Что относится к аудиторской деятельности
Что относится к аудиторской деятельности
Статья 1. Аудиторская деятельность
С 01.01.2022 ч. 1 ст. 1 дополняется словами (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
С 01.01.2022 ч. 2 ст. 1 дополняется предложениями. (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ч. 3 ст. 1 дополняется словами (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виды аудиторских и сопутствующих услуг
Основная задача владельцев и руководителей компаний — постоянно улучшать результаты деятельности, минимизировать финансовые риски, снижать затраты, повышать качество работы сотрудников. Реализовать эту цель помогает использование аудиторских и сопутствующих услуг. Аудиторская организация изучает и оценивает документацию фирмы, выявляет нарушения и пробелы, при необходимости определяет пути решения сложных ситуаций.
Понятия аудиторских услуг и аудита даны в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг; осуществляется аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в соответствии с Международными стандартами аудита. На территории Российской Федерации введено 48 стандартов аудита.
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Виды аудиторских услуг и перечень сопутствующих аудиту услуг определены Приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.
В Приказе классификация аудиторских услуг установлена по объекту проверки:
К сопутствующим аудиту услугам (по перечню в Приказе Минфина России от 09.03.2017 года) относятся:
В ФЗ «Об аудиторской деятельности» дан подробный перечень услуг, прочно связанных с аудиторской деятельностью:
Фактически существуют классификации аудита по различным критериям:
Таким образом, аудиторские и сопутствующие услуги систематизированы по ряду признаков, выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Международными стандартами, введенными на территории РФ.
Каждая услуга оказывается на основе общих принципов и в то же время с учетом индивидуальных особенностей, установленных соответствующими Международными стандартами аудита.
В зависимости от вида деятельности и имеющихся задач в компании определяется состав необходимых аудиторских и сопутствующих услуг. В некоторых случаях требуется комплексная проверка, в иных ситуациях достаточно нескольких отдельных услуг для решения актуальных вопросов.
В любом случае результаты аудиторской проверки позволят объективно оценить текущую ситуацию в бизнесе, исправить выявленные нарушения, учесть обнаруженные недостатки и определить векторы развития компании и ее отдельных элементов.
Статья 1. Аудиторская деятельность
Статья 1. Аудиторская деятельность
Информация об изменениях:
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в часть 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ часть 4 статьи 1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ
5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об аудиторской деятельности
Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года
(В редакции федеральных законов от 01.07.2010 № 136-ФЗ, от 28.12.2010 № 400-ФЗ, от 04.05.2011 № 99-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.03.2014 № 23-ФЗ, от 01.12.2014 № 403-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 01.05.2017 № 96-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 23.04.2018 № 112-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 29.12.2020 № 476-ФЗ, от 30.12.2020 № 498-ФЗ, от 09.03.2021 № 41-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 1. Аудиторская деятельность
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ)
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ)
Статья 3. Аудиторская организация
3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».
2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.
4. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
(Часть в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ)
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями. (В редакции федеральных законов от 01.12.2014 № 403-ФЗ; от 03.07.2016 № 236-ФЗ)
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ; от 01.12.2014 № 403-ФЗ; от 03.07.2016 № 236-ФЗ; от 01.05.2017 № 96-ФЗ)
Статья 6. Аудиторское заключение
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование «Аудиторское заключение»;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
8) указание даты заключения.
3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ)
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
6. С заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным вправе обращаться:
1) лица, которым адресовано аудиторское заключение (в отношении адресованных им аудиторских заключений);
2) Центральный банк Российской Федерации (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в отношении которых он осуществляет контроль и надзор);
4) государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций);
5) иные лица в случаях, определенных федеральными законами.
Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов
1. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ)
2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов: (В редакции Федерального закона от 01.07.2010 № 136-ФЗ)
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным международными стандартами аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ)
2) не могут противоречить международным стандартам аудита; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ)
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
4. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов
1. При оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) аудиторская организация, аудитор должны быть независимы и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Для целей настоящего Федерального закона под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. Аудит не может осуществляться: (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 498-ФЗ)
1) аудиторскими организациями, руководители и иные должнос
Виды аудиторских услуг
Аудиторская проверка подразумевает проверку правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Результат аудиторской проверки является объективным и независимым.
Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности должны проходить:
Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно найти на официальном сайте Министерства финансов РФ (www.minfin.ru). Минфин РФ в начале каждого года приводит Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший год. В нем обобщены предусмотренные законодательством РФ случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Основная цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием соответствующих данных об аудиторе, аудируемом лице, аудиторском заключении. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре, размещаются на сайте fedresurs.ru.
Кем проводится аудит
Аудит могут проводить только аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, имеющие соответствующий квалификационный аттестат и являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов и внесенные в реестр, который можно найти на сайте Минфина.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний, проводится только аудиторскими организациями.
Этапы аудита
Подготовительный этап
На этом этапе разрабатывается стратегия и тактика проведения аудиторской проверки, согласовывается с клиентом программа и график проверки, проводятся работы по организации взаимодействия со структурными подразделениями организации, формируется группа аудиторов, которые будут проводить проверку и проводится ряд других подготовительных мероприятий. Подготовка позволяет получить информацию о деятельности организации, ее специфике, что позволит определить проблемные направления в работе и более качественно, эффективно провести аудиторскую проверку.
Сбор и анализ информации
На этом этапе аудиторы анализируют первичную документацию, учетную политику, регистры бухгалтерского учета, договоры с контрагентами, бухгалтерскую отчетность. Проверка осуществляется на предмет правильности отражения информации в бухгалтерском учете, соответствия законодательству всех операций. В ходе аудиторской проверки выявляются ошибки и неточности, разрабатываются рекомендации по их устранению.
Составление заключения
По завершению аудиторской проверки аудитор формирует аудиторское заключение — специальный документ, в котором содержится информация о достоверности данных, содержащихся в отчетности субъекта хозяйствования. Кроме того, аудитор представит руководству организации письменную информацию, где перечислит ошибки, выявленные при проверке, и даст рекомендации по их устранению.
Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения
За непредставление аудиторского заключения в налоговый орган должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб., организацию — на сумму от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков его хранения признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, за совершение которого установлена административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 до 10 000 руб. Повторное совершение правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.