Что относится к достоинствам реактивного типа планирования
КРЕДИТ-КОНСУЛЬТ
все о кредитовании и финансах…
Реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное – виды планирования
Образную характеристику представителям каждого из этих направлений планирования дал Р. Акофф:
•инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;
•реактивисты пытаются плыть против него;
•преактивисты стараются оседлать его первую волну;
•интерактивисты намерены поменять течение реки.
Рассмотрим преимущества и недостатки вышеназванных направлений разработки финансовых планов, учитывающих влияние прошлого, настоящего и желаемого будущего состояния предприятия, а также внешней среды, изобразив это графически.
Реактивное планирование нацелено в прошлое и только в прошлое. Недаром это направление называют еще «возврат к прошлому». Основной метод реактивного планирования — это исследование всех проблем с точки зрения их возникновения и развития в прошлом. Реактивисты считают, что если найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать, то проблема исчезнет. Но, как известно, не всегда, отказавшись от ненужного в прошлом, мы приобретаем лучшее в настоящем и будущем. При графическом изображении реактивное планирование представляет букву «Г», поэтому его можно назвать Г-образным планированием.
Финансы организации воспринимаются сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Она управляется сверху вниз с помощью личного авторского) отношения к подчиненным. Планирование же осуществляется снизу вверх и опирается только на предшествующий опыт без учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и возможных будущих изменений. Первоначально выясняются и оформляются в планы нужды и пожелания подразделений предприятия.
Собранные материалы передаются руководителю следующего уровня, который корректирует, редактирует их и передает на следующий уровень и так дальше до верхнего уровня управления, где разрабатывается сводный проект плана. Вторично проект плана низовыми подразделениями не корректируется.
При инактивном планировании существующие условия воспринимаются как достаточно хорошие. Удовлетворение настоящим — отличительная черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что равновесие в положении организации достигается естественным путем, автоматически. А Влияние внешней среды значит, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители-инактивисты не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации.
Предыстория проблемы их не интересует. В инактивном планировании большую часть времени составляют сбор и первичная обработка фактов выполнения или невыполнения планов. Такое планирование возможно для работы только в стабильных, благоприятных условиях.
Преактивное планирование означает упреждение, высшую степень активности. Оно ориентировано в основном на будущие изменения. Графическое изображение напоминает цифру «1», отсюда его название — единицеобразное планирование.
В противовес инактивистам преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», для того чтобы достигнуть своих целей. Причем эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, сколько с выживанием и ростом организации.
Преактивное планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития преактивисты выбирают тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения. Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в частности экономико-математическим, методам планирования. Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Интерактивное планирование — приставка «интер» означает «меж», «между». Это планирование основано на принципе участия и максимальной мобилизации творческих способностей работников организации, оно предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий работников организации, обладающих знаниями прошлого и настоящего финансового состояния предприятия и внешней среды. Цель интерактивного планирования — проектирование будущего. Его можно назвать Ш-образным планированием, так как его графическое изображение напоминает букву «Ш».
Предполагается, что при применении интерактивного планирования будущее должно быть спланировано со стопроцентной вероятностью, что в реальной жизни недостижимо и делает его скорее идеально теоретическим, чем практическим. Нельзя не учитывать, что большинство руководителей предприятий, в реальной жизни людей безусловно практических, придерживаются философии удовлетворения. Они отдают предпочтение формулированию не слишком преувеличенной цели, распределению ресурсов и осуществлению контроля наиболее приемлемыми в сегодняшних условиях способами.
Способом отношения предприятия к своему будущему является не проектирование его, а адаптация, приспособление. Поэтому можно сказать, что наиболее распространенным направлением планирования вплоть до последнего времени был и остается инактивизм, который в нынешних условиях с неохотой уступает место интерактивному планированию.
В силу этого и для приближения теории интерактивного планирования к практическому применению существует потребность в его модернизации, т.е. замене одновариантного проектирования будущего финансового состояния организации на многовариантное прогнозирование через разработку финансовой стратегии организации, рассматривающей различные сценарии поведения внешней среды. Модернизированное интерактивное планирование предоставляет возможность гибкого выбора в конкретно сложившихся условиях одного из спрогнозированных вариантов. Учитывая многофакторный характер и трудоемкость процесса планирования финансов предприятия, для его осуществления целесообразно применять электронно-вычислительную технику.
Высокое качество планирования при одновременном значительном сокращении времени разработки может быть достигнуто путем использования специализированного пакета прикладных программ с проблемно-ориентированным продуктом «организаторы работ».
Этот пакет предназначен для автоматизации процедур планирования различных ресурсов (времени, денег, материалов, затрат труда) как отдельного человека, так и всей организации или ее структурных подразделений. Разновидность пакетов данного класса «Управление проектами» (Time Line, MS Project, СА — SuperProject), достаточно простых и удобных в использовании, позволяет быстро и качественно спланировать проект любой величины и сложности; эффективно распределить людские, финансовые и материальные ресурсы, составить оптимальный график работ и проконтролировать его исполнение. Другая их разновидность (пакеты Lotus Organizer, ACT I) выполняет функции электронных секретарей и предназначена для эффективного управления деловыми контактами. Они являются своего рода электронными помощниками делового человека и предназначены для сетевого планирования и управления проектами.
Типы стратегического планирования в организации и их особенности
Отличительные особенности стратегического планирования
Стратегическое планирование организации обладает следующими характерологическими особенностями:
Наличие неопределенности различного рода обуславливается всегда рыночными динамическими условиями. Неопределенность может быть низкой, средней, либо высокой, что позволяет предопределять степень риска (предпринимательского, финансового, производственного и прочего). В соответствии с оценкой уровня неопределенности, важно предусматривать различные средства снижения рисков.
Учет временной ориентации происходит в процессе планирования, а также соотношения плана с особенностями прошлого, настоящего и будущего.
На основании данной ориентации планирования, исследователем Р. Акоффом было выделено четыре формы планирования: интерактивное (ориентация на взаимодействие всех самых лучших идей по этим видам планирования в будущем, настоящем и прошлом); инактивное (приспосабливается только к условиям настоящего времени); реактивное (ориентация только на прошлый опыт); преактивное (ориентация исключительно на будущее).
Каждый из описанных видов планирования на практике практически не встречается в чистом виде, однако данную типологию очень удобно использовать с целью обобщения данной проблемы. Особенности каждого из этих видов планирования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Характеристика четырех основных вида планирования
Характеристика основных типов стратегического планирования
Многие современные исследователи предметным образом подходят к анализу представленных стратегий. Приведем описание каждого типа. Сторонники реактивного планирования (возврата к прошлому опыту) стремятся к отрицанию всех достижений настоящего времени – прежде всего современного технического развития – и опираются на идеалы, созданные в прошлом.
Вместе с тем, они чаще всего используют методы генетического подхода – то есть проблемы рассматриваются с позиции их появления, а также развития в прошлом.
Организация в данном подходе представляется в качестве стабильного и устойчивого механизма, а модели его развития представлены в форме экстраполяции прошлых тенденций развития. Каждую модель сопровождают попытки возврата в прежние состояния. Планирование, которое является проблемным исходя из складывающихся ситуаций проводится «снизу вверх», при этом, соблюдается иерархический принцип управления.
К числу достоинств реактивного планирования следует отнести:
В число недостатков реактивного планирования входит:
В рамках инактивного планирования не считается важным использование прошлого опыта, однако и к движению вперед данных метод не стремится. В рамках данного подхода считается, что текущие условия, которые наблюдаются в организации являются приемлемыми.
Важной целью руководителей в данном случае является сохранение «стиля» организации, а также недопущение никаких изменений в устоявшиеся процессы. Ключевой локус внимания нацелен на анализ и оценку текущего состояния, а любые изменения трактуются в качестве помех.
Достоинством инактивного планирования является «осторожность» в планировании хозяйственных процессов компании, которая нацелена на недопущение возникновения внезапных последствий.
В настоящее время, в текущих экономических условиях, характеризующихся переходным этапом, данный тип планирования принято использовать в государственных предприятиях, которые не обладают необходимым уровнем готовности к стратегической адаптации к изменяющимся условиям рынка.
К числу недостатков инактивного планирования принято относить:
Преактивный тип планирования всегда ориентирован на перемены. Руководство стремится ускорять перемены, «приближать» будущее и, согласно позиции Р. Акоффа – нуждается в оседлании «первой волны» вероятных изменений для достижения собственных целей (что является основной целью преактивистов).
В этом случае, планирование нацелено не только на получение прибыли, но также направлено на выживание и последующее расширение предприятия. Представители преактивизма нацелены на использование принципов ситуационного целевого планирования, а также на поиск оптимальных решений.
Они в своей деятельности активно используют достижения научно-технического прогресса, а также внедряют в деятельность математические и экономические методы планирования.
Ключевая роль в этом процессе отводится непосредственным прогнозам, при этом, непосредственная точность прогнозов обладает первоочередным значением.
К числу достоинств преактивного планирования относят:
К перечню недостатков преактивного планирования относят:
Интерактивный тип взаимодействия (планирования). Важнейшей целью данного планирования является конструирование желаемого уровня и состояния предприятия, совместно с поиском путей его формирования при учете опыта прошлых лет, ситуации в настоящем, а также вероятного будущего.
Исследователь Акофф говорит о том, что благодаря интерактивистам становится возможным внесение крупных перемен на предприятии, поскольку основу интерактивного планирования составляет принцип участия, который предполагает мобилизацию творческого потенциала всего персонала компании. Новейшие управленческие парадигмы рассматривают особенности интерактивного планирования в качестве самого эффективного.
Важнейшим преимуществом интерактивного планирования является возможность использования творческих инициатив.
К недостаткам данного типа планирования следует отнести:
Особенности типологии стратегического планирования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Типология стратегического планирования
Большое количество экономистов (зарубежных и отечественных) разграничивают долгосрочный и стратегический типы планирования. Данное разделение видится справедливым, так как целью стратегического планирования является выработка направлений дальнейших действий (стратегий) организации, в то время как в долгосрочном планировании зафиксирован только горизонт планирования.
Исследователи Д. Клиланд и У. Кинг в своих трудах говорят о том, что в современных условиях термин «долгосрочное планирование» целесообразней заменять понятием «стратегическое планирование», поскольку в последнем термине, без введения в заблуждение касательно горизонтов планирования указывается значимость данной работы. Очевидно, авторы имеют ввиду реализацию стратегического планирования без учета временных границ.
Типы стратегического планирования в соответствии с горизонтом планирования
С позиции «горизонтов» планирования, либо периодов времени, стратегическое планирование разделяется на краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.
Согласно нашей позиции, каждый из перечисленных типов планирования может быть использован на практике, а также в своей сути может стать стратегическим в условиях рыночного хозяйствования, вне зависимости от горизонтов планирования.
Так, в долгосрочном планировании охват ведется на 10-15 лет. Выбор данного временного отрезка обусловлен перечнем причин, и, прежде всего тем, что в этот период наука и техника получает наибольшее развитие. Также происходят изменения в основных фондах, изменяются предпочтения и вкусы потребителей в пользу новых видов услуг и продуктов.
Современная практика, однако, горизонт долгосрочного стратегического планирования снижает до пяти лет, а в некоторых случаях – до двух, что особенно актуально для малого бизнеса.
Изменения горизонтов планирования не означают, что после корректировки срока может быть искажена суть долгосрочного планирования. Признаками данного планирования является сохранение наличия цели, ее соотношения со стратегией и тактикой, а также ресурсная обусловленность.
Среднесрочное планирование проводят сроком на ближайшие три-пять лет (в некоторых случаях меньше). В данном типе планирования установки, которые были выдвинуты системой долгосрочного стратегического планирования получают собственное экономическое уточнение и обоснование в соответствии с тенденциями развития хозяйственных ситуаций, а также в соответствии с детализацией ресурсных блоков.
В качестве результатов среднесрочного планирования могут выступать как общий план развития организации, так и отдельные планы развития конкретных направлений ее деятельности (финансы, затраты, сбыт, маркетинг и прочее).
На базе стратегического среднесрочного планирования может производиться краткосрочное планирование. В качестве его конкретного выражения могут выступать планы организационного развития сроками от одного года до трех лет (в некоторых случаях на более короткий срок). Особенностью краткосрочного типа планирования является то, что в показатели различных периодов могут вноситься корректировки.
Горизонт стратегического планирования может определяться исходя из длительности производственного цикла, а также продолжительности и структуры жизненного цикла продукции. Период, который является долгосрочным для одной организации, может быть средне- и даже краткосрочным для другой. Временной аспект, приемлемый для одной сферы деятельности, может оказаться неприемлемым в другой.
Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
В зависимости от временной ориентации планирования Акофф выделяет четыре типа планирования:
1) реактивное (возврат к прошлому) базируется на анализе предшествующего опыта и опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции;
2) инактивное планирование считает ненужным как использование прошлого опыта, так и стремление к движению вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию организации;
3) преактивное планирование ориентировано на будущие изменения. В своем стремлении к лучшему оно опирается на все достижения науки и техники, широко применяет эксперимент и прогнозирование, но мало использует накопленный опыт. Преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода;
4) интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться.
Реактивное планирование (возврат к прошлому). Основной метод ¾ это генетический подход, т. е. всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать ¾ и проблема исчезнет.
Экономическая организация воспринимается сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляться она должна сверху вниз при помощи личного авторитета высшего руководителя и его отцовского (патерналистского) отношения к подчиненным. Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх.
Недостатки реактивного планирования заключаются в следующем:
1) оно рассматривается не как система, а как простая единица совокупности элементов, вследствие этого оказывается потерянным положительный эффект взаимодействия отдельных частей целого (например, отдела маркетинга и отдела производства), называемый синэргетизмом;
2) планирование проводится без достаточного учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений; не соблюдается принцип гибкости;
3) реактивное планирование ¾ это функция в основном только высшего руководства (не соблюдается принцип участия). Для участия в планировании приглашаются, как правило, люди, обладающие опытом, т. е. старшее поколение, в определенной мере игнорируются возможности молодых сотрудников;
4) поскольку запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения, руководители нижестоящих подразделений стремятся завысить уровень своих запросов и тем самым увеличиваютнепроизводительные затраты дефицитных экономических ресурсов, способствуют их неэффективному накоплению. Реактивное планирование снижает общую эффективностьхозяйственной деятельности экономической организации.
Нужно отметить, что у реактивного планирования есть и положительные черты:
1) постоянное обращение к истории, к прошлому опыту, из которого можно многое почерпнуть;
2) сильное ощущение преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;
3) сохранение традиций, создающее чувство безопасности у работников предприятия.
Инактивное планирование (инертность). Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, по крайней мере, как приемлемые. Удовлетворение настоящим ¾ отличительная черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что равновесие в положении экономической организации достигается естественным путем, автоматически, а значит, главным принципом планирования должно быть правило: планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей. Руководители-инактивисты, таким образом, не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации и работают не «прикладывая рук».
Предотвращение изменений и сохранение своего стиля становится основной целью использующих инактивное планирование организаций. При принятии решений господствуют бюрократизм и волокита. Принятие решений осуществляется в рамках различных, бесконечно заседающих комиссий. Считается основным злом и строго карается нелояльность к организации и ее целям. Предыстория проблемы плановиков не интересует.
В планировании большую часть времени занимают собирание фактов и их первичная обработка. Аналитические отделы бывают чрезвычайно раздуты. Наиболее ценными работниками признаются не те, кто обладает наибольшим опытом и знаниями, а те, кто умеет схватить суть происходящего, имеет многочисленные связи.
Недостатками инактивного планирования являются следующие.
1. Неспособность приспосабливаться к изменениям. Хорошо идет работа только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из предприятий, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств, но и бюджетные организации выживают только в том случае, если материальное состояние общества велико и оно может обеспечить бюджет необходимыми финансовыми ресурсами. В российской экономике бюджетные организации, применяющие инактивное планирование, обречены на вымирание.
2. Слабое использование творческого потенциала сотрудников организации, ограничение их служебной самостоятельности.
Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Постепенные и осмотрительные действия обычно не приводят к катастрофическим последствиям и по крайней мере «смерть» организаций в данном случае никогда не бывает внезапной.
Современная российская действительность дает массу примеров организаций, которые в той или иной мере сочетают в себе планирование с оглядкой на прошлое и планирование по принципу «минимум изменений». В большей степени это относится к государственным или приватизированным предприятиям, еще недавно бывшим государственными.
Вновь создаваемый в России частный бизнес обычно менее тяготеет к реактивизму и инактивизму и предпочитает другие типы планирования.
Преактивное планирование (упреждение).В противовес инактивистам, преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», для того чтобы достичь своих целей; причем эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, сколько с выживанием и ростом организации.
Преактивное планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поископтимальных решений. Из нескольких вариантов развития преактивисты выбирают тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения.
Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в том числе экономико-математическим, методам планирования.
Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Недостатки преактивного планирования:
· слабое использование накопленного опыта;
· недостаточное внимание к повседневным нуждам организации;
· чрезмерное увлечение футурологией и новыми методами исследований, когда к каждому методу относятся как к панацее.
Основнымдостоинством преактивного метода является адекватная оценка преактивистами внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования.
Интерактивное планирование обладает двумя основными чертами:
1) основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации;
2) предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель интерактивного планирования ¾проектирование будущего.
С интерактивным планированием связаны две основные проблемы.
1) интерактивное планирование ¾ это, скорее,идеальное построение, чем практическая модель менеджмента. Даже в странах с длительным опытом рыночного хозяйствования наиболее распространенной формой планирования вплоть до последних двух десятилетий был инактивизм, который в нынешних условиях медленно уступает место планированию, ориентированному на будущие изменения и их учет;
2) связана с тем, что даже с теоретической точки зрения экономическая организация, взятая отдельно, не может полностью контролировать свое будущее. Самое большое, на что она способна, ¾ эффективно приспособиться к нему. Следовательно, способом отношения организации к своему будущему является не проектирование его, аадаптация, приспособление. Но даже этот тип, как было отмечено, медленно находит свое признание в среде бизнеса, хотя применение этого способа подстегивается многочисленными внешними факторами.