Что отличало древнейшие законы
Свод законов Хаммурапи и мы
Вы помните о своде законов Хаммурапи, самом раннем кодексе законов, известном на настоящий момент, о котором почти все мы читали когда-то в учебниках по античной истории?
Этот текст, почти не тронутый временем, написанный клинописными буквами, был обнаружен в 1901 году и спустя два года переведен в американском Корнелльском университете. В нем 282 параграфа, или статьи, из которых часть или совсем не сохранилась, или сохранилась фрагментами.
Свод законов Хаммурапи – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет
Может, кто-нибудь спросит: а что общего у этого самого древнего в истории человечества свода законов с современной семьей, нашими ценностями, миром? Общее есть. Причем очень много. Этот свод законов – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет. К лучшему или худшему. Он показателен и облегчает нам понимание регресса ценностей в наши дни.
Это самый ранний документ в истории человечества, в котором мы находим такие слова, как «муж», «жена», «брак», семья, «развод», «измена», «дети», «мужчина» и «женщина». Таким образом, было бы очень полезно в наши времена ценностной дезориентации и хаоса оглянуться назад и посмотреть, что думали человеческие создания 4 тысячи лет назад касательно ценностей.
Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества»
Этот свод законов был написан во времена Вавилонского царя Хаммурапи, жившего за 1750 лет до Рождества Христова, то есть более 3750 лет тому назад. От свода его законов нас отделяют самое меньшее 3750 лет. Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества». Здесь речь не идет о десяти заповедях Ветхого Завета. Нам говорят, что нельзя приводить аргументы в пользу традиционных ценностей из библейской, христианской и вообще религиозной сфер. Подобные аргументы не принимаются во внимание в спорах, проводимых вокруг современного брака, сексуальной жизни и нравов. Однако свод законов Хаммурапи является мирским документом, и он будет весьма полезен для оценки степени деградации современных ценностей в сравнении с теми, которые были кодифицированы вавилонянами 3750 лет тому назад.
Общие замечания
Кроме того, этот документ дает ясно понять, что в какой-то момент своего развития общество определило, что одни социальные практики являются полезными, а другие нет. В итоге как полезные, так и вредные практики были кодифицированы с целью защищать и поощрять первые и запрещать или карать последние.
Анализ, который мы можем провести сегодня, свидетельствует: на то, на что люди 4 тысячи лет назад смотрели как на нормальное, сегодня смотрят как на ненормальное. Естественно, мы имеем в виду не рабство и прочие институты подобного рода, а многотысячелетний институт семьи и брака.
Слово «брак» упоминается в своде Хаммурапи 13 раз, слово «муж» – 44 раза, «жена» – 67 раз, «измена» – 3 раза, «семья» – 1 раз и «развод» – 3 раза. Слово «секс» не появляется совсем.
Это указывает на то, что для вавилонского общества 4000-летней давности брак был чем-то важным, отношения между супругами были четко определены для того, чтобы защищать единство семьи, а отсутствие слова «секс» указывает на то, что, в отличие от наших дней, «примитивное» общество не было одержимо сексуальностью, как это имеет место сегодня.
Брак
Интересные подробности, касающиеся брака, мы находим в кодексе Хаммурапи. Кодекс определяет брак не прямо, а косвенно. Параграф 128 утверждает: «Если мужчина взял себе жену, но не заключил с ней брачного договора, эта женщина не является его женой». Брак, таким образом, создавался мужчиной и женщиной, мужчина при этом назывался мужем, а женщина – женой. Но чтобы быть официально созданным и признанным в обществе, союз между мужем и женой должен быть задокументирован в форме брачного договора.
4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком
Это указывает на то, что при отсутствии брачного договора между мужчиной и женщиной имели место отношения сожительства. Это означает, что еще 4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком. А почему? Без сомнения, потому, что брак, а не сожительство, придавал стабильность отношениям между супругами, что, в свою очередь, вносило социальную стабильность в жизнь всех членов общества.
Брак ставил пределы сексуальным и семейным отношениям, отношениям между мужем и женой, между родителями и детьми. Все знали свои роли и пределы. Но от этого все только выигрывали: мужья и жены, родители и дети и общество в целом.
Что значит «брачный договор»? Именно то, что в наши дни продолжает отличать брак от сожительства. Сожительство не основано на договоре, а является совместным проживанием по расчету без взаимных обязательств. Брак же основан на договоре. Брачный договор между мужчиной и женщиной означает взаимные обещания верности и моногамии, обещание быть вместе в добре и зле, в здоровье и болезни и исключить из отношений между мужем и женой третьих лиц. Обещания эти давались в присутствии свидетелей.
Интересно заметить, что Священное Писание в Ветхом Завете определяет брак как договор между мужчиной и женщиной, заключенный в присутствии свидетелей (Мал. 2: 14: «Вы скажете: “за что?” За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» [1] ).
Сопоставим это традиционное определение брака, имеющее самое меньшее 4000-летнюю давность, с определениями, предлагаемыми сегодня. Новая идеология семьи больше не основывает брак ни на союзе между мужчиной и женщиной – лицами разного пола, ни на договоре между мужем и женой, на верности, моногамии и исключении третьих лиц из взаимоотношений между мужем и женой. Речь всё больше идет о браке нового типа, об «открытых браках» («open marriages»), в которых муж разрешает жене поддерживать сексуальные отношениями с другими лицами – будь они противоположного или одного с ней пола, и жена тоже разрешает это своему законному мужу. Полиамурность, или групповой брак, тоже является частью этой тенденции и всё громче требует своего легального признания.
Нерожденные дети
Нерожденными детьми дорожили, и они имели реальную ценность в своде законов Хаммурапи. Если человек покушался на беременную свободную женщину и становился причиной гибели ее плода, то назначались не уголовные наказания, а денежные, при этом компенсация составляла 10 сиклей (§ 209).
В кодексе Хаммурапи упоминается много преступлений, подлежащих денежной компенсации, но самой большой была компенсация в случае убийства нерожденного ребенка свободной женщины…
Развод
Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других. Например, если жена заболевала, муж не мог с ней развестись, он обязан был содержать ее до конца ее жизни (§ 148). А если развод разрешался, то муж обязан был отдать жене часть урожая, имущества и благ, чтобы она содержала на это своих детей (§ 137).
Сексуальные преступления
В своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались
Актуальность свода законов Хаммурапи сегодня
Вне всякого сомнения, принципы, провозглашенные сводом законов Хаммурапи, были приняты для того, чтобы предотвратить нравственный хаос и нравственный упадок, имевшие место в прежних поколениях. Если Хаммурапи счел за благо определить и стандартизировать брак, то это значит, что его поколение нашло предшествующие способы общежития хаотичными и ущербными.
Брак как раз и был призван поддерживать общественный порядок, регламентировать отношения между полами, родителями и детьми, защищать детей, защищать супругов от вмешательства третьих лиц и обеспечивать гармоничное преемство поколений.
Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что «просвещенные» страны Европы узаконят браки между лицами одного пола
Современные идеологии и практики располагаются на противоположном от этого полюсе. Спустя 3750 лет после записанной истории и 4000 лет человеческого опыта брак заново переформулируется. Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что по прошествии 3750 лет «просвещенные» страны Европы узаконивают браки между лицами одного пола.
С другой стороны, однако, свод законов Хаммурапи представляет собой стандарт, проводящий разграничительные линии цивилизации. Цивилизация начинается тогда, когда общество научается различать между добром и злом, выбирает добро, отвергает зло, кодифицирует добро и наказывает зло. Следовательно, общество может называться цивилизованным только до тех пор, пока оно обладает рассудительностью, пока оно может проводить различие между добром и злом и запрещать зло.
А что Румыния?
Поэтому удивительно, а может, даже жаль, что политические лидеры Румынии противятся кодификации этого института в Конституции Румынии. Господа Понта, Бэсеску и Черня [3] выглядят как двоечники в истории. Им было бы неплохо прочитать правила Хаммурапи и осознать, насколько они сами не правы. Может, они и считают себя интеллигентными и образованными, однако выглядят как невежды в истории. Уже 3750 лет как брак кодифицирован в виде союза между мужчиной и женщиной, а их это не волнует.
С 2006 года Альянс семей Румынии борется именно за защиту института брака и определения его в Конституции Румынии в том виде, в каком он был кодифицирован впервые 3750 лет тому назад в своде законов Хаммурапи. Это борьба, которую мы считаем благородной. Да, мы на стороне Истории. А наши руководители – нет.
Альянс семей Румынии
Перевел с румынского Родион Шишков
[1] В рум. и ц.-сл. переводе: «она общница твоя и жена завета (договора) твоего».
[2] 48-я статья Конституции Румынии определяет семью как союз, основанный на добровольном согласии супругов (а не мужчины и женщины). Гомосексуалистское лобби начиная с 2006 г. ведет в румынском парламенте большую борьбу за пересмотр Конституции в выгодную для себя пользу. В том же году было собрано более 650 тыс. подписей против гомосексуальных нововведений в Конституцию; неоднократно выступала против этого и Румынская Церковь, но вопрос и сегодня остается открытым.
[3] Виктор Понта (р. 1972) – премьер министр Румынии с 2012 г.; Траян Бэсеску (р. 1951) – президент Румынии с 2009 г.; Ремус Черня (р. 1974) – председатель Партии зеленых, борец за права человека, за свободу самовыражения и свободу мысли, совести и религии, против дискриминации меньшинств.
Законы и реформы Древнего Мира
по курсу «История государства и права зарубежных стран»
по теме: «Законы и реформы Древнего Мира»
1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
2. Законы Хаммурапи
3. Реформы Солона и Крисфена
«История государства и права зарубежных стран» относится к базовым дисциплинам высшего юридического образования. Ее статус среди других дисциплин, изучаемых будущими юристами, определяется предметом и задачами курса, которые анализируются в первой части работы.
Сохранившиеся документальные сведения о деятельности Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого правителя-самодержца, высоко ценившего законность и справедливость. Законам Хаммурапи посвящена вторая часть работы.
В третьей части работы описываются и анализируются реформы Солона и Клисфена в государстве Афины (Древняя Греция).
1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран – наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В то же время она является юридической наукой, ибо объектами изучения являются государство и право.
Предметом истории государства и права зарубежных стран являются:
изучение возникновения, развития, функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве[1].
Для исследования предмета истории государств зарубежных стран используются следующие методы[2]:
1) общелогические, применяемые всеми науками (дедукция и индукция, анализ и синтез, рассуждение по аналогии, доказательство от противного, абстрагирование и др.);
2) частнонаучные (конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы).
Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном отрезке времени.
Сравнительно-правовой метод заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем синхронного (сопоставление их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений) и диахронного (сопоставление явлений между собой в разное время)сравнения.
Системно-структурный метод заключается в исследовании отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран.
Наука «история зарубежного государства и права» использует следующие научные приемы:
1) аналогия – применяется при изучении явлений, сведения о которых неточны ипи неполны;
2) экстраполяция – это распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.
Для исследования количественных сторон исторического процесса используется статистический метод. Количественные исследования историко-правовых явлений осуществляются путем получения обобщающих, абсолютных, средних и относительных показателей, индексов, построения таблиц, графиков и др.
Периодизация истории государства и права зарубежных стран строится таким образом:
1. История государства и права Древнего мира (IV тьс. до н. э. – V в. н.э.).
2. История государства и права Средних веков (V-XVIII вв.).
3. История государства и права Нового времени (XVIII – конец XIX в.);
4. История государства и права Новейшего времени (XX век).
История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств. А история государства и права зарубежных стран изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.
Истории государства и права зарубежных стран принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права.
2. Законы Хаммурапи
Правление Хаммурапи – время высшего расцвета Вавилонии во 2 тыс. до н.э. Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы – древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Данный столб хранится в Лувре, его копия – в Московском музее им. А.С. Пушкина).
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Рассмотрим теперь различные виды права того времени.
Право в странах Древнего мира
Исторической обусловленностью обладает развитие права стран Древнего Востока. Долгое время право древнего мира было обычным и лишь с совершенствованием социума постепенно становится писаным. Включало в основном случаи из судебной практики того времени, которые накапливались и получались целые своды законов, правил.
В содержании четко прослеживается классовое разделение, но и видна общенациональная направленность. Яркими примерами являются законы Хаммурапи и законы Ману.
Древний Вавилон: Законы Хаммурапи
Еще в самом начале своего восхождения на престол царь составил свод законов и дал право стране. Однако первая редакция не сохранилась, а известные на сегодня правила относятся к завершающему периоду царствования Хаммурапи.
Текст законов был выбит на базальтовом столбе, а во главе изображен царь. Текст разбит на 3 части – введение (перечисляются благие дела царя и говорится о преемственности власти от бога), непосредственно законы, заключение. Состоит из 282 статей.
Право собственности
Приобретает распространение частная собственность. Различаются такие земли по владению:
Первые 2 вида находились под контролем царя и составляли ключевой источник дохода государства. Общинные владения уходили на последний план, поскольку в целом община вымирала. Умирание общины во многом сопряжено с развитием частной собственности на наделы, которые без каких-либо барьеров продавались, сдавались в аренду, переходили преемникам по наследству.
Обязательственное право
В своде есть ряд статей, регламентировавших сдачу наделов в пользование за плату. Оплата составляла 1/3 от урожая. Если же условием сдачи в аренду становилось обязательство по отдаче половины урожая, то владелец участка должен был сам принимать участие в затратах или труду по обработке.
СПРАВКА! Отдавали участок в эксплуатацию на небольшой период – 1-2 года. Исключением выступали неосвоенные наделы.
Закон древнего мира регулировал отношения между хозяином земли и пользователем, если последний не обрабатывал участок, то обязан уплатить владельцу по меркам урожая, выращенного соседями.
Свод регламентирует также наем вещей, животных, помещений, судов и прочее. Есть сведения о мерах наказания в случае потери или безвозвратной гибели вещи.
Семейные отношения
Действительность брачного союза определялась письменным соглашением между отцом невесты и будущим мужем. Девушка переходила под управление супруга. В случае неверности женщине грозило суровое наказание.
ВНИМАНИЕ! Если супруга не могла родить детей, то муж вправе иметь побочную жену.
Совсем бесправной замужнюю женщину назвать нельзя. Она обладала следующим перечнем прерогатив:
На расторжение союза.
Вправе быть преемницей имущества супруга после его кончины.
Отец имел сильное влияние на потомств. Ему разрешалось продавать своих детей, отдавать в качестве обеспечения долга, отрезать язык при сквернословии с родителями. Законом ограничивалась отцовское влияние – он не вправе лишить наследства, если преемник не совершил преступного деяния.
Уголовное право
В законах нет определения преступления и перечня деяний, относящихся к таковым. Из текста выделяются такие разновидности:
Упоминается лишение жизни по неосторожности. Детально расписаны различные членовредительства. Нарушителя в таких случаях ожидала участь потерпевшего, действовал принцип талиона.
Различают кражу и грабеж. Наказания довольно жесткие – смертная казнь, отрубание рук, взимание непомерной суммы штрафа.
Древняя Индия: Законы Ману
Повседневная жизнь индийцев была регламентирована этическими сборниками правил поведения – дхармы. Самым известным считается законы Ману. Предписания носили очень религиозный характер.
История права древнего мира не указывает точной даты появления этих правил. Включают 2625 статей.
Четко прослеживается понимание между собственностью и владением. Перечисляется 7 легальных способов возникновения права собственности – наследование, получение в качестве подарка или в результате находки, приобретение, завоевание, возмещение за долги, по исполнению работы, в качестве милостыни.
Среди обязательств распространение получили договорные, то есть вытекающие из соглашения. Законом твердо зафиксированы нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не вернул полученный заем в срок, то он обязуется отработать долг.
СПРАВКА! Если в качестве должника выступает лицо, занимающее более высокое происхождение, то ему разрешено отдавать долг постепенно.
В правилах есть упоминания о договорах купли-продажи, дарения, аренды участков.
Брак представлял собой один из видов имущественных сделок – будущий супруг покупал себе жену и она переходила в его собственность. Женщины не способны быть самостоятельными – вначале девочка пребывает под властью отца, после – мужа, а затем – сыновей.
ВНИМАНИЕ! Муж вправе иметь несколько жен, а также подать на развод. Женщине же не разрешалось покинуть семью даже после расторжения союза.
Уголовное право с одной стороны довольно развито – есть понимание рецидива, формы вины, соучастие. Однако все еще имеют место быть пережитки прежних порядков – талион, ордалии как средство доказывания, ответственность общины за совершенное деяние на ее территории, если преступник не найден.
Демократия и право античной Греции
В начале V в. до н.э. Фемистокл, глава демократического движения, заменяет прямые выборы архонтов жеребьевкой. Далее продвижением демократии занимается Эфиальт. Для снижения влияния олигархической партии в ареопаге он инициировал расследование о фактах коррупции против некоторых членов привилегированного органа. Факты были доказаны и народное собрание ликвидировало орган.
Эфиальт ввел новую принципиальную систему отчетов должностных лиц. Перед уходом в отставку чиновника любой гражданин Афин был вправе обратиться на него с жалобой. С именем этого правителя связывают введение обязательства выставлять законы для всеобщего ознакомления.
Далее правление перешло к Периклу, который уже более четко разделил ветви власти, установил денежное вознаграждение за труд судьям и другим госслужащим, провел гражданскую реформу.
Несмотря на процессы демократизации социум терзали противоречия. Все еще большую его часть составляли несвободные рабы. Полноправные граждане обладали перечнем прав:
свобода и личная независимость от другого человека;
на земельный надел и экономическое содействие в случае материальных трудностей;
участие в делах государства;
почитание и защиту богов;
участие в празднествах.
Также были и обязательства граждан – помощь полису при любой чрезвычайной ситуации, защита от внешних врагов, соблюдение законов, обработка своего надела. За совершенное преступное деяние граждане могли ограничиваться в правах, подвергнуться бесчестью.
Римское право: Законы XII таблиц
Свое название свод получил от того, что текст законов занял 12 таблиц из дерева, которые были выставлены на главной площади Рима для всеобщего обозрения. Основой послужили сформировавшиеся обычаи, что в целом характерно для развития государства и права древнего мира.
Особую нужду в таком кодексе имели плебеи, которых следовало хоть как-то защитить от произвола патрициев. Отличительной чертой свода является высокая степень формализма – невыполнение какой-либо бюрократической процедуры, ее упущение могло привести к проигрышу дела в суде.
Право собственности подразделялось на 2 типа:
Рес манципи – наделы, скот, рабы, сооружения.
Ре снек манципи- остальные вещи.
Для перехода прав собственности другому человеку в случаях с вещами первой категории соблюдалась особая процедура – манципация. После уплаты денег человек накладывал руку на вещи и произносил – «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов».
Наказания за преступления были суровыми. В основном применяли смертную казнь или обязательства по уплате огромных штрафов.
Таким образом, древнее право берет свое начало в обычаях и традициях каждой страны. У каждого народа были свои отличительные особенности, что отразилось на памятниках законов.