Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

Факторы, влияющие на поведение

Что оказывает влияние на эффективность поведения человека Что оказывает влияние на эффективность поведения человека Что оказывает влияние на эффективность поведения человека Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

Основные характеристики, черты личности и личностные факторы, влияющие на ОП

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ

ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

Человек – это родовое понятие – отдельный представитель человеческого рода.

Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями.

Личность – это индивид как носитель качеств, приобретённых в процессе жизни в обществе.

Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими и способностями, присущими только ей.

На поведение человека влияет две группы факторов (стимулов): внутренние (личностные) и внешние (ситуационные). И поведение является результатом влияния этих двух групп факторов [Немов, с. 390].

К внутренним факторам (личностным диспозициям, стимулам), которые влияют «изнутри», относят психологические характеристики (свойства) личности: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления, интересы, ценности и т. п.

К внешним или ситуационным факторам относятся все стимулы внешней среды: политическая, экономическая и социальная ситуация, отношения, вознаграждения и наказания, поведение окружающих людей (членов семьи, коллектива, группы, руководителей, знакомых и т. д.) – в общем, всё, что окружает человека или регламентирует его поведение – нормы, законы, правила, инструкции и т. п.

Наиболее важным фактором, влияющим на поведение, являются потребности.

Потребность – это нужда, принявшая конкретную специфическую форму

[С.К. Лапп. В бизнес по расчёту. С. 113].

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-то, необходимом для их нормального существования [Немов, с. 563].

Потребность «сообщает» человеку на уровне ощущений о том, что требуется организму (органические потребности) или личности (психологические потребности). [Я]

Потребности есть у всех объектов живой природы; этим они отличаются от объектов неживой природы.

Существует много классификаций потребностей. Например, потребности бывают органические (физические, физиологические), материальные, духовные, социальные (в общении и взаимодействии с другими людьми). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Потребность активизирует организм, инициирует, направляет и стимулирует его поведение, т. е. является побудительным фактором.

Вторым по значимости после потребности побудительным фактором является цель. Целью называют тот результат, на получение которого направлена деятельность, вызванная потребностью.

А вот каким способом будет человек достигать цели, зависит от системы егоценностей. Ценность – это то, что человек высоко ценит в своей жизни. Потребности в еде, например, можно удовлетворять одним из следующих способов: вырастить самому, приобрести в обмен на что-то (бартером или покупкой), украсть или отнять. И именно ценности, а точнее их система, совокупность (ценностные ориентации) определяют в значительной степени способ достижения цели (удовлетворения потребности) – заработать и купить, украсть или отнять.

И если потребности являются побудителями активности и поведения человека, а цели направляют поведение, то регуляторами поведения являются ценности (ценностные ориентации), а также:

1. Индивидуальные особенности. Это:

Психические процессы: восприятие, внимание, мышление, воображение, память и т. д.

Темперамент, характер, способности, воля, эмоциональность, настроения.

Умения, навыки, привычки, возраст, пол, социальное положение и т.д.

Черты личности: авторитаризм, макиавеллизм, перфекционизм, локус контроля, склонность к риску, догматизм, стиль деятельности, нравственные и моральные принципы, психологическая компентность (социальный интеллект) и т. п.

3. Содержание и средства труда.

Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

6. Инструкции, положения, приказы, распоряжения.

7. Традиции, обычаи, менталитет (самосознание).

8. Государственные законы, общественные правила поведения, семейные традиции, национальные традиции.

Разными авторами предложены разные формулы поведения.

П=f(X, E),где

Х – особенности характера;

Е – окружающая среда (ситуация). Формула принадлежит психологу Курту Левину.

Есть и другая формула:

П=f(J, E),

J – природные свойства индивида;

Е – окружающая среда.

Психологу Р. Б. Кеттелу (1905–1998) принадлежит формула:

П=f(Р, E),

где Р –структура личности.

Как видим, его формула несущественно отличается от формулы К. Левина.

Но понятно, что поведение индивида является функцией всех вышеперечисленных переменных: особенностей индивида (природных и приобретенных) и окружающей среды, т. е.:

П=f(J, X, E).

Большое влияние оказывает также восприятие, то есть не то, что есть на деле, или происходит, но, гл.о. то, как это всё воспринимается индивидом.

Основные характеристики личности, определяющие ее поведение

Личность формируется в процессе (в результате) социализации.

В процессе социализации появляется «Я–концепция» и самооценка личности.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

«Я – концепция» – это система представления человека о самом себе.

1. «Я – реальное» – адекватная;

2. «Я – идеализированное» или «Я-идеальное» – неадекватная.

1. Авторитаризм – стремление командовать всем и всеми и держать всё в своей власти.

2 Макиавеллизм – нравственная неразборчивость в средствах на пути к цели (по головам и т. п.).

3. Перфекционизм – стремление к совершенству, безукоризненности в исполнении обязанностей и дел.

4. Локус контроля – характеристика личности, показывающая, где человеком помещает источник контроля за своим поведением, за своей судьбой. Интерналы имеют внутренний источник контроля, т. е. считают, что они сами контролируют события своей жизни. Экстерналы имеют внешний источник контроля, т. е. считают, что кто-то контролирует события их жизни (начальник, ситуация, обстоятельства, рок и т. д.).

5. Догматизм – приверженность к существующим догмам в организации (правилам).

6. Склонность к фаворитизму – выбор любимчиков и покровительство им, продвижение не по заслугам, а по принципу «нравится-не нравится».

7. Склонность к протекционизму – подбор не по деловым качествам, а по знакомству.

8. Склонность к волюнтаризму – субъективизм, произвол, пристрастное отношение, лишенное объективности, предвзятость.

Черты, из-за которых увольняют работников в течение первого месяца после найма:

1) цинизм (бесстыдство, наглость, грубая откровенность);

Источник

Техники влияния на поведение людей

Поведение – это то, что связывает человека с окружающим миром – людьми, предметами, событиями. Можно сказать, что от поведения зависит отношение окружающего мира к человеку. А с другой стороны проявления внешнего мира определяют то, как человек себя ведет. Можно ли повлиять на эту взаимосвязь? Можно ли путем коррекции поведения человека изменить отношение окружающего мира к нему? Попробуем разобраться с этими вопросами, а также узнаем, что такое прикладной анализ поведения.

Бихевиоризм — направление психологии, изучающее поведение личности

Поведением называют взаимодействие живого организма с объектами окружающей среды, измеряемое перемещением во времени или пространстве. Следствием данного взаимодействия является изменение окружающей среды.

Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

Факторы, которые оказывают влияние на поведение человека, изучают давно. Есть даже специальное направление в психологии – бихевиоризм. Название произошло от английского слова behavior, что в переводе означает «поведение». Американский психолог Джон Уотсон основал это направление. Рассматривая возможность и необходимость изучать психологию личности с помощью точных и измеримых методов, Уотсон вывел простую формулу: стимул = реакция. Это означает, что под влиянием каких-либо стимулов у человека появляется реакция. Например, человек хочет есть, поэтому он идет в магазин за продуктами.

Бихевиоризмом занимался также И. П. Павлов, и он внес довольно большой вклад в это направление психологии. Его эксперименты на собаках показали возможность выработки безусловного и условного рефлекса в результате обучения.

Формулой стимул=реакция объясняется респондентное мотивирование. То есть, каждый мотив вызывает определенную поведенческую реакцию. Есть и понятие оперантное обусловливание поведения, которое определяется формулой: стимул+подкрепление=реакция. В этом случае реакция рождается не только от стимула, но и возможной реакции со стороны. Такой тип мотивирования подробно описывал Беррес Скиннер.

Сравнить указанные типы мотивирования довольно легко. К примеру, ребенок выходит на улицу, и задача мамы мотивировать его надеть шапку. По формуле Уотсона мы бы сказали: «Надень шапку, иначе заболеешь». Здесь стимул – нежелание заболеть – вызовет соответствующую реакцию. Однако он может быть недостаточно убедительным, ведь эти слова мамы ничем не подтверждены. Если бы однажды после этих слов ребенок вышел на улицу без шапки и сразу заболел, это стало бы твердым стимулом для него надеть шапку в следующий раз. Беррес Скиннер предложил бы сказать, например: «Надень шапку, а вечером мы пойдем с тобой гулять». То есть, стимул здесь подкреплен поощрением. И в данном случае вероятность того, что ребенок послушается, больше. Подкрепление может быть положительным и отрицательным. Однако поощрение действует лучше.

Таким образом, влиять на поведение можно. Изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояние, используя мотивационный механизм. Именно на этом основана разработанная в США методика прикладного анализа поведения. Она используется при терапии расстройств аутистического спектра. Дети с диагностированным аутизмом – это в первую очередь те, для кого подходит данный метод.

Суть, принципы и технологии прикладного анализа поведения

Этот метод иначе называется ПАП-терапия. Поведенческая терапия ориентирована на социализацию детей-аутистов. Ее проводит ментор (проводник), которым, как правило, выступает родитель. Цель ментора – создать благоприятные внешние условия, в которых ребенок сможет развиваться, социализироваться и принимать окружающую среду.

Дети с аутическими расстройствами страдают от дефицита социального взаимодействия и общения. У них небольшой круг интересов. Их особенность в том, что они выполняют повторяющиеся действия. Прикладной анализ поведения направлен на расширение круга интересов, обучение аутистов общению с внешним миром и пониманию происходящих вокруг вещей.

В данной методике активно используются принципы бихевиоризма, такие как стимулирование и подкрепление. При этом последнее используется только в качестве поощрения. Согласно методу прикладного анализа поведения, раздражение, нетерпение и агрессия ментора исключены. Самое главное – научить ребенка воспринимать гордость и радость за успехи, терпение и упорство при неудачах.

У аутистов некоторые типы восприятия развиты лучше (слух, зрение, вкус или осязание). Поэтому при поиске подхода ментору необходимо понять, с помощью чего он сможет воздействовать на мозговую активность лучше. Для проводника методика ПАП должна стать образом жизни, только так можно добиться результатов. Его чуткость, внимательность, терпеливое отношение должны сочетаться с одновременным анализом поведения. Это требует больших усилий, но улучшение состояния ребенка станет большим вознаграждением.

Методика ПАП имеет четыре условных этапа

Работа начинается с простых шагов. К примеру, нужно добиться, чтобы ребенок сделал какое-то движение. Ментор дает сигнал, а ребенок понимает его и выдает соответствующую реакцию. Это может получиться не с первого раза, но нужно набраться терпения.

Этот этап предполагает формирование связи простых шагов в более сложные комбинации, при котором задействуются разные отделы головного мозга. Например, если ребенок уже научился махать рукой при прощании, то теперь его нужно научить еще и говорить «пока».

Обычные сигналы преобразуются в конкретные запросы проводника. На этом этапе происходит усиленная подготовка к нахождению в обществе ребенок становится более подготовленным к жизни в обществе, может воспринимать комплексные сигналы и давать на них реакции.

Здесь предполагается непосредственно практика – ребенок, обученный ранее указанным навыкам, выходит в общество. Но при этом нужно сделать так, чтобы люди, с которыми он будет общаться, были положительно настроенными и доброжелательными.

Пройдя четыре этапа методики, ребенок сможет погрузиться в социальную среду.

Эффективность данного метода на сегодняшний день неоднократно доказана, хотя и часто подвергается критике. Метод можно применять и с обычными людьми, брать формулу Скиннера, менять свои привычки и влиять на поведение людей. А чтобы научиться понимать, почему люди ведут себя определенным образом, и предугадывать поведение окружающих, рекомендуем пройти курс «Менталист» от Викиум. Он ориентирован на развитие логического мышления. Как раз именно хорошо развитая логика нужна для правильного проведения анализа поведения.

Источник

Что оказывает влияние на эффективность поведения человека

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 18.12.2021).

Везде, где есть люди, есть общение. А где есть общение- всегда есть цели, взаимодействие и влияние. Ситуаций масса: презентации, споры, дебаты…, просьбы, убеждения, возражения…, продажи, знакомства, переговоры…, словесные и физические стычки…- необходимо быть уверенным, зрелым, гибким…, техничным, креативным, артистичным…, много знать и уметь, чтобы добиваться поставленных целей, решать любые жизненные и профессиональные задачи… От того, насколько человек будет эффективен в различных ситуациях, будет зависеть и его жизненная успешность и, главное, его уверенность в своих силах, уверенность в себе…

Понятие “эффективность” многогранно, поэтому разделим его на следующие виды
(пойдем от глобального):
а) жизненная эффективность, социальная успешность
б) эффективность в достижении конкретных целей, решении конкретных поставленных задач
в) ситуационная эффективность, эффективное поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Жизненная эффективность— способность человека двигаться по своему жизненному пути, создавая зону своего (в соответствии со своими приоритетами, ценностями) жизненного комфорта, счастья по всем сферам человеческой жизнедеятельности (семья, профессия, социальный статус, материальное благополучие, увлечения, досуг…).

Эффективность в достижении поставленных целей, задач— это способность человека ставить и решать конкретные профессиональные или жизненные задачи… Здесь важны и мотивация (особое устремление), и планирование, и организация процесса, и личностный потенциал, и профессионализм, и определенные условия…- т.е. все, что позволит с максимальной эффективностью выполнять поставленные задачи.

Эффективное поведение (ситуационная эффективность)- это способность человека ставить и достигать поставленные цели в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия, когда каждое действие, каждый шаг оптимально (с минимальными затратами и максимальными эффектами) ведет к намеченной в данной ситуации цели, результату.

Поэтому, каждая ситуация взаимодействия, похожа на игру в шахматы- делаешь правильные ходы- выигрываешь, делаешь не правильные- проигрываешь…

Итак, что необходимо для того, чтобы делать правильные ходы в конкретной жизненной или профессиональной ситуации?

1) способностью четко разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
2) способностью объективно оценить реальную обстановку (текущее положение вещей)
3) способностью быстро принимать решение, просчитывать ходы, варианты своего поведения
4) способностью гибко и технично действовать, подводя конкретное межличностное взаимодействие к намеченному результату…

1. Способность глубоко и развернуто разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
Любая ситуация, хоть жизненная, хоть профессиональная имеет свою специфику, особенности: основы, нюансы, “правила игры”… Разбираясь в правилах, основах ситуации вы знаете: что делается? как делается? зачем, почему делается? чего от вас хотят и как, в принципе, надо правильно себя вести…
Не разбираясь, соответственно, не знаете… (а неопределенность, в свою очередь, нередко ставит в тупик).

Далее- все по ситуации…
2. Способность объективно оценить реальную обстановку, реальное положение вещей
То, что может быть эффективным в одной ситуации и для одного человека, может быть совсем не эффективным в другой ситуации и для другого человека… Поэтому, четко оцениваем:

А каждый полученный результат, в принципе, предполагает улучшение взаимоотношений, социального благополучия, внутренней, душевной удовлетворенности, спокойствия, а не наоборот…

3. Способность просчитывать ходы, варианты своего поведения…
Если ситуация сложная (т.е. вы не знаете, как повлиять, что делать, как себя вести), то для начала стоит продумать условия, при которых ваш оппонент пойдет с вами на сотрудничество, или захочет делать по-вашему… (в зависимости от ситуации и поставленных вами целей).

Что значит “продумать условия”? – это значит, что надо встать на место вашего оппонента, продумать его позицию в данной ситуации, его отношение к вам, к вашей просьбе, к вашему предложению… Что его побудит пойти к вам на встречу, при каких условиях он откликнется на вашу просьбу, пожелание, или заинтересуется вами, вашим предложением?

А далее необходимо создать эти условия, т.е. разработать план, последовательность определенных действий- это могут быть как отдельные шаги, так и целые комбинации, подводящие к нужной вам цели, результату.

Разрабатывая комбинацию эффективного поведения, необходимо так же учитывать следующие моменты: кто первый ходит, или уже сходил… ваш ход (стимул)- его ход (реакция)… Если он так- то вы как? если вы так, то он как?- все как в шахматах…
При этом не забывать про то, что ваш партнер по взаимодействию тоже умеет думать- т.е. просчитывать ситуацию, вас, вашу “игру” и делать свои, верные, но уже в вашу сторону, ходы…

Если, к примеру, понаблюдать, за игрой профессиональных теннисистов- то они играют по таким же правилам… И дело здесь далеко не в технике- среди равных выигрывает тот, кто думает на шаг вперед своего противника, умеет предугадывать его ходы…

4. Способность гибко и технично действовать, подводя ситуацию к намеченному результату…

1) Сила воли
Именно сила воли запускает все конструктивные “хочу”, “надо”, все то, что двигает вперед, к поставленным целям… И останавливает все деструктивное— все то, что хочется, но, в принципе, не надо…

2) Уверенность
Уверенность – это свойство человека, связанное с ощущением внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, решать задачи, преодолевать трудности, совершать поступки… и при этом, не боясь совершить ошибки.

Из чего складывается уверенность?

3) Социальная зрелость, разум, сознание
Глубина и ширина социального сознания обеспечивает способность объективно оценивать ситуацию, а социальный интеллект— способность продумывать оптимальную для данной ситуации стратегию и тактику эффективного поведения.

4) Находчивость, креативность, оригинальность…
Настоящий мастер влияния оригинален, необычен, артистичен… придумает и найдет выход из любой, даже самой сложной, и тупиковой ситуации…

5) Гибкость
Очень важное качество. Это способность человека меняться… меняя свое поведение по конкретной ситуации, ее меняющимся условиям… (не путаем с моральной гибкостью, лицемерием…)

! Отмечу так же, что духовно-нравственные качества (доброта, человечность, душевная чистота)- совсем другая категория человеческой индивидуальности, другой вектор индивидуальной направленности…

Необходимо развивать:
а) все вышеописанные личностные качества: уверенность, социальную зрелость, гибкость, находчивость, креативность…
б) техническое мастерство: владение всеразличными техниками влияния, психологического воздействия.
в) прорабатывать эффективность в различных ситуациях межличностного взаимодействия:
— изучать их психологию, основы
— тренировать свою эффективность, постоянно меняя условия заданной ситуации
— и развивать свою рефлексию- т.е. способность понимать свое поведение и то, какое влияние, какой эффект это поведение оказывают на партнера(ов) по межличностному взаимодействию.

Как развить в себе уверенность , силу духа?
Уверенность развивается:
а) успешным, положительным опытом, способностью достигать цели и преодолевать трудности…
б) избавлением от комплексов, от страха падения и неудач…
! “Выжимайте” из себя все низкое, маленькое, не нужное… стабилизируйте самооценку и внутренняя свобода сделает свое дело…

Развивать сознание, социальную зрелость можно:
а) привычным способом- методом проб и ошибок и разбором полученного, пусть даже и неудачного опыта… (не забывая, что “часто не победы учат человека, а именно поражения становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее…”)
б) обучением у более зрелых, знающих, умеющих…
в) наблюдая за умными, интересными, успешными людьми… к примеру, в жизни, в книгах, в кинофильмах…
! Расширяйте свое сознание, познавайте, разбирайтесь… и обретете особую уверенность, уверенность понимающего, знающего человека.

Находчивость, креативность… развивается тренировкой, освоением различных комбинаций, ловких ходов, «финтов», а так же решением всеразличных жизненных задачек-сложных ситуаций, проигрывая их, и проигрывая не одним, а различными, самыми неожиданными способами…

Гибкость тоже тренируется и легче тренируется у гибких с рождения людей. Тяжелее- у прямолинейных, принципиальных… Как? Здесь необходимо учиться понимать, чувствовать ситуацию: понимать партнера по взаимодействию, понимать его мотивы, замечать, как он меняется по ходу встречи, как меняется его настроение, поведение, тактика общения… и самое главное, почему меняется? А вы в свою очередь, подмечая все это, тоже своевременно меняетесь, подстраиваясь, и начинаете влиять… естественно и непринужденно…

Чтобы отточить, отработать технику, перевести ее в разряд навыка необходимо:
а) понимать психологию этой техники: как она работает, на что и как воздействует
б) и конечно, тренироваться, тренироваться, и еще раз, тренироваться… не бояться, совершать поступки, анализировать произошедшее и опять тренироваться… и в результате- все начнет получаться, и главное, получаться все лучше.

Учитесь, не ленитесь! Разбирайте по полочкам ситуации, ищите интересные, необычные ходы… Включайте в себе артиста…
И со временем не заметите, как разнообразие, находчивость, сила ума и уверенность вольются в вашу душу- успешность и самодостаточность станут неотъемлемой частью вашего Я…

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *