Что относится к активной части денежной массы

Денежные агрегаты

Денежные агрегаты — это понятие, используемое в общей экономической науке. Означает различные разновидности денежной массы, которые находятся в обращении в виде банкнот (монет) и в электронной форме (безнал). Сумма всех категорий денежных агрегатов позволяют получить общую сумму денег, которая была эмитирована центральными финансовыми учреждениями страны. В это понятие не входит размер обязательств Центробанков перед своими кредиторами.

Денежные агрегаты, масса и база

Анализ этого показателя дает возможность определить общее состояние экономики в конкретной стране. Денежные агрегаты, масса и база участвуют в различных аспектах экономики государства, потому подлежат регулированию во избежание негативных экономических и политических последствий.

Общепринятая классификация денежных агрегатов

В мире существует общепринятая классификация. К денежным агрегатам относятся:

Денежный агрегат — это условная величина

Денежный агрегат следует расценивать как условную величину. Его рассчитывают для того, чтобы определить и проанализировать экономические тенденции и спрогнозировать тенденции экономики на ближайшее и длительное время.

Размер денежного агрегата позволяет определить, обеспечена ли национальная экономика достаточным количеством денежных средств. Высокие показатели говорят о возможном быстром росте экономики. Однако слишком большое количество денежной массы приводит к инфляции, что негативно отражается на экономике.

Необходимость дополнительной эмиссии

Нехватка денег влечет за собой необходимость дополнительной эмиссии. Причем в этом случае можно не бояться увеличения темпов инфляции, так как дополнительные средства обеспечиваются пропорциональным ростом экономики.

Распределение средств между М0, М1 и М2 показывает, насколько население использует для своих нужд банковскую систему. Большой показатель М0 по сравнению с М2 говорит о том, что население хранит деньги у себя дома, они не приносят доход.

Источник

Денежные агрегаты

Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы (денежного предложения), виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги. В разных странах используются разные определения денежных агрегатов.

В России Центральный банк рассчитывает три агрегата: M0, M1 и M2.

M0 включает только наличные деньги в национальной валюте в обращении вне банковской системы.

В M1 входит агрегат M0 и остатки средств в национальной валюте на расчетных, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации.

В показатель M2 включается агрегат M1, а также остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации.

На 1 ноября 2012 года агрегат M0 равнялся 5 931,3 млрд рублей, M1 составлял 12 305,2 млрд рублей, а M2 был равен 24 739,2 млрд рублей. Денежный агрегат M2 в России также называется «денежная масса в национальном определении».

M0: «физические» наличные деньги в обращении, включая банкноты и монеты – не важно, вне пределов банковской системы или в ней.

MB: M0 плюс депозиты банков в ФРС.

M1: наличные деньги за пределами банковской системы плюс текущие счета, счета до востребования и дорожные чеки.

M2: M1 плюс различные сберегательные счета, включая счета денежного рынка, плюс розничные фонды денежного рынка, а также срочные депозиты (сертификаты) номиналом менее 100 тыс. долларов.

MZM: M2 минус мелкие срочные депозиты плюс все фонды денежного рынка. Один из самых активно используемых денежных агрегатов в США.

M3: M2 плюс все остальные сберегательные сертификаты и депозиты, а также депозиты в евродолларах и сделки РЕПО.

M4: M4- плюс казначейские векселя.

Ранее использовался показатель L, включающий M4 и акцептованные переводные векселя, но сейчас ФРС его не публикует.

Впрочем, официально самой ФРС публикуются только два показателя: M1 и M2. Кроме того, показатель MZM публикует Федеральный резервный банк Сент-Луиса, а частные исследовательские организации отслеживают иные агрегаты.

Европейский центральный банк определяет три денежных агрегата.

M1: наличные деньги в обращении и депозиты овернайт.

M2: M1 плюс депозиты на срок до двух лет и депозиты, на погашение которых требуется менее трех месяцев.

M3: M2 плюс сделки РЕПО, фонды денежного рынка и долговые ценные бумаги со сроком погашения до двух лет.

Банк Англии подсчитывает только один агрегат M4, который включает наличные, депозиты, векселя, долговые ценные бумаги и требования по сделкам РЕПО.

Источник

Раздел 3. Роль государства в экономике

Цель данного раздела – понять, почему и как правительство может регулировать экономику.

Тема 1. Кредитно-денежная и финансовая системы

Цель : разобраться в структуре кредитно-денежной и финансовой систем страны.

Оглавление

1.1. Кредитная система. Банковские операции

Кредитная система представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных кредитно-финансовых учреждений, создающих и предоставляющих денежные средства.

В разных странах кредитная система имеет разную структуру, однако имеет и общие черты. Так, в любой стране она состоит из Центрального банка (ЦБ), коммерческих банков, специализированных банковских учреждений (инвестиционных, внешнеторговых, ипотечных и др.), а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых компаний, пенсионных фондов, сберегательных касс. Функции Центральных банков таковы: они осуществляют руководство всей кредитной системой страны, хранят ее золотовалютные резервы, ведут финансовые операции правительства, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходимости кредиты, обладают монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции коммерческих банков – привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов, посредничество в платежах и др.

Государство не только определяет порядок создания коммерческих банков, но и использует систему регулирующих нормативов, контролирует их деятельность. Коммерческие банки могут начать операции только после получения соответствующей лицензии.

Остальные многочисленные специальные финансово-кредитные институты выполняют различные вспомогательные функции. Их деятельность, дополняя операции коммерческих банков, обычно распространяется на такие сферы кредитования, которые являются невыгодными или рискованными для частных банков.

Особое место в кредитной системе занимают фондовые биржи, главной целью которых является обеспечение эффективного рынка для продажи и покупки ценных бумаг, создание капитала для промышленности.

Кроме национальных кредитно-финансовых институтов существуют межгосударственные: Международный валютный фонд (МВФ), международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов и др.

Банковские операции делятся на пассивные (с помощью которых образуются банковские ресурсы) и активные (посредством которых банки размещают эти ресурсы).

Банковские ресурсы включают: собственные капиталы, складывающиеся из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли, и вклады (депозиты), принимаемые банками у клиентов.

Активные операции банков включают срочные и бессрочные ссуды, которые они выдают своим клиентам. Срочные – погашаются по истечении определенного срока, бессрочные – в любое время.

Банковская прибыль (маржа – margin ) складывается из разницы между полученными процентами по ссудам и выплачиваемыми процентами по вкладам. Кроме того, в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции.

Чистая прибыль равна разнице между валовой прибылью и расходами по ведению банковских операций.

Интерес представляет анализ структуры баланса Центрального банка (табл. 1).

Структура баланса Центрального банка

Золотые резервы (ЗР)
Валютные резервы (ВР)
Ценные бумаги (ЦБ)
Займы финансовым институтам (ЗФИ)
Займы правительству (ЗП)
Прочие активы (ПА)Банкноты (наличные деньги – НД)
Депозиты финансовых институтов (ДФИ)
Депозиты правительства (ДП)
Прочие пассивы (ПП)Итого активы (ИА)Итого пассивы (ИП)Чистое сальдо (ЧС)Суммарные пассивы и чистое сальдо (ИП+ЧС)

1.2. Деньги и денежные агрегаты. Спрос на деньги

Деньги – главная движущая сила рыночной экономики. По состоянию финансового рынка можно судить о «здоровье» экономики, анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике. Воздействуя на финансовый рынок, можно управлять экономической активностью общества.

По поводу сущности, природы, причин возникновения денег и их роли в экономике ведутся непрекращающиеся споры со времен древнегреческих философов. Для практических целей достаточно такого определения: деньги – это определенная материальная субстанция, принимаемая людьми в качестве оплаты за товары и услуги и для погашения долгов. Они являются декретированными деньгами (fiat money, legal tender), т. е. назначенными правительством в качестве законного средства платежа. Они основаны на доверии. В периоды инфляции доверие к ним падает, начинает развиваться натуральный обмен.

Основные функции денег: мера стоимости, средство обращения и средство платежа (средство обмена), средство сбережения или накопления богатства.

Количество наличных денег в стране контролируется государством (монетарная или денежная политика). На практике эту функцию осуществляет Центральный банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты – по критерию убывания степени ликвидности:

М1 = наличные деньги + чековые вклады («деньги для сделок»).

М2 = М1 + нечековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады (обычно до 4-х лет).

L = М3 + краткосрочные государственные облигации, коммерческие ценные бумаги высокой степени надежности и ликвидности, межбанковские обязательства.

При анализе текущей экономической активности общества, при определении спроса и предложения денег обычно используется М1.

Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется двумя основными функциями денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства.

На этой основе спрос на деньги обычно делят на две части: спрос на деньги для сделок – трансакционный спрос (L d t) и спрос на деньги со стороны активов – спекулятивный спрос (L d a).

Трансакционный (transactio) спрос здесь деньги выполняют функцию средства обмена: обслуживают куплю-продажу товаров, выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и т. д. L d t изменяется пропорционально номинальному ВНП.

Поскольку на трансакционный спрос ставка процента не влияет (это – некоторое упрощение), то на представленном графике (рис. 1) L d t вертикальная линия:

Что относится к активной части денежной массы. Смотреть фото Что относится к активной части денежной массы. Смотреть картинку Что относится к активной части денежной массы. Картинка про Что относится к активной части денежной массы. Фото Что относится к активной части денежной массы

Рис. 1. Трансакционный спрос на деньги

Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос, объясняется следующим. Преимуществом денег является их ликвидность. Однако в таком случае они не приносят дохода. Поэтому люди склонны держать свои активы не только в наличных деньгах, но и в акциях, облигациях. При этом приходится решать, сколько финансовых активов и в какой форме держать. Решение зависит от ставки процента: чем она выше, тем привлекательнее ценные бумаги, тогда количество активов в форме наличных денег будет небольшим. И наоборот.

Исходя из этого, кривая L d a имеет следующий вид:

Что относится к активной части денежной массы. Смотреть фото Что относится к активной части денежной массы. Смотреть картинку Что относится к активной части денежной массы. Картинка про Что относится к активной части денежной массы. Фото Что относится к активной части денежной массы

Рис. 2. Спрос на деньги со стороны активов

Общий спрос на деньги:

Что относится к активной части денежной массы. Смотреть фото Что относится к активной части денежной массы. Смотреть картинку Что относится к активной части денежной массы. Картинка про Что относится к активной части денежной массы. Фото Что относится к активной части денежной массы

Рис. 3. Общий спрос на деньги

Итак, спрос на деньги означает общее количество денег, которое люди хотят иметь для сделок и в качестве активов при каждой возможной величине процентной ставки.

1.3. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке

Предложение денег в экономике осуществляет государство через Центральный банк, поэтому предложение денег это количество денег, предлагаемое ЦБ страны на денежном рынке.

Что относится к активной части денежной массы. Смотреть фото Что относится к активной части денежной массы. Смотреть картинку Что относится к активной части денежной массы. Картинка про Что относится к активной части денежной массы. Фото Что относится к активной части денежной массы

Большинство экономистов считает необходимым управлять денежным предложением, т. е. обеспечивать количество денег в обращении, необходимое для деловой активности, чтобы способствовать полной занятости, стабилизации цен и нормальному темпу экономического роста.

Казалось бы, коммерческий банк только берет деньги у одних (тех, кому они временно не нужны) и передает другим. Но в действительности банки и сами могут производить деньги.

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием : только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов для выдачи наличных денег, а остальные используют для выдачи ссуд. Этот процесс можно рассмотреть на следующем примере.

Предположим, банковские резервы R=10 %.

Банк № 1, получив вклады, отдает кредиты на 90 ден. ед. Теперь вкладчики по-прежнему имеют на счетах 100 ден. ед. Но и заемщики имеют 90 ден. ед. Общее количество денег равно 190 ден. ед. Кредиты используют на покупку товаров, продавец которых размещает полученную выручку, к примеру, в банке № 2. Этот процесс продолжается.

Однако данный процесс является обратимым – деньги уничтожаются, когда ссуды выплачиваются. Но тот факт, что стремящиеся к прибыли банки имеют тенденцию менять денежное предложение, обусловливает необходимость контроля Центрального банка за денежным предложением.

Что относится к активной части денежной массы. Смотреть фото Что относится к активной части денежной массы. Смотреть картинку Что относится к активной части денежной массы. Картинка про Что относится к активной части денежной массы. Фото Что относится к активной части денежной массы.

В приведенном примере m = 1\10*100 = 10. Первоначальный вклад в 100 ден. ед. поддерживает сумму в 1100 ден. ед.

Равновесие на денежном рынке предполагает равенство количества предлагаемых денежных средств количеству денег, которое желают иметь у себя население и предприятия (см. рис. 5).

Что относится к активной части денежной массы. Смотреть фото Что относится к активной части денежной массы. Смотреть картинку Что относится к активной части денежной массы. Картинка про Что относится к активной части денежной массы. Фото Что относится к активной части денежной массы

Рис. 5. Равновесие на денежном рынке

1.4. Структура финансовой системы

Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйствующих субъектов.

Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную – все расходы и сбережения.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.

Денежные фонды образуются и используются под воздействием сложных распределительных отношений, требующих финансового контроля. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами. Руководство осуществляют Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба России, таможенные органы.

Развитие акционерных форм собственности привело к созданию института независимого внешнего финансового контроля – аудита.

Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.

Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик (см. рис. 6).

Что относится к активной части денежной массы. Смотреть фото Что относится к активной части денежной массы. Смотреть картинку Что относится к активной части денежной массы. Картинка про Что относится к активной части денежной массы. Фото Что относится к активной части денежной массы

Рис. 6. Структура бюджетной системы России

Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта (государства, территории) и его расходы.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата) или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы; по поводу бюджетных расходов на социальные цели. Это также компромисс между государственными и местными интересами, промышленными и сельскохозяйственными районами в распределении налогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой.

Расходы бюджета показывают направления и цели бюджетных ассигнований. Доходы складываются из налогов, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств ( профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.

Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство – таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

1.5. Причины бюджетного дефицита. Государственный долг

В экономической теории выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

Особо следует обратить внимание на четвертый вид бюджетного дефицита. Он включает в себя два аспекта. Первый – в качестве своей причины имеет расстройство хозяйства, его низкую доходность и стагнацию. Возможности ликвидации дефицита заключены в тех или иных преобразованиях в самом хозяйстве, в обеспечении его подъема.

Основы второго заложены в плохой работе финансовой системы, неумении найти доходы, изъять их без нанесения ущерба экономике, удержать расходы на уровне доходов. Неблагоприятную роль играют здесь попытки необоснованного увеличения заработной платы, пенсий и других выплат населению. Эти меры обусловлены социальными требованиями, но если это станет стимулом возрастания инфляции, то тогда уже «финансовый» по своему происхождению дефицит станет основным и будет оказывать разрушающее влияние на экономику.

В качестве непосредственных причин бюджетного дефицита выделяются:

Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Эта связь проявляется в следующем. С одной стороны, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. С другой – определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга.

Накапливающиеся задолженности правительства должны выплачиваться с процентами. Сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Если из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы, то правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают ко все новым займам. Покрывая старые долги, они делают все большие новые.

Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) долги. Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги – по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.

Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем – она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, т. к. это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

1.6. Налоговая система

Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от доходов (например, за тонну нефти или м 3 газа).

Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога (доходу или имуществу) без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки – ставка повышается по мере возрастания дохода.

Регрессивные ставки – ставка снижается по мере роста дохода.

Разделяют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – непосредственно платятся субъектом налогообложения, т. е. взимаются с конкретных юридических и физических лиц: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций; поимущественные налоги, налоги на социальное страхование, на фонд заработной платы и т. д.

Косвенные налоги – налоги на определенные товары и услуги. Их взимают через надбавку к цене: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на наследство, на сделки с недвижимостью, ценными бумагами и др.

В большинстве развитых стран два ведущих вида налогов – подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех доходов из всех источников как внутри страны, так и за рубежом, и налог на добавленную стоимость (НДС).

Налоговые системы развитых стран широко применяют налоги как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. С этой целью используются определенные льготы. Важнейшие из них: инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *