Что оставил после себя леонардо да винчи
Загадки и изобретения, которые оставил гениальный Леонардо да Винчи
Вращающиеся механизмы, засекреченные чертежи, неразгаданные тайны картин — вот список того, что оставил после себя самый крутой инженер и художник эпохи Возрождения.
В день рождения Леонардо да Винчи мы собраил для вас коллекцию самых знаменательных творений и загадок гения, опередившего свое время.
Прототип пулемета
Леонардо активно рекламировал свои военно-технические идеи. Одна из них раскрывала суть пулемета. Он не мог быстро выпускать пули из одного ствола. Но зато мог выдавать залпы через короткие промежутки, и если бы был построен, эффективно бы косил наступающую пехоту.
Автомобиль
Предполагается, что эта идея создания автомобиля родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек.
Первый в истории велосипед
Первые технические чертежи велосипеда принадлежат Леонардо да Винчи. Майнингенская хроника 1447 года повествует о перемещающемся устройстве, приводимым в движение водителем.
Подшипник
Впервые идея, как считают многие, родилась еще во времени Римской империи, но историки утверждают, что именно в тетрадях да Винчи появились первые наброски подшипника.
Парашют
В своих рукописях Леонардо описал точные размеры устройства для безопасного спуска с большой высоты. Швейцарец Оливье Тепп решил проверить его на деле и прыгнул с высоты 650 метров с парашютом. По словам испытателя, прыжок был безопасным, но такой парашют практически не управляем.
Акваланг и лыжи
Леонардо любил воду: он разработал инструкции по погружениям, изобрел и описал дыхательный аппарат для подводного плавания.
Танк
Такой вот тазик на колесах с пушками и башенкой и есть прародитель современных танков. Он был оснащен системой зубчатых колес, которые составляли последовательность. Восемь человек были защищены от сражения внешней оболочкой, поэтому могли доставить пешим ходом такого «ежа» прямо в гущу сражения, не будучи ранеными.
Подъемник с храповиком
Леонардо придумал множество мелочей, которые были очень полезны. Потом он их же применял в своих механизмах. Храповик — это блокирующее устройство, которое не дает валу вращаться в обратном направлении.
Устройство для намотки нити на катушку
В свое время Леонардо упростил жизнь многим портным.
Робот-рыцарь
Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека», иначе говоря — робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений.
Мона Лиза и ее автор
Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно
кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается!
Рукописи
Леонардо да Винчи мог писать обеими руками, причем «зеркально» — то есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма. Самое интересное, что изобретатель специально допускал ошибки в чертежах, чтобы предотвратить, говоря сегодняшним языком, промышленный шпионаж. Вот поэтому многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными.
Анатомия человека
Интересен тот факт, что да Винчи считают изобретателем карикатурного рисунка — благодаря тому, что он часто изображал изуродованные человеческие тела. В январе 2005 года исследователи обнаружили тайную лабораторию Леонардо. Там были найдены нетронутые фрески мастера, а также комната для препарирования трупов (Леонардо и его ученики вскрывали сотни покойников, изучая анатомию).
«Тайная вечеря»
Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, — Зло.
Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника. И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего и пьяного. Художник приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — удивился да Винчи.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Посмертная история трудов Леонардо
Посмертная история трудов Леонардо
Согласно завещанию Леонардо да Винчи все бумаги, книги и инструменты достались его ученику Франческо Мельци. Почти сорок лет Леонардо заносил в свои записные книжки схемы и рисунки изобретений, расчеты, научные гипотезы. Рисунки сопровождали все его записи. После смерти Мастера его архив составлял около 13 000 страниц (из них сохранилась примерно половина).
Мельци перевез архив из Амбуаза, где скончался Леонардо, в небольшой городок близ Милана под названием Ваприо. Здесь у его семьи было поместье, и здесь Франческо прожил долгие годы до самой смерти. Он прекрасно понимал, что Учитель оставил ему великое сокровище, но совершенно не представлял, что с этим сокровищем делать. Мельци был обычным человеком и, к сожалению, не смог разобрать и систематизировать архив. Через тридцать лет после смерти Леонардо, в 1566 году, Джорджо Вазари, занятый написанием огромного труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», посетил Ломбардию и побывал в гостях у Франческо Мельци. Престарелый ученик Леонардо с охотой продемонстрировал гостю свои сокровища. Вазари смог лишь полюбоваться на удивительные рукописи великого Мастера, еще раз восхититься Леонардо как рисовальщиком. Кстати, Вазари в своей книге сообщает, что обладает рисунком Леонардо, сделанным серебряным карандашом. Из всех обширных текстов Мельци составил «Трактат о живописи» – сам, будучи живописцем и учеником Леонардо, сумел выбрать из загадочной тайнописи наиболее понятные ему куски. Мельци, разумеется, знал тайну почерка Леонардо. О том, что Леонардо писал справа налево зеркальным почерком упоминает и Вазари. При этом он сообщает, что записи Леонардо напоминают каракули. Однако Мельци не сумел издать составленного им трактата – было сделано лишь несколько рукописных копий. В печать «Трактат о живописи» попал через 80 лет после смерти Мельци сильно искаженным и сокращенным, его напечатали в Париже с иллюстрациями Никола Пуссена.
Франческо Мельци умер спустя четыре года после встречи с Вазари. Его наследники посчитали наследство Мастера хламом и стащили бесценные манускрипты на чердак. Однако прошло не так много времени, и в доме появился учитель Лелио Гаварди. Занимаясь с молодыми лоботрясами, он услышал имя Леонардо и живо заинтересовался лежащими на чердаке бумагами. Хозяева позволили учителю копаться в бесхозным архиве, и Гаварди составил из рукописей (далеко не всех) тринадцать томов, или кодексов. В 1587 году он отправился во Флоренцию, планируя выгодно продать кодексы флорентийскому герцогу. Однако ему не повезло – герцог в это время тяжело болел и вскоре умер. Тогда Гаварди двинулся в Пизу все с той же надеждой на выгодную сделку.
Далее начинается почти детективный сюжет. В Пизе Гаварди познакомился со студентом по имени Амброджо Маццента, миланцем, который изучал юриспруденцию. Гаварди не удержался и похвастался перед новым другом своей находкой. Поразительно, однако будущий юрист оказался в душе идеалистом. Узнав, что Гаварди практически присвоил себе труды великого Мастера, Маццента принялся стыдить нового товарища: Гаварди не имел права обманом завладеть подобным богатством – ведь прежний хозяин не ведал, какова подлинная цена увезенным бумагам! И есть только один способ исправить несправедливость – вернуть рукописи семье Мельци. Гаварди проникся сказанным и вручил кодексы разгневанному юристу, чтобы тот отвез их назад, Горацио Мельци.
Вскоре Маццента появился в Ваприо с сундуком, набитым рукописями Леонардо. Однако Горацио Мельци ведать не ведал, что делать с наследством, он выслушал рассказ юриста, расчувствовался и… подарил рукописи теперь уже Мацценте. Совестливый юрист – как ни странно – не стал отказываться от подобного дара, вернулся в Милан и здесь показал кодексы своему брату Гвидо. Тот был специалистом в области гидравлики и смог оценить рисунки и чертежи Леонардо. Так что миланец быстро понял, что перед ним – ценнейшие документы. Спустя два года Амброджо Маццента поступил в монастырь, а рукописи остались у его брата Гвидо. Неизвестно, насколько бескорыстен был Амброджо, но брат его оказался человеком тщеславным. Став единоличным владельцем сокровища, Гвидо устроил помпезную выставку из бумаг Мастера. Кроме того, он, как глупец, принялся рассказывать всем, кто заинтересовался кодексами Леонардо, насколько легко выманить у наивного Горацио Мельци документы. Прослышав, что оставшийся архив Леонардо, содержащий тысячи листов записей и рисунков, свален грудой на чердаке у человека, который не знает, что с ним делать, и не ведает его цены, любители редкостей ринулись за добычей.
Десятки, а то и сотни людей торопились заполучить если не целый кодекс, то хотя бы отдельный листок или рисунок – личный автограф Леонардо.
Между охотниками за добычей, что помчались к незадачливому Мельци в Ваприо, оказался и Помпео Аретино, сын Леони, бывший ученик Микеланджело. Помпео к этому времени сумел раздобыть немало отдельных листков из рукописей Леонардо, но мечтал о тех тринадцати томах, что оказались во владении Гвидо Мацценты. Явившись в Ваприо, Помпео принялся уговаривать Горацио Мельци вытребовать у Гвидо щедрый подарок назад. Сам Помпео пророчил рукописям, как только они вернутся к Мельци, великую судьбу – обещал передать их испанскому королю Филиппу. Испанский король – любитель редкостей и в благодарность за столь щедрый подарок непременно сделает Мельци миланским сенатором, заливался соловьем Помпео. Получить место в сенате города? Не блиставший талантами и не обладавший нужными связями Мельци не смел и мечтать о таком возвышении. Соблазн был велик… Сбитый с толку поднятой суетой и настойчивыми уговорами Помпео, он отправился к Мацценте и на коленях стал умолять возвратить тринадцать кодексов. Тому отчаянно не хотелось расставаться с подарком, но все же, скрепя сердце, он решил разделить сокровище почти поровну: вернул семь томов Мельци, а шесть оставил у себя. Но из этих шести три он почти сразу (по какой причине – неведомо) раздарил (или продал? об этом история умалчивает). Счастливыми новыми владельцами кодексов стали кардинал, художник и герцог Савойский. Три тома так и остались у Мацценты, а после его смерти в 1612 году ими сумел-таки завладеть пронырливый Помпео. Тот кодекс, что достался в подарок кардиналу, стал основой коллекции рукописей Леонардо да Винчи в Амброзианской библиотеке в Милане.[56] Рукопись, подаренная художнику, в итоге оказалась в Англии, а кодекс герцога Савойского фактически был утрачен, от него сохранились разрозненные страницы.
В течение многих лет драгоценные кодексы Леонардо да Винчи переходили из рук в руки, их вывозили из Италии, делили на части или вообще на отдельные листы, чтобы выручить как можно больше от продажи. Их никто пока не изучал – ими просто гордились, как гордятся драгоценностями или картинами коллекционеры; их рассматривали, ценя, прежде всего, рисунки Мастера.
А ловкач Помпео сумел в итоге завладеть десятью кодексами из тех, что первоначально составил Гаварди. И это в придачу к отдельным листам, которые он выманил у Мельци. Испанскому королю Помпео ничего передавать не собирался. Филипп, наверное, даже не ведал, что ему уготован такой великолепный подарок в Италии! Помпео соединил собранные десять томов и отдельные листы в один громадный том, который получил название «Атлантический кодекс». В основном он содержал прикладные знания Леонардо. Так Помпео сделался главным коллекционером рукописей Леонардо да Винчи (разве что Мельци по-прежнему мог соперничать с ним). После смерти Помпео его наследник продал Атлантический кодекс знаменитому в то время меценату графу Галеаццо Арконати.
Кроме Атлантического кодекса Арконати приобрел еще одиннадцать манускриптов Леонардо да Винчи у Мельци. Арконати понимал, чем именно владеет, он отказался продать Атлантический кодекс английскому королю, который предлагал за него огромные деньги. В 1637 году Арконати принес собрание рукописей в дар Амброзианской библиотеке, где уже хранился том, полученный кардиналом. Однако этих сокровищ по-прежнему никто не изучал. К рукописям относились как ребенок, еще не научившийся читать, относится к книге с картинками – рассматривали рисунки (а страницы рукописей, наряду с текстами, были заполнены удивительными рисунками Леонардо), восхищались и обсуждали, что же именно зашифровал Мастер в своих записях. Наиболее дотошные библиотекари составляли каталоги, планировали писать труды, в том числе и биографию да Винчи. Однако всерьез никто так до сих пор и не разобрал, что же за наследство оставил великий гений Возрождения потомкам.
Так, будто на дне водоема таинственный клад, лежали труды Леонардо, а где-то рядом, их не касаясь, бушевали войны, менялись правители и эпохи. Но наконец волна, поднятая Великой французской революцией, а затем – Наполеоном, докатилась до Италии.
В мае 1796 года войска Наполеона вошли в Милан. Жители приветствовали французов как освободителей – раздробленная Италия мечтала о независимости и национальном объединении и была готова поверить, что Франция ей в этом деле поможет – освободит и объединит.
Пока итальянки радостно кидали в воздух чепчики, а итальянцы размахивали трехцветными французскими знаменами, в обозе французской армии в Милан прибыли ученые из Франции с целями весьма определенными. «Научная экспедиция» должна была отобрать ценности для перевозки в Париж. Подобные действия в политических кругах принято называть красиво звучащим словом контрибуция, а на бытовом уровне это обычно называется мародерством. Французы увозили из Италии картины, скульптуры и рисунки. И среди прочей великолепной добычи ученые сразу положили глаз на рукописи Леонардо в Амброзианской библиотеке. Плоды трудов Мастера упаковали в деревянные ящики и отправили во Францию. Посылка задержалась в пути (время военное), и в Париж рукописи прибыли только в ноябре. Изнывающие от нетерпения французские ученые накинулись на добычу.
Рукописи да Винчи были размещены в двух собраниях: Национальной библиотеке и библиотеке Института. К чести французских ученых, они сразу же приступили к работе с кодексами. Уже через год в Париже появилось сочинение итальянского физика Дж. Б. Вентури, положившее начало серьезному изучению научной деятельности Леонардо.
То, чего не могли сделать на родине Мастера, получилось в кипящей страстями и охваченной новыми веяниями Франции. Однако после поражения Наполеона в 1815 году представитель Австрии (под власть которой в то время вновь попала Италия) потребовал возвращения рукописей Леонардо. Только австриец не знал, что рукописи хранятся в двух библиотеках, и забрал из Национальной библиотеки в Париже Атлантический кодекс, в то время как остальные кодексы так и остались в библиотеке Института. В итоге только Атлантический кодекс был возвращен в Амброзианскую библиотеку.
Итак, наследие Леонардо оказалось разбросанным по миру, часть – в Италии, часть – во Франции, четыре кодекса попали в Англию. Три до сих пор хранятся в британских музеях, а четвертый много раз перепродавался вплоть до недавнего времени. В 1980 году его купил нефтепромышленник и коллекционер Арманд Хаммер, а в 1994 году за 30 миллионов долларов его приобрел Билл Гейтс. Да-да, тот самый Билл Гейтс, хозяин компании «Майкрософт».
Оказалась среди обладателей рукописей и Испания. Как два кодекса трудов Леонардо оказались в Мадриде, неизвестно, потому что найдены были только в XX веке – в 1966 году.
Но вернемся во Францию, в 1815 год.
Утратив Атлантический кодекс, французские ученые продолжили изучение оставшихся у них томов. Однако наследие Леонардо по-прежнему было огромным соблазном для воров. В 1830 году некто Либри, работавший с рукописями, похитил тетрадку в 18 листов, в которой, кроме тайнописи Леонардо, было множество орнитологических рисунков. Позже эта тетрадь получила название «Кодекс о полете птиц». Либри продал украденное, и эту тетрадь с аукциона приобрел москвич Федор Сабашников. На свои средства русский меценат отпечатал 300 великолепных по качеству копий «Кодекса», после чего вернул оригинал в Италию. Это было уже в конце XIX века, в 1893 году.
Вскоре в Италии был издан Атлантический кодекс (1384 факсимильных листа).
А чуть позже увидели свет шесть томов в переводе на французский язык, сделанном философом Жаном Гаспаром Феликсом Равессон-Молльеном (настоящая фамилия – Лаше). Ученый отдал этой работе десять лет.
Так закончилось пребывание в тайне великого наследия Мастера. Близился двадцатый век, многие удивительные открытия Леонардо, о которых рассказано в этой книге, уже были сделаны заново и воплощены с помощью недоступных во времена да Винчи технологий. Так что прозрения Леонардо лишь в небольшой степени повлияли на развитие науки. А могли бы иметь действительно революционное значение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
168. Моя посмертная судьба
168. Моя посмертная судьба Ни там, где песня ангельских кларнетов Под меди звон встречает утро дня, Когда умру, не сыщете меня Среди присноблаженных силуэтов; Ни там, где ярким блеском самоцветов Под светочем небесного огня Горит на Божьем воинстве броня, — Но только в
Посмертная усталость
Посмертная усталость «С Новым годом! С новым горем!» – написала в начале 1940-го Ахматова.Так он и начался, этот год: с нового горя, с провала наступления на Финляндию, с новых жестокостей, с новых смертей: 17 января расстрелян Бабель, 2 февраля – Кольцов и Мейерхольд… (Ирина
Посмертная маска ученого
Посмертная маска ученого Достигнув почтенного возраста, изобретатель продолжал жить в мире тайных встреч, резидентов конкурирующих разведок и паролей. Среди его новых знакомых были даже анархисты — люди, не признающие ни эксплуатации, ни иерархии, ни государства, зато
Посмертная судьба
Посмертная судьба
Посмертная судьба Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков. В каталоге работ Сезанна, составленном Лионелло Вентури, автор относит около 130 полотен к началу деятельности художника (до 1871 г.), 160 – к так называемому
Посмертная оценка Сталина и Мао Цзэдун
Посмертная оценка Сталина и Мао Цзэдун Хрущев вспоминал: «На XX съезде КПСС мы осудили Сталина за его эксцессы, за то, что он произвольно репрессировал миллионы честных людей, и за его единоличное правление, которое нарушало принципы коллективного руководства. Сначала Мао
Посмертная судьба
Посмертная судьба ВСТУПЛЕНИЕ Потомством взвесится, Кто сколько утаил… Н.Гумилев Стихотворение гения возможно анализировать и через сто лет после его смерти, а что касается биографии — тут многое зависит от современников. Ответственность современников в том, чтобы
XXVIII. ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА
XXVIII. ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Пьесы Шекспира, как мы знаем из многочисленных источников, пользовались шумным успехом у зрителей «общедоступных» театров. Напомним уже цитированные нами слова современника Шекспира, Антони Сколокера, писавшего в 1604 году о том, что пьесы Шекспира
Часть четвертая Посмертная судьба
Часть четвертая Посмертная судьба Последний путь 1В первом номере журнала «Посев» за 1978 год был напечатан редакционный некролог: «Отпевали Галича 22 декабря в переполненной русской церкви на рю Дарю. Присутствовали руководители, сотрудники и авторы “Континента”,
ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА
ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Почти до конца жизни Родена его искусство вызывало ожесточенные споры. Но время всё расставило на свои места. То, что казалось скандальным, постепенно стало восприниматься иначе, позволяя увидеть гениальность новатора. В XX веке не было другого такого
Посмертная слава
Посмертная слава Американцы, оккупировав Японию в сентябре 1945 года, получили доступ к документам японских спецслужб, в том числе, касающимся Рихарда Зорге и его группы. Документы эти сохранились не полностью. Часть их сгорела во время пожаров во время одного из
Посмертная маска
Посмертная маска 26 июля художник Юрий Васильевич Васильев вместе со своим сыном Михаилом, студентом Строгановского училища, по просьбе Ю. Любимова снимает посмертную маску Владимира Высоцкого. Васильев был хорошо знаком с Высоцким. Он был художником спектаклей «Павшие
Леонардо да Винчи – гений-конструктор, опередивший время
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – так будет звучать полное имя итальянского гения всех времен и народов. Сложно даже охватить всё то, что создал, изучил и изобрел этот великий человек. Его нельзя отнести к какому-то конкретному направлению деятельности человека. Кому-то ближе Леонардо как живописец, кому-то как инженер, другие будут интересоваться анатомическими зарисовками гениального итальянца или его невероятными изобретениями.
Современники относились к нему по-разному, имелись диаметрально противоположные мнения, наиболее темные, непросвещенные и религиозные народные массы считали да Винчи порождением зла, посланником ада.
Люди светские, ценящие образование и красоту, обладающие обширными знаниями о мире, ценили Леонардо, считали его гением своей эпохи. Обеспеченные люди заказывали ему произведения искусства, всевозможные инженерные сооружения, от мостов до механизмов, служащих для развлечения, приглашали его к своему двору, чтобы вести интеллектуальные беседы.
Изобретения Леонардо да Винчи порой на сотни лет превосходили возможности человечества. Именно он создал прототип парашюта и летательных аппаратов. Помимо этого, сохранилось огромное количество его чертежей и зарисовок.
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи ок.1510-1515 года,
Местонахождение: Королевская библиотека, Турин, Италия
Некоторые изобретения да Винчи были просто огромнейшим прорывом эпохи. А его произведения живописи и скульптуры! Конечно, первой на ум приходит знаменитая картина “Мона Лиза”, но есть ещё великолепная и загадочная “Тайная вечеря”, красочная и реалистичная “Мадонна Литта”, задумчивая “Дама с горностаем” и многие другие прекрасные шедевры.
Отдельно выделяются и потрясающие скульптурные творения мастера, например, статуя Франческо Сфорца – руководителя военного отряда, захвативший власть и основавший миланскую династию своего имени. Эту четкость и живость линий нужно обязательно увидеть!
А скульптуры Леонардо на Палаццо Веккьо, а его потрясающая скульптура Джоконды и множество других невероятно красивых вещей? Несомненно, человеку, ценящему искусство, необходимо увидеть эти произведения, он получит глубокое духовное наслаждение.
Можно многое ещё сказать о гении и мастерстве Леонардо да Винчи, вспомнить его анатомические работы, будто произведенные в современности, его изобретения будущего и прочее, но для начала стоит узнать, что за человек был Леонардо и откуда он родом.
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», ок.1490-1491 года,
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Рожденный в солнечной Италии
По линии отца мужчины семьи да Винчи были нотариусами, обучился этому делу во Флоренции – обители знаний и искусств юноша сер Пьеро. Окончив обучение, молодой нотариус вернулся в родные края, где встретил прельстившую его местную крестьянку Катерину.
Результатом этого любовного союза в 1452 году стал мальчик, названный Леонардо. Случилось это в небольшом итальянском городе Анкьяно, что было зафиксировано дедом появившегося на свет ребенка в одной из нотариальных книг.
Дом, в котором вырос Леонардо да Винчи / legacy-time.ru
Тем не менее, отец Леонардо женился на другой женщине, а свою возлюбленную, от которой родился сын, выдал замуж за местного жителя. Это решение было связано с тем, что сер Пьеро и Катерина принадлежали к разным слоям общества.
Их мальчик остался у отца в его новой семье. Леонардо общался со своей матерью свободно, навещая её и других своих братьев и сестер, а их у юноши было много. У матери в замужестве родилось ещё пять детей, плюс дети отца от других женщин, супруга его была бездетна.
В ту эпоху бастардов – внебрачных детей общественность принимала вполне спокойно, они имели почти равные условия и возможности с законными детьми. Не имея своих детей, Альбьера воспитывала Леонардо, дед и бабушка – родители отца очень привязались и любили мальчика. Тем более, что малыш был мил, здоров и умен, никого не обременял нытьем, был очень спокоен для своих лет, общаться с ним всем было в удовольствие. Учился он тоже хорошо, науки давались ему легко.
Тосканская природа, среди которой рос юный изобретатель удивительно красива и чарующа. Местность это была гористая, со множеством холмов, мальчик любил уединятся на вершинах горных уступов и размышлять, глядя в пропасть с высоты птичьего полета. Когда Леонардо был подростком, горячо любящий его дед скончался, ушла и его приемная мать, а отец, будучи человеком любвеобильным, женился ещё раз и семья переехала во Флоренцию.
Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», 1492 год,
Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
В обители знаний и искусств
Шел 1466 год, когда совсем юный Леонардо оказался во Флоренции. Там да Винчи был отдан на обучение к живописцу Верроккью – известному флорентийскому мастеру. Бастард получил образование, которое давалось обычно представителями знатных семей. Помимо основных наук, Леонардо изучил латынь, музыку, овладел пением. Биограф знаменитого изобретателя по имени Джорджо Вазари говорит про обучение Леонардо:
“Несмотря на разнообразные увлечения, он никогда не бросал рисования и лепки, ибо это были вещи, которые больше всего другого привлекали его воображение. Приметив это и приняв во внимание возвышенность его характера, сер Пьеро, захватив с собою однажды несколько его рисунков, отнес их к Андреа Верроккью, бывшего большим его приятелем, и убедительно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, отдавшись рисованию каких-либо успехов. Андреа пришел в такое изумление, увидев, насколько замечательны первые опыты Леонардо, что посоветовал Пьеро дать сыну возможность посвятить себя этому искусству. Тогда Пьеро принял решение отдать Леонардо в мастерскую Андреа”.
В ⅩⅤ веке одной из особенностей обучения у крупных мастеров было то, что их ученики получали знания не только из области художеств, скульптуры, архитектуры, но и обучались точным наукам. Леонардо, желая улучшить свою память, развить воображение и обострить мировосприятие применял специальную практику. Он спал всего по 15 минут каждые 4 часа.
Благодаря этому да Винчи высвобождал больше времени для творчества. И это лишь одна из применяемых Леонардо практик. Также он применял различные эзотерические и психотехнические практики, возникновение которых восходит ко временам древних пифагорейцев. Этими вещами гений занимался уже с юного возраста.
Как показывает история, с 1484 года да Винчи начинает заниматься анатомией. При этом он рассматривает её не как приложение к живописи, чтобы лучше рисовать человеческие тела, как делали многие другие художники, но и как отдельную науку. Анатомические вскрытия, которые так не нравились церкви, Леонардо производил в госпитале Санта-Мария-Нова.
Леонардо да Винчи «Благовещение», ок. 1472 года,
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Мастер подробно записывал весь процесс, делая очень точные зарисовки внутренних органов, мышц, скелета, сухожилий и прочего. Не поленитесь найти анатомические рисунки Леонардо, им может позавидовать современный анатомический атлас. Как и всё прочее, что создавал великий мастер, его анатомические работы намного опережали своё время. Леонардо да Винчи был неутомимым получателем новых знаний, он писал в своем дневнике:
“И, может быть, терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет – об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время…Прощай”.
Свой путь к скульптуре Леонардо начинал с изготовления ювелирных изделий, как и большинство скульпторов того времени. Первыми работами в этом направлении были женские и детские головы. Причем, как отмечает биограф Вазари, женские головы мастер лепил смеющимися. Можно предложить, что уже тогда да Винчи пытался постичь человеческую улыбку, загадку которой он выразит в лице Джоконды.
В живописи Леонардо совершенствовался на протяжение всей жизни, он был художником эпохи Возрождения, что не могло не сказаться на красоте и реалистичности его картин. Первая из них датирована 1473 годом. Уже на ней видно пристрастие мастера к науке, а именно на этой картине – к атмосферным явлениям, о чем свидетельствует стиль её написания.
У Леонардо были заказы на картины, но порой заказчик оставался недоволен работой мастера. Дело в том, что он стремился нарисовать так, как сам видит, создать шедевр, а не угодить желанию заказчика. Впоследствии он брал мало заказов, желая творить по своему лекалу.
Интересы легендарного человека уходили далеко за рамки живописи. Вазари пишет о Леонардо:
“…он был первым, кто ещё юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию”.
Да Винчи даже причастен к изобретению машин для шерстяной промышленности. Мастер оставил множество записей, чертежей, рисунков, но почему же тогда с его именем связано столько тайн и загадок? Дело в том, что наш гений был левшой, но, если бы только это, он ещё и писал справа налево в зеркальном изображении.
Казалось бы, можно потрудиться, расшифровать, если бы не ещё одно свойство – в одном месте он разделял слоги слова, а в другом – писал одно большое монослово из нескольких. Да и почерк, надо сказать, был у него как у врача.
Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера», 1490-е, предположительно портрет Лукреции Кривелли
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция
Поэтому то ещё не все тексты Леонардо расшифрованы, а те, которые уже разгадали, могут быть неверно интерпретированы, так как да Винчи обладал знаниями из различных областей и, чтобы всё это правильно перевести с его языка, нужно собрать большую команду профессионалов.
К тому же, и загадочную улыбку Моны Лизы ещё не поняли, как правильно воспринимать. Мне же кажется, что на то и рассчитывал создатель этой улыбки, чтобы все над ней гадали, а разгадка в том, что Джоконда просто усмехается над тем, кто пытается разгадать несуществующую тайну.
Леонардо был ещё и прозаиком, его первые произведения в этом жанре – «Пророчества». Предполагается, что этот своеобразный сборник для игры в загадки и разгадки, созданный для развлечения светского общества. Хотя, игрой это кажется лишь отчасти, ведь некоторые трактовки выглядят как настоящие предсказания будущего. Например:
“Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать”.
Это очевидно, можно трактовать как изобретение телефонии, а как вам такое:
“Шкуры зверей будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами”.
Догадаетесь, как это разгадали ученые-исследователи творчества Леонардо? Считается, что разгадка в спорте, а именно речь идет про мячи, сделанные из кожи, ведь ими пользуются в многих спортивных играх. А вот навевающее ужас:
“Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней кожу, используя для этого ужасного зверя”.
Мурашки по коже, правда? Речь же здесь всего лишь о возделывании земли и сельхозтехники, используемой для этого. Оригинально, не правда ли? На то они и гении.
Одна из первых работ.
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», ок.1478 года,
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Молодой Леонардо после окончания обучения у Верроккью настолько жаждал новых знаний, что примкнул к научному кружку Тосканелли, где совершил немало открытий в оптике. Он первым выдвинул догадки о волновой природе света, исследовал человеческий глаз и процессы, которые в нем происходят. Да Винчи внес и неоспоримый вклад в астрономию, он писал в дневнике о Солнечной системе:
“Земля не в центре солнечного круга, и не в центре мира, а в центре своих элементов, ей близких и с ней соединенных…”
В 1478 году Леонардо поступил заказ от Лоренцо Медичи – правителя Флоренции, мецената богатейшей фамилии того времени. Пожелал Медичи, чтобы да Винчи изобразил Мадонну со святыми. По своему обычаю в живописи, мастер с энтузиазмом взялся за работу, но бросил. В определенных кругах Леонардо знали, но он ещё не был широко известен на родине.
Леонардо да Винчи «Мадонна с Младенцем и святой Анной»,1508-1519 годы.
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Прощай, Флоренция
В 1482 году да Винчи переезжает в Милан, где начинается новый этап в его творчестве и где его ждет настоящее признание как мастера. Здесь Леонардо попадает на службу к миланскому герцогу Лодовико Сфорца. К нему наш гений обратился с предложением своих услуг как инженера, расписав в письме все свои достоинства.
Сфорца был любителем инженерных новинок, поэтому перечисленными достоинствами Леонардо, прямо-таки, пленился. Он пригласил его ко двору, куда наш герой явился с двумя своими учениками.
Стоит отметить, что талантливый человек сразу же стал любимцем при дворе. Именно да Винчи создал чертеж прототипа первого танка, так как герцог интересовался военными приспособлениями. В Милане занимался Леонардо и планами градостроительства, чертежами зданий и сооружений. Незаурядные идеи проявлял мастер и в устроении богатых празднеств знати, сооружая невероятные развлекательные конструкции.
Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», между 1483 и 1490 годами
Местонахождение: Музей Чарторыйских, Краков, Польша
Начинает флорентийский талант по просьбе герцога Лодовико Сфорца работу над статуей Франческо Сфорца – отца Лодовико. Создает да Винчи в Милане и одну из своих самых известных работ – «Тайная вечеря». Независимо от заказов и спонсирования меценатов Леонардо начинает свои разработки в области авиации. Можно сказать, что жизнь в Милане проходит для него очень плодотворно.
В 1490 году он спроектировал первую модель летательного аппарата, произведя наблюдения за птицами. А ещё он писал:
“Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов, то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела”.
Это ни что иное, как описание парашюта. Кстати, в 2000 году конструкцию парашюта Леонардо да Винчи испытал Адриан Николас и при этом очень удачно приземлился, спрыгнув с высоты 3-х километров. И, естественно, это не все шедевры гения, впереди Мона Лиза дель Джоконда.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,1495-1498 годы,
Местонахождение: Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия
Под закат
В шестьдесят с лишним лет мастер отправляется во Францию ко двору Франциска Ⅰ, на дворе 1516 год. Здесь король жалует его всевозможными почестями и приличным окладом. При дворе Леонардо занимается различными проектами, благодаря ему французский хроникер напишет, что таких празднеств, которые устраивал да Винчи для королевской семьи, не бывало ещё не только во Франции, но и во всём христианском мире. Продолжая работать до самой кончины в 1518 году, Леонардо да Винчи писал:
Можете вы себе представить, что все изобретения, которые создал Леонардо да Винчи, все те исследования, которые он провел, осуществил человек, живший в эпоху, когда считали Землю центром всего, а Солнце, вращающимся вокруг неё. Этот гениальный человек, по истине гениальный, настолько опередил своё время, что многим и не снилось. Многие его “предсказания” до сих пор не могут разгадать, возможно потому, что они устремлены в ещё более далекое будущее, чем то, в котором сейчас живем мы.
Леонардо да Винчи был не просто талантливым человеком, а истинным гением
Просто невозможно кратко описать все изобретения Леонардо да Винчи, все его исследования в разных областях науки и техники. Большинство машин, изобретенных итальянским гением, к сожалению, так и не было построено, но идеи их уникальны и оригинальны. Для многих этот человек так и останется загадкой. Жил бы он в современности, сложно и представить, чтобы он мог изобрести с использованием современных технологий и своего ума. Ясно одно, это было бы нечто невероятное.