Что относится к главным задачам стоящим перед психологической службой в правоохранительных органах

Лекция № 2.Цель и задачи психологической службы в правоохранительных органах

Лекция № 1.Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования

1. Становление психологической службы.

Концептуальные основы функционирования психологической службы.

Факторы развития психологической службы в правоохранительных органах

Психологическая служба представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности конкретных ведомств.

можно выделить основные элементы, обеспечивающие успешность ее функционирования:

• цели психологической службы;

• профессиональные ценности (ценностные ориентации);

• основные задачи и направления деятельности;

• психологические функции и инструментарий их реализации;

• организационную структуру психологической службы;

• качественный состав сотрудников психологической службы;

• организацию труда практических психологов;

Лекция № 2.Цель и задачи психологической службы в правоохранительных органах

Цель (миссия) психологической службы — использование достижений психологической науки в практической деятельности правоохранительных органов для повышения ее эффективности. По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности правоохранительных органов.

Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая служба имеет свой профессиональный менталитет.

Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят две главные задачи: первая — повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала,втораяоказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности:

1.психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов 2.психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает: профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач — включает: изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющих на состояние правопорядка в регионе; психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач; проведение судебно-психологической экспертизы; психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях; психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников и при угрозе террористических актов; разработку психологических портретов серийных убийц; осуществление индивидуально-профилактической работы; психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях и др.

Лекция № 3.Основные психологические функции в правоохранительных органах

Основные психологические функции и инструментарий их реализации.От основных направлений деятельности практического психолога следует отличать психологические функции и инструментарий их реализации.

Психологическая функция, во-первых, содержит уже в самом названии определенную цель и, во-вторых, каждая функция предполагает применение и наличие однородных научно обоснованных средств и методов ее реализации. Рассмотрим кратко эти функции.

Психологическая диагностика целенаправленное изучение индивидуальных особенностей личности и социально-психологических явлений в группах (коллективах, неформальных объединениях). Психологическая диагностика проводится с целью профессионального отбора и аттестации, проведения психологического консультирования, психокоррекционной работы и развития личности.

В качестве инструментария в процессе психодиагностики используются методы беседы, наблюдения в значимых ситуациях, изучения продуктов деятельности, тестирование и др.

Психологическая коррекция психологическое воздействие на личность с целью устранения негативных тенденций в ее развитии (акцентуаций, стрессовых состояний и др.).

Развитие личности целенаправленная работа психолога по формированию профессионально-волевых качеств и психологических умений (коммуникативных, мыслительных, саморегуляции и т.п.), осуществляемая в процессе профессиональной деятельности, специальной психологической подготовки, проведения социально-психологических тренингов, саморазвития личности.

Психологическая профилактика целенаправленная систематическая работа психолога совместно с руководителями подразделений по предупреждению негативных явлений среди личного состава, выявлению группы риска (по различным основаниям) и проведению с ней психокоррекционной работы.

Психологическое просвещение повышение компетентности и культуры сотрудников в решении психологических проблем и понимании сущности психологической службы.

Психологическое консультирование оказание конкретной помощи обращающимся сотрудникам и гражданам в осознании ими природы их затруднений, в анализе психологических проблем и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Руководитель группы выполняет функции главного психолога. На такую группу возлагаются следующие функции:

• подбор практических психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении;

• текущий контроль за состоянием работы практических психологов в подведомственных подразделениях;

• обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение;

• организация постоянно действующих семинаров для практических психологов;

• ежеквартальное или полугодовое подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов в министерство.

На психологические подразделения целесообразно возлагать следующие функции:

• стратегическое руководство всеми подразделениями, выполняющими психологическую работу, и координацию их деятельности;

• разработку научно обоснованных концепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства;

• подготовку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы на» всех уровнях;

• централизованное обеспечение психологической службы современными пособиями, психодиагностическими и психокоррекционными методиками, издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всероссийских конференций;

• организацию централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов;

• ежегодный сбор и анализ информации о деятельности психологической службы;

• обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и зарубежного).

Источник

Что относится к главным задачам стоящим перед психологической службой в правоохранительных органах

Что относится к главным задачам стоящим перед психологической службой в правоохранительных органах. Смотреть фото Что относится к главным задачам стоящим перед психологической службой в правоохранительных органах. Смотреть картинку Что относится к главным задачам стоящим перед психологической службой в правоохранительных органах. Картинка про Что относится к главным задачам стоящим перед психологической службой в правоохранительных органах. Фото Что относится к главным задачам стоящим перед психологической службой в правоохранительных органах

//Энциклопедия юридической психологии. М., 2002. Стр. 462-464.

Современный этап развития психологической науки, в том числе юридической психологии, характеризуется тем, что психологические знания и методические рекомендации используют в практической деятельности не только сотрудники соответствующих ведомств (оперативные работники, следователи, судьи, адвокаты, персонал исправительных учреждений, руководители подразделений, ведомств и т.д.), но и непосредственно практические психологи. Сами юристы достаточно давно осознали, что конструктивные возможности психологической науки существенно расширяются, если соответствующих специалистов привлекать к решению конкретных профессиональных задач. Так, российский ученый С.И. Баршев еще в 1853 году в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» указывал, что ни один вопрос уголовного права не может решаться без психологии, что именно психология учит законодателя и сотрудников правоприменительных органов «видеть в преступнике не необузданного зверя, а человека, которого нужно перевоспитывать, но не действовать на него мечем и тюрьмой». Известный юрист Л.Е. Владимиров в начале ХХ века отмечал необходимость участия психолога в судопроизводстве и считал, что он должен быть «вторым судьей в уголовном процессе, судьей в белом», в отличии от официального судьи одетого в черную мантию. Детально исторические аспекты становления и развития практической юридической психологии отражены в кандидатской диссертации С.К. Курилина (1972 г.) и докторской – В.М. Позднякова (2000 г.).

Между зарождением идеи использования профессионалов-психологов в юридической практике и их реализации в России проходит более 100 лет. Несмотря на полноценные теоретико-прикладные разработки и обоснования необходимости психологической службы (А.Р. Ратинов, А.И. Китов, А.М. Столяренко, Е.П. Клубов, В.А. Бакеев, М.Г. Дебольский, В.Г. Деев, И.П. Башкатов, В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, Е.А. Пономарева, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Л.С. Саблина и другие) процесс становления новой службы в 70-80-е годы проходил медленно и болезненно. Первые должности практических психологов были введены в штат воспитательно-трудовых колоний лишь в 1974 году. В 70-е годы в системе МВД СССР начинают создаваться и психодиагностические центры для профессионального отбора сотрудников. Социально-экономические и политические изменения в обществе, начавшиеся в 90-е годы, ускорили развитие психологической службы в ПОО. В 1990 году в Рязанском институте права и экономики (РИПЭ) МВД создается психологический факультет и начинается целенаправленная подготовка психологов. С 1992 года возникают психологические лаборатории в исправительных учреждениях, впервые утверждена должностная инструкция пенитенциарного психолога. В 1993 году вводятся должности психолога (старшего психолога) в районных и городских отделах милиции (внутренних дел). Происходит становление психологической службы во внутренних войсках и оперативных подразделениях МВД, в прокуратуре, судебных органах. На рубеже XXI века в ПОО работает уже около 4000 практических психологов.

Учеными правоохранительных органов (Н.В. Андреев, М.Г. Дебольский, Е.П. Клубов, Г.К. Копылова, И.О. Котенев, М.И. Марьин, А.И. Мокрецов, Н.И. Мягких, А.В. Пищелко, В.М. Поздняков, И.Б. Пономарев, И.В. Соловьев, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкин и другими) неоднократно рассматривались концептуальные основы функционирования психологической службы, современные психотехнологии работы психологов, отечественный и зарубежный опыт психологического обеспечения отдельных направлений деятельности. Основываясь на них можно определить психологическую службу (ПС) как организованную и централизованно управляемую систему, состоящую из структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную и профессиональную работу по психологическому обеспечению деятельности правоохранительных ведомств и их органов.

Основными элементами ПС являются: цели (миссия), профессиональные ценности (ценностные ориентации), основные задачи и направления деятельности, организационная структура, психологические функции; методы работы; состав сотрудников, организация труда практических психологов; материально-техническое оснащение. Цель ПС – использование достижений психологической науки в практической деятельности ПОО для повышения эффективности их функционирования. По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности ПОО. Профессиональные ценности сотрудников ПС во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников ПОО. Вместе с тем, каждая служба имеет свой профессиональный менталитет свою корпоративную культуру. Профессиональные ценности судей отличаются от ценностей прокурорских работников; работники медицинского вытрезвителя по-иному, оценивают жизненные факты, чем следователи. Для практических психологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Для создания благоприятных условий по реализации ценностных ориентаций сотрудников психологической службы, в МВД и Минюсте России разработаны и утверждены ведомственными приказами Кодекс профессиональной этики психолога. Основные задачи ПС можно сгруппировать в три блока. Первый – оптимальное использование психологического потенциала сотрудников ПОО: профессионально-психологический отбор кандидатов на службу, психологическая помощь в адаптации, психологическая подготовка сотрудников, в том числе к действиям в экстремальных условиях; мониторинг в коллективах; оказание психологической помощи сотрудникам и членам их семей. Второй – учет психологических возможностей при решении оперативно-служебных задач: психологическое консультирование по проблемам поведения личности преступника, подозреваемого, свидетелей; участие в разработке психологических портретов в ситуации «захвата заложников» и т. п.; Третий – изучение социально-психологических явлений, влияющих на правопорядок в обществе (конкретных регионах) и разработка рекомендаций по их профилактике: изучение правосознания граждан, проведение мониторинга общественного мнения по проблемам правопорядка, формирование имиджа сотрудников в ПОО; изучение этнических отношений в регионе и их влияния на социальную напряженность, проведение психологической экспертизы нормативных актов и т. п. В соответствии с данными задачами выделены три направления деятельности (См. Основные направления деятельности психологической службы ПОО).

Организационная структура ПС ПОО разрабатывается и официально утверждается ведомственными нормативными актами, определяя функционально-ролевой статус психолога и систему его подчиненности. Эта структура системна и иерархична, на каждом уровне ее имеются психологические отделы, отделения или отдельные специалисты, обеспечивающие психологическую работу (см. Организационная структура психологической службы ПОО). В большинстве ПОО психолог (старший психолог) находятся в штатах кадровых аппаратов (например, в городских и районных отделах внутренних дел) или в штатах воспитательных аппаратов (во внутренних войсках) и подчиняется непосредственно руководителям этих служб. Естественно их функциональные обязанности в основном ориентированы на психологическое обеспечение деятельности подразделений, в структуру которых они входят. В исправительных учреждениях психологическая служба развивается как самостоятельное структурное подразделение. Деятельность каждой психологической лаборатории здесь ориентирована на полномасштабную работу с персоналом и с осужденными, а ее начальник подчиняется непосредственно начальнику учреждения. Поиск оптимального соотношения самостоятельности и подчиненности, централизации и децентрализации функциональных обязанностей, прав и ответственности специалистов на каждом уровне управленческой пирамиды (Министерство, субъект федерации, практический орган) является важной предпосылкой успешности функционирования психологической службы ПОО.

Особые дискуссии возникают по поводу правомерности использования психологом психотерапевтических методов. При всем многообразии подходов к понятию «психотерапия» отчетливо прослеживаются два подхода: медицинский и психологический. Первый (именуемый еще «клиническим») предполагает рассмотрение психотерапии как работы с больным человеком, его лечением, врачебным воздействием на его психику. Психологический подход к психотерапии основан на психологическом воздействии на человека при отсутствии у него симптомов заболевания и с целью устранения профессиональных психологических проблем и жизненных трудностей, которые могут в привести к заболеваниям. Психологическая терапия (неклиническая психотерапия) решает задачу нормализации его психических состояний и изменение определенных качеств личности, ее развития, гармонизации, коррекции и предупреждения деструктивных форм поведения. Психологическую терапию в пенитенциарной практике можно понимать и как «процесс исправления личности» (В.В. Макаров, 2000. С.41-42; см. Когнитивно-поведенческий тренинг осужденных; Исправительно-психологическая коррекция осужденных и др.). Поэтому важно подчеркнуть, что к предмету ЮП и компетенции психолога ПОО относится именно психологическая терапия (иначе: внеклиническая, доклиническая, профилактическая, коррекционная психотерапия). Стоит говорить об этом и потому, что в обыденном сознании многих сотрудников ПОО психотерапия воспринимается как медицинский термин и метод лечения, а психологов путают с врачами-психиатрами (которые в контактах с сотрудниками часто сами называют себя психологами, что увеличивает путаницу).

Анализ научной литературы и реальной практики функционирования психологической службы в ПОО показывает, что новая служба находится на этапе интенсивного развития: значительно увеличивается численность психологов, происходит концептуализация основных направлений деятельности, создаются и адаптируются специальные психотехнологии работы с людьми. Опыт становления и развития психологической службы в ПОО может быть использован при создании аналогичных структур в других министерствах и ведомствах России.

Источник

Особенности деятельности психолога в правоохранительных органах.

Первые должности практических психологов в правоохранительных органах были введены в 1974 г. в уголовно-исполнительной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних). Активное создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе обусловлено историческим опытом использования психологических знаний в данном ведомстве, осознанной необходимостью реформирования пенитенциарных учреждений в соответствии с международными стандартами.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева,1955 г.), отмечайся необходимость введения должности психолога, в функции которого входит разработка программы работы с каждым вновь прибывшим осужденным на основе изучения его характера, «индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» (ст. 69). Следуя этим правилам, психологическая служба стала неотъемлемым элементом пенитенциарной системы большинства экономически развитых государств.

Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая служба имеет свой профессиональный менталитет. Для практических психологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Психолог в правоохранительных органах руководствуется не только правовыми, но и этическими нормами (кодексом профессиональной этики).В соответствии с данным кодексом он может использовать в своей работе лишь те методы, которые прошли апробацию в рамках современной психологической науки и не являются опасными для здоровья личности. Это особо актуально для пенитенциарных учреждений, ибо осужденным свойственно приписывать сотрудникам (даже психологу) карательные притязания.

Психолог должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от клиента на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает обследуемого о том, кто и для чего может использовать результаты тестирования (например, при аттестации сотрудника).

Сведения, собранные психологом в ходе профессиональной деятельности, не должны использоваться в интересах третьих лиц. Психологу надо осознавать, что порой им манипулируют, с его помощью пытаются уволить или перевести в другую службу «неугодного» сотрудника.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает: профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Говоря о материально-технической базе психологической службы, нельзя обойти молчанием вопрос ее финансирования. К сожалению, во многих ведомствах служба создается по так называемому остаточному принципу. Речь идет о том, что должности психологов вводятся за счет вакантных должностей в других службах, не выделяются дополнительные денежные ресурсы. Это, безусловно, сдерживает более активное развитие психологической службы.

В качестве интегрального, профессионально важного качества личности психолога отмечается способность к социальной фасилятивности, т.е. умение снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам1.

Фасилятивный эффект оценивается квалифицированными экспертами в процессе наблюдения за практическим психологом с помощью четырех биполярных графических шкал: общительность (готовность к контакту), смелость (умение поддерживать контакт, открытость), тактичность(умение чувствовать контекст ситуации), интеллектуальность (умение логически обосновывать свою аргументацию). Авторы показали, что данное свойство коррелирует с оценкой успешности обучения и профессиональной деятельностью.

Английский психолог Р. Кеттелл, используя свой личностный опросник (16-PF), показал, что эффективность деятельности психологов-практиков (психотерапевтов) существенно коррелирует с такими свойствами, как общительность, интеллект, социальная смелость.

Профессиональная компетентность практических психологов зависит от базового психологического образования и понимания специфики деятельности правоохранительных органов.

К сожалению, в настоящее время качественный состав психологов не в полной мере соответствует потребностям практики и уровню развития психологической науки.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2196 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Какие главные задачи решают и какие виды психологической работы осуществляют психологические службы правоохранительных органов?

Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят обычно две главные задачи:
— повышение психологической надежности сотрудников;
— оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

Что изучает психология спорта

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и спортивных соревнований. Объектами изучения и практической работы спортивного психолога являются спортсмены, тренеры, процесс их взаимодействия, направленный на усвоение спортивных умений и повышение спортивного мастерства.

Кто из отечественных ученых внес особенно большой вклад в развитие психологии спорта?

Какие задачи решают психологи в спорте?

Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям. Это направлена на решение следующих задач:

В чем сходство и различие психологии спорта и психологии физического воспитания?

В отличие от психологии спорта основной задачей психологии физического воспитания является помощь в решении вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера.

Что является важнейшим компонентом успешной деятельности психолога в спорте?

Хороший спортивный психолог должен:

1. владеть знаниями и психологии, и спорта;

2. являться привлекательной личностью;

3. проявлять заботу о спортсменах и тренерах;

4. уметь работать в группе;

5. выражать желание учиться у спортсменов и тренеров.

Работа спортивного психолога состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена к спортивной деятельности и включает в себя:

Главный критерий деятельности практического психолога спорта — быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.

Когда консультативная психология утвердилась как профессиональная специализация в международной практике?

Где работают психологи-консультанты?

в центрах психического здоровья, психолого-педагогических, социально-педагогических, медицинских, семейных или специализированных психологических консультациях, а также в любых учреждениях, имеющих в штатном расписании психологическую службу или должность психолога.

Какие ошибки могут допускать начинающие психологи при проведении консультационной беседы?

Ошибки, часто появляющиеся в процессе консультирования, могут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже типов ошибок указывается также и их вероятная причина):

1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента.

2.Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту.

3.Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

Какие виды консультирования различаются по видам их организации?

Какие сферы консультирования выделяют в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены?

a. Интимно-личностное консультирование.

b. Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений.

c. Психолого-педагогическое консультирование.

d. Профессиональное консультирование.

e. Организационное консультирование.

f. Посредническое консультирование.

46. Перечислите основные этапы профессионального развития психологов (по Пряжникову и Пряжниковой).

семь этапов профессионального развития психологов:

§первых разочарований и поиска новых личностных смыслов обучении и последующей работе;

§начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем;

§попытки работать по-новому;

§обращения к теоретическим и методологическим основам психологии;

§импровизации и профессионального творчества.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 199 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *