Что относится к формализации при проектировании эор
Методика проектирования электронного образовательного ресурса
В настоящее время у педагогов появилась возможность самостоятельно создавать электронные образовательные продукты с последующей их записью на оптические диски на основе таких специализированных авторских инструментальных сред как HyperMethod, Autoware, Cyberbook, HM-Card и др.
Возможности современных информационных технологий, рост информационной культуры преподавательских кадров позволяют привлечь к разработке электронных ресурсов самих педагогов, а потребность обучаемых в учебных материалах нового поколения делает эту сторону профессиональной деятельности преподавателя просто необходимой. Однако широкое вовлечение педагогов в эту работу требует разработки определенных технологических принципов, позволяющих добиться эффективных результатов.
Инструментальные авторские среды просты в применении, их освоение не требует больших временных затрат и позволяет в считанные часы создать гипермедийную поддержку обучающей деятельности. В целом это можно считать положительным фактором для проектирования и применения учебных материалов нового типа, основанных на применении электронных ресурсов.
В проектировании электронных образовательных ресурсов можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.
Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяется состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов – в области информационных технологий, для программистов – по вопросам, связанным с особенностями представления дидактических материалов конкретной предметной области.
Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ресурсе (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между его составляющими. Например, какое звуковое сопровождение наиболее предпочтительно при проверке знаний, а какие материалы должны быть представлены в виде статичных графиков с текстовым комментарием и анимационными роликами и т.д.
Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования электронного ресурса, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе ресурса. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с электронным ресурсом.
Реализация проекта подразумевает перевод формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему – сценарий действий автоматизированной обучающей системы, использующей централизованный электронный ресурс.
На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ресурса и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в АОС, доказав или опровергнув эффективность используемых ресурсов.
Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных ресурсов. Такие конкурсы проводятся и отдельными учебными заведениями, и крупными фирмами, выпускающими электронные учебные издания («Кирилл и Мефодий», «Физикон» и др.).
Основные усилия педагога направляются на подготовку сценариев, в которых находят выход авторские методические наработки. Большую роль здесь играет творческий подход педагога к разработке планов занятий для различных категорий обучаемых. Автор курса фактически прописывает то, в какой последовательности изучается теоретический материал, выполняются практические задания и поисково-исследовательские работы, проводится тестирование, организуется обсуждение.
Учитывая перечисленные выше задачи и определение возможных пользователей, сделаем следующий вывод. Методические материалы должны разрабатываться с прицелом на их универсальное использование: и через Интернет, и в локальных сетях, и на отдельных компьютерах обучаемых, и в отдаленных учебно-консультационных пунктах и филиалах. Кроме того, разработка должна позволять легко направлять необходимые материалы по электронной почте, проводить контроль качества обучения с последующей обработкой результатов в самых разнообразных режимах: непосредственно при работе в сети с оперативной обработкой на сервере, с отсылкой результатов по электронной почте или на диске, с последующей их обработкой и уведомлением в соответствующей форме.
Классификация электронных образовательных ресурсов
Лабораторная работа №2
Проектирование и создание ЭОР учебного назначения (2 часа)
Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов.
Необходимые программные и технические средства:
Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, web-браузер; типы операционной системы не регламентируются, могут использоваться любые доступные продукты.
Общие сведения
Данная лабораторная работа нацелена на изучение круга вопросов, с которыми необходимо ознакомиться каждому преподавателю до того, как он приступит к разработке и последующему использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) различного вида и содержания.
Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы (тренинги, лабораторные практикумы, тренажеры, психологическое тестирование и многое другое). Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов.
Значительное место, которое сегодня занимают во всех уровнях образования электронные образовательные ресурсы, требует от преподавателя и всего педагогического коллектива учета широкого спектра факторов, без чего даже удачная реализация ЭОР может не получить достойного распространения или, более того, войти в конфликт с основными принципами и методиками использования подобных ресурсов.
Широкое распространение электронных образовательных ресурсов повлекло за собой необходимость их систематизации и стандартизации. Каталогизация таких ресурсов, опираясь на международные стандарты и рекомендации, предполагает использование их в определенной инфраструктуре – образовательной среде, в рамках которой происходит перераспределение функций между образовательными ресурсами и собственно средой. Сегодня ЭОР являются носителями знаний и информации в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, региона, ассоциации учебных заведений или более глобальных образовательных объединений.
Порядок выполнения лабораторной работы №2
«Проектирование и создание ЭОР учебного назначения» (6 часов)
Задание №1
Понятие электронного образовательного ресурса
Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих электронные средства обучения. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами, электронными образовательными ресурсами, цифровыми образовательными ресурсами. Этот список терминов можно продолжить.
В рамках курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для таких средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, используется термин электронный образовательный ресурс (ЭОР).
1.1.Сформулируйте понятие электронного образовательного ресурса.
ЭОР – совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалов, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на электронных носителях или в сети Интернета.
1.2.Выделите основные типы ЭОР по сложности исполнения.
3)ЭОР, который представляют собой видео или звуковой фрагмент.
4) Мультимедийные ЭОР
1.3.Что называют электронным учебным курсом?
Электронный учебный курс – это тематически завершенный, структурированный автором учебный план, который через Интернет или на электронных носителях поставляется обучаемому.
1.4.Чем отличается электронный учебный курс от традиционного учебника?
1.мощные иллюстративные возможности – использование картинок, анимацией и мультимедийных материалов
2.интерактивность – представление учебного материала может изменяться в зависимости от действий обучаемого
3. различные варианты контроля и оценки полученных знаний.
1.5.Какие еще типы ЭОР используют в процессе обучения?
Экспертные и интеллектуальные обучающие системы.
При выполнении задания 1 используйте материалы электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» (Тема 1: Виды электронных ресурсов»; п.1.1. Понятие электронного ресурса/ ИИТО Юнеско).
Задание №2
Классификация электронных образовательных ресурсов
Электронные образовательные ресурсы обладают специфическими особенностями, связанными с их различным назначением. Поэтому ЭОР, использующиеся в образовательном процессе, можно классифицировать по-разному и существующие на сегодняшний день подходы к классификации электронных образовательных ресурсов вариативны.
Необходимо помнить, что, в определенном смысле, всякая классификация электронных образовательных ресурсов является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела происходит пересечение отдельных технологий.
1.1.Назовите основные параметры, характеризующие ЭОР:
1.тип электронного издания (ресурсы)
2.предметная образовательная область
3.рекомендуемый уровень образования
4.рекомендуемая форма образовательного процесса
1.2.Назовите признаки, по которым можно осуществить классификацию ЭОР.
2.по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе
3.по организации текста ресурса
4.по характеру представляемой информации
5.по форме изложения
6. по целевому назначению
7.по наличию печатного эквивалента
8.по формату основной информации
9.по технологии распространению
10. по характеру взаимодействия с пользователем
1.3. Выберите один из признаков классификации ЭОР и проведите примеры ресурсов для каждой группы классификации по данному признаку. Оформите задание в виде таблицы:
Классификация ЭОР по функциональному признаку
При выполнении задания 1 используйте материалы:
· электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» (Тема 1 «Виды электронных ресурсов»; п.1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов/ ИИТО Юнеско);
· ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),
· ресурсы Единого окна доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/library)
и других известных Вам образовательных порталов.
Задание №3
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1534 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Порядок разработки электронных образовательных ресурсов
Кто будет разрабатывать ЭОР? Для широкого тиражирования ЭОР обычно разрабатывает группа специалистов. Однако большое число электронных средств обучения в учебных заведениях создается преподавателями для своих учебных дисциплин практически в одиночку. Поэтому при выборе инструментальной системы следует учитывать компьютерные навыки и опыт разработчиков ЭОР.
Какие характеристики авторской системы нужны? Большинство преподавателей начинают работу по автоматизации учебного процесса с компьютерных тестов и часто этим и ограничиваются. Выбирая авторскую систему следует уяснить, что реально будет создаваться с помощью данной системы и нужны ли:
Как будет проходить поддержка слушателей, использующих ЭОР? Если использование ЭОР будет самостоятельным, то должны быть развитые средства поддержки учащегося. Если же обучение проводится в компьютерных классах, то поддержку для учащихся может осуществлять преподаватель.
Будет ли формироваться статистика по использованию ЭОР? Это может быть важно для оценки и корректировки ЭОР в процессе эксплуатации.
Как будет поддерживаться авторская система? На рынке программного инструментария имеются авторские системы, разработанные в разных странах. О каждой системе, которую вы рассматриваете при выборе, необходимо знать следующее:
Затраты на приобретение авторской системы не ограничивается разовым актом покупки программного продукта. Существует ряд вопросов, от которых затраты на работу с конкретной системой могут зависеть очень сильно.
Сформулированные выше соображения позволяют перейти в рассмотрению реальных инструментальных систем, имея ввиду прикладные цели, для которых может быть использована та или иная система. Ряд из рассмотренных ниже систем развивается с начала 90-х годов прошлого века. Первые версии таких систем функционировали под управлением MS DOC, где фрагменты курсов предъявлялись в виде так называемых экранов. Современные версии некоторых из этих систем и под Windows сохранили в своей основе представление ЭОР в виде совокупности экранов, сменяющих друг друга фрагментов оконного интерфейса.
Ниже приведен обзор авторских систем, разработанных в различных странах, который завершается рассмотрением ряда инструментальных систем, разработанных в РФ. Перейдем к характеристикам таких систем.
HyperStudio (www.hyperstudio.com). Это дешевая мультимедийная система разработки, спроектированная специально для образовательных целей. При разработке интерактивного обучения, обучающих пакетов и презентаций она использует стековую структуру. Есть опыт успешного применения системы (а не ее продуктов) детьми в возрасте четырех лет. Библиотека мультимедиа ресурсов HyperStudio, поставляемая вместе с программным обеспечением, содержит большое количество иллюстраций, звуков, анимации и видео, которые могут быть включены в экраны с учебным содержанием. Имеется значительный объем проектов, выполненных в школах, дома, на рабочих местах и коммерческих издательствах вместе с обучающими программами, показывающими как использовать HyperStudio. HyperLogo, язык HyperStudio, встраивается в стеки и помогает планировать различные реакции на тестовые задания.
Системы российского производства создаются, как правило, в учебных заведениях и не претендует на статус программного продукта для широкого тиражирования. Поэтому ниже отметим лишь некоторые авторские системы, проверенные временем и достаточно широким тиражированием.
Что относится к формализации при проектировании эор
Процесс разработки ЭОР состоит из двух основных этапов: подготовительного и компоновки.
На первом этапе (подготовительном) производится:
— подбор источников и формирование основного содержания;
— структуризация материала и разработка оглавления или сценария;
— переработка текста и формирование основных разделов;
— выбор, создание и обработка материала для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения).
На втором этапе производится компоновка ( сборка в единое целое) всех отобранных и разработанных частей ЭОР (информационных, обучающих, контролирующих) для предъявления обучающимся в соответствии с задуманным автором сценарием.
Рисунок. 3.1. Процесс разработки ЭОР
Содержание ЭОР должно соответствовать уровню получаемого образования. В настоящее время разработка ЭОР должна быть ориентирована на получение заданных программой дисциплины компетенций. На подготовительном этапе ведется подбор или разработка исходных материалов для ЭОР (текстов, графических иллюстраций, анимационных, аудио и видеофрагментов и т.д.), включая разработку или приобретение, при необходимости, пакетов учебных прикладных программ. На этом этапе обычно используют программные средства общего назначения: текстовые и графические редакторы, аниматоры, программы оцифровки аудио/видео, инструментальные среды программирования и т.п.
При разработке структуры и содержания ЭОР необходимо учитывать следующие принципы и технологические особенности.
1.Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программированного, проектного, эвристического, компетентностного и т.д. Системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятия, так и комбинированные уроки (например, практики для гуманитарных и общеспециальных дисциплин).
2.Принцип модуля: разбивка материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
3.Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории и примеры. Иногда полезно давать исторический комментарий или хронологическую картину развития конкретного направления.
4.Принцип наглядности. Каждый модуль должен максимально обеспечиваться иллюстративным материалом. При отборе и подготовке иллюстраций следует выбирать такие, которые выполняют не рекламную или развлекательную роль, а обучающую функцию.
5.Следует стремиться к максимальному использованию иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного материала; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста).
— высокая трудоемкость процесса разработки ЭОР;
— необходимость привлечения профессиональных программистов;
— невозможность внесения изменений без привлечения программистов;
— существенная зависимость дидактического качества сценария обучения от педагогической квалификации разработчиков.
Программными инструментальными средствами создания ЭОР являются так называемые авторские системы (от англ. Authoring System ), которые определяются как комплекс инструментальных программ, предназначенный для создания и эксплуатации ЭОР. В России имеет хождение также термин «Инструментальная оболочка » или просто оболочка для создания ЭОР.
Существует множество разнообразных авторских инструментальных систем, поэтому для определения наиболее подходящей необходимо сформулировать ответы на ряд предварительных вопросов.
1.Кто будет использовать ЭОР?
2.В каких дисциплинах планируется использование ЭОР?
3.Кто будет разрабатывать ЭОР?
4.Какие характеристики авторской системы необходимы?
5.Как будет поддерживаться система?
6.Сколько будет стоить приобретение и эксплуатация?
Кто будет разрабатывать ЭОР? Для широкого тиражирования ЭОР обычно разрабатывает группа специалистов. Однако большое число электронных средств обучения в учебных заведениях создается преподавателями для своих учебных дисциплин практически в одиночку. Поэтому при выборе инструментальной системы следует учитывать компьютерные навыки и опыт разработчиков ЭОР.
Какие характеристики авторской системы нужны? Большинство преподавателей начинают работу по автоматизации учебного процесса с компьютерных тестов и часто этим и ограничиваются. Выбирая авторскую систему следует уяснить, что реально будет создаваться с помощью данной системы и нужны ли:
— графика, анимация, видео, аудио (и в каком виде — в стандартных или встроенных, уникальных форматах);
— разные виды вопросов (единственный или множественный выбор, вопросы на соответствие, вопросы открытого типа и т.д.);
— подключение готовых программных продуктов;
— встроенный язык программирования;
— средства математического или имитационного моделирования (для какого типа моделей, универсальность здесь невозможна);
— средства управления обучением. Здесь следует выделить регистрацию учащихся, сбор, хранение и обработку статистических данных по успеваемости, времени обучения и т.п.;
— шаблоны сценариев учебной работы, в том числе шаблоны педагогических агентов (и каких);
— поддержка специальных устройств (сенсорный экран, лабораторный стенд, проектор для слайдов и т.п.);
— многоуровневый доступ. Многие авторские системы имеют более одного уровня доступа. Это означает, что новый или случайный автор может использовать систему в простом виде и следовать основным последовательностям, продиктованным авторской системой. Более опытные авторы имеют доступ к системе на различных уровнях и могут более гибко и самостоятельно использовать ее возможности;
— возможность конвертации ЭОР в пакет учебных объектов SCORM. Для современных авторских систем требование сохранения ЭОР в виде SCORM-пакета де-факто переходит из числа желательных в обязательное требование.
Как будет проходить поддержка слушателей, использующих ЭОР? Если использование ЭОР будет самостоятельным, то должны быть развитые средства поддержки учащегося. Если же обучение проводится в компьютерных классах, то поддержку для учащихся может осуществлять преподаватель.
Будет ли формироваться статистика по использованию ЭОР? Это может быть важно для оценки и корректировки ЭОР в процессе эксплуатации.
Как будет поддерживаться авторская система? На рынке программного инструментария имеются авторские системы, разработанные в разных странах. О каждой системе, которую вы рассматриваете при выборе, необходимо знать следующее:
— какая техническая поддержка предоставляется, где и за какую цену;
— имеет ли возможный поставщик твердую материальную основу? Имеет ли компания, разработавшая или поставляющая систему, твердую материальную основу и не исчезнет ли она в ближайшем будущем;
— ведется ли развитие системы для поддержки новых требований;
— как много систем было продано? Это является показателем удобства работы с конкретной системой, однако, если разработана принципиально новая система то желающих опробовать новое программное обеспечение обычно не много;
— как другие пользователи относятся к системе и насколько в действительности хороша поддержка поставщика? Хорошо иметь возможность диалога с пользователями;
— высоко ли оценивают независимые эксперты эту систему.
Затраты на приобретение авторской системы не ограничивается разовым актом покупки программного продукта. Существует ряд вопросов, от которых затраты на работу с конкретной системой могут зависеть очень сильно.
Ниже приведен обзор авторских систем, разработанных в различных странах, который завершается рассмотрением ряда инструментальных систем, разработанных в РФ. Перейдем к характеристикам таких систем.
Dreamweaver CS 5.5 является частью интегрированной многоцелевой системы CreativeSuite CS 5.5 ( http://www.adobe.com/products/studio/ ).
Инструментальный комплекс системы КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных Дидактических Систем). Обеспечивает поддержку основных этапов создания и эксплуатации УМКД. В его состав входят пять функциональных подсистем: разработки моделей автоматизированного обучения, разработки моделей содержания и навигации, подготовки и эксплуатации УМКД, тестирования, обучения. Учебно-демонстрационные версии подсистем тестирования, подготовки и эксплуатации УМКД свободно тиражируются на сервере Центра новых информационных технологий СГАУ ( http://cnit.ssau.ru ).
Данная система нашла широкое применение в кадровых службах предприятий при подготовке материалов для переподготовки и повышения квалификации персонала.
В заключении данного раздела нужно отметить, что создаваемые с помощью большинства из перечисленных выше инструментальных систем ЭОР имеют одинаковый внешний вид как при использовании в локальной сети учебного заведения, так и при их поставках на CD. Таким образом, создаваемые ЭОР инвариантны к организации учебного процесса, сохраняют присущие конкретному ЭОР дидактически обоснованные сценарные схемы и удобную систему навигации независимо от режима их использования.