Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы

Живоой поиск

Содержимое

Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы

1. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

С помощью литературы, предложенной в разделе «Библиотека», заполните таблицу.

Содержание ответа

5 Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, то есть обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.– Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для развития мимических мышц.

– Пальчиковая гимнастика (возможно в сопровождении стихотворных текстов).

– Упражнения по развитию речевого дыхания.

– Упражнения по формированию речевого голоса. – Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

– Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

– Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

– Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

– Формирование лексико-грамматических представлений.

– Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Освоение артикуляции идёт успешнее, если в речевом материале отсутствуют звуки, близкие к тем, над которыми ведётся работа в данный момент.

– Материал для закрепления правильного произношения звуков должен одновременно способствовать расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.Общее недоразвитие речи 1 уровня– дифференциация звуков речи

– отработка трудностей фонематического анализа и синтеза слов

– коррекция звукопроизношенияПредварительный этап-работа над каждым из смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрит-ое, слуховое и тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

Выделение звука в слоге;

Определение наличия и места звука в слове (начало, середина, конец);

Определение места звука по отношению к др. Звукам ( какой по счёту, после какого звука стоит и т.д.);

Выделение звука из предложения, текста

В процессе работы:- каждый из звуков соотносится с определённой буквой;

2. Он должен соответствовать фонетической теме.

3. Предпочтение отдается материалу разговорной речиОбщее недоразвитие речи 2 уровня1.Активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2.Подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3.Постановка отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты1. введение в тему (объединение его с актуализацией имеющ-ся знаниями: в процессе его также проверяется, что дети знают по теме и какими навыками владеют)

2. новый материал, повтор-е и закрепл-е нового матер-ла

3. обобщение пройденногоПри выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного звукопроизношения ребёнком.

При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между гласными). Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для закрепления тех или иных групп согласных звуков.

используемый материал одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико – грамматического строя речи.Общее недоразвитие речи 3 уровня1. Развитие артикуляционной моторики

2. Формирование правильного звукопроизношения

3. Развитие фонематических процессов

4. Уточнение, обогащение словаря по темам

5. Работа над слоговой структурой

6. Совершенствование грамматического строя речи

7. Развитие связной речи

8. Совершенствование психологической базы речи

9. Развитие мелкой моторики— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

– Дифференциация неречевых звуков.

– Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

– Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

– Формирование умения выделять слова из предложения.

– Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения различать слоги со сходными звуками и др.

– Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

– Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

– Работа над двухсложными словами без стечения согласных и др.

– развитие понимания устной речи

– употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

– согласование имен числительных с именами существительными;

– согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже и др.

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

– расширение объема зрительной и слуховой памяти;

– развитие вербального мышления

– развитие логического мышления

– Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

– Соответствие содержания образования имеющимся программно- методическим, дидактическим и материальным условиям МДОУ.

– Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения и воспитания.

– Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

– Принцип систематичности и последовательности.

– Принцип доступности обучения.Ринолалияа) развитие нормального физиологического и речевого дыхания, б) полноценного небно-глоточного смыкания, в) формирование артикуляционных укладов и правильных артикуляционных движений, г) коррекция нарушений звукопроизношения, д) устранение носового (назального) оттенка голоса, е) автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении, ж) нормализация просодической стороны речи, з) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с целью предупреждения возможного последующего возникновения нарушения письменной речи – дисграфии, и) своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексико-грамматического строя речи, к) контроль за общим речевым развитием ребенка.1) нормализация «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых;

2) овладение артикуляцией всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

дифференциацию звуков с целью предупреждения нарушений звукового анализа;

5) нормализация ритмико-интонационной стороны речи;

6) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка. 2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 3. Упражнения по развитию речевого дыхания. 4. Упражнения по развитию мимической выразительности. 5. Упражнения по формированию речевого голоса. 6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия. 8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка. 9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. 10. Формирование лексико-грамматических представлений. 11. Обучение элементам грамоты. 12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.– фразы короткие,

– должны включать только правильно произносимые фонемы,

– во фразах должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных.Дизартрия1.Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ);

2.Формирование речевого дыхания.

3.Работа по преодолению нарушений голоса.

4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.

5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики.

7.Развитие и формирование мелкой моторики рук.

8.Развитие и формирование общей моторики.

9.В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям.1) уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии;

2) развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

3) нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи);

4) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

5) развитие фонематического восприятия и звукового анализа (если нарушен не только фонетический строй речи, но и фонематические процессы);

6) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи — не только фонетико-фонематических, но и лексико-грамматических);

7) развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:

♦ Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.

♦ Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений

Нормализация голоса и голосовых модуляций, с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.

♦ Нормализация речевого дыхания, и др.

II блок, основной:

Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).

♦ Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.

♦ Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.

♦ Постановка звука традиционными в логопедии способами.

♦ Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.

♦ Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.

♦ Отработка слов сложной звукослоговой структуры.

♦ Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.– онтогенетический

– учёт структуры дефекта

– учёт контекста (контекстуальных влияний)

– развитие фонематического восприятия

2. Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи, развития внимания и памяти на индивидуальных занятиях

Подберите упражнения и игры для формирования грамматического строя речи, для развития внимания и памяти, которые можно применить на индивидуальных занятиях.

Содержание ответа

Упражнения и игры для формирования грамматического строя речи при ОНР III уровня:

1. Упражнение“Закончи фразу”

2)”Цветы стоят в. “; “Вчера дети ходили в. “; “Папа ходил в магазин. “; “В саду растут. “Кошка спряталась за. “; “Бабушка несёт. “; “Маша часто помогает маме. ”

3)”Наступила весна. На деревьях распустились. Солнце стало греть. Дни становятся. ”

2. Составляем словосочетания.

Составляемые словосочетания: бутылка молока/воды,сока;кусок сыра,торта,мыла и т. д. во второй части задания детям предлагается составить предложения,используя данные словосочетания,например: сестра купила торт” и т. д.

3. упражнение в составлении предложений по данному слову (предложно-падежной конструкции): “В воде”-“Над водой”-“Под водой”(при этом используются картинки:рыбки”,”скамейка” и т. д.)

Ира “Назови ласково”

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование притяжательных прилагательных.

Хвост медведя-. (медвежий)

Изменить слова по образцу

Согласование числительного “два” с существительными

Одна чашка – две чашки

Одна вилка – две. (вилки)

Упражнения и игры для развития внимания и памяти при ОНР III уровня

Игра «Будь внимателен»

Игра «Поющие животные»

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает – не летает», «Съедобный – несъедобный».

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а так же специальные игры и упражнения.

Игра «Послушай и запомни»

Игра «Посмотри и запомни»

Игра «Нарисуй узор»

3. Планы-конспекты индивидуальных занятий

Составьте планы-конспекты индивидуальных занятий на подготовительном этапе работы над звуком [с], по постановке звука [ш], по автоматизации звука [р] в слогах. В каждом конспекте обязательно сформулировать тему, цель, задачи занятия, отразить последовательность и краткое содержание этапов.

Содержание ответа

План-конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе работы над звуком [с]

Цель: Подготовить к произнесению звука [с]

Задачи:

Оборудование:

Книга со сказкой «Колобок» с иллюстрациями; карточки с артикул. упражнениями; предметные картинки (сосна, санки, насос или чайник); мячи, неровные дорожки; разрезная картинка с изображением мяча.

1. Организационный момент.

Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется? Колобок

2. Артикуляционная гимнастика.

Жили – были дед да баба. Жили они в домике за высоким забором. (Выставляется символ артикуляционного упражнения «Заборчик») Жили они, не тужили. По утрам они чистили свои зубки. Вот так….(упр. «Почисти зубки») Бабка месила тесто и пекла деду блинчики. (Упр. «Блинчик). Дед очень любил блинчики, чтоб не обжечься дул на них. Вот так….(упр. «Остуди блинчик») Жила у бабки с дедкой кошка. Она выгибала свою спинку. Вот так….(упр. «Киска спинку выгибает») Кошка ловила мышей, потому что они мешали ей спать, все время пищали: «Пи пи пи». Вот испекла бабка как-то не блины, а колобок, да положила его на окно студиться. Скучно стало лежать колобку, он прыг, да покатился по дорожке.

3. Восприятие звука в начале слов

Повстречал колобок …Кого? Зайца. Что сказал заяц колобку?

Выполни мое задание, тогда я тебя не съем.

(Логопед выставляет картинки: сосна, санки. Просит внимательно слушать и говорить: «ДА», только когда слово будет названо правильно.)

Фанки танки шанки ханки сянки хянки санки тянки санки щанки

Фафна хахна сосна фасна шашна сясьна сосна сашна сахна тасна

4. Формирование длительной направленной воздушной струи.

Заяц любит играть в футбол. Давай забьем ему гол.

5. Восприятие звука в потоке звуков

Покатился колобок дальше. А навстречу ему волк. У волка прокололось колесо, ему надо его накачать насосом. Насос свистит ССССС. Волк будет накачивать колесо, а ты, если услышишь, что насос работает правильно, хлопни в ладоши.

6. Развитие мелкой моторики

Помоги медведю пройти по узкой дорожке, а то он очень неуклюжий. (Хождение пальчиками по шершавой дорожке)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мишке помогать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут пальчики шагать.

Пальчиковая гимнастика с мячиками.

Эта ручка — левая.Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики.Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.Попеременно сжимают и разжимают ладони.Будет сильной правая,

Будет сильной левая.

7. Развитие целостного восприятия, закрепление основных цветов.

Шла лисичка, обронила свою игрушку, а собрать не может. Помоги лисичке, она тогда не съест нашего колобка. Какого цвета получился твой мяч?

8. Итог

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, а кто помогал рассказывать – умница.

Кого встретил колобок первого? (зайца)……

План-конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

– упражнение в правильности произнесения звука Ш.

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи.

-воспитание интереса к занятиям;

Этапы

Ход занятия:

– К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

2. Артикуляционная гимнастика

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятияЧто определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятияЧто определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

3. Объявление темы занятия

– Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

4. Постановка звука

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

5. Анализ артикуляции

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

– Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

6. Закрепление изолированного звука

По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

– Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

7. Развитие фонематического слуха

Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

– А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его – хлопай в ладошки:

8. Закрепление звука в слогах

Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

– Давай, споём вместе с ними.

9. Закрепление звука в словах

Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

10. Закрепление звука в предложении

У Миши новая Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия.

Папа едет на Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия.

Даша нашла Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия.

Маша помогает Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия.

Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

– Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

– С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

– А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

– Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Смотреть картинку Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Картинка про Что определяет содержание основной части индивидуального занятия. Фото Что определяет содержание основной части индивидуального занятия

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Оборудование:

Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).

3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад

– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).

– Так на чём мы поедем?

– Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).

3. Характеристика звука [Р].

– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]?

– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

4. Автоматизация звука.

1) в слогах

– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)

Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.

– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:

пра – 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3

2) в словах

– На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?

– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.

3) в предложениях

– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.

Игра с мячом «Бывает, не бывает»

– Дровами рубят топор.

– Дорога едет по грузовику.

5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

– Во время представления громко играет цирковой оркестр.

– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

– Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)

6. Динамическая пауза

– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

7. Позиция звука в слове.

– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.

– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).

8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].

– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Ры – ры – ры – шары в руках у детворы

Ра – ра – ра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).

9. Мелкая моторика рук.

-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.

10. Итог занятия.

– Пора возвращаться домой.

– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

– А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).

Посмотрите другие материалы по теме

Доступ закрыт

Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.

Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.

ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ

Доступ закрыт

Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.

Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.

ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ

Доступ закрыт

Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.

Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *