Что относится к эпосу какие жанры

Эпос (род литературы)

Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Эпические жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Значение

Эпическое произведение не имеет ограничений в своем объеме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».

Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».

До XVIII века ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Эпос (род литературы)» в других словарях:

ЭПОС — (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭПОС — ЭПОС, эпоса, мн. нет, муж. (греч. epos слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п.… … Толковый словарь Ушакова

эпос — а; м. [от греч. epos слово, повествование] 1. Спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы). Великие мастера эпоса. 2. Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной… … Энциклопедический словарь

эпос — а, м. 1) только ед. Один из трех (наряду с лирикой и драмой) основных родов литературы, представляющий собой произведения повествовательного характера. Эпос и драма. Эпос и лирика. 2) Совокупность произведений народного творчества (обычно… … Популярный словарь русского языка

Эпос — I м. Повествовательный в отличие от драмы и лирики род литературы. II м. Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью. III м. Ряд… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

эпос — а; м. (от греч. épos слово, повествование) см. тж. эпический 1) спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы) Великие мастера эпоса. 2) Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой,… … Словарь многих выражений

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Литературный энциклопедический словарь

Род — Эдуард (edouard Rod, 1857 1910) швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма… … Литературная энциклопедия

род литературный — эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… … Энциклопедический словарь

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Современная энциклопедия

Источник

Виды жанры эпических произведений

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Источник

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

В произведениях изображается естественное течение жизни. Сюжет отличается хроникальной формой: эпизоды нередко следуют друг за другом без связи между собой. Примеры повестей: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина, «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого, «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.

Малые формы

С малыми жанрами эпоса учащиеся знакомятся в 5 классе. Примеры эпических произведений: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тёмные аллеи» И. А. Бунина. Произведения в краткой форме отличаются сжатым объёмом, одной сюжетной линией и ограниченным количеством героев. Список малых жанров эпоса:

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Примеры фольклора

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Источник

Что относится к эпосу какие жанры

Поэма, как литературный жанр

Что такое поэма

Поэма – это литературный жанр, зарождение которого связано с существовавшими ещё в первобытном строе лиро-эпическими песнями. Авторы подобных текстов традиционно придерживались эпопейной композиции, предусматривающей наличие нескольких сюжетных линий.

У поэм чётко взаимосвязанная структура. Их композиция обычно предусматривает наличие:

Особенности жанра

Поэма – это произведение среднего или большого объёма. В ней достаточно часто фигурирует борьба личности с негативными внешними факторами.

Выделяют перечисленные ниже особенности литературного жанра:

История возникновения

В русской культуре наблюдается зарождение поэмы из былинных песен. Прародителем литературы подобного жанра считается «Слово о полку Игореве».

Важная веха в истории поэмы – период проторенессанса. В это время произошёл переход от Средних веков к Возрождению. В данный период была написана «Божественная комедия» Данте Алигьери. В этом стихотворном тексте оказались затронуты как богословские, так и философские, политические темы.

Во времена Возрождения литературный жанр тяготеет к древнегреческим канонам. Впоследствии наблюдается привнесение комического в поэму. К примеру, пародийное сатирическое произведение «Орлеанская девственница» содержит вовсе не возвышенный пафос, а юмор и фарс.

В XVII веке был написан «Потерянный рай» Д. Мильтона. Автор этого художественного текста осмелился высказать собственные теологические взгляды, осветить важные библейские темы.
В эпоху предромантизма и романтизма на первом плане в литературе оказывается нравственно-философская проблематика. Романтические произведения тех лет нередко носят социально-философский характер. В данный период были написаны:

Источник

РУСТЬЮТОРС

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть фото Что относится к эпосу какие жанры. Смотреть картинку Что относится к эпосу какие жанры. Картинка про Что относится к эпосу какие жанры. Фото Что относится к эпосу какие жанры

Эпос как род литературы. Жанры эпоса

Содержание:

↑ Эпос. Определение. Свойства и признаки эпоса.

Наиболее естественными и правдоподобными сферами бытования литературных произведений, воспроизводящих жизнь в формах самой жизни, представляются эпос и драма, в основе которых лежит объективное отражение процессов общения человека с миром, протекающих во времени и пространстве.

Имеется несколько значений термина эпос:

1) героический эпос («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде»),
2) большое стихотворное произведение или эпопея («Одиссея», «Алпамыш»), былины и т.д.
3) эпос – род литературы, теоретическое понятие, а не историко-литературное.

Событийность, свойственная эпическим произведениям, делает их предрасположенными к сюжетности. Эпос имеет определенные преимущества перед лирикой и драмой, обладая полной свободой в организации художественного времени и пространства и располагая универсальным арсеналом средств не только объективного изображения реальной действительности, но и субъективного выражения сознания автора и действующих лиц. Иными словами, эпос обладает уникальной способностью поглощать в себя элементы и лирики, и драмы, адаптируя их в общей повествовательной структуре.

В родовых эпических произведениях объективно повествуется о тех или иных жизненных явлениях и событиях, раскрывающих определённые стороны человеческого общества, людские радости и горести. Воспроизведение жизненных событий в художественном произведении – главная особенность эпического рода. Герой произведения действует как будто свободно, согласно своей воле, а в действительности все его поступки взаимосвязаны с окружающими его условиями. Сюжет, конфликт, система характеров – отличительные признаки эпического рода.

Эпическое произведение, не ограниченное ни объемом, ни регламентированной речевой структурой, включает в себя и лирические отступления, и драматические формы монолога, диалога и полилога. Повествование в эпосе исходит обычно или от автора-повествователя, или от героя-рассказчика, или без персонализации, как бы от лица самой истины, автора всевидящего и всезнающего, или, наконец, от обобщенного представителя некоего социума, за речевой маской которого («сказом ») писатель скрывает свое истинное лицо, в результате чего способ повествования служит не только средством, но и предметом изображения.

Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражении авторского сознания, мыслей и переживаний персонажей, гибкое разнообразие способов повествования, универсальный ассортимент изобразительно-выразительных средств, отсутствие жесткой регламентации в их использовании совокупно обеспечивают ему неисчерпаемые возможности в осуществлении познавательной функции.

↑ Эпические жанры

↑ Малые жанры эпического рода

По своему характеру близка к басне. Однако её смысл всегда более глубокий: она иллюстрирует идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частному поводу. С древних времен вплоть до XVIII в. имела морально-религиозное содержание. Притчи встречаются в «Евангелии», «Библии». В художественной литературе известны притчи Дж.Руми, Ф.Кафки, К.Чапека, Б.Брехта и др.

Она делится на волшебные, сказки о животных, социально-бытовые. Основа фольклорной сказки – древнейшие верования (тотемизм, анимизм, антропоморфизм), мифология. Возникнув в период разложения родового строя, сказки сохранили реальные детали, которые соответствовали представлениям людей тех эпох: благоговейное почитание предков, соблюдение системы всевозможных запретов и жертвоприношений, магические действия и многое другое.

Если в сказке фантастический элемент воспринимается как условный вымысел, то в преданиях и легендах (от лат. Iegenda — то, что должно быть прочитано) он составляет самую суть их создания и функционирования и совершенно искренне переживается как реальность, сверхъестественная, удивительная, но все-таки реальность.

Предания большей частью служили материалом для поэм героического эпоса.

Повествование в рассказе должно быть сжатым, лаконичным, поэтому следует подбирать события важные, наиболее полно раскрывающие характер героя. В русской литературе рассказ возник в XVIII веке и был близок к сказкам. Более полное литературное формирование рассказа произошло в творчестве Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. Рассказ развивается и в современной литературе (А.Н. Толстой, М.Шолохов, Ю.Нагибин, Ф.Мухаммадиев, Т.Пулатов, В.Пьецух, Ю.Казаков, Л.Петрушевская, Т.Толстая).

Рассказ как литературный жанр имеет целый ряд признаков. Это относительно небольшой объем (и это самый устойчивый признак). Существует мнение, что рассказ всегда излагает завершенную историю и характеризуется единством времени и места (события рассказа не разбросаны по различным местам и временным планам). Некоторые исследователи идут дальше и утверждают, что «в рассказе внимание сконцентрировано на одном герое в одной определенной ситуации в определенный момент». Впрочем, эти критерии действуют далеко не всегда; более того, именно нарушение этих принципов может обыгрываться автором рассказа.

Новеллу нередко считают одной из разновидностей рассказа. В соответствии с устоявшимся определением, восходящим к Гете, новелла — это рассказ об одном необычайном событии. В эпоху романтизма термин «новелла» закрепился за фантастической сказкой, чему способствовало творчество Гофмана, Новалиса и такого мастера малой прозы, как Эдгар По. Однако впоследствии понятие новеллы было вновь расширено за счет включения в нее эпических произведений малой формы, лишенных сверхъестественного, волшебного или загадочного начала.
Новелла возникла в Италии, прославилась в творчестве Д. Бокаччо («Декамерон»). Любили новеллу писатели-романтики. Многое сделали для развития новеллы французские писатели П.Мериме («Кармен»), Г.Мопассан («Пышка»). Новеллой является «Пиковая дама» А.Пушкина, многие произведения А.Чехова, И.Бунина.

Художественный очерк возник в литературе в XIX веке, особенно в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского. Автор очерка должен быть участником или свидетелем событий, описанных в очерке. В этом главное отличие его от рассказа и близость к документальной публицистике. Очерк имеет большое воспитательное значение, так как события, легшие в его основу, должны быть важными, общеинтересными, типичными для данного времени, злободневными. Обычно много очерков появляется во время войн, революций, больших строек, в напряженные периоды сельскохозяйственных работ или крупных политических событий. Обязательны обобщения в очерке, что, в основном, и определяет его художественную структуру, так как предполагает некоторый вымысел, творческую фантазию. Мастерами очерка являются А.Толстой, В.Овечкин, К.Симонов, Г.Николаева, В.Песков, С.Айни, М.Горький, Д.Гранин, М.Алданов, В.Аграновский, В.Овечкин, Дж. Икроми, М.Кольцов и др.

Рождение фельетона относится к началу XIX в., когда в одной из французских газет появился листок-вкладыш развлекательного содержания. В России фельетон получил распространение в 30-х годах XIX в. Как художественно-публицистический жанр соединяет в себе
злободневность и насыщенную образность, документальную точность и высокий эмоциональный накал.

К этому жанру обращались Э.Роттердамский, И.Эренбург, В.Катаев и др.

Эссе может быть и публицистическим, и историко-биографическим, научно-популярным, и художественным. Возникло эссе в творчестве французского философа Монтеня. Так называлась его книга: «Esseys». Особенно популярно эссе в ХХ веке, его мастерами стали австрийский писатель Ст.Цвейг, французы Р.Роллан, А.Моруа, Ж.-П.Сартр, немцы братья Манны. В России к жанру эссе обращались А.Герцен, Ф.Достоевский, А.Белый, И.Эренбург, В.Ерофеев, С.Айни, Ф.Мухаммадиев, Н.Табаров, К.Насрулло, М.Кольцов, С.Третьяков, Д.Заславский.

↑ Большая форма эпоса

Для жанров большой формы характерна экстенсивность построения, которая заключается в том, что в них фиксируется большое количество событий, деталей, персонажей, причем делается это с высокой подробностью. В этом отношении жанры большой формы отличаются от рассказа и его разновидностей, построение которых интенсивно, то есть предполагает выделение самого существенного.
Основным эпическим жанром является роман; в обычном употреблении при помощи этого термина обозначают любое эпическое произведение большого объема. Однако такой подход не совсем верен, потому что можно выделить такой большой эпический жанр, как эпопея. Тем не менее, роман в силу его более широкой распространенности следует считать основной большой эпической жанровой формой.

Роман появился еще в эпоху поздней античности («Золотой осел» Апулея) из новых форм объяснения жизни. Это чисто литературный жанр. В.Кожинов считает, что роман возник в эпоху Возрождения.

Наибольшее развитие роман получил в реалистической литературе, но имеются и сентименталистский роман («Сентиментальное путешествие» Л.Стерна), и романтический роман («Собор Парижской Богоматери» В.Гюго, «Ледяной дом» И.Лажечникова). Роман имеет много жанровых разновидностей. Наиболее ранние романы – рыцарские, плутовские, приключенческие. Классическими романами эпохи Возрождения являются «Дон Кихот» М.Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле. Затем появляются роман-воспитание («История Тома Джонса-найдёныша» Г.Филдинга, «Вильгельм Мейстер» Гёте), психологические, научно-фантастические, детективные и т.д.

В России роман получил широкое развитие в XIX веке, особенно в творчестве И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Развитие романа связано с взаимодействием его жанров, поэтому в XX веке роман синкретический, т.е. соединяющий в себе особенности и психологического, и философского, и исторического, и детективного романа. Получили развитие такие жанры, как политический роман, интеллектуальный, публицистический.

Теория романа создавалась М.Бахтиным в 1920-1930-х гг., но публиковалась в середине 1960-х гг.

Крупнейшие теоретики романа:

М.Бахтин связывает роман с переустройством «литературного мышления Европы», так как в нём представлена новая модель мира и человека, происходит пространственно-временных координат, в том числе изменение литературного образа. Роман раскрыл «многообразие языков, культур, времён». Типология романа, по М.Бахтину, основывается на фундаментальной идее хронотопа: хронотопичен сюжет; пространство, время, язык; социальные и философские идеи и обобщения. Бахтин выделяет романы барокко, просветительские, роман воспитания и испытания. В.Кожинов, Б.Грифцов и многие писатели (Г.Флобер, Г.Мопассан) считают развитой формой романа роман аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»(XVIII в.)

В литературе романы иногда объединяются в циклы, серии по идейно-тематической направленности, по главным героям («Человеческая комедия» О.Бальзака, «Ругон-Макары» Э.Золя, «В поисках утраченного времени» М.Пруста).

Цикл из двух романов называется дилогия («12 стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова); цикл из трех романов – трилогия («Хождение по мукам» А.Толстого, «Живые и мертвые» К.Симонова, трилогия Дж.Икроми и др.); цикл из четырех романов – тетралогия (Д.Апдайк «Кролик, беги», «Исцелившийся кролик», «Кролик разбогател», «Кролик успокоился»).

Эпопея в качестве предмета имеет национальное эпическое прошлое, которое отделено от автора и читателя «эпической дистанцией». Эта дистанция предполагает, во-первых, то, что описываемые события напрямую не связаны с современностью, а во-вторых, оцениваются положительно, в силу чего для эпопеи характерно героическое начало. Прошлое в эпопее всегда осмысляется как источник всего лучшего для последующих времен.

Мемуары не чужды субъективности и по фактической точности уступают документу. Типы мемуаров необычайно многообразны: «записки о Галльской войне» Юлия Цезаря – историческая проза; воспоминания Э.Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» близки к роману. Одна из распространённых разновидностей мемуаров – литературный портрет (мемуарные очерки М.Горького, «силуэты» А.В.Луначарского, мемуары В.Катаева, «Воспоминания» С.Айни).

↑ Средняя форма эпоса

Повесть более документальна и конкретна, чем роман, в ней больше достоверности. Неслучайно автобиографические произведения чаще всего бывают повестями (автобиографические трилогии Л.Толстого, А.Горького и др.). Популярны повести «Дни и ночи» К.Симонова, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Ятим» С.Айни, повести Ю.Трифонова, В.Быкова, Б.Васильева, Ч.Айтматова, В.Распутина, Э.Радзинского и др.

Повестями в древнерусской литературе называли описания исторического события: «Повесть о разорении Рязани Батыем». Позднее так стали называть литературные формы, не такие большие, как роман, и не такие маленькие, как рассказ. Английское tail передается по-русски то словом «повесть», то словом «рассказ», то словом «история». Иногда употребляется также термин «новелла», под которой понимается короткая повесть с неожиданным сюжетным поворотом («новеллистическим сюжетом»). «Выстрел» и «Метель» Пушкина называют и повестями (сам цикл — «Повести Белкина»), и новеллами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *