробной части, а знаменатель оставляем без изменений:
Что мы знаем о дробях шестой класс

Основное свойство дроби

Основное свойство дроби говорит о том, что если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получится равная ей дробь. Это означает, что значение дроби не изменится.

Например, рассмотрим дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Умножим её числитель и знаменатель на одно и то же число, например на число 2

Что мы знаем о дробях шестой класс

Получили новую дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Если верить основному свойству дроби, то дроби Что мы знаем о дробях шестой класси Что мы знаем о дробях шестой классравны между собой. Так ли это? Давайте проверим, нарисовав эти дроби в виде кусочков пиццы:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Поэтому между дробями Что мы знаем о дробях шестой класси Что мы знаем о дробях шестой классможно поставить знак равенства (=), поскольку они равны одному и тому же значению:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Теперь испытаем основное свойство дроби, разделив числитель и знаменатель на одно и то же число.

Рассмотрим дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Давайте разделим её числитель и знаменатель на одно и то же число, например на число 2

Что мы знаем о дробях шестой класс

Получили новую дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Если верить основному свойству дроби, то дроби Что мы знаем о дробях шестой класси Что мы знаем о дробях шестой классравны между собой. Так ли это? Давайте проверим, нарисовав эти дроби в виде кусочков пиццы:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Поэтому между дробями Что мы знаем о дробях шестой класси Что мы знаем о дробях шестой классможно поставить знак равенства (=), поскольку они равны одному и тому же значению:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Теперь мы полностью проверили, как работает основное свойство дроби, и убедились, что работает оно замечательно.

Число, на которое умножается числитель и знаменатель, называется дополнительным множителем. Запомните это обязательно!

Сокращение дробей

Дроби можно сокращать. Сократить — значит сделать дробь короче и проще для восприятия. Например, дробь Что мы знаем о дробях шестой классвыглядит намного проще и красивее, чем дробь Что мы знаем о дробях шестой класс.

Если при решении примеров получается большая и некрасивая дробь, то нужно попытаться её сократить.

Сокращение дроби опирается на основное свойство дроби. Поэтому, прежде чем изучать сокращение дробей, обязательно изучите основное свойство дроби.

Деление числителя и знаменателя на их наибольший общий делитель называется сокращением дроби.

Пример 1. Сократить дробь Что мы знаем о дробях шестой класс

Итак, нужно разделить числитель и знаменатель дроби Что мы знаем о дробях шестой классна наибольший общий делитель чисел 2 и 4.

В данном случае дробь простая и для неё НОД ищется легко. НОД чисел 2 и 4 это число 2. Значит, числитель и знаменатель дроби Что мы знаем о дробях шестой класснадо разделить на 2

Что мы знаем о дробях шестой класс

В результате дробь Что мы знаем о дробях шестой классобратилась в более простую дробь Что мы знаем о дробях шестой класс. Значение исходной дроби при этом не изменилось, поскольку сокращение подразумевает деление числителя и знаменателя на одно и то же число. А это действие, как было указано ранее, не меняет значение дроби.

Что мы знаем о дробях шестой класс

На рисунке представлены дроби Что мы знаем о дробях шестой класси Что мы знаем о дробях шестой классв виде кусочков пиццы. До сокращения и после сокращения они имеют одинаковые размеры. Разница лишь в том, что раздéланы они по-разному.

Пример 2. Сократим дробь Что мы знаем о дробях шестой класс

Чтобы сократить дробь Что мы знаем о дробях шестой класс, нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 20 и 40.

НОД чисел 20 и 40 это число 20. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби Что мы знаем о дробях шестой классна 20

Что мы знаем о дробях шестой класс

Пример 3. Сократим дробь Что мы знаем о дробях шестой класс

Чтобы сократить дробь Что мы знаем о дробях шестой класс, нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 32 и 36.

НОД чисел 32 и 36 это число 4. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби Что мы знаем о дробях шестой классна 4

Что мы знаем о дробях шестой класс

Если в числителе и знаменателе располагаются простые числа, то такую дробь сократить нельзя — она не сокращается. Такие дроби называют несократимыми. Например, следующие дроби являются несократимыми:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Напомним, что простыми называются числа, которые делятся только на единицу и самих себя.

Второй способ сокращения дроби

Второй способ является короткой версией первого способа. Суть его заключается в том, что пропускается подробное разъяснение того, на что был разделён числитель и знаменатель.

К примеру, вернёмся к дроби Что мы знаем о дробях шестой класс. Эту дробь мы сократили на 4, то есть разделили числитель и знаменатель этой дроби на число 4

Что мы знаем о дробях шестой класс

Теперь представьте, что в данном выражении отсутствует конструкция Что мы знаем о дробях шестой класс, и сразу записан ответ Что мы знаем о дробях шестой класс. Получится следующее выражение:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Суть в том что число, на которое разделили числитель и знаменатель, хранят в уме. В нашем случае числитель и знаменатель делят на 4 — это число и будем хранить в уме.

Сначала делим числитель на число 4. Полученный ответ записываем рядом с числителем, предварительно зачеркнув его:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Затем таким же образом делим знаменатель на число 4. Полученный ответ записываем рядом со знаменателем, предварительно зачеркнув его:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Затем собираем новую дробь. В числитель отправляем новое число 8 вместо 32, а в знаменатель отправляем новое число 9 вместо 36

Что мы знаем о дробях шестой класс

Происходит своего рода замена одной дроби на другую. Значение новой дроби равно значению предыдущей дроби, поскольку срабатывает основное свойство дроби, которое говорит о том что если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получится равная ей дробь.

Также, дроби можно сокращать, предварительно разложив на простые множители числитель и знаменатель.

Например, сократим дробь Что мы знаем о дробях шестой класс, предварительно разложив на простые множители числитель и знаменатель:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Итак, мы разложили числитель и знаменатель дроби Что мы знаем о дробях шестой классна множители. Теперь применяем второй способ сокращения. В числителе и в знаменателе выбираем по множителю и делим выбранные множители на НОД этих множителей.

Давайте сократим по тройке в числителе и в знаменателе. Для этого разделим эти тройки на 3 (на их наибольший общий делитель). Получим следующее выражение: Что мы знаем о дробях шестой класс

Сократить можно ещё по тройке в числителе и в знаменателе:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Дальше сокращать больше нéчего. Последнюю тройку в знаменателе просто так сократить нельзя, поскольку в числителе нет множителя, который можно было бы сократить вместе с этой тройкой.

Записываем новую дробь, в числителе и в знаменателе которой будут новые множители.

Что мы знаем о дробях шестой класс

Получили ответ Что мы знаем о дробях шестой класс. Значит, при сокращении дроби Что мы знаем о дробях шестой классполучается новая дробь Что мы знаем о дробях шестой класс.

Не рекомендуется пользоваться вторым способом сокращения дроби и способом разложения на простые множители числителя и знаменателя, если человек только нáчал изучать математику. Практика показывает, что это оказывается сложным на первых этапах.

Поэтому, если испытываете затруднения при использовании второго способа, то пользуйтесь старым добрым способом сокращения: делите числитель и знаменатель дроби на их наибольший общий делитель. Выражение в таком случае получается простым, понятным и красивым. Так, предыдущий пример может быть решён старым способом и будет выглядеть так:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Сравните это выражение с выражением, которое мы получили, когда пользовались вторым способом:

Что мы знаем о дробях шестой класс

Первое выражение намного понятнее, аккуратнее и короче. Не правда ли?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *