Что определяет транспортная стратегия
Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года
Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года
Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Подписанным распоряжением утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия).
Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Приоритеты развития транспортной системы:
— формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
— обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;
— обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
— интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
— повышение уровня безопасности транспортной системы;
— снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
— развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.
Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.
Стратегию предполагается реализовать в два этапа.
Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к её системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. На этом этапе планируется реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», включающую пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация»).
Второй этап (2016 – 2030 годы) – инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям. Основным механизмом реализации Стратегии на этом этапе будут федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды.
— Разместил/а 13 июня 2014, 22:22, отредактировано 13 мартa 2019, 10:19
Что определяет транспортная стратегия
Распоряжение от 22 ноября 2008 года №1734-р. Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Документ
Распоряжение от 22 ноября 2008 года №1734-р
Внесено Минтрансом России.
Подписанным распоряжением утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия).
Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Приоритеты развития транспортной системы:
— формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
— обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;
— обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
— интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
— повышение уровня безопасности транспортной системы;
— снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
— развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.
Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.
Стратегию предполагается реализовать в два этапа.
Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к её системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. На этом этапе планируется реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», включающую пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация»).
Второй этап (2016 – 2030 годы) – инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям. Основным механизмом реализации Стратегии на этом этапе будут федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды.
Транспортная стратегия
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» (1578 kB)
Доклад о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2020 год
Доклад о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2020 год, в формате pdf (5215 kB)
Доклад о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2020 год, в формате doc (3529 kB)
Доклад о реализации Транспортной стратегии на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р. Отчетный период: 2019 год
Доклад о реализации Транспортной стратегии на период до 2030 года. Отчетный период: 2019 год, в формате pdf (59145 kB)
Доклад о реализации Транспортной стратегии на период до 2030 года. Отчетный период: 2019 год, в формате doc (3199 kB)
Доклад о реализации Транспортной стратегии на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р. Отчетный период: 2018 год
Доклад о реализации Транспортной стратегии на период до 2030 года. Отчетный период: 2018 год, в формате pdf (5364 kB)
Доклад о реализации Транспортной стратегии на период до 2030 года. Отчетный период: 2018 год, в формате doc (3747 kB)
Приложение 2. Уровень готовности объектов по ключевым мероприятиям развития транспортной инфраструктуры (843 kB)
Доклад о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2017 год
Отчет за 2017 год. (8249 kB)
Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р
Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р (253 kB)
Отчет за 2016 год о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года
Отчет за 2016 год о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (9200 kB)
Приложение. Уровень готовности объектов по ключевым мероприятиям развития транспортной инфраструктуры (1372 kB)
Доклад за 2015 год о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года
Доклад за 2015 год о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (10397 kB)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 1032-р «Об изменениях, которые вносятся в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 1032-р «Об изменениях, которые вносятся в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года» (3207 kB)
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Вам уже надоело заголовок читать, а там 285 страниц.
11 листов про подвиги прошлых лет. В основном РЖД-молодец.
По итогам 2020 года протяженность автомобильных дорог общего
пользования составила 1553,66 тыс. километров, из которых
1096,4 тыс. километров имеют твердое покрытие. Я бы не стал таким гордиться.
Основными категориями грузов, перевозимых автомобильным
транспортом, являлись строительные грузы, продукция сельского
хозяйства, нефтепродукты, удобрения и товары народного потребления. Что-то продукты питания очевидно забыли, а так да, как бы всё перевозится.
Доля поездок на личном
транспорте в Российской Федерации выше, чем в других странах, что
объясняется в том числе более низкой стоимостью владения автомобилем. Да щас! Прям сразу нет.
При этом на автомобильный транспорт приходится около 95 процентов
занимаемого пассажирским транспортом городского пространства,
(В стране по-прежнему отсутствует высокоскоростное
железнодорожное сообщение). РЖД молодец или нет? я так и не понял.
Серьезной проблемой являются ухудшение технического состояния
судоходных гидротехнических сооружений и недостаточные темпы
повышения уровня их безопасности. Нормативному уровню безопасности
соответствуют 42,5 процента судоходных гидротехнических сооружений.
Более 42 процентов сооружений старше 76 лет, возраст технического
флота администраций внутренних водных путей превышает 40 лет.
А вот это, ниже, заслуживает уважения, помнится грузовой каркас Москвы делался в 2015-2017 году. Доросли до страны.
формирование Единой опорной сети (транспортной). (да это вот эти 4 слова существенны)
На всех объектах Единой опорной сети будет обеспечен
бесперебойный доступ к сотовой связи и беспроводной широкополосный
доступ к сети мобильной связи не ниже четвертого поколения (4G),
что позволит предоставлять широкую линейку цифровых сервисов. Я подожду.
Немного про «воду» (много на самом деле), просто тема запущенная, имхо, опять же.
В опорной сети внутренних водных путей к принципам обеспечения
надежности и безопасности функционирования относится:
обеспечение гарантированных габаритов и круглосуточного
движения с использованием спутниковой навигации на опорной сети
внутренних водных путей; приведение к нормативному состоянию и поддержание
в нормативном состоянии судоходных гидротехнических сооружений; обеспечение 100 процентов покрытия опорной сети электронными
навигационными картами общего пользования, создание цифровой карты
внутренних водных путей; внедрение автоматизированных систем повышения уровня
По итогам комплексной оценки с расчетом социально-
экономических эффектов будут прорабатываться условия для
перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на
внутренний водный транспорт в целях обеспечения сбалансированного
развития транспортной системы, эффективного расходования бюджетных
средств и снижения удельных транспортных издержек в цене конечной
продукции за счет оптимизации транспортно-технологических схем
доставки грузов, включая меры, направленные:
на создание единого оператора Единой глубоководной системы
для управления инфраструктурными проектами по внутреннему водному
транспорту и развитие механизмов платного использования внутренних
водных путей в рамках Единой глубоководной системы;
В рамках направления по сбалансированному распределению
перевозок грузов между видами транспорта:
будет создана и внедрена единая платформа цифровых сервисов,
которая позволит в режиме «одного окна» обеспечить получение полного
комплекса услуг для безопасного судоходства;
про запрет личного транспорта. (да я знаю, ограничение это не запрет, центральная часть не весь город, но мы в РФ, напоминаю). Моё «имхо»: если я не езжу в центр города за чем то нужным мне, то не езжу совсем. Если я там не работаю, то я там не обедаю, не ужинаю, не хожу по ТЦ.
сокращение негативного воздействия транспорта на человека
и окружающую среду в агломерациях, предусматривающее: нормативно-правовую дифференциацию условий использования
личного автомобильного транспорта в центральных частях крупных
. Таким образом, развитие общественного транспорта в
крупных городах с одновременными ограничениями на использование
личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на
окружающую среду является безальтернативным.
Куда дым туда и ветер:
Транспортная отрасль формирует заказ для строительной отрасли.
Транспортная отрасль формирует системный заказ для ряда отраслей
в российской экономике.
Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего
пользования (нарастающим итогом с 2011 года) составил в 2020 году
535 километров в сравнении с запланированными 2173 километрами. Еще раз, РЖД, молодец или нет?
в 2020 году выполнены более чем на 100 процентов, главным образом
это показатели, связанные со скоростью доставок грузовых контейнерных
и маршрутных отправок, что объясняется увеличением объемов
предъявления грузовладельцами к перевозке массовых грузов групповыми
и контейнерными отправками.
в 2020 году индикаторов не выполнен ни один.
Серьезной проблемой являются ухудшение технического состояния
судоходных гидротехнических сооружений и недостаточные темпы
повышения уровня их безопасности. Нормативному уровню безопасности
соответствуют 42,5 процента судоходных гидротехнических сооружений.
Более 42 процентов сооружений старше 76 лет, возраст технического
флота администраций внутренних водных путей превышает 40 лет.
помнится, один там сурово отрезАл, что никакого дефолта не будет, и обещал на рельсы лечь.
Другой, помнится дважды утверждал, что никакой пенсионной реформы не будет,попутно ежегодно удивляясь растущим ценам на топливо и обещая с этим разобраться.
а тут железобетонная стратЭгия аж на 15 лет вперёд.
Любимица
Про «разводняк» в интернете
Брешь в системе
. на нашу улицу в три дома, где всё просто и знакомо, на денёк.
А его дома парень ждёт
Проблема с неназываемыми национальностями
Пришло вдруг на ум. Зачем упоминать национальности жителей юга, когда куда действеннее было бы упоминать их ПОЛНУЮ родословную? Не надо оповещать весь мир о том, что пьяный чечен Мага избил в Москве парнишку, ведь совершенно иное воздействие будет у заметки типа «Магомет Сасикуев, уроженец села Ахалай Махалайского района республики Чечня, сын прежде почтенного Султанбащи Сасикуева из тейпа Мурминдоновых, употребил спиртосодержащие жидкости и под воздействием шайтана совершил преступление против закона. Тем самим опозорив себя, свою семью и весь свой род. «
Как вы думаете, если хоть несколько журналистов или блогеров начнут освещать происшествия в таком ключе, что горцы сделают с виновником своего позора?
Сын маминой подруги
Что определяет транспортная стратегия
от 22 ноября 2008 года N 1734-р
(с изменениями на 12 мая 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 27 ноября 2021 года N 3363-р
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минрегионом России, Минпромторгом России, ФСТ России и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2008 года
N 1734-р
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием 3 фундаментальных факторов.
Первым фактором является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
Вторым фактором является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке.
Третьим фактором является исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и мер по обеспечению глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала.
Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики, в том числе задачи удовлетворения спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги.
Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.
Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.
При переходе к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития требуется принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.
На новом этапе необходимо сформировать активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. При этом транспорт как системообразующий элемент экономики и генератор инвестиционного и инновационного спроса на продукцию должен рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики.
Выбор направлений развития транспортной системы базируется на прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации. При этом учитывается вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, принимаются во внимание стратегические документы, определяющие перспективные направления развития экономики и социальной сферы регионов России, отраслей экономики, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта, перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры, перспективы международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, а также опыт развития транспортных систем в странах с быстро развивающейся экономикой (Китай, Бразилия, Индия и ЮАР).
При формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом.
II. Оценка состояния и комплексные проблемы развития транспортного комплекса Российской Федерации
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Транспорт играет важную роль в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.
Роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы. Доступность транспортных услуг и их объем определяют полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
Высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
Своевременность (предсказуемость, регулярность и ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от своевременности транспортного обслуживания зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы.
Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов, в результате которой создаются условия повышения общенациональной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами.
В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие крупных агломераций.
Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.
В России в последние годы проводилась модернизация транспортной инфраструктуры, что позволило удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.
Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в совершенствовании.
Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2012 года составляла 86 тыс.км железных дорог общего пользования, 38 тыс.км путей промышленного железнодорожного транспорта, 903 тыс.км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 711 тыс.км дорог с твердым покрытием), 101 тыс.км внутренних водных путей, 2,5 тыс.км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс.км троллейбусных линий, 639 тыс.км воздушных трасс, из которых более 468 тыс.км являются международными.
В 2011 году ежесуточно по этим транспортным коммуникациям (всеми видами транспорта) осуществлялась перевозка 60 млн. пассажиров и 28,5 млн. тонн грузов.
В последние годы увеличению объема перевозок грузов и пассажиров способствовали позитивные изменения в социально-экономическом положении страны. Объем перевозок грузов и пассажиров в 2000-2012 годах приведен в приложении N 1.
Мировой экономический кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним экономическая рецессия существенно повлияли на динамику объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота, а также на масштабы развития транспортного комплекса страны.
Ослабление кризисных явлений обусловило начало экономического роста в России со второй половины 2009 года. В результате в 2010 году в стране возобновился рост суммарных объемов перевозок грузов, грузо- и пассажирооборота, а показатели работы воздушного и морского видов транспорта, экспортных железнодорожных перевозок превзошли максимальный уровень докризисного периода.
Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 12 процентов общего объема грузовых перевозок и 82 процента общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта (без учета трубопроводного).
На автомобильный транспорт приходится 56 процентов общего объема перевозок грузов и 8,6 процента общего грузооборота, 44 процента объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.
Позитивные изменения наблюдаются в создании паритета между российскими и зарубежными перевозчиками при выполнении международных перевозок. Доля российских перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов в 2011 году составила 39,4 процента.
Постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан оказывает влияние на снижение объема работы, выполненной пассажирским транспортом общего пользования. В 2011 году численность парка легковых автомобилей составила 36,4 млн. единиц, что выше уровня 2000 года на 79 процентов. При этом автобусные перевозки в стране сократились на 42 процента, уменьшились пригородные железнодорожные перевозки. В связи с ростом автомобилизации возникли проблемы устойчивости и безопасности городских транспортных систем.
Активно осуществляется приобретение современных локомотивов и пассажирского подвижного состава. Привлечение частных инвестиций позволило решить проблему недостатка грузовых вагонов.
На основе софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно проводились работы по строительству автомобильных дорог к населенным пунктам для обеспечения их связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом, аэропортом.