Что определяло в средние века длина шлейфа при европейских дворах

Для чего служит шлейф?

Шлейф — удлиненный подол дамского платья — ввела в моду фаворитка короля Карла VI Агнесса Сорель. Случилось это во Франции в начале XV века.

Церковь тут же объявила шлейф дьявольским хвостом и даже отказывала в отпущении грехов дамам, которые осмеливались появляться на исповеди в платье со шлейфом. Но недаром же сами французы говорят: «Чего хочет женщина, того хочет Бог». Шлейф не просто устоял, но стал считаться непременной принадлежностью дамского придворного костюма. Более того, длина шлейфа напрямую зависит от положения на иерархической лестнице, занимаемого его владелицей.

В начале XVIII века шлейф стали пристегивать к платью, причем его длина строго peгламентировалась. Так, королева имела право носить шлейф длиной в одиннадцать локтей, то есть примерно в шесть метров.

Принцессам крови разрешался шлейф длиной девять локтей, другие представительницы королевского дома могли носить шлейф длиной семь локтей, у всех остальных он не мог превышать трех локтей, то есть двух метров.

Имея позади несколько метров волочащейся по земле материи, передвигаться было непросто. Поэтому дам всегда сопровождали пажи. Число пажей зависело от длины шлейфа. Известно, что во время коронации Екатерины II шлейф ее парадного платья достигал 155 локтей. Его несли 55 пажей.

Кстати, в России шлейф чаще называли словом «трен» (от французского tren — «то, что тащат»). Оно вошло в обиход при дворе Елизаветы Петровны и обозначало шлейф, который пристегивался к талии и плечам.

Ношение трена в России определялось не только статусом, но и возрастным цензом. Например, устав Института благородных девиц предусматривал трен лишь для учениц последнего класса. В нем ученица могла появиться на выпускном балу.

В первой половине XIX века по платью со шлейфом узнавали замужнюю женщину. Конечно, это было не случайно. Для того чтобы научиться непринужденно носить шлейф, требовалось время. Девочкам-подросткам такая задача была не по плечу. Чтобы сесть в платье со шлейфом, его следовало откинуть в сторону изящным движением ноги и лишь затем опуститься на стул. Иначе можно было запутаться в нем при вставании. Освоить такое движение можно было лишь путем долгих упражнений. О сложностях, которые создавал шлейф, говорит факт появления канапе — разновидности дивана, на котором дама могла удобно расположиться, откинув шлейф в сторону.

Неправильное пользование шлейфом считалось непростительным промахом. Когда во время бала императрица Мария Павловна танцевала, впервые перекинув шлейф через руку, общество расценило это как своеобразный вызов традиции. Но вскоре, оценив удобство нового приема, им стали пользоваться все дамы без исключения.

В начале XIX века входят в моду специальные петли, которые поддерживали шлейф во время танцев. Платье со шлейфом оставалось модным и в начале XX века.

Сегодня модельеры используют шлейфы как важную составляющую костюма для бальных танцев или как часть свадебного наряда. Платье со шлейфом любят «обыгрывать» в шоу-концертах. Как примета времени оно появляется и на театральных подмостках: в опере, драматических постановках или оперетте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *