Что открыть в кризис
Что открыть в кризис
12 МИН
Удалённые сиделки и фрукты по подписке: какие стартапы взлетели в кризис
Весной 2020-го одни компании оказались на грани выживания, а другие — на волне успеха. Собрали стартапы, которым удалось получить финансирование, несмотря на мировой кризис и пандемию.
Сразу оговоримся — в списке только технологичные компании-новички, уже вышедшие на рынок. Это работающий бизнес, периодически привлекающий деньги от инвесторов. Последний этап финансирования, или инвестиционный раунд, этих компаний прошёл в конце весны — начале лета 2020 года. Какие зарубежные тренды оценили в миллионы долларов и есть ли у них аналоги в России?
Ro: телемедицина и лекарства за 5 долларов
Он объединяет три клиники с дистанционным сервисом и онлайн-аптеку с доставкой. Одна клиника занимается исключительно мужским здоровьем, вторая — женским, а третья помогает бросить курить. Платформа собирает истории болезней, определяет факторы риска и предупреждает о противопоказаниях. Консультации и контроль лечения — онлайн, анализы — на дому.
С помощью Ro аптеки могут связываться напрямую с врачами: на примере выше получено сообщение от доктора с назначением препарата от гипертонии. Данные пациента: мужчина 49 лет, давление 130 на 80. Источник: ro.co
Медицина в США дорогая (расходы на медобслуживание — первая причина банкротства частных лиц в Америке), поэтому страховкой не пренебрегают. Она представляет собой договор со страховой компанией, которой вы ежемесячно платите определённую сумму, а она, в свою очередь, берёт на себя часть расходов в случае болезни. Страховка зависит от многих факторов, но также стоит весьма недёшево.
Что особенного 
Ro снизил цены на лекарства за счёт сотрудничества с фармацевтическими компаниями, продающими дженерики (копии оригинальных препаратов). Стартап намерен отказаться от страховок и работать напрямую с производителями. Сейчас онлайн-аптека предлагает 500 непатентованных препаратов по фиксированной цене 5 долларов каждый.
Что есть у нас? 
Marqeta: процессинговая платформа
Marqeta предоставляет инфраструктуру и инструменты, которые помогают компаниям создавать и управлять платёжными программами. Например, стартап запатентовал функцию экспресс-кредитования, позволяющую фирмам проводить авторизацию транзакций по собственным картам. Кредитки вводятся в терминал или веб-форму как обычно, каждая транзакция утверждается по API, не было одобрения — деньги не спишутся.
Карты с программным контролем американские компании выдают курьерам: те платят в нужном магазине, а авторизация исключает риск воровства. Сама Marqeta берёт комиссию с каждого платежа. Среди её клиентов — DoorDash (доставка готовых блюд) и Instacart (доставка продуктов), а в числе партнёров — Visa. В пандемию доставка стала ещё более востребованной, что усилило позиции стартапа.
Что особенного 
Marqeta хочет стать частью глобальной платёжной инфраструктуры, предложив инструменты для виртуальных, физических и токенизированных (с помощью системы шифрования) платежей. Преимущество компании — скорость. Карточную программу на платформе можно разработать за несколько дней.
Что есть у нас? 
Стартап Zerion получил 2 млн долларов инвестиций. У компании российско-украинские корни, но базируется она в Нью-Йорке. Сервис позволяет оформлять вклады, брать кредиты и пользоваться другими финансовыми программами без посредников. Сделки проходят на основе смарт-контрактов — программ, которые отслеживают и обеспечивают исполнение обязательств.
Fernish: мебель по подписке
Компания предлагает арендовать мебель и элементы декора на срок от трёх месяцев до года. Затем можно выкупить предметы интерьера, заплатив разницу в цене, вернуть их компании либо обменять на что-то ещё. Fernish сотрудничает с известными дизайнерами и предлагает максимум возможностей для обустройства дома. На выбор три стиля: модерн, индастриал и «калифорнийский шик».
Вы заказываете мебель, через неделю специалисты Fernish её привозят, собирают и при необходимости помогают сделать перестановку. Источник: fernish.com
Можно арендовать не только стол или диван, но и, например, аксессуары, ковры, осветительные приборы и даже подушки. В самоизоляции многие задумались, как создать домашний офис, и просто сделать своё пребывание дома более комфортным. Пандемия увеличила число заказов втрое.
Что особенного 
Сервис удачно интерпретировал актуальную сейчас концепцию «мебель как услуга». С одной стороны многие оценили преимущества удалённой работы, а с другой — современное поколение не привязывается к одному месту жительства и предпочитает путешествовать, останавливаясь подолгу в новых местах и предпочитая отелям частное жильё.
Misfits Market: фрукты по подписке
Сервис электронной коммерции Misfits Market предлагает купить со скидками до 40 % фрукты и овощи, которые не подходят под стандарты офлайн-магазинов. Товар, который из-за внешнего вида не будет привлекать внимание на полках в супермаркетах, фермеры обычно выбрасывают. Misfits Market его выкупает, сортирует в коробки и доставляет по нескольким штатам. Сервис предлагает не просто купить здоровую еду, а оформить подписку, выбрав частоту доставки.
В период пандемии, когда многие опасались выходить из дома, число покупателей Misfits Market увеличилось в 18 раз. Однако сервис делает ставку не на ситуативный маркетинг, а на повышение эффективности цепочки поставок. Компания расширяет ассортимент, выкупая крупы, снеки, кофе. Сервис отлично вписывается в современную экологическую повестку, сокращая объём продуктовых отходов и отказываясь от использования пластика.
Что особенного 
Покупатели могут выбрать вес посылки (4-5 кг или 8-10 кг), но не содержание. Компания гарантирует, что в каждой коробке будет свежая зелень, фрукты и овощи, но оставляет наполнение на своё усмотрение. Так сортировка происходит быстрее, а затраты сокращаются.
«Всегда вкусные, иногда симпатичные»: надпись на коробке иронично обыгрывает внешние несовершенства фруктов и овощей. Источник: misfitsmarket.com
Что есть у нас? 
eatme позволяет кафе, пекарням и ресторанам распродавать остатки еды, вместо того чтобы их выбрасывать. Можно купить что-то готовое (например, выпечку) или заказать блюдо со скидкой из заготовок, которые через несколько часов придётся выбросить, — его приготовят специально для вас, оно будет таким же вкусным, как днём за полную стоимость. Скидку устанавливает сам ресторан: от 15 до 80 %, а сервис берёт комиссию.
Openpath: умная пропускная система
Openpath создаёт оборудование и программы для бесконтактного доступа в здания. Это устройства для считывания информации (смарт-ридеры), которые связываются с приложением на смартфоне или «умных» часах. Пользователь авторизуется через Bluetooth и система разрешает доступ. Для физического подтверждения доступа есть брелоки и карточки.
Изначально стартап ориентировался на крупные компании, но потом адаптировал продукт для школ, церквей и других мест большого скопления людей. В июне продажи устройств достигли рекордных показателей.
Что особенного 
Openpath быстро оценил ситуацию и оснастил устройства дополнительными функциями. Теперь ридеры могут проверить температуру пользователей, которые запросили доступ, а также отследить путь передвижения и контакты обладателей устройств.
Что есть у нас? 
о.vision оказался в числе 20 российских стартапов, которые Microsoft выбрал для вывода на международный рынок. о.vision — бесконтактная пропускная система с технологией распознавания лиц. Нейросеть считывает лицо человека перед турникетом за доли секунды с точностью 99,9 %. При этом не нужно снимать аксессуары — очки, или головные уборы. Таким образом, можно проходить через турникет, не останавливаясь.
Huddl.ai: совещания с искусственным интеллектом
Сервис распознаёт речь, делает заметки и фиксирует договоренности во время трансляции. Интеграция с корпоративными мессенджерами вроде Slack и системами управления вроде Jira позволяет автоматически вносить события в календарь и ставить задачи.
Что особенного 
Если какие-то совещания оказались успешнее и результативнее (например, в итоге было решено больше задач), Huddl.ai попытается воспроизвести сценарий встречи. Другими словами, сервис учится и стремится исключить человеческий фактор при проведении корпоративных встреч. Кроме того, Huddl.ai распознаёт и подавляет посторонние шумы: нажатия клавиш, лай собак.
The Helper Bees: помощь на дому и удалённые сиделки
The Helper Bees сосредоточился на самой уязвимой в период пандемии группе. Компания подбирает независимых помощников для пожилых людей. Ключевое отличие — в персональном подходе. Так называемые хелперы регистрируются на платформе, указывая свои интересы, черты характера, медицинский опыт, а нуждающиеся в помощи сами делают выбор. При необходимости их консультирует специалист сервиса — matchmaker (от англ. match — «совпадение» и maker — «создатель»).
Некоторые виды страхования в США покрывают услуги сиделок, но о персональном подходе речь не идёт. The Helper Bees обещает подобрать помощника, учитывая интересы обеих сторон. Но стартап сотрудничает и со страховыми компаниями, предлагая их сотрудникам дополнительный заработок. Сервис позволяет договориться о цене напрямую с помощником и лишь рекомендует средние ставки. Помощь по дому оценивается в 60 долларов в день, а услуги сиделки — в 170–230 долларов, сам сервис зарабатывает на комиссии.
Что особенного 
Что есть у нас? 
Сервис Близкие.ру называют «Uber по уходу за пожилыми людьми». Это платформа для поиска специалистов, способных взять на себя заботу о пожилых и маломобильных людях. Вы размещаете заявку, а на неё откликаются кандидаты, готовые присмотреть за подопечным. До регистрации на платформе каждый специалист проходит обучение: сиделки не просто следят за безопасностью, но и напоминают о лекарствах, помогают решить бытовые вопросы и просто развлекают разговорами.
Какой бизнес открыть в кризис
Про старт бизнеса в кризис можно услышать разные мнения. Одни считают, что предпринимательские амбиции надо отложить до лучших времен, иначе рискуешь потерять все деньги. Другие, напротив, видят в кризисе благодатную почву для перемен. Bankiros.ru разбирается, какой бизнес открыть в кризис и так ли опасно начинать свое дело, когда экономика на спаде.
Что происходит с бизнесом в период кризиса
В кризис малый и средний бизнес сталкивается с серьезными проблемами — инвесторы не хотят вкладывать деньги в новые проекты, партнеры не выполняют свои обязательства, случаются перебои с выручкой. Потому в кризис нет задачи выйти на сверхприбыль: достаточно просто управлять своим предприятием без убытков — и это уже считается успешным бизнесом. Отсюда, кстати, вытекает главная особенность антикризисного предпринимательства: компании минимизируют потери и стремятся пережить неблагоприятной период, не приближаясь к опасной зоне — зоне банкротства.
Вместе с тем, надвигающийся кризис — повод пересмотреть стратегию, по-новому взглянуть на рынок и искать свежие решения. Множество предпринимателей заявило о себе именно в трудные времена.
Какие опасности
По молодому бизнесу кризис бьет сильнее: новичкам нужно не просто продержаться на плаву в рецессию, но и успешно стартовать — привлечь первых клиентов, партнеров и инвесторов, заложить средства для дальнейшего развития. Почему в кризисные периоды это особенно трудно:
Почему стоит начать бизнес в кризис
На опасности кризиса можно посмотреть под другим углом — тогда за ними открываются возможности. Вот несколько соображений в пользу того, чтобы начать свое дело именно в кризис:
Об этом говорилось выше — в кризис людей массово сокращают, снижают им зарплату или дают двойную нагрузку. В такие периоды на рынке вакансий сложно найти интересное предложение, а работодатели не дают соискателям твердых гарантий. Почему бы не попробовать бизнес? Свое дело даст независимость: над вами больше нет начальника, время и силы будут уходить на реализацию собственных идей.
Когда экономика на взлете, бывает трудно найти хороших специалистов: на них большой спрос. Но в кризис масса профессионалов оказывается невостребованной. Возможно, именно сейчас такие люди согласятся пойти в бизнес — ради новых возможностей и хоть какой-то работы.
Компании, которые уже сейчас ведут бизнес, сталкиваются с серьезными рисками: издержки от потерь у них больше, обязательства перед партнерами долгосрочны, многие решения приняты на годы вперед. Все это делает конкурентов негибкими. А у новичков в бизнесе есть свобода для маневра, возможность снижать цену и активнее привлекать новых клиентов.
В кризис начинают пустовать торговые площади и офисные помещения. Иногда сами компании решают сдавать часть недвижимости, чтобы подзаработать. Трудные времена — хороший повод, чтобы поторговаться и «сбить» стоимость ренты. Например, дешевле могут обойтись аренды складов, перевозки, курьерские службы — на фоне низкого спроса эти службы меняют свой ценник.
Кризис меняет поведение людей, их отношение к деньгам, а еще — образ жизни. Поэтому именно на сломе экономических эпох реализуются самые смелые бизнес-идеи. Здесь важно поторопиться: больше всего заработает тот, кто откроет новаторский бизнес первым. Этот же пионер привлечет больше инвесторов.
В целом, открыть прибыльный бизнес в кризис не так просто, но реально. Для этого новичку нужно эффективно управлять денежными потоками и разработать реалистичный бизнес-план. Ни одно дело не «взлетит» без опоры на хорошую, рабочую идею.
Перспективные направления в 2021 году
Какого-то однозначного списка направлений, в которых бизнес будет прибыльным, нет. Но есть тренды, которые будут фоново формировать и направлять рынок в ближайшие пять лет. Среди них:
На основе этих трендов можно говорить о направлениях, где есть шансы начать прибыльный бизнес. В нашем списке таких направлений — шесть. Рассмотрим каждое из них:
Прибыльность такого бизнеса просматривается сразу: люди нуждаются в качественном и разнообразном питании, но не располагают достаточным временем, чтобы ходить по магазинам и готовить. Поэтому реализовать можно такие бизнес-идеи:
Открывать выгодно и обычные кофейни, кафе и фаст-фуды. Но есть спрос на еду на вынос, поэтому вместе с обслуживанием за столиком лучше предусмотреть и такую услугу (например, ланч или обед с собой).
Медицина
Траты на здоровье — всегда в числе приоритетных, но серьезной актуальности медицинскому бизнесу добавил коронавирус. Уже сейчас заметно: люди готовы тратиться не только на лечение, но и ранее выявление заболеваний. Можно ожидать, что в ближайшие годы этот тренд окрепнет. Как же на нем заработать?
Начать такой бизнес новичку затруднительно: нужен опыт в медицинской сфере и большой капитал на старте. Но вполне реально откликнуться на франчайзинговые предложения.
Фармация
В будущем серьезный доход будет генерировать бизнес, связанный со здоровьем. Сюда можно включить и фармацию — лекарства, БАДы, витамины. Для малого и среднего бизнеса актуально продавать такие товары:
Даже если вы открываете физический магазин, обязательно создайте онлайн-каталог: люди должны знать ассортимент и быстро в нем ориентироваться. Лучше, если товары можно заказать с доставкой по городу. Не забывайте о программах лояльности, акциях и скидках.
Образование
Образование сегодня — это актив, который никогда не обесценится. Но загвоздка в том, что одной университетской корочки мало: настоящему профессионалу нужно доучиваться и переучиваться на протяжении жизни. На стремлении людей образовываться делают бизнес:
Конечно, целый ряд специальностей нельзя перевести в онлайн. Но даже очные курсы сегодня дают доступ к электронным книгам и записям с занятий. В образовании есть спрос на цифровизацию.
B2B, или бизнес для бизнеса
Суть в том, чтобы создать аутсорсинговую компанию, которая предоставлет другим компаниям услуги за определённую плату. Специализация может быть любой:
В России рынок аутсорсинговых услуг только формируется, поэтому конкурентов у вас будет мало. На руку играет и кризис: компании сейчас массово сокращают штат, поэтому будут искать специалистов вовсе. Как известно, в кризисный период типовые задачи выгодно отдавать на аутсорс.
Поиск бизнес кредитов
Развлечения
Досуг тоже уходит в онлайн. Конечно, отдельные направления фитнеса и спорта, многие игры и развлечения требуют физического присутствия (нужны команда, профессиональные участники, реквизит или большие пространства). Но кое-что реально продавать дистанционно, например:
Но и живое присутствие остается востребованным. Сегодня люди развлекаются викторинами, паб-квизами, квестами и тематическими вечеринками.
Как на бизнес повлиял коронавирус
Пандемия 2020 года сказалась на малом и среднем бизнесе драматически: именно на этот сегмент приходилось большинство компаний из сферы общепита, розничной торговли и туризма. Многие из них прогорели либо ушли на длительные каникулы. Но часть компаний приспособилась, предложив клиентам новые форматы обслуживания.
Что важно учитывать бизнесу на фоне COVID-19:
Получается, что коронавирус усилил тренды, которые и так существовали в бизнесе. Но нужно учитывать: после пандемии значение онлайн-услуг и доставок ощутимо спадет. Поэтому навсегда отказываться от традиционного бизнеса не нужно, достаточно разнообразить ваше взаимодействие с клиентами. Продавайте товары и услуги двумя способами — через физические магазины и точки, а параллельно развивайте онлайн-сервис. Так вы застрахуете себя на случай нового карантина.
Как выжить бизнесу
В кризис жизнеспособность молодого бизнеса зависит от его владельца. Если верно выбрать стратегию, рецессия может стать точкой роста: вам откроются новые возможности, придут перспективные партнеры, может увеличиться доля рынка. Но испытанием кризисом пройдут, конечно, не все. Ниже — несколько правил, которых стоит придерживаться, чтобы уберечь бизнес от фатальных потерь:
Об антикризисных мерах лучше думать заранее: чем раньше вы подготовитесь к трудным временам, тем выше шансы, что бизнес сможет их пережить без больших потерь. Давно известно, что в кризис выживают не самые креативные, а самые дальновидные и организованные.
Как открыть прибыльный бизнес во время кризиса 2021: самые рентабельные идеи и советы по выживанию
Падение курса национальной валюты, снижение доходов населения, карантинные ограничения в связи с коронавирусом поставили многие компании на грань выживания. Бизнес в кризис ждут кардинальные изменения. Одни отрасли экономики не переживут падения спроса, другие перестроятся под новые условия, чтобы сохранить клиентов. А кто-то изучит рынок и попытается реализовать прибыльные бизнес-идеи. Известно одно: сейчас не время унывать и ожидать поддержки от властей.
Из этой статьи вы узнаете:
4 фактора, которые влияют на развитие бизнеса во время кризиса
Чтобы правильно определить, чем заняться во время кризиса, нужно взглянуть на рынок глазами потребителя. Так вы поймёте, какие товары и услуги будут пользоваться спросом, а на чём люди начнут экономить. В кризис 2021 года на бизнес будут влиять факторы, перечисленные ниже.
Страх людей перед коронавирусом
Даже если к лету 2021 года эпидемия Covid-19 пойдёт на убыль, люди ещё несколько месяцев будут бояться повторения ситуации. Спасать бизнес офлайн помешают СМИ, разводящие панику среди населения.
Многим предпринимателям придётся ставить работу на удалённые рельсы. В частности, организовывать доставку товаров, предлагать своим сотрудникам трудиться из дома.
Ориентация на внутренний рынок
Из-за падения курса национальной валюты малому бизнесу стало дорого закупать сырьё и материалы за рубежом. Предприниматели оказались вынуждены в срочном порядке искать производителей, поставщиков и других партнёров внутри страны.
ВАЖНО. Развиваться в условиях кризиса помогут направления, связанные с импортозамещением.
Низкая платёжеспособность населения
Ещё с 2020 года упала прибыль у фирм, производящих дорогие товары: модную одежду и обувь, мебель, бытовую технику, гаджеты. Сильно пострадали туристические компании, кинотеатры, парки аттракционов, event-агентства.
И причина не только в коронавирусе. Просто из-за падения доходов население резко урезает расходы на отдых и развлечения. Люди закупаются товарами первой необходимости:
Конечно, и в кризис найдутся те, кто не собирается менять привычный образ жизни. Однако таких потребителей – единицы.
Рост конкуренции на рынке труда
В кризис многие боятся потерять свою работу, как единственный источник дохода. Наёмные сотрудники прилагают больше усилий и становятся лояльнее по отношению к работодателям. Следовательно, малый бизнес может позволить себе урезать расходы на оплату труда, чтобы выйти из кризиса.
ВАЖНО. Часть работников всё же не соглашаются работать за копейки. Особенно те, у кого есть сбережения. Такие люди ищут способ повысить квалификацию или даже сменить профессию. Как следствие – растёт популярность онлайн образования.
Если вы тоже задумываетесь о смене деятельности, загляните на страницу с статьей о том, где искать удалённую работу на дому через интернет без вложений.
Прибыльный бизнес в кризис 2021 года – 7 идей о том, что можно открыть
Открыть бизнес в кризис, когда все кругом теряют клиентов – смелое решение. Однако у начинающего предпринимателя есть одно важное преимущество: он точно знает, в какие сферы идти не стоит. Ниже рассмотрим самые рентабельные бизнес идеи в кризис. Но сперва подумайте над следующим вопросом, ведь только тот бизнес, который вам будет нравиться, принесёт удовольствие.
Аптека
В 2021 году медицинские бизнеса продолжают расти огромными темпами. Люди впрок закупаются следующими товарами:
Но даже в случае окончания пандемии аптекам не страшен кризис. История показывает простую закономерность: чем сильнее спад в экономике, тем хуже здоровье населения и выше спрос на лекарства. Из-за нехватки денег люди больше нервничают, злоупотребляют алкоголем и «мусорной» пищей.
Для организации бизнеса потребуется вложение в размере от 1,5 млн. руб. Это если открывать мини-киоск.
ВАЖНО. Аптечный бизнес во время кризиса оказывается наиболее рентабельным в маленьких городах и даже деревнях. Там люди часто вынуждены тратить время и деньги на дорогу, чтобы купить лекарства. Если вы откроете аптеку, то не только сможете заработать в кризис, но и поможете местному населению.
Онлайн-школа
Что делать в условиях кризиса людям, попавшим под сокращение? И просто тем, чья профессия оказалась ненужной? Эксперты рекомендуют задуматься о смене рода деятельности или переходе на фриланс. А чтобы освоить востребованную специальность, достаточно пройти курсы, которые длятся в среднем от 2 недель до 3 месяцев.
Кроме того, в период эпидемии многие родители переводят детей на домашнее обучение. Растёт спрос на репетиторов по Скайпу.
Следовательно, образовательные услуги – это прибыльный бизнес в 2021 году. Если вы хотите организовать своё дело в кризис с минимальными вложениями, просто работайте самостоятельно. Деньги потребуются только на создание сайта-визитки и рекламу. А когда обзаведётесь постоянными клиентами, сможете делегировать часть работы наёмным сотрудникам. Открыть бизнес можно при наличии 200-300 тыс. рублей.
Мобильное приложение
Ещё одно выгодное направление в интернет-бизнесе – мобильные приложения и игры. Оно требует вложений в размере от 100-150 тыс. рублей в разработку и рекламу. Однако при наличии навыков программирования вы можете значительно сэкономить на старте бизнеса.
Для заработка на мобильных приложениях подойдут следующие способы:
При наличии свежей идеи бизнес оказывается очень рентабельный и окупается уже через 3-4 месяца. Однако конкуренция на рынке мобильных приложений растёт.
ВНИМАНИЕ. В 2021 году может оказаться прибыльной идея создания сервиса мобильного здравоохранения. С его помощью люди смогут дистанционно получать расшифровку анализов и консультации врачей.
А может, вас интересует тема приложений для заработка денег? По ссылке выше есть целый список таковых.
Интернет-магазин
Начиная с весны 2020 года продажа товаров через Интернет у отдельных предпринимателей выросла на 20-30%. Люди не хотят рисковать здоровьем, посещая обычные магазины, поэтому всё чаще обращаются к услуге доставки и бесконтактному способу оплаты.
В кризис при формировании ассортимента интернет-магазина ориентироваться стоит на следующие вещи:
Возможно, в период кризиса упадёт спрос на гаджеты, игрушки, деловую одежду, брендовую косметику. Кроме того, 2021 год – не лучшее время, чтобы продавать свои товары (хендмейд). В условиях дефицита денег люди в последнюю очередь думают об эстетической составляющей жизни.
Вести бизнес через Интернет можно по одной из следующих схем:
Сейчас многие предприниматели сомневаются, стоит ли открывать интернет-магазин в условиях огромной конкуренции. Однако параллельно с числом конкурентов растёт и спрос. А если отыскать свободную нишу, можно за 2-3 месяца поднять бизнес с нуля.
Ритуальные услуги
Ритуальные услуги всегда востребованы на рынке, независимо от ситуации в экономике. Даже в кризис люди не хотят экономить на достойном погребении своих родственников и близких.
Для открытия бизнеса необязательно вкладывать огромные средства (от 0,5 млн. руб.) в производство гранитных памятников или гробов. Чем заняться ещё? Рассмотрите следующие идеи:
Такой антикризисный бизнес способен приносить прибыль от 200 тыс. рублей в месяц. Конкуренция в нише ритуальных услуг пока не высокая.
Сельскохозяйственное производство
Перспективные направления 2021 года будут связаны с производством продуктов питания. Особенно злаков, бобовых, овощей и фруктов, мяса, молока.
ВАЖНО. Государство обычно помогает компаниям, которые создают много рабочих мест, обеспечивают продовольственную безопасность страны и поставляют часть товаров на экспорт.
В 2020 году РФ выделила из федерального бюджета 34 млрд. руб. на компенсирующие субсидии. На поддержку вправе рассчитывать предприятия из сфер растениеводства, молочного скотоводства, племенного животноводства и элитного семеноводства.
Отдельно появились стимулирующие субсидии. На них государство направило 27 млрд. рублей. Стимулирующая субсидия затронет АПК из следующих отраслей производства:
Чтобы получить поддержку, предприятию необходимо подготовить и презентовать властям подробный бизнес-план. Тянуть с обращением не стоит, так как количество субсидий строго ограничено по регионам. А ещё посмотрите актуальные бизнес идеи в сельском хозяйстве, о которых вы может и не слышали.
IT-бизнес
Выживание в условиях кризиса обеспечат навыки в области программирования. Сейчас на рынке России и других стран СНГ появилось много крупных IT-компаний, которым требуются квалифицированные специалисты для разработки ПО на экспорт.
Программисту достаточно сотрудничать с 1-2 такими фирмами, чтобы зарабатывать более 2000$ в месяц. А в перспективе, набравшись опыта, можно нанять сотрудников и открыть свою IT-фирму.
Что делать существующему малому бизнесу, чтобы выжить в условиях кризиса
Пакет мер антикризисной поддержки бизнеса будет зависеть от конкретной отрасли. К сожалению, часть компаний всё же уйдут с рынка. Тяжелее всего придётся туристическим фирмам, гостиницам и отелям, модным бутикам, культурно-развлекательным заведениям.
Остальному бизнесу выжить в кризис реально, если осуществить ряд перестановок. Сохранить дело помогут следующие антикризисные меры:
Какие бизнеса растут в кризис: самые выгодные антикризисные варианты и перспективные направления
Деньги из экономики не испаряются в воздухе, а просто перетекают в другие руки. Отдельные отрасли в кризис получают «второе дыхание». Часть рентабельных бизнес-идей уже были перечислены в статье, а остальные вы найдёте в нижней таблице.
Таблица 1 «Бизнес в кризис – какой рынок растёт и почему?»
Ниши бизнеса | Причины роста |
Ремонт машин, телефонов, бытовой техники | В кризис людям дешевле оплатить такие услуги, чем покупать новые товары |
Магазины типа Fix Price, «Сэконд-хэнды», комиссионные точки, доски объявлений и онлайн-аукционы | Низкая платёжеспособность населения |
Лотереи, онлайн-казино, брокеры бинарных опционов* | Отчаявшиеся люди ищут быстрые способы поправить финансовое положение в кризис |
Доставка фаст-фуда | Дёшево, удобно и безопасно |
Ломбарды | Обнищавшее население массового сдаёт ювелирные изделия и прочие ценности |
МФО, коллекторы | В кризис МФО – чуть ли не единственное место, где можно взять деньги без лишних проверок. Банки отказываются выдавать кредиты лицам без стабильного источника дохода |
Виртуальные развлечения (кинотеатры, книги, мобильные и компьютерные игры) | Альтернатива традиционному и дорогому отдыху |
* кроме ставок на спорт, так как коронавирус временно парализовал спортивные мероприятия
Советы экспертов о том, чем заняться в кризис, чтобы сохранить бизнес и развиваться дальше
В среде предпринимательства можно встретить людей, которые уже не раз сталкивались с кризисом. Они хорошо знают, какие действия помогают продержаться на плаву и даже выйти в плюс.
❶ Вадим Дымов, владелец мясных производств
Считает, что в кризис стоит заняться сельским хозяйством для производства продукции на экспорт. А предпринимателям из провинций рекомендует организовать сервисы для обслуживания среднего и малого бизнеса (в частности, открыть небольшие склады).
❷ Денис Овчинников, директор агентства маркетинга
Видит спасение малого бизнеса в переходе на удалённое обслуживание клиентов и роботизацию. В частности, предлагает предпринимателям организовать доставку товаров, проводить онлайн-консультации или внедрять логистику самообслуживания.
❸ Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора в МВФ
Рекомендует компаниям готовиться к худшему сценарию. Считает, что владельцам бизнеса необходимо заранее подготовить запас наличности, не брать кредиты, сокращать штат и переводить часть сотрудников на удалёнку.
❹ Олег Тиньков, основатель «Тинькофф банк»
Предлагает инвестировать средства в медицинские стартапы: лекарства и биодобавки, медцентры, аптеки. Альтернативный вариант бизнеса с минимальными вложениями – разработка онлайн-сервисов в сфере здоровья.
Заключение
Таким образом, бизнес в кризис способен приносить высокую прибыль. Однако к организации дела стоит подходить более ответственно: не расслабляться и включать режим оптимизации расходов. На первый план в 2021 году выйдут отрасли, связанные с товарами и услугами первой необходимости, Интернетом, медициной и здоровьем. Если вы только задумаетесь об открытии бизнеса, обязательно рассмотрите эти идеи.