Что относится к факторам косвенного характера
Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды
Внешняя среда организации – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение. Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.
Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние
функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею. Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами.
Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет
специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля. Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.
Экономические условия среды отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает предприятие. Она помогает понять, как формируются и распределяются ресурсы. Для этого в первую очередь анализируется величина ВВП (ВНП), темп его роста/падения, уровень безработицы, темп инфляции, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, валютный курс, величина заработной платы и др. Изменение этих макроэкономических показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т.п. Важными факторами экономической среды являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
Социо-культурные факторы представляют социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе. К ним относятся: существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие, как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень образования, квалификации и т.д.
Текущая структура населения определяет состав рабочей силы, уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции. При этом как потребители, так и члены организаций отличаются все большим многообразием.
Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное регулирование бизнеса и основные отношения между бизнесом и правительством. Она важна по трем причинам. Во-первых, правовая система устанавливает нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности фирм, включая ограничения на отдельные виды деятельности. От знания и соблюдения принятых законов зависит правильность заключения и соблюдения контрактов, решение спорных вопросов. В современных условиях возрастает роль законов по защите окружающей среды, прав потребителей, стандартов безопасности продуктов, справедливой торговле.
Во-вторых, выбор правительством приоритетных для развития направлений деятельности и отраслей, которые будут поддерживаться, настроения в правительстве в пользу или против предпринимательства воздействуют на его деловую активность. Эти настроения влияют на налогообложение доходов предприятий, установление налоговых льгот и льготных таможенных пошлин, контроль цен и заработной платы, регулирование взаимоотношений между администрацией и работниками. Кроме того, важно знать группы лоббирования, возможности их влияния на принятие тех или иных законов.
В-третьих, политическая стабильность учитывается при планировании деятельности предприятий, особенно имеющих отношения с другими странами. При этом необходимо выяснить следующие базовые характеристики политической подсистемы: политическая идеология, определяющая политику правительства; насколько стабильно правительство; насколько оно в состоянии проводить свою политику;
какова степень общественного недовольства; насколько сильны оппозиционные политические структуры; какие партии, блоки, движения существуют и каковы их программы; какова криминальная обстановка в стране.
Технологические факторы включают научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Организации должны быстро реагировать на новые разработки в их отрасли и сами предлагать нововведения. Только так можно поддерживать высокую конкурентоспособность. НТП несет в себе как огромные возможности для фирм, так и не менее огромные угрозы.
Многие предприятия не в состоянии увидеть новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к негативным последствиям.
В последние десятилетия наиболее значимыми инновациями отличаются компьютерная и телекоммуникационная отрасли. Кроме них к наукоемким отраслям относятся: химическая и нефтехимическая, производство турбин и двигателей, машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности, атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, генная инженерия и т.д.
Международные факторы показывают степень вовлеченности или воздействия на фирму бизнеса других стран. Фактически каждая фирма находится под воздействием международных факторов, даже если она функционирует в одной стране. Она может использовать сырье или продукты, созданные в других странах, или столкнуться с международной конкуренцией на своих внутренних рынках. На российском рынке в последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм и вытеснения российских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например,
таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электроника, ряд продуктов питания. Если компания действует на международном уровне, то факторы международной среды влияют на все другие элементы внешней среды предприятия.
В международной среде появляются новые потребители, поставщики конкуренты, особенности государственного регулирования, новые правила, стратегические альянсы и т.д. Организация изучает особенности этих факторов, подстраивается под них, и в конце концов эти факторы изменяют саму организацию.
Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) организации формируется в процессе ее деятельности и меняется со временем. Среда меняется, если меняется продукт, рынки, стратегия и т.д. Главным фактором деловой среды являются потребители. Это все непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, фирмы-производители, торговые агенты, индивидуальные покупатели и клиенты. Влияние потребителей может выражаться в различных формах: в установлении определенного уровня цен, наличии особых требований к качеству, дизайну, техническим характеристикам продукции, формам оплаты и т.д.
Производители могут оказывать влияние на потребителей, устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию, хорошее сервисное обслуживание. Потребители очень важны для фирмы. Именно они определяют ее успех. Современная цель бизнеса – создать своего потребителя. Изучение покупателей позволяет лучше понять, какой товар фирмы будет пользоваться наибольшим спросом, на какой объем продаж она может рассчитывать, что ожидает продукт в будущем, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
Эта сила определяется такими факторами, как:
Конкуренты – это фирмы, реализующие продукцию на одних и тех же рынках или оказывающие услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. Они конкурируют между собой за ресурсы. И самым главным из них является рубль покупателя. Фирма должна знать сильные и слабые стороны конкурента и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию. Конкурентами могут стать фирмы, производящие замещающий продукт, и фирмы, вновь входящие на рынок («пришельцы»). Необходимо создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев» (специализация, низкие издержки, контроль над каналами распределения, доступ к дешевым источникам сырья, известная марка товара и т.д.). В современных условиях зачастую не борьба с конкурентом, а сотрудничество с ним позволяет эффективно адаптироваться к среде и достигать поставленные цели.
Поставщики материальных и природных ресурсов могут воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Эта зависимость дает власть поставщикам и позволяет им оказывать влияние на
себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом на эффективность деятельности организации. Установление предприятиями-монополистами неоправданно высоких тарифов на электроэнергию, газ, нерегулярное снабжение или отключение этих жизненно важных источников поступления ресурсов в случае неуплаты ставят многие организации на грань выживания или банкротства. Поэтому они стараются поддерживать со своими основными поставщиками взаимовыгодные
отношения, порой на многолетней контрактной основе. Если фирма имеет надежных поставщиков, она может сэкономить на хранении запасов. От ненадежных поставщиков необходимо избавляться.
Анализ поставщиков должен показать, какова конкурентная сила поставщика и каковы ее факторы. При анализе следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объемов поставок, на то, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов, возможна ли смена поставщика.
Рынок труда – это люди, обладающие необходимой квалификацией, способные реализовать цели фирмы и желающие в ней работать. В современной организации это главный ресурс. В данную группу входят все, с кем фирма взаимодействует, чтобы обеспечить себя необходимыми человеческими ресурсами: кадровые агентства, служба занятости, учебные заведения, биржи труда, системы переобучения и переподготовки кадров, профсоюзы. Изучение рынка труда позволяет получить информацию о наличии рабочей силы (необходимой специальности, квалификации, возраста, опыта работы, личностных качеств), способной работать с фирмой.
Особое внимание в современных условиях уделяется подбору и обучению специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних достижений науки, техники и технологий, в том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, агентам по продажам и другим направлениям деятельности, а также подбору и обучению менеджеров различных уровней. Хороший менеджер – сегодня самая дефицитная специальность. Согласно ряду исследований ранговой значимости для организации различных факторов среды руководители фирм выделили повышение квалификации менеджеров по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплату дивидендов акционерам.
Подписание руководством организации договоров с профсоюзами с учетом трудового законодательства, по существу, является оформлением определенных отношений с поставщиками рабочей силы.
Внешняя среда организации характеризуется следующими чертами: сложностью, подвижностью, неопределенностью и взаимосвязанностью всех факторов.
Неопределённость – основная характеристика внешней среды, которая, в свою очередь, зависит от ее сложности и подвижности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о
факторах внешней среды, следствием чего является сложность определения ее потребностей и изменений. Неопределённость характеризуется относительным количеством информации о внешнем окружении, которой располагает организация, с точки зрения ее достаточности, а также уровнем достоверности информации.
Для измерения неопределённости можно использовать следующие переменные:
Внешние факторы и их влияние на организацию
Каждая организация отличаются от других по различным аспектам. Так, одной из самых значительных характеристик организации является ее зависимость от среды внешней и внутренней. Каждая организация зависит от факторов внешней среды. К этим условиям и факторам, которые возникают в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе, относят факторы, воздействующие на нее. Выделяют факторы внешней и внутренней среды.
Внешняя среда организации
Внешняя среда – это все те факторы макроокружения, которые находятся за пределами организации и могут воздействовать на ее деятельность. Внешняя среда всегда находится в непрерывном движении и подвержена изменениям. К примеру, модифицируются вкусы и предпочтения у потребителей, видоизменяется рыночный курс валюты рубля в сопоставлении с иностранной валютой, учреждаются новейшие законы, акты, постановления, налоги, изменяется конъюнктура рынка и его структура, новые технологии коренным образом отражаются на процессах производства, и т.д. Успех организации зависит от ее способности своевременно реагировать и устранять негативные, для организации, изменения внешней среды. Вместе с тем эта способность является условием существования запланированных стратегических изменений. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия, которые представлены на рисунке 1.
PEST – факторы
К факторам косвенного воздействия относят PEST – факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии (Рисунок 2). PEST–анализ – это инструмент, который предназначен для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию и дальнейшее развитие и функционирование компании.
Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
Политические факторы
Представленные факторы являются объектами комплексного анализа среды. Рассмотрим последовательно каждую группу факторов.
Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. В этом случае, анализ внешней среды служит важным аспектом для оценки и исследования политической обстановки.
Экономические факторы
Существует множество экономических факторов, например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей.
Социальные факторы внешней среды
Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы. К социально–культурным факторам требуется отнести: рождаемость и смертность, коэффициенты интенсивности эмиграции и иммиграции, коэффициент средней продолжительности жизни, располагаемый доход населения, уровень образования населения, покупательские предпочтения.
Технологические факторы
Технологические факторы считают основным двигателем производственного прогресса. Коренные изменения в области технологического прогресса открывают большие возможности, но при этом, создают серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.
Для того чтобы оставаться рентабельными, организации должны уметь противостоять неопределенности обстановки, которая складывается на внешне политической арене, отражается на экономических отношениях, их взаимосвязи с социальными факторами и их проявлениями, и технологическим. Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды.
Что относится к факторам косвенного характера
Можно провести аналогию между организацией и биологическими организмами. Согласно теории Дарвина сохранившиеся биологические виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям внешней среды обитания. Под внешней средой организации ряд исследователей понимают совокупность элементов, окружающих организацию и оказывающих на ее деятельность заметное влияние. Для облегчения анализа факторов внешней среды их разделяют на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. [c.96]
Рис. 18. Внешнее окружение (факторы косвенного воздействия) |
Факторы косвенного воздействия обычно не влияют непосредственно на хозяйственную деятельность организаций, как факторы прямого воздействия. Тем не менее, их приходится учитывать при управлении организацией. Влияние факторов среды косвенного воздействия обычно сложнее, чем среды прямого воздействия. [c.50]
Факторы косвенного воздействия влияют столь же существенно, но их прогнозирование значительно затруднено, а зачастую вообще невозможно [c.123]
Внешние факторы, воздействующие на устойчивое развитие предприятия, делятся на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. [c.297]
КОС-риски Факторы косвенного воздействия переходят критическую черту и начинают диктовать новые условия функционирования системы, причем наблюдается переход некоторых факторов из косвенных в прямые. [c.175]
К факторам косвенного воздействия относят состояние экономики, технологические нововведения, изменения в политической системе общества, трансформацию общества и его культуры, групповые интересы. В отличие от факторов прямого действия, факторы косвенного воздействия не влияют на деятельность организации непосредственно, хотя их наличие сказывается на ней. [c.119]
В качестве факторов косвенного воздействия могут выступать [c.40]
При анализе внешних факторов выделяют факторы прямого воздействия, иногда называемые рабочей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой. [c.57]
Факторы косвенного воздействия создают общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев они не носят специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния общей среды на различные организации разная. Это связано с различиями как в сферах деятельности организаций, так и во внутреннем потенциале организаций. [c.57]
Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно факторов косвенного воздействия, факторов прямого воздействия и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды. [c.68]
К факторам косвенного воздействия относятся [c.69]
Под факторами косвенного воздействия следует понимать факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на уровень риска, но способствуют его изменению. Факторы косвенного воздействия обычно влияют на уровень предпринимательского риска не так заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние этих факторов может быть также значительным. [c.267]
Внешняя среда предприятия — это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение). [c.30]
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. [c.30]
К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся [c.30]
Система управления предприятием является открытой системой, зависящей от внешней среды, и в этой связи процесс управления должен учитывать воздействие на систему различных факторов внешней среды. Среди многообразия таких факторов можно выделить поставщиков, потребителей, конкурентов, источники финансовых и трудовых ресурсов. Эти факторы сильно воздействуют на процесс управления, поэтому их относят к факторам прямого воздействия. К другим факторам косвенного воздействия относят, например, состояние экономики страны, политические и другие факторы. Влияние этих факторов возрастает, в этой связи появляются новые подходы в теории и практике управления, а также новые направления в стратегии управления. [c.11]
Внешняя среда менеджмента. Менеджер действует в определенной среде, окружении. Учет факторов внешней среды (окружения) имеет большое значение для результативности менеджмента. Они не поддаются контролю со стороны менеджера, и самая удачная организация дела может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Среди последних различаются факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (отдаленное окружение). [c.60]
Факторы косвенного воздействия (уровень развития и состояние экономики в стране, уровень жизни населения, демографическое состояние общества, национальные отношения, роль средств массовой информации, международное окружение и др.) редко оказывают прямое влияние на конкретные операции менеджера, но их тоже нужно учитывать. [c.61]
СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СРАВНЕНИИ СО СРЕДОЙ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Один из способов определения окружения и облегчения учета се влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основных [c.114]
Ниже эти факторы прямого и косвенного воздействия рассмотрены подробнее. Но сначала обсудим некоторые общие характеристики внешней среды. [c.115]
При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов. [c.118]
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. Мы подробнее остановимся на данном вопросе, рассматривая функцию планирования. Однако для начала следует вкратце рассмотреть основные факторы среды косвенного воздействия. К ним относятся технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами. [c.124]
Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых общинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю расходов муниципальных органов либо с целью привлечения новых предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в предотвращении загрязнения среды и в решении других проблем, которые может порождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами. [c.128]
Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия все другие — к среде косвенного воздействия. [c.136]
Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы. [c.136]
Рассмотрите основные факторы среды косвенного воздействия. [c.137]
Деятельность по маркетингу в Японии совершенно отлична от принятой на Западе и отражает различные географические, социальные, исторические факторы и особенности государственного устройства. Следующие факторы оказывают прямое и косвенное воздействие на стратегию японского маркетинга [c.240]
В процессе проведения коэффициентного анализа денежных потоков особое внимание уделяется факторному анализу, т.е. количественному измерению влияния различных объективных и субъективных факторов (причин), оказывающих прямое или косвенное воздействие на изменение рентабельности, эффективности использования денежных средств организации в анализируемом периоде. Факторный анализ (прямой и обратный, детерминированный и стохастический) проводится с использованием различных приемов моделирования факторных систем (расширения, удлинения, сокращения, оптимизации и т.д.). [c.401]
В заключение еще раз подчеркнем, что факторный анализ имеет смысл только в том случае, если выделенные факторы поддаются хотя бы минимальному управлению, т.е. прямому или косвенному воздействию со стороны финансового менеджера, руководителя, работника. Расчеты ради расчетов бессмысленны, а иногда и попросту вредны. Факторные модели строятся именно для того, чтобы понять внутренний механизм взаимосвязи гех или иных сторон деятельности предприятия, попытаться нащупать ключевые факторы, которыми можно осознанно управлять, тем самым влияя на конечные финансовые результаты. Прежде чем решать какую-то задачу, в том числе и с применением сложного математического аппарата, нужно хорошенько подумать, а что мы будем делать с полученными результатами. [c.106]
Среда косвенного воздействия — факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на поведение организации, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии к ней относятся экономические, политические, технологические и социальные факторы. [c.409]
Внешняя среда — совокупность условий и организаций, оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Они разделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. К первым, в частности, относятся клиенты, поставщики, собственники, конкуренты, «законы. Ко вторым — политические, демографические и экологические условия, состояние и тенденции научно-технического развития. [c.14]
Конкретные значения характеристик среды прямого и косвенного воздействия отличны, но в то же время одинаково связаны с ее факторами. Приведенные выше характеристики взаимосвязности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают как факторы прямого, так и факторы косвенного воздействия. [c.48]
Факторы косвенного воздействия. Это, пожалуй, самые неопределенные факторы. С одной стороны, они нередко могут явиться факторами прямого воздействия (следующая категория), а с другой — могут перейти в фоновые факторы, т.е. переместиться в предыдущую категорию. Данные факторы нередко соотносят с территориальными и/или отраслевыми (сравните с предыдущим уровнем, когда речь шла либо о стране, либо об этносе и т.д.). Факторы косвенного воздействия нередко определяют существо полезности управления рисками, т.е. соотношение затрат и усилий на проведение рис-козащитных мероприятий и результатов от предпринятого ре-сурсовложения. Эти результаты связывают с так называемым дальнодействием. Известно много случаев, когда отложенный кризис усиливал негативные (а зачастую и провоцировал их) явления в среде факторов косвенного воздействия, что затем обостряло степень кризисности в более поздний период. [c.166]
Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации3. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах (рис. 4.2.). [c.115]
СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (INDIRE T ENVIRONMENT) — внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее. [c.695]