Что определяет автотехническая экспертиза
Назначение автотехнической экспертизы для определения обстоятельств ДТП и «установления» виновности в аварии
Что такое автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие – сложное событие, которому предшествуют и на которое влияют многочисленные и разнообразные факторы. Для установления всех обстоятельств ДТП крайне важно выявить эти факторы, определить степень влияния каждого на возникновение и развитие происшествия, а также соотнести все это с действиями участников аварии. Это дает получение ясной, объективной, реальной картины произошедшего, что является основной целью расследований и судебных разбирательств по делам о дорожных авариях.
Несмотря на то, что в современных условиях большое значение имеют средства видеофиксации, они не в силах помочь установить абсолютно все причины, механизм и последствия ДТП. Иначе обстоит дело с автотехнической экспертизой – это всестороннее исследование обстоятельств дорожной аварии, которое позволяет выявлять неочевидные факты и явления, устранять противоречия и разрешать спорные ситуации, делая категоричное заключение.
Необходимо особо обратить внимание на то, что автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП не определяет виновных в аварии – это делает следствие и суд на основе всей совокупности доказательств. Поэтому в названии статьи «установление» виновности взято в кавычки. Но автотехническое исследование позволяет установить, какие нарушения ПДД и кем именно были допущены, как они повлияли на возникновение и ход происшествия, а также наступление тех или иных последствий.
Проблемы и ошибки при назначении экспертизы
Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.
Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.
Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.
И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:
Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.
Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.
Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы
Экспертизы назначаются и производятся по следующей схеме:
В принципе, порядок действий практически идентичен процедуре назначения экспертиз другого вида. Поэтому остановимся на важных специфических деталях.
Анализируем ситуацию, определяем вопросы для эксперта
Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.
Мы рекомендуем занимать активную позицию, и вот почему:
Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.
Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:
Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.
При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.
Подготовка материалов для экспертизы
Зачастую стороны процесса, суд и следствие не усложняют себе задачу – присылают на экспертизу все материалы уголовного или гражданского дела. Это не является ошибкой, но нужно исходить из разумности и целесообразности.
В рамках анализа определяется:
Эксперт не вправе сам собирать материалы, образцы для исследований. Поэтому будет проводить исследование на основании того, что представлено. Вместе с тем, эксперт вправе затребовать дополнительные материалы, только делают это далеко не все, не проявляя заинтересованности в качестве заключения.
Представленные материалы должны:
Целесообразно проанализировать и исключить из материалов такие доказательства, которые высоковероятно могут быть поставлены под сомнение. Иногда протоколы и другие документы «грешат» процессуальными нарушениями. Признание этих доказательств недопустимыми поставит под сомнение и экспертизу.
Назначение экспертизы
Окончательное решение о назначение автотехнической экспертизы принимает следователь или суд. Но стороны процесса, их представители вправе и должны настаивать на производстве экспертизы, если считают ее необходимой.
Стороны, их адвокаты (юристы) могут:
Постановление (определение) о назначении экспертизы
Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.
Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:
С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.
Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)
Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.
Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.
При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.
Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.
В ДТП лучше не попадать, но, увы, это самые распространенные происшествия. Если уж так случилось, что вы оказались возможным виновником аварии или потерпевшим, главное – не опускать руки, готовить план действий и всеми законными средствами добиваться справедливости. Автотехническая экспертиза – очень весомое доказательство, которое используется чуть ли не в каждом деле о ДТП с причинением вреда здоровью, серьезным материальным вредом или со смертельным исходом. Чем весомее доказательство, тем ответственнее нужно подходить к его получению. Задействуйте хорошего юриста (адвоката), совместно с ним, привлекая для консультаций экспертов-автотехников, подготовьтесь к назначению экспертизы и внимательно, шаг за шагом выполните указанные выше рекомендации. Это не так сложно, как кажется. А если у вас есть какие-то вопросы, которые мы не смогли рассмотреть, вы всегда можете задать их и получить профессиональные ответы от наших экспертов.
Как происходит исполнение судебной автотехнической экспертизы при ДТП
ДТП – явление распространенное и в какой-то мере даже привычное для современной жизни.
Несмотря на установленные ФЗ России нормы и правила вождения автомобильного транспорта, аварии на дорогах не прекращаются. Причиной для подобных происшествий может быть много – это и не соблюдение правил дорожного движения, плохое самочувствие за рулем, невнимательность, пешеходы и т. д.
Что бы ни послужило причиной ДТП, если авария уже произошла, то важно выяснить все обстоятельства. Для этого на место происшествие прибывают сотрудники автодорожной инспекции и страховых компаний. Они проводят осмотр места происшествия, диагностику, опрашивают возможных свидетелей.
Чаще всего с целью выявления всех деталей ДТП проводится автотехническая экспертиза. Мероприятие может быть проведено с целью составления общей картины дорожно-транспортного происшествия или каких-то конкретных деталей.
Проведение автотехнической экспертизы позволяет выяснить или уточнить определенные моменты, повлиявшие на исход событий, и т. д.
Практическое исполнение
Само по себе мероприятие независимой автотехнической экспертизы подразумевает проведение нескольких этапов, состоящих из отдельных видов процедур. Каждый вид мер направлен на исследования отдельного вопроса автомобильной аварии.
Например, провести автотехническую экспертизу можно с целью исследования обстоятельств происшествия. В таком случае процессом будет предусмотрено проведение расчета параметров движения автомобиля, попавшего в ДТП, или действий человека, управлявшего транспортным средством на момент происшествия.
Если автотехническая экспертиза при ДТП осуществляется для выяснения обстоятельств, реализующий ее человек обязан дать ответы на множество вопросов, что требует от него наличия трех важных качеств: опыта, знания своей работы, времени. Потому проведение автотехнической экспертизы при ДТП может осуществлять только профессиональный эксперт. Кстати, услугу автотехнической экспертизы в Москве реализуют множество профильных компаний. МЦЭО (Межрегиональный центр экспертизы и оценки) – один из них. Наши опытные эксперты восстановят картину событий, происходящих во время автомобильной аварии, а также предшествующую ситуацию, назвав достоверные причины ДТП.
Часто посредством автотехнической экспертизы автомобиля удается определить вину того или иного участника дорожно-транспортного происшествия, или доказать их невиновность. В большинстве ситуаций автотехническая экспертиза при ДТП, а точнее, ее результаты являются единственным источником информации для судопроизводства по факту произошедшей автомобильной аварии.
С помощью мероприятия удается установить скорость, с которой двигались транспортные средства участников ДТП, длину тормозного пути, время торможения, удаленность транспортных средств друг от друга или от пешеходов и пр. информацию, важную для принятия решения в суде по факту ДТП.
Сопровождающие процедуры
Важно отметить, что автотехническая экспертиза автомобиля и обстоятельств ДТП связана с рядом других исследований, проводимых по факту дорожно-транспортного происшествия, что говорит о комплексном подходе к проведению анализа аварий на дорогах.
Помимо проведения экспертной оценки обстоятельств и обследования самого транспортного средства, специалисты экспертной могут осуществлять инженерно-психологическое исследование для оценки психологического состояния водителя. А также автотовароведческое исследование.
На основании полученных результатов принимается решение о страховой выплате по ОСАГО или КАСКО, дается оценка нанесенного ущерба, определяется степень вреда, причиненного транспортным средствам, участвующим в ДТП.
В среднем на проведение экспертизы требуется от двух до пяти недель. Стоимость экспертной оценки зависит от множества факторов, включая марку автомобиля, повреждений, и других обстоятельств ДТП.
Автотехническая экспертиза
Задать вопрос
Автотехническая экспертиза охватывает массив вопросов, связанных с различными транспортными средствами, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия. Эксперты, при необходимости, могут сделать целый ряд заключений в отношении некоторых обстоятельств ДТП, в отношении действий водителей в данной ситуации, а также в отношении того, соответствовало ли ТС на момент аварии требованиям ПДД РФ и другим техническим нормам.
Задачи, которые могут быть поставлены перед автотехнической экспертизой
Для того, чтобы установить корректный перечень вопросов для экспертизы, требуется полноценно проанализировать все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. С данной целью АНО ЦСЭ «Специалист» предлагает услуги предварительной консультации с формулировкой вопросов для экспертизы. Для наших клиентов это бесплатно.
Какие данные требуются эксперту для предварительного анализа:
Вопрос о возможности производства исследования при неполном комплекте материала решается в индивидуальном порядке в зависимости от поставленных вопросов.
При постановке на исследование вопросов, связанных с оспариванием сведений, зафиксированных на схеме ДТП или в протоколе осмотра места ДТП, целесообразно предоставление объяснения с изложением позиции оспаривающего лица и указанием выявленных несоответствий объективной дорожно-вещной обстановке.
Приложение N 1. Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам
Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам
Повторно в настоящем бюллетене размещена для изучения Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам, ранее опубликованная в бюллетене ГСК за 3 квартал 2017 года, в связи с тем, что судьями по-прежнему допускаются многочисленные ошибки при назначении таких экспертиз и при последующей оценке экспертных заключений.
При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.
Назначение автотовароведческих экспертиз необходимо в случаях:
— ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке;
— неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта;
— наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта; и др.
Назначение автотехнических экспертиз необходимо в случаях:
— представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия;
— несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия;
— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения, и др.
По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:
технико-диагностическая экспертиза позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
автодорожная экспертиза позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.
Основные элементы подготовки экспертизы:
1) подготовка материалов для экспертного исследования;
2) формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта;
3) выбор экспертного учреждения или подбор эксперта.
Вопросы, подлежащие выяснению у сторон при подготовке к экспертизе (товароведческая, автотехническая и др.)
1) В каком состоянии находится транспортное средство, участвующее в ДТП (восстановлено или нет).
2) Если автомобиль не восстановлен, то необходимо разъяснять сторонам, что в случае назначения экспертизы для ее проведения требуются автомобили, участвовавшие в ДТП, в невосстановленном виде.
4) В случае если пострадавшие автомобили восстановлены, необходимо получить документы о его фактическом восстановлении.
5) Получить от сторон все имеющиеся фотоматериалы поврежденных автомобилей, места происшествия:
— выяснить велось ли фотографирование сотрудниками ГИБДД, выезжавшими на место происшествия;
— запросить в электронном виде фотографии, сделанные страховщиком при осмотре поврежденного ТС;
— запросить фотографии у оценщика, выполнявшего осмотр по договору с истцом;
— если автомобиль отремонтирован (относительно договора добровольного страхования) и представлялся страховой компании на осмотр в отремонтированном виде, то фотографии с данного осмотра;
— если довод страховой компании, что страховался один автомобиль, а на фотографиях истца к акту осмотра другой автомобиль, надо затребовать фотографии с осмотра при страховании;
— выяснить имелись ли записи с видеорегистраторов, запись должна быть предоставлена на электронном носителе в судебном заседании;
— то же самое относится к записям к стационарным камерам на зданиях ( ЖД вокзал, банки, магазины).
На этапе подготовки дела к судебном разбирательству необходимо:
1) запросить выплатное дело
2) запросить административный материал по факту ДТП.
3) ознакомится с первичными документами.
Состав первичной документации включает: протокол осмотра места ДТП; схему ДТП; справку о ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей; протокол контроля трезвости водителей, рапорт.
Анализ схемы ДТП является важным этапом подготовки к назначению дорожно-транспортной экспертизы.
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП.
Для того, что бы дать анализ схемы ДТП необходимо знать, что должно быть в ней отражено.
В схеме должно быть отражено:
— место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
— ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений,
— наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
— положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам и иным элементам дороги;
— направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, очевидцев.
Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте.
До назначения экспертизы необходимо выяснить все обстоятельств ДТП, если они оспариваются, либо из документов неясны, путем допроса свидетелей, в том числе и сотрудников ГИБДД.
При опросе сторон (участников ДТП) необходимо установить (в зависимости от происшествия):
на каком расстоянии опасность была обнаружена водителем;
на каком расстоянии он предпринял маневр (нажал на тормоз или и повернул руль), пытаясь предотвратить столкновение, сколько метров проехал после этого до непосредственного места происшествия и до остановки;
наличие в салоне автомобиля пассажиров (количество) и масса перевозимого груза и др.;
где произошло столкновение (соответствует ли место столкновения месту, отраженному на схеме);
какими элементами автомобили контактировали друг с другом;
траектория движения после контакта ТС (в какую сторону развернуло ТС, где остановилось ТС (на обочине, в кювете, на встречной полосе и др.), переворачивалось ли ТС и др.)
следы непосредственного контакта и вторичные деформации (если после основного столкновения был контакт, с каким либо предметом).
Допрашивая свидетелей, необходимо выяснять место нахождения свидетеля в момент происшествия.
Если страховые компании, ходатайствуя о назначении автотехнической (трасологической) экспертизы, заявляют о фальсификации страхового случая или инсценировки ДТП, то необходимо требовать от стороны, заявляющей такое ходатайство четких пояснений о том, какие обстоятельства дают основания полагать, что ДТП сфальсифицировано.
Основаниями для удовлетворения такого ходатайства могут являться следующие обстоятельства:
— несоответствие степени повреждений автомашин (например, на одном автомобиле имеется всего лишь царапина на левой стороне двери, а у другого автомобиля разбит весь правый бок, и т.д.);
— заключение специалиста о локализации, характере повреждений, которые не могли возникнуть в результате указанного ДТП;
— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения; несоответствие местности, где совершено ДТП, произведенным замерам, показаниям сотрудников ГИБДД, оформлявших происшествие, схеме ДТП и повреждениям автомобиля;
При ДТП без участия других транспортных средств (перебегала дорогу собака и водитель не справился с управлением) необходимо обратить внимание на соответствие описанного водителем вида ДТП имеющимся следам (на схеме ДТП, на фотографиях с места ДТП).
Так, если водитель утверждает, что имело место опрокидывание, то необходимо обратить внимание на наличие повреждений на выступающих элементах (боковых зеркалах, молдингах, крыше и др.).
Таким образом, в распоряжение эксперта должны быть предоставлены следующие документы (в зависимости от вида назначенной экспертизы):
— материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии).- фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие обстановку места происшествия;
— фотоматериалы осмотра поврежденных ТС;
— акты осмотра поврежденного транспортного средства с заключениями о стоимости, изготовленные независимыми оценщиками по инициативе потерпевшего и страховых компаний;
Обязательному выяснению подлежат вопросы о возможности предоставления ТС эксперту и состоянии транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (отремонтированы или находятся в том же состоянии в котором были после ДТП).
Для назначения автотехнической экспертизы могут потребоваться также:
— сведения об организации движения в места ДТП (линии разметки, дорожные знаки и их расположение);
— сведения о продолжительности работы фаз светофоров;
— справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП;
Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном ГПК РФ порядке.
Суд вправе выяснить у эксперта, какие документы необходимы для проведения экспертизы. Эксперт не вправе сам собирать документы, выяснять вне судебного разбирательства какие-либо вопросы у лиц, участвующих по делу. Эти действия производит суд, назначивший экспертизу, по запросу эксперта.
Общие требования, которым должны отвечать вопросы, выносимые на разрешение экспертов, следующие:
— соответствие компетенции эксперта;
— соответствие реальным научно-техническим возможностям.
В соответствии с ст. 79 ГПК РФ суд должен разъяснить лицам, участвующим в деле их право предоставлять вопросы и предоставить возможность для составления вопросов. При представлении вопросов эксперту в письменном виде они приобщаются к материалам дела, если вопросы заданы в устной форме, они должны быть занесены в протокол судебного заседания. Вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, оглашаются в судебном заседании, могут быть уточнены у представившего их лица.
Суд рассматривает все представленные вопросы, исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формирует вопросы по своей инициативе. Сформулированные вопросы указываются судом в резолютивной части определения. В том случае, если суд отклоняет, вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, он должен привести мотивы отклонения в мотивировочной части определения.
При составлении вопросов целесообразно прибегать к консультациям конкретных экспертов. Это даст возможность грамотно и четко поставить вопросы.
Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны носить правового характера (например, как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ, какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, усматривается ли в действиях водителей несоответствие Правилам дорожного движения?)
Вопросы о наличии или отсутствии вины являются компетенцией суда.
Вопросы, подлежащие включению в определение суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.
Так, при назначении автотехнической экспертизы возможна постановка следующих вопросов:
— с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова величина тормозного, остановочного пути;
— на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения?
— на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?
— установить сигнал светофора, который был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке? (когда имеется видеозапись, сведения о режиме работы светофорного объекта)
— имел ли водитель возможность остановиться, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора?
— кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?
При проведении транспортно-трасологической экспертизы:
— какими частями контактировали транспортные средства при столкновении;
— каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;
— каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств до и после столкновения;
— где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;
— каков механизм столкновения транспортных средств;
— каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;
— каков механизм образования повреждений транспортных средств;
— могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?
При проведении автотовароведческой экспертизы:
— какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость;
— какова величина утраты товарной стоимости.
При назначении автотовароведческих экспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.
Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.
По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.)
Предложенный перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.