Что осуществляет связь времен и поколений в истории
(По материалам психологического исследования восприятия Великой Отечественной Войны ее очевидцами и современными подростками)
Автор-руководитель исследовательской работы:
Педагог-психолог Чапни Марина Сергеевна
В рамках нашей работы проведен анализ записей воспоминаний очевидцев ВОВ, рисунков военной тематики, а также анализ исследований по восприятию войны современными людьми и ее участниками.
Очевидно, что со сменой поколений меняется и представление о войне. По данным социологических исследований ВЦИОМ, для современной молодежи, зачастую, характерно восприятие войны, как официальной становящейся все более безликой, истории, представленной в разных информационных источниках. Представления о Великой Отечественной войне формируются, в основном, из художественных фильмов, которые не претендуют на объективность отражения исторических событий. Эти формы трансляции ценностей абстрактны по своей сути, что приводит к утрате эмоциональной привязанности к событиям Войны, душевной отстраненности от предмета поклонения. Официальная память о войне оказывается невостребованной молодежью на индивидуальном уровне.
Наши родители росли не на примерах выдуманных героев компьютерных игр, комиксов и боевиков, где стирается грань между игрой и реальностью. Перед глазами у них были реальные страницы истории, герои войны, ставшие примером для поколений. Соответственно, их восприятие войны более глубокое, основанное на чувственном опыте пережитых событий. На восприятие войны существенно влияет резкое сокращение продолжительности детства в годы войны. Экстремальность ситуации приводила к тому, что мир взрослых ожидал и требовал от детей резкого взросления, выполнения сугубо взрослых функций ради выживания.
И нтересно рассуждение одного из ветеранов о вкладе официальных органов в определение понятия детства в условиях войны: «Когда началась война, то было постановление правительства, что мужчины и женщины, достигшие 16 и 60 лет, подлежат мобилизации на трудовой фронт. Мужчины и женщины в шестнадцатилетнем возрасте – это кто такие? Это дети! Согласно этого постановления – взрослые…».
Люди того времени определяли детство либо как полностью уничтоженное, (« сгоревшее детство »; «детства не было, юность голодная», « детство, которое поглотила война », « я родом не из детства – из войны »), либо как негативное (« страшное, жуткое детство », « тяжелое детство» ) .
Нам не удалось увидеть в собранных детских воспоминаниях о бомбежках «приукрашивания» или «идеализации», как это характерно для описаний войны нашими современниками.Дети Сталинграда постоянно вспоминали запахи войны: «Очень долго оставался запах земли, в которой мы жили»; «горело зерно, запах горелого зерна — это страшно »; «первый запах войны – пожарище и этот запах горящей плоти»;
«…я шла в магазин, и этот хлебный запах еще был издали, тогда ж был натуральный хлеб».
Об отрывочности своих впечатлений о войне говорили те, кто пережил ее в самом раннем возрасте:
«А потом как на фотопленке отпечатались в памяти отдельные моменты, поразившие своей необычайностью детский разум: на земле вся в крови бабушка, а мама плачет; дедушка в огненной одежде; страшно трещит горящий дом; дедушка молчит, и его зачем-то засыпают землей; красное-красное небо; очень жаркое; какая-то странная младшая сестренка у мамы на руках (она была мертва); хочется кушать, а мама не дает и сама все плачет, плачет, плачет…».
Отличия восприятия войны детьми разных поколений наглядно прослеживаются в рисунках. Для современных подростков характерно, в основном, символическое, метафоричное, абстрактное восприятие целостной картины войны, позитивного героизма и подвига народа (например, сравнение войны с мясорубкой, мешком, изображением отдельных символов, стереотипных изображений и т.п.). В качестве символов выступают: Георгиевская лента, Вечный огонь, Знамя Победы, ордена и медали, гвоздики, красная звезда, солдатская шинель, фронтовые письма и другие.
Рисунки очевидцев войны более реалистичны, событийны, c высокой эмоциональной нагрузкой. Это работы, в центре внимания которых картины сражения, портреты, сцены разлуки, минуты отдыха на войне, подвиги солдат, детей, партизан и т.п.). Современные рисунки имеют, в основном, позитивную окраску: радость и слезы Победы, восхищение подвигом и сочувствие, благодарность потомков и вечная память, изображения отдельных знаменательных событий ВОВ (Битва за Москву, Сталинградское сражение и т.п.). Для современных детей свойственно преобладание светлых и сине-зеленых цветовых оттенков в рисунке. Это объясняется наличием в раннем возрасте стереотипа видения Великой Отечественной войны как героического подвига, ассоциированного с победой, радостью, торжественностью, праздником. Небо на современных рисунках чаще в сине-зеленых, либо светлых тонах спасения, надежды, веры.
Каждое новое поколение рисует, описывает войну, подвиги своих предков. Главное, чтобы война, оставаясь на рисунках и картинах, никогда не повторилась в реальности.
Презентация » Связь времен, связь поколений»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мои семейные реликвии «Связь времен, связь поколений» Работу выполнила Литау Кристина, ученица 6 класса МБОУ « Митяевская средняя школа» Руководитель: учитель английского языка Усанина С.В.
С трепетом рассматриваю старые фотокарточки нашей родни. Каждый человек должен знать и чтить память о своих родных и близких людях. Семейный фотоальбом.
Мой прадедушка Митя в годы войны был сапером. 20 марта 1944 года он потерял правую ногу и руку. Мой прадед
С этим компасом прадедушка во время войны ходил за линию фронта. Память о войне
Старая швейная машинка, перешедшая к моей бабушке от ее мамы в послевоенные годы, до сих пор работает. Всегда с большим интересом наблюдаю за процессом шитья, но пока научилась только правильно вставлять нить.
Моя любимая бабушка за работой
Мой папа рассказал мне, что люди, которые коллекционируют монеты, называются нумизматы. Я прочитала в толковом словаре, что нумизматика способствует более полноценному изучению определенных периодов в развитии государства.
Семейное хобби Когда мой папа был маленьким, бабушка подарила ему несколько монет, которые ей достались от её родителей. Первое, что его удивило: это их размеры и то, что они были серебряные.
Из учебников истории папа узнал, что при царской власти люди страдали от бедности, работали даже дети на заводах и получали при этом 10-15 копеек в день, взрослые-от 97 копеек до 2.50 рубля. По советским временам на эти деньги можно было только пообедать в столовой.
Поэтому сразу стало интересно, что можно было купить тогда, при царе, на эти деньги? Булка хлеба- 7 копеек, килограмм мяса- 54 копейки, молоко-14 копеек литр, обед в приличном ресторане-1,5-2 рубля, корова-3 рубля.
История жизни семьи – это как пособие жизни для ребенка: семейные ценности, традиции, профессии, увлечения… Мы обязательно должны знать и помнить родословную, передать память о предках своим потомкам.
И я очень хочу, чтобы через много лет, беря в руки наши семейные реликвии, пополненные заслугами и победами последующих поколений моего рода, уже мои правнуки сказали: « Мы знаем… Мы помним… Мы сохраним…»
Одной мы связаны судьбой, Одной судьбой, единой кровью. Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью. И дух наш, продолжая жить, Во внуков, правнуков вольется. И никогда не оборвется Веков связующая нить. Василий Песков
Семейный фотоальбом Коллекция монет Семейные реликвии Толковый словарь Даля Список источников
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-046829
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Связь времён и поколений
Проходят дни. Проходят годы… События, произошедшие в далёком и неосязаемом прошлом, до сих пор бередят умы многих поколений. Великая Отечественная Война. Какой след оставила она в душах миллионов людей?
Красной нитью переплетены судьбы людей тех страшных и невыносимо жестоких времен и нашей действительности. Даже в полной мере не осознавая это, мы интуитивно чувствуем ту неуловимую, но прочную и нерушимую связь времен и поколений.
В условиях современной информационной войны можно перекроить страницы российской истории как угодно. Имеем ли мы право забывать? Не думать и не размышлять по этому поводу? Отодвинуть все это в тёмный угол, сославшись на то, что это наше прошлое? Конечно же нет! Ведь чем меньше в умах народа останется тех крупных Великих побед, тем легче будет управлять нашей страной, тем легче будет направлять ее в то русло, в которое будет угодно тем, кто в этом заинтересован.
Что заставляет людей бросаться в воду за утопающим, при этом не умея плавать? Лезть в огонь, рискуя собственной жизнью? Это и многое другое нам трудно понять и представить. Потому что, для начала, нужно оказаться в такой ситуации, услышать свой внутренний голос и понять, что он нам скажет. Как заставит действовать… Но мы с уверенностью можем сказать, что руководит людьми, которые большую часть своей сознательной жизни посвятили поискам пропавших без вести солдат в военные годы.
Пытаясь представить те ужасные дни, невольно приходит ощущение того, что жизнь людей была погружена во тьму. На них смотрела нескончаемая ночь. Некоторые отвечали ей взглядами, пытаясь разглядеть среди потухших звезд и одинокой луны жестяные вражеские самолётики, бесконечно ползущие по небу. Каждый сражался с тем, что было у него самого ценного…
Как говорил Д. Лихачев: «Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.»
Таким образом, я склонна утверждать, что все в нашем мире имеет свою цену. Как великие события, так и почти незаметные, те, что проскользнули во времени небывало быстро, но все же затронули ход истории.
…и по сей день мы идём с портретами наших дедов и прадедов в руках, со слезами на глазах и дрожью в сердце, становясь частью «Бессмертных полков». В эти моменты люди, обычно, преисполнены самых высоких патриотических чувств. И ты ощущаешь это всем своим существом…
Духовная связь между поколениями
На чем основывается духовная связь между предками и потомством.
Связь между поколениями — истинное воплощение истории. История конкретна, большие события истории задевают каждого.
Есть такое определение культуры: культура — это всё то, что оставили нам предки и мы оставим потомству. Но мы копаем глубже.
«Отцы» завещают «детям» духовные ценности: религию, образ жизни, моральный кодекс.
Родители так связаны с детьми, так их знают, любят, что знают самую малейшую примету, привычку детей. Матерь сердцем чувствует своих детей. «Молитва матери со дна моря достанет». Родители суть пример любви и совместной жизни для детей — будущих родителей со своими будущими семьями. Если, кто выпал из этого круга (родители развелись), то создание семьи — титанические усилия.
Молодость ищет смыслы, ищет себя. И ищет их у пращуров. Знания предков начали ценить уже первобытные люди. Родители плохого не посоветуют. Будущим родителям надоедает жить для себя, им хочется отдавать, подарить миру своё продолжение. Человек защищает своё потомство с не меньшей яростью, чем, скажем, львица. И отец и мать желают детям только лучшего. В послушании нет ничего постыдного.
Родители дают завет на всю жизнь. Не только словами, но и личным примером.
Предки и потомство имеют метафизические связи: одна манера мыслить, одни слова, общие — семейные — понятия. Не сговариваясь, покупают одну марку печенья к столу. Угадывание настроения радости и скорби по самым мелким признакам. Высока роль материнской интуиции.
Нас с предками связывают традиции. Не обязательно национальные, но семейные. Общие ритуалы (пожать руку мамы перед сном).
Россия — страна, где высоко развиты традиции. Россия — страна, ортодоксальная во всём. Поэтому медленно у нас идут реформы. Стабильность и порядок предков — идеал для детей. Но развитие как принцип у нас и есть стабильность. Мы делаем великие научные открытия, переживаем эпохи застоя.
Каждое новое поколение само проходит тернистый путь жизни. Тут им и помогает факел культуры предков.
Мы любим своих стариков, любим детей, знаем родословную и гордимся ею.
Нам снятся наши умершие родственники — граждане лучшего мира. Мы ставим им свечи, молимся за них. Да предки и потомство объединены верой в Бога. Сам Бог объединяет их.
Проект для школьников «Связь времен и поколений»
Описание. Данный материал будет интересен педагогам, воспитателям, зам. директоров по воспитательной работе.
Данный проект направлен на то, чтобы реализовать идею патриотического воспитания детей и молодежи посредством вовлечения их в социально-значимую деятельность по увековечению памяти погибших военнослужащих-соотечественников..
Цель проекта:
Повышение уровня патриотического сознания жителей города через работу по увековечению памяти военнослужащих, жителях г.Чапаевска, погибших в Чечне.
Задачи проекта:
1. Привлечь внимание общественности к проблеме увековечения памяти погибших в
Чечне.
2. Обучить группу воспитанников ДДТ навыкам поисковой работы через использование различных источников информации, знаний, умению их применять и использовать в практической деятельности; формировать коммуникативную компетентность, готовность к самообразованию.
3. Разработать методическое пособие по увековечению памяти погибших.
4. Увековечить память погибших в Чечне военнослужащих, жителях г.Чапаевска
Поколение сегодняшних подростков почти не знает героев Великой Отечественной войны и тем более не знает о воинах, погибших в чеченской войне и в Афганистане.
В 2014 году на базе Дома детского творчества г.Чапаевска из воспитанников, посещающих творческое объединение «Патриот», в рамках проекта организовывается и начинает работать группа, занимающаяся поиском, систематизацией и анализом информации, касающейся ребят, погибших в локальных войнах.
В локальных войнах погибли и пропали без вести тысячи военнослужащих и гражданских лиц. Среди них и наши земляки, совсем молодые ребята, солдаты и офицеры. Священный долг – восстановить память о тех, кто, выполняя воинский долг, защищая конституционные права России, не щадил юной жизни и своего будущего.
Локальные войны – это, по сути, боевые действия с целью удержать территории в составе России, хотя официально конфликты назывались «мерами по поддержанию конституционного порядка». Именно поэтому объем официальной информации очень скромен и малодоступен.
Поисковая работа – нелегкая, исследовательская, требующая кропотливого, упорного труда. Она предполагает тесную связь с военкоматом, администрацией города, музеями, библиотеками, архивами.
Результаты проведенного социологического опроса среди детей и взрослых нашего города показывают:
— 95% респондентов слышали, что в Чечне погибли военнослужащие – жители
г.Чапаевска;
— 2% респондентов знают приблизительное количество погибших;
— 1% респондентов знают, где учились или работали погибшие;
— 89% хотели бы знать больше об этих героях;
— 91% респондентов могли бы принять участие в общественно-значимой акции по
увековечению памяти погибших в Чечне.
1. Организация и подготовка группы детей для участия в поисковом движении.
1.1. Набор группы детей для осуществления поисковой работы из числа воспитанников детского объединения «Патриот» путем анкетирования.
Группа детей для участия в поисковом движении формируется из участников творческого объединения «Патриот» на добровольной основе. Для учащихся проводится беседа о значимости и необходимости поисковой работы.
Цель поиска должна быть не просто конкретной и поисковой, она должна быть общественно значимой, полезной и нужной и для отдельных людей, и для общества в целом. Ребята должны видеть эту полезность, «гореть ею». Надо четко уяснить: что предполагается искать, на какие вопросы найти ответы.
Важно не допустить, чтобы работа свелась к бездумному записыванию всего услышанного и найденного.
1.2. Обучение членов поисковой группы.
Обучение членов поисковой группы проводится по составленной программе
Программа рассчитана на 62 часа (2 часа в день) теоретических занятий для будущих и начинающих поисковиков и предназначена для изучения в поисковой группе объединения, образованном на базе учреждения дополнительного образования.
2. Проведение поисковой работы.
2.1. Работа с архивами, документами, иными историческими источниками.
— оформление запросов в горвоенкомат с целью уточнения списка погибших;
— оформление запросов в Российский государственный военный архив (РГВА) и Центральный архив Министерства обороны РФ с целью уточнения информации о погибшем;
— посещение музеев СОШ № 1, 2, 4, 10, 12, 13 г.Чапаевска.
— посещение краеведческого музея Самарской области.
2.2. Проведение опросов, бесед, интервью.
— осуществление сбора информации посредством интервью, бесед, опросов родственников, друзей, соседей, учителей, одноклассников, сослуживцев погибшего.
2.3. Анализ и систематизация полученной информации.
— классификация полученной информации;
— создание картотеки и компьютерной базы данных на погибших;
— систематизация фактов, построение предположений, оформление выводов.
3. Работа по увековечению памяти погибших
3.1.Составление и реализация плана мероприятий по увековечению памяти погибших в чеченских войнах.
ПЛАН
1. Выпуск буклетов с описанием жизни и подвига погибших.
2. Проведение Вечера памяти и Уроков мужества на базе образовательных учреждений.
3. Оформление ходатайств Главе г.о.Чапаевск о создании Книги Памяти жителей города, погибших при защите Отечества; о присвоении имени героя улице города; об открытии мемориальных досок погибшим
4. Подготовительная работа по созданию общественного музея учреждения.
5. Оформление передвижной экспозиции, посвященной погибшим в Чечне.
4. Обобщение и распространение опыта реализации проекта.
4.1. Разработка методического пособия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
4.2.Участие и победа в областном конкурсе методических разработок военно- патриотической тематики «Методических рекомендаций по увековечению памяти погибших в локальных войнах»
4.3. Проведение областного семинара для руководителей учреждений дополнительного образования Самарской области по результатам реализации проекта.
Общее руководство проектом осуществляет директор Дом детского творчества г.Чапаевска
Функциональные обязанности:
— общее руководство проектом, проведение оценки и мониторинга.
Оперативное управление проектом осуществляется советом проекта, в составе:
1. старший методист Дом детского творчества г.Чапаевска
Функциональные обязанности:
— организация консультаций, рабочих встреч, разработка проектов документов.
2. Педагог-организатор Дом детского творчества г.Чапаевска
Функциональные обязанности:
— подготовка содержательных отчетов по проекту, проведение тематических
мероприятий.
3. Педагог дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества
г.Чапаевска, руководитель детского творческого объединения «Патриот»
Функциональные обязанности:
— подготовка воспитанников к поисковой работе.
Бухгалтер проекта
Дом детского творчества г.Чапаевска.
Функциональные обязанности: ведение бухгалтерского учета, подготовка финансовых отчетов по проекту.
Ресурсы проекта
Для реализации проекта имеются необходимые кадровые ресурсы:
1. Педагог дополнительного образования для работы поисковой группой.
2. Педагог дополнительного образования для создания сайта и информационного
обеспечения проекта.
3. Заместитель директора по УМР для ведения документации проекта.
4. Педагог-психолог для проведения психолого-педагогического сопровождения
детей, участников поисковой группы.
Материально-технические ресурсы проекта:
1. Учебный класс для проведения обучения участников с поисковой группы.
2. Помещение для хранения полученной информации.
3. Оргтехника, компьютеры с необходимым лицензионным программным
обеспечением, скоростное соединение c Internet.
Результаты реализации проекта оцениваются по количественным и качественным показателям.
Качественные показатели определяются по результатам опроса детей, анкетирования, оценки активности участия детей и взрослых в мероприятиях по увековечению памяти погибших в Чечне. С этой целью используются тесты, анкеты, опросники.
1. Анкеты на выявление:
— отношения к вопросам увековечения памяти погибших защитников Отечества;
— понятия о патриотизме;
— предложений о мероприятиях по сохранению и увековечению памяти
о погибших в Чечне.
2. Социологический опросник.
Количественные показатели:
— количество проведенных мероприятий по военно-патриотической тематике;
— количество воспитанников, обученных методике поисковой работы;
— количество имен погибших, увековеченных в истории города;
— количество участников поискового движения; количество методических пособий
по военно-патриотической тематике.
Выпуск трех буклетов, посвященных подвигу защитников Отечества, жителях г.Чапаевска, погибших в Чечне.
Проведение Уроков мужества, посвященных защитникам Отечества, погибшим в Чечне, на базе СОШ № 1, 3, 4, 5, 10, 12, 21. – 300 чел.
Оформление ходатайства Главе администрации г.о.Чапаевск об открытии Мемориальных досок героям, жителям города, погибшим в Чечне.
Оформление ходатайства Главе администрации г.о.Чапаевск о присвоении имени героя, погибшего в Чечне, улице города.
Проведение литературно-музыкальной композиции «Эстафета поколений» с целью увековечения памяти погибших в Чечне для воспитанников Дом детского творчества г.Чапаевска.
(Аудитория – 200 чел.)
Участие горожан в акциях по увековечению памяти погибших при защите Отечества – 200 чел.
Выпуск семи буклетов, посвященных подвигу защитников Отечества, жителях г.Чапаевска, погибших в Чечне.
Проведение Уроков мужества, посвященных защитникам Отечества, погибшим в Чечне, на базе СОШ № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 21, 22, 23 – 550 чел.
Открытие Мемориальных досок Андрею Ромашину, Юрию Зиновьеву, Олегу Еремину, Алексею Сидоренкову, Дмитрию Дименштейн.
Присвоено имя Алексея Сидоренкова улице «Станционная»
Проведение литературно-музыкальной композиции «Эстафета поколений» с целью увековечения памяти погибших в Чечне для воспитанников Дом детского творчества г.Чапаевска, учащихся школ № 1, 4, родителей погибших, участников локальных войн, ветеранов ВОВ. (Аудитория – 500 чел.)
Передача полученных результатов поисковой деятельности (письма, аудиозаписи воспоминаний, личные вещи, фотографии и т.д.) музеям СОШ № 1, 2, 4, 10, 12, 13 для размещения в экспозициях.
Участие в акциях по открытию мемориальных досок – 210 чел.
Участие в акции по присвоению улице города имени героя – 150 чел.