Что определяет пятую информационную революцию информатика
Что представляет собой информационная, компьютерная революция?
Содержание:
Информационная революция — это процесс, при котором происходят кардинальные изменения человеческой деятельности от старых подходов в пользу новых информационно-технологических решений.
Термин «информационная революция» очень тесно связан с другими «информационными» терминами:
Информационная революция
В широком смысле, информационная революция — это процесс улучшения в области коммуникации и потребления информации у людей. За всю историю человеческого общества выделяют несколько информационных революций, каждая из которых дала свой «толчок» развитию коммуникации между людьми и обработки имеющейся информации. Любая из описанных ниже информационных революций принесла людям много нового и имеет огромное значение в сфере социального развития людей.
Итак, различают 5 этапов информационной революции. Мы с вами сейчас проходим пятый этап и живем уже в полноценном информационном обществе.
Информационная революция: этапы
Пятая информационная революция
Динамичность и объем происходящих изменений в нашем с вами информационном обществе просто зашкаливает и не сравним ни с одной уже прошедшей информационной революцией.
Вы наверное заметили, что каждая информационная революция происходила из-за роста количества информации и потребности как-то с ней взаимодействовать. На сегодняшний день объемы информации растут в геометрической прогрессии, по примерным подсчетам объем информации растет в каждые два года в два раза. Таких темпов роста еще никогда не было, а эту информацию нужно как-то обрабатывать и как-то с ней взаимодействовать. Именно поэтому скорость информационно-технологического прогресса замечает каждый человек. Например:
Таких вот свойств, которых «не было» раньше, каждый современный житель может привести в огромном количестве. Все эти изменения — это и есть результат пятой информационной революции.
Пятая информационная революция
Сущностью социального явления служит факт взаимодействия индивидов и групп.
Питирим Сорокин
Disclaimer: все нижеизложенное является плодом больного воображения автора, а не переводом, творческим пересказом или иной формой плагиата. Честно.
Первая информационная революция началась примерно 40 тысяч лет назад. До этого момента предки человека эволюционировали довольно неспешным темпом как минимум несколько миллионов лет. Однако в период позднего палеолита (начался примерно 40 тысяч лет назад — закончился примерно 10 тысяч лет назад) происходит ряд важнейших процессов, укладывающихся в достаточно короткий по археологическим меркам период:
а) ускорился технический прогресс; впервые скорость эволюции орудий превысила скорость изменений собственно человеческого тела (см. здесь с иллюстрациями);
б) началась экспансия homo sapiens в Европу; сам по себе вид sapiens появился, предположительно, в Африке около 130-150 тысяч лет назад, и 50-55 тысяч лет назад уже предпринял экспансию в Азию. Однако именно в Европе sapiens встретился с серьезной конкуренцией с другими представителями семейства homo — неандертальцами. Сейчас нет единого мнения, было ли это прямое столкновение или два вида конкурировали за ресурсы, но, так или иначе, неандертальцы были побеждены. Европейскую ветвь homo sapiens принято называть кроманьонцами;
в) зародилось искусство; самые древние из известных сейчас наскальных рисунков были сделаны около 35-40 тысяч лет назад. Самые древние из европейских наскальных рисунков относятся к 30-32 тысячелению до н.э. и обнаружены в пещере Шове (один из них и приведен слева).
Причем же здесь информационная революция, спросите Вы? Дело в том, что в этот период возникает еще один специфически человеческий феномен:
На данный момент нет четкого представления о процессе возникновения речи. Просто констатируем, что одновременно с указанными выше событиями возникла речь. Открытым остается вопрос, насколько большой, в конечном итоге, вклад внесло появление речи в итоговое доминирование кроманьонцев. Существует весьма смелая теория Б.Ф.Поршнева, который считает речь не просто одним из факторов, но реальной границей, отделяющей собственно человека от его человекоподобных предков; соответственно, именно речь стала причиной ускорения технического прогресса, который в итоге обогнал природу. С гипотезой Поршнева в кратком изложении можно ознакомиться здесь, с первоисточником здесь.
Так или иначе, именно способность передавать накопленный при жизни опыт в виде абстрактных понятий отличает человека от других животных (некоторые из которых демонстрируют весьма неплохой интеллект, но никто из которых не демонстрирует сколько-нибудь существенного переноса знаний между поколениями), а человеческое общество — от популяции животных. Можно с уверенностью утверждать, что появление речи внесло не последний вклад в развитие человечества в эпоху позднего палеолита.
Поздний палеолит закончился около 10 тысяч лет тому назад самой настоящей революцией, известной как «неолитическая» — переходом человека от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Подобная революция выглядит абсолютно невероятной в условиях отсутствия механизма накопления и передачи информации — речи.
Письменность
Вторая информационная революция произошла около 5 тысяч лет тому назад: появилась письменность. Собственно, «исторический» и «доисторический» периоды и принято разделять по моменту появления первых письменных свидетельств истории. Самый древний из известных артефактов — т.н. «табличка из Киша» — был создан около 3500 года до н.э. шумерами.
Приведенные выше наскальные рисунки постепенно превратились в петроглифы — символические изображения, пиктограммы, с явным информационным смыслом. Древнейшие петроглифы относятся примерно к 10-му тысячелетию до н.э. и приходятся как раз на период неолитической революции. Вот так выглядят древнейшие петроглифы в Кобустане (Азербайджан):
Постепенно петроглифы превратились в пиктографическое письмо (каждое слово обозначалось своим стилизованным изображение), которое в свою очередь со временем превратилось в письмо идеографическое (значок стал обозначать не только предмет, но и некоторое связанное понятие) и далее в фонетическое (значок стал обозначать звук).
Появление письменности помогло нивелировать некоторые недостатки речевого общения — она позволяла сохранять текст в неизменном виде на протяжении длительного времени, скрадывала несовершенство человеческой памяти и позволяла вести летописи.
Удивительным образом возникновение письменности совпадает с появлением первых цивилизаций: тогда же, около 3500 года до н.э. зарождается первая цивилизация — шумерская. По-видимому, все древние цивилизации обладали собственной письменностью, хотя каких-то исследований на эту тему я не нашел. Во всяком случае, все три цивилизации, которые принято считать древнейшими, — шумерская, древнеегиптская, хараппская — ей обладали, и всюду возникновение письменности совпадает с собственно возникновением цивилизации.
В целом, это совпадение кажется вполне объяснимым по многим причинам:
а) появление властной иерархии требует наличия возможности документально фиксировать приказы и передавать их исполнителям, в т.ч. на существенные расстояния;
б) появление сложноорганизованных технологических процессов (таких, как системы ирригации в Древнем Египте) требует наличия точных знаний и инструкций;
в) наконец, цивилизация немыслима без исторической памяти; не случайно, например, древнийший из сохранившихся письменных артефактов Древнего Египта — т.н. Палермский камень — есть ни что иное как летопись.
Появление письменности открыло совершенно новые перспективы для накопления знаний, но и она не была свободна от недостатков — прежде всего, это дороговизна носителя информации и невозможность создания копии носителя. Только через две с половиной тысячи лет эти проблемы были, наконец, решены, и произошла третья информационная революция.
Книгопечатание
Вообще говоря, идея нанесения изображения с помощью оттиска печатной формы появилась практически одновременно с письменностью. Вот так, например, выглядели печати упомянутой хараппской цивилизации:
Печать на шёлке известна в Китае с 3-го века нашей эры, печать с деревянных досок (ксилография) — с 7-го, наборный шрифт был изобретен в 11 веке, а металлические литеры — в 15-ом. (Я не занимался вопросами китайского книгоиздания, но довольно смело могу предположить, что информационной революции не произошло в силу крайней неприспособленности китайского письма для издания книг типографским способом.)
Однако само по себе вырезание на дереве или глине текста было задачей куда более сложной, чем переписывание книги; кроме того, однажды вырезанная доска или изготовленная печать не могла использоваться для печати другого текста. Собственно массовое книгопечатание стало возможным с изобретением подвижных металлических литер, притом для фонетических языков (таких, где знак — буква — обозначает звук).
Подвижный типографский шрифт был изобретен Иоганном Гутенбергом в 40-х годах 15-го века. (Хотя китайцы изобрели подвижные литеры раньше, на использование металла они тем не менее перешли позже Гутенберга). Удивительным образом (вот уже третий раз подряд) информационная революция происходит на рубеже смены эпох, в данном случае — на рубеже Нового времени.
На первый взгляд может показаться, что связь между книгопечатанием и сменой эпох довольно случайна, но при внимательном рассмотрении можно убедиться, что это не так. Идеи, которые взорвали мир, были изложены именно в печатной форме. Вот титульный лист трактата «Об обращении небесных сфер» Николая Коперника:
А вот «95 тезисов» Мартина Лютера:
В конце концов, гелиоцентрическая система мира была изложена Аристархом Самосским еще в 3-ем веке до н.э.; но как общепринятая научная концепция она утвердилась только почти два тысячелетия спустя. Именно книгопечатание позволило создать некоторое общее информационное пространство, в котором двигалась научная и культурная мысль Нового времени.
Помимо всего прочего, книгопечатание создало ключевое для понимания современных проблем копирайта разделение труда: выделились отдельно те, кто пишет книги (авторы), и те, кто эти книги представляет публике (издатели). Не случайно авторское право (статут Анны) возникает именно с развитием книгопечатания. Тогда же складывается и модель оплаты труда автора и издателя поэкземплярно.
Но влияние печатного пресса на цивилизацию не ограничилось книгами: помимо них, печатный станок годился ещё и для изготовления газет. Сами по себе газеты были известны ещё со времён Древнего Рима, однако их высокая стоимость делала их доступными только знати. В 16-ом веке намечается тенденция к радикальному удешевлению газет, и в 17-ом веке они становятся важнейшим инструментом политики. Для французской La Gazette писали сам король Людовик XIII и кардинал де Ришелье. Дешёвая и массовая газета стала тем инструментом, который позволил политически связать разрозненные земли в единое государство. В 18-ом веке впервые в истории человечества формируется такой феномен как «нация» (не путать с национальностью).
Да, до 18 века такого понятия не существовало. Слово «нация» обозначало то конкретное место, город или область, где родился человек. «Наций» в смысле некоторой общности людей, подчиняющихся некоторой национальной власти не существовало, и не могло быть просто за отсутствием механизма связывания разрозненных мелких «наций» в единое целое (подробнее см. Эрик Хобсбаум, «Нации и национализм после 1780 года»). Думается, что именно газеты и книгопечатание были именно тем средством, которое связало нацию вместе. Окончательно нации и национальные государства оформились в 19-ом веке, и Первую мировую войну можно считать кульминацией этого процесса.
Продолжение — здесь.
Настоящим передаю вышеизложенный текст в общественное достояние.
Презентация по информатике «Информационные революции»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Социальная информатика – междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества. На современном этапе основной целью социальной информатики является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий.
Роль и значение информационных революций
Первая информационная революция Связана с изобретением письменности. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая информационная революция (середина XVI) Вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья информационная революция (конец XIX) Обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Первое поколение (середина 40-х – конец 50-х годов) Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличается большими габаритами, малым быстродействием, низкой надежностью. Программирование ведется в кодах.
Третье поколение (середина 60-х – конец 70-х годов) Элементная база – интегральные схемы. Многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, увеличение производительности.
Пятое поколение (перспективы развития) Мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение компьютерных сетей во все сферы и их объединение; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.
Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
Информатизация – это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации.
Контрольные вопросы Как Вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они? Чем были обусловлены информационные революции? Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией. Что определяет индустриальное общество? Как Вы представляете информационное общество? Является ли наше общество информационным? В чем состоит суть процесса информатизации? В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации? Что определяет пятую информационную революцию?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-858371
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Информационные революции
Информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, составляющие предмет информатики, широко использовались человечеством на протяжении всей своей истории. Ученые выделяют в истории развития цивилизации несколько информационных революций, заключавшихся в кардинальном изменении средств, способов хранения и распространения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Переход на качественно новый уровень процессов информационного взаимодействия лежал в основе происходивших позднее технологических революций и сопутствующих им изменений общественных отношений.
Первая информационная революция заключается в появлении (примерно за 10 000 лет до н.э.) языка и членораздельной человеческой речи. Язык выполняет ряд функций, прежде всего, он служит средством выражения мысли и средством общения (коммуникации). Использование языка в практической деятельности стало информационной основой создания и освоения первых технологий в виде знаний и навыков рациональной организации этой деятельности. Возникновение языка связано с зарождением интеллектуальной деятельности: оно сделало возможным развитие процессов абстрактного мышления, накопление и распространение знаний, передававшихся от поколения к поколению в форме устных мифов и легенд.
Появление письменности стало мощным фактором накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов, привело к появлению первых профессий (например, писец) в сфере информационных технологий. В то же время значительная трудоемкость создания письменных документов, их концентрация в ограниченном слое общества, мизерная доля населения, имевшего возможность их использования, являлись факторами, сдерживающими развитие зарождавшихся технологий и производительных сил общества.
Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания, которое многие ученые считают одной из первых эффективных информационных технологий. В развитии книгопечатания необходимо отметить три этапа. На первом из них тиражирование осуществлялось путем оттиска вырезанного на специальных досках текста. В 1966 году была найдена отпечатанная не позднее первой половины VIII века в форме свитка книга Dharani Sutra of Pure Light, хранящаяся в настоящее время в Национальном музее в Сеуле. Предполагается, что книгопечатание началось в Китае в конце VII века. Второй этап связан с изобретением наборного книгопечатания, которое позволило резко увеличить не только тираж, но и перечень печатаемых книг. Наибольшее значение для развития цивилизации имела напечатанная И. Гутенбергом в 1456 году Библия. Она послужила толчком для развития книгопечатания по всей Европе. К концу XV века в 12 европейских странах было издано 40 000 экземпляров книг. Однако воздействие книгопечатания долгое время было ограничено из-за почти полной неграмотности населения и низкой интенсивности использования информации в производстве. В то же время издание книг существенно расширяло возможности получения знаний, образования и способствовало преодолению этого ограничения. Внедрение книгопечатания в социальную практику привело к взрывообразному росту количества используемых в обществе документов, обусловивших интенсивное распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Не случаен тот факт, что вслед за книгопечатанием последовала эпоха великих географических открытий, развитие мануфактуры, начался стремительный рост числа изобретений и научных открытий. С XVI века ведет свою историю большинство крупнейших европейских библиотек. Изобретенные в XIX веке ротационные машины позволяли быстро делать многократные десятки и сотни тысяч отпечатков, что положило начало многотиражным периодическим изданиям. Информация стала доступна каждому грамотному человеку.
Четвертая информационная революция началась в конце XIX века, когда получили широкое распространение такие устройства электрической связи как телеграф, телефон, радио, позволявшие оперативно передавать значительные объемы информации.
Первые телефонные аппараты, созданные Ф. Рейсом в 1861 году и А. Беллом в 1876 году, использовали тот же принцип замыкания электрической цепи, что и в телеграфных аппаратах. Замыкание осуществлялось мембраной под действием человеческого голоса. Полученные электромагнитные колебания передавались по проводам в приемный аппарат, позволяя воспроизвести в нем также с помощью мембраны переданную речь.
Первые передатчики радиосигналов (электромагнитных колебаний определенного диапазона частот) были независимо изобретены А.С. Поповым и Г. Маркони (1895 год). В 1896 году Г. Маркони был получен патент на использование радиопередатчика для передачи телеграфных сообщений, что привело к избавлению телеграфной, а затем и телефонной связи от проводов. Уже в 1898 году с помощью радиотелеграфа начали передавать информацию для газет. Впоследствии радио само стало средством информации, причем первым, к которому по праву применим термин средство массовой информации. Первая в мире мощная радиовещательная станция была создана в Москве в 1922 году.
Четвертая информационная революция существенно повысила роль информации как средства воздействия на общественное сознание, на развитие общества и государства. Благодаря вышеуказанным средствам коммуникации впервые стало возможным говорить о едином информационном пространстве не только в национальном, но и общемировом масштабе. Продолжающееся и в наши дни совершенствование данных средств, а также средств записи и воспроизведения изображения и звука привело к тому, что в экономически развитых странах они имеются сейчас практически в каждой семье, повышая возможности общения людей между собой.
Своим возникновением информатика как наука обязана пятой информационной революции, которая была вызвана появлением в середине ХХ века средств электронной цифровой вычислительной техники, из которых, прежде всего, следует отметить вычислительные машины. Основой предыдущих информационных революций было развитие средств хранения и распространения информации, улучшение же качества ее обработки обеспечивалось, главным образом, лишь благодаря развитию человеческого потенциала. С созданием цифровых вычислительных машин (компьютеров) у человеческого разума появился конкурент сначала в области проведения научных и инженерно-технических расчетов, затем в области обработки экономической и иной управленческой информации, а затем и в других самых разнообразных областях интеллектуальной деятельности. Принципиальной особенностью компьютеров является единый (цифровой) способ представления информации любых форм и видов для ее последующей обработки. Другой класс устройств вычислительной техники, основанный на представлении обрабатываемой информации в виде непрерывных (аналоговых) значений физических величин, имеет не менее древнюю историю, но в настоящее время нашел не столь широкое распространение, главным образом, в специализированных устройствах.
Использование различных приспособлений и устройств для облегчения счета ведет свою историю с глубокой древности (абак и другие виды счет, предназначенные для выполнения сложения и вычитания, были известны 2 500 лет назад). Первая механическая машина, выполнявшая четыре арифметических действия, была описана в 1623 году В. Шиккардом и реализована в двух экземплярах. Начиная с 1642 года была построена серия из 50 механических счетных машин более сложной конструкции, предложенной Б. Паскалем. Сконструированный в XVII веке Г.В. Лейбницем механический арифмометр мог выполнять четыре арифметические действия. В основу его устройства были заложены новые принципы и конструктивные решения, существенно ускоряющие выполнение операций умножения и деления. Несмотря на обилие различных конструкций механических счетных машин устойчивый спрос на них возник только с бурным развитием промышленности и ростом банковских расчетов в XIX веке, в последней четверти которого началось их серийное производство. Выпуск клавишных арифмометров с электроприводом для массовых несложных вычислений продолжался до начала 70-х годов ХХ века, когда они были вытеснены электронными клавишными вычислительными машинами, предшественниками современных электронных калькуляторов. В 1969 году в СССР было выпущено 300 тысяч арифмометров.
Важным этапом в развитии вычислительной техники были устройства, основанные на использовании электромеханических элементов (электромагнитных реле). Они прошли путь развития от счетно-перфорационных комплексов (Г. Холлерит, 1887 год), применявшихся для статистической обработки результатов переписи населения, до первых универсальных вычислительных машин с программным управлением (модель Z-3 К. Цузе, 1941 год, модель MARK-2 Г. Айкена, 1947 год).
Однако быстродействие и надежность электромеханических элементов, а следовательно и созданных на их основе вычислительных машин, были ограничены в силу физико-технических причин. В СССР последняя крупная релейная вычислительная машина РВМ-1 была создана в 1957 году и эксплуатировалась до конца 1964 года. Технологической базой, обеспечившей прорыв сдерживавших развитие вычислительной техники ограничений, стала электроника.
Триггер, электронное реле на двух электронных лампах, было изобретено в 1913 году М.А. Бонч-Бруевичем. Первая электронная ЭВМ Colossus, созданная спустя 30 лет в Англии, содержала 2 000 ламп, однако была узкоспециализированной, так как предназначалась для дешифровки.
Первой универсальной электронной вычислительной машиной считается ЭВМ ENIAC, созданная под руководством Д. Моучли и Д. Эккерта в США в конце 1945 года. Эта машина весила 30 тонн, содержала 18 000 электронных ламп, другие элементы, потребляла мощность 140 кВт и имела внушительные размеры (ширина 4 м, длина 30 м, высота 6 м). Первая ЭВМ проработала почти 10 лет, выполнив за время своего существования операций больше, чем все человечество до момента ее создания. Однако ENIAC не была полностью автоматической ЭВМ, так как для перехода на другую программу вычислений необходимо было произвести перекоммутацию многих узлов машины с помощью штеккеров, аналогично тому, как это делалось на ранних телефонных станциях (коммутаторах) для соединения абонентов. Для сложных программ такая работа занимала два дня.
Конструктивно-технологической основой вычислительной техники четвертого поколения являются большие (БИС) и сверхбольшие интегральные схемы (СБИС), созданные соответственно в 70-80-х годах ХХ века. Такие интегральные схемы могли содержать сотни тысяч транзисторов на одном кристалле (чипе). Элементная база СБИС позволила создавать микро- и мини-ЭВМ, превосходящие по своим возможностям средние и большие ЭВМ предыдущего поколения при значительно меньшей стоимости. Первый универсальный микропроцессор был изобретен инженером фирмы Intel Т. Хоффом в 1971 году. Микропроцессор Intel-8080, созданный в 1974 году, стал стандартом для микрокомпьютерной технологии и послужил основой для создания персональных компьютеров (ПК).
Первой из микро-ЭВМ можно считать созданный в 1974-75 годах Э. Робертсом компьютер Altair-8800. На его основе С. Возняком и С. Джобсом были созданы Apple-1 (1976 год) и Apple-2 (первый коммерчески успешный ПК). В 1981 году фирма IBM начинает выпуск своих серий IBM PC (personal computer) и PS/2, давших родовое имя всем микро-ЭВМ. При промышленном выпуске персональных компьютеров фирмы IBM использовались технологии, разработанные для нее другими фирмами. Поэтому они стали уязвимы для клонирования, которое вскоре начало практиковаться в массовых масштабах, особенно в Азии. Хотя этот факт подорвал господство IBM в мире персональных компьютеров, однако пользование клонами IBM PC распространилось по всему миру, фактически решив вопросы унификации и стандартизации архитектуры ПК и их компонентов, а также развития программного обеспечения для них. Невысокая цена, малые вес, габариты и потребляемая мощность, относительная простота эксплуатации обеспечили проникновение компьютеров на многочисленные рабочие места в крупные, средние и мелкие организации и предприятия, а также их приобретение для домашнего использования. Если раньше мировой парк ЭВМ каждые десять лет возрастал примерно в 10 раз, то с появлением ПК за 10 лет произошло стократное увеличение числа компьютеров в мире. В апреле 2002 года был продан миллиардный персональный компьютер.
Другим классом машин, определяющим лицо четвертого поколения, стали многопроцессорные супер-ЭВМ, создающиеся на принципах параллельной обработки данных. В настоящее время в мире эксплуатируется несколько тысяч таких машин, каждая из которых обладает производительностью до миллиарда операций в секунду.
Проект пятого поколения ЭВМ, опубликованный в 1981 году в Японии предполагал, что на базе дальнейшего развития СБИС будут построены ЭВМ, удовлетворяющие качественно новым функциональным требованиям. В перечень этих требований входили:
— интеллектуальность, обеспечиваемая реализацией эффективных систем ввода-вывода аудиовизуальной информации и диалоговой обработки информации с использованием естественных языков;
— упрощение процесса создания программ за счет их автоматизированного синтеза по описанию на естественном языке исходных требований к ним;
— высокие экономические и эксплуатационные качества в сочетании с хорошей адаптируемостью к разнообразным приложениям.
За прошедшее двадцатилетие этот проект все еще в основном не реализован. Одной из причин этого является расхождение его целей с кардинальными изменениями информационных технологий, связанными с шестой информационной революцией. Эти изменения вызваны формированием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей, охватывающих все страны, проникающих в каждый дом, на каждое рабочее место, вызывающих коренные изменения организации производственной, торговой и иной профессиональной деятельности.
Телекоммуникации были революционизированы путем сочетания «узловых технологий» (электронные коммутаторы и маршрутизаторы) с новыми технологиями связи. Первый промышленный электронный коммутатор ESS-1 был введен Bell Labs в 1969 году. В середине 70-х годов прошлого века прогресс в технологии интегральных схем привел к созданию цифрового коммутатора, превосходящего аналоговые по мощности, гибкости и скорости работы. Оптоволоконные технологии передачи данных (70-е годы) и сотовая телефонная связь (90-е годы) позволили повысить пропускную способность и количество абонентов, правда при увеличении стоимости услуг связи.
Развитие телекоммуникаций в сочетании с повсеместным распространением компьютеров привело к появлению сетевых информационных технологий. Основным фактором их развития является глобальная сеть Интернет, с помощью которой осуществляются передача сообщений между компьютерами, а также поиск разнообразной информации на основе гипертекстовой технологии ее представления. Считается, что начало созданию этой глобальной сети положили появившиеся в 70-х годах прошлого века две американские сети, военного (ARPANET) и научного (NSFNET) назначения, которые впоследствии объединились. Интернет захватывает все более широкий спектр видов коммуникаций между людьми: электронная почта дешевле, быстрее и удобнее не только почты, но и телеграфа и факса. Сетевая междугородняя и особенно международная телефонная связь существенно дешевле традиционной. Расширяется номенклатура электронных цифровых устройств (фотоаппараты, видеокамеры, телевизоры и др.), обладающих возможностями обмена информацией с персональными компьютерами; разработаны и широко используются форматы и средства воспроизведения на компьютере записанных на компакт-дисках произведений музыкального, изобразительного и киноискусства; создаются и размещаются в Интернет электронные версии газет и журналов. Все это и многое другое позволяет говорить о создании единого цифрового информационного пространства.