Что относится к числу неформальных санкций
Что относится к числу неформальных санкций
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.
Санкции — меры поощрения или наказания за отклоняющееся поведение, положительное или отрицательное. Все остальные иллюстрируют именно виды санкций.
Написала с большой буквы и мне не засчитали ответ
Бывает, на реальном засчитают.
Если ученик ответ написал неразборчиво, но верно, я же знаю его подчерк, а компьютер не засчитал ответ?
Есть требование писать разборчиво, на первую часть апелляции не принимаются, увы
Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
1) Вручение государственной награды. Например, гражданину Иванову был вручен Орден за заслуги перед Отечеством III степени.
2) Повышение в должности. Например, сотрудника салона сотовой связи Максима за добросовестный труд повысили до директора салона.
3) Премирование. Например, фрезеровщика Макара премировали на работе за хорошую дисциплину труда, выплатив ему 5000 рублей сверх зарплаты.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите верные суждения о видах социальных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж — пример неформальной социальной санкции.
2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям.
3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм — это формальная позитивная санкция.
4) Аплодисменты исполнителю оперной арии — пример позитивной социальной санкции.
5) Штраф — пример формальной социальной санкции.
Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).
1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж — пример неформальной социальной санкции — нет, неверно.
2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям — да, верно.
3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм — это формальная позитивная санкция — нет, неверно.
4) Аплодисменты исполнителю оперной арии — пример позитивной социальной санкции — да, верно.
5) Штраф — пример формальной социальной санкции — да, верно.
Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.
2) Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.
3) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.
4) Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.
5) Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.
1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно — нет, неверно.
2) Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества — да, верно.
3) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития — нет, неверно.
4) Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет — да, верно.
5) Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение — да, верно.
Социальные санкции и их типология
Социальное поведение, соответствующее определенным в обществе нормам и ценностям обозначается как конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Основной задачей социального контроля является воспроизводство конформистского типа поведения.
Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкции. Санкция— это реакция группы на поведение социального субъекта. С помощью санкций осуществляется нормативное регулирование социальной системы и ее подсистем.
Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они способствуют соблюдению социальных норм и таким образом социальные нормы защищены с двух сторон, со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции представляют собой разветвленную систему вознаграждений за выполнение социальных норм, то есть за конформизм, согласие с ними и систему наказаний за отклонение от них, то есть девиантность.
Негативные санкции связаны с социально неодобряемыми нарушениями норм, в зависимости от степени жесткости норм они могут подразделяться на наказания и порицания:
формы наказаний — административные взыскания, ограничение доступа к социально ценным ресурсам, преследования по суду и т.п.
формы порицания — выражение общественного неодобрения, отказ от сотрудничества, разрыв отношений и т.п.
Применение позитивных санкций связывается не просто с соблюдением норм, а с выполнением ряда социально значимых услуг, направленных на сохранение ценностей и норм. Формами позитивных санкций могут быть награды, денежные вознаграждения, привилегии, одобрение и т.п.
Наряду с негативными и позитивными выделяются формальные и неформальные санкции, которые различаются в зависимости от институтов их применяющих и характера их действия:
формальные санкции осуществляются официальными институтами, санкционируемыми обществом — органами охраны правопорядка, судами, налоговыми службами, пенитенциарной системой.
неформальные применяются неформальными институтами (товарищи, семья, соседи).
Выделяются четыре типа санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
(Ф+) Формальные позитивные санкции. Это публичное одобрение со стороны официальных организаций. Такое одобрение может выражаться в правительственных наградах, государственных премиях и стипендиях, пожалованных титулов, сооружении памятников, вручении почетных грамот или допуске к высоким должностям и почетным функциям (например: избрание председателем правления).
(Н-) неформальные негативные санкции – наказание непредусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, пренебрежение, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, неодобрительньй отзыв, жалоба, разоблачительная статья в прессе.
Четыре группы санкций помогают определить, какое поведение индивида можно считать полезным для группы:
— этические — система порицаний, замечаний, вытекающих из моральных принципов,
— сатирические — насмешки, пренебрежения, ухмылки и т.д.,
— религиозные санкции.
Французский социолог Р. Лапьер выделяет три разновидности санкций:
— физические, с помощью которых осуществляется наказание за нарушение социальных норм;
— экономические, блокирующие удовлетворение актуальных потребностей (штрафы, пени, ограничения в использовании ресурсов, увольнения); административные (понижение социального статуса, предупреждения, взыскания, отстранение от занимаемой должности).
Таким образом, санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает поведение людей предсказуемым,
Таким образом, нормы и санкции соединяются в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать поведение и становится просто лозунгом или призывом, а не элементом социального контроля.
Индивиды самостоятельно контролируют свое поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушившие их испытывают чувство вины. Приблизительно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу необходимо прибегать к внешнему контролю, и, наоборот, чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан, тормозят развитие самосознания и приглушают волевые усилия личности, в результате возникает диктатура.
Неформальные негативные санкции: примеры. Социология личности
Большинство социальных групп функционируют в согласии с определенными законами и правилами, которые в той или иной степени регулируют поведение всех членов сообщества. Это законы, традиции, обычаи и обряды.
Первые разработаны на государственном или региональном уровнях, и их соблюдение обязательно абсолютно для всех граждан конкретного государства (а также для нерезидентов, находящихся на его территории). Остальные носят, скорее, рекомендательный характер и неактуальны для современного человека, хотя для жителей периферии по-прежнему имеют немалый вес.
Конформизм как способ адаптации
Сохранение привычного положения вещей и существующего порядка необходимо людям, как воздух. Детей с малых лет обучают тому, как желательно или даже необходимо себя вести в обществе других людей. Большинство воспитательных мер направлено на то, чтобы устранить из их поведения поступки, которые могут быть неприятными для окружающих. Детей учат:
Ну и, конечно, в этот список входит запрет на совершение актов насилия.
Когда человек поддается воспитанию и развивает соответствующие навыки, его поведение становится конформистским, то есть социально приемлемым. Таких людей считают приятными, ненавязчивыми, с ними легко общаться. Когда же поведение индивида отличается от общепринятого шаблона, к нему применяют различные меры наказания (формальные и неформальные негативные санкции). Цель этих действий в том, чтобы обратить внимание человека на характер его ошибок и откорректировать модель поведения.
Психология личности: система санкций
В профессиональном лексиконе психоаналитиков санкции означают реакцию группы на действия или слова отдельного субъекта. Различные виды наказаний применяют для осуществления нормативного регулирования социальных систем и подсистем.
Следует отметить, что санкции – это и поощрения. Наряду с ценностями вознаграждения стимулируют соблюдение существующих социальных норм. Они служат наградой тем субъектам, которые играют по правилам, то есть для конформистов. Вместе с тем девиантность (отклонение от законов) в зависимости от тяжести проступка влечет за собой определенные виды наказаний: формальные (штраф, арест) или неформальные (выговор, осуждение).
Что такое «наказание» и «порицание»
Применение тех или иных негативных санкций обусловлено тяжестью социально неодобряемого проступка и жесткостью норм. В современном обществе используют:
Первые выражаются в том, что на нарушителя может быть наложен штраф, административное взыскание или ему ограничивают доступ к социально ценным ресурсам.
Неформальные негативные санкции в форме порицаний становятся реакцией членов социума на проявления нечестности, грубости или хамства со стороны индивида. В таком случае участники общины (группы, коллектива, семьи) могут перестать поддерживать отношения с человеком, выражают ему общественное неодобрение и указывают на особенности поведения. Конечно, есть любители читать нотации по поводу и без него, но это уже совсем другая категория людей.
Суть социального контроля
По мнению французского социолога Р. Лапьера, санкции стоит разделять на три основных вида:
В осуществлении всех перечисленных видов санкций, кроме провинившегося, принимают участие другие люди. Это и есть социальный контроль: общество использует понятие нормы для коррекции поведения всех участников. Целью социального контроля можно назвать формирование прогнозируемой и предсказуемой модели поведения.
Неформальные негативные санкции в разрезе самоконтроля
Для осуществления большинства видов социального наказания присутствие посторонних лиц становится обязательным. Например, человек, нарушивший закон, должен быть осужден в соответствии с принятым законодательством (формальные санкции). Судебный процесс может требовать участия от пяти-десяти человек до нескольких десятков людей, ведь тюремное заключение – это очень серьезная мера наказания.
Неформальные негативные санкции могут быть использованы совершенно любым количеством людей и также оказывают на нарушителя огромное влияние. Даже если индивид не приемлет обычаи и традиции той группы, в которой он находится, ему неприятна враждебность. После определенного сопротивления ситуация может разрешиться двумя способами: уход из данного общества или согласие с его социальными нормами. В последнем случае значение имеют все существующие санкции: позитивные, негативные, формальные, неформальные.
Когда социальные нормы внедрены глубоко в подсознание, необходимость применения внешнего наказания значительно ослабевает, так как индивид развивает способность самостоятельно контролировать свое поведение. Психология личности – это раздел науки (психологии), занимающийся исследованием различных индивидуальных процессов. Довольно много внимания она уделяет изучению самоконтроля.
Суть этого явления в том, что человек сам сопоставляет свои поступки с общепринятыми нормами, этикетом и обычаями. Когда он замечает отклонение, то способен сам определить тяжесть проступка. Как правило, следствием таких нарушений становятся угрызения совести и мучительное чувство вины. Они свидетельствуют об успешной социализации индивида, а также о его согласии с требованиями общественной морали и нормами поведения.
Значение самоконтроля для благополучия группы
Особенностью такого явления, как самоконтроль, является то, что все мероприятия по выявлению отступления от норм и применению негативных санкций выполняются самим нарушителем. Он и судья, и присяжные, и палач.
Конечно, если о проступке станет известно другим людям, общественное порицание также может иметь место. Однако в большинстве случаев даже при сохранении события в тайне отступник будет наказан.
Согласно статистике, на 70% социальный контроль осуществляется при помощи самоконтроля. К этому инструменту в той или иной мере прибегают многие родители, руководители предприятий и даже государств. Правильно разработанные и внедренные наставления, корпоративные правила, законы и традиции позволяют добиться впечатляющей дисциплины при минимальных затратах времени и усилий на проведение контролирующих мероприятий.
Самоконтроль и диктатура
При отсутствии собственных критериев для оценки правильности поступков люди обращаются к нормам общественной морали и списку общепринятых правил. Для сохранения равновесия в группе внешний контроль должен быть тем жестче, чем хуже развит самоконтроль.
Обратной стороной избыточного контроля и мелочной опеки человека становится торможение развития его сознания, приглушение волевых усилий личности. В разрезе государства это может привести к установлению диктатуры.
Благими намерениями…
В результате их ждала постепенная деградация. Эти личности, не привыкшие и не умеющие брать на себя ответственность, не способны обойтись без внешнего принуждения. В дальнейшем диктатура становится им необходима.
Таким образом, можно заключить, что чем выше уровень развития самоконтроля, тем более цивилизованно общество и тем менее ему нужны какие-либо санкции. В обществе, члены которого характеризуются высокой способностью к самоконтролю, с большей вероятностью может быть установлена демократия.
Тест с ответами: “Социальные нормы”
I вариант.
1. Любая социальная норма:
а) выражается в официальной форме
б) регулирует общественные отношения +
в) обеспечивается силой государства
2. Эстетические нормы:
а) закрепляют представления о прекрасном и безобразном +
б) обеспечиваются силой государственного принуждения
в) закрепляются в государственном законодательстве
3. Как называются установленные в обществе правила, образцы поведения людей:
а) социальным статусом
б) общественным порядком
в) социальной нормой +
4. Они закрепляют представление о “добре и зле” в поведении людей. Какому виду норм соответствует эта характеристика:
а) моральным нормам +
б) эстетическим нормам
в) правовым нормам
5. Отклоняющееся поведение всегда нарушает:
а) обычаи и традиции
б) социальные нормы
в) социальные нормы +
6. Правильны ли следующие суждения:
1. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения
2. Эстетические нормы находят отражение в законах, договорах, политических принципах и международных договорах
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильные
7. Отклоняющееся поведение представляет собой именно такой тип поведения:
а) всегда приводящий к отрицательным последствиям
б) не имеющий осознанных мотивов и продуманных целей
в) противоречащий принятым в обществе социальным нормам +
8. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
а) всенародная слава
б) награждение грамотой +
в) всеобщий почёт
9. Правовые нормы в отличие от других социальных норм:
а) опираются на силу общественного мнения
б) поддерживаются моральным сознанием
в) обеспечиваются силой государственного принуждения +
10. Девиантное поведение всегда:
а) наносит ущерб обществу
б) не соответствует социальным нормам +
в) причиняет вред личности
11. За добросовестный многолетний труд гражданин Ф. был награждён орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится:
а) вручение грамоты +
б) аплодисменты
в) комплименты
12. Что относится к социальным нормам:
а) технические нормы
б) обычаи +
в) научные идеи
13. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, или же:
а) эстетическим нормам +
б) традициям
в) правилам этикета
14. Как называется мера отрицательного или положительного воздействия на человека:
а) социальный статус
б) социальная санкция +
в) социальная норма
15. Автор романа получил государственную премию. Что является другим примером формальных позитивных санкций:
а) всеобщее уважение
б) всенародная слава
в) вручение памятного подарка +
16. Что является примером негативного отклоняющегося поведения:
а) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
б) алкоголизм +
в) повышенный интерес к результатам спортивных достижений
17. Нравственные нормы:
а) фиксируются в нормативных актах
б) возникли позднее правовых
в) отражают представления о добре и зле +
18. Как называются правила поведения, в основе которых лежат представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, имеющие огромное значение для общества, социального слоя, отдельного человека:
а) религиозными нормами
б) моральными нормами +
в) обычаями
19. К этическим нормам относится:
а) запрещение разбирать работающий станок
б) предписание женщинам посещать церковь в головном уборе
в) запрет на эвтаназию +
20. Сборник правил и наставлений по всем вопросам жизни в семье, своеобразная энциклопедия русского быта XVI века:
а) Русская Правда
б) Домострой +
в) Салическая Правда
II вариант.
1. Правильны ли следующие суждения об алкоголизме как разновидности отклоняющегося поведения:
1. Алкоголизм – разновидность токсикомании, характеризуется психической и физической зависимостью от алкоголя
2. При частом употреблении алкогольных напитков уже через 6 месяцев может наступить первая стадия алкоголизма, когда человек испытывает труднопреодолимую тягу к алкоголю
а) только 1
б) только 2
в) оба правильные +
2. Кто является автором социологического объяснения причин отклоняющегося поведения, согласно которому отклоняющееся поведение зависит от кризисных явлений, происходящих в обществе:
а) Поппер
б) Дюркгейм +
в) Вышинский
3. Что не является элементом механизма самоконтроля:
а) коммуникация +
б) индивидуальное сознание
в) общественное мнение
4. Кто был основоположником направления в криминологии и уголовном праве, где главной оценкой является внешность человека, по которой дается заключение о его прирожденной предрасположенности к преступлениям:
а) Пирогов
б) Ломброзо +
в) Макиавелли
5. Как называется при совершении преступления организованной группой лицо, склонившее другое лицо к преступлению путём уговора, подкупа, угрозы или другим способом:
а) пособником
б) исполнителем
в) подстрекателем +
6. По общему правилу уголовная ответственность наступает:
а) с 14 лет
б) с 16 лет +
в) с 18 лет
7. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма согласно Уголовному кодексу РФ наступает:
а) с 14 лет +
б) с 15 лет
в) с 16 лет
8. По Уголовному кодексу РФ преступление признается совершенным организованной группой в том случае, если:
а) в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления
б) в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора
в) оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений +
9. Что не относится к виду наказаний, закрепленных Уголовным кодексом РФ:
а) штраф
б) выговор +
в) обязательные работы
10. Что не входит в состав правонарушения:
а) санкция +
б) субъект
в) объективная сторона
11. Правовые нормы в отличие от других социальных норм:
а) обеспечиваются силой государственного принуждения +
б) поддерживаются моральным сознанием
в) опираются на силу общественного мнения
12. Отклоняющееся (девиантное) поведение всегда:
а) нарушает нормы права
б) причиняет вред личности
в) не соответствует социальным нормам +
13. Отметьте, что онтосится к социальным нормам?
а) экономические законы
б) обычаи +
в) научные идеи
14. Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном:
а) эстетические нормы +
б) политические нормы
в) моральные нормы
15. Выберите, что онтосится к формам социального контроля:
а) групповое давление
б) принуждение
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
16. Что относится к позитивным проявлениям отклоняющегося поведения?
а) новаторское предложение +
б) религиозный фанатизм
в) расовая нетерпимость
17. Наказание за уголовное преступление, финансовое поощрение, похвала являются примерами:
а) социальных предписаний
б) коллизий
в) санкций +
18. Автор романа получил государственную премию. Выясните, что является другим примером формальных позитивных санкций:
а) всеобщее уважение
б) всенародная слава
в) вручение памятного подарка +
19. Определите, что является примером негативного отклоняющегося поведения:
а) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
б) алкоголизм +
в) повышенный интерес к результатам спортивных достижений
20. Нравственные нормы:
а) фиксируются в нормативных актах
б) возникли позднее правовых
в) отражают представления о добре и зле +