Что определяет программа исследования
Программа и план исследования
Программа исследования: структура, разработка и содержание
Каждое исследование должно начитаться с программы.
Программа исследования представляет собой положения, которые определяют цели и задачи проводимого исследования, а так же предмет, условия, ресурсы и ожидаемые результаты исследования.
Программа и план являются важными компонентами исследования. План рассматривают как организующий фактор последовательного движения к цели, а программу как средство достижения цели, форму ее конкретизации.
Программа составляется исходя и цели и проблем развития организации. Она должна отвечать на вопросы:
Так же программа исследования должна обосновывать его актуальность и важность проблемы предмета исследования, рассматривать условия для успешного и эффективного решения описанной проблемы.
Программа включает в себя следующие разделы:
Планирование исследования систем управления
Составление плана исследования необходимо для расчета и формулировки организационных характеристик его проведения (формирование групп, распределение функций и обязанностей, установление ответственных лиц и т.д.). Так же планирование необходимо для распределения ресурсов в организационном и временном пространстве, расчета времени, определения этапов исследования, установление особенностей контроля.
План исследования представляет собой систему показателей, которые отражают связь и последовательность основных мероприятий, необходимых для реализации программы исследования.
План конкретизирует программу исследования, соединяет проблему исследования с организационными возможностями и вариантами ее решения. Не каждая исследовательская проблема может успешно решаться.
В процессе ее решения могут возникнуть различные непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые повлияют на выполнение плана. Поэтому для сложных проблем исследования разрабатывают алгоритм исследования, позволяющий предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях.
Алгоритм – это технология решения проблемы, которая предусматривает последовательность и параллельность операций, возможности и неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
В этом случае рекомендуется составлять гибкий план исследований, отражающий сложность проблемы. В таком плане указываются не точный, а нормативный срок выполнения этапов плана, есть дополнительные пункты для согласования.
На практике исследование не всегда сопровождается составление программы, алгоритма и плана исследования, хотя это является необходимым условием эффективности исследования.
Принципы планирования исследований
Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.
Рассмотрим данные принципы подробней:
Таким образом, разработка исследовательского плана является одним из главных факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т.к. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.д.
Программа научного исследования
Построение программы – это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа – это изложение теоретических и методологических предпосылок исследования.
В соответствии с назначением программа исследования выполняет 3 функции:
1) методологическая функция программы состоит в:
· определении научных проблем, для решения которых проводится исследование;
· формировании цели и задач исследования;
· фиксировании исходных представлений об объекте;
· установлении отношения исследования к ранее выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
2) методическая— в программе разрабатывается общий логический план исследования. МФ показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.
3) организационная обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обучает установлению контроля за ходом и процессом исследования.
С учетом вышеизложенного, программа исследования должна включать в себя четкое, подробное и завершенное изложение
— методологической части (обоснование проблемы исследования и описание проблемной ситуации; определение объекта и предмета исследования; указание цели и задач; формулировка гипотезы; интерпретация основных понятий);
-методической части (определение объема выборки, описание используемых методов сбора первичной информации; логическая структура используемого инструментария; методика обработки информации).
Объем программы бывает различным. Она может излагаться кратко, в несколько страниц, или представлять собой солидный том. Все зависит от целей исследования, интересов заказчика, уровня квалификации исполнителей, методологических и методических подходов к исследованию.
Содержание и структура программы исследования зависят от главной цели исследовательской деятельности. В социальной работе исследования могут быть 2 типов:
1) практические (прикладные), направленные на практическое решение проблем профессиональной практики, с тем чтобы предложить конкретные способы действий;
2) теоретико-прикладные, цель – разработать новые подходы к более глубокому и всестороннему изучению, интерпретации и объяснению проблемного поля социальной работы, формировании собственного методологического и методического инструментария социальной работы.
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была цель, общая направленность исследования отвечает практическим интересам. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.
Составление программы предполагает осуществление ряда процедур:
1. постановка проблемы,
2. определение объекта и предмета исследования,
3. описание целей и задач исследования,
4. интерпретация основных понятий,
5. формулировка рабочих гипотез,
6. разработка стратегического плана исследования,
7. описание методов сбора данных,
8. описание схемы анализа данных.
Эффективность исследования, значимость его теоретических и практических выводов, во многом зависит от степени разработанности программы исследования.
Исследование, имеющее сформулированную программу, называется целенаправленным, в противном случае, оно называется – дескриптивным.
Этап 1. Поводом к проведению исследования служит проблемная ситуация, как реально возникшее противоречие в развитии социума. Проблемная ситуация состоит из двух компонентов – гносеологического аспекта (знание) и практического.
Проблемная ситуация – это противоречие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности. Предметная сторона – это некоторое социальное противоречие, которое требует не только осознания, но и конкретных действий выхода из этих противоречий. Реальные противоречия создают социальную проблемную ситуацию.
Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.
Не всегда социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. В такой ситуации необходимо проведение теоретических и эмпирических исследований для получения нового знания. Невозможность решения социальной проблемы имеющимися средствами создает прецедент обращения к науке, которая располагает возможностями решения противоречий, возникающих в социуме.
Проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности, не всегда перерастает в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными способами, то речь идет о практической проблеме.
Социальная проблема – это несоответствие между существующем и необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по его преодолению.
Таким образом, проблемной ситуацией могут выступать конфликтные ситуации, которые отличаются разногласием участников; трудности в реализации намеченных целей; трудности в преодолении недостатков; трудности в создании эффективных форм и методов работы и т.д.
Проблема исследования субъективна, поскольку она определяется конкретными личностями. А проблемная ситуация – объективна, так как возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
Классификация социальных проблем
1. В зависимости от цели исследования:
а) теоретическая П. (для своего решения нуждается в новом научном знании), пример – социальные последствия распада СССР, его влияние на разные сферы жизнедеятельности людей в постсоветском пространстве);
б) прикладная П. (решается в рамках накопленных знаний, но требует других подходов с учетом определенных условий), пример, социальные проблемы подростков: негативное влияние нерационально организованного досуга подростков на их интеллектуальное развитие; рост правонарушений среди подростков;
в) смешанного типа (сочетание 2-х предыдущих).
2. По масштабам распространенности:
а) общегосударственные (затрагивает интересы всего общества);
б) региональные (затрагивает интересы регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп);
в) местные (затрагивает проблемы некоторого коллектива, организации, города, сельского поселения).
3. По времени действия противоречия:
а) краткосрочная (можно разрешить за короткий срок – неудовлетворенность социальных работников условиями труда в конкретной социальной службе);
б) среднесрочная (решение требует более длительного времени – адаптация первокурсников в вузе);
в) длительная (например, противоречия, порождающие безработицу, девиантное поведение).
4. По глубине противоречия:
а) одноплановые (затрагивают одну из сторон социального явления или процесса – принятие или непринятие сельскими жителями идей частной собственности на землю);
б) системные (отражают неуравновешенность всей системы элементов целостного процесса или явления – рост преступности в связи с изменением структуры девиантного поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как наркомания, алкоголизм);
в) функциональные (нарушение сложившихся ранее причинно-следственных связей социального явления или процесса – ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и тех представлений населения, которые связаны с расширением частных форм собственности).
Ошибки, допускаемые при выдвижении проблем
1. Мнимые проблемы, которые либо не отражают реальную ситуацию, либо уже решены.
2. Не разграничивают проблематичное (неизвестное) и непроблематичное (известное – исследователь не имел достаточной информации, не изучил реальную обстановку).
3. Проблемы широкого плана, в которой можно выделить ряд подпроблем, то есть несколько проблем. Это затрудняет и осложняет исследование. Не рекомендуют в рамках одного исследования изучать и решать несколько проблем.
4. Проблема носит индивидуальный характер (не может рассматриваться в качестве социальной проблемы, но может стать таковой при условии, если целая группа людей окажется в аналогичной трудной жизненной ситуации, которую обществу необходимо будет разрешить).
5. Социальная проблема не осознается как общественная потребность. Должен быть «социальные заказ» для исследования по выявлению и способам разрешения социальных проблем.
Промежуточным звеном между проблемой и теоретической моделью, является гипотеза, которой руководствуется исследователь на протяжении всего исследования. Формулировка гипотезы во многом зависит от проблемы. Постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через гипотезу. Исходя из этого, необходимо избегать постановки так называемых мнимых проблем (либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных).
В самом широком смысле под гипотезой подразумевается всякое предположение, догадка, основанная либо на предшествующем знании, либо на фактах. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой.
В рамках нашей дисциплины мы рассматриваем гипотезукак научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Этапы предварительного анализа объекта исследования в социальной работе:
· рассмотрение объекта исследования в качестве целостной системы;
· выявление составляющих элементов данной системы;
· описание функций элементов системы;
· описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом;
· рассмотрение условий функционирования всей системы.
Научно обоснованная Г в исследовании должна соответствовать ряду требований:
· гипотеза не должна содержать не утонченных понятий;
· гипотеза не должна содержать ценностных суждений;
· г. не должна противоречить ранее установленным факторам данной науки;
· гипотеза не должна включать много ограничений и допущений;
· гипотеза должна быть проверяемой.
Итак, гипотеза – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения гипотеза помогает сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной цели. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе прежних научных исследований, на основе представлений о предмете исследования, на основе наблюдений, на основе здравого смысла. Трудности при построении гипотезы могут возникнуть при многообразии и сложности объекта исследования.
Классификация гипотез.
1. По содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта:
— объяснительные Г представляют собой предположения о причинно–следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.
2. В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяют:
— основныеГ.- отражают основную задачу (цель) социологического исследования;
3. Кроме этого, гипотезы делят на:
— первичные— Г, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте;
— вторичныегипотезы формулируют после получения дополнительной информации об объекте.
На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта.
Табл. 1. Виды и свойства гипотез в исследовании
Отношение к центральным задачам исследования | Место в логической структуре доказательства | Степень научной обоснованности |
Основные гипотезы. Указывают на наиболее существенные связи объекта; обеспечивают установление способов решения основных проблем исследования | Гипотезы-основания. Гипотезы, которые доказываются с помощью выводимых из них гипотез. Могут не иметь прямых эмпирических признаков | Первичные гипотезы. Выдвигаются на начальных этапах анализа |
Неосновные гипотезы. Характеризуют побочные, но достаточно нужные для решения основных проблем связи объекта | Гипотезы-следствия. Гипотезы, выводимые из основных и служащие средством доказательства. Обязательно предполагают наличие эмпирических признаков, которые проверяются посредством измерения | Вторичные гипотезы. Выдвигаются на основе проверки, уточнения первичных гипотез |
Следующий этап разработки программы исследования включает в себя определение объекта и предмета исследования. Определение программы исследования связано с выбором объекта исследования.
Под объектом исследования понимается то, на что направлен процесс познания: реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Кроме этого, объект – это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. В широком смысле, объектом исследования социальных наук является общество.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта (его свойство, характеристику), которая непосредственно подлежит изучению, которая непосредственно выражает социальное противоречие, а, значит, представляет интерес для исследования.
Объект и предмет исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерности функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких – либо характеристик объекта исследования, предметом исследования становятся те стороны, которые содержат эти характеристики.
В итоге, предмет исследования представляет собой определенную систему, которая служит основой для решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы, т.е. предмета исследования, выступают различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и пр.
Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или структуру предмета исследования. Структура представляет собой организованность элементов предмета по «горизонтали» (на одном уровне) и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют ее иерархию.
Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и развития.
Формулирование проблемы не отвечает на вопрос: какого рода результат ожидается от исследования. Для этого необходимо сформулировать цель исследования. Это следующий этап построения программы исследования. Цель исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную, т.е. отвечает на вопрос, что является конечным результатом. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.
Различают три вида целей исследования:
· теоретические (направленные на получение теоретического знания),
· описательные (направленные на получение эмпирического знания),
· методологические (направленные на разработку методологического инструментария).
Планирование ступеней к достижению целей исследования представляет собой формулирование задач исследования. Выделяют основныеи неосновные задачи исследования. Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д.
Описать объект исследования можно по-разному, это обусловлено социальной проблемой и целями исследования. Выделение элементов и связей предмета исследования определяет, в свою очередь, выбор методики сбора и анализа данных.
После того как были определены цели и задачи исследования необходимо приступить к интерпретации основных понятий. Это следующий этап составления программы исследования.
Выделяют теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий. Кроме этого, необходимо сопоставлять теоретические положения и эмпирические данные для дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции:
· теоретическая интерпретация – это сопоставление данного понятия с другими понятиями;
· эмпирическая интерпретация – это сопоставление понятия с эмпирическими данными,
· операциональная интерпретация – это определение понятия через фиксированные эмпирические признаки.
Табл. 2. Уровни и виды интерпретации
Этап предварительной интерпретации понятий | Интерпретация опорных понятий исследования | Интерпретация данных исследования |
Построение рабочих понятий в ходе анализа проблемных ситуаций | Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в ходе уточнения цели, задач, объекта, предмета исследования. Выделение состава опорных понятий | Интерпретация данных (индексов, показателей) в ходе проверки эмпирических гипотез |
Выделение теоретических понятий, раскрывающих сущность проблем исследования | Теоретическая интерпретация понятий в ходе выдвижения и концептуального обоснования основных (теоретических) гипотез исследования. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий (построение эмпирических гипотез) | Теоретическая интерпретация, эмпирически проверяемых гипотез, фактов исследования |
Предварительная системная характеристика модели объекта исследования в понятиях системного анализа. Эмпирическая интерпретация основных системных характеристик объекта | Операциональнализация основных понятий, составляющих эмпирические гипотезы исследования. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счета | Теоретическая интерпретация понятий в ходе обобщения и построения выводов исследования |
В свою очередь, теоретическая интерпретация может быть 3-х видов:
· интерпретация понятий через установление связей с более общими понятиями и категориями социальной работы, социологии, философскими категориями и других наук как изучаемой предметной сферы исследования;
· интерпретация основных понятий исследования через понятия меньшей степени общности;
· теоретическая интерпретация эмпирически установленных признаков, фактов.
Эмпирическая интерпретациявозможна в 2-х вариантах:
· прямая эмпирическая интерпретация (установление эмпирических признаков, репрезентирующих содержание теоретических понятий);
· косвенная эмпирическая интерпретация (интерпретация, осуществляемая на основе логических связей установленных эмпирических признаков).
Операциональная интерпретация представляет собой установление операций, с помощью которых может быть произведено: измерение, поиск, регистрация и логическая связь эмпирического признака и с содержанием основных (опорных) понятий исследования.
Операциональная интерпретация не тождественна операционализации. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Операционализация – это перевод научных понятий в форму переменных.
Переменными понятиями называют свойства объекта исследования, включенные в систему социальных связей и изменяющиеся во времени. Переменные понятия представляют собой ряд эмпирических показателей, которые перекрывают содержание данного понятия.
Существует несколько видов переменных:
· дискретные– величины, представленные целыми числами;
· непрерывные– величины, принимающие дробное или целое значение;
· экзогенные – переменные, не входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внешние» факторы;
· эндогенные – переменные, входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внутренние» факторы;
· независимые – переменные, влияющие на другие переменные.
Выделим ряд возможных ошибок при расчленении понятия на индексы:
Программа социологического исследования
Понятие о программе социологического исследования
Программой социологического исследования называют документ, который содержит изложение его методологических и методических основ.
Самый трудоемкий этап исследования – это разработка программы. Если программа хорошо составлена, то она будет гарантировать то, что конечная цель исследования будет достигнута. Исправить ошибки в программе сложно и зачастую невозможно.
Три основные функции программы:
В структуре программы принято выделять методологический и методический (методико-процедурный) разделы (таблица 1).
Методологический раздел | Методический раздел |
---|---|
Выявляются проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет, дается интерпретация основных понятий, выдвигаются гипотезы, а также делается предварительный системный анализ объекта исследования. | Определяют стратегический план исследования, строится выборка, проходит обоснование методов сбора информации и анализ исходных данных |
Таблица 1. Структура программы социологического исследования
Методологический раздел программы
Исходное звено в работе социолога – это проблемная ситуация. Она отражает социальный объект, явление или процесс в неустойчивом состоянии, при некотором разладе его механизма функционирования, в котором есть определенные противоречия. Проблемой могут выступать действительные жизненные ситуации (конфликты, трудности в реализации каких-либо групповых целей, управленческие и организационные проблемы на предприятии, поиск самых эффективных и оптимальных форм работы и т.д.
Проблемой называют форму научного отображения проблемной ситуации. С одной стороны, она отражает объективные и реальные противоречия, которые породили ту или иную ситуацию, а с другой – указывает на существующее противоречие между тем, что есть осознание потребности в конкретных практических действиях и недостаточно знания о средствах и методах их реализации. Формулировка проблемы происходит как выражение необходимости изучения какой-либо области социальной жизни для того, чтобы ее теоретически осмыслить и найти практические средства, которые позволят преодолеть социальные проблемы и противоречия.
В случае, если нельзя четко определить или выявить проблему, то в соответствии с общим правилом не следует приступать к исследованию. Более того, перед началом исследования необходимо выяснить, существует ли решение той проблемы, на изучение которой будет направлено исследование, не найден ли ответ на нее другими учеными.
Для того, чтобы выявить и сформулировать проблему важно выяснить известную информацию о ней и, основываясь на уже имеющихся знаниях, идти дальше в конкретном направлении. Сформулированная проблема будет в значительной степени обуславливать вид исследования – каким оно будет: описательным, разведывательным или же аналитическим.
Дальнейший этап разработки программы – это постановка цели и определение задач исследования.
Под целью понимают то, что должно быть достигнуто в финале исследования, его предполагаемый конечный результат. Цель может носить как теоретический, так и прикладной (практический) характер. В зависимости от цели исследование может быть прикладное и теоретическое (таблица 2).
Результат теоретического социологического исследования | Результат прикладного социологического исследования |
---|---|
Новое знание о функциях, структуре, механизмах изменения социального объекта | Практические рекомендации, социальные технологии, проекты, программы по решению социальных проблем, оценочные прогнозы |
Таблица 2. Результаты теоретического и прикладного социологического исследования
Благодаря задачам цель можно конкретизировать, а также обусловить этапы и средства ее достижения. Задачи исследования бывают основные и неосновные. Вместе они будут формировать круг вопросов, ответы на которые сумеют позволить цели исследования реализоваться.
После того, как цели и задачи были обоснованы, можно переходить к выделению объекта и предмета исследования.
Под объектом исследования понимают какое-либо социальное явление или процесс, который подлежит изучению. В качестве объекта могут выступать различные социальные общности, группы, структуры, социальные структуры, сферы, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в разных условиях или обстоятельствах. Его можно охарактеризовать структурно, количественно, а также с точки зрения его временных и пространственных границ.
Предметом исследования являются те свойства, отношения и стороны объекта, которые изучаются в рамках исследования. В основе верного определения предмета исследования лежит строгая формулировка проблемы, системный анализ объекта, четко сформулированные цель и задачи исследования. Правильно выбранный предмет исследования поможет выдвинуть гипотезы, которые будут способствовать тому, чтобы проблема успешно разрешилась.
На данном этапе социологического исследования важно осуществить предварительный системный анализ объекта, целью которого является построение модели (интеллектуально-эвристической) объекта в качестве системы. При этом необходимо раскрыть комплекс всех внутренних и внешних элементов и связей объекта. Предварительный системный анализ объекта связан с другим элементом программы исследования – интерпретацией основных исследуемых понятий. Основная цель этой интерпретации заключается в необходимости четко указать, что понимается под тем или иным термином, используемым в данном исследовании. В рамках данной процедуры происходит операционализация понятий, которая отвечает целям и задачам исследования – их смысловое значение переводится в такую плоскость и на такой уровень, который будет удобен для того, чтобы применить его в данном конкретном исследовании. Иначе, будут неизбежные недоразумения, т.к. большинство понятий социальных наук имеют множество значений, их оттенки разнятся в зависимости от контекста, в котором они употребляются, а смысл их серьезно отличается в разных научных дисциплинах.
Заключительная часть методологического раздела – это выдвижение гипотезы.
Под гипотезой понимают научное предположение, которое выдвигается для того, чтобы объяснить какой-либо факт, явление или процесс, содержащие знание вероятностного характера, требующее подтверждения или опровержения в процессе исследования. В соответствии с общим правилом, любое исследование будет строиться на предварительных предположениях, без которых проблему целенаправленно изучать будет трудно. Исследователи часто повторяют фразу Д.И. Менделеева о том, что лучше придерживаться гипотезы, которая может со временем оказаться ложной, чем никакой. В гипотезах на уровне предположения будет формироваться объяснение исследуемой проблемы и возможные способы ее решения, т.е. таким образом будет задаваться направление самого исследования. Гипотезы также важны и для того, чтобы подготовить инструментарий исследования. Например, если создается анкета, то каждая из гипотез нуждается в проверке с помощью соответствующего блока вопросов.
В зависимости от степени общности гипотезы можно разделить на гипотезы-следствия и гипотезы-основания (таблица 3).
Гипотезы-основания | Гипотезы-следствия |
---|---|
Данные гипотезы выполняют системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач и несут в себе предположение широкой общности. | Эти гипотезы будут связаны с гипотезами-основаниями и нуждаются в непосредственной проверке в рамках проводимого исследования. Они связаны с менее широкой общностью. |
Таблица 3. Виды гипотез в зависимости от степени общности
В зависимости от содержания гипотезы можно разделить на объяснительные, описательные и прогнозные (таблица 4).
Описательные | Объяснительные | Прогнозные |
---|---|---|
Это гипотезы о свойствах объекта, характере разнообразных связей между его компонентами (структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы) | Это гипотезы о причинно-следственных взаимосвязях в рамках изучаемых явлений и процессов | Это гипотезы о потенциальных тенденциях изменений объекта и различных вариантах развития событий. |
Таблица 4. Виды гипотез в зависимости от содержания
Существуют также первичные (которые выдвигаются до полевого исследования) и вторичные (которые выдвигаются после исследования) гипотезы.
Успешность социологического исследования будет зависеть не только от того, насколько тщательно была проработана методологическая часть программы, но и от того, насколько удачно был разработан ее методический раздел.
Методический раздел программы
Приступая к исследованию, первое, на что обращает внимание социолог – это то, сколько информации существует о выделенном объекте исследования. Основываясь на уже имеющихся на момент сбора эмпирических данных знаний об объекте, появляется возможность разработать рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами будет строиться стратегический (принципиальный) план социологического исследования.
Выделяют 3 варианта исследования (таблица 5)
Поисковый (разведывательный) вариант | Описательный (аналитический) вариант | Экспериментальный вариант |
---|---|---|
Данный вариант применяется, если нет четких представлений об объекте и предмете исследования, в соответствии с чем исследователь не может выдвинуть рабочую гипотезу. Цель такого исследования – это уточнение проблемы и формулирование гипотезы. Для осуществления данной цели сначала изучают литературу и необходимые документы, а затем наблюдают за объектом и проводят разведывательные опросы. | Этот вариант применяют, когда благодаря имеющимся знаниям о существующей проблеме, есть возможность выделить объекты исследования и сформулировать гипотезу о структурно-функциональных связях и характеристиках объекта, т.е. описательную гипотезу. Целью такого исследования будет проверка описательной гипотезы и, если она подтвердится, получение характеристик изучаемого объекта. | Такой вариант применяется, когда существующие знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, а также выявить причинно-следственные связи объекта. |
Таблица 5. Варианты социологического исследования
Следующий шаг разработки программы – это построение выборки. Исследователь-социолог приходит к решению, будет ли исследование сплошным (т.е. в рамках которого обследуют весь изучаемый массив признаков и элементов) или же выборочным. Большая часть социологических исследований является выборочными – т.е. в них обследуется лишь некоторая часть изучаемой совокупности (выборочная совокупность). Данная часть представляет весь объект в целом и является его «уменьшенной копией» или своеобразной моделью. Генеральная совокупность – это весь изучаемый объект, однако в нем сложно выделить такую часть целого, которая будет четко отражать все его основные изучаемые характеристики. При использовании выборочного метода сокращаются затраты труда исследователей, время, средства на проведение обследований. Он позволяет изучить «масштабные» объекты и получить достоверную, надежную информацию о социальных процессах и явлениях.
Репрезентативность является главным требованием к выборочной совокупности. Данное требование означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой была создана эта выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в такой же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак проявляется в генеральной совокупности.
Существует два основных типа выборки – случайная и неслучайная (направленная).
В случайной выборке из генеральной совокупности наблюдения (единицы обследования) выбираются случайно в соответствии с избранным принципом (по жребию, списочному составу группы, из которого в выборку берется каждый второй, третий и т.д.).
Случайную выборку часто применяют при опросе общественного мнения. Выделяют следующие виды случайной выборки:
Когда выборка является неслучайной, наблюдения или единицы обследования выбирают целенаправленно. Самым распространенным видом неслучайной выборки является квотная выборка, когда для единиц отбора задают систему параметров (квот) – к примеру, в исследовании студентов за квоту может быть приняты пол, курс, специализация и т.д. Такая выборка может быть и многоступенчатой. При этом, в процедуру ее построения входит ряд этапов, на каждом из которых единицы отбора будут меняться.
В целом отмечается, что определение типа выборки будет зависеть от решаемых в исследовании задач, а также от самого вида исследования (рисунок 1).
Рисунок 1. Типы исследования и выборки
Определение объема выборки является результатом этой процедуры (таблица 6).
Под объемом выборки понимают общее число единиц исследования, которые включены в выборочную совокупность. Одним из важнейших вопросов в работе социолога является определение объема выборки. Объем будет зависеть от степени от того, насколько однородной является генеральная совокупность (чем однороднее, тем меньше будет объем выборки), а также от количества признаков выборки и необходимой степени точности результата. В случае если выборка построена верно, то результаты исследования будут надежными даже если объем был небольшой. Однако, если при построении выборки допущены ошибки, то даже большой объем не будет валидным.
Объем генеральной совокупности | 500 | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 5000 | 10000 | 100000 | бесконечная |
Объем выборки | 222 | 286 | 333 | 350 | 360 | 370 | 385 | 398 | 400 |
Таблица 6. Определение объема выборки
В 1936 году аналитики журнала «Литерари Дайджест», в котором публиковались прогнозы выборов, сочли, что надежность данных будет зависеть от того, насколько много опрошенных у них будет. Это предположение обернулось неудачей. Они разослали несколько миллионов писем всем избирателям и журнал предсказал, что Альфред Лэндон, кандидат от республиканцев, одержит верх над Франклином Рузвельтом, лидером демократов на выборах в президенты США. Соотношение, которое предлагал журнал было 57% против 43%. В то же время, некий социолог Дж. Гэллап (1901-1984), который не обладал никакой популярностью, сумел предсказать успех Рузвельта, опросив при этом всего лишь 2,5 тыс. избирателей. Рузвельт и вправду стал президентом, собрав 62% голосов. Гэллап стал знаменитостью в один день, а Американский институт общественного мнения, который он основал, и по сей день один из ведущих в мире по проблематике изучения общественного мнения. Соответствуя методикам опросов, начало которым положили Дж. Гэллап, Л. Харрис и др., на сегодняшний день в рамках национальной репрезентативной выборки обычно опрашивают не более 1-1,5 тыс. человек. Основным секретом успеха было профессиональное построение выборки, которая отражала типологические особенности населения. Ошибкой же журнала стало то, что исследователи не учли то, насколько социально неоднородно американское общество и взяли для опроса адреса из телефонных справочников у владельцев автомашин – т.е. их выборка состояла в первую очередь из людей со средним доходом и выше. В 1930-е годы данная группа населения была не репрезентативной по отношению к генеральной совокупности избирателей Америки, в отличие от современного общества США.
Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т.к. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.
Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.
Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.
Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий.
После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.