Что не нравится в обучении
Что делать, если не нравится школа: 6 альтернативных вариантов
По данным ВЦИОМа, 82% россиян считают, что современное школьное образование не готовит детей к самостоятельной жизни. В 2019 году в дистанционной или семейной форме обучались уже более 100 тысяч школьников, и каждый год это число растет. Чаще всего родители делают такой выбор из-за недовольства негибким форматом обучения и уровнем школьной подготовки.
Если вас тоже посещали мысли об альтернативах школе, взгляните на несколько опций, которые мы подыскали.
📚 Семейное образование или самообразование
Для кого: учащиеся 1—11 классов
Учащиеся 1—9 классов могут учиться в формате семейного образования. Его выбирают родители, учитывая мнение ребенка, они же организуют учебный процесс и несут ответственность за подготовку к государственной аттестации.
Ученики 10—11 классов по закону могут сами решить, где и как учиться. Если хочется учиться вне школы, семейное обучение превратится в самообразование. Ответственность за усвоение программы уже будет лежать на ребенке.
Чтобы перейти на эти форматы, нужно:
1. Написать заявление в местное управление образования.
2. Написать заявление в нынешнюю школу.
3. Выбрать школу для прохождения аттестаций. Она может быть той же, что и была
📝 Заочное обучение
Для кого: учащиеся 1—11 классов
Если вариант с семейным образованием кажется слишком радикальным, можно перейти на заочное обучение. В этом случае ребенок может выборочно посещать занятия и кружки, приходить на консультации с преподавателями и школьные мероприятия.
Из возможных минусов: кроме государственных аттестаций придется также писать контрольные и проверочные работы, которые предполагает учебный план самой школы.
Переход на заочное обучение согласуется с директором школы, ребенок по-прежнему считается ее учеником
💻 Удаленное обучение
Для кого: учащиеся 1—11 классов на заочном, семейном образовании и самообразовании
Если за время пандемии вам понравилась школьная удаленка, то можно продлить удовольствие. Достаточно найти подходящую онлайн-школу и либо оформить заочное обучение, либо перейти на семейное образование. Разница в аттестациях: за графиком контрольных работ заочников следит школа, к которой они прикреплены, а если ребенок на семейном обучении — родители.
Услуги удаленного обучения предоставляют, например, «Фоксфорд» или «Интернет-урок»
⏱ Экстернат
Для кого: учащиеся 1—11 классов на семейном образовании и самообразовании
Экстернат — это форма аттестации, а не учебы. Поэтому он доступен любому школьнику на семейном образовании или самообразовании. Актуальнее всего эта опция становится в старшей школе: ученик может пройти программу двух лет за год и досрочно сдать ЕГЭ, чтобы раньше поступить в вуз или просто отдохнуть.
Готовиться к экзаменам можно самостоятельно, при помощи репетитора или в онлайн-школе
🏫 Частная школа
Для кого: учащиеся 1—11 классов на семейном образовании и самообразовании
Если в нынешней школе вас не устраивает учебный план или формат учебы, возможное решение — переход в частное учреждение.
Можно подобрать школу с оригинальными образовательными практиками или профильной подготовкой. Еще в частных школах обучение нередко проходит в небольших группах, что способствует более «мягкой» социализации.
Важно: с точки зрения закона это не школы, поэтому по бумагам родители переводят ребенка на семейное обучение. Некоторые школы сами договариваются с аккредитованными учреждениями, чтобы их ученики сдавали экзамены там. Но такое есть не везде — возможно, школу для аттестаций придется искать самостоятельно
👩🏫 Предуниверсарий
Для кого: учащиеся 8—11 классов
Подходит школьникам, уже определившимся с вузом для поступления. В предуниверсариях читают школьную программу, но с профильной подготовкой, а занятия ведут университетские преподаватели.
Предуниверсарии есть у многих крупных вузов, но формат преподавания различается от одному к другому. В лицее НИУ ВШЭ школьники учатся бесплатно и сами выбирают направление обучения — от математики до востоковедения. В Сеченовском университете учеба стоит 200 тысяч рублей в год, и готовят там только по медицинскому направлению
📖 Курсы Т—Ж
Еще материалы, которые помогут вам и вашим детям:
Юлия, напишите свой опыт. Думаю многим было бы интересно. Для меня первый вопрос: с какого класса комфортнее переходить на СО? Я планирую примерно с 5 класса так как предполагаю, что к этому времени у меня как раз накопится критическая масса вопросов у образовательному процессу и заведению. В начальных классах пока все нормально, но очень неудобна привязка к месту.
Константин, чем раньше тем лучше. Я работаю тьютором в Парк-школе (альтернативное образование) помогаю детям на СО подготовиться к аттестации и учу их учиться. С детьми кто не ходил в школу вообще намного проще выстроить мотивацию к обучению, чем с теми кто хотя бы в 1-м классе был. За год школы мотивацию порой убивают на корню, собираем по крупицам.
Юлия, спасибо, что обратили внимание, ошибку в вопросе поправили
Юлия, согласна статья некорректная. Мои на СО 6 лет, старший в 11 лет в 7 классе, младший в 8 лет в 4-м. Учатся пару дней в неделю и успевают сдавать все аттестации иногда и два класса за год проходят. Плюс кружки, спорт школы, музыкалка.
Юлия, мне интересно в каком возрасте легче именно ребенку перейти на дистанционку. Понятно, что дети разные, но мне кажется чем дальше, тем проще будет оценить и развить самомоьивацию, договориться, совместно принять решение и пр.
Что не нравится в обучении
Буллинг — это травля, агрессивное преследование, эмоциональное и физическое подавление. Издеваться могут над любым ребёнком, даже сильным и способным. Но чаще всего выбирают тех, кто легко поддаётся эмоциям. Начаться всё может с обидных шуток, а дойти до бойкота и публичных издевательств. Разговоры с учителями и родителями обидчиков и даже смена школы, к сожалению, не всегда решают проблему травли. Если ваш ребёнок столкнулся с этой проблемой, то в большинстве случаев он не будет любить школу.
Сигнал 2. Ребёнок часто болеет
Психосоматика — это влияние психологических факторов на возникновение и течение заболеваний. Нервная система наряду с иммунной поглощает глюкозу, являющуюся основным источником энергии для организма. Как только одна система начинает перегружаться и забирать больше глюкозы себе, вторая ослабевает.
Ребёнок, который часто испытывает нервное напряжение и не любит школу по разным причинам, легче заболевает. Причинами стресса могут стать контрольные, ответы у доски и смешки одноклассников, перенасыщенное расписание и даже сама школьная атмосфера.
Сигнал 3. Отсутствие увлечений
Увлечения — важный этап развития и профориентации. Если у ребёнка нет хобби и даже желания чем-то заниматься в свободное время, это повод начать волноваться и узнать, почему ребёнок не любит учиться. Стремление к изучению нового может пропасть из-за школьных факультативов. Часто они воспринимаются как скучная обязаловка, совершенно не учитывающая потребности и интересы ребёнка.
Сигнал 4. Постоянные двойки
Когда ребёнку не нравится учиться в школе, его дневник пестрит двойками и записками от учителей. Подростка приходится заставлять садится за домашние задания. Как правило, разговоры о будущем и различные системы вознаграждений не помогают подогреть интерес к учёбе.
Сигнал 5. Неприятие школьных правил
Раздражать в традиционной школе может многое: звонки на уроки, форма, необходимость отступать определённое количество клеточек в тетради. Система давит на ребёнка, и постепенно он начинает ненавидеть учёбу.
Поучительная история ученицы «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» Лии Фукс. Девочка не любила ходить в школу, ей было не интересно учиться. Мама узнала об этом из записей в Instagram дочери: «Это вид из окна нашей тюрьмы», «Ненавижу того, кто придумал школу» и прочее. Именно после этого семья решила перейти на семейное обучение.
Что делать, если не нравится школа
В каждой из описанных ситуаций, когда ребёнок не любит учиться, выходом может стать смена формы обучения. В России получать образование можно не только в стенах традиционной массовой школы, но и в семейной форме.
Переход на семейное образование осуществляется по желанию родителей и ребёнка. Для смены формы обучения необходимо уведомить органы управления образования по месту фактического проживания школьника и подобрать школу для прохождения аттестаций.
Осваивать основную образовательную программу можно самостоятельно, по учебникам, с помощью репетиторов или онлайн-школ.
Ребёнок, обучающийся на семейной форме, должен сдавать промежуточные аттестации по графику, который родители заранее обсуждают со школой прикрепления. Аттестация позволяет проверить, насколько эффективны «домашние» методы обучения дома. Экзамены сдаются по всем предметам школьной программы соответствующего класса.
Семейное образование может помочь в решении описанных выше проблем с отсутствием интереса к учёбе, и вот почему:
Главное преимущество семейного образования — возможность не следовать системе, а самому выбирать, где, у кого и как будет учиться ребёнок. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учёба направлена на получение знаний в атмосфере взаимного уважения. Преподаватели обращаются к детям вежливо, как к коллегам, всегда отвечают на вопросы детей. У каждого ученика есть наставник, который может поддержать в сложной ситуации, благодаря чему многим детям становится интересно учиться.
Почему подросткам не нравится школа
3 главных недостатка школы от Андрея Максимова
Андрей Максимов писатель, драматург, радио- и телеведущий, сценарист, театральный режиссёр
В школе что-то не так. Так считает не только педагог Дима Зицер, на которого многие рассердились накануне 1 сентября, но и психолог Андрей Максимов — он обсуждает недостатки школы в своей книге, написанной специально для подростков (их Максимов почему-то называет разведчиками). Итак, почему школа не подходит для подростков, чем именно не устраивает их?
Школа — дело, которое не нравится
Как проходит жизнь большинства разведчиков в нашей стране? Они встают очень рано, чтобы пойти в школу.
Школа — это такое место, куда, как правило, разведчики идти категорически не хотят, потому что вынуждены заниматься тем, что им абсолютно неинтересно.
В школе их нередко унижают. Здесь каждый взрослый может сделать им замечание даже по поводу одежды или, скажем, прически.
В школе разведчикам ставят оценки по поведению, что само по себе унизительно. Представить себе, что взрослых на работе каждую неделю оценивают не за то, что они делают, а за то, как они себя ведут, — просто невозможно.
Большинство взрослых приходят домой и отдыхают от работы. Но не разведчики. Школа не отпускает их даже в родительском доме: они должны делать кучу домашних зданий.
И вот я решил провести небольшое исследование. Примерно тысяче подростков я задал один вопрос: «Зачем вы ходите в школу?». На первом месте был ответ: «Общаться». На втором: «У меня там любимый человек». И только на третьем: учиться.
Хотя еще аж в XIX веке не кто-нибудь, а основоположник русской педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Задача уроков на дом и, вследствие того, возложение почти всего труда учения на одних учащихся, есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища. «
Все учителя знают Ушинского. Они обязательно проходили его труды в своих педагогических вузах и сдавали по ним экзамены. Но прислушаться к его выводам не очень-то хотят.
Если взрослого человека спросить: «Как бы вы не хотели жить?», то он среди прочего непременно ответит: «Не хотелось бы заниматься делом, которое не нравится». Подавляющее большинство разведчиков живет так одиннадцать лет.
Школа и любопытство несовместимы?
Принято считать, что разведчики ходят в школу за знаниями.
Странная история. Пока мы маленькие — нам ужасно нравится познавать мир. Посмотрите на детишек — они все, без исключения, любопытные создания. Но стоит пойти в школу — и это любопытство куда-то испаряется.
Удивительное дело. В сущности все, чем занимается человек в течение жизни, — познает мир. Так или иначе. Но почему-то заведение, в котором этому познанию, казалось бы, учат, воспринимается разведчиками как «отстой» и дикая тоска.
В самой системе, когда сорок абсолютно разных людей должны изучать совершенно разные предметы и при этом усвоить их в одинаковой степени хорошо, заложена какая-то серьезная ошибка.
Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци, живший на рубеже XVIII–XIX веков, подобную систему обучения называл антипсихологичной.
А современный исследователь Кен Робинсон очень четко написал о том, что современная школа достигает ровно тех целей, которые она на самом деле ставит. Не декларирует, а ставит, как говорится, реально.
«Если вы разрабатываете систему для выполнения какой-то конкретной задачи, не удивляйтесь, что именно ее она и выполняет. Если ваша система образования изначально базируется на стандартизации и послушании, подавляет индивидуальность, воображение и творчество, то стоит ли сетовать по поводу того, что она все это делает?».
Это сказано про американскую школу. Можно, конечно, патриотично радоваться, что не только в нашей стране все неважнецки. Но толку-то?
Скука мешает получить знания
Если наша школа запрограммирована на стандартизацию и послушание, если она создана такой, что подавляет индивидуальность, воображение и творчество, то в ней неминуемо рождается скука.
И снова — слово гению педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если в каком-нибудь заведении дети страдают от скуки, то надобно непременно ожидать, что появятся и воришки, и лгуны, и испорченные сластолюбцы, и злые шалуны».
Мне кажется, великий педагог, что называется, перегибает палку — отнюдь не всегда скучающий человек становится вором или злым шалуном. Но так получается, что если учиться скучно, то воришка и сластолюбец из вас, может, и не вырастет, однако после такого обучения в вас никаких знаний не останется.
Скука — враг учебы! — считал не кто-нибудь, а гений российской педагогики.
Я много лет преподаю студентам, читаю лекции в вузах и вынужден констатировать: после школы в головах выпускников остается, увы, очень и очень немного. Обучение в атмосфере скуки, к сожалению, не дает знаний.
Что такое хорошая школа
Кен Робинсон четко обозначил главную цель образования. Итак, школа создается для того, чтобы «помочь учащимся максимально понять окружающий мир и выявить свои внутренние таланты с тем, чтобы реализовать себя как личности и стать активными и сопереживающими гражданами своей страны».
Внимательно прочитали? И что? Нравится вам эта цель в принципе? Мне лично очень нравится.
А теперь если честно: та школа, в которой учитесь вы, направляет вас именно к этой цели? То есть учителя изо всех сил стараются, чтобы вы поняли окружающий мир и самого себя и реализовались как личность?
Если да — вам крупно повезло. А если нет — что делать тогда? Зачем учиться в школе?
Большинство разведчиков, просыпаясь ни свет ни заря, мечтают только об одном: вот подойдут они к школе, а та сгорела! И не надо идти на урок. А можно спокойно пойти домой.
Это положение ужасно. Разведчики в нем не виноваты. Виноваты взрослые. Что-то мы все перемудрили (или недодумали) в системе образования. Однако жить в этой системе и учиться вам, разведчикам. Как же можно в ней существовать?
А вдруг вам повезло и вы учитесь в хорошей школе? Что такое хорошая школа? Это такое учреждение, в которое хочется идти. Причем не только для того, чтобы пообщаться с приятелями и увидеться с любимой девушкой (парнем), а главное — чтобы учиться. Получать знания. Тогда проблем нет.
Но, к сожалению, чаще всего происходит иначе. Школа — это печальная данность. Эту данность надо принять и стараться существовать в ней так, чтобы получать как можно меньше страданий и как можно больше смысла. Как это сделать? Об этом — в следующий раз.
Советы первокурсникам: что делать, если уже разочаровалась в учебе
Что делать, если универ уже бесит и ты не видишь в нем будущего 💁♀️
Итак, ты в спешке выбрала будущую специальность и вдруг осознала, что жестко ошиблась. Или поступила в местный вуз и поняла, что хочешь поступить в другой. Или просто не можешь встать с утра с кровати и идти на эти ненавистные пары.
Все это абсолютно нормально. Ты не обязана доводить до конца дело, которое приносит тебе лишь страдание и разочарование, даже если это «обязательное» высшее образование. Однако сменить вуз или вовсе уйти — не то же самое, что выключить скучный фильм. Необходимо обдумать решение, взвесить варианты, продумать план действий на будущее. Рассказываем, что надо делать, если ты только-только начала учиться, а уже все бесит 😥
1. Дай себе привыкнуть
Когда жизнь меняется, организм и особенно нервная система переживают стресс. Даже если ты поступила в вуз мечты, новые условия, люди, занятия — это все равно глобальные изменения привычной рутины. Тело и мозг проходят через период адаптации, который длится от двух недель до нескольких месяцев.
В это время ты можешь ощущать тревожность, перемены настроения, желание вернуть «все, как было раньше». Это нормальный процесс, который надо прожить и пережить. Ты не одна в этой ситуации: все, от уборщицы до преподавателей, волнуются и хотят, чтобы их адаптационный период поскорей закончился.
Что можно сделать? Важно в это время потихоньку и без насилия знакомить себя с новыми обстоятельствами — посещать кружки и вечеринки, участвовать в лекциях и семинарах. При этом важно помнить, что ты — не твоя специальность и не твой универ. Ты осталась такой же, поменялись лишь условия. Чтобы заземлиться и вернуться к самой себе, попробуй медитировать, заняться спортом или вести дневник.
Что делать, если мне разонравилось учиться в университете?
Выбирая профессию в 17 лет, человек может ошибиться, и это абсолютно нормально. Но что же делать, если ты несколько лет проучился в вузе и вдруг понимаешь, что больше нет никаких сил его посещать? Как разрешить себе оставить учёбу и перестать бояться гнева родителей, рассказывает психолог Юлия Старостина.
Вопрос. Что делать, если мне больше не нравится учиться в университете? Бросать боюсь, родители очень расстроятся. Но и жизнь свою тратить впустую тоже не хочется. Как лучше поступить?
Ответ. Для начала стоит спросить себя: что значит «больше не нравится»? Здесь может быть три варианта.
Первый — вам когда-то нравилось учиться, но в данном университете больше не нравится. То есть выбранная специальность устраивает, но не нравится сам процесс преподавания. В этом случае вы можете перевестись в вуз, который похож по статусу и по выбираемой профессии. Ищите вариант перевода, досдайте экзамены, если это требуется. Технологии перевода из вуза в вуз иногда сложные, но они всё-таки есть. В этом нет ничего страшного.
Второй — выбранная специальность перестала нравиться в принципе. То есть вы, проучившись некоторое время, поняли: «Не моё». Скорее всего, это место, которое вы выбрали, не зная, куда пойти, или туда вас заставили поступать родители. Здесь всё сложнее: если дело в специальности, то не всегда получится с психолога перевестись на инженера и наоборот. Попробуйте перепоступить. Если вы не ушли дальше третьего курса, можно попробовать сдать экзамены ещё раз и даже поступить на бесплатное.
Третий — вы понимаете, что вообще не хотите получать высшее образование. Здесь встаёт вопрос о том, что родители или окружающие люди не очень хорошо к этому отнесутся. Резонно спросить себя: действительно ли вы разочаровались и не хотите больше учиться, что для вас важнее — ваша собственная жизнь или мнение окружающих? Иногда люди, имеющие высшее образование, получают гораздо меньше, и им гораздо меньше нравится их работа, нежели людям, у которых высшего образования нет. В современном мире нет ничего страшного, если у вас нет диплома. Главное — осознавать, что важно и нужно именно вам.
Бывает так, что человек не любит учиться в принципе, это нормально. Если он при этом обязательный, хорошо справляется с работой и другими заданиями, которые вызывают у него нормальную мотивацию, то ничего страшного нет. А вот если человеку не нравится ни одна сфера жизни, где нужно что-то делать, здесь возникают вопросы — всё ли у него в порядке и что происходит у него в жизни.
«Если подросток говорит „я не знаю, чего хочу в жизни“ — это неправда»
Если он успешен в областях, которые не связаны с учёбой, значит, это просто не его. В таком случае не обязательно уходить из вуза, можно закрывать сессию на тройки, а потом успешно работать грамотным специалистом. Если есть трудности с запоминанием материала и внутри самого процесса обучения, то их тоже можно решить: существует нейропсихологическая помощь, курсы по тренингу памяти и внимания.
Сейчас человек должен выбирать профессию в 17–18 лет. В этом возрасте он, как правило, не понимает, чего хочет, не имеет представления о будущей профессии — например, чем в реальности занимается журналист или психолог, как проходит его обычный день. К сожалению, так устроена система и мы ничего не можем с этим сделать: огромное количество людей не работают по профессии и даже во время учёбы начинают работать по смежной или вообще противоположной профессии.
Родителям, чьи дети в скором времени должны поступать, хочется посоветовать не давить на детей. Лучше расскажите про профессии, сводите детей на работу, дайте возможность поработать где-то летом. Чтобы человек попробовал, посмотрел и понял, что у него лучше получается. И, конечно, важно просто понимать, что это нормально, когда человек в 18 лет поступает в университет и ему не нравится то, что он выбрал.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (wavebreakmedia)