Что относится к динамическим характеристикам техники физических упражнений
Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).
Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).
Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).
Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.
Основные характеристики техники физических упражнений:
· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);
· временные характеристики (длительность и темп движения);
· пространственно-временные (скорость движения);
· силовые характеристики (сила движения);
· ритмическая характеристика (ритм).
Краткая характеристика методов физического воспитания
Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).
Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
В физическом воспитании различают следующие группы методов:
· организации занимающихся в процессе физического воспитания;
· обучения двигательным действиям;
· развития физических качеств;
· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;
· научных исследований в физической культуре и спорте.
Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании
К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:
· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);
· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);
· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);
· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);
· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);
· круговой метод (выполнение разных понаправленностиупражнений на «станциях», расположенных по кругу).
Характеристика методов обучения двигательному действию
Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).
Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:
Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:
· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;
· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Характеристика техники физических упражнений
1. Пространственные характеристикивключают:
а) Положение тела. Необходимость выделения данной характеристики объясняется её большим значением в технике физических упражнений, т.к. какое бы д. действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определённое положение в пространстве. Среди положений тела различают:
— исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений и пр. Их можно отнести к тем состояниям, которые академик А.А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрированной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах;
— промежуточные положения (поза в процессе самого движения). Эффективность многих физических упражнений зависит от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является важной характеристикой техники, влияющей на результативность стрельбы, горизонтальное положение пловца уменьшают сопротивление внешней среды и тем самым влекут за собой повышение скорости передвижения;
— конечные положения в отдельных физических упражнениях также играют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после передачи мяча в футболе.
б) Траектория движения — это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется:
— направлением движения — это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела, партнёра, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.). Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил и т.д. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например, у боксёров или баскетболистов, ведут к тому, чтоих действия не достигают конечной цели; ошибки в углах вылета снаряда всего на +(-) 5° при метании копья на расстояние свыше 80 м приводят к снижению результата приблизительно на 1 метр; отведение согнутых перед грудью рук — с целью растягивания больших грудных мышц — окажется бесполезным, если будет выполняться в стороны-книзу, а не в стороны.
2. Временные характеристики включают:
а) длительность движения — это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов (опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительности зависят достижения во многих д. действиях;
б) темп движения — это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно, не наблюдается. Темп определяется количеством движений, повторяемых в единицу времени, обычно в 1 мин (темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мин.).
Не следует отождествлять понятия «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движений зависит от темпа, и наоборот. Например, в беге с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может остаться неизменной. В некоторых случаях (например, в вольных упражнениях, в гимнастике) при сохранении одной и той же амплитуды и скорости темп может изменяться за счёт увеличения паузы между движениями.
Способность занимающихся изменять темп движений в соревновательных условиях определяется их подготовленностью. Нахождение оптимального темпа — одна из главных задач при овладении техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения. При этом фиксируется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее высокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный.
3. Пространственно-временные характеристикивключают:
а) скорость движения — это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.
В поступательном движении её обычно измеряют в м/сек (линейная скорость), а при вращательном движении — в радианах в секунду (угловая скорость). Если скорость постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется, — неравномерным.
В зависимости от величины скорости выделяют быстрые и медленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наиболее удобную (при метании копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартового разгона, важно набрать такую скорость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального усилия), и максимальную. Скорость бывает свободная и вынужденная. Например, у лыжника при подъёме в гору скорость произвольная, при спуске с горы — вынужденная.
Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов. Например, в беге — скорость 10 км/час, а скорость передвижения при этом с учётом встречного ветра – 8 км/час.
Педагог (тренер), устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой д. действий должен учитывать, решаемую двигательную задачу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и степень физической подготовленности занимающихся, состояние организма в данный момент времени и т.д.
4. Силовые характеристики. В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием «сила движения».
Сила движения — это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты (почву при беге, прыжках) и предметы (при поднимании, метании и т.п.) и т.д.
Понятие «сила движения» является обобщённым. Хотя сила и зависит от прилагаемых мышечных усилий (напряжения), её не следует отождествлять с мышечной силой.
Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил.
Внутренними силами являются:
— активные силы ОДА — силы тяги мышц;
— пассивные силы ОДА — эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.;
— реактивные силы — отражённые силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Внешние силы складываются из:
— силы тяжести собственного тела, действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор) и тормозящей — при перемещении тела вверх;
— силы реакции опоры, равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и др. причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.д.;
— силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел. Они в одних случаях положительно, а в других — отрицательно сказываются на решении двигательных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. Но результаты в метании диска с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плотности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одновременно и уменьшает подъёмную силу.
Силы трения при выполнении физических упражнений также проявляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперёд, т.е. она направлена назад. При отталкивании же лыж от снега эта сила удерживает лыжу на снегу, не даёт ей проскользнуть назад, т.е. в этом случае она полезна.
Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела. Они могут быть выгодны (легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела) и могут затруднять выполнение действия (удержание соскока в гимнастике.
Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) д. действиям. Ритм обычно определяют путём измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Ритм движений может быть рациональным, т.е. способствующим высокому результату, и нерациональным, т.е. снижающим результаты (рывок и подъём штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и однотактном (нерациональном) ритмах).
Рациональный ритм, в технически совершенно выполненном кем-либо действии, нельзя рассматривать как некий абстрактный идеальный ритм, одинаково пригодный для всех. У каждого занимающегося в силу его индивидуальных особенностей должен быть свой ритм выполнения движения. Однако индивидуализация ритма не должна выходить за известные границы, определяемые основной объективно рациональной структурой данного действия.
Различают также постоянный (стабильный) и переменный (вариативный) ритмы. На изменение ритма при выполнении физического упражнения влияют решаемая двигательная задача, внешние условия, состояние занимающихся.
В циклических упражнениях (в беге, плавании) правильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает проявление необходимой скорости и достаточно длительное сохранение соответствующей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, метаниях) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и максимальному использованию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета или выстукивания.
Техника движений и ее основные показатели. Основные правила обучения новым движениям.
Обучение двиательным действиям занимает центральное место в физическом воспитании.
Просмотр содержимого документа
«Техника движений и ее основные показатели. Основные правила обучения новым движениям.»
«Техника движений и ее основные показатели. Основные правила обучения новым движениям.»
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности (трудовой, оборонной, бытовой или спортивной). Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность, по мнению исследователей, выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств, решаются с помощью системы специфических и общеметодических методов. Проблема методов физического воспитания обсуждалась и решалась на всем протяжении истории развития педагогической науки и практики.
Методы обучения двигательным действиям
2. Кинематические и динамические характеристики двигательных действий.
3. Процесс обучения двигательному действию.
4. Классификация методов физического воспитания.
Число физических упражнений в ФВ очень велико, но они могут различаться по форме и по содержанию.
Содержание ФУ составляют входящие в него действия и основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнений. Эти процессы сложны, многогранны и могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом и др. ФУ воздействуют не только на биологию, но и на психику, сознание, поведение человека.
От особенностей содержания того или иного ФУ в решительной мере зависит его форма.
Техника ФУ — это наиболее эффективный способ выполнения двигательных действий.
Различают основу техники, ее главное звено и детали техники.
Детали техники — это второстепенные особенности движения, не нарушающие основного механизма. Видоизменение деталей — основной путь индивидуализации техники.
Биомеханические характеристики двигательных действий.
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические: пространственные, временные, пространственно- временные и динамические характеристики движений.
Классификация методов физического воспитания.
Специальные знания и двигательные действия как предметы преподавания физического воспитания требуют владения определенными способами обучения. Способов обучения много, и ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.
В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.п.
Специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятия, направленная на решение педагогических задач, называется методикой.
Совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития, определяется как методический подход.
Наиболее широко в научно-методической литературе представлены следующие классификации:
1) по характеру учебно-познавательной деятельности: теоретические и практические;
2) по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические (упражнения) (рис. 1);
3) по отдельным сторонам процесса физического воспитания: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;
4) по специфике воздействующих факторов (сенсорного, моторного, физиологического и психологического воздействия);
5) по предмету упражняющихся воздействий (воспитания физических качеств, обучения движениям, совершенствования органов чувств, формирования психических черт личности и поведения);
6) по взаимосвязи с другими методами: неспецифические (общепедагогические) и специфические (практические)
Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:
— поставленными задачами обучения и воспитания;
— временем, которым располагает преподаватель; структурой отдельных занятий и их частей;
— этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление);
— особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количество инвентаря).
Характеристика методов обучения двигательным действиям.
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:
1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);
2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);
3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями, т.к. позволяют:
— осуществлять двигательную деятельность занимающихся по строго предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
— избирательно воспитывать физические качества;
— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
Специалисты в области физической культуры и спорта также советуют:
— при расчленении учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;
— расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;
— для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться учеником или преподавателем (фазы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует).
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом воспитании. Разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности, называется методом.
В современной теории и практике физического воспитания развиваются, углубляются и расширяются сформированные в 1950-1990-е гг. представления о номенклатуре методов.
Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.
В зависимости от сложности техники, двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения зависит от сложности осваиваемого двигательного действия и физической подготовленности обучающихся.