Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Игорь Святославичкнязь Новгород-СеверскийЕфросиния Ярославнажена князя ИгоряСвятослав Всеволодовичкнязь КиевскийКончакполовецкий ханДивзлой демонРусские воины, половецкие воины

Краткое содержание балета «Ярославна»

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
40 мин.25 мин.30 мин.

Фото:

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Интересные факты

История создания балета «Ярославна»

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость. Билеты на балеты

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

История постановки балета

История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.

Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.

Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.

Основная сюжетная линия

Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.

Ключевые персонажи

А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.

Другие русские князья, с которыми был, так или иначе, связан Игорь, плакальщицы, тужащие за погибшими и попавшими в плен, сами воины, их враги половцы — все эти герои дополняют общую картину, делая ее максимально наполненной и соответствующей духу того времени. Что касается танца, то он также играет большую роль, наглядно передавая физическую и душевную боль героев, причем в непривычной подаче.

Краткое содержание

Общая продолжительность спектакля составила 2 часа 10 минут с одним только антрактом, несмотря на то, что всего было предусмотрено три части. Так, первая часть, названная «Раздраем», включила в себя четыре действия: «Усобицы», «Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины», «Начало похода» и «Затмение». Вторая часть, именуемая «Черным актом», была представлена в трех действиях, среди которых «Поход», «Первая битва» и «Окружение», тогда как третья («Спасение») состояла из таких пяти последовательных актов, как «Вторая битва», «Плач Ярославны», «Побег», «Возвращение» и «Призыв».

Весь сюжет произведения также можно разбить на три основных части, в которых события развивались в таком порядке:

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Сказка ложь, да в ней намек, и поставленный по повествованию балетный спектакль наглядно отображает весь абсурд происходящего в этой кровавой каше, а также обреченность народов, вынужденных служить своим воинственным повелителям.

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

«Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал» — по этой цитате можно понять, какие силы управляют великими завоевателями, отправляя их на подобные подвиги, что всячески подчеркивал в своей постановке Виноградов, приводя сравнение действий противоборствующих сторон.

Отзывы о спектакле

Балет «Ярославна» произвел яркое впечатление не только на критиков, но и на зрителей, притом что речь идет о представителях разных поколений, которым довелось смотреть постановку вживую или в записи. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и рецензии, которые можно найти в сети.

В школе задали написать сообщение по теме «Балет «Ярославна», и я, как мне кажется, успешно справился с этим заданием, поэтому спешу поделиться своим опытом. Сначала я написал вступление, состоящее из нескольких предложений, в котором обозначил главную тему постановки и ее авторов. Основную часть я разбил на несколько, упомянув интересные факты о балете, его главных героях и кратко описав сюжет. Вывод сделал таким же небольшим, как и вступление, подведя общие итоги. Для полноты картины прикрепил репродукцию моего любимого русского художника Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

К сожалению, посмотреть оригинальную постановку Виноградова мне не позволил тогда еще детский возраст и место жительства, но это не мешает мне изучать вопрос. Я сама по образованию историк, поэтому тема знакомая и для меня животрепещущая. Несколько раз перечитывала либретто и пересматривала телевизионную запись балета, которую удалось отыскать в сети, и все время полный восторг! Собираюсь углублять свои знания в этой области, так как она действительно заслуживает особого внимания.

Одно время увлекался историей Киевской Руси в период после ее крещения и знаменитое «Слово» заняло в моем любительском исследовании особую нишу. Посчастливилось увидеть постановку Виноградова 1974 года в МАЛЕГОТе, и сказать, что я тогда был поражен, это значит не сказать ничего. Ярко, смело, экспрессивно, казалось, что на этом этапе вся история классического танца разделилась на «до» и «после». Жаль, что сегодня не ставят ничего подобного, я бы с удовольствием сходил.

Источник

Тест к уроку №3. В музыкальном театре. Балет

1. Что легло в основу балета «Ярославна»?

А. «Слово о полку Игореве»

Б. «Сказании о великих князьях Владимирских»

В «Повесть временных лет»

2. В каком номере балета Б. Тищенко «Ярославна» используется подлинный текст «Слова о полку Игореве»?

Б. «Стон Русской земли»

3. Балет состоит из:

В. Из пролога и 2 действий

4.Какие древние традиции русской музыки использует современный композитор в «Плаче Ярославны»?

А. Интонации колыбельной

Б. Интонации причитания

Г. Интонации заклички

Б. русский композитор 19 века, член «Могучей Кучки»

В. Композитор, автор оперы «Князь Игорь»

А. Музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы

Б. Вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии пения, музыки и сценического действия

В. Драматическое произведение

7. Расставь фрагменты балета Б. Тищенко «Ярославна» в правильном порядке.

8. Какой национальный образ воссоздает Борис Тищенко через активные ритмоформулы и свободную пластику босоногих воинов?

А. Национальный колорит русского стана

Б. Национальный колорит половецкого стана

В. Образ Русской земли

9. Какой прием использовал Б. Тищенко для создания образа половецкой конницы, безжалостно топчущей русскую землю?

А. Изображение топота копыт барабанной дробью.

Б. Изображение топота копыт женским кордебалетом на пуантах.

В. Изображение топота копыт ударами тарелок и грохотом литавр.

10. Какой, непривычный для балета, коллектив исполнителей вводит Б. Тищенко в

Источник

Балет «ЯРОСЛАВНА. ЗАТМЕНИЕ». Мариинский театр.

Премьера 30 июня 2017 года, Мариинский театр

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

фото: Виктория Назарова

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Музыка Бориса Тищенко
Либретто Владимира Варнавы и Константина Фёдорова

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник-видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер –Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов
Продолжительность: 2 часа 10 мин

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ярославна – Злата Ялинич
Князь Игорь – Юрий Смекалов
Див – Григорий Попов
Половецкая дева – Кристина Шапран

Источник

«Ярославна» — краткое содержание балета Б.И. Тищенко

В основе сюжета балета «Ярославна», с кратким содержанием которого не помешает ознакомиться перед просмотром самой постановки, лежит «Слово о полку Игореве», вполне справедливо считающееся памятником русской литературы в ее истоках. Музыкальное оформление действий и техника танца позволили посмотреть на это направление театрального искусства с совершенно другой стороны, отойдя от привычного его понимания.

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

История постановки балета

История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.

Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.

Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.

Основная сюжетная линия

Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.

Ключевые персонажи

А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.

Другие русские князья, с которыми был, так или иначе, связан Игорь, плакальщицы, тужащие за погибшими и попавшими в плен, сами воины, их враги половцы — все эти герои дополняют общую картину, делая ее максимально наполненной и соответствующей духу того времени. Что касается танца, то он также играет большую роль, наглядно передавая физическую и душевную боль героев, причем в непривычной подаче.

Краткое содержание

Общая продолжительность спектакля составила 2 часа 10 минут с одним только антрактом, несмотря на то, что всего было предусмотрено три части. Так, первая часть, названная «Раздраем», включила в себя четыре действия: «Усобицы», «Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины», «Начало похода» и «Затмение». Вторая часть, именуемая «Черным актом», была представлена в трех действиях, среди которых «Поход», «Первая битва» и «Окружение», тогда как третья («Спасение») состояла из таких пяти последовательных актов, как «Вторая битва», «Плач Ярославны», «Побег», «Возвращение» и «Призыв».

Весь сюжет произведения также можно разбить на три основных части, в которых события развивались в таком порядке:

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

Сказка ложь, да в ней намек, и поставленный по повествованию балетный спектакль наглядно отображает весь абсурд происходящего в этой кровавой каше, а также обреченность народов, вынужденных служить своим воинственным повелителям.

Что оказало влияние на стилистику балета ярославна

«Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал» — по этой цитате можно понять, какие силы управляют великими завоевателями, отправляя их на подобные подвиги, что всячески подчеркивал в своей постановке Виноградов, приводя сравнение действий противоборствующих сторон.

Отзывы о спектакле

Балет «Ярославна» произвел яркое впечатление не только на критиков, но и на зрителей, притом что речь идет о представителях разных поколений, которым довелось смотреть постановку вживую или в записи. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и рецензии, которые можно найти в сети.

В школе задали написать сообщение по теме «Балет «Ярославна», и я, как мне кажется, успешно справился с этим заданием, поэтому спешу поделиться своим опытом. Сначала я написал вступление, состоящее из нескольких предложений, в котором обозначил главную тему постановки и ее авторов. Основную часть я разбил на несколько, упомянув интересные факты о балете, его главных героях и кратко описав сюжет. Вывод сделал таким же небольшим, как и вступление, подведя общие итоги. Для полноты картины прикрепил репродукцию моего любимого русского художника Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

К сожалению, посмотреть оригинальную постановку Виноградова мне не позволил тогда еще детский возраст и место жительства, но это не мешает мне изучать вопрос. Я сама по образованию историк, поэтому тема знакомая и для меня животрепещущая. Несколько раз перечитывала либретто и пересматривала телевизионную запись балета, которую удалось отыскать в сети, и все время полный восторг! Собираюсь углублять свои знания в этой области, так как она действительно заслуживает особого внимания.

Одно время увлекался историей Киевской Руси в период после ее крещения и знаменитое «Слово» заняло в моем любительском исследовании особую нишу. Посчастливилось увидеть постановку Виноградова 1974 года в МАЛЕГОТе, и сказать, что я тогда был поражен, это значит не сказать ничего. Ярко, смело, экспрессивно, казалось, что на этом этапе вся история классического танца разделилась на «до» и «после». Жаль, что сегодня не ставят ничего подобного, я бы с удовольствием сходил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *