Что отличает искусство как форма познания

Что отличает искусство как форма познания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Учебная дисциплина: Философия

Реферат на тему: «Искусство как форма познания мира»

Студентка 1 курса Ю-1401 группы

1. Понятие и сущность искусства

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

3. Специфика искусства

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

5. Роль искусства в познании мира

6. Основные общественные функции искусства кaк способа познания миpа

7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Список использованной литературы

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

искусство эстетический художественный познание

1. Понятие и сущность искусства

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

3. Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

. Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.

. Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

5. Роль искусства в познании мира

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

. Основные общественные функции искусства как способа познания мира

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей информации в духовную сферу общества.

Список использованной литературы

1.Толстикова И.И. Садохин А.П. «Мировая культура и искусство»;

2.Силичев Д.А. «Культурология»;

.Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры»;

.Хренов Н.А. «Социальная психология искусства: переходная эпоха».

Теги: Искусство как форма познания мира Реферат Культурология

Источник

Статья «Искусство как познание»

«Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме».

Первоначально, еще древние греки, искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском.

Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — познание мира через красоту. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности.

По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке.

Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Сегодня на уроке мы погрузимся в мир искусства и попробуем на чувственном уровне ощутить и представить все то, что будем видеть и слышать. А в конце урока попытаемся воспроизвести наши ощущения и чувства, которые мы испытаем.

Презентации групповых творческих проектов.

«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных»- писал Александр Пушкин.

Познание мира как бытия волновало не только философов, но и поэтов. Именно они показывают нам мир в образах и чувствах, которые передают через художественное слово…

Оторви от неба кусочек.

Загляни под ткань мирозданья.

Там цветёт волшебный цветочек,

Что избавит тебя от страданья.

Лепестки его – бесконечность,

А листочки – основа творенья.

Его корни уходят в вечность.

Его время – начало цветенья.

Он подобен сиянью светила,

От него исходит блаженство…

В нём живёт бездонная сила,

Потому что он – совершенство.

2-й: А разве уступает философам в своих размышлениях Омар Хайам, который художественным словом раскрывает картины бытия…

Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

4-й:
Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас.
Эти мертвые камни у нас под ногами
Прежде были зрачками пленительных глаз.

1-й:
Как жар-птица, как в сказочном замке княжна.
В сердце истина скрытно храниться должна.
И жемчужине, чтобы налиться сияньем,
Точно так же глубокая тайна нужна.

«О, невежды! Дорога не там и не тут!»

1-й: На протяжении веков мыслители и поэты пытались разгадать тайны мироздания и постичь смысл жизни. Известный поэт двадцатого столетья Эдуард Асадов создал портрет целого поколения в его поисках, чаяниях и надеждах, и оставил нам продолжить свое наследие…

Запоминайте нас, пока мы есть!

Ведь мы еще на многое сгодимся.

Никто не знает, сколько мы продлимся,

А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь,

2-й: Кто мы такие? В юности — солдаты.

Потом — трудяги, скромно говоря.

Но многие торжественные даты

Вписали мы в листки календаря.

Мы победили дьявольское пламя

И вознесли над пеплом города.

Видать, нам вечно быть фронтовиками

И в дни войны, и в мирные года!

Зазнались? Нет, смешно и ни к чему!

Нам не пришло бы в голову такое.

Когда пройдешь сквозь самое крутое,

Тогда плюешь на эту кутерьму.

Что нам чины, восторгов междометья!

Да мы их и не ведали почти.

Нам важно, чтоб смогли вы обрести

Все то, что мы достигли в лихолетья.

А чтобы жить вам светлою судьбою

И взмыть под звезды выше во сто раз —

Возьмите все хорошее от нас,

А минусы мы унесем с собою…

Мы вечно с вами толковать бы рады,

Но всех ветра когда-то унесут…

Запоминайте ж нас, пока мы тут,

Тогда архивов и листать не надо!

Когда ж потом, в далекие года,

Воспоминаний потускнеют нити,

Вы подойдите к зеркалу тогда

И на себя внимательно взгляните.

И от взаимной нашей теплоты

Мир вспыхнет вдруг, взволнованный и зыбкий.

И мы, сквозь ваши проступив черты,

Вам улыбнемся дружеской улыбкой…

И мы, сегодняшние лицеисты, готовы дать ответ уходящему от нас поколению…

Мы помним все, что вы нам завещали,

Мы будем это бережно хранить,

Чтоб мысли и сердца не остывали,

И чтоб не оборвать живую нить.

Закончить поэтическую страничку нам хочется еще одними собственными строчками:

Здесь и сейчас живи и наслаждайся

Твореньем жизни, даром бытия!

Ищи себя, люби и восхищайся

Мгновеньем каждым, свет и мир даря!

Спасибо за внимание! Надеемся, что поэзия не оставила вас равнодушными!

Группа 2 – «Театр». 4 участника (регламент 6 минут)

1-й: «Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль».

Эти слова Шекспира давно стали крылатыми, как и сам Шекспир до сих пор стоит на первом месте в ряду мировых драматургов.

2-й: Пожалуй, ни одно драматическое произведение не ставилось в театрах мира так часто как «Гамлет». Может быть, именно потому, что никто так страстно и трепетно не задавался вопросом смысла жизни, как Гамлет, которого каждое поколение по праву считает своим современником?!

3-й: Давайте обратим внимание на один лишь эпизод из бессмертного произведения Шекспира, который играют российские актеры в постановке Юрия Бутусова.

4-й: Да, это будоражит умы и чувства, не оставляя равнодушным ни одного зрителя. Но каждое поколение живет не только извечным вопросом «быть иль не быть?», особенно в юношеском возрасте, но и мечтами. Вот и наши лицеистки готовы сегодня поделиться с вами своими сокровенными мечтами…

1-й: Весь мир театр и все мы в нем актеры! Спасибо за внимание!

3-й: Окружающий нас мир каждый видит по-своему, для кого-то это среда обитания, для кого-то бытие, а каким видят мир природы художники?!

(Вдеоклип «Картины известных художников»)

1-й: В нашем лицее нет равнодушных к красоте природы. Мы не художники в профессиональном смысле, но очень любим запечатлевать шедевры природы своими видео и фотокамерами. И сейчас хотим предложить вашему вниманию лишь некоторые фрагменты фотографий, которые подготовили лицеисты на конкурс «Шедевры природы».

(фотоснимки на А-4 прикрепляют с доске магнитами)

Я свежести природной зачерпну

И ею на рассвете лишь умоюсь,

Живую душу каждую пойму,

Я очень за природу беспокоюсь.

Природные дары без лишних слов

Расходятся направо и налево,

Но что природа? Это жизни кров,

А жизнь сама в природе – королева!

Спасибо за внимание!

1-й: «Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства», писал о музыке Генрих Гейне.

А Томас Катейль сказал: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».

Давайте перенесемся в стихию музыки и бытия, погрузимся в звучание скрипок в песках пустыни как будто на краю вечности…

(Видеоклип в исполнении скрипичного квартета)

2-й: «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках»-написал Иван Сергеевич Тургенев.

Вы услышали классическую музыку в современной обработке. И это было буйство чувственных оттенков мировосприятия. А сейчас мы предлагаем вам с помощью классической музыки погрузиться в благозвучную красоту гармонии мироздания… Шопен. Вальс цветов.

( видеоклип на музыку Шопена «Вальс цветов»)

3-й: Недаром ее назвали «Мелодией рая», слушая эту музыку душа наполняется радостью и блаженством. Но, пожалуй, самая сильная музыка – это музыка любви.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»-говорил Людвиг ван Бетховен. И когда она соединяется с поэзией, то слушая ее, душа не просто радуется, она поет и любит…

эпизод встречи Алеши и Софьи в лесу)

4-й: Мы очень надеемся, что ваша душа наполнилась музыкой и открыла вам глаза на другой мир вокруг вас, который, возможно, вы увидели сегодня впервые. Слушайте музыку и наполняйте свой внутренний мир радостью и красотой! Ведь «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. » Это сказал Платон.

Спасибо за внимание!

Какие впечатления произвели на вас представленные художественные произведения? Мы снова включаем «свободный микрофон», и я прошу вас ответить на такие вопросы:

Какие краски, цвета преобладали в ваших ощущениях?

Какие эмоции, чувства вы испытывали?

Какие образы остались в памяти, произвели особое впечатление?

Какие мысли возникали при погружении в художественное произведение?

Источник

Искусство как форма познания мира

Сущность, функции и признаки искусства. Актуальность и перспективы развития различных его видов. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком. Выражение действительности в художественной форме при помощи образов.

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.12.2014
Размер файла17,6 K

Что отличает искусство как форма познания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Учебная дисциплина: Философия

Реферат на тему: «Искусство как форма познания мира»

Студентка 1 курса Ю-1401 группы

Введение

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

искусство эстетический художественный познание

1. Понятие и сущность искусства

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

3. Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

1. Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.

3. Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

5. Роль искусства в познании мира


Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

6. Основные общественные функции искусства как способа познания мира

a) в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение.

b) выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений.

c) для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней.

d) понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.

f) огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей информации в духовную сферу общества.

Список использованной литературы

1. Толстикова И.И. Садохин А.П. «Мировая культура и искусство»;

2. Силичев Д.А. «Культурология»;

3. Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры»;

4. Хренов Н.А. «Социальная психология искусства: переходная эпоха».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *