Что нужно для каллиграфии
Каллиграфический старт: первый опыт, инструменты, советы
«Быть каллиграфом — почти то же самое, что быть танцором: нужно тренироваться каждый день, чтобы стать мастером», — Николя Ушенир.
Всего 25-30 лет стремительного развития технологий – и мы живем в мире, где бумагу для письма вытесняют дисплеи, электронные книги в сумках сменили обычные, а дети учатся набирать текст на клавиатуре раньше, чем берутся за ручку. В таком контексте может показаться, что каллиграфия — искусство обреченное. Но это не так.
Что объединяет модников Dior, Белый дом и IT-гиганта Apple?
Заглянем на секунду в Париж, на показы модных домов Dior, Miu Miu, Louis Vuitton, Lanvin. У каждого гостя — от первого места у подиума до последнего возле входа, в руках именные приглашения, выполненные в превосходном каллиграфическом стиле. Все карточки придуманы одним человеком — французским каллиграфом Николя Ушениром.
Он не просто подписывает вручную около 15 тысяч карточек в сезон, но и придумывает для притязательных клиентов новые шрифты, логотипы, «графические карты» бренда. У мастера с детства был хороший почерк, однако тогда он и мечтать не мог, что стильные завитки и буквы могут стать настоящей профессией и откроют перед ним двери легендарных домов.
Древним искусством «красивого письма» пользуются лидеры IT-рынка. Компания Apple пригласила американского каллиграфа Джейка Вайдманна, обладающего редким титулом Master Penmen, презентовать новый iPad Pro со стилусом Apple Pencil. В промо-ролике Джек с помощью стилуса повторяет движения пера и рисует на экране планшета что-то невероятное. На самом деле мастер никогда не изменяет ручному письму: он уверен, что рука человека – лучший инструмент, способный создавать пусть не идеальные, но наполненные смыслом надписи и картины.
Каллиграфия занимает особое место в жизни Белого дома. Сотрудники отдельного офиса несут ответственность за все письма, конверты с адресами, приглашения и оповещения, которые рассылает резиденция президента США. В дипломатии высшего уровня с помощью личного характера корреспонденции подчеркивают уважение к адресату. И даже карточки с именами гостей за праздничным столом в День благодарения тоже написаны штатными каллиграфами.
Зачем учиться каллиграфии
Научиться делать утонченные надписи на конвертах, открытках, приглашениях на вечеринку и свадьбу может тот, кто этого хочет. Даже если сейчас кажется, что вы способны испортить блокнот неразборчивым почерком, при должном усердии все получится. Любить каллиграфию можно уже за то, что она способствует художественному самовыражению, учит терпению и аккуратности: попробуйте не пролить чернила на стол и не растереть так тщательно прорисованный символ.
Это хобби занимает немного времени, а минимальный набор инструментов не потребует значительных финансовых затрат. В конце концов, неужели не любопытно прикоснуться к древним традициям «красивого письма», восходящим не только к истории европейской цивилизации — Древней Греции и Рима, но и восточных Китая и Японии?
Каллиграфия. С чего начать?
Каллиграфия — прекрасна и разнообразна, от исторических рукописных книг до современных почерковых форм. Хотите попробовать, но не знаете с чего начать? Для вас мы подготовили небольшую статью о том, как можно научиться искусству красивого письма, какие инструменты и материалы вам понадобятся на первых этапах, что читать и как приступить к письму.
Как учиться каллиграфии
В зависимости от вашего места жительства, наличия свободного времени, интернета и финансовых средств, существует четыре способа обучения каллиграфии:
1. В группе с преподавателем;
2. Индивидуально с преподавателем;
3. Онлайн дома с преподавателем;
4. Самостоятельно дома.
Давайте разберем все по порядку. Если вы решили заниматься очно с преподавателем, то для вас:
— разработана подробная пошаговая программа;
— подобраны все необходимые материалы, инструменты, прописи, лекционная часть и домашние задания;
— проводятся обучающие демонстрации (как правильно сидеть, как работать инструментом, обращаться с красками, перьями и т. д.)
— преподаватель помогает преодолевать сложности, контролирует прогресс, разбирает вместе с вами ошибки и дает рекомендации после проверки домашних заданий.
Очные занятия в группе также хороши тем, что ученики мотивируют друг друга продолжать заниматься, выполнять домашние задания и итоговые проекты. Среди учеников всегда находятся как те, кто постесняются лишний раз задать вопрос, так и те, кто задаст его за вас. Группа — прекрасное место, где можно найти новых друзей!
Сейчас появляется все больше русскоязычных онлайн курсов по каллиграфии. Это могут быть готовые записи курсов и мастер-классов без какой-либо поддержки, или с последующей проверкой домашних заданий преподавателем. А могут быть занятия в режиме реального времени при помощи программы для видеосвязи. В случае с онлайн занятиями, новичку может потребоваться больше времени на понимание нюансов посадки и обращения с инструментом, так как нет возможности непосредственно наблюдать за процессом письма. Но при должном разъяснении от преподавателя сложности могут и не возникнуть.
Если вы прекрасно можете организовать себя для регулярных занятий каллиграфией, то вариант самостоятельного изучения вполне хорош. Вы не зависите ни от кого по времени и продолжительности занятия. Можете осваивать новый предмет в своем темпе. Но в этом случае не обойтись без книг, прописей и правильно оборудованного рабочего места. В случае возникновения вопросов, можно найти ответы на некоторые из них в общедоступных видео на youtube или в блогах опытных каллиграфов.
Самых лучших результатов можно достигнуть, комбинируя несколько способов обучения. Например, вы можете начать с занятий с преподавателем, чтобы избежать распространенных ошибок и почувствовать себя увереннее. А затем, уже продолжить занятия дома в своем темпе.
Опытные каллиграфы переходят на самостоятельную практику. Но и тогда, продолжают повышать квалификацию на новых курсах или интенсивных занятиях. Во время обучения каллиграфы общаются, делятся опытом и вдохновляют друг друга на новые работы.
Что купить для занятий
Пожалуй, это самый распространенный вопрос, который нам задают новые ученики. Как и в любом творческом направлении, вам понадобится небольшой набор инструментов и материалов для практики.
Даже если вы занимаетесь в студии, где все необходимое вам выдают на время занятий, для выполнения домашних тренировок вам понадобится свой минимальный набор каллиграфа:
— Держатели для металлического пера (прямой и косой)
— Металлические перья для каллиграфии
— Качественная бумага
— Простой карандаш и ластик
— Линейка, транспортир
— Тушь для каллиграфии, гуашь
— Небольшая чернильница
— Салфетки или ткань для протирки пера
— Кисточка-помощница
— Емкость для воды
— Конторка для письма (по желанию)
Каллиграфические инструменты делятся на остроконечные и ширококонечные. Такая же классификация и у перьев. В качестве перьев для новичка подойдут ширококонечные Tape достаточно больших размеров (3 или 4 мм) и остроконечные Nikko G или Zebra G. Плакатные советские перья не подходят для классической каллиграфии.
Держатели бывают прямые и косые. Прямые мы советуем использовать для письма ширококонечными перьями или для каллиграфического рисования. Косые — для работы с остроконечными перьями.
Материалы для каллиграфии
Каллиграфия: материалы и инструменты для начинающих
Каллиграфия сейчас не только искусство красивых надписей, но и средство самовыражения и медитации. Все больше и больше людей вовлекаются в этот процесс. Для одних — это хобби, а для других — источник дохода. Вариантов монетизации навыков множество: от ручных пригласительных на свадьбу до логотипов для крупных компаний и брендов, когда необходимо красивое письмо.
Каллиграфия — это еще и мощный инструмент, который тренирует мозг: он способен привести в порядок нервную систему и выработать дисциплину.
Мир каллиграфии настолько широк, что зачастую новичку очень сложно определиться, какие именно базовые инструменты необходимы в первую очередь для освоения этого вида искусства. Многие мастера, на которых хочется равняться, уже давно отточили навыки и письмо и собрали свой арсенал полюбившихся материалов. Однако на них ориентироваться очень тяжело, так как для освоения и первых шагов нужны совсем другие инструменты.
Для начала понадобятся перо и держатель. Лучше сразу приобрести два: ширококонечное перо и остроконечное перо. Первый вариант больше подойдет новичками, так как с ним проще работать и осваивать базовые шрифты. Но для полноценных занятий с прописями необходимо все-таки остроконечное перо. Тушь для начала можно выбрать самую простую. Лучше брать уже готовую в жидком виде.
Очень важный момент — бумага. Казалось бы, каллиграфия — это тот вид искусства, где может подойти абсолютно любая бумага, так как мастера выписывают прекрасные шрифты на абсолютно разных поверхностях: от конверта до кожи и пластика. Но для обучения больше подойдет гладкая бумага плотностью от 90 г/кв.м. На фактурной бумаге письмо выглядит очень изысканно, но учиться на такой тяжело.
После того как с базовым набором инструментов будут освоены и базовые приемы каллиграфии, можно будет расширять свой арсенал.
Перья для каллиграфии
Перо — это основной инструмент для каллиграфии. Различаются они по степени гибкости и форме. Жесткие перья редко используются. Они предназначены в первую очередь для выполнения чертежных/плакатных работ — там, где нажим не должен влиять на толщину линии. Они должны хорошо набирать тушь, но не позволять варьировать ширину письма.
Для каллиграфии, наоборот, гибкость пера — основное требование. И тут они тоже различаются. Есть супергибкие (Super Flexible), гибкие (Flexible) и средней гибкости (Medium Flexible). Чем больше варьируется толщина линии в шрифте, тем более гибкое перо необходимо для письма.
Любое перо состоит из нескольких элементов: кончик, усики, прорезь, резервуар и ушко.
Кончик влияет на толщину линии. Перо может быть остроконечное и ширококонечное. Каждый вид соответствует своим задачам и шрифтам. Усики пера при нажиме разъединяются и увеличивают ширину линии. От их гибкости зависит плавность перехода от тонкой линии к более толстой. Прорезь необходима, чтобы тушь не падала кляксой, а постепенно подавалась к кончику.
Также надо не забыть про держатель для пера. Самые распространенные и простые держатели — прямые. Именно с них рекомендуется начинать осваивать прописи. Сейчас очень популярны косые держатели для перьев, которые снижают напряжение руки при написании курсивных шрифтов. Но для освоения каллиграфии лучше выбирать прямые, так как их привычнее держать в руке.
Ручки для каллиграфии
Казалось бы, нет ничего проще для каллиграфии, чем ручки — ведь с детства нас учат писать именно ими. Но и тут есть свои нюансы. В ручках используются чернила, которые в своем большинстве водоразмываемые и нестойкие, в отличие от туши. Поэтому если вами выбрана в качестве инструмента ручка, то о сохранности первоначального вида ваших работ не может быть и речи. Перья, которые используются в ручках, не обладают гибкостью, что накладывает ограничения на выбор шрифтов при письме.
Но не стоит забывать, что ручки придуманы именно для письма — ими привычнее работать и изучать прописи. Плюс они позволяют приучить любого новичка правильно располагать перо по отношению к поверхности. Если кончик пера не прижат к бумаге и не параллелен ей, то ни одна перьевая ручка не даст непрерывное письмо.
Ручки различаются по видам перьев — остроконечные и ширококонечные.
Почти каждая перьевая ручка многоразовая. Для них продаются как отдельные заправленные сменные картриджи, так и конвертеры с чернилами в баночках.
Тушь и чернила для каллиграфии
Для новичка тушь и чернила — это одно и то же. Но на самом деле это различные по своим физико-химическим параметрам материалы.
Тушь — твердые частички красящего вещества. Исторически это пигменты сажи газовой. Тушь может быть как твердая, так и уже в составе со связующим (жидкая).
Чернила — это всегда жидкое вещество красителя в связующем (водном или спиртовом).
Красящие частички (пигменты) в туши остаются после высыхания на поверхности, а чернила — пропитывают поверхность. Поэтому при работе на рыхлых и фактурных бумагах чернила могут проваливаться внутрь (съедаться бумагой). Это надо учесть при выборе материалов как для начинающих, так и для профессионалов. Для того чтобы избежать эффекта выцветания после высыхания, многие производители выпускают пигментированные чернила. Для увеличения вязкости в готовую тушь и чернила добавляют множество компонентов, которые раньше были природного животного происхождения, а сейчас — синтетического.
Тушь для каллиграфии жидкая выпускается черная и цветная. Тушь сухая в виде брусочков бывает только традиционного черного цвета. В комплект к ней может понадобиться камень для ее растирки. При работе с такой тушью надо понимать, что несмотря на то, что при растирке будет виден явный черный цвет, при разбавлении водой может появиться подтон фиолетового или серо-зеленого цвета. Это зависит от происхождения пигментов, используемых для производства.
Чернила для каллиграфии используются как самостоятельный материал для работы, так и для заправки картриджей в ручках. Использовать тушь для ручек почти невозможно, так как частички пигмента будут постоянно засорять доступ к перу. Поэтому в ручках используются только чернила.
Бумага для каллиграфии
Каллиграфия — это искусство, где традиционно использовалась рисовая бумага. При этом «рисовой» когда-то называлась любая бумага ручного производства, изготовленная как в Китае, так и за ее пределами. Многие профессионалы предпочитают использовать именно ее для своих работ, особенно там, где каллиграфия идет в тандеме с традиционным китайским рисунком.
Новичкам работать на рисовой бумаге будет непросто, да и для росписи пера нужна бумага попроще. Лучше, чтобы она была гладкая. Тогда неровности линий от неправильной постановки пера нельзя будет отнести к шероховатости бумаги. Когда каллиграфия только осваивается, многие считают, что вполне может подойти обычная офисная бумага. Можно брать и ее, но результат вряд ли будет радовать, так как линии будут растекаться и письмо не будет давать тонких линий. Для тренировок нужна все-таки специализированная бумага для каллиграфии плотностью от 90 г/кв.м, тогда письмо и прописи будут приносить удовольствие.
Обзор 15 основных инструментов для создания каллиграфии
Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal — barbariskina.
Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.
Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.
А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов — своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.
Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее — получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.
Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись — все равно копать и копать))
Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))
Инструменты новичкам
Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом — смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность — ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.
Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам — это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.
Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше — с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила — обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное — соблюдать наклон пера и разработать руку.
Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство — не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера — 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха — тем лучше.
Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы — дешево и не жалко, минусы — чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.
Кисти для каллиграфии
Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно — можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии — заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).
Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями
А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать — ближе к последнему скорее всего.
С перьями — вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах — выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами — HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.
Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции — синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.
Примеры работ острым пером:
Брашпены
И, наконец, самые используемые инструменты — брашпены) Первое, чем я пробовала писать — это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) — уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) — очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.
Небольшие лайфхаки от меня — наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается — вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))
Примерно с такими же наконечником, но чуть толще — Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала — Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.
Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти — Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе — подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство — наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.
Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник — кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно — уже разведенную акварель, можно — чернила (я развожу пополам с водой).
Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.
Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма — просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».
А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.
А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)
Самодельный ColaPen
И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести — ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))
Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.
Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений — очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.
Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво — не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))
Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))
Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!