Что не изучает обж химия

Статья «Интегративные процессы в современной школе (на примере курса химии и ОБЖ)»

Беляева Марина Петровна

ГБОУ СОШ №604 г.Санкт-Петербург

Интегративные процессы в современной школе (на примере курса химии и ОБЖ)

С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей (МПС), снижение перегрузок учащихся, расширение сфе­ры получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

В данной статье хотелось бы подробно остановиться на МПС школьного курса химии и курса основ безопасной жизнедеятельности (ОБЖ). Взаимосвя­занное изучение курса химии и ОБЖ раскрывает значение химии как науки, имеющей важное практическое применение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, способствующей усилению его безопасности на произ­водстве, в быту и в условиях возможных техногенных катастроф.

В условиях реализации МПС курса химии и ОБЖ можно выделить сле­дующие формы организации познавательной деятельности учащихся при изу­чении химии:

повторение материалов из курса ОБЖ при подготовке к урокам химии;

проведение беседы в процессе объяснения нового материала, актуализи­рующей знания из курса ОБЖ;

постановка и решение проблемных вопросов, требующих знаний из кур­сов химии и ОБЖ;

сочетание индивидуальных и групповых заданий (по интересам, по вы­бору, обязательных) с коллективной работой в классе;

внеклассная работа, обобщающая знания учащихся по химии и ОБЖ: экскурсии, викторины, посвященные МПС курса химии и ОБЖ.

Рассмотрим методику реализации МПС курса химии и ОБЖ на примере нескольких тем курса химии.

Тема: «Хлор. Физические свойства. Применение»

2. Какими путями отравляющие вещества проникают в организм? Обоб­щая ответы учащихся, можно дополнить сведения об отравляющих веществах на основе хлора, таких как фосген (СОС I 2 ).

На дом учащимся можно предложить задачу: «При взаимодействии фос­гена с гидроксидом натрия образуются соли угольной и соляной кислот. Опре­делить объем 20 %-ного раствора гидроксида натрия, необходимого для дега­зации 80 кг фосгена.

Тема: «Соединения азота. Аммиак».

В качестве домашнего задания можно предложить задачу: водный раствор аммиака 20 %-ной концентрации используется для дегазации техники и мест­ности, зараженной фосфорорганическими отравляющими веществами. Рассчи­тать объем аммиака и воды для получения 30 кг такого раствора.

При изучении адсорбции, оксидов углерода ( ll ) и (IV) можно системати­чески использовать материалы курса ОБЖ, что будет способствовать углубле­нию знаний по ОБЖ. При изучении понятия адсорбции рассматривается сущ­ность процесса, демонстрируется опыт адсорбции оксида азота (IV) углем. В целях актуализации знаний по ОБЖ об использовании адсорбции углерода в противогазах учащимся задается вопрос: в каких средствах защиты использу­ется уголь? Ответы конкретизируются демонстрацией противогаза. Можно рассказать историю создания противогаза как средства защиты от отравляю­щих веществ. Рассказать, что в 1915 году Н. Д. Зелинский после применения немцами во время боевых действий газовой атаки с использованием хлора, когда погибло большое число солдат, предложил простейший противогаз в виде повязки с углем. В дальнейшем, Зелинский и русский инженер Кумант усо­вершенствовали простые противогазы. Далее можно предложить учащимся самим назвать области применения противогазов в мирное время. Ознакомить их с современными противогазами, образцы которых есть в кабинете ОБЖ.

При изучении свойств и применения оксида углерода (IV) можно рас­смотреть способы тушения пожаров. При этом учащиеся, опираясь на знания, полученные в курсе химии и ОБЖ, вычисляют молярную массу углекислого газа, сравнивают ее со средней молярной массой воздуха, объясняют процесс тушения горящего керосина с помощью воды и углекислого газа. Далее де­монстрируется огнетушитель, заполненный углекислым газом, и рассказыва­ется о принципе его действия и правилах работы с ним.

В домашнее задание включаются вопросы на повторение видов противо­газов и условий их применения с написанием уравнений химических реакций, происходящих в них, а также предлагается решить задачу: «Вычислить объе­мы азота и оксида углерода (IV), образующиеся при дегазации 164,5 г хлор­пикрина ( CCI 3 NO 2 ) сульфидом натрия».

Научно-технический прогресс предъявляет особые требования ко всем сферам человеческой деятельности, в том числе, к процессу обучения. На ос­нове интенсивного взаимопроникновения науки и техники в производство происходит сближение и взаимообогащение разных областей науки. В на­стоящее время появились гибридные науки, в содержании которых соедини­лись понятия, научные теории и факты нескольких наук. Все это требует уси­ления межпредметных связей (МПС) в преподавании основ наук в средней школе и открывает широкие возможности для реализации этих связей.

Источник

Тест для 7 класса по ОБЖ за I полугодие.

1. Для чего организму нужно здоровое питание:
а) для роста и развития
б) для плохого самочувствия
в) для развития болезней

2. Из чего состоит пища:
а) из грибков
б) из питательных веществ
в) из бактерий

3. Строительный материал для нашего организма:
а) жиры
б) углеводы
в) белки

4. Питательные вещества, которые дают организму энергию:
а) углеводы
б) жиры
в) белки

5. Что полезно для здоровья:
а) долго ничего не есть
б) есть много сладостей
в) есть овощи и фрукты

6. Наибольшее количество фосфора содержится в:
а) хлебе
б) икре
в) сыре

7. Что является наиболее сильным средством закаливания?

а) воздушные ванны
б) солнечные ванны
в) водные процедуры

8. Где зародились Олимпийские игры?

а) Древняя Греция
б) Древний Китай
в) Древняя Индия

9. Что не изучает ОБЖ?

а) медицина
б) гигиена
в) физика

10. По определению ВОЗ здоровье – это:

а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения

11. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на здоровье человека согласно концепции факторов риска?

в) деятельность сети здравоохранения

г) факторы окр. среды

12. Временное приспособление к новым условиям существования в результате смены места жительства или климата называется:

13. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием

14. Закончите пословицы и поговорки:

— солнце, воздух и вода – наши…

— хорошо поработал – хорошо …

— быстрого и ловкого болезнь…

Тест за 1 полугодие. 7 класс.

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Курс повышения квалификации

Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Номер материала: ДБ-942073

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химия

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — теоретические основы, что изучает наука

Главная концепция безопасности жизнедеятельности (БЖД) — это предупредить о возникновении опасности и ее последующее устранение. Само слово безопасность окружало человека с момента его появления на Земле. Это понятие говорит нам о том, что мы должны не чувствовать опасений при контакте с внешним миром и при взаимодействии с окружающей нас средой. Она является одной из главных отраслей в каждом государстве, которое должно обеспечивать защиту своему народу и нормальные условия труда, комфортные зоны отдыха.

Безопасность жизнедеятельности, как наука

Сама эта отрасль имеет определенные структуры:

Главная цель БЖД как отрасли науки — это защита людей в определенной сфере, как правило в технической, от нежелательных, воздействий экологического и естественного происхождения, которые могут негативно отразиться на людях.

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химияРис. 1. Безопасность жизнедеятельности как наука

Основными средствами для этой цели является пропагандирование специальных знаний и навыков в обществе, их расширение, чтобы каждый умел применять полученные умения и информацию на практике.

Из этого вытекают главные задачи БЖД:

Знание практической части этой науки во многом вытекает из правильно сформированных целей. На Земле нет человека, которому бы не угрожала опасность. Инстинкт самосохранения заложен в нас с детства, и чем больше мы знаем, тем выше шанс сохранить свою жизнь и окружающих в благополучии.

Изучения БЖД или такого предмета в школе, как ОБЖ, может помочь нам увеличить свой кругозор свои знания в этой сфере, ведь опасность легче предупредить, нежели ликвидировать. Жизнь каждого человека зависит от того, что его окружает. Поэтому важно соблюдать профилактику возникновения факторов, которые негативно влияют на наше существование:

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химияРис. 2. Безопасность жизнедеятельности

Негативные факторы производственной среды

Производственная среда — это одна из частей техносферы, на которой всегда больше всего негативных факторов для человека. Основными опасными источниками являются машины, химические вещества, технические устройства, различные биологические вещества и жидкости, а также, как правило, отклонения от допустимых норм на территории рабочей зоны. Все эти факторы подразделяют на 3 основные группы.

Физические

Химические

Биологические

Сюда относится обработка специальными химическими препаратами.

Важно! Источниками негативного влияния на людей служат не только различные внешние факторы, но и психоэмоциональное состояние. Важно создать максимально хорошие условия для обеспечения работающих людей.

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химияРис. 3. Задачи БЖД

Основные функции БЖД

Функции безопасности в жизни и на производстве:

Учебная дисциплина ОБЖ

ОБЖ — общеобразовательный и общепринятый предмет для обязательного изучения. Этот предмет учит людей взаимодействовать с окружающим его миром. Обучение формирует у обучаемого определенные представления о единстве труда и отдыха с определенными охранами труда.

Что не изучает обж химия. Смотреть фото Что не изучает обж химия. Смотреть картинку Что не изучает обж химия. Картинка про Что не изучает обж химия. Фото Что не изучает обж химияРис. 4. Методы познания в БЖД

Аксиомы безопасности жизнедеятельности

Для такой науки, как БЖД, существуют несколько неоспоримых аксиом, не требующих доказательств:

Безопасность жизнедеятельности — это навыки и знания, которыми должен владеть каждый человек на Земле. Только в этом случае более высокая вероятность избежать негативных последствий для здоровья и жизни.

Для получения еще большего объема информации советуем посмотреть видео-лекцию по БЖД.

Источник

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами естественнонаучного цикла

Разделы: ОБЖ

В педагогической науке значение использования межпредметных связей, необходимость интеграции научных знаний отмечались многими учеными.

Межпредметные связи являются неотъемлемой частью современного научного познания, как элемент системности и преемственности в обучении, в том числе и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Современные исследователи определяют межпредметные связи как «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями» [2, с.207]. Межпредметные связи способствуют созданию у обучающихся наиболее полной и взаимосвязанной картины мира, обеспечивая их полноценными знаниями во всех областях и развивая умения использования этих знаний на практике, в повседневной жизни. Исследователи (И.Д.Зверев и В.Н.Максимова) считают межпредметные связи дидактическим понятием, имеющим структуру, состоящую из нескольких элементов: знания из одной предметной области, знания из другой предметной области, их связи в процессе обучения. В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]. Установка подобных связей способствует созданию особой системы мышления у всех субъектов образовательного процесса, формированию динамичности мышления, творческого познания, и помогает школьнику освоить необходимые ценностные ориентации. Авторы обоснованно считают, что роль межпредметных связей в образовании должна возрастать, подчёркивая, что: «межпредметные связи должны устанавливаться как в области знаний и умений, так и в отношении формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым объектам и процессам действительности» [5, с.154]. Таким образом, межпредметные связи включены во все сферы образования, используясь как один из основных методов обучения и приобретая всё большее значение. При этом решается задача развития современного научного стиля мышления. «Для формирования и развития такого мышления учащихся, межпредметные связи должны обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретают статус не просто принципа, а основополагающего дидактического принципа». [5, с.154] — что ещё раз доказывает важность и необходимость наиболее полного применения межпредметных связей в учебном процессе.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», как никакой другой, связан с естественнонаучными и гуманитарными предметами, с которыми плотно взаимодействует, опирается на их знания, а иногда даже опережает их.

Интегративность содержания курса ОБЖ базируется «на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды» [3, с.278]. ОБЖ обладает уникальными возможностями для объединения и систематизации знаний по другим предметам, их обобщения и развития кругозора обучающихся.

Содержание курса ОБЖ переплетается с основами естественнонаучных дисциплин, таких как: биология, физика, химия, география, физическая культура и другими науками. Межпредметное взаимодействие в безопасности жизнедеятельности проявляется дифференциации предметной области, появлении новых научных направлений, новых дисциплин, интегрированных с естествознанием, социологией и другими науками. Это экологическая социальная, информационная, экономическая безопасность и т.д. В рамках общего образования такая дифференциация не присутствует. В школе изучается интегрированный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, в частных темах которого затрагиваются специальные вопросы безопасности. В связи с этим трудно недооценить значимость реализации межпредметного взаимодействия в рамках курса ОБЖ, которое осуществляется, прежде всего на уроках. Межпредметные связи работают не только в урочной форме обучения, но наиболее полно могут раскрыться в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности.

Практика показала, что особенно значимыми межпредметные связи становятся при проведении массовых мероприятий комплексной направленности, таких как:

Большими возможностями использования междисциплинарных связей обладает организация и проведение массовых мероприятий по военно-патриотическому и спортивно-оздоровительному направлениям безопасности жизнедеятельности [4].

В практике обучения ОБЖ учитель использует разнообразные приемы и методы работы, направленные на реализацию межпредметных связей: вопросы и задания, наглядные пособия, проблемные ситуации, решение ситуационных задач, побуждая учеников вспоминать пройденный материал, увязывая его с изучаемой темой, с практическим назначением в повседневной жизни, а также подготавливать учеников к восприятию информации на других предметах.

В процессе обучения ОБЖ выделяют несколько видов межпредметных связей:

1. Предшествующие. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении других предметов. Так, при изучении темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» учащиеся уже знают информацию из курса географии, и на эти знания можно опираться.

2. Сопутствующие. Различные аспекты одного явления могут изучаться в разных предметах в одно и то же время. При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение. Такое случается не часто, поэтому данный вид связей тяжело реализовать на практике.

3. Опережающие. Некоторые темы безопасности в ЧС изучаются в курсе ОБЖ раньше, чем даны естественнонаучные основы таких явлений в курсах других предметов. В таких случаях необходимо на уроках ОБЖ уделять больше внимания объяснению основ и вводной части. Можно использовать опережающие задания и доклады учащихся. Так, например, в восьмом классе при изучении темы «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия» учащиеся не знакомы с соответствующими физико-химическими явлениями, об этом им только предстоит узнать на уроках физики и химии.

В этом особенность, интегративность предмета ОБЖ, способствующего обобщению предметных знаний, сразу по нескольким естественнонаучным направлениям, а также, уточнению, систематизации, корректировке и дополнению полученной информации на уроках биологии, географии, физики и химии.

Не стоит забывать, что курс «ОБЖ», способен дать представление о практическом применении полученных знаний, их необходимости, таким образом формируя сознательную личность безопасного типа поведения. Таким образом, предметная область «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует созданию целостной научной картины мира, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО.

Рассмотрим конкретные примеры установки межпредметных связей в курсе ОБЖ 5 и 6 классов.

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера.
Глава 3. Опасные ситуации природного характера.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Биология География Физика География

География, 6-й класс, темы — «горные породы и минералы», «вулканы, горячие источники, гейзеры», «вода на земле». Разделы — «атмосфера», «литосфера», «мировой океан», «биосфера». Биология, 5 класс — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы». Физика, 7 класс, глава «движение и взаимодействие тел»; 8 класс, главы «тепловые явления» и «электрические явления».

Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

География, 5 класс, темы — «ориентирование на местности», «чтение плана местности», «ориентирование на местности без карты и компаса», «составление плана маршрута»; 6 класс, темы — «план местности» и «географическая карта». Биология, 5 класс, темы — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы», «разнообразие, распространение, значение растений», «роль бактерий в природе и жизни человека». 8 класс, темы — «координация и регуляция», «опора и движение», «дыхание», «пищеварение», «человек и его здоровье».

Таким образом значимость интеграции учебного курса Основы безопасности жизнедеятельности с предметами естественнонаучного цикла и использование межпредметных связей, обусловлено общностью предметного содержания при изучении вопросов безопасности в тех или иных чрезвычайных ситуациях.

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности носит черты междисциплинарности и является интегрированной практико-ориентированной дисциплиной. Использование межпредметных связей на уроках и во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности способствует развитию научного мышления, формированию представлений о взаимосвязи явлений и событий и, в целом, создает единую картину мира.

Изучение методов и приемов использования межпредметных связей при обучении безопасности жизнедеятельности представляет большой интерес и явится предметом наших дальнейших исследований.

Литература

1.Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе/ И.Д.Зверев, В.Н.Максимова. — М.: Педагогика, 1981. — 160 с. Карпачёва Т.В. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 7. С. 207–212.

2.Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 277–280.

3.Безопасность жизнедеятельности Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И. Учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2014. Сер. Учебник для вузов (2-е издание)

4.Киселева Э.М. Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 87–89.

5.Дугашев В.В. Межпредметные связи как ключевая компетенция.

6.В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования. Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул, Россия; 2014. С. 154–162.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *