Что отличает и что сближает философию и науку 10 класс
Что отличает и Что сближает философию и науку?
Что отличает и Что сближает философию и науку.
Философию от науки отличает «общность» её целей и
Скажем, философия или «любовь к мудрости» предполагает
огромное количество путей решения проблем, волнующих человечество с самых
Какого предназначение человека?
Наука же более конкретна и «приземлена», она
использует эмпирический метод и прочие научные изыскания для достижения
С каких книг по философии можно начать изучение этой науки?
С каких книг по философии можно начать изучение этой науки?
Напишите различия между философией и наукой?
Напишите различия между философией и наукой.
Философия это наука о чем?
Философия это наука о чем?
«Философия наука о всеобщем» расшифруйте это высказывание по подробнее?
«Философия наука о всеобщем» расшифруйте это высказывание по подробнее.
Что изучает наука философия, психология?
Что изучает наука философия, психология?
Что отличает и что сближает философию и науку?
Что отличает и что сближает философию и науку?
(сходства и различия).
Выписать в виде таблицы отличие философии от науки и мифологии?
Выписать в виде таблицы отличие философии от науки и мифологии.
Что общего в науках : право, философия и политология?
Что общего в науках : право, философия и политология.
Что отличает науку от искуства?
Что отличает науку от искуства.
12212 Ответ на 8 вопрос.
Смелость позволяет объективно оценивать свои возможности, не бояться трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства чувства ответственности защищенности надёжности жизни.
Свою родину в будущем я вижу ещё более великой, могущественной, сильной. Родина в будущем ещё более развита, независима, справедлива.
На мой взгляд, следующие пути повышения личного и социального статуса являются оптимальными. Перечислю : 1. ) Образование – инвестиции в образование окупаются почти всегда. Возможно, это неотъемлемая часть социализации человека. Приобретение им п..
Может, вы имели ввидуАнгиохирургили сосудистый хирург –этоврач, который диагностирует и лечит заболевания сосудистой системы. Уровень средней заработной платы составляет 95000 руб.
Философия и наука: сходства и различия
Содержание
Что такое философия, и что такое наука? Что общего у них, и чем они отличаются? Философия является теоретической частью науки или наука прикладной частью философии? Для того чтобы попытаться дать ответы на эти непростые вопросы, нужно разобраться в самой сути этих понятий, в их истоках.
История возникновения
Философия в переводе с греческого языка означает «стремление к мудрости». Впервые слово «философ» употребил еще в шестом веке до нашей эры Пифагор, который считал, что поиск истины – это и есть смысл философии.
Первые известные нам философские учения возникли в середине первого тысячелетия до нашей эры в трех очагах цивилизации того времени: в древнем Китае, древней Индии и древней Греции. Предшественниками философии были мифологические мировоззрения древних народов, населявших нашу планету. На основе мифов сложились системы ценностей и образ мышления человека еще на начальных стадиях развития общества.
Появление философии – это продолжительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к рациональному. В процессе развития общества мифология себя изжила, и на ее место пришли религия и философия. И, если религия основывается на духовных канонах, то философия представляет собой систему знаний, основанную на рациональном восприятии и осмыслении мироустройства и месте человека в этом мире.
История науки также уходит в глубину веков. Когда, во времена палеолита, древний человек взял впервые в руки орудия труда и научился добывать огонь, тогда и началось применение, если еще не научного подхода, то уже накопленных знаний и опыта для решения своих насущных проблем.
Понятно, что без определенных познаний, древние египтяне или народы майя не смогли бы построить свои города, пирамиды, бальзамировать мумии. Или создать, например, древние календари, обнаруживающие глубокие познания цивилизаций того времени в астрологии.
Однако, в условиях мифологического сознания, все это носило исключительно прикладной, практический характер. Только с зарождением рационального мышления появилась возможность, с помощью логического развития, эмпирические знания систематизировать в научные. Поэтому временем зарождения науки также считается период античной древнегреческой цивилизации.
Особенности науки и философии, сравнение, общие черты и различия
Что же является объектом изучения философии? Если коротко, это общие и глубинные вопросы бытия, сущности и познания окружающего мира, места человека в этом мире, смысл жизни, какое начало лежит в основе всего – духовное или материальное. Существуют огромное количество разных философских теорий. Философия, как таковая, представляет собой совокупность различных, иногда во многом противоположных по взглядам учений. И часто эти учения, как в искусстве, отражают личностные представления и предпочтения создавшего их мыслителя.
Резюмируя вышесказанное, можем выделить сходства и различия науки и философии.
Можно сделать однозначный вывод, что наука и философия тесно переплетаются между собой на протяжении всей своей истории и призваны помогать человечеству в познании мира во всех его формах и проявлениях, находить ответы на насущные вопросы жизни и улучшать тем самым ее качество. Философия, в большей мере, классическая европейская, дополняет науку, расширяет ее границы и, очевидно, является ее уникальной, специфической составной частью.
Что отличает и что сближает философию и науку?
Философия, как и наука просто невозможны без развитой фантазии и творческого воображения. Невозможно полностью удалить воображение и остаться с вычислительной машиной. Этот подход убьёт не только философию, но и саму науку. Огромное количество научных открытий было сделано не путем точных вычислений, а посредством интуиции, воображения или озарения.
Не нужно отвергать научную строгость и точность, иначе мы получим не науку, а сборище фантазеров. Естественные науки должны опираться на точные данные, но этот принцип ни в коем случае нельзя абсолютизировать и доводить до крайности. А то получится как у позитивистски настроенных социологов, которые в силу невозможности показать пальцем на нечто и сказать «это есть общество» пришли к выводу, что общества не существует!
Точные науки должны сохранять свой операционалистский характер, но при этом не должны диктовать гуманитарным наукам, и в частности философии, что они могут делать, а чего нет. Высшим критерием жизни человека является стремление к триаде «истина-красота-добро», а не просто констатации что истинно, а что ложно. Истина сама по себе, в отрыве от красоты и добра очень легко может оказаться ложью. И тут без философии нам не обойтись.
ну я думаю, что науку и философию сближает две вещи.
Второе. Философия, как и наука, пытается логически обосновать свои концепции и теории. То есть приводит целую цепь рассуждений, одно из которых следует из другого.
Ну а отличие одно. Наука должна все доказать эмпирически, то есть с помощью экспериментов, исследований, используя статистические методы, а также методики, результаты которых можно повторить на практике.
Философия, как дисциплина, представляет структурированную информацию. Можно изучать науку, на пример физику, и изучать философию. И там, и там есть своя терминология. Есть история развития мысли: научной и философской. И там, и там присутствует поиск.
Однако, философия не считается наукой (насколько мне известно).
Философствуя, можно вывести умозрительные доказательства, но они не имеют практического применения. По сути, философия, сама по себе, бесполезна.
Сближает преимущественно рациональный метод познания. Построения философии, исключая предпосылки, которые либо принимаются на веру, либо являются результатом чувственного опыта, должны быть логичными. В науке то же самое, ибо ее первоосновы философичны, хотя в ней роль умозрительного и спекулятивного сведена к минимуму. Философия наукой не ограничивается.
Здравствуйте!
а Любовь к знаниям это не философия!
А так как человеку свойственно Думать, и если рассматривать мысли как разум, то это сближает науку и человека в целом, сам человек и есть Философия
Оказывается, что Олимпийским чемпионом становился совсем не Пифагор, а Платон.
Только тогда не проходили бои по современным правилам, наверняка без перчаток и шлемов проводились поединки. Разрешено было и использовать борцовские приёмы.
Но всё равно, Платон был и философом, и олимпиоником.
Параллельные прямые до Лобачевского не пересекались).
А земля когда-то так и вовсе на трех китах стояла.
Все истинное может стать ложным. При определенных обстоятельствах.
Есть биогенетический закон Геккеля-Мюллера, который гласит о том, что индивидуальное развитие (онтогенез), повторяет историю развития всех предшествующих форм (филогенез). Этот закон открывает нам двери познания всего, через себя. Поэтому достаточно вспомнить как появилось твое время, чтобы иметь представление о том, как появилось время вообще.
Для меня время появилось тогда, когда вдруг исчез комфорт и полная гармония. До этого момента ни меня ни мира вокруг не было. Вернее не было разделения на меня и мир. Просто было хорошо. А потом, может мама что-то съела не то, может я вырос и уперся в границы до этого просторного мира, но резко стало плохо. С этого момента произошло разделение ткани мира на было и стало. Так в моем осознании появилось время, я и мир. Но время пока было разделено на 2: настоящее (стало) и прошлое (было). Будущее появилось гораздо позже, когда я однажды взглянул в окно и увидел первый снег. Я вспомнил, что я уже видел снег когда-то, но он растаял и наступило лето. Я подумал, что и этот снег растает и наступит лето. Так появилось будущее- пространство в котором есть место для размещения своих планов и фантазий. Теперь время на меня едет из будущего (где-то спереди и справа), проходя через меня превращается в настоящее и уходит потоком влево и назад в прошлое.
Потом я уже знакомился с другими концепциями времени разных людей и разных культур.
Что отличает и что сближает философию и науку?
Что отличает и что сближает философию и науку?
В отличие от других, это наука о наиболее общих законах развития природы и общества.
Чем философия лучше других наук, и почему она так важна в жизни общества?
Чем философия лучше других наук, и почему она так важна в жизни общества?
Свою точку зрения аргументируйте.
а)эстетика б) философия в) этика.
Французский философ 19 века О?
Французский философ 19 века О.
Что общего между наукой, философией и религией?
Что общего между наукой, философией и религией.
1. Как вы считаете, чем отличается наука «обществознание» от науки «история»?
1. Как вы считаете, чем отличается наука «обществознание» от науки «история»?
2. Можно ли малую группу считать обществом?
3. Что означает термин «философия»?
4. Что такое личность?
5. Назовите вечные вопросы философии?
6. Чему учил Конфуций?
7. Что такое профессия?
8. Как вы думаете, кого из выпускников «выберет» рынок труда?
Что отличает науку от искусства?
Что отличает науку от искусства.
Чем профилософия отличается от философии?
Чем профилософия отличается от философии.
Ухоженный внешний вид (требуется, для улучшения контакта с окружающими ).
12212 Ответ на 8 вопрос.
Смелость позволяет объективно оценивать свои возможности, не бояться трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства чувства ответственности защищенности надёжности жизни.
Свою родину в будущем я вижу ещё более великой, могущественной, сильной. Родина в будущем ещё более развита, независима, справедлива.
На мой взгляд, следующие пути повышения личного и социального статуса являются оптимальными. Перечислю : 1. ) Образование – инвестиции в образование окупаются почти всегда. Возможно, это неотъемлемая часть социализации человека. Приобретение им п..
Что сближает и что различает философию и науку
1. Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
2. Философское знание является целостным выражением мира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философ-ская картина мира характеризуется всеобщностью.
3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют сис-тему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность наукиистина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы фило-софии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.
Создаваемые новые философские системы не отменяют ранее выдвинутые концепции и принципы, а продолжают сосуществовать с ними в едином культурном и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична, многообразна в своих школах и направлениях. Некоторые даже утверждают, что в философии столько истин, сколько философов.
Иначе обстоит дело с наукой. Она в большинстве случаев решает насущные проблемы своего времени. Хотя история развития научной мысли также важна и поучительна, она не имеет для ученого, исследующего актуальную проблему, столь же большого значения, как идеи предшественников для философа. Положения, установленные и обоснованные наукой, принимают характер объективной истины: математические формулы, законы движения, механизмы наследственности и т. д. Они справедливы для любого общества, не зависят «ни от человека, ни от человечества». То, что является нормой для философии — сосуществование и известное противостояние различных подходов, доктрин, для науки — частный случай развития науки, относящийся к еще недостаточно исследованной области: там мы видим и борьбу школ, и конкуренцию гипотез.
Есть и еще немаловажное различие между философией и наукой — методы разработки проблем. Как отмечал Б. Рассел, на философские вопросы не получишь ответа путем лабораторного опыта. Философствование — это вид умозрительной деятельности. Хотя в большинстве случаев философы строят свои рассуждения на рациональной основе, стремятся к логической обоснованности выводов, они используют и особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики: выявляют противоположные стороны целого, обращаются к парадоксам (когда при логичности рассуждений приходят к абсурдному результату), апориям (неразрешимым проблемам). Подобные способы и приемы позволяют уловить противоречивость и изменчивость мира.
Многие понятия, используемые философией, носят предельно обобщенный, абстрактный характер. Это связано с тем, что они охватывают очень широкий круг явлений, поэтому у них очень мало общих признаков, присущих каждому из них. К таким предельно широким, охватывающим огромный класс явлений философским понятиям можно отнести категории «бытие», «сознание», «деятельность», «общество», «познание» и др.
Таким образом, различий между философией и наукой немало. На этом основании многие исследователи рассматривают философию как совершенно особый способ постижения мира.
Однако нельзя упускать из виду и того, что философское знание многослойно: помимо указанных вопросов, которые можно отнести к ценностным, экзистенциальным (от лат. existentia — существование) и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии — онтология; учение о познании — гносеология; наука о морали — этика; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства, — эстетика.
Обратите внимание: в краткой характеристике этих областей знания мы использовали понятие «наука». Это не случайно. Анализ вопросов, относящихся к данным разделам философии, чаще всего идет в логике научного познания и может оцениваться с позиций истинного или ложного знания.
К философскому знанию относятся такие важные для понимания общества и человека области, как философская антропология — учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальная философия.
Основной вопрос философии
Основной вопрос философии
Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.
К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.
Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.
И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.
Для известного российского философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое человек и каково его истинное назначение, а известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
В современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию” [12. С. 282], и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на этот вопрос” [12. С. 283], т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.
Вначале рассмотрим вопрос, относящийся к первой стороне основного вопроса философии.
Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.
Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.
Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).
Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.
Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.
Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.
Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.
Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.
Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.
К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма — сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота. (вот) гносеологические корни идеализма” [12. С. 322]. Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.
Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.
В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.
Противоположностью рационализма является иррационализм, который, принижая значение разума, отрицает правомерность опоры на него как в познании, так и в практике. Основанием взаимодействия человека с миром иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру, бессознательное.
Помимо названных оснований, характер философствования может опосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм. Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Согласно же материалистическому монизму в качестве первоначала всего сущего выступает материя. Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал сознания (духа) и материи.
Философы, считающие равноправными самые разные точки зрения, называются плюралистами (от латинского pluralis — множественный). Допущение плюрализма при наличии высокой философской культуры в условиях неопределенности общественных целей и задач порождает возможность открытого обсуждения проблем, закладывает почву для полемики между теми, кто отстаивает разные, но правомерные на данный момент общественной жизни идеи, гипотезы и построения. В то же время формальное и жесткое использование этого принципа может создавать почву для уравнивания в правах истинных, подлинно-научных и ложных мнений и тем самым затруднять философствование как процесс поиска истины.
Многообразие типов и форм философствования, складывающихся на основе сочетания разных подходов к осмыслению явлений и процессов окружающего мира, помогает отыскивать ответы на многочисленные вопросы мировоззренческого, методологического и практического характера. Это превращает философию в систему знаний, полезных для решения как общественных, так и индивидуально-личностных задач. Обретение философией такого статуса делает необходимым ее изучение каждым образованным человеком. Ибо его жизненный успех интеллектуала проблематичен без приобщения к ней.