Что относится к числу информационных услуг кратко
Понятия информационного сервиса, информационной услуги. Основные виды информационных услуг.
Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности. Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой). Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.
К предприятиям информационного сервиса (в том числе сервиса компьютерной и микропроцессорной техники) относятся предприятия, основной вид деятельности которых связан с оказанием информационных услуг населению и организациям.
Информационная услуга – это специфический информационный продукт, удовлетворяющий определенную информационную потребность лица либо автоматизированной системы, т.е. потребителя услуги.
Основными сущностными характеристиками информационной услуги являются: наличие информационного рынка, т.е. востребованной, продаваемой и покупаемой информации, развитие информационных технологий, создание информационного продукта, а так же неосязаемость, невозможность хранения, неразрывность производства и потребления услуги.
Основные виды информационных услуг:
— выпуск информационных изданий (реферативные сборники, библиографические указатели, обзорные издания, справочные издания);
— ретроспективный поиск информации;
— традиционные услуги научно-технической информации (переводы, обзоры);
— дистанционный доступ к удаленным базам данных (косвенный, непосредственный, регулярный, Down loading);
— подготовка информационных услуг (обработка данных, программное обеспечение, обслуживание информационных систем, предоставление телекоммуникационной и телефонной связи);
Оказание информационных услуг. Виды информационных услуг
Популярность информационных услуг в настоящее время растет с каждым годом. Редко какая компания не обращается к соответствующим специалистам, чтобы получить те или иные данные. Они могут касаться претендентов на работу, поставщиков, партнеров или товаров и услуг. Также эти сведения могут потребоваться в обычной жизни. В статье рассмотрим подробности о сфере информационных услуг.
Получение различных сведений требуется в разных ситуациях, например, при устройстве на работу. Соискатель ищет такое место, которое соответствует определенным параметрам (адрес офиса, заработная плата, отзывы бывших работников и так далее). Вместе со стремительным совершенствованием технологий растут и потребности в информировании граждан и организаций. Также наблюдается развитие информационных услуг.
Предоставляемые сведения можно поделить на три вида:
К первому виду относится информация биржевого и финансового плана. Это валютные курсы, ставки, производители товаров, котировки ЦБ и прочее. Также могут предоставляться коммерческие сведения и новости делового мира в области бизнеса и экономики.
Второй вид данных носит отчетливый специализированный характер, а третий вид – это новости, предоставляемые средствами массовой информации, развлекательные, познавательные программы и так далее.
Информационные услуги предоставляются в устной или письменной форме. В настоящее время это также бизнес, который приносит высокий доход. Люди всегда имеют потребность в той или иной информации. Причем нередко попросту нет времени для того, чтобы самостоятельно заниматься поиском сведений. В таких случаях оказание соответствующих услуг бывает весьма кстати.
Запрос
В особых случаях информирование осуществляется посредством:
Государство предоставляет информацию на основе Административного регламента. За это не взимается пошлина или иная плата. В соответствующую инстанцию могут обращаться для получения следующих сведений:
Информационные услуги, оказываемые частными компаниями, предоставляются на основе договора в зависимости от запросов клиента. Как правило, ими пользуются юрлица с целью проверки сведений разного рода: о партнерах по бизнесу, компаний и физлиц на предмет долгов и прочее.
Для получения сведений в компанию, специализирующуюся на осуществлении данной деятельности, направляют соответствующий запрос. В нем должны содержаться следующие данные:
Кроме того, можно указать время для поиска информации, а также форму ее передачи. На основании запроса заключается договор возмездного оказания услуг.
Договор и акт
В соответствии с заключенным соглашением, исполнитель ищет, обрабатывает и передает сведения, а заказчик платит за это деньги. Договор подписывается в двух экземплярах, для заказчика и клиента:
Договор не подтверждает совершение сделки, а лишь демонстрирует соответствующие намерения. Поэтому результат ее осуществления необходимо зафиксировать. С этой целью составляется специальный акт.
В нем должны содержаться следующие сведения:
Если не составить данный акт, то сделка может быть признана незаконной.
Составление
Договор является основным документом в системе информационных услуг. О том, как он составляется, говорится в гл. 39 Гражданского кодекса. Предполагается, что в нем должны предусматриваться условия, которые являются выгодными для обеих сторон. Клиент платит деньги, а исполнитель оказывает услугу в порядке и сроки, предусмотренные договором. Нотариальное заверение сделки не требуется. В качестве сторон могут выступать как физлица, так и юрлица.
Предметом договора являются сведения об определенных фактах, процессах, лицах и тому подобные сведения. Его результат – это информационный продукт, обработанный надлежащим образом и представленный в том виде, о котором стороны предварительно договорились. Оплата также осуществляется по договоренности. При этом стороны вправе требовать друг от друга компенсации в случае, если противная сторона не соблюдала условия и причинила ущерб умышленно. При непредставлении информации в установленный срок исполнитель обязан выплатить неустойку.
Содержание
Основное соглашение должно содержать следующую информацию:
Права и обязанности сторон
Чаще всего, юрлица и ИП обращаются к соответствующим специалистам с целью получения следующих данных:
В зависимости от видов информационных услуг определяются права и обязанности сторон. Так, исполнитель имеет право:
При этом он обязан:
Данные перечни не являются исчерпывающими.
По договору заказчик наделен следующими правами:
В обязанности клиента входит:
Ответственность
Договор на предоставление информационных услуг – это юридически значимый документ, в соответствии с которым предусматривается ответственность. Правовые последствия наступают, если одна из сторон не соблюдает прописанные условия соглашения, а именно:
Когда ответственность не наступает?
В определенных случаях юридическая ответственность не наступает. Как правило, это имеет место при наличии обстоятельств, которые не зависят от сторон. Их называют форс-мажорными. К таковым относятся:
Если произошло одно из вышеуказанных обстоятельств, то период выполнения заказа переносится на другое время. Законом предусмотрено, что максимальный срок приостановления действия договора составляет 60 дней. В дальнейшем соглашение аннулируется.
Расторжение
Как и любое соглашение, рассматриваемый договор может быть расторгнут по следующим основаниям:
Если аннулирование осуществляется по согласию сторон, то нужно подписать документ, в котором заказчик и клиент подтверждают отсутствие претензий друг к другу. В нем нужно указать следующее:
Соглашение может быть аннулировано в одностороннем порядке, если:
При этом сторона, расторгающая договор, обязана уведомить другую сторону о прекращении сделки посредством отправления заказного письма, в котором нужно указать причину. При получении согласия договор расторгается, и об этом составляется соответствующий акт. Если другая сторона не согласна с этим, то вопрос решается через суд.
Заключение
В настоящее время информационные услуги для организаций и физических лиц пользуются спросом, который с каждым годом только растет. Но для того, чтобы получить профессиональную услугу в полной мере, нужно заключить договор и предусмотреть в нем все необходимые нюансы.
В статье мы изложили основные положения для этого. Если у вас есть опыт по данному вопросу и желание поделиться с читателями, оставляйте комментарии к статье.
Что относится к числу информационных услуг?
Обсуждение вопроса:
К информационно-коммуникационным относят услуги, обеспечивающие передачу различных видов информации между абонентами. Например, электронная почта, обеспечивающая обмен сообщениями между удаленными персональными компьютерами с возможностью отсроченной доставки документа и хранения его в «почтовом ящике», а также услуги по формированию адреса, подготовке, обработке и хранению сообщений.
К информационно-прикладным относятся услуги с использованием коммуникационных ресурсов сетей на прикладном уровне в интересах удовлетворения информационных потребностей. К ним относятся компьютерные телеконференции — службы по обеспечению публичных обсуждений по многим темам из любой бытовой или профессиональной области, организованные по заявленной разовой тематике или по постоянно действующим тематическим группам (newsgroups). Данные службы обеспечиваются администрацией сети и возможны в трех видах: компьютерные конференции в режиме промежуточного накопления сообщений; аудиографические конференции в реальном масштабе времени; видеоконференции, которые позволяют осуществить обмен как речевой информацией, так и видеоинформацией.
К информационно-коммерческим можно отнести электронные торговые банковские и биржевые услуги, электронный обмен финансовыми документами. Информационно-коммерческие услуги включают в себя службу обработки сообщений EDI FACT («Правила ООН электронного обмена документами для госуправления торговли и транспорта»), которая обеспечивает электронный обмен деловыми документами, подготовленными по специальным международным стандартам, разработанным в соответствии с требованиями документального сопровождения товарно-транспортных операций. К информационно-коммерческим услугам относится также система электронных торговых операций (электронный базар, телемагазин, телеаукцион, электронный рынок, торговый дом, электронная касса), она обеспечивает рекламу товара и услуг, прием заявок на них, проведение взаиморасчетов, а иногда включает в свой сервис непосредственную доставку товаров и услуг потребителю.
Информационная услуга – это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Иными словами, информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем кроме поиска той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).
Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.
В сфере бизнеса информационные услуги включают предоставление определенной деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (т. е. организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание). Некоторые формы образования можно рассматривать как информационные услуги. Это, например, повышение квалификации, дополнительное образование и пр.
Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.
Хотите узнать нужные сведения – прибегните к продуктам информационных услуг! Что это такое и обзор всех нюансов
Статьи 24 и 29 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину страны право на получение информации любым способом, не выходящим за рамки закона.
Определение и суть деятельности для населения
Услуга представляет собой определённый вид деятельности, удовлетворяющий конкретные потребности человека, который, не создавая нового продукта, тем не менее видоизменяет качество уже имеющегося в наличии.
Информационные потребности людей как раз и удовлетворяют одноимённые услуги посредством предоставления желающим информационных продуктов. Последние же представляют собой плоды интеллектуальной деятельности, предназначенные автором для распространения и зафиксированные на материальных носителях или в нематериальной форме с помощью:
Что к ней относится?
При этом непременным условием существования информуслуг является наличие баз данных, которые служат основой для производства информационного продукта и подготовки его к распространению в виде информуслуг.
Ранее, в докомпьютерную эпоху, базы данных, не называясь тогда ещё таковыми, существовали на папирусных, пергаментных и, конечно, бумажных носителях. Сегодня базы данных стремительно перекочёвывают на электронные носители, во Всемирную сеть, добираясь там до облачных высот хранения и делая возможными услуги по доступу к информации дистанционно.
Информационная сфера услуг состоит в основном из:
При этом основными пользователями в сфере информационных услуг выступают:
Специалисты всю сферу информационных услуг в зависимости от их направленности подразделяют на две крупные группы:
Что не относят к данной сфере?
К информационным услугам не относится всё то, что не корреспондируется с вышеизложенными критериями. Главным признаком, по которому определяется, что данное получение информации не является услугой, служит отсутствие заказчика с его договорными обязательствами на оплату в получении информации.
Правовое регулирование
Значительное повышение уровня доступности информации, вызванное компьютеризацией и значительным расширением количества пользователей интернета вызвало необходимость правового регулирования использования информационных услуг.
Эту же необходимость спровоцировала бурная активизация рыночных отношений в сфере информуслуг, поскольку потребовалась действенная защита интеллектуальной собственности и имущественных прав на неё от желающих получить всё это безвозмездно.
В этой связи в Российской Федерации были приняты соответствующие указы, федеральные законы и правительственные постановления:
Основные виды
Физические лица имеют возможность получить следующие разновидности информационных услуг и продуктов:
Классификация информуслуг интернета
Многообразные информационные услуги, получаемые с помощью интернета, классифицируются по разным аспектам:
Пользовательская классификация информуслуг интернета базируется на многообразии рынка электронной информации, который состоит из:
В свою очередь, наиболее востребованная деловая информация подразделяется на сведения о:
Отдельно выделяются деловые новости, поставляемые мировыми информагентствами.
Особенности и требования к данной сфере
Информация, предоставляемая заказчику в виде услуги, должна обладать:
Услуги по информационному сопровождению должны соответствовать законодательству Российской Федерации и согласовываться с правилами оказания однородных услуг, разработанных органами исполнительной власти.
При этом исполнителю услуг вменяется в обязанность предоставлять заказчику все сведения касательно реализуемых услуг для возможности их правильного выбора. Сведения об информационных услугах должны состоять из:
Текстовой и цифровой материал, а также графические обозначения должны быть размещены на фоне, контрастирующем с цветом размещенной информации.
Кроме того, электронные табло, мониторы и прочие электронные средства демонстрации информации обязаны пребывать в исправном состоянии и постоянно контролироваться исполнителем услуг.
Договор на оказание такого сервиса
Предоставление информационной услуги должно сопровождаться заключением договора между её поставщиком и потребителем. В соглашении должны быть указаны сроки его действия и стоимость услуги.
Кто может быть исполнителем (поставщиком) и заказчиком?
Поставщиками услуг в сфере информации и ресурсов обычно представлены:
При заключении договора на оказание услуг, основными потребителями информации в данной сфере выступают:
Предмет договора
Заключённое между исполнителем и заказчиком информационной услуги соглашение в двух экземплярах оговаривает конкретные сведения, которые поставщик обязуется поставить заказчику за соответствующее вознаграждение. С момента оплаты договор вступает в силу. Однако он не констатирует совершение сделки, а лишь обозначает намерения сторон.
Результатом выполнения договора о предоставлении услуги становится специальный акт, в котором содержатся сведения о:
Акт закрепляется подписями и печатями участвующих в сделке организаций.
Обязанности сторон
Заключивший соглашение исполнитель обязан:
Клиент, со своей стороны, должен проверить качество исполнения заказа на завершающем его этапе и оплатить его в соответствии с условиями соглашения.
Ответственность
Соглашение о предоставлении исполнителем заказчику услуг в сфере информации является юридическим документом, невыполнение пунктов которого влечёт за собой ответственность виновной стороны.
Если клиент не оплатил заказ, то исполнитель вправе его не выполнять. А при уже выполненной заказе с заказчика в судебном порядке может быть истребована компенсация.
Если свои обязательства не выполняет исполнитель, то заказчик вправе потребовать компенсацию и возмещение упущенной выгоды.
Маркетинг
Информмаркетинг занимается:
Сегодня на планете действует почти 4 тыс. крупных и средних информагентств, которые располагают более чем 10 тыс. базами деловой информации.
Стремительно развивающийся интернет делает доступным для многих миллионов пользователей огромное количество информации, которое увеличивается быстро и неуклонно.
В этой информационной массе очень трудно отделить зёрна правдивых сведений от плевел информационного сора. Качественные данные могут гарантировать лишь профессиональные поставщики информационных услуг, несущие за них ответственность.
Понятие информационных услуг
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Поэтому все более значимым становится информационный рынок: рынок телекоммуникаций, компьютерный рынок и рынок информационных сетей, рынок информационных технологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере, «черный» рынок незаконных информационных услуг.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т.д.) при анализе информационного производства.
На мировом рынке средств информационных технологий сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительный объем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора или сегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложилась устойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг.
Новые информационные технологии предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.
В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она не находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием «информационная услуга».
Информационная услуга – это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Иными словами, информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных – совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, телефоны магазинов, фирм и т.п.;
· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
· текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
· юридические, содержащие правовые документы.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных классификацию информационных ресурсов можно представить следующим образом (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 Основные виды информационных услуг.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции:
· Библиографических и других указателей;
Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: подготовку обзоров в виде рукописей; подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме.
Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
· высокой оперативности предоставления услуг;
· возможности отказа от собственных информационных систем.
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам.
Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя;
· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
· услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг включает следующие компоненты:
· связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
· обработка данных в вычислительных центрах;
· разработка информационных систем;
· разработка информационных технологий.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке.
В свою очередь, рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами.
В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов являются:
· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
· службы телекоммуникации и передачи данных;
· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные юридические и физические лица.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
Техническая и технологическая составляющая.
Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; Закон «Об авторском праве и смежных правах», федеральный закон «О коммерческой тайне», федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи» и т.п.).
Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг (Рис. 1.2).
Рис. 1.2 Инфраструктура рынка информационных услуг.