Что определяет сестринский диагноз

Понятие о сестринском процессе

Цель сестринского процесса

Термин «сестринский процесс» впервые введен в США сестрой Лидией Холл в 1955 году. Слово «процесс» означает ход событий. В данном случае – последовательность действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.

Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход. Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

Значение сестринского процесса

Значение внедрения сестринского процесса в следующем:

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Этапы сестринского процесса

Источниками информации могут быть:

Различают субъективное и объективное сестринское обследование.

Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы –данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).

Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.

Проблема отличается от врачебного диагноза:

Таблица 3.1.

Врачебный диагнозПроблемы
Определяет болезнь (острый гастрит)Определяют ответные реакции организма в связи с болезнью (изжога, боль в области эпигастрия, рвота…)
Может оставаться неизменным в течение всей болезниМогут меняться каждый день или даже в течение дня
Предполагает лечение в рамках врачебной практикиПредполагают сестринские вмешательства в пределах её компетенции и практики
Как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организмеЧасто связаны с представлениями пациента о состоянии его здоровья
Виды сестринских диагнозов (проблем)

Что определяет сестринский диагнозПо характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:

Что определяет сестринский диагнозПо времени появления:

Что определяет сестринский диагнозПо серьёзности (приоритетности)

Источник

Сестринский диагноз

Вы будете перенаправлены на Автор24

Компоненты сестринского диагноза и требования к нему

Сестринский и врачебный диагнозы являются абсолютно разными понятиями. Если врачебный диагноз подразумевает определение патологического процесса с отражением его локализации, тяжести течения и причины появления, то сестринский диагноз заключается в описании внешних реакций пациента на этот патологический процесс.

Сестринский диагноз является этапом сестринского процесса, выполнение всех элементов которого в совокупности способствует более быстрому восстановлению больного и освобождает лечащего врача от некоторых обязанностей.

Этапы сестринского процесса:

Готовые работы на аналогичную тему

Сестринский диагноз включает в себя три компонента: собственно формулировка болезненной реакции адаптации, причина проблемы и проявления болезненной реакции.

Сестринский диагноз должен соответствовать нескольким условиям:

Классификация проблем пациента, определяющих сестринский диагноз

Существуют несколько классификаций проблем пациента в зависимости от определяющего критерия.

Так, в зависимости от срочности решения и важности проблемы могут быть приоритетными, или первоочередными, и второстепенными.

Приоритетные проблемы – это проблемы пациента, представляющие опасность для жизни больного или угрозу жизни окружающим людям, а также способствующие ухудшению течения заболевания или являющиеся факторами риска развития осложнений.

К второстепенным проблемам относятся социальные вопросы, не требующие немедленного разрешения.

В зависимости от лица, определяющего проблемы, они подразделяются на объективные (определяемые медицинской сестрой) и субъективные (выдвигаемые самим пациентом).

В зависимости от временного периода, в котором проблемы возникают, они бывают настоящими (фактическими, актуальными, действительными, имеющимися на момент осмотра) и потенциальными, возникновение которых вероятно в ближайшем будущем.

Примерами потенциальных проблем могут служить: риск появления пролежней у малоподвижного или неподвижного пациента; риск травм и падений в связи с головокружением; риск обезвоживания у пациентов с частым жидким стулом и рвотой; риск самоубийства и суицидальных попыток в связи с особенностями психического состояния пациента; риск ухудшения течения болезни вследствие неправильного приема лекарственных препаратов и др.

В зависимости от типа реакции пациента на заболевание, связанные с ним проблемы подразделяются на следующие категории:

Три последние группы сестринских проблем (диагнозов) иногда объединяют в одну группу (психосоциальную).

Источник

Материалы конгрессов и конференций

VI РОССИЙСКАЯ ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ВНЕДРЕНИЕ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКУЮ ПРАКТИКУ

Медицинское училище, Сергиев Посад

К причинам, породившим необходимость реформирования сестринского дела в России, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта. Поэтому реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях. Это сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.

Во многих развивающихся странах медицинские сестры активно пытаются определить самостоятельность, уникальность и принципиальное отличие своей профессии от деятельности других специалистов в сфере здравоохранении. Сейчас в профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс»,цель которого заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента. На наш взгляд, это понятие, как никакое другое объединяет все направления реформирования сестринского дела. Став результатом научных исследований, через международное сотрудничество пришедший сначала в сестринское образование, а затем и в сестринскую практику, сестринский процесс является одновременно связующим звеном, индикатором и результатом реформ.

Сестринский процесс включает обследование пациента, диагностирование его состояния, планирование помощи, осуществление плана сестринских вмешательств, оценку полученных результатов. Центральное место в сестринском процессе занимает сестринская диагностика. Сестринский диагноз— состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

В медицинской практике существует международная классификация врачебных диагнозов. Каждый диагноз имеет свой код, название и дефиницию, которые универсальны. То же сейчас происходит и в сестринской практике.

Основные отличия диагнозов:

Впервые классификация из 86 сестринских диагнозов, расположенных в алфавитном порядке, была предложена в 1973 г. В 1982 г. была утверждена Североамериканская диагностическая ассоциация медсестер (NANDA), которая должна была проводить клинические испытания имеющихся сестринских диагнозов и поиски новых. На сегодняшний день классификация NANDA включает 155 сестринских диагнозов с таксономией, дефинициями, симптомами, факторами риска.

В 1989 г. Международный совет медсестер (МСМ) принял решение о проведении исследований по подготовке международной классификации сестринской практики с привлечением ведущих ученых, научных центров университетов и сестринских ассоциаций различных стран. В 1996 г. коллектив исследователей представил на широкое обсуждение первую версию Международного классификатора сестринской практики (МКСП), а в 1999 г. на юбилейной конференции, посвященной столетию МСМ, была представлена вторая редакция документа (International classification for Nursing Practice (ICNP).

В соответствии с принятыми МСМ положениями сестринскую практику описывают три основные компонента: сестринский феномен, сестринское действие (вмешательство), результат действия сестры. МКСП включает классификации по трем основным компонентам сестринской практики, определяет и стандартизирует структуру каждого компонента, устанавливает систему их кодирования, вводит четкие дефиниции для всех терминов и понятий.

Согласно МКСП, сестринский феномен состоит из составных элементов и в контексте МКСП означает явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, на которое направлены профессиональные действия сестры. Под сестринским диагнозомв контексте МКСП понимают профессиональное суждение сестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств.

Объектом деятельности медсестры могут быть все стороны жизни человека: его физиологическая сторонаи выполняемые им функции дыхания, кровообращения, питания, репродукции и т.д.; психологические свойстваи состояния его личности: сформированность знаний и умений, память, эмоции, работоспособность, убеждения, самооценка; действия, зависящие от человека, например, уход за собой, и взаимозависимые действия. Объектом деятельности медсестры может быть также группа людей: семья, коллектив, жители района, города. Медсестра может ставить диагноз окружающей физической среде: атмосфере, радиации, шуму; биологической окружающей среде: животным и растениям; искусственной окружающей среде: транспортным маршрутам, жилищному строительству, системам снабжения, землепользованию, услугам, нормам и отношениям, сложившимся в обществе и т.д.

Выбрав объект, медсестра описывает интенсивность его проявлений, частоту повторений в интервале времени, продолжительность, локализацию, топографию, вероятность возникновения и распространенность. В рамках МКСП сестринский диагноз будет выглядеть следующим образом:

Мы полагаем, что классификаторы сестринской практики могут стать документами, которые российские сестры используют в своей практической деятельности. Ведь это инструменты эффективного профессионального общения. Это престиж, успех и социальный статус сестринской профессии.

Источник

Что определяет сестринский диагноз

Хвощева С.Е., зав. кафедрой ВБМК

Отношения сестринского персонала и пациента (медицинской сестры и родственников) должны строиться на определенных правилах.

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и пациентов (Роберт Вич, 1992 год).

Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания, важно учитывать индивидуальные психологические особенности, уметь выслушать, понять переживания пациента. Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

В понятие «сестринский процесс» входит:

1.структура, организующая сестринскую практику;

2.умение клинически мыслить;

4.научный метод профессионального решения сестринских проблем;

5.систематический метод определения ситуации и проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон;

6.автоматизированный процесс мышления и действий медицинской сестры.

Основные направления сестринского процесса:

1.на укрепление и сохранение здоровья пациента, семьи, общества и профилактику заболеваний;

2.на обеспечение максимально возможного психического и физического комфорта для пациента;

Сестринский процесс также :

С/процесс в США применяется с 60-х годов и учитывает все потребности пациента – физические, эмоциональные, духовные. В настоящее время он состоит из 5 последовательных и взаимосвязанных этапов: оценка состояния пациента, диагностика, (выявление проблем пациента), планирование ухода за пациентом, осуществление ухода и оценка результатов. Круг обязанностей м/с, куда входит и выполнение назначенных врачом вмешательств и самостоятельные действия м/с, четко определен законом. В сестринской документации отражаются все выполненные манипуляции. “если что-то не отражено в документации, значит, это не сделано”.

Предлагаю вашему вниманию несколько правил ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ:

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ. Во-первых, оцените освещение. Слишком много или мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем «ДА» или «Нет». «Незаконченные» вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите поподробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: «Как Ваше зрение?» Если он ответит:» Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: «Как часто это случается и как долго длится?»

Не пытайтесь запомнить всю информацию, которую Вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

Можно выделить 10 «ДА» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

Существуют также и 10 «НЕТ» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕРВЫЙ ЭТАП-СБОР ИНФОРМАЦИИ

Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:

— физическое исследование пациента по органам и системам;

— знакомство с медицинской историей болезни;

— беседа с родственниками пациента;

— чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, беспокойство по поводу заболевания и т.п.

Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.

Понятие сестринского диагноза, или сестринской проблемы, впервые появилось в Америке, в середине 50-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г. В настоящее время перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает 114 единиц.

Например, при врачебном диагнозе: острый аппендицит, могут иметь место следующие сестринские диагнозы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией. Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или ее последствия, отсутствие необходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.

Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание или снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Во время планирования ОТДЕЛЬНО ДЛЯ КАЖДОЙ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ (т.е. выходящей на первый план) ПРОБЛЕМЫ формулируются ЦЕЛИ и ПЛАН ухода. Требования к постановке целей:

1) Цели должны быть реальными, достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.

2) Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели. По срокам существует 2 вида целей:

а) краткосрочные (меньше одной недели);

б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

3) Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача.

Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».

4) Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина.

Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента.

При составлении плана ухода медсестра может руководствоваться соответствующим СТАНДАРТОМ сестринского вмешательства, если под стандартом понимать перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме.

Например, ознакомьтесь с примерным СТАНДАРТОМ сестринских вмешательств при проблеме «стул со склонностью к запорам».

Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам.

Характер сестринского вмешательства:

2) обеспечить достаточный прием жидкости (кисло-молочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2-х литров в день.

3) попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак).

4) обеспечить достаточную двигательную активность пациенту

5) обеспечить прием слабительных и постановку опорожнительных клизм по назначению врача

6) регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации

7) обучить пациента особенностям питания при запорах. Рекомендовать расширение режима двигательной активности.

Стандарт создается в помощь медсестре, это справочник, но следует помнить, что в стандарте невозможно предусмотреть все разнообразие клинических ситуаций, поэтому его нельзя применять необдуманно, слепо. Еще Петр I предостерегал: «Не держись за устав, как слепой за плетень».

Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:

Это- такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. К примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

Это- действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании,

2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ,

3) обучение и консультирование пациента и его семьи,

4) организация досуга пациента.

Это- сотрудничество с врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом или инструктором ЛФК, когда действия сторон одинаково важны для достижения конечного результата.

Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента.

Основные аспекты оценки:

— оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода;

— обследование ответной реакции пациента на медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент? Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны?

Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, и проблема решена, медсестра в документации к осуществлению сестринского процесса расписывается и проставляет дату. Например:

Цель : пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе к 5.09

Оценк а: пациент измерил артериальное давление и оценил его результаты правильно 5.09

Еще раз хочется особо обратить внимание на тот факт, что медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и своё состояние. Эта реакция может быть физиологической, психологической, социальной и духовной.

ЧТО ДАСТ ВНЕДРЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1) системность, тщательную продуманность и спланированность предоставляемого сестринского ухода;

2) индивидуальность, учет конкретной клинической, личностной и социальной ситуации пациента;

3) научность, возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

4) активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме пациента;

6) повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а, значит, престижа профессии в целом.

Метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.

Я глубоко убеждена, что именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *