Что оказывает влияние на масштабы аварии

Методические рекомендации по ликвидации последствий химических аварий (стр. 1 )

Что оказывает влияние на масштабы аварииИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Что оказывает влияние на масштабы аварии

Министерство Российской Федерации

и ликвидации последствий стихийных бедствий

ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ

Настоящие Методические рекомендации по ликвидации последствий химических аварий разработаны на основании требований федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти в области предупреждения химических аварий и ликвидации их последствий, а также результатов исследований, проведенных в ЦСИ ГЗ и ФГУ-ВНИИ ГОЧС МЧС России.

Методические рекомендации предназначены для органов управления системы МЧС России и подразделений, привлекаемых к ликвидации последствий химических аварий, рекомендуется для использования в учебном процессе в учебных заведениях МЧС России.

Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

И ВОЗМОЖНЫХ ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ НА НИХ

1.1. Краткая характеристика химически опасных объектов.

Классификация химических аварий.

1. К химически опасным объектам относятся объекты, где производят, перерабатывают, используют, транспортируют или хранят опасные химические вещества (ОХВ), при авариях на которых или разрушении которых могут произойти поражения людей, животных и растений, либо химическое загрязнение окружающей среды в концентрациях или количествах, превышающих естественный уровень их содержания в окружающей среде.

К таким ОХВ относятся:

в) вещества, представляющие опасность для окружающей среды вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показате лями острой токсичности:

— средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 мг/л;

— средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 мг/л.

2. Безопасность функционирования химически опасных объектов зависит от многих факторов: физико-химических свойств сырья, продуктов производства, характера технологического процесса, конструкции и надежности оборудования, условий хранения и транспортирования ОХВ, наличия и состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, эффективности средств противоаварийной защиты и т. д. Кроме того, безопасность производства, использования, хранения и перевозок ОХВ в значительной степени зависит от уровня организации профилактической работы, своевременности и качества планово-предупредительных и ремонтных работ, подготовленности и практических навыков персонала, наличия системы надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты, надежностью функционирования всех систем технологического процесса.

3. Опасные химические вещества, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которых может произойти химическое загрязнение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах), называют аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

4. Причинами большинства возникающих химических аварий являются: нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов, низкая трудовая и технологическая дисциплина, несоблюдение норм безопасности, отсутствие должного надзора за состоянием оборудования, стихийные бедствия.

5. Характерными особенностями химических аварий являются внезапность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных выбросом (разливом) АХОВ, быстрое распространение поражающих факторов, опасность массового поражения людей и животных, попавших в зону заражения, необходимость проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в короткие сроки.

Классификация химически опасных объектов по степени опасности для населения и территорий представлена в приложении 2.

6. Аварии на химически опасных объектах по типу возникновения делятся на производственные и транспортные, при которых нарушается герметичность емкостей и трубопроводов, содержащих АХОВ.

7. Возникающие химические аварии подразделяются на три типа:

— с образованием только первичного облака АХОВ;

— с образованием первичного и вторичного облака АХОВ;

— с загрязнением окружающей среды (грунта, водоисточников, технологического оборудования и т. п.) высококипящими жидкостями и твердыми веществами без образования первичного и вторичного облака.

8. По масштабам последствий химические аварии классифицируются следующим образом:

9. По сфере возникновения химические аварии классифицируются на:

— аварии на хранилищах АХОВ;

— аварии при транспортировке АХОВ по трубопроводам или железнодорожными цистернами.

В приложении 3 представлены типовые аварийные ситуации на химически опасных объектах.

1.2. Характеристика аварийно химически опасных веществ

10. Опасность химических аварий во многом определяется физико-химическими и токсическими свойствами АХОВ, их способностью переходить в парообразное состояние и создавать опасные для организма человека концентрации, а иногда и вызывать снижение содержания кислорода в воздухе ниже допустимых пределов.

В приложении 4 приведены физико-химические и токсические свойства наиболее распространенных АХОВ и меры первой помощи при поражении ими. В приложении 5 приведены физико-химические характеристики отравляющих веществ.

11. В наибольшей степени опасность последствий химических аварий определяется летучестью АХОВ и продолжительностью их поражающего действия, что во многом зависит от температуры кипения веществ.

В зависимости от температуры кипения АХОВ делятся на три группы:

К первой группе относятся вещества, которые имеют точку кипения ниже минус 400 С (нижнего предела возможных температур). В аварийной ситуации они в результате интенсивного выброса вызывают образование только первичного газового облака, которое может создать опасность взрыва и пожара, а также привести к резкому снижению содержания кислорода в воздухе, особенно в небольших закрытых помещениях. При разрушении единичной емкости время действия газового облака таких веществ не превышает нескольких десятков секунд. При аварии в процессе производства образующееся облако АХОВ действует до момента прекращения выброса вещества.

Ко второй группе относятся вещества, имеющие точку кипения в интервале температур от минус 400 С до плюс 400 С. Вещества этой группы, находящиеся в парообразном состоянии легко переводятся в жидкое состояние при сжатии. Хранятся в изотермических емкостях в охлажденном виде, либо при обычной температуре под давлением.

К третьей группе веществ относятся АХОВ с температурой кипения выше 400 С (верхнего предела возможных температур). В эту группу входят АХОВ, находящиеся при атмосферном давлении в жидком состоянии. В случае аварийного разлива этих АХОВ преимущественно происходит загрязнение местности и появляется опасность загрязнения грунтовых вод, возможно образование вторичного облака загрязненного воздуха.

12. По степени воздействия на организм человека АХОВ делятся на четыре класса:

Характеристики АХОВ представлены в приложении 6 перечисленных классов опасности.

13. К чрезвычайно опасным АХОВ относятся:

— некоторые соединения металлов (органические и неорганические производные мышьяка, ртути, свинца, кадмия, цинка и др.);

— карбон илы металлов (тетракарбонил никеля, пентакарбонил железа и др.);

— вещества, содержащие циан группу (синильная кислота и ее соли, нитрилы, циангидрины, изоцианаты и др.);

— соединения фосфора (фосфорорганические соединения, хлориды фосфора, оксихлорид фосфора, фосфин и др.);

— галогены (хлор, бром, фтор);

— галогеноводороды (водород хлористый, водород фтористый, водород бромистый);

— хлоргидрины (этиленхлоргидрин, эпихлоргидрин и др.);

— фторорганические соединения (фторуксусная кислота и ее эфиры, фторэтанол и др.);

— некоторые другие соединения (фосген, окись этилена, амины, алкиловый спирт и др.).

14. К высокоопасным АХОВ относятся:

— минеральные и органические кислоты (серная, азотная, соляная, уксусная и др.);

— щелочи (аммиак, едкий натр, едкий калий и др.);

— серосодержащие соединения (сульфиды, сероуглерод, тиокислоты, тиоцианаты и др.);

— галогензамещенные углеводороды (хлористый метил, бромистый метил и др.);

— некоторые спирты и альдегиды кислот (формальдегид, метиловый спирт и др.);

— фенолы, крезолы и их производные.

15. К умеренно и малоопасным АХОВ относятся остальные потенциально опасные химические соединения.

1.3. Характер химических аварий и масштабы их последствий

17. Основными исходами химических аварий, как правило, являются:

— выбросы (разливы) АХОВ;

— мгновенное или постепенное испарение;

— дисперсия газов с нейтральной и положительной плавучестью;

— дисперсия тяжелого газа;

— возгорание жидкостей, зданий, сооружений и т. п.;

— взрывы различного характера (ограниченные, в свободном пространстве, взрывы паровых облаков, пылевые взрывы, детонации, физические взрывы, взрывы конденсированной фазы).

18. В химических авариях выделяются 4 фазы:

— выход последствий за пределы химически опасного объекта;

— локализация и ликвидация последствий аварии.

Содержание фаз развития химических аварий представлено в приложении 10.

19. Вторая фаза (развитие химической аварии) оказывает определяющие влияние на масштабы последствий аварии, так как от особенностей попадания АХОВ в атмосферу зависят дальность распространения газообразного (парообразного) облака и время поражающего действия.

20. Основными последствиями химических аварий могут быть:

— разрушения зданий, оборудования, технологических линий и т. п.

— возгорание зданий, сооружений, жидкостей и т. п.;

— загрязнение окружающей среды (атмосферного воздуха, земли, почвы, воды, растительного и животного мира, зданий, сооружений, технологического оборудования и т. п.);

— поражение людей, оказавшихся в зоне токсического воздействия без необходимых средств защиты или не успевших их использовать.

21. Наиболее характерной особенностью химических аварий с выбросом (разливом) АХОВ является образование зон химического загрязнения.

Величина зоны химического загрязнения, прежде всего, зависит с физико-химических свойств, токсичности и количества выброшенного атмосферу (разлившегося) АХОВ, а также метеорологических условий, при которых произошла авария.

Размеры зоны химического загрязнения характеризуются глубиной распространения облака загрязненного воздуха с поражающими концентрациями, площадью разлива АХОВ и площадью зоны химического загрязнения.

Схема зоны химического загрязнения представлена в приложении 11.

22. Основной характеристикой зоны химического загрязнения является глубина распространения облака загрязненного воздуха, которая определяется глубиной распространения первичного или вторичного облака грязненного воздуха.

Глубина распространения облака загрязненного воздуха в значительной степени зависит от метеорологических условий, рельефа местности, плотности застройки объектов.

23. Прежде всего, существенное влияние на глубину зоны химического го загрязнения оказывает вертикальная устойчивость приземного воздуха.

Инверсия способствует распространению облака загрязненного воздуха на более значительные расстояния от места аварии, чем изотермия и конвекция. Наименьшая глубина распространения АХОВ наблюдается конвекции.

Повышение температуры и увеличение скорости ветра ведут к увеличению перемешивания нижних и верхних слоев атмосферы и уменьшению глубин распространения поражающих концентраций.

24. Значительное влияние на глубину распространения облака загрязненного АХОВ воздуха оказывает характер местности, ее рельеф (равнинно-плоский, равнинно-волнистый, равнинно-холмистый, овражно-балочный, холмистый), а также шероховатость подстилающей поверхности (открытые водные поверхности, трава, леса и т. п.).

При прохождении облака загрязненного воздуха через населенные пункты на глубине его распространения сказывается их застройка, а также температура воздуха в населенных пунктах.

Данные по глу6инам распространения первичного облака некоторых АХОВ на равнинной местности при стандартных внешних температурных условиях с граничным значением пороговой токсодозы (РСТ50) представлены в приложении 11.

25. Характер распространения АХОВ в атмосфере во многом зависит также от плотности паров химически опасных веществ. Чем ниже плотность АХОВ, тем выше производительность источника загрязнения (скорость испарения).

Направление распространения облака загрязненного воздуха с относительной плотностью паров АХОВ меньше единицы определяется направлением ветра, а с относительной плотностью больше единицы как направлением ветра, так и профилем местности. АХОВ тяжелее воздуха растекаются в низких местах, затекают в подвалы домов, сохраняя продолжительное время поражающие свойства.

26. Важной характеристикой зон химического загрязнения является продолжительность воздействия облака загрязненного воздуха на людей, оказавшихся в зоне поражения АХОВ. Она определяется временем испарения разлившегося АХОВ или продолжительностью горения веществ с образованием ядовитых аэрозолей.

АХОВ, имеющие температуру кипения выше 200 С (треххлористый фосфор и др.) испаряются медленно и до полного испарения длительное время находятся в местах разлива АХОВ. При этом образование облака загрязненного воздуха с поражающими концентрациями весьма затруднительно. Оно возможно лишь при исключительно благоприятных погодных условиях (высокой температуры воздуха, почвы, незначительной скорости ветра и др.), а также в случае возникновения пожаров, которые могут привести к интенсивному испарению АХОВ. Образование облака загрязненного воздуха с высококипя­щими веществами также возможно в случае соприкосновения разлившихся АХОВ с другими химическими веществами и образования более летучих и тoксичных веществ с выделением большого количества тепла.

АХОВ, имеющие температуру кипения до 200 С (хлор, аммиак, фосген и др.) при разливе быстро испаряются, образуя облако загрязненного воздуха, которое распространяется по направлению ветра. Такие вещества в опасных концентрациях могут обнаруживаться на значительных расстояниях от места аварии.

27. Время испарения АХОВ зависит, прежде всего, от количества разлившегося вещества, его физико-химических свойств, площади разлива, температуры окружающей среды, скорости ветра и ряда других условий.

С повышением температуры и скорости ветра в приземном слое атмосферы скорость испарения АХОВ с поверхности разлива увеличивается, что ведет к сокращению времени воздействия АХОВ на окружающую среду и людей.

Для многих АХОВ с увеличением скорости испарения температура разлившегося вещества понижается, что ведет к уменьшению его летучести, а следовательно, и сокращению глубины зоны загрязнения.

Увеличение количества АХОВ в районе разлива увеличивает продолжительность его испарения и время существования зон химического загрязнения.

Время испарения некоторых АХОВ с площади разлива представлено в приложении 13.

Наличие земляной обваловки, поддона, железобетонной ограждающей стенки ограничивает площадь разлива АХОВ и способствует сокращению глубины распространения загрязненной атмосферы.

29. Выход облака загрязненного воздуха за пределы территории химически опасного объекта, в случае аварии на нем, обуславливает химическую опасность для населения административно-территориальной единицы, где такой объект расположен. Классификация административно-территориальных единиц по степени опасности для населения приведена в приложении 14.

30. При химическом загрязнении различных сред (воздух, вода, почва) возможно возникновение чрезвычайных ситуаций с химической обстановкой следующих четырех типов:

— химическая обстановка первого типа. При аварии на химически опасном объекте происходит разрушение емкости или технологического оборудования, содержащих АХОВ в газообразном состоянии, в результате чего образуется первичное парогазовое или аэрозольное облако с высокой концентрацией АХОВ, распространяющееся по направлению ветра. Основным поражающим фактором при этом является воздействие высоких (смертельных) концентраций паров АХОВ на людей и животных через органы дыхания. Масштабы загрязнения при этом типе химической обстановки зависят от количества выброшенных АХОВ, размеров облака, концентрации ядовитого вещества, скорости ветра, состояния приземного слоя атмосферы (инверсия, изотермия или конвекция), плотности паров АХОВ (легче или тяжелее воздуха), времени суток и характера местности;

— химическая обстановка третьего типа. При разливе в поддон (обвалование) или на подстилающую поверхность больших количеств сжиженных газов из изотермических хранилищ или жидких АХОВ с температурой кипения, близкой к температуре окружающей среды, а также при горении некоторых сложных химических соединений с выделением АХОВ (например, удобрений типа нитрофоски, комковой серы и других), образуется только вторичное облако загрязненного воздуха;

— химическая обстановка четвертого типа. При аварийном выбросе (разливе) значительных количеств мало летучих АХОВ типа фенола, сероуглерода, несимметричного диметилгидразина и др. с температурой кипения существенно выше температуры окружающей среды происходит загрязнение местности (грунта, растительности, воды) в опасных концентрациях.

Основными поражающими факторами при этом являются воздействие АХОВ в результате соприкосновения открытых участков кожи с загрязненной поверхностью или в результате попадания ядовитых веществ внутрь организма через желудочно-кишечный тракт.

31. Указанные типы обстановки при авариях на химически опасных объектах, особенно второй и третий, могут сопровождаться пожарами и взрывами, что существенно осложняет обстановку и затрудняет проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ

2.1. Мероприятия по предупреждению химических аварий

и ликвидации их последствий при различных режимах функционирования РСЧС

Режим повседневной деятельности функиионирования РСЧС

32. Планирование и реализация мероприятий, направленных на предупреждение химических аварий и ликвидацию их последствий при функционировании единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в режиме повседневной деятельности осуществляются в соответствии с общими требованиями к порядку функционирования РСЧС в этом режиме.

Комплекс этих мероприятий включает:

— сбор информации и постоянное пополнение банка данных о химически опасных объектах (их назначении, основных химических характеристиках, создающих потенциальную опасность для населения и окружающей среды, местах размещения и ведомственной подчиненности);

— осуществление наблюдения и контроля за обстановкой на химически опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

— прогнозирование и оценку риска химических аварий;

— совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при возникновении химических аварий;

— создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий химических аварий;

— организацию обучения населения способам защиты и действиям при химических авариях;

— планирование действий (взаимодействия) по предупреждению химических аварий и ликвидации их последствий.

Размер санитарно-защитных зон по глубине зависит от класса опасности химически опасного объекта и составляет:

В санитарно-защитных зонах запрещается размещение жилых зданий, детских и лечебно-оздоровительных учреждений.

34. Прогнозирование и оценка риска химических аварий производится для возможных, характерных для каждого химически опасного объекта аварий.

35. Совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям по ликвидации последствий химических аварий осуществляется, главным образом, путем проведения периодических тренировок и специальных учений. Обучение населения организуется в единой системе под’ готовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, созданной и функционирующей в Российской Федерации.

36. Расчет сил, средств и резервов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий химических аварий, планирование действий (взаимодействия) по ликвидации этих последствий осyществляется для случая возникновения запроектной аварии, характерной для конкретного химически опасного объекта.

Режим повышенной готовности функиионирования РСЧС

37. Основными мероприятиями по предупреждению химических аварий и уменьшению масштабов их последствий, осуществляемыми при функционировании РСЧС в режиме повышенной готовности (при ухудшении химической обстановки, получении прогноза о возможности возникновения химических аварий), являются:

— принятие на себя соответствующими комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной 6езопасности (КЧС) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС;

— формирование, при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения химической обстановки, выработки предложений по ее нормализации;

— усиление дежурно-диспетчерской службы;

— усиление наблюдения и контроля за обстановкой на химически опасных объектах (объекте, где прогнозируется химическая авария) и прилегающих к ним (нему) территориях;

— прогнозирование возможности возникновения химической аварии и ее масштабов;

— принятие мер по защите населения (оповещению; инженерной, химической и медицинской защите; эвакуации) и окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов в условиях последствий химической аварии;

— приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район химической аварии.

38. Усиление наблюдения и контроля за обстановкой на химически опасных объектах и прилегающих к ним территориях осуществляется путем оптимизации размещения датчиков систем контроля химической обстановки, учащения снятия показаний с датчиков, использования подвижных средств химического контроля, увеличения частоты взятия и обработки проб воздуха, почвы, воды.

39. По данным о состоянии химически опасного объекта и химической обстановки производится уточнение прогноза возможности возникновения химической аварии и масштабов ее последствий.

40. Решение о сроках и форме оповещения населения об угрозе химической аварии принимается в зависимости от возможных масштабов ее последствий, соответствующей КЧС. При принятии решения учитывается степень потенциальной опасности возможной химической аварии и ее последствий, а также оперативность и эффективность мер, которые могут быть приняты (или уже приняты) для предотвращения аварии и уменьшения ее возможных масштабов.

41. Меры инженерной защиты персонала химически опасного объекта, на котором возможна химическая авария, и населения, проживающего вблизи этого объекта, осуществляемые в режиме повышенной готовности, включают подготовку защитных сооружений (убежищ) для укрытия людей (проверка состояния сооружений, их освобождение от излишнего имущества, ремонт оборудования, доснабжение средствами жизнеобеспечения и т. п.).

42. Меры химической защиты населения включают: подготовку средств индивидуальной защиты для экстренной выдачи, при необходимости, на­селению, а объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта, заблаговременную защиту продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников (запасов) воды от загрязнения АХОВ.

Меры химической защиты производственного персонала, выполняющего работы по аварийной остановке химически опасных объектов согласно ПЛАС, дополнительно включают обеспечение средствами индивидуальной защиты и технического оснащения, применяемых при ведении газоспасательных работ.

43. Меры медицинской защиты населения при угрозе возникновения химической аварии включают: подготовку больничной базы к приему пострадавших вследствие химической аварии, подготовку медицинских учреждений к экстренной выдаче медицинских средств индивидуальной защиты, контролю загрязненных продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников.

44. В целях обеспечения своевременной эвакуации населения при возникновении химической аварии осуществляется уточнение планов эвакуации, подготовка к развертыванию эвакуационных органов, а транспортных предприятий к проведению, при необходимости, эвакуации населения.

45. Решение о выдвижении сил и средств, приведенных в готовность для действий в случае возникновения химической аварии, в предполагаемый район действий, принимается соответствующей КЧС в зависимости от складывающейся обстановки.

Режим чрезвычайной ситуации функционирования РСЧС

46. Основными мероприятиями по ликвидации последствий химических аварий, осуществляемыми при функционировании РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации (при возникновении химической аварии и во время ликвидации ее последствий), являются:

— обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

— аварийная остановка химически опасного объекта (блока, установки, цеха) нештатными аварийно-спасательными формированиями, создаваемыми из числа производственного персонала;

— выдвижение оперативных групп в район аварии;

— выявление химической обстановки в районе аварии;

— организация химического контроля;

— установление и поддержание режима химической безопасности;

— обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты;

— немедленный вывод в безопасную зону производственного персонала, не задействованного в аварийной остановке производства;

— санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;

— обезвреживание аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

— эвакуация и/или отселение граждан из зон химического загрязнения.

47. Факт химической аварии фиксируется на основании информации от руководства химически опасного объекта и органов Ростехнадзора России о возникшей химической аварии или данных об обнаружении АХОВ за пределами химически опасного объекта.

Информация о возникшей химической аварии в порядке и сроки, определенные табелем срочных донесений МЧС России, доводится до соответствующих органов управления РСЧС.

48. Через средства массовой информации и по иным каналам информация о возникшей химической аварии и складывающейся обстановке, принятых мерах по защите населения, рекомендации по действиям населения в условиях последствий химической аварии оперативно и достоверно доводятся до населения.

Информация населения должна быть адекватной ситуации и взвешенной, сводящей к минимуму как панику, так и недооценку возможных последствий для человека в случае пренебрежения им поступившими указаниями о мерах защиты. Ответственность за решение вопросов оповещения населения несут соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители организаций химически опасных объектов.

49. В целях уточнения обстановки, выработки решений по защите населения и ликвидации последствий химической аварии в район аварии выдвигается в зависимости от ее масштабов оперативная группа от органа управления РСЧС соответствующего уровня.

50. Выявление химической обстановки начинается с получением информации об аварии и заключается в определении ее масштабов и характера, установлении границ зоны химического загрязнения, типа и концентрации АХОВ, оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к аварийному объекту и другим местам работ, а также определения возможных маршрутов эвакуации населения, животных, материальных и культурных ценностей из зоны аварии.

51. Химический контроль в условиях возникшей чрезвычайной ситуации химического характера организуется и осуществляется с целью контроля за изменениями химической обстановки. Он включает контроль за:

— содержанием АХОВ в воздухе, питьевой воде, пищевых продуктах;

— степенью загрязнения АХОВ различных технических средств, имущества и территории.

52. Установление и поддержание режима химической безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения воздействия АХОВ на население, персонал аварийного объекта и участников ликвидации аварии и ее последствий. Этот режим обеспечивается:

— установлением особого порядка доступа в зону аварии;

— зонированием района аварии;

— целесообразным отбором участников ликвидации последствий аварии с обязательным их медицинским освидетельствованием и бесплатным личным страхованием;

— проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— осуществлением химического контроля в зоне загрязнения и на выходе в «чистую» зону;

— обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;

— осуществлением работ по обезвреживанию.

53. В целях защиты кожи, дыхательных путей и зрения от попадания АХОВ население, персонал аварийного объекта и участники ликвидации химической аварии и ее последствий обеспечиваются средствами индивидуальной защиты.

В зависимости от химической обстановки и условий работы используются изолирующие или фильтрующие средства защиты кожи и органов дыхания.

54. Укрытие персонала аварийного объекта при возникновении химической аварии в защитных сооружениях производится с целью защиты органов дыхания от высоких концентраций АХОВ и загрязнения ими кожных покровов. При этом укрытие работающей смены химически опасного объекта должно производиться в убежищах с режимами полной изоляции или фильтровентиляции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *