Что открыл чехов в таганроге

Что открыл чехов в таганроге

Что открыл чехов в таганроге

Что открыл чехов в таганроге

Что открыл чехов в таганроге

Ещё один таганрогский музей с легко запоминающимся названием «Лавка Чеховых» находится в старом кирпичном здании, существующем ещё с 40-х годов XIX века. С 1869 по 1874 год этот дом арендовала семья Чеховых. Переезд сюда был связан с торговыми интересами отца, Павла Егоровича. Над входом в лавку помещалась вывеска «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», а ниже еще одна – «Распивочно и на вынос», она означала, что при лавке есть погребок с сантуринскими винами и водкой. В «Лавке» хранится самый ранний из автографов гимназиста 4-го класса Антона Чехова, расписавшегося, за отсутствием отца, в получении повестки о выборах купеческого старосты. Наверху можно видеть старинную мебель и уникальные документы 1870-х годов, в частности разрешение выданное Павлу Егоровичу на постройку того самого злополучного дома. Имеются семейные фотографии, подлинные работы брата писателя – одарённого художника. После переезда Чеховых в этом доме жили другие люди, менялись вывески над входом в бывшую лавку Павла Егоровича. В начале 20 века здесь располагался аптекарский магазин. До Великой Отечественной войны дом занимала контора электростанции. 3 ноября 1977 года здесь был открыт музей «Лавка Чеховых».

Литературный музей А.П.Чехова.

Что открыл чехов в таганроге

Мемориальная часть выставки рассказывает о годах учёбы Антона Чехова в гимназии и о системе образования в дореволюционной России. Литературная часть рассказывает о творческой деятельности Чехова, его жизни в Москве, Мелихове, Ялте, его поездке на Сахалин и заграницу, а также мировом признании писателя.

Центральная городская публичная библиотека им.А.П.Чехова.

Что открыл чехов в таганроге

Отношение Чехова к Таганрогу являет собой беспрецедентный образец отношения писателя к своей родине. «Пожалуйста,

Источник

ЧЕХОВ И ТАГАНРОГ

Что открыл чехов в таганроге
А. П. Чехов

Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. Здесь прошло его детство и гимназические годы. Сюда неоднократно приезжал он уже будучи известным писателем.

Таганрог, когда-то крупнейший порт юга России, к 60-м годам XIX века, в связи с быстрым выдвижением Одессы, а затем Ростова-на-Дону, утратил свою былую торговую славу и в то же время еще не превратился в крупный промышленный город, каким он стал к концу XIX века.

Внешне город производил на свежего человека тяжелое впечатление. Приплюснутые одноэтажные, в большинстве своем деревянные, давно не крашенные домики, немощеные улицы. «Весной и осенью на них стояла глубокая, невылазная грязь,- вспоминает браг писателя Александр Чехов,- а летом они покрывались почти сплошь буйно разраставшимся бурьяном, репейником и сорными травами. Освещение на двух главных улицах было более чем скудное, а на остальных его не было и в помине. Обыватели ходили по ночам с собственными ручными фонарями. » К тому же город далеко еще не оправился от последствий варварской бомбардировки его летом 1855 года соединенным англо-французским флотом. То здесь, то там попадались дома, изрешеченные штуцерными пулями и ядрами, остовы таможенных зданий, зияющие пустыми глазницами, и развалины амбаров.

Скудную картину города лишь несколько скрашивали яркие пятна зелени огромного городского сада да бескрайняя лазурь Азовского моря.

Самое же страшное заключалось во внутренне пустом, «растительном», как называл его Чехов, строе жизни таганрожцев.

Состоятельные горожане, помимо торговли, жили процентами с капиталов, крупными спекуляциями, доходами от сдачи в аренду домов и земли. Не гнушались они и контрабандной торговлей, в которой зачастую деятельное участие принимали сами городские власти.

Громкую известность в городе и за его пределами снискали торгаши и мануфактуристы Вальяпо, Скараманга, Герасимов и им подобные, все, по свидетельству Александра Чехова, «. малограмотные и далеко не чистые на руку. Наличность миллионов в кармане, крупная торговля с Европою и мелкие сделки с совестью шли у этих господ рука об руку и друг другу не мешали».

Нажив на темных махинациях многомиллионные состояния, эти «деятели города» расходовали их на устройство грандиозных пирушек и картежные игры. Бешеные средства тратились на содержание в городе итальянской оперы, на приобретение в Италии мраморных надгробных плит, на покупку щегольских заграничных экипажей, породистых лошадей, роскошных дамских туалетов. Это-то и считалось шиком и проявлением европейской культуры.

В то время, когда «. негоцианты выставляли на вид свое богатство и роскошь. прочее население,- по свидетельству того же Александра Чехова,- с трудом перебивалось. с. хлеба на квас».

Что дал Таганрог молодому Чехову? Таганрогская серая «растительная» жизнь, нелепость гимназического воспитания, семья, в которой безраздельно царило всевластие отца,- все это зародило в Чехове глубокую ненависть к отупляющему, засасывающему человека мещанскому прозябанию, сонной одури провинциальной жизни. Это чувство, подкрепленное впоследствии новыми наблюдениями, сделало из него страстного борца против пошлости и мещанства. Всю свою жизнь он был их обличителем, в каких бы формах и каком бы кругу они ни проявлялись.

За годы жизни в Таганроге у будущего писателя накопилось множество разнообразных наблюдений и впечатлений; здесь увидел он колоритные фигуры чиновников, купцов, мещан и других обывателей, умственная нищета, духовное ничтожество которых были потом беспощадно осмеяны в его произведениях.

В то же время в Таганроге Чехов пристрастился к чтению книг, полюбил театр и драматургию,. Здесь же, в окрестностях Таганрога, Антон Павлович рассмотрел неповторимую красоту русской степи, непревзойденным певцом которой он стал впоследствии. В родном городе Чехов узнал людей, светлое воспоминание о которых сохранилось у него на всю жизнь.

Летом 1876 года в Таганроге в присутствии большой толпы выступал один из руководителей герцеговинских повстанцев, рассказавший о жестоком угнетении балканских славян турецкими захватчиками.

Начиная с августа этого года, через Таганрог неоднократно проезжали русские добровольцы, направлявшиеся на помощь восставшим славянам. Широкий размах получил в Таганроге в 1876 году сбор средств в пользу болгарских семей, пострадавших от турок.

Сообщения о событиях в Сербии, Болгарии, о ходе русско-турецкой войны регулярно печатались в местных газетах.

Чехов покинул Таганрог, испытывая противоречивые чувства: любя родной город и ненавидя «бескрылую» жизнь, которую вело большинство его обитателей.

Позже, устами одного из героев повести «Моя жизнь», Чехов очень хорошо сказал об этом противоречивом чувстве к Таганрогу: «Я любил свой родной город. Он казался мне таким красивым и теплым! Я любил эту зелень, тихие солнечные утра, звон наших колоколов; по люди, с которыми я жил в этом юроде, были мне скучны, чужды и, порой, даже гадки. Я не любил и не понимал их».

Впоследствии Чехов еще 5 раз (в 1881, 1887, 1894, 1896 и 1899 годах) посещал Таганрог. О впечатлениях Антона Павловича можно судить по его письмам к родным и знакомым. Так, в 1887 году во время очередного посещения Таганрога он пишет сестре Марии Павловне: «Мне живется так себе. Было бы скучно, если бы все окружающее не было так смешно». «Погода великолепнейшая, но людишки. бррр!»

В письме, адресованном Лей кину, Чехов с горечью писал о впечатлениях этой поездки: «60000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких. Куда ни явишься, всюду куличи, яйца, сантуринское, грудные ребята, но нигде ни газет, ни книг. ».

«Я счастлив,- пишет он одному из таганрожцев в 1890 году,- что могу хотя чем-нибудь быть полезен родному городу, которому я многим обязан и к которому продолжаю питать теплое чувство». «Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать, отдаю себя в полное ваше распоряжение»,- прибавляет он в другом письме.

Благодаря неустанным хлопотам Чехова в Таганроге в 1898 году был основан Городской краеведческий музей. Стараниями Чехова была, по существу, заново создана Городская публичная библиотека.

По просьбе земляков Чехов договорился со знаменитым русским скульптором Антокольским об изготовлении для Таганрога памятника основателю города Петру I. Антон Павлович участвует в распространении подписных листов для сбора средств на памятник, беспокоится о том, чтобы доставить скульптуру из-за границы в Таганрог в полной сохранности, выбирает место для установки ее.

Зная о дурном уходе за деревьями и кустарниками городского сада, Чехов в письме к П. Ф. Иорданову 11 декабря 1899 года советует посылать учителей на Летнее время в одну из подмосковных школ сельского хозяйства, чтобы впоследствии «было бы кому наблюдать за Дубками, Карантином, казенным садом и городскими насаждениями».

Чехов приветствует открытие в Таганроге водолечебницы, советует организовать санаторий на Миусс, где для этого, по его мнению, существуют прекрасные условия.

Прав один из чехововедов, утверждающий, что «то, что сделано для культурного роста Таганрога в дореволюционные годы, является заслугой, главным образом, Чехова».

С этой характеристикой сходна другая, данная писателем В. Ленским, посетившим Таганрог в 1910 году:

Правда, авторы приведенных высказываний не совсем точно охарактеризовали таганрогскую жизнь. В эго время уже зрели значительные силы, вылившиеся в бурные, грозные дни революции 1905 года, а затем 1917 года, в которых таганрогский пролетариат показал себя мощным, сплоченным, глубоко преданным большевистской партии.

Только в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции были созданы все условия для полного переустройства человеческой жизни, для коренной реконструкции городов, для развертывания массовой культурно-просветительной работы.

Неузнаваемо изменился за годы Советской власти облик Таганрога. В нем выросла крупная промышленность, он стал одним из важнейших индустриальных центров советского юга.

Большие работы проведены по благоустройству города. В 1926 году в Таганроге был построен водопровод, в 1934 пущен трамвай, а несколько позже открылось и автобусное сообщение. Окраины Таганрога, до революции представлявшие собой беспорядочное скопление жалких домишек и землянок, превратились в прекрасные, благоустроенные рабочие поселки с многоэтажными домами, твоими библиотеками, кинотеатрами, магазинами. Трамваи и автобусы связали окраины с центром города.

Гимназический друг А. П. Чехова, известный актер MXATа А. Вишневский, посетив город в 1935 году, с восхищением писал: «Таганрог стал неузнаваем. Чувствуется творческая любовь тысяч и тысяч рук, колоссальнейший труд, вложенный в благоустройство каждой улицы, каждого переулка. Сравнивая чеховский Таганрог с социалистическим, поражаешься его гигантскому росту во всех областях. Это возможно только при Советской власти».

В годы Великой Отечественной войны Таганрог сильно пострадал от немецко-фашистских захватчиков. Таганрожцы приложили много сил и труда на восстановление родного города и особенно его промышленности.

Внешне город стал еще краше: создан приморский бульвар, проведены большие работы по разбивке новых скверов и парков, построены сотни новых красивых зданий.

В Таганроге развита значительная сеть лечебных учреждений, оснащенных новейшим медицинским оборудованием. В них работает свыше 1400 лиц высшего и среднего медицинского персонала.

Из года в год растут государственные ассигнования на культурно-просветительную работу в городе. Так, только в 1953 году городские и профсоюзные библиотеки получили свыше 73 тысяч экземпляров новых книг на сумму, превышающую 270 тысяч рублей.

Таганрожцы свято чтут память своего великого земляка. Еще в 1933 году исполком Таганрогского совета депутатов трудящихся вышло решение о создании в домике, где родился А. П. Чехов, мемориального музея. Этот музей был открыт в том же году, к 16-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

В том же 1933 году было принято решение об организации в Таганроге Литературного музея А. П. Чехова. 30 мая 1935 года Литературный музей был открыт для обозрения.

На сцене Таганрогского драматического театра, которому в 1944 году решением правительства присвоено имя А. П. Чехова, поставлены все чеховские пьесы.

Источник

Здравствуй, Дон! (Таганрог чеховский и музейный)

В этом скромном домике (вернее, флигеле) 29 января 1860 г родился а.П. Чехов.

Бюст А.П.Чехова во дворе музея. Семейная икона в доме-музее Чехова.

Форма для пасхи, принадлежавшая Чеховым. Интерьер кухни.

Комната родителей, в которой родился будущий писатель.

Что открыл чехов в таганроге
Графин и пивная кружка, принадлежавшие Антону Павловичу. Посуда из семьи Чеховых.

Дом, выстроенный отцом А.Чехова Павлом Егоровичем. Но прожили в нем Чеховы недолго, после окончательного разорения главы семьи сембья уехала в Москву. Впрочем, сам Антон остался в Таганроге для окончания курса в гимназии.

А рядом стоит дом семейства Агали, с которым дружили Чеховы. Антон Павлович также бывал в этом доме.

Дом купца Моисеева, где с 1869 по 1873 ггарендовал торговое помещение и жилые комнаты П.Е. Чехов.

В 1869 г в Таганрог провели железную дорогу и недалеко от этого района выстроили здание ж/д вокзала. которое, конечно же, помнит и А.П. Чехова и членов его семьи.

Торговое помещение лавки П.Е. Чехова на первом этаже.

Гостинная на втором этаже, где собиралась вся семья.

помещение столовой на втором этаже дома.

Комната сестры матери Чехова Ф.Я. Долженко, которая после смерти мужа доживала свой век в семье Чеховых.

Здание Таганрогской гимназии (1843 г), в которой учился А.П. Чехов (18691880 гг). Левое и правое крылья пристроены уже в ХХ в.

парадный зал гимназии, где вручались атестаты выпускникам.

Учебный класс гимназии.

Это личная парта Антона Чехова в последнем ряду. Недописанный портер Антона-гимназиста работы его брата-художника николая.

табличка с рабочего кабинета А.П. Чехова.

Дом А.Е. Сфаэло на ул. Фрунзе, в котором проживал и давал уроки танцев единственный в городе танцмейстер Вронди, в котором можно узнать одного из героев рассказа «Ворона». Да и сам Чехов, как и другие гимназисты, посещал эти занятия.

В этом доме гимназисты ставили спектакли, автором и исполнителем в которых был А.П. Чехов.

Могила снабжена вот такой пояснительной табличкой-указателем.

Водолечебница Гордона (угловой корпус).

Здание водолечебницы выстроено к мавританском стиле. В сквере им. А.П. Чехова стоит хороший памятник писателю.

Мавританский фасад водолечебницы Гордона на ул. Фрунзе, где неоднократно лечился уже больной А. Чехов (1895 г).

Как вы, наверное, уже поняли, музеев в Таганроге немало, и не только чеховских. Основной музей города, впочем, сейчас закрыт на ремонт. Но и без него здесь есть что посмотреть.
Таганрогский модерн отмечен именем известнейшего российского архитектора этого стиля Федора Шехтеля. Здесь сохранилось два его здания: неоклассическая городская публичная библиотека (1910 г) и особняк Е.И. Шаронова (1912 г), чей фасад украшен богатой абрамцевской майоликой. В последнем работает музей Градостроительства и быта Таганрога, позволяющий не только ознакомится с историей строительства города, но и увидеть этот красивый особняк изнутри.

Особняк Е.И. Шаронова (1912 г) с абрамцевскими майоликами на фасаде выстроен по проекту самого Федора Шехтеля.

Фасад дома украшают тиражные майолики из керамической мастерской в Абрамцево.

Еще фрагмент майолики.

Фрагмент фасада дома Шаронова.

Майолика «Моская дева».

Ворота усадьбы Шаронова.

Ворота особняка украшают колоритные львиные головы.

Чехол для Торы (1880-1890-е гг) из таганрогской синагоги. Кресло с грифонами из дворца Александра I в Таганроге.

Письменный прибор I четв. XIX в

Городской шлагбаум (1814 г) сейчас перенесен в музей.

Что открыл чехов в таганроге
Фкаф-консоль (Франция, XVIII в).

Изразцовая печь в стиле модерн.

Посуда в стиле модерн.

Неоклассическое здание публичной библиотеки поближе.

Источник

Жизнь Чехова в Таганроге

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.

Кировский Педагогический Колледж

по литературе

на тему: «Жизнь Чехова в Таганроге»

Выполнила ст. группы С-1а / Щучинова Светлана Юрьевна / подпись /______/

Проверила преподаватель / Пересторонина Нина Валентиновна / подпись /_______/

I. Рождение гениального русского писателя.

II. Таганрогский период жизни Антона Павловича Чехова.

2. История семьи Чеховых.

3. Атмосфера семьи. Братья и сестра.

4. Гимназические годы. Занятия. Увлечения молодого Чехова

5. Разорение семьи. Самостоятельная жизнь Чехова-студента в Таганроге.

III. Антон Павлович как и писатель, так и общественный деятель.

IV. Список используемой литературы.

I . Рождение гениального русского писателя.

Антон Павлович Чехов – истинно русский писатель, он полон раздумий о смысле жизни и предназначении человека. Благородно выглядит чеховская ненависть к пошлости, мещанскому самодовольству. Радует умение прослеживать переменчивость человека, способность к совершенствованию. Поражает читателя чеховская ненавязчивость, полная свобода от рутины и шаблонности.

Писать Антон Павлович начал в Таганроге, учась в гимназии. После разорения отца и переезда семьи в столицу Антон отсылает на критику брату свои первые произведения: небольшие истории, анекдоты, драмы… Некоторые из них печатаются.

Ранние рассказы Чехова сплошь юмористичны, причем юмор в них весьма оригинален и резко отличен от классической литературной традиции. У Антона Павловича смех весел и беззаботно заразителен: не «смех сквозь слезы», а смех до слез. Это связано с особым восприятием мира, с особым чеховским отношением к нему.

У Чехова детство было омрачено бесконечными церковными хоровыми спевками, исполнением церковных обрядов, вставанием на рассвете к заутрене (все это было для детей истинным проклятием), но если бы не было этого, то не было бы и его изумительных рассказов «Художество», «Святой ночью», «Студент», «Архиерей» с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи.

ІІ Таганрогский период жизни Антона Павловича Чехова.

Таганрог 130-летней давности – это вполне процветающий город на юге России. Его жители гордились тем, что основателем города был Великий Петр, и что строительство его началось на 5 лет раньше северной столицы.

У таганрожцев имелись все основания считать свой город «южной столицей» Российской империи: это был крупный порт на берегу Азовского моря, который вел оживленную торговлю со многими иностранными державами. Из второго этажа дома Моисеева, где Чеховы жили в первые гимназические годы Антона, был виден рейд. В разгар летней навигации пароходам и парусникам было тесно в гавани; можно было пройти по берегу 4 версты и не встретить ни одного русского судна. В 1864 году в Таганрогский порт прибыло кораблей английских – 164, бельгийских – 2, греческих – 245, итальянских – 28, мекленбургских – 22, норвежских – 12, турецких – 25, французских – 55, прочих – 88, всего 807.

В Таганрогском порту имели представительство консулы или вице-консулы великобританский, итальянский, турецкий, греческий, австрийский, бельгийский, нидерландский, испанский и пармский, португальский, швед- ский и норвежский, французский.

Было время, когда таганрогский импорт превышал одесский.

Через таганрогский порт ввозились в Россию свыше сорока процентов товаров, проходивших через южнорусские порты. Город снабжал юг и среднюю полосу редкими колониальными товарами: лимонами, апельсинами, орехами, маслинами, прованским маслом.

Чехов не слышал той образцовой русской речи, которую с младенчества впитывали Тургенев, Толстой, Лесков, Бунин. От мно- гих местных речевых влияний он потом должен был освобождаться. Но необработан- ная и красочная речевая лавина была неис- тощаемым кладезем выражений, речевых ситуаций, слов профессиональных языков.

Население Таганрога было довольно пестрым: здесь селились рядом русские, украинцы, евреи, армяне, турки, греки, итальянцы, французы, голландцы, немцы. Недалеко от порта тянулась цепочка кофеев. В ясные дни тротуары перед ними были запружены – здесь были греки, турки, французы, англичане. Была гостиница «Лондон», по вечерам там играл дамский оркестр, туда приходили моряки.

О разнообразии народонаселения свидетельствовали и старые названия улиц: Иерусалимская, Католическая, Греческая, Итальянский переулок. Главная улица именовалась Петровской. На Полицейской улице родился Антон Павлович Чехов. Были еще и такие названия: Донский переулок, Дворцовый, Депальдовский.

Сегодня улицы заповедного Таганрога именуются так: улица III Интернационала, Розы Люксембург, Ленина, Свердлова, Фрунзе, Красный переулок.

До революции в городе было примерно 20 церквей, храмов, часовен, костелов, синагог, молельных домов, монастырей, почти все они разрушены в 20 – 30-е годы, в том числе Успенский собор, где венчались родители Чехова, где крестили всех их детей; в том числе – Митрофаньевская церковь, где старостой служил родной дядя Митрофан Егорович Чехов; в том числе церковь-часовня при дворце Александра I, где часто пел молебны семейный хор Павла Егоровича вместе с тремя его сыновьями – Александром, Николаем, Антоном.

«Таганрог – это греческое царство, немножко похож на Киев, только здесь… греки. Все греки: разносчики, попы, гимназисты, мастеровые. Даже вывески греческие».

Богатые греки строили роскошные особняки. Особенно поражал своим тяжелым великолепием дворец Алфераки: золоченая лепка, громадный, двухсветный зал с хорами для музыкантов, огромные люстры, одна из гостиниц расписана итальянским художником. Необычным для русской провинции был таганрогский театр. Несколько сезонов в Таганроге гастролировала итальянская опера. «Театр итальянский! В каком-то чаду тебя я в стихах воспеваю!» – иронизировал стихотворец местного «Азовского вестника». В один сезон пели две примадонны – Зангерн и Беллати. Приезжал Сарасате. В «Отелло» играл Сальвинни. Заезжие труппы оставляли в городе музыкантов со звучными именами: Николо Офичиозо Сарти, Бертини, Луппи, Гаэтано Молла.

Театр был для Чехова приобщением к культуре, творчеству, искусству. Здесь впервые раскрылся перед ним чудесный мир творения Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского. Конечно же, рядом с этим высоким произведениям ставились в Таганроге и глупейшие комедии, ужасающие драмы, пустейшие водевили, душераздирающие мелодрамы- все то, что даст такую обильнейшую пищу для последующих чеховских пародий, фельетонов и смешных рассказов.

В Таганроге Антон Павлович Чехов прожил почти половину своей недолгой жизни. Здесь вызревала и формировалась его человеческая сущность, его душа художника.

2. История семьи Чеховых.

«Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Родным дедом писателя являлся Егор Михайлович Чех. Это был человек незаурядный. Первый грамотный в своем роду, он дослужился до должности приказчика сахарного завода в Ольховатке. Смолоду у Егора Михайловича была одна цель – стать свободным. К 42 годам он скопил, отказывая себе во всем, три с половиной тысячи рублей и выкупил себя и свою семью на волю. Это было в 1841 году. С этого времени начинается история вольных Чеховых.

Егор Михайлович поступил управляющим в поместье наследницы донского атамана графа Платонова. Детей своих он решил пустить по торговой части, лелея мечту увидеть их когда-нибудь людьми богатыми.

Старшего сына, Михаила, Егор Михайлович отправил в Калугу в ученики к переплетному мастеру; младшего, Митрофана, отдал в «мальчики» к богатому купцу в Ростове; Павла – будущего отца великого писателя – устроил конторщиком у купца Кобылина в Таганроге.

Тринадцать лет прослужил Павел Егорович Чехов конторщиком. Это были годы бедной событиями, подневольной жизни. Павел Егорович огрубел, свыкся с подзатыльниками и окриками, выпавшими на его долю. С первых лет службы он стал откладывать каждый грош, мечтая когда-нибудь выбиться в люди.

Двадцати девяти лет Павел Егорович женился. Нити кровного родства связывали его жену Евгению Яковлевну с простым народом. Дед ее, Герасим Морозов, крепостной помещика Татаринова, был офеней – торговцем вразнос и вразвоз. В 1817 году ему удалось выкупить себя и свою семью на волю.

Девочкой, живя в деревне, Евгения Яковлевна дружила с крестьянскими ребятишками. Многие из них доводились ей родней.

Отец Евгении Яковлевны, служивший на юге России комиссионером, умер, когда ей было 12 лет. После его смерти Морозовы поселились в Таганроге. Жилось им нелегко, но мать старалась дать детям хоть какое-нибудь образование. Девочку отдали в «Частный пансион мадам Куриловой». У этого учебного заведения было громкое название и очень скромная программа: окончившие его не умели даже грамотно писать. Недостатки образования Евгении Яковлевны возмещались ее природным умом, душевной мягкостью и сердечностью.

Павел Егорович Чехов в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой. Через год у молодых супругов родился старший сын Александр, в 1857 году – второй сын Николай. Во владении купца Гнутова Павел Егорович нанял маленький, но отдельный домик в три комнатушки. Домик был расположен в центре города, недалеко от бакалейной лавочки, которую в 1857 году открыл на Петровской площади Павел Егорович (он выплачивал пошлину во второй гильдии, хотя это не соответствовало его истинным доходам). Торговал Павел Егорович Чехов в своей лавочке всем, что появлялось в Таганроге. Ко времени Чехова самый пик эпохи расцвета уже миновал, но он застал еще высокую торговую волну.

За годы службы у Кобылина Павел Петрович Егорович скопил около трех тысяч рублей. Давняя мечта была близка к осуществлению. Но в доме подрастали дети, и Павел Егорович хотел, чтобы, когда они поступят в гимназию, к ним относились лучше, считая их детьми из состоятельной семьи.

Евгения Яковлевна, простая женщина с поэтической натурой, оставила у всех детей самое теплое сердечное чувство. «Я помню,– вспоминала сестра писателя Мария Павловна,– с каким интересом мы слушали ее необыкновенные, исполненные поэзией, рассказы. На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особой остротой и горячей признательностью».

Евгения Яковлевна, вечно занятая, суетилась по хозяйству или обшивала на швейной машинке детей. Всегда заботливая, любвеобильная, она, рассказывала своим детям о всех несправедливостях и бедах крепостного права и внушала детям любовь и уважение не только ко всем, кто был ниже их, но и к маленьким птицам и животным, ко всем беззащитным существам.

Евгения Яковлевна научила маленького Антона писать, читать и считать Павел Егорович, приобщая своих детей к труду, обучал и Антона искусству торговли. Ребенком он бойко щелкал на счетах и отцу казалось, что мальчик пойдет по коммерческой части.

С постройкой в Таганроге железной дороги и вокзала городская торговля с Петровской площади перешла ближе к вокзалу, на Ярмарочную площадь. В этот район города в погоне за покупателями переезжает с семьей в 1869 году П. Е. Чехов.

«…зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой»?

А. П. Чехов (из письма к брату Михаилу в Москву)

Отец Чехова, Павел Егорович, будучи купцом второй гильдии, содержал бакалейную лавку в Таганроге.

«В то время…– вспоминал младший брат писателя Михаил Павлович,– мы жили в доме Моисеева на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка, почти на самом краю города… Над входом в лавку помещалась вывеска «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», немного ниже: «Распивочное и на вынос». Она означала, что при лавке есть погребок с сантуринским и водочкой. Лавочка Павла Егоровича торговала с раннего утра до позднего вечера.

Уклад в семье родителей был патриархальный. Отец – человек деспотического нрава («за битого двух небитых дают»), неуравновешенный, поборник старых порядков, согласно которым надо повиноваться власти, уважать наставников, учителей, тех, кто богат и имеет деньги.

Режим их жизни был напряженными тяжким: день братьев Чеховых начинался с 5 часов утра и распределялся между лавочкой, бесконечными спевками, репетициями церковного хора, домашними делами и молениями.

День начинался и заканчивался трудом. Все в доме вставали рано, мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал свободный час, каждый из них занимался, тем, к чему имел способность: старший, Александр, устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял. Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором.

Подрастающих детей своих Павел Егорович заставлял обязательно участвовать в хоре. С большой грустью вспоминал об этом Антон: «…когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели трио… на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками». Увлечение искусством не мешало Павлу Егоровичу придерживаться в воспитании детей старинных привычек – телесные наказания, порки являлись явлением обычным, как и в других мещанских семьях. Ни старшие братья, ни Антон впоследствии не могли простить отцу этих побоев и вспоминали о них с горечью. «В детстве у меня не было детства», – говорил Антон Павлович. Но, несмотря на это, отношение Антона Павловича к отцу было уважительным и любовным. Уродливость торгашеской жизни все больше угнетала его, вызывая внутренний протест.

4. Гимназические годы. Занятия. Увлечения Чехова.

В Таганроге торговые склады, конторы, крупные магазины принадлежали богатым грекам. Чтобы попасть к ним на службу и «сделать хорошую карьеру», нужно было знать греческий язык. Поэтому Павел Егорович отдал детей не в гимназию, а сначала в греческую школу.

Все шесть классов греческой школы помещались в грязной комнате с серовато-желтыми стенами. Шесть рядов парт, в начале каждого ряда – дощечка с надписью, обозначавшей класс.

Начался урок. Обходя парты, Вучина выкрикивал какие-то слова, ученики повторяли за ним хором, не пытаясь вникнуть в смысл. А линейка гуляла по плечам, рукам, укрощая, наставляя, призывая к порядку.

Возвращаясь домой, Антон сказал хмуро:

– Ни в какие Афины я не поеду.

В конце года братья принесли домой большие, разукрашенные писарскими завитушками листы. В них было написано, что Николай и Антон Чеховы преуспели в науках и переводятся в следующий класс.

За ужином собрались приятели отца, греки. Похвальные листы пошли по рукам, гости восхищенно щелкали языками: из парнишек выйдет толк. Один из них раскрыл книгу и наугад ткнул пальцем:

Буквы рябили в глазах Антона и не складывались в слова. Николай посмотрел в книгу и равнодушно сказал, что читать не умеет.

После ухода гостей отец выпорол обоих. Братья перенесли порку стойко, их подбадривала мысль, что в греческую школу они больше не пойдут.

Основанная в 1806 году, таганрогская мужская классическая гимназия была одним из старейших учебных заведений на юге России.

Годы учения Чехова в гимназии (1867 – 1879) – это годы его детства, отрочества и юности. Воспитание в гимназистах покорности и безропотности было в 1870-х годах продуманно гимназическим начальством до мелочей. Окошечки, сделанные в дверях классных комнат наподобие тюремных глазков, позволяли надзирателям незаметно следить за учениками и отправлять нарушителей в холодный карцер. Из гимназии увольняли либерально настроенных учителей, заменяя их более «благонамеренными», из библиотеки были изъяты сочинения В.Г. Белинского.

Любовью гимназистов пользовался лишь учитель закона божьего покровский, человек умный и образованный. Вряд ли можно ошибиться, предположив, что Покровский был не слишком верующим человеком. Наскоро объяснив очередной отрывок из Евангелия, он вытаскивал какую-нибудь далеко не священную книгу и, убедившись, что за дверью никто не подслушивает, читал ученикам вслух. От Покровского Чехов впервые услышал о Чернышевском и Щедрине, Шиллере и Шекспире.

Весельчак и балагур, походивший, по словам Антона на гусара, Покровский любил давать ученикам прозвища. Как-то, приступив к опросу, он развернул журнал и, лукаво сощурившись, произнес:

Чехов улыбнулся: прозвище было не обидное и забавное.

Став писателем, Чехов послал Покровскому свою книгу «Пестрые рассказы». На заглавном листе стояло – «Антоша Чехонте». Прозвище, данное Покровским, стало псевдонимом молодого писателя.

Учился Чехов неважно. Сказывались и перегруженность различными обязанностями, которые Павел Егорович взваливал на плечи сыновей, и казенная, убивающая всякую любознательность система преподавания. Дважды Чехов оставлен на второй год: в третьем классе из-за географии и арифметики, в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности он никогда не получал больше четверки. А между тем писательский талант Антона Павловича проявился очень рано. Уже, будучи знаменитым писателем, Чехов, перечитывая свое школьное сочинение «Киргизы», сказал удивленно: «Я бы и сейчас не написал лучше».

Кроме того, когда в 1873 году в Таганроге открылись бесплатные ремесленные курсы, где после занятий могли обучаться и гимназисты, Павел Егорович послал туда своих сыновей, полагая, что ремесла всегда дадут им верный заработок. Директору гимназии было подано заявление с просьбой допустить обучение ремеслам: Ивана – переплетному, Николая и Антона – сапожному и портняжному. Двухлетнее посещение курсов, не давшее видимых результатов, все же не осталось бесследным – термины сапожной и портновской профессий использованы в рассказах Чехова необычайно точно.

Несмотря на жизненные невзгоды, материальные трудности и занятость братья Чеховы находили время для развлечений и отдыха. Веселым, живым, неистощаемым на выдумки, подвижным встает перед нами Антон Чехов в воспоминаниях современников. В гимназические годы началось увлечение всех братьев Чеховых театром, который был гордостью таганрожцев. Братья Чеховы стремились попасть в театр при всяком удобном случае, не делая никакого выбора между пьесами. Посещать театр гимназистам запрещалось, однако Антону удавалось бывать в нем часто. Сняв гимназическую форму, он приклеивал для конспирации усы и бороду и, выбирая малоосвещенные переулки, пробирался в театр.

Театр, музыка, чтение пробуждали в подростке стремление к творчеству. Гимназист Антоша активно участвовал в рукописном журнале, помещая в нем свои стихотворения и сатирические сценки.

5. Разорение семьи. Самостоятельная жизнь Чехова в Таганроге.

Когда Антону было пятнадцать лет, его старшие братья уехали учиться в Москву. Александр поступил в университет, Николай – в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Торговые дела Павла Егоровича шли между тем все хуже и хуже. Непрактичный и увлекающийся, он делал одну ошибку за другой. На последние деньги Павел Егорович затеял вдруг постройку дома. Недостающие деньги были взяты в долг в надежде, что торговля выручит. Но покупатели все реже появлялись в лавке, зато кредиторы осаждали ее хозяина. «Коммерциозное предприятие», которым так гордился Павел Егорович, пришлось закрыть.

В дом Чеховых вошла нужда. Иной день нечем было накормить детей, из-за не внесенной вовремя платы за обучение Антона неделями не допускали до занятий. Все чаще дети слышали страшное слово «долговая яма».

Отец Чеховых решил бежать от тюрьмы в Москву. Однажды ночью он уехал из дому, даже не попрощавшись с детьми. За старшего в доме остался Антон.

Мать с удивлением замечала, что вчерашний мальчик, веселый проказник Антоша стал взрослым. С ним ей становилось легче. То он белил кухню, то устраивал во дворе шалаш. Его возня успокаивала Евгению Яковлевну, вселяя уверенность, что в дом снова вернется прежняя жизнь.

Делами Павла Егоровича занялся жилец Чеховых судебный чиновник Селиванов. Пообещав Евгении Яковлевне выиграть дело, Селиванов не удержался от соблазна нагреть руки на чужой беде. Дом Чеховых перешел в его собственность, в счет долга была отобрана мебель. Чеховы остались нищими. Годы не стерли в памяти Чехова горечи, пережитой при разорении родного дома. Воспоминаниями о тяжелых для семьи Чеховых июльских днях 1876 года навеян рассказ «Чужая беда», написанный Антоном Павловичем 10 лет спустя.

Полуживая от горя, Евгения Яковлевна, забрав младших детей, уехала к мужу в Москву. Шестнадцатилетний Антон должен был решить нелегкую задачу, как просуществовать в Таганроге до окончания гимназии.

Стремление к независимости с первых лет самостоятельной жизни определило характер Чехова. В Таганроге у Антона были родственники, но Чехов отказался от помощи людей, живших по пословице: «Покорство лучше упорства». Покориться – означало подавить в себе то светлое, гордое и чистое, что только начало разгораться в душе будущего писателя.

Когда Селиванов предложил Чехову подготовить его племянника Петю Кравцова в юнкерское училище Антон согласился. Зависимому положению бедного родственника он предпочел нелегкий труд.

Селиванов взял к себе в дом Антона не без задней мысли прикинуться благодетелем, но его старания держать себя покровительственно разбивались о ледяную вежливость Антона.

Со смешанным чувством досады и удивления ловил себя Селиванов на мысли, что этот шестнадцатилетний гимназист внушает ему уважение. Он сам не заметил, как стал ему говорить «Вы» и называть Антоном Павловичем.

Антон распродал жалкие остатки имущества – кастрюльку, ветхую мебель – и отослал Евгении Яковлевне вырученные гроши. Каждый месяц посылал он в Москву и часть заработанных уроками денег. Уроки давали немного. Ученики жили в разных концах города, один из них – на самой окраине.

В дождливую погоду туда приходилось добираться по непролазной грязи, а калош у Антона не было. Репетитор мучительно краснел под укоризненными взглядами хозяек: после его ухода на полу оставались грязные следы.

Новый, 1877 год Антону пришлось впервые встретить в разлуке с семьей. В доме Селиванова уже ничто не напоминало о том, что когда-то здесь жила семья Чеховых.

В комнате, где Антон жил вместе с Петей Кравцовым, стоял кисловатый запах пороза. Петя с таинственным видом мастерил в своем углу ракеты. Он задумал поразить учителя в новогоднюю ночь фейерверком. Антон, близоруко склонившись над столом, писал. Там, в Москве, помногу раз будут перечитывать каждую строчку его письма, стараясь угадать, как ему здесь живется. А зачем им знать, как ему здесь живется. А зачем им знать, что ему бывает и горько, и голодно, и одиноко!

– Скоро Новый год, а вы все пишете и пишете,– услышал он умоляющий голос Пети.

Когда часы пробили двенадцать, в комнате запрыгали в пороховом дыму синие, зеленые, красные огни Петиных ракет. Антону стало весело. Он зачерпнул кружку воды и высоко поднял ее над головой:

– С Новым годом! Скажете, это вода? Вздор! Такого шампанского вы никогда не пили!

Антон не всегда бывал сыт, расползалась изношенная одежда, приходилось рассчитывать каждую копейку, чтобы вовремя внести плату за обучение в гимназии и послать деньги матери. И все-таки впервые в жизни Чехов был свободен и, следовательно, в какой-то мере счастлив. Для него, с детства скованного поисками отцовской тирании, главным условием человеческого счастья была свобода. «Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья»,- эти слова из рассказа «Человек в футляре» вырвались из самой глубины души писателя.

Близких друзей у него было мало. Ревниво оберегая свою независимость, чехов избегал чужих и случайных влияний. Однако каждый попавший в беду товарищ мог рассчитывать на помощь и поддержку Антона.

Когда гимназист Волькенштейн был исключен за то, что дал пощечину черносотенцу, обозвавшему его «живодом», Чехов уговорил товарищей подать заявление об оставлении всем классом гимназии, если Волькенштейна не примут обратно. Перепуганное гимназическое начальство отменило приказ об исключении.

Впервые Антон сам располагал своим временем. В промежутках между занятиями в гимназии и беготней по урокам он умел выкраивать время для чтения, для участия в любительских спектаклях и сочинительства. Чехов еще не помышлял, не догадывался, что рожден писателем, но не писать он уже не мог.

Первые произведения Чехова не сохранились. Известны только их названия: пьеса «Нашла коса на камень», водевиль «Не даром курица пела» и драма «Безотцовщина».

III . Антон Павлович как и писатель, так и общественный деятель.

Детство в российском захолустье, волею судеб постоянно ощущавшем воздух иной жизни, детство в сонной провинции, пронизываемой токами европейской энергии, детство между душной лавкою и морем, коридорами гимназии и бесконечною степью, чиновно-казенным укладом и бытом вольных хуторян, жизнь, которая так естественно показывала значение того природно-вещного окружения, в которое погружен человек,– все это готовило и обещало необычное художественное восприятие мира.

Мечта и мысль Чехова были обращены к человеку подвижнического труда. Если перечислить – далеко не полно, – что делал в своей жизни сам Чехов, то можно подумать, что речь идет о каком-то общественном деятеле. Он лечи, организовывал помощь голодающим губерниям, был заведующим холерным участком, строил школы, больницы, укомплектовывал общественные библиотеки, выступал с обращениями о помощи и сам лично помог сотням людей в их нуждах и бедах, печатал публицистические статьи, написал книгу о «каторжном» острове – Сахалине, проделав для этого путь через всю Сибирь, в том числе четыре тысячи верст на лошадях. И это сделал человек, никогда не отличавшийся крепким здоровьем. И все это – наряду с непрекращающимся, гигантским литературным трудом, с созданием произведений, открывших новую страницу в мировом искусстве.

IV. Список литературы:

1. Бердников Г.П. М., 1978 год.

2. Громов М.П. Чехов. М., 1993 год.

3. Кулешов В. И. «Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк.– М.: Дет. Лит.,1982 г.

4. Кулешов Ф. И. «Литературно-художественные взгляды А.П. Чехова, в сб.: Антон Павлович Чехов», Южно-Сахалинск, 1959 г.

5. Митрофанов Н., «Книга о Чехове», «Дальний Восток» №2, 1960 год.

6. Чудаков А.П. «Мир Чехова: возникновение утверждение», М., 1986г.

7. Чудаков А.П. «Поэтика Чехова», М., 1971 г.

8. Полоцкая Э.А. «А.П. Чехов. Движение художественной мысли», М., 1979 год.

9. Петр Кошель. Большая школьная энциклопедия. 6 – 11 кл. Т. 1 – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000 г.

10. Абрамова Н.С. «Из школьных лет Антона Чехова», М.: Дет. Гиз, 1962

11. «Рассказы о русских писателях», М.: Дет. Лит., 1964 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *