Дh2 в химии что
Химический словарь или справочная тетрадь по химии
Разделы: Химия
Решение о необходимости ведения такой тетради пришло не сразу, а постепенно, с накоплением опыта работы.
Вначале это было место в конце рабочей тетради – несколько страниц для записи наиболее важных определений. Затем туда же были вынесены наиболее важные таблицы. Потом пришло осознание того, что большинству учеников для того, чтобы научиться решать задачи, необходимы строгие алгоритмические предписания, которые они, прежде всего, должны понять и запомнить.
Материал в этой тетради мы располагаем следующим образом: в начале – наиболее важные определения, которые ребята выписывают из учебника или записывают под диктовку учителя. Например, на первом уроке в 8-м классе это определение предмета “химия”, понятие “химические реакции”. В течение учебного года в 8-м классе их накапливается более тридцати. По этим определениям на некоторых уроках я провожу опросы. Например, устный вопрос по цепочке, когда один ученик задает вопрос другому, если тот ответил правильно, значит, уже он задает вопрос следующему; или, когда одному ученику задают вопросы другие ученики, если он не справляется с ответом, значит, отвечают сами. По органической химии это в основном определения классов органических веществ и главных понятий, например, “гомологи”, “изомеры” и др.
В конце нашей справочной тетради представлен материал в виде таблиц и схем. На последней странице располагается самая первая таблица “Химические элементы. Химические знаки”. Затем таблицы “Валентность”, “Кислоты”, “Индикаторы”, “Электрохимический ряд напряжений металлов”, “Ряд электроотрицательности”.
Особенно хочу остановиться на содержании таблицы “Соответствие кислот кислотным оксидам”:
Соответствие кислот кислотным оксидам | ||||
Кислотный оксид | Кислота | |||
Название | Формула | Название | Формула | Кислотный остаток, валентность |
оксид углерода (II) | CO2 | угольная | H2CO3 | CO3(II) |
оксид серы (IV) | SO2 | сернистая | H2SO3 | SO3(II) |
оксид серы (VI) | SO3 | серная | H2SO4 | SO4(II) |
оксид кремния (IV) | SiO2 | кремниевая | H2SiO3 | SiO3(II) |
оксид азота (V) | N2O5 | азотная | HNO3 | NO3(I) |
оксид фосфора (V) | P2O5 | фосфорная | H3PO4 | PO4(III) |
Без понимания и запоминания этой таблицы затрудняется составление учениками 8-х классов уравнений реакций кислотных оксидов со щелочами.
При изучении теории электролитической диссоциации в конце тетради записываем схемы и правила.
Правила составления ионных уравнений:
1. В виде ионов записывают формулы сильных электролитов, растворимых в воде.
2. В молекулярном виде записывают формулы простых веществ, оксидов, слабых электролитов и всех нерастворимых веществ.
3. Формулы малорастворимых веществ в левой части уравнения записывают в ионном виде, в правой – в молекулярном.
Физические величины | |||
Обозначение | Название | Единицы | Формулы |
количество вещества | моль | = N / NA; = m / М; |
= V / Vm (для газов)
атомы и другие частицы
V = m /
г / л
= M / Vm (для газов)
За 25 – летний период преподавания химии в школе мне пришлось работать по разным программам и учебникам. При этом всегда удивляло то, что практически ни один учебник не учит решать задачи. В начале изучения химии для систематизации и закрепления знаний в словаре мы с учениками составляем таблицу “Физические величины” с новыми величинами:
Приведу примеры некоторых из них.
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям.
1. Записать кратко условие задачи и составить химическое уравнение.
2. Над формулами в химическом уравнении надписать данные задачи, под формулами пописать число моль (определяют по коэффициенту).
3. Найти количество вещества, масса или объём которого даны в условии задачи, по формулам:
= m / M; = V / Vm (для газов Vm = 22,4 л / моль).
Полученное число надписать над формулой в уравнении.
4. Найти количество вещества, масса или объём которого неизвестны. Для этого провести рассуждение по уравнению: сравнить число моль по условию с числом моль по уравнению. При необходимости составить пропорцию.
5. Найти массу или объём по формулам: m = M • ; V = Vm • .
Данный алгоритм – это основа, которую должен освоить ученик, чтобы в дальнейшем он смог решать задачи по уравнениям с различными усложнениями.
Задачи на избыток и недостаток.
Если в условии задачи известны количества, массы или объёмы сразу двух реагирующих веществ, то это задача на избыток и недостаток.
1. Нужно найти количества двух реагирующих веществ по формулам:
2. Полученные числа моль надписать над уравнением. Сравнив их с числом моль по уравнению, сделать вывод о том, какое вещество дано в недостатке.
3. По недостатку производить дальнейшие расчёты.
Задачи на долю выхода продукта реакции, практически полученного от теоретически возможного.
m практ. или V практ. всегда меньше теоретически рассчитанных данных. Долю выхода обозначают буквой (эта) и рассчитывают по формулам:
(эта) = практ./ теор. = m практ./ m теор. = Vпракт. / Vтеор.
Выражают её в долях от единицы или в процентах. Можно выделить три типа задач:
Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и доля выхода продукта реакции, при этом нужно найти практ., m практ. или Vпракт. продукта реакции.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции;
2. Найти массу или объём продукта реакции, практически полученного, по формулам:
m практ. = m теор.; Vпракт. = Vтеор.; практ. = теор. .
Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и практ., m практ. или Vпракт. полученного продукта, при этом нужно найти долю выхода продукта реакции.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти
теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции.
2. Найти долю выхода продукта реакции по формулам:
= практ. / теор. = m практ. / m теор. = Vпракт. /Vтеор.
Если в условии задачи известны практ., m практ. или V практ. полученного продукта реакции и доля выхода его, при этом нужно найти данные для исходного вещества.
Порядок решения:
1. Найти теор., m теор. или Vтеор. продукта реакции по формулам:
2. Произвести расчёт по уравнению, исходя из теор., m теор. или V теор. продукта реакции и найти данные для исходного вещества.
Конечно, эти три типа задач мы рассматриваем постепенно, отрабатываем умения решения каждого из них на примере целого ряда задач.
Задачи на смеси и примеси.
Массовую долю чистого вещества находят по формуле: ч.в. = mч.в. / m см., выражают её в долях от единицы или в процентах. Выделим 2 типа задач.
Если в условии задачи дана массовая доля чистого вещества ил массовая доля примесей, значит, при этом дана масса смеси. Слово “технический” тоже означает наличие смеси.
Порядок решения:
1. Найти массу чистого вещества по формуле: m ч.в.= ч.в. • m см.
2. Исходя из массы чистого вещества, производить дальнейшие расчёты по уравнению.
Порядок решения:
1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для продукта реакции, и найти n ч.в. и m ч.в.
Закон объёмных отношений газов.
Объёмы газов относятся так же, как их количества веществ:
V1 / V2 = 1 / 2
Этот закон применяют при решении задач по уравнениям, в которых дан объём газа и нужно найти объём другого газа.
Объёмная доля газа в смеси.
= Vг / Vсм, где (фи) – объёмная доля газа.
Vг – объём газа, Vcм – объём смеси газов.
Если в условии задачи даны объёмная доля газа и объём смеси, то, прежде всего, нужно найти объём газа: Vг = • Vсм.
Объём смеси газов находят по формуле: Vсм = Vг / .
Объём воздуха, затраченный на сжигание вещества, находят через объём кислорода, найденный по уравнению:
Вывод формул органических веществ по общим формулам.
Органические вещества образуют гомологические ряды, которые имеют общие формулы. Это позволяет:
1. Выражать относительную молекулярную массу через число n.
2. Приравнивать Mr, выраженную через n, к истинной Mr и находить n.
3. Составлять уравнения реакций в общем виде и производить по ним вычисления.
Вывод формул веществ по продуктам сгорания.
1. Проанализировать состав продуктов сгорания и сделать вывод о качественном составе сгоревшего вещества: Н2О —> Н, СО2 —> С, SO2 —> S, P2O5 —> P, Na2CO3 —> Na, C.
Наличие кислорода в веществе требует проверки. Обозначить индексы в формуле через x, y, z. Например, СxНyОz (?).
2. Найти количество веществ продуктов сгорания по формулам:
n = m / M и n = V / Vm.
3. Найти количества элементов, содержавшихся в сгоревшем веществе. Например:
4. Если сгорело вещество неизвестного состава, то обязательно нужно проверить, содержался ли в нём кислород. Например, СxНyОz (?), m (O) = m в–ва – (m (C) + m(H)).
Предварительно нужно найти: m(C) = n (C) • 12 г / моль, m(H) = n (H) • 1 г / моль.
6. Найти количество сгоревшего вещества по формулам.
7. Найти соотношения индексов по отношению количеств элементов, включив в соотношение и количество сгоревшего вещества. Например:
в – ва : x : y : z = в – ва : (С) : (Н) : (О).
Числа привести к целым, разделив их наименьшее.
Написать истинную формулу.
Вывод формул веществ по массовым долям элементов.
1. Написать формулу, обозначив индексы через x, y, z.
2. Найти соотношение индексов, для этого массовую долю каждого элемента разделить на его атомную массу: x : y : z = 1 / Ar1 : 2 / Ar2 : 3 / Ar3.
3. Полученные числа привести к целым, разделив их на наименьшее из них. При необходимости после деления домножить на 2, 3, 4, 5.
Этим способом решения определяют простейшую формулу. Для большинства неорганических веществ она совпадает с истинной, для органических – наоборот.
Вывод формул веществ по массовым долям элементов, если известны данные для нахождения молярной массы вещества.
Найти молярную массу вещества по формулам:
a) если известна плотность газа: М = Vm = г / л 22, 4 л / моль; r = m / V.
b) если известна относительная плотность: М1 = D2 • М2, M = DH2 • 2, M = DO2 • 32,
M = D возд. • 29, М = DN2 • 28 и т.д.
Далее эту задачу можно решать разными способами. Например:
1 способ: найти простейшую формулу вещества (см. предыдущий алгоритм) и простейшую молярную массу. Затем сравнить истинную молярную массу с простейшей и увеличить индексы в формуле в нужное число раз.
2 способ: найти индексы по формуле n = (э) • Mr / Ar(э).
Если неизвестна массовая доля одного из элементов, то её нужно найти. Для этого из 100 % или из единицы вычесть массовую долю другого элемента.
Постепенно в курсе изучения химии в химическом словаре происходит накопление алгоритмов решения задач разных типов. И ученик всегда знает, где ему найти нужную формулу или нужные сведения для решения задачи.
Многим учащимся нравится ведение такой тетради, они сами дополняют её различными справочными материалами.
Что касается факультативных занятий, то мы с учениками тоже заводим отдельную тетрадь для записи алгоритмов решения задач, выходящих за рамки школьной программы. В этой же тетради для каждого типа задач записываем 1-2 примера, остальные задачи они решают уже в другой тетради. И, если вдуматься, то среди тысяч разных задач, встречающихся на экзамене по химии во всех ВУЗах, можно выделить задачи 25 – 30 различных типов. Конечно, среди них – множество вариаций.
Умение решать задачи по химии это основной критерий творческого усвоения предмета. Именно через решение задач различных уровней сложности может быть эффективно усвоен курс химии.
Если ученик имеет чёткое представление о всех возможных типах задач, прорешал большое количество задач каждого типа, то ему по силам справиться со сдачей экзамена по химии в виде ЕГЭ и при поступлении в вузы.
Новости
Формулы для решения задач по химии
Так как химия наука точная, она неразрывно связана с различного рода вычислениями. Чтобы решать задачи, нужно знать формулы и хорошо в них ориентироваться. Без этих базовых знаний и навыков изучение химии становится невозможным.
Мы собрали для вас основные химические формулы, изучаемые в школьном курсе. Они пригодятся каждому ученику, особенно тем, кто будет сдавать ОГЭ или ЕГЭ по этому непростому, но очень интересному предмету.
Нахождение количества вещества
Первое и основное понятие, которое необходимо усвоить – это количество вещества, измеряемое в молях и обозначающееся латинской буквой «n». Для его нахождения нужно основываться на условии задачи, так как вычислить количество вещества можно по трём формулам:
1) По массе. n=m/M — Массу вещества (в граммах) разделить на его молярную массу (в г/моль).
2) По объёму. n=V/Vm — Отношением объёма вещества к его молярному объёму (используется для газов).
Формулы для нахождения массы
Массу вещества можно найти несколькими способами:
1. Умножив количество вещества на молярную массу: m (г) = n (моль)×M (г/моль).
2. Произведением объёма раствора и его плотности: m = V (л) ×ρ (г/л).
3. Перемножив массовую долю с массой раствора: m = m(р-ра) × ω.
Молярная масса (М) – это масса одного моля вещества. Вычисляется она следующим образом: посредством сложения атомных масс элементов, из которых состоит вещество, получаем относительную молекулярную массу. Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, но имеет размерность «г/моль». Также молярную массу можно найти с помощью отношения массы вещества к его количеству:
Формулы для нахождения объёма
Для вычисления объёма того или иного вещества можно воспользоваться одной из формул:
1. Объём раствора находится как отношение массы раствора к его плотности:
2. Объём газа равен отношению его количества вещества к молярному объёму:
Молярный объём (VM) – объём, который занимает 1 моль вещества при определённых показателях давления и температуры. Находится при делении молярной массы вещества на его плотность:
При нормальных условиях молярный объём газа равен 22,4 л/моль.
Формулы для нахождения плотности и относительной плотности
Плотность (ρ) – физическая величина, указывающая на массу определённого вещества, содержащуюся в единице объёма.
Следовательно, формула для её вычисления имеет вид:
Помимо основной, существует формула для нахождения плотности газа при нормальных условиях, где молярная масса делится на молярный объём газа при н.у.:
Относительная плотность (D) газов – величина, указывающая насколько одно вещество тяжелее или легче другого. Вычисляется она отношением молярных масс газов:
Например, условием было найти плотность газа по водороду. Решение будет иметь вид: D = M(газа)/M(H2) = M(газа)/2. Относительная плотность является безразмерной величиной.
Формулы для нахождения концентрации
Молярная концентрация (С) – отношение количества растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения – моль/л. Молярная концентрация вычисляется по формуле:
Массовая концентрация чаще всего называется титром (Т). Это отношение массы растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения — г/л.
Массовая доля (ω) – это один из вариантов выражения концентрации. С её помощью можно вычислить процентное содержание растворённого вещества в общей массе раствора:
По такому же принципу вычисляется массовая доля определённого компонента в смеси:
Если возникает необходимость найти массовую долю химического элемента в соединении, то нужно относительную атомную массу этого элемента умножить на число атомов в соединении и разделить на молекулярную массу вещества:
Формулы для нахождения выхода продукта реакции
Попрактиковать решение задач и знание формул возможно в приложении «ХиШник». Оно содержит в себе каталог заданий, которые, в свою очередь, разделены по темам и уровням сложности. Если вы дали неверный ответ, то приложение не просто уведомит об этом, а предложит правильный алгоритм решения. Также в нём есть раздел для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, в котором собраны типовые задания.
Знание расчётных формул – это ключевой момент при решении задач. Главное, понимать их, а не бездумно заучивать. Так как они будут использоваться не только в школьных задачах, на ЕГЭ и ОГЭ, но и в дальнейшей жизни, даже если ваша профессиональная сфера будет далека от химии.
Еще по этой теме:
Серная кислота
Основные сведения о серной кислоте: свойства, получение, применение.
Теперь «ХиШник» стал полностью бесплатным
Как развивалось приложение все эти годы, и почему мы им так гордимся.
Азотная кислота
Статья содержит основную информацию об азотной кислоте: её свойства, получение и применение.
Диены
Основные сведения о диеновых углеводородах: номенклатура и изомерия, классификация, химические свойства, получение.
Правило Марковникова
Правило Марковникова: формулировка, механизм протекания реакций, исключения из правила.
Таблицы для ЕГЭ по химии
В статье представлены таблицы, необходимые при изучении химии и сдаче ЕГЭ.
Внеклассное мероприятие по химии
Идеи интересных внеклассных мероприятий по химии.
Химические профессии
Обзор необычных профессий, связанных с химией.
ЕГЭ по химии 2019
Основная информация о ЕГЭ по химии 2019: структура экзамена, баллы, даты проведения.
Критерии оценивания ОГЭ по химии, баллы 2019
Подробно расскажем о баллах ОГЭ по химии 2019, методах и критериях оценивания заданий и переводе первичных баллов в школьную оценку.
Изменения ОГЭ по химии в 2019 году
Расскажем об изменениях, которые ждут школьников при сдаче ОГЭ по химии в 2019 году.
Подготовка к ОГЭ по химии
Несколько советов и рекомендаций, следуя которым подготовка к ОГЭ по химии будет проходить результативно.
Онлайн тесты по химии
Немного информации о проверке знаний с помощью тестов по химии в режиме онлайн.
Все об ОГЭ по химии в 2019
Основные сведения об ОГЭ по химии 2019: даты, время, баллы, материалы для подготовки.
Тест по химии 11 класс
Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 11 классе.
Тест по химии 10 класс
Общие сведения о тестах по химии в 10 классе.
Тест по химии 9 класс
Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 9 классе.
Тест по химии 8 класс
Рассказываем в общих чертах о тестах по химии в 8 классе
Ионная связь
Статья, содержащая в себе базовые понятие об ионном виде химической связи.
Водородная связь
Статья о водородном типе химической связи и его особенностях.
Подготовка к ЕГЭ по химии с нуля
В статье дано несколько действенных советов по подготовке к ЕГЭ по химии «с нуля».
Металлическая связь
Продолжаем серию статей про виды химической связи.
Ковалентная связь
Начинаем серию статей про виды химической связи.
Шкала перевода баллов ЕГЭ по химии 2018
Отвечаем на вопросы о системе оценивания и переводе первичных баллов в тестовые.
Учимся на летних каникулах
Размышляем о том, как полезно провести время во время летнего отдыха на каникулах. (в статье есть подарок внимательным читателям)
«ХиШник» приехал на Сахалин!
Этим летом открывается очередная летняя сессия областной профильной школы для одаренных детей «Эврика».
Мой сын увлёкся химией, что делать?
Собрали ТОП-5 полезных материалов для старшеклассника.
Двенадцать сервисов для изучения химии, с которыми ты точно сдашь
Великолепная подборка полезных сайтов для самостоятельного изучения химии.
О правах и обязанностях в школе: почему необходимо сотрудничество учеников и учителей
Что такое право само по себе и откуда оно берется. Как не заработать славу скандалистов, «вечно качающих права», и при этом не переносить безропотно нарушение своих личных границ…
Современный задачник по химии
материал о том, какие виды задачников по химии существуют и как среди них ориентироваться.
Выбираем репетитора по химии: инструкция
Научиться решать задачи по химии легко: следуем инструкции
Учимся решать задачи по химии к ОГЭ, ЕГЭ, инструкция от ХиШника
Изменения в ЕГЭ по химии 2018 года, новая демоверсия, спецификация, кодификаторы ЕГЭ
ФИПИ снова решил усложнить нам жизнь новыми требованиями к ЕГЭ. О том, почему изменения не всегда плохи, и как встретить их с достоинством.
Обновление в демонстрационной версии «ХиШника»
Мы расширили приветственное окно, чтобы при входе в приложение всем новым пользователям были понятны основные принципы работы «ХиШника».
Активация лицензионного ключа и первые шаги в «ХиШнике».
Что такое лицензионный ключ и как происходит его активация в приложении
Современный урок химии по ФГОС
Для чего нужны стандарты, по которым происходит обучение химии в российских школах, и как приложение “ХиШник” поможет соответствовать этим стандартам?
ХиШник в школе: ИКТ на уроках химии
Как наше приложение поможет внедрить ИКТ в уроки
Ура! Новые планы ХиШника и подарочки
Подводим итоги 2017, планируем 2018 и, конечно же, дарим подарки!
Родина приложения «ХиШник» – Новосибирский Академгородок
Почему же родиной «ХиШника» стал Новосибирский Академгородок?
Совпадение не случайное.
Можно ли просматривать историю решения задач учениками в онлайн-режиме?
Итак, «ХиШник» это приложение, в котором могут работать и ученики, и преподаватели. После того, как преподаватель создает в приложении учебную группу
Можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?
Сегодня у нас вопрос, которого мы давно ждали: можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?
Семинар от «ХиШника» на КПК для учителей химии
На прошлой неделе мы провели семинар в рамках масштабных ежегодных курсов повышения квалификации на базе СУНЦ НГУ (Новосибирск, Академгородок).
Команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов
Вчера команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов программ повышения квалификации из разных регионов России.
Как купить полный доступ к приложению?
Сегодня новый вопрос: что делать, если решать задачи в демо-версии приложения понравилось, как получить полный доступ? Отвечаем!
«ХиШник» представляет два кейса на ярмарке кейсов «Школа реальных дел»
Ярмарка кейсов «Школы реальных дел» – уже в эту пятницу! В этом году «ХиШник» представляет два кейса.
Служба поддержки:
support@hishnik-school.ru
Для СМИ:
onp@alekta.ru
Спасибо!
Настоящее пользовательское (лицензионное) соглашение (далее – «Соглашение») заключается между Обществом с ограниченной ответственностью «АЛЕКТА» (далее – «Лицензиар»), и Пользователем (физическим лицом, выступающем в роли конечного потребителя Продукта) совместно именуемые «Стороны».
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с текстом настоящего Соглашения. Оно представляет собой публичную оферту и, после его принятия Вами, образует соглашение между Вами (Пользователем) и Лицензиаром о предмете и на условиях, изложенных в тексте Соглашения.
Принимая настоящее Соглашение, Вы соглашаетесь с положениями, принципами, а также соответствующими условиями лицензионного соглашения, изложенными ниже.