Что определяет статус стилистики как особой лингвистической дисциплины

СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Появление аспекта стилистики в системе языка говорит уже о высочайшей степени развития языка и интеллектуального развития людей на нём говорящих.

Стилистика выделяется как самостоятельная лингвистическая дисциплина и как особая отрасль теории языка в работах по общему языкознанию, например, у Ф.М. Берёзина и Б.Н. Головина (Общее языкознание. М., 1979), у Ю.С. Степанова (Основы языкознания. М., 1966.) и других. Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку являются также и многочисленные международные и российские симпозиумы и конференции, посвящённые её проблемам. Весьма убедительны в этом отношении высказывания учёных о значении и месте стилистики в современном языкознании. Р.А. Будагов пишет: «… стилистика – «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе». В свою очередь Ю.С. Степанов подчёркивает значение стилистики для теории языкознания и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стали гораздо определённее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания».

Само слово стилистика, как и стиль, используются в филологии давно. В России они известны с XVIII века. Первые работы посвящались стилю различных художественных произведений. Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться примерно с 20-30-х годов ХХ века, а особенно активно разрабатывается направление функциональной стилистики со средины 50-х годов.

Стилистика и сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования. Важность и необходимость изучения этой проблемы учёные осознали ещё в начале XX-го столетия.

Большой вклад в развитие стилистики как научной дисциплины, в изучение коммуникативного аспекта языка и его функционирования внесли выдающиеся учёные И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и многие другие. Свой вклад в разработку функциональной стилистики внесли языковеды Чехии и Словакии.

В 60-е годы функционально-стилистические исследования поворачиваются от изучения структуры языка к исследованию его функционирования – к разработке динамической модели языка. Появляются исследования литературного языка и его нормы.

Основными предпосылками формирования стилистики как научной дисциплины явились три фактора:

1) выделение идеи (начало XX в.) о различении языка – речи и внимание к функциональной стороне языка;

2) разработка проблематики литературного языка и нормы;

3) идея системности.

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков) ко всё более «крупным», в том числе текстовым.

Эти три фактора оказались основополагающими для развития стилистики по трём причинам. Во-первых, само явление стиля по своему возникновению и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка. Во-вторых, понятие стиля – это прежде всего понятие литературного языка и связанное с ним понятие нормы и культуры языка. (Не случайно в процессе развития языкознания три его дисциплины – история литературного языка, стилистика, культура речи – появляются почти одновременно, когда уже сложились национальные литературные языки.). В-третьих, стиль вообще (прежде всего стиль речи) – явление глубоко системное. Таким образом, стилистика сложилась как наука теоретическая, но имеющая большое практическое значение.

В системе языковых средств ведущую роль занимает слово: слово является основной стилистической единицей.

С.Я. Маршак писал: «Человек нашёл слова для всего, что было обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает».

Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, даёт оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывает рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

В аспекте лексической стилистики анализируется стилистическое расслоение лексики, выделение её активного и пассивного запаса, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистика играет важную роль в жизнедеятельности человека – роль учителя и своеобразного контролёра, который следит за нашей речью. Именно стилистика не даёт нам права употреблять лишние слова или пропускать их, следует за уместностью употребления тех или иных слов в речи, позволяет сделать нашу речь более красивой, образной. А эти проблемы тесно соприкасаются уже с культурой речи. Культура речи в свою очередь, является показателем уровня образованности, воспитанности, общей культуры человека и его интеллектуального развития. Потому что речь определяет всё, что делает человек.

В языкознании нет общепринятого определения стилистики, она развивалась в составе различных направлений.

В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Прежде всего, выделяются такие социально значимые сферы общения, как научная, художественная, публицистическая, деловая, бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили языка.

Это определение стилистики общее, исторически соответствующее действительности, но его можно разделить на два аспекта по исторически сложившимся направлениям стилистических исследований.

1. Исследования внеконтекстуальных стилистических ресурсов языка – (аспект строевой, структурный), т.е. стилистика ресурсов.

2. Исследования закономерностей функционирования языка в различных сферах общения, т.е. функциональная стилистика – аспект собственно коммуникативный.

В рамках общей стилистики выделяют направление, изучающее язык и стиль художественной литературы и нормативно-прикладной аспект, касающийся непосредственно культуры речи как устной, так и письменной.

Наличие разных направлений и аспектов в стилистике не разрывает её на части, все эти направления объединены общим предметом исследования – определением средств и закономерностей их функционирования в речи (в текстах). То есть, это направления (аспекты) внутри сложного целого.

Охарактеризуем вышеназванные направления стилистики.

1. Направление, изучающее стилистические ресурсы языка, является наиболее традиционным. Стилистика ресурсов (описательная стилистика) характеризует стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Центральным объектом является стилистическая синонимия языка.

2. Функциональная стилистика исследует закономерности языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и, прежде всего, специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д. Таким образом, Функциональная стилистика – это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности и речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей или их разновидностей. Это направление весьма перспективное.

3. Наука о стилях художественной литературы представляет историческую науку лингво-литературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии. К этому же направлению относится стилистика писателя и отдельного художественного произведения, т.е. интерпретация конкретных текстов (стилистика декодирования, стилистика восприятия).

4. Практическая стилистика. Главный принцип стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения, конкретных целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических задач. Практическая стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чутьё, знакомить с нормами того или иного функционального стиля.

Интересы наших лингвистов сосредоточены на проблемах употребления языка, эффективности коммуникации, влияния экстралингвистических факторов (в том числе социальных) речевой деятельности, целях и задачах речевого общения. Это вывело отечественных лингвистов на разработку приоритетных направлений современного языкознания. Наша отечественная стилистика шире зарубежной по своей проблематике.

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 3857 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Стилистика и смежные с ней лингвистические дисциплины. Связь стилистики с риторикой и культурой речи

Стилистика как научная дисциплина. Предмет и задачи стилистики. Понятие стиля.

Стилистика – система стилей литературного языка.

Выделяют:

функциональную стилистику, которая изучает дифференциацию литературного языка по сферам использования;

практическую стилистику, которая изучает использование различных единиц языка всех его уровней с учётом действующих в языке норм;

стилистику текста, исследующую общие и частные закономерности организации языковых единиц;

стилистику художественной речи, изучающую механизмы приобретения языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости.

Чем занимается стилистика:

. Классификация стилистических фигур

. Функционирование стилистических приемов в разных жанрах текстов.

. Функциональные стили и их воплощение в текстах разных жанров.

. Интерпретация текста (разбор интенций (намерений) говорящего)

. Стилевые черты (страноведческая характеристика текста, возраст автора, его настроение и тд)

. Формы композиционного построения текста (композиция)

. Языковые средства при выражении юмора и сатиры

. Способы повествования в тексте

Стиль– нормы и правила выбора/комбинирования языковых средств с тексте с целью оказания определенного воздействия на читателя/слушателя.

Стиль:

— это особый отбор и организация средств языка, обусловленный сферой общения

— это определенный набор приемов использования языковых средств, характерный для какого-либо писателя, произведения, жанра

— это определенный отбор и организация языковых средств, служащий для создания эмоционально-экспрессивной окраски высказывания (высокий стиль, сниженный стиль)

— это отбор и организация языковых средств в соответствии с языковой и стилистической нормой.

История изучения стилистики. Стилистика в ХХ веке. Стилистика в России.

Стиль – от stili – палочка для письма клинописью. Со временем это слово стало ассоциироваться с понятием, объединяющим группы явлений и вещей имеющих общие свойства, характеристики.

Основоположниками стилистики называют М.В. Ломоносова, А.А. Потебню, А.Н. Веселовского, именно в их работах прослеживаются первые элементы данной науки. Полноценное формирование этого раздела лингвистики произошло в начале двадцатого века. Огромный труд в развитие стилистики русского языка внесли В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, В.М. Жирмунский, Г.О. Винокур и другие.

Родоначальником русской стилистики в работах признан М.В. Ломоносов. Филологические труды М.В. Ломоносова.

Учение о трёх «штилях» М. В. Ломоносова — высоком, среднем и низком

Первый составляется из речений словенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.

Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увесилительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.

Стилистика и смежные с ней лингвистические дисциплины. Связь стилистики с риторикой и культурой речи.

Стилистика – система стилей литературного языка.

Стилистиказанимает особое место среди других лингвистических дисциплин.

Стилистика – наука межуровневая, т.е. она занимается изучением всех языковых единиц (от звука до предложения, с точки зрения функционирования в речи этих единиц).

Культура речи à стилистикаà риторика

Культура речи как наука, в первую очередь, рассматривает языковые единицы с точки зрения литературной нормы, т.е. с точки зрения правильности употребления языковых средств.

Под культурой речи подразумевается речевая культура человека и общий уровень культуры речи всего населения в настоящее время.

Риторика как и стилистика большое внимание уделяет работе с текстом. Но риторику интересуют тексты, главным образом, относящиеся к убеждающей речи.

Источник

Краткая характеристика формирования стилистики как лингвистической дисциплины

Определение основных понятий и категорий стилистики

Основные направления и аспекты изучения стилистики

Краткая характеристика формирования стилистики как лингвистической дисциплины

Стилистика как лингвистическая дисциплина

15.3 Содержание понятия «стиль». Функциональный стиль

Стилистика имеет большое значение для развития теории языка, она закладывает теоретические основы ряда прикладных дисциплин − культуры речи, практической стилистики, методов редактирования.

Значение стилистики обнаруживается и в углубленном специальном изучении проблем взаимодействия лингвистического и экстралингвистического. Стилистика, особенно функциональная, обогащает наши знания о функциональном аспекте языка, следовательно, о языке в целом.

Слово «стилистика» происходит от лат. stilus − остроконечная палочка для письма, манера письма.

Стилистика− раздел языкознания, имеющий основным предметом «стиль» во всех языковедческих значениях этого термина: как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т.д. Однако задачи стилистики шире, чем только изучение стиля; она исследует эволюцию стилей в связи с историей литературного языка, язык художественной литературы в его эволюции, универсальные приемы языкового построения литературных произведений (соприкасаясь с поэтикой), а также жанры общения. Стилистика изучает также экспрессивные средства языка, фигуры речи и тропы, которые могли быть и не связаны с каким-либо одним определенным стилем.

Сравним следующие определения понятия«стилистики»:

«Под стилистикой принято понимать науку о стилях языка. Изучая закономерности употребления речевых средств, она оценивает, отбирает и культивирует лучшие образцы национальной речевой деятельности. Она раскрывает и обобщает удачные и наиболее целесообразные способы и приемы использования различных средств языка. В силу этого стилистика является наукой о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка». (Ефимов А. И. Стилистика русского языка − М., 1969).

«Стилистика изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, способствующих сформированию выразительных средств того или иного языка». (Ш. Балли. Французская стилистика − М., 1961)

«Стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (Кожина М. Н. Стилистика русского языка − М., 1983).

Предмет «Стилистика» появился в начале XIX века в произведениях немецких романтиков в связи с новыми для того времени понятиями индивидуальности творческий личности.

В середине XIX в. предпринимаются попытки научно обосновать стилистику («Философия стиля» Г. Спенсера (1852) и Х. Штейнталя (1866). Основы исторической стилистики были заложены в трудах А.Н. Веселовского («Из истории эпитета», 1885, и др.) и А. А. Потебни.

Лингвистическая стилистика в современном смысле начинается с работ Шарля Балли («Трактат по французской стилистике», 1909) и становится самостоятельным разделом языкознания в трудах лингвистов Пражского лингвистического кружка. Оформление стилистики в отечественной науке было завершено в концепции В. В. Виноградова.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Лекция 1 Стилистика как наука. Предмет и задачи стилистики

Что определяет статус стилистики как особой лингвистической дисциплины. Смотреть фото Что определяет статус стилистики как особой лингвистической дисциплины. Смотреть картинку Что определяет статус стилистики как особой лингвистической дисциплины. Картинка про Что определяет статус стилистики как особой лингвистической дисциплины. Фото Что определяет статус стилистики как особой лингвистической дисциплины

Стилистика как наука. Предмет и задачи стилистики

Стилистика – это раздел языкознания, который изучает выразительные средства и возможности языка, закономерности его функционирования в различных сферах и ситуациях общения.

Стилистика изучает применение языка в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

В отличие от других лингвистических дисциплин, которые имеют свои собственные единицы (к примеру, фонетика – фонемы, морфология – морфемы, лексикология – лексемы и т. п.), у стилистики нет своих особых единиц. Носителями стилистических значений являются единицы различных уровней:

    фонетические (ср. рекламу стоматологической клиники «Береги жубы ш детства», а также заглавия «Трахтырь», «Из-за принсипа!» С. Воронина), морфологические и словообразовательные (ср. секретарь – секретарша, столовая – столовка, тонкий – тоненький – тонюсенький – тонехонький), лексические (лик, лицо, физиономия, морда, рыло) синтаксические (Только не задерживайся! – Чтоб никакой задержки!).

Определяя сферу стилистики, следует прежде всего заметить, что значение языкового выражения почти никогда не сводится к чисто концептуальному (предметному, референциальному) содержанию, т. е. описанию некоторого фрагмента действительности: такое описание сопровождается множеством самых разнообразных дополнительных смысловых компонентов. К сфере стилистики относятся лишь некоторые из их числа, а именно те, которые, если воспользоваться наиболее обобщенной формулировкой, содержат информацию об определенном классе ценностных обязательств говорящего. Стиль – это всегда выражение приверженности говорящего некоторой допускающей формальное выражение ценности.

Единицы различных языковых уровней выполняют стилистическую функцию как бы «по совместительству», дополнительно к своим основным функциям. В тексте происходит суммирование «неконцептуальных» элементов значения единиц всех уровней, что позволяет подчеркнуть тот или иной оттенок высказывания, придать высказыванию разную стилистическую окраску, усилить или ослабить эмоциональное воздействие. Все эти варианты и различия должен учитывать человек, искусно владеющий речью.

Дополнительные значения, передаваемые стилистически противопоставленными единицами языка, включают сведения:

    о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое значение); о типах ситуаций, в которых эти единицы, как правило, употребляются (экспрессивно-стилистическое значение); об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение).

Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.

Говоря о стилистике, следует иметь в виду, что в языке существуют и многочисленные случаи варьирования формы выражения одного и того же содержания, которые могут быть прагматически значимыми, но не носят при этом стилистического характера: таковы залоговые (Лампочка освещает коридор – Коридор освещается лампочкой) и конверсные (победа «Спартака» над «Зенитом» – поражение «Зенита» от «Спартака») преобразования, варианты с одинаковой или очень близкой стилистической характеристикой (Феофилакт обожает свою тещу – Феофилакт души не чает в своей теще, таксономия – типология), варьирование порядка значимых элементов (часы и минуты – минуты и часы), различия в перспективе (зал наполовину пуст – зал наполовину полон) и др.

Таким образом, стилистика проти­вопоставлена разделам языкознания, описывающим языковые единицы по уровням языковой системы (фонетика, лексикология, грамматика), но соотносительна с культурой речи и риторикой.

Стилистика — наука одновременно и очень старая и очень молодая. Старая потому, что варьирование языка в зависимости от сферы общения, ситуации, отношений говорящего и слушающего было замечено еще в античности. Но для древних греков и римлян стилистика имела прикладной характер и была учением о том, как надо использовать язык для достижения определенных целей (например, для наиболее эффективного воздействия на слушателей: недаром в Древней Греции и в Римской империи большое значение придавалось искусству публичной речи). Такой характер она сохраняла на протяжении многих веков, вплоть до XX в. И только в наши дни стилистика превращается в науку о стилистическом устройстве языка и его стилистических средствах.

Основными предпосылками формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины явились три фактора:

    выдвижение в начале XX в. идеи о различении языка и речи, а несколько позже — внимание к функциональной стороне языка; разработка проблематики литературного языка и нормы; идея системности.

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков — в фонетике) ко все более «крупным», в том числе текстовым, являющимся прежде всего объектом исследо­вания стилистики.

Указанные факторы оказались основопола­гающими для развития стилистики по трем причинам.

Во-пер­вых, потому, что само явление стиля по своему возникнове­нию и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка.

Во-вторых, понятие стиля — это прежде все­го понятие литературного языка, теснейшим образом с ним свя­занное, как и с понятием нормы и культуры языка. Недаром в процессе развития языкознания три его дисциплины — история литературного языка, стилистика, культура речи — появляются почти одновременно. Не случайно и время их формирования — период сложившихся национальных литературных языков, ког­да вопросы культуры речи и стиля в связи с развитием средств массовой коммуникации становятся особенно актуальными.

В-третьих, стиль вообще — явление глубоко системное. Поэто­му наиболее полное его осмысление могло произойти, когда понятие системы стало ключевым в общем развитии всей на­уки, а именно в XX в. До настоящего времени то или иное тол­кование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимание основных ее проблем и категорий преж­де всего связаны с тем, как ученый (или научное направление) трактует язык, его функции, различает ли его статику и динами­ку, определяет задачи лингвистики, а отсюда и стилистики.

Стилистика, как и многие современные лингвистические дисциплины (осо­бенно новые, например прагматика), многоаспектна и потому представ­лена не одним, а целым рядом направлений; в центре внимания каждо­го из них какой-либо аспект многогранного понятия «стиль». В современной С. как науке обычно выделяются следующие направ­ления.

Практическая стилистика (стилистика ресурсов) изучает экспрессивные возможности языковых единиц, устанавливает наиболее типичные контексты и речевые ситуации, в которых целесообразно употребить те или иные языковые средства, выясняет оптимальные условия использования языковых единиц, их экспрессивный и смысловой потенциал, способы и приемы их употребления.

Функциональная стилистика исследует композиционно-речевые структуры функциональных вариантов литературного языка, разрабатывает общие принципы выделения стилей, изучает дифференциацию литературного языка на функциональные варианты.

Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях.

Стилистика текста изучает целый текст и его единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста (речевого произведения) как содержательно-смыслового, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения, идейного содержания и функционально-стилевой принадлежности со всем комплексом его экстралингвистических факторов – для наилучшей его интерпретации

Центральным понятием стилистики является понятие стиля.

Стиль – это разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно в современных развитых национальных языках выделяют три стиля – нейтральный, высокий и низкий, хотя, как вы понимаете, социальная дифференциация может быть более дробной. Главное, что теория стилей априори отвергает эгалитарность, равенство. Теория стилей и возникла благодаря тому, что отсутствовало равенство социальное, а значит отсутствовало и тождество языковых средств, использованных представителями разных классов.

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, и обусловлена она различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения. Стилеобразующими факторами здесь являются формы общественного сознания (как бы отличались записки студента студенту и записка визиря халифу), социальных отношений, виды производственной и др. деятельности. Особую роль здесь играет автор речи (частное лицо, государственное лицо, официальное лицо, государственное учреждение, неформальная организация) и адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка (реклама, приказ, ходатайство). Многообразие стилеобразующих факторов предопределяет большое количество функциональных стилей.

Функциональный стиль – категория социальная и историческая, зависящая от социально-изменяющихся условий использования языка. Системы функциональных стилей различны в различных языках и в разные эпохи существования одного языка.

Стиль – это индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный, конкретный речевой акт, данный текст, в т. ч. литературно-художественное произведение. Все произведения одного автора определенного периода мы можем рассматривать как один макротекст, поэтому мы можем говорить, например, о стиле выступлений премьер-министра, о стиле гражданской лирики Лермонтова, о стиле жития протопопа Аввакума и т. д. Чаще всего это является предметом стилистики литературоведческой, а не лингвистической.

Стиль – языковая парадигма эпохи, т. е. состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху: стиль русского литературного языка второй половины 18 века – это сам русский литературный язык данного периода.

Стиль – это общественно осознанная, исторически сложившаяся, объединенная определенным функциональным назначением и закрепленная традицией за той или иной сферой социальной жизни система языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления.

Несмотря на различия приведенных выше пониманий термина стиль, в каждом из них присутствует основной общий (инвариантный) признак: стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств и их трансформаций. Говорящий не может использовать все существующие языковые средства, он всегда ВЫБИРАЕТ, и его выбор чаще всего обусловлен традицией: он выбирает что-то одно из длинного ряда синонимов, метафор, синонимичных синтагм и т. д., отклоняя остальные языковые средства.

Речевые стандарты выбранной эталонной группы считаются нейтральной (межстилевой, общеязыковой) нормой, тогда как все остальные тексты, не принадлежащие этой группе, будут характеризоваться степенью отклонения от выбранной нормы. У разных текстов степени отклонения будут разными, но всегда постоянными. Любой стиль всегда характеризуется мерой отклонения от нейтральной нормы (однако нельзя наделять речь носителей диалектов, просторечие нелестными эпитетами «отсталый», «необразованный», как нельзя вообще использовать термин «речь малокультурного населения» – каждая социальная группа принадлежит определенной субкультуре, в рамках которой прекрасно решаются все необходимые именно для этой группы коммуникативные задачи).

Не следует забывать, что норма всегда является и собственно-лингвистической и социально-исторической категорией. В некоторой степени это даже аксиологическая категория: мы всегда оцениваем высказывание с точки зрения «правильности/неправильности», «уместности/неуместности». Эти оценки могут включать и эстетический компонент: «красиво/некрасиво». Литературная норма – это мера стабильности литературного языка. Если общество переживает какие-то катаклизмы, катаклизмы переживает и его язык. Таким образом, языковая норма тесно связана с культурой носителей языка.

Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему. В любом функциональном стиле удельный вес межстилевых средств значительно превосходит долю собственно стилевых средств. Каждый стиль реализует прежде всего общеязыковые, или межстилевые, нормы – орфоэпические, орфографические, лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические. В то же время в каждом стиле свое сочетание межстилевых, ограниченно-стилевых и оригинально-стилевых средств, что и определяет индивидуальные стилевые черты. Однако нужно помнить, что критерий соответствия или несоответствия высказывания стилистической нормы должен быть гибким и глубоко функциональным.

Для современного речеупотребления строгое соблюдение стилевых норм имеет весьма относительный характер. Так, нежелательно и даже недопустимо заполнять разговорную речь канцеляризмами, а научную или деловую – разговорными единицами. В употреблении средств и в оценке стиля главным должен быть фактор коммуникативной целесообразности в конкретной сфере общения, речевой ситуации с учетом целей и задач общения, содержания высказывания, его жанра и т. д. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация приводили к коммуникативному успеху.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *