Что относится к духовно нравственному воспитанию дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Черкасова Наталья Сергеевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.
«Какое счастье получить доброе
истинно – христианское воспитание,
вступить с ним в лета юности, и потом,
в том же духе, вступить в лета мужества»
(Святитель Феофан Затворник).
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:
-принципов дошкольного образования;
— задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;
— характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;
— требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;
— основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования
-В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития,включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)
Существенные характеристики духовно – нравственного воспитаниякак педагогического процесса:
-направленность на формирование высших над обыденных, смысложизненных ценностей;
— отношение к субъективному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);
— наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию;
— интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.
Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно–смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.
Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении– системность;
– культуросообразность, опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;
– неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей);
– месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга);
– социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ;
– возрастной и индивидуальный подход в воспитании.
Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми (ценности традиционной культуры)
— Жизнь, семья, забота, милосердие, мудрость, труд, благодарность, мужество, подвиг, слово, книга, святая память, праздники, героическая история нашей Родины, любовь к ближним и Отечеству.
Какие воспитательные задачи мы стремимся решить?
— Вызвать эмоциональный отклик, сопереживание
— Сформировать представление и ценностное отношение
— Познакомить с событиями, заинтересовать
— Формировать основы гражданской и культурной идентичности
— Содействовать формированию чувства сопричастности к исторической и современной православной традиции.
— Литературный (ресурс текстов культуры)
— Личный и коллективный творческий ресурс педагогов, детей и родителей.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Критерии эффективности воспитательной системы:
— наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка
к окружающему миру, людям, к самому себе;
— иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
— потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;
— субъективное психическое и эмоциональное благополучие;
— соответствие традиционным для Отечественной культуры полоролевыми образцами поведения, мужественности и женственности;
— светлая оптимистическая детская картина мира.
При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контек
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.— М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. О. М. Потаповская, с. н. с. ИСВ РАО potapovskaya@mail.ru Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: базовые понятия и принципы реализации в современном образовательном пространстве»
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях разновозрастной группы Проблема нравственного воспитание детей дошкольного возраста выбрана мною не случайно. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности,.
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.
Духовно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.
Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в условиях интеграции образовательных областей» «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).
Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.
Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников в условиях реализации ФГОС до В общих положениях ФГОС отмечено: Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ
Олеся Бастракова
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ
Нравственные нормы – определяющий элемент культуры. Они регулируют поведение людей во всех сферах жизни – в быту, в труде, в межличностных, групповых и социальных отношениях. Нравственные представления в наибольшей степени определяют внутренний облик человека, его самые сущностные характеристики. Понятие нравственности включает в себя: знание принятых в обществе норм, правил поведения, взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей и развития собственных качеств. Без этого понятия человек не может жить среди других людей.
Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религия») не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных требований: идеальной потребности познания смысла жизни социальной потребности жить для других. Л. Н. Толстой говорил, что духовный человек живет своими мыслями и чужими чувствами. Понятие «духовное воспитание» близко по значению к нравственному, но это не одно и то же.
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка — это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. 20 века привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.
Именно сейчас духовно ориентированный подход очень важен, т. к позволяет воспитателям совместно с воспитанниками решать не только ежедневные проблемы, но наполнять жизнь подлинным смыслом человеческого бытия.
Родители, несомненно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям – речь идет о формировании нравственных ценностных ориентаций – должны прийти педагоги ДОУ. Компонентами этого процесса выступают, во-первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.
Только опираясь на природные задатки и возможности «натуральные формы психики», а так же на индивидуальный субъектный опыт, взрослый может развивать систему потребностей, а, следовательно, и ценностные ориентации ребенка.
Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.
Так, минуя рассудок (сознание, на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.
В-третьих, необходимо способствовать тому, чтобы мог ребенок осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в различных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игр на темы: «Как проводит вечер семья. Как я помогаю маме», «Давайте жить дружно!», «Бюро добрых дел нашего города»; это могут быть игры, затрагивающие проблему нравственного выбора («Что такое хорошо и что такое плохо»). По отношению к игре дошкольников педагог должен занять активную позицию – направлять свои усилия на углубление и расширение общественных интересов ребят, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.
Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих только хорошее. Маленького человека следует ориентировать на созерцание доброго, положительного. Важно учить прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним.
Так же нужно чтобы нравственное развитие ребенка в ДОУ осуществлялось в соответствии с его полом и традиционными полоролевыми образцами поведения мужественности и женственности. Средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представления о мужественности и женственности, а также о содержании семейных ролей – являются этические беседы на основе художественных произведений, специально поставленных педагогических ситуаций и реальных случаев из жизни группы.
Еще один важный аспект, который мало учитывается в настоящее время в воспитании– это самоценность личности. Счастье, любовь, как цель жизни и воспитания человека. Взрослые всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. И, осуществляя воспитательный процесс, следует учить детей радоваться каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь идет не о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.
Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что нравственные чувства не могут возникать путем естественного воззревания. Они во многом зависят от средств и методов воспитания, от педагогических условий, выбор которых в свою очередь обусловлен следующими задачами:
1. Воспитание коллективизма;
2. Воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми;
3. Воспитание патриотизма;
4. Воспитание любви к людям других национальностей;
5. Воспитание трудолюбия.
Осуществление этих задач помогают средства нравственного воспитания:
1. Художественные средства;
2. Собственная деятельность детей;
3. Окружающая действительность.
В. Л. Логинова выделяет три группы методов нравственного воспитания:
1. Методы формирования нравственного поведения (приучение к формам общественного поведения, упражнения в нравственном поведении, руководство разнообразной деятельностью детей);
2. Методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, этическая беседа);
3. Методы стимулирования чувств и отношений ребенка (пример, поощрения и наказания).
Личность развивается целостно, и поэтому, формируя одно, мы непременно влияем на другие стороны личности.
Воспитывать нравственную личность и обогащать духовное развитие детей нужно по средствам музыкального искусства. Его сила заключается в том, что музыка способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям младшего дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить или сыграть минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.
На духовно-нравственное развитие маленького человека большое влияние имеют сказки. Научиться моделям поведения ребенок может в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература тут играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут вести на размышления. Сказка – это ничто иное, как особое средство постижения жизни. Особый ракурс, близкий и понятный детям. Способ познания, изучения, раскрытия действительности. Она наполнена нравственными идеалами приближенными к детскому восприятию. Идея сказки всегда отчетлива, события необычайны, победа доброго начала над злым окончательна. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и стараются подражать положительным героям.
Важным воспитательным элементом является приобщение детей к культуре своего народа, его духовно-нравственным ценностям. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг и др. при этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях. Поэтому необходимо знакомить детей с праздниками народного календаря, с традициями, обычаями и обрядами русского народа.
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма, а так же один из важных аспектов в духовно-нравственном воспитании. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Так же на духовно-нравственное развитие личности большое влияние оказывает театр. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, во всем его многообразии через образы, краски, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Кукольный театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театр развивает так же эмоциональную сферу дошкольника, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, помогают формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Именно способность ребенка к подражанию позволяют через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.
Особую роль в условиях духовно-нравственного воспитания в ДОУ так же играют профессиональные качества педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий воспитатель, любящий детей и свою работу, имеющий высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Задача воспитателя – увидеть, что таится в душах детей, и помочь справится со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой небогатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Отсюда следует, что процесс формирования нравственных ориентаций будет проходить успешно в том случае, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание в ДОУ – важный аспект формирования подрастающего поколения. Оно формируется в окружающей действительности, на основе постоянно развивающегося разума, и подпитывается средствами музыки, литературы, театра. Особенно большое влияние на духовно-нравственное развитие дошкольников имеет пример взрослых и профессиональная культура самого педагога.
Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Во славу Пасхи – Христова дня – в православной Руси издревле принято красить, причудливо расписывать яйца, а в самый праздник Пасхи обмениваться.
Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.
Использование проектных технологий, как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности,.
Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.
Презентация «Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников» Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а.
Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.